РУБРИКИ |
Толерантность и конфликт |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Толерантность и конфликтТолерантность и конфликтСодержание 1. Проблема конфликта и толерантности в исторической перспективе 2. Толерантность и конфликт в системе «Я и другие» 3. Самосознание и целостность Я 4. Внимание к другому - шаг толерантности 5. Постановка целей и их приоритет 1. Проблема конфликта и толерантности в исторической перспективе Философские идеи достаточно ярко демонстрируют интерес древних мыслителей к самым разным аспектам, как проблемы конфликта, так и проблемы толерантности. Эти идеи своими корнями уходят в эпоху Античности, которая, можно сказать, их «предчувствовала». Наблюдая природное и культурное несходство людей, философы древности стремились, несмотря на все эти различия, найти пути гармонизации совместной жизни. Хотя в эпоху Античности проблема толерантности открыто еще не ставилась, ее мотивы улавливались в высказываниях мыслителей Гераклита, Аристотеля, Сенеки и других философов. Греческий философ Гераклит (530-470 гг. до н.э.) считал войну единственным всеобщим законом, в то же самое время в «круговороте природы и мироздании», в космосе он видел «скрытую гармонию». Почти в тоже самое время китайский мыслитель Конфуций (551-479 гг. до н.э.) высказывал взгляд на проблему конфликта, открыто предлагая идею толерантности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и семье к тебе не будут чувствовать вражды». При этом он видел источник конфликтов в невоспитанности и необразованности людей. Он считал, что «благородные мужи» основываются в своих отношениях на порядке. Именно порядок, а не выгода и тому подобные вещи определяют поведение «благородных мужей» в отличие от «простолюдинов», «малых людей», чьим уделом становится поиск выгод. Платон (ок. 428-348 гг. до н.э.),говоря о всеобщности законов войны в круговороте развития, считал ее уже величайшим злом, которое порождено именно этой эпохой. Он думал, что старые времена было лучше. Да и сами времена были лучшие-«золотой век», когда люди жили дружно, относились друг к другу доброжелательно. Понимая неизбежность войны и зло, которое она несет, мыслители старались найти способы сосуществования, обеспечивающими мир. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия стремилась в начальный период своего развития доказать преимущества мира. Толерантность- такая позиция, установка и ценность, которая способна примирить разные точки зрения, религии, идеологии. Она позволяет, опираясь на психологию человека, продвигаться дальше по пути сближения людей, не навязывая никому чуждых взглядов, норм, ценностей. В рамках конфликтологии к идее толерантности можно относиться как к позитивной цели. Обоснование важности толерантности для христианства можно найти в трудах многих древних философов, но особое место принадлежит Тертуллиану. По его мнению, зло порождает гнев, а породив его, ведет к греху, происходящего от человеческого чувства, и воспитывается по образу «тупого собачьего равнодушия». Отсюда происходит вражда и человекоубийство. Основой толерантности является равновесие, вменяющееся человеку как его долг: запрещается гнев, укрощаются души, обуздывается своеволие. Исторически первой формой толерантности была веротерпимость. В учениях раннего христианства сформулирован нравственный принцип взаимного уважения и взаимной свободы. В христианстве толерантность проявляется как отказ от насилия (как неприемлемого средства приобщения человека к вере) и искренность убеждений. Переходный период от Средневековья к Новому времени характеризуется сложными и противоречивыми оценками социальных конфликтов. Эпоха Возрождения - период культурного и идейного развития стран Западной и Центральной Европы- резко осуждает и социальные столкновения и вооруженные конфликты. Такие известные гуманисты, как Т. Мор, Эразм Роттердамский, Ф. Бэкон, выступают с резкой критикой конфликтов. «Война сладка для тех, кто ее знает»,- писал Эразм (1469- 1536). Он считал, что начавшийся конфликт подобен цепной реакции, т.е. он разрастается, вовлекая в орбиту своего влияния все новые страны и слои населения. Именно он первый обратил внимание на сложность примирения позиций конфликтующих, даже если обе стороны стоят на одних идеологических платформах, например, принадлежат одной вере. Френсис Бекон (1561-1626) в высказываниях о природе конфликта, обратил внимание на бедственное положение народа, которое всегда является опасностью для государства, возможностью произвола, стремлении к смене власти. Обращает внимание на то, что «зависть в общественной жизни, пасквили и крамольные речи, а также ложные слухи» против правительства всегда опасны. Бэкон также обращает внимание и на конкретные средства предупреждения конфликтов, отмечая, что на «каждый случай болезни» существует свое лекарство. Это устранение любыми способами материальных причин социальных конфликтов. При этом не замечает, что недовольство одного из основных сословий еще не представляет большой опасности, «…ибо простой народ не скор на подъем, если вельможи его к этому не возбуждают; а те бессильны, если сам народ не расположен к возбуждению. Опасность тогда велика, когда знать только и ждет смуты в народе, чтобы тотчас выступить самой». Важным средством предупреждения конфликтов Ф. Бэкон считал искусство политического маневрирования. Поистине мудро то правительство, которое умеет убаюкивать людей надеждами. В Новое время с открытой критикой вооруженных конфликтов, с осуждением завоеваний и насилия выступали английские демократы и французские просветители 18 в. Ж.Ж. Руссо, Д. Пристли, Д. Дидро. Вооруженные конфликты они рассматривали как пережиток «варварской эпохи». В работах этого периода большое внимание было уделено рациональным формам организации общественной жизни, устранению причин социальных конфликтов, коренящихся в отживших формах государственного устройства гражданского мира. Всемирно исторический процесс Ж.Ж. Руссо (1712-1778) как бы распадается на три составных момента: в начале существует «естественное состояние», когда люди свободны и равны, затем развитие цивилизации приводит к утрате людьми состояния равенства, свободы и счастья и, наконец, заключив «общественный договор», люди вновь обретут утраченную гармонию общественных отношений, «вечный мир», согласие и единство. По сути дела, вокруг этих составляющих и разворачивалась полемика целой эпохи. На рубеже 19-20 вв. все усиливающееся влияние на разработку проблематики конфликта стала оказывать социология с ее теоретическими построениями, полученными с помощью строго научных методов. Не все социологии признавали конфликт исходной категорией своих концепций , но все определенно подчеркивали важное значение конфликтов в жизни общества. Немецкий социолог Георг Зиммель (1858-1918) считается первым, кто ввел в научный оборот термин «социология конфликта». Конфликт для него - нормальная и исключительно важная форма общественной жизни, которая способствует интеграции, укрепляет принципы и нормы социальной организации. Теоретические взгляды Г. Зиммеля разделяли в 1920-е гг. социологи Чикагской школы - Роберт Парк (1864-1944), Эрнст Бэрджесс (1886-1966) и Албион Смолл (1854-1926). Они рассматривали социальный процесс в аспекте четырех взаимосвязанных типов взаимодействия, соревнования конфликта приспособления, ассимиляции. Конфликты занимают центральное место среди них, играют переходную роль, являясь важнейшим источником социальных перемен. Новые подходы к теоретическому анализу конфликта появляются в работах представителя социального дарвинизма юриста Людвига Гумпловича (18380-1909). Источники конфликта он видит не только в природе человека, но и в различиях культур. Всемирная история- постоянная борьба рас за существование. При этом он выводит суть расовых различий из особенностей культуры. Особая раса- это особый тип культуры. Отсюда и сам конфликт в рамках разных культур может иметь различные проявления- от жесточайшей резни до парламентских дебатов. И хотя впрямую здесь не говориться о толерантности, но видно, как задаются границы этой самой толерантности для различных культур. По его мнению, конфликты не являются единственно важным социальным процессом. Не менее важен процесс социального единения, на основе которого возникают социальные общности, государство. Однако конфликт и здесь играет все же решающую роль, так как социальные группы объединяются именно в результате конфликта. Единство становится возможным, как результат борьбы между отдельными группами. Системный анализ социальных конфликтов базируется на положениях общей теории систем. Систему характеризует наличие устойчивой связи между элементами, целостность, а также несводимость свойств всей системы к свойствам отдельных элементов. Система - множество взаимосвязанных элементов, образующих структуру. Одним из основоположников общей теории систем- Л. Фон Берталанфи считал, что главным при изучении конфликтов с точки зрения теории систем является выяснение общих принципов и законов поведения независимо от природы составляющих их элементов и отношений между ними. Ряд исследователей, в частности А. Раппопорт, выделяют два подхода в общей теории систем- математическую и органическую системные модели. Отмечая положительный эффект использования этих моделей для анализа социальных конфликтов, он подчеркивает их абстрактность и отсутствие методов для анализа конкретных событий. Базисными теориями при изучении социальных конфликтов являются теория ограниченных ресурсов и теория человеческих потребностей. Теория ограниченных ресурсов считает, что в обществе недостаточно ресурсов, социальных возможностей и условий, которые необходимы каждому человеку. В частности у Р. Дарендорфа в работе «Жизненные шансы: подходы к социальной и политическим теориям» рассматривается проблема конфликта, где жизненные шансы - по сути возможности каждого индивида в конкретном обществе. Общество, стремящееся к устойчивости в развитии, должно, увеличивая ресурсы, постоянно расширять жизненные шансы. Ясно, что ресурсы в любом обществе ограничены, но к тому не все слои общества обладают ими в равной мере, что приводит к борьбе за перераспределение ресурсов между индивидами, социальными группами. Этим обусловлено наличие отношений конкуренции, соперничества, соревнования. Демократия и рыночная экономика, открыто предполагая существование различий между, субъектами, признают конфликт в отстаивании этих различий. В обществе идет борьба за изменение и перераспределение ресурсов, а также согласование интересов. Постоянный поиск согласия и компромисса- удел демократии. Книга Р. Фишера и У. Юри «Путь к согласию, или Переговоры без поражения» является ярким тому примером. Реформирование российского общества увеличило количество и разнообразие социальных конфликтов, что на данном этапе вполне естественно. При прежнем государственном устройстве подавляющая мощь социальной группы, находящейся у власти, практически исключала возможность сколько-нибудь серьезных социальных конфликтов. Быстрый рост количества конфликтов свидетельствуют о том, что мы идем по пути демократизации. В обществе появилось множество социальных групп, которые открыто выражают свои интересы и видят возможность отстоять их, несмотря на то что они противоречат интересам властных структур. «Демократия- это конфликты. Но истинная демократия заключается не столько в том, что каждый имеет возможность отстаивать свои интересы различными средствами, вплоть до конфликта, сколько в том, что возникающие конфликты разрушаются конструктивно, гуманным, цивилизованным способами». Одна из главных причин усиливающейся социальной напряженности в обществе состоит именно в нашем неумении конструктивно разрешать социальные конфликты. Конфликтующие стороны не хотят поступаться не только принципами, но и вообще чем бы то ни было. Они нацелены не на разрешение противоречия, а на взаимное противодействие, нанесение максимального ущерба. Разрешение конфликта становиться творческим процессом поиска согласованного решения. В исторической перспективе прослеживается снижение роли грубой силы в разрешении конфликтов, замена силовых столкновений поиском путей, ведущих к более приемлемому для всех сторон результату, что обеспечивается развитием свободной личности. 2. Толерантность и конфликт в системе «Я и другие» В процессе своего развития человек, как известно, присваивает общественно значимые ценности, социальные нормы и установки. Каждый, входя в этот мир, сразу же соприкасается с культурой данного общества. Как отмечает В.С. Мухина, «человечество существенно может подняться в своем развитии до уровня личности только условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и присвоение духовного опыта, который накоплен человечеством». Окружение большинства людей по жизни - близкие люди (родные, друзья, сотрудники), взаимодействие с которыми может быть в целом оценено либо со знаком «+», либо со знаком «-». Хороший контакт и позитивные отношения с этими людьми улучшают наше самочувствие, повышают авторитет, создают ощущение благополучия. Принося радость и пользу им, положительно влияя на свое ближайшее окружение, человек ожидает ответной привязанности, любви с их стороны. Как приятно, когда кто-то искренне испытывает к вам хорошие, добрые чувства, благодарит за помощь и поддержку. Вот тогда-то и появляется ощущение, что «Я хороший», на которое снова возникает ответное чувство, признание, принятие, т.е. «Ты хороший». Модель «Я хороший - Ты хороший» начинает работать, создавая ощущение благополучия и равновесия с миром. В книге Г. Харриса «Я хороший, Ты хороший» подробно рассмотрены четыре основные модели взаимодействия: Я хороший - Ты хороший, Я хороший- Ты плохой, Я плохой- Ты хороший, Я плохой- Ты плохой. Все эти модели закладываются еще с момента рождения, даже зарождения человека. Ведь уже от того, желанным или нежеланным является ребенок ля будущих родителе, зависит многое. Если ребенок желанный, то он получает еще в утробе матери сигналы, что он хороший и отвечает это соответствующими реакциями. Такой ребенок впоследствии будет более открыт для взаимодействия и общения, меньше предрасположен к болезням, беспокойству и страху. Нежеланный ребенок, напротив, испытывая влияние негативных материнских эмоций, может исходно сформировать модель «Я плохой - Ты плохой», что будет свидетельствовать о предрасположенности к конфликтности, агрессии. Важно подчеркнуть, что уверенность в своих силах, успешность человека создают модель «Я хороший - Ты хороший». Это своеобразная модель счастья, к которому мы все так стремимся в жизни. Даная модель, создавая человеку внутреннее равновесие, способствует установлению равновесия с миром. Толерантность более всего соответствует модели «Я хороший- Ты хороший» , только с одной единственной оговоркой- такая модель осознается как потребность, необходимость относиться прежде всего к другому, показывая, что он хороший. Это скорее модель «Ты хороший- Я хороший», в котором в котором безусловное принятие другого диктуется не желанием что-то за это получить, а собственной позицией и отношением к человеку как к ценности. При этом, следует осознавать, что вырабатывать такое отношение к другому не всегда удается сразу, а иногда кажется просто недостижимым. В наш стремительный век, когда границы личного окружения неуклонно расширяются, телефон, телеграф, компьютер. Интернет или машина, поезд, самолет оказывают человеку все новые возможности для сближения всего человечества. Сегодня можно, не выходя из дома, участвовать в конференциях, беседовать с друзьями, находящихся в этот момент в другой части света. Парадокс состоит в том, что, будучи созданными для сближения, объединения людей, именно они-то нас разобщают, порождая новые психологические трудности. Сегодня массовое появление компьютера в нашей жизни привело к тому, что дети проводят много времени, общаясь с компьютером, а не со своими родителями. Приходя домой, мы продолжаем часто работать по телефону, вместо того чтобы уделить внимание близким. Вместо теплых писем, мы отсылаем скупые смс-ки и т.д. Преодолевая с помощью самолета или поезда огромные расстояния, мы мчимся вперед, покидая своих самых близких людей, как будто стремимся убежать от них в мир чужих и незнакомых людей. Может стоит еще раз присмотреться к людям, с которыми приходиться иметь дело чаще всего. Такой анализ поможет лишний раз убедиться, что семья, друзья, знакомые - каждый из них играет особую роль в нашей судьбе. Выбирая друзей, общаясь с ними, мы также оказываем влияние на их судьбу, так же, как и они, становимся учителями, т.е. берем на себя ответственность. А. Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех кого приручили». Важно понять, какова эта роль и что ценного для нас в этом общении, какие цели мы перед собой ставим и что является нашей главной ценностью. Каждое решение, которое мы принимаем в своей жизни, становиться выбором, а, следовательно и отказом от чего-то. Какова будет цена этого отказа? Ставя перед собой цели, человек не должен забывать о ценностях. 3. Самосознание и целостность я Человек на протяжении всей жизни строит, достраивает и перестраивает собственную личность. Весь опыт его жизни, а также предвосхищаемое будущее закрепляются в виде убеждений и ценностей, которые регулируют восприятие понимание окружающего мира. Траектория жизни человека, состоящая из множества разных форм поведения, представляет собой результат непрерывного взаимодействия трех факторов: наследственности, среды и личности. Именно они делают человека уникальным и неповторимым. Жизненный путь личности (выбор профессии карьера, преодоление жизненных кризисов, общение в семье), охватывающий все многообразие жизни человека, отражает развитие личности. Сознание человека исследует окружающие предметы и явления, а самосознание (как особая форма познания человека) направлено на самого себя. Развитие самосознания идет от простого к сложному. Младенцы, по началу, не способны отделить себя от окружающего мира. До определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинить себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений. Первое, что осознает ребенок в возрасте до года,- границы своего тела. Тело для нас - это система, это система координат, относительно которой мы воспринимаем верх, низ, право, лево. При потере такой способности у человека возникает чувство нереальности происходящего. Я, начинает все больше сознавать собственное тело, убеждаясь, что оно существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Следующий этап развития связан с формированием у ребенка способности к самостоятельным действиям с предметами. Благодаря этому начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам у него появляется местоимение «я», что окончательно закрепляет осознание им своей личности и самооценки. Дети сравнивают себя с родителями, сверстниками и т.д. В дошкольном возрасте самооценка ребенка основывается на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей, постоянно оценивающих его. Представления ребенка о себе у дошкольников весьма ситуативные, неустойчивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, как он уже считает, что стал самым лучшим, а первая же неудача приводит к снижению самооценки. В школьные годы у ребенка складывается логическое мышление, в это время начинает возрастать роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Дети могут демонстрировать свои способности, а также заявлять о своих предпочтениях и правах. Их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целый ряд оценок собственных качеств. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными и рациональными. Следующий этап - старший подростковый возраст- связан с развитием моральной самооценки, которая строится на основе его способности к выяснению моральных суждений о чужих и собственных поступках. Самооценка принимает все более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Обнаружение в себе новых способностей в юношеском возрасте приводит к целостному, связному представлению о себе - к формированию Я- концепции. Я- концепция - совокупность всех представлений о различных сторонах личности и организма. Она состоит из многочисленных образов Я. Все образы служат регуляторами поведения человека и взаимодействия с другими людьми. Поэтому наряду с отражением информации о самом себе, самосознание выполняет еще функцию саморегуляции. Чем более адекватной является Я- концепция человека, тем легче ему управлять своим поведением. Если же человек заблуждается относительно своих качеств, то он уподобляется путнику, который ориентируется по неверной карте. На протяжении всего взрослого периода Я- концепция человека одновременно стремится сохраниться и претерпевает изменения. Я- концепция играет важную роль в формировании целостной личности. Представления человека о себе даже в детском возрасте, не говоря уже о взрослом, должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе произойдет фрагментация личности и человек будет страдать от смещения ролей. Представление о себе и то, каким знают его люди, иногда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных переживаний нечто существенное со своей точки зрения и создает образ человека, как он его представляет. Всем известно, что человек идеализирует объект своей любви, «выдумывает его» и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается образ себя любимого, вот почему «в сердце каждого убийцы есть место, где помещается он сам, совершенно невинный». Ни создать, ни сохранить свое Я в одиночестве не возможно. Так, порой хороший ребенок попадает под дурное влияние. Однако возможен и другой путь, человек может почувствовать, что он не может рассчитывать на признание со стороны авторитетных для него людей, тогда остается одно - найти другую группу, отличную от данной и провозгласить ее единственно заслуживающей признания. Если такой группы не существует, это не так уж важно: ее можно придумать, отнести в прошлое или будущее. Большинство не признанных художников и поэтов самоотверженно работали в уверенности, что будущие поколения их все же оценят. 4. Внимание к другому - шаг толерантности Попадая в конфликтные ситуации, следует помнить, что конфликты могут нас разрушить. Любые постоянные разногласия, ссоры, сопровождаемые негативными переживаниями способны превратить нашу жизнь в кошмар. Для того чтобы качественно жить и работать, важно этому учиться, корректируя свое отношение к себе и к окружающему миру. Например, уступить место в транспорте тому, кто в том нуждается, не с сожалением или раздражением, а рассматривать этот акт, как реализацию своего желания жить в обществе людей, внимательных друг к другу. Толерантность способствует саморегуляции личности в сложных жизненных ситуациях благодаря осознанному отношению к нормам, оценкам и самооценке. Она связана с умением отстаивать собственную позицию, сохраняя уважительное отношение к позиции другого человека. При этом как, как известно, бывают ситуации и люди, стремящиеся спровоцировать другого, досадить, вывести его из себя. Толерантность предполагает корректную сопротивляемость, не уход от ситуации жесткого взаимодействия, а демонстрацию того, что вы способны в напряженной ситуации взаимодействия внутренне держать удар, не раскручивая эмоций, а вводя их в нужное русло. Ребенку, в процессе его развития, необходима толерантность воспитателя, предполагающая готовность не только к солнышку и теплу, но к «тучам», и к ненастной погоде, дающая ему уверенность не в том, что ребенок станет отражением его ожиданий, а в том, что разовьет и раскроет свои способности. Лишь это даст возможность воспринимать ребенка, как партнера во всей его уникальности и неповторимости и предоставить ему возможность самому принимать решения, доверяя ему и веря в него. Толерантность воспитателя - его умение управлять совой в любых ситуациях и в любых условиях, сохраняя при этом приветливость, способность замечать не только себя, а прежде другого. Исходное толерантное отношение к другому может создать лишь условия для равновесия, а в случае возникновения конфликта необходимо будет его разрешать, и здесь нам нужны знание конфликтологии и умение разрешать конфликты. Готовность прийти на помощь человеку, который в этом нуждается и при этом не навязывать ему своих взглядов, быть требовательным к себе больше, чем к другим, уметь брать на себя ответственность за то, что происходит вокруг, чаще улыбаться и стремиться поддерживать хорошее настроение. Существуют правила, которые могут помочь каждому в развития этого качества: - безразличие к людям порождает соответствующее отношение с их стороны. Отношение окружающих к нам зависит от нас самих; - не «искать соринку в чужом глазу»; - начинать отстаивать свои права, когда хорошо помнишь свои обязанности; - насилием и силой можно подчинить себе другого, но лишь иллюзия успеха; - люди судят о нас, не по словам, а по поступкам; - полезно не допускать перерастания критики в элементарную ссору и не преследовать за критику - это избавит от ошибок и только укрепит авторитет; - здоровый юмор скрашивает темные стороны нашей жизни и подбадривает других; - уважайте людей и не унижайте их достоинств. 5. Постановка целей и их приоритет Важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие факторы, как жизненные цели, представления о будущее. В книге Максуэла Мольца «Я- это я, или как стать счастливым» отмечается: «Человек – существо, которое всегда стремиться к какой-нибудь цели; он живет нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель. Состояние счастья и есть признак нормальной естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым». Существует устойчивый стереотип, который связывает в нашем сознании слова «цель», «план» со скучной, неинтересной работой. Собрав всю свою волю и отодвинув все, что тебе в жизни приятно и интересно, ты должен реализовать это план или цель и в конце концов выясниться, что не так уж и нужно это делать и немного удалось достичь. М. Мольц настаивает на том, что в действительности достигнуть цели можно, лишь расслабившись, забыв про волевые усилия, которые только вредят. Важнее понять, чего по-настоящему хочешь достичь. «Человеческий мозг и вся нервная система действует целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личных целей. Они функционируют, как великолепный, направленный на заданную цель механизм, как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как механизм успеха, или механизм неудач, в зависимости от того, как ВЫ управляете им и какие устанавливаете ему цели. Если цель ясна и сильна, она будет действовать сама». Определение собственных целей - это лишь шаг к успешности. Научиться пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достигать этих целей, не нанося вреда другим,- вот путь к толерантности. Человеческая жизнь - мозаика нашего внутреннего мира, которая выстраивается в мозаику внешнего мира. Поэтому сначала следовало бы понять, каковы наши жизненные цели, чего хотим достичь внутренне и внешне. Часто можно услышать, что человек жалуется на то, пока добивался карьерных успехов, растерял друзей, изменились отношения в семье. Другие жалуются на то, что отдали много сил семье, детям и не сделали карьеры. Понятно, что это жизненно важные решения и от них зависит удовлетворенность результатами. Важно, чтобы выбор был действительно вашим. Иными словами, необходимо осознать свои собственные потребности и ценности и соотнести их таковыми в обществе, в котором живете. Уяснив это, легко наметить собственные конкретные цели и, исходя из них, определить, что бы вы хотели изменить в своем поведении, а также подумать, как добиться поставленной цели. Достаточно простые правила могут помочь в этом, если следовать им неукоснительно. Ставя перед собой цель, необходимо ясно представлять себе ее важность. Оценив это, одновременно ответите себе на вопрос: стоит ли вообще заниматься на данном этапе именно этой целью? Необходимо понять, что для вас является действительно важным, интересным и более всего соответствующим вашим ценностям. Что не менее важно, так это понимание того, какую ценность это будет иметь и для других (близких, друзей, коллег и т.д.). Список литературы: 1. Мириманова М.С. Конфликтология М.: Издательский центр «Академия»,2003 |
|
© 2010 |
|