|
|
|
|
Топографическая и динамическая модели психики З. Фрейда
Топографическая и динамическая модели психики З. Фрейда
Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации
Государственный университет - Высшая Школа Экономики
Факультет психологии
Кафедра Психологии личности
Реферат по теориям личности
на тему
“Топографическая и динамическая модели психики З. Фрейда”
Выполнила:
студентка IV
курса 481 группы
Аткишкина Е.В.
Проверила:
Паукова А.Б.
Москва, 2008
Содержание
Введение
1.
Топографическая модель психики
1.1
Сознательное
1.2
Предсознательное
1.3
Бессознательное
2.
Динамическая модель психики
2.1 Об
инстанции Ид
2.2
Структура Эго
2.3 О
структуре Супер-Эго
2.4
Взаимосвязь между тремя подструктурами
3.
Соотношение топографической и динамической моделей психики
4. Каким я
вижу влияние теорий Фрейда
Список
использованной литературы
Его работы вызывают у каждого человека свое личное, индивидуальное
отношение. Существуют периоды в жизни человека, когда описание, данное Фрейдом
о роли сознательных и бессознательных процессов, оказывается личным открытием. Ошеломляющее
воздействие его мышления может осветить какую-то сторону нашего собственного
характера или характера другого человека. В иные периоды жизни его взгляды
кажутся нам неприемлемыми, идеи - далекими, запутанными и не относящимися к
делу.
“Психоанализ", “бессознательное” - сегодня эти слова
являются настоящими брендами, а сам Фрейд - известнейшей торговой маркой.
Зигмунд Фрейд уже при жизни стал культурным мировым событием
эпохи. Его теория оказала огромное влияние на восприятие человеком себя и
окружающего мира, на развитие литературы, живописи, театра, кинематографии,
дизайна и рекламы.
В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд
применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в
психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и
бессознательное [2], [7], [9]. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал
эту “психическую карту" чтобы показать степень осознаваемости таких
психических явлений, как мысли и фантазии.
Сознание очевидно, и по этой причине оно - та часть психики,
которой наука больше всего занималась до Фрейда. Однако сознательное является
лишь небольшой частью психической организации; оно включает в себя только то,
что мы осознаем в данный момент времени.
Сознательное понимание ограничивается: а) стимулами из
внешнего мира; и б) событиями внутри предсознательного - мыслями,
воспоминаниями, эмоциями и т.д.
Нормальный бодрствующий взрослый не осознает непосредственно
чего-либо, происходящего в бессознательном. Он может осознавать только то, что
происходит в предсознательном - причем настолько, насколько он заинтересован
тем, что происходит внутри его собственного ума.
Элементы системы предсознательного могут быть сделаны
сознательными путем катектирования системой сознания. Этот катексис называется
катексисом внимания. Элементы бессознательного не могут обычно быть
катектированы сознательным, то есть они не могут привлечь или получить катексис
внимания. Таким образом, для элемента бессознательного, чтобы стать
сознательным, следует получить гиперкатексис из двух источников.
Хотя Фрейд интересовался механизмами работы сознания, его
больше привлекали наименее раскрытые и изученные области сознания, которые он
обозначил как предсознательное и бессознательное.
Строго говоря, предсознательное - это часть
бессознательного, которая легко может стать сознательной. Те участки памяти,
которые доступны, являются частью предсознательного. Предсознательное подобно
вмещающему пространству для воспоминаний функционального сознания.
Предсознательное включает элементы психики, которые доступны
сознанию.
В “Толкование сновидений” Фрейд даёт следующее определение
бессознательному: “Бессознательное - это большой круг, включающий в себя
меньший сознательного; все сознательное имеет предварительную бессознательную
стадию, между тем как бессознательное может остаться на этой стадии и все же
претендовать на полную ценность психического действия. Бессознательное - есть
истинно реальное психическое, столь же неизвестное нам в своей внутренней
сущности, как реальность внешнего мире, и раскрываемое данными сновидения в
столь же незначительной степени, как и внешний мир показаниями наших органов
чувств".
Иногда мысль или чувство, возникающие в сознании, кажутся не
имеющими отношения к мыслям и чувствам, которые им предшествовали. Фрейд
предположил наличие взаимосвязей, но на бессознательном уровне. Раз наличие
бессознательных связей установлено, то разрешаются сомнения по поводу
кажущегося отсутствия последовательности. “Мы называем психический процесс
бессознательным, существование которого обязаны допустить, - мы заключаем это
из его воздействий, - но мы ничего о нем не знаем".
Во внутренних пределах бессознательного находятся
инстинктивные элементы, которые никогда не сознаваемы и никогда не доступны
сознанию. Кроме того, существует материал, который отделен - подвергнут цензуре
и вытеснен - из области сознания. Этот материал не забыт и не потерян, но он
никогда не вспоминается. Мысль или воспоминание тем не менее воздействуют на
сознание, но косвенным образом.
Для бессознательного материала характерны живость и
непосредственность восприятия. “Мы установили опытным путем, что
бессознательные психические процессы сами по себе не относятся к определенному
моменту времени. Прежде всего, можно сказать следующее: они не располагаются
хронологически, время не вносит в них никаких изменений, и к ним не может быть
применено понятие времени”. Воспоминания, которым десятки лет, когда они
впускаются в область сознания, нисколько не теряют своей эмоциональной силы.
Элементы системы бессознательного недоступны сознанию, и
нормальный путь в сознание из бессознательного лежит через систему
предсознательного.
Некоторые элементы системы бессознательного исключаются из
предсознательного действием цензуры - вытесняются. Элементы бессознательного
могут войти в сознание и другими путями, отличными от нормального. Например,
если цензура ослаблена, или вытесненное становится слишком сильным, элементы
бессознательного преодолевают цензуру и прокладывают путь в сознание, вопреки
сопротивлениям с ее стороны. Таким образом, неудачное вытеснение приводит к
невротическим или психическим симптомам. Иначе говоря, цензура - страж
психического здоровья. От того, насколько она успешна в контроле вытесненного и
устранении его от доступа к сознанию, зависит психическое здоровье индивида.
Элементы бессознательного могут получать доступ к сознанию и
без компромисса с психическим здоровьем индивидуума. Примером этого служат
остроумие и шутки. В другое время, во время сна, вытесненные элементы из
бессознательного получают доступ к сознанию в сновидениях. Отчасти это
происходит из-за ослабления цензуры во время сна.
Из изучения сновидений и невротических симптомов Фрейд
сделал вывод, что мотивирующая сила, приводящая к сновидениям и симптомам - это
мощное стремление к исполнению желаний, принадлежащее бессознательному. Позже
он писал, что система бессознательного действует в соответствии с принципом
удовольствия [4].
Бессознательное представляет собой хранилище примитивных
инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают
сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами
того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы
детства (хронический стресс, сильный иррациональный страх, невроз, депрессия),
скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные половые желания, которых вы
не сознаете. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом
определяет наше повседневное функционирование и, иногда, провоцирует
психопатологию, требующую консультации психолога или помощь психотерапевта в
формате психологического консультирования или психотерапии.
Фрейд не первым обратил внимание на значение бессознательных
процессов в поведении человека. Некоторые философы XVIII и XIX веков
предполагали, что основное содержание внутреннего мира недоступно для осознания.
Однако, в отличие от своих идейных предшественников, Фрейд придал концепции
бессознательной жизни эмпирический статус. В частности, он подчеркивал, что
бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абстракцию, а
скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить. Фрейд
твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека
оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне
сферы сознания. Эти влияния не только не сознаются, но, более того, если они
начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении, это встречает сильное
внутреннее сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от
предсознательных, полностью недоступны для осознания, но они в значительной
степени определяют действия людей. Однако неосознанный материал может
выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому, как
неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах,
фантазиях, игре и работе. Эту догадку Фрейд, как психоаналитик, использовал в
своей работе с пациентами, пытаясь оказать им психологическую помощь [7], [9].
Топографическая модель психического аппарата
оказалась недостаточной по своей объяснительной ценности для клинических
феноменов и поэтому должна была быть заменена. Фрейд комментирует ситуацию
следующим образом: “мы и в самом Эго нашли что-то, что также является
бессознательным... Последствия этого знания для аналитической практики
проявляются в том, что мы обнаруживаем бесконечно большое число
неопределенностей и сложностей... например, невроз невозможно свести к
конфликту между сознательным и бессознательным. Для этого противостояния,
исходя из наших познаний о структуральных особенностях душевной жизни, мы
должны вывести другой конфликт: между взаимосвязанным Эго и отделенным от него
вытесненным материалом".
Новая модель должна была дать
объяснение выявленным феноменам, и поэтому речь шла о введении трех структур: Ид,
Эго и Супер-Эго.
Согласно Фрейду, ребенком владеют инстинктивные силы,
которые являются врожденными и в ходе психосексуального развития постепенно
пробуждаются, подобно тому, как развертывается лист папоротника. Конфликт
происходит на нескольких фронтах: это столкновение между собой противоположных
инстинктов (Эго-инстинктов с Эросом с Танатосом); инстинктов - с требованиями
среды, а позднее - с требованиями интернализованной среды, то есть Супер-Эго. Наконец,
это необходимость достижения ребенком компромисса между потребностью
немедленного удовлетворения и принципом реальности, требующим отсрочки
удовлетворения. Таким образом, движимый инстинктами индивид противостоит миру,
не допускающему удовлетворения его агрессивных и сексуальных аппетитов [2], [5],
[7].
Ид - исходная суть для остальных проявлений личности. Оно
является биологическим по своей природе и содержит в себе источник энергии для
всех инстанций в структуре личности. Несмотря на то, что другие области
сознания развивались исходя из Ид, само по себе Ид примитивно и неорганизованно:
“Логические законы мышления не применимы к Ид".
Кроме того, Ид не модифицируется по мере развития и
достижения зрелого возраста. Ид не меняется под воздействием жизненного опыта,
так как оно не находится в контакте с внешним миром. Его задача заключается в
ослаблении состояния напряжения, усилении удовольствия и доведении до минимума
состояний дискомфорта. Ид старается выполнить это при помощи рефлекторных
действий (автоматических реакций, таких, как чихание или мигание) и при помощи
психологических процессов в других областях психики.
“В структуре Ид ничто не связано с понятием времени, не
признается течение времени и (что весьма удивительно и ожидает адекватного
внимания со стороны философской мысли) не существует изменений в психических
процессах с течением времени...
Естественно, ид не имеет представления ни о ценностях, ни о
добре и зле, ни о нравственности” [7]. Ид может быть уподоблено слепому королю,
который наделен абсолютной властью и полномочиями, но чьи доверенные советники,
главным образом Эго, указывают ему, как и где использовать эту власть.
Содержание Ид почти полностью бессознательно.
Оно включает в себя примитивные мысли, которые никогда не
осознаются, и мысли, которые сознание отвергает и обосновывает для себя как
неприемлемые. Согласно Фрейду, переживания, которые отвергаются или
подавляются, все же обладают способностью воздействовать на поведение человека
с неослабевающей интенсивностью и без участия какого-либо контроля сознания.
Эго - структурная компонента психики, которая
находится в контакте с реальностью внешнего мира. Оно развивается из Ид по мере
того, как ребенок начинает осознавать свою собственную индивидуальность,
удовлетворять и умиротворять повторяющиеся требования Ид. Для того чтобы
выполнить это, Эго, подобно коре дерева, защищает Ид, но также питается его
энергией. Его задача заключается в обеспечении жизнеспособности личности,
безопасности и здоровой психики. Фрейд постулировал, что Эго имеет особые
функции по отношению как к внешнему миру, так и к внутреннему, чьи побуждения
оно старается удовлетворить.
Его основные свойства включают в себя контроль над
произвольными движениями и ту сторону деятельности, которая направлена на
самосохранение. Оно осознает события внешнего мира, соотнося их с прошедшими
событиями, затем через активность либо избегает определенных обстоятельств,
адаптируется к ним, либо изменяет реалии внешнего мира, чтобы сделать их
безопаснее или комфортнее. Рассматривая “внутренние события", оно пытается
сохранить контроль над “требованиями инстинктов, решая, должны ли они быть
приняты во внимание для получения удовлетворения, или откладывая это
удовлетворение до более благоприятных времен и обстоятельств внешнего мира, или
же полностью подавляя их возбуждение".
Деятельность Эго заключается в регулировании уровня
напряжения, создаваемого внутренними или внешними раздражителями. Увеличение
напряжения ощущается как состояние дискомфорта, тогда как уменьшение напряжения
- как состояние удовольствия. Поэтому Эго стремится к удовольствию и ищет пути,
чтобы избежать и преуменьшить страдание.
"[Мы] могли бы сказать, что Эго символизирует разум и
здравый смысл, тогда как Ид символизирует необузданные страсти" [7].
Последняя компонента структуры личности образуется не из Ид,
а из Эго. Супер-Эго служит судьей или цензором поступков и мыслей Эго. Это
хранилище моральных норм, стандартов поведения и тех образований, которые
формируют запреты для личности. Фрейд описал три функции Супер-Эго: совесть,
самонаблюдение и формирование идеалов.
Супер-Эго разрабатывает, развивает и утверждает моральные
нормы личности. “Cупер-Эго ребенка в действительности
базируется не на образах родителей, а на их Супер-Эго. Содержание его - то же
самое, оно служит сохранению традиций и устойчивой системы ценностей,
передающихся из поколения в поколение". Ребенок поэтому узнает не только
реальные жизненные ограничители в любой ситуации, но также нравственные
убеждения родителей, прежде чем быть в состоянии действовать для получения
удовольствия или для уменьшения напряжения.
Высшая цель психической деятельности заключается в том,
чтобы поддерживать (а когда потерян, то достичь снова) тот приемлемый уровень
динамического равновесия, который предельно увеличивает удовольствие в
результате уменьшения напряжения; используемая энергия создается Ид, которое
имеет примитивную, инстинктивную природу. Эго, развивающееся из Ид, существует,
чтобы рассматривать реалистически основные побуждения, исходящие от Ид. Оно
также выступает посредником между силами, которые оказывают влияние на Ид,
Супер-Эго и требованиями реальности внешнего мира. Супер-Эго, развиваясь на
основе Эго, выполняет роль нравственного тормоза или контрсилы по отношению к
практической деятельности Эго. Оно выставляет ряд установок, которые определяют
и ограничивают гибкость эго.
Главная задача психоанализа, таким образом, заключается в
том, чтобы усилить Эго, сделать его независимым от чрезмерно строгого отношения
со стороны Супер-Эго и повысить его способность к рассмотрению материала, ранее
вытесненного или скрытого в Ид.
На рисунке: Структура личности, по Фрейду, включает в себя
три крупные компоненты: "Оно" (Id), "Я" (Ego) и "Сверх-Я"
(Super-Ego).
Динамическая модель психики является значительным вкладом
Фрейда в представление о человеке - модель, согласно которой в индивидууме
присутствуют конфликтующие силы, и мысли, эмоции, поведение - как адаптивные,
так и психопатологические - представляют собой результат их взаимодействия. Также
важно, что эти силы существуют на различных уровнях осознания, и некоторые из
них совершенно неосознанны. То есть две модели психики соотносятся друг с
другом.
Элементы и структуры двух моделей психики можно соотнести
между собой. Так, на рисунке показано, что сфера Ид полностью не осознаваема, в
то время как Эго и Супер-Эго действуют на всех трех уровнях сознания.
Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя
основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Ид.
Фрейд предлагает следующую модель структурных соотношений
психической личности.
Супер-Эго погружается в Ид, как наследник Эдипова комплекса
оно имеет с ним интимные связи; оно дальше от системы восприятия, чем Эго. Ид
сообщается с внешним миром только через Эго.
Супер-Эго погружается в Ид, как наследник Эдипова комплекса
оно имеет с ним интимные связи; оно дальше от системы восприятия, чем Эго. Ид
сообщается с внешним миром только через Эго.
Работы Зигмунда Фрейда предложили новое понимание личности,
которое оказало глубокое влияние на западную культуру. Взгляды Фрейда на
природу человека, нанесшие сильный удар по общепринятым понятиям его эпохи,
нашли отражение в комплексном и вызывающем значительный интерес методе
понимания нормальной и анормальной психической деятельности. Фромм называет
Фрейда реформатором мира - и это не преувеличение! Его идеи были подобны
взрыву, разметавшему представления о природе человека, существовавшие в позднюю
викторианскую эпоху во всех областях.
Создание науки о бессознательном вынуждает к пересмотру понятия
сознания. Фрейд ставит неразрешимую задачу: одновременно быть и ответственным
за здравое мышление, и способным на безрассудство.
Фромм пишет о Фрейде: “Хотя теория Фрейда представляет собой
кульминацию рационализма, в то же время он нанес ему фатальный удар, Показав,
что истоки человеческих действий лежат в бессознательном, в глубинах, которые
почти всегда скрыты от взгляда наблюдателя, что сознание лишь в малой мере
контролирует человеческое поведение, он подорвал тот рационалистический образ
человека, где безраздельно доминировал интеллект" [8].
Фрейд становится “мастером подозрительности” [1], он как бы
призывает не верить человеку и обществу. Ведь то, что люди думают, во что они
верят, что считают важным и истинным - это всего лишь прикрытие чего-то другого.
Он как бы “отнимает" у нас культуру, обесценивает её -
ведь все культурные нормы являются только прикрытием для вещей, которые мы не
хотим признавать, не желаем видеть и учитывать.
Все наши ценности, наше поведение, говорит Фрейд, - это
способы самообмана. Культурным человеком теперь будет не тот, кто имеет ясные
убеждения или твёрдо верит во что-то, а наоборот - тот, кто подозревает,
подвергает всё сомнению и понимает, что за убеждениями и ценностями скрывается
что-то другое. Значит, культура является только формой проявления хаоса,
абсурда и простого случая; это сублимация - оболочка, которая скрывает от
человека то, что он действительно желает и к чему его на самом деле влечёт.
Фрейд “подвергает подозрительности” и религию - но с
экономической точки зрения. Он пишет о том, что его теория является
экономической, так как рассматривает психические процессы с точки зрения
устранения неудовольствия и получения удовольствия. Поэтому, рассматривая
вопрос религии, он ставит не вопрос о Боге, а вопрос о боге людей, о том, что
они вкладывают в понятие Бога, об экономических функциях религии для человека.
Жесткость Фрейда по отношению к религии сглаживалась его
симпатией к искусству. Искусство для Фрейда есть форма ненавязчивого, не невротического
замещения, удовлетворения.
Фрейдовская “подозрительность" к культуре оказала
влияние на развитие сюрреализма, который как раз и ищет мыслительные ходы,
дающие возможность “уличать” культуру в фальсификации. В частности, Сальвадор
Дали восхищался Фрейдом, использую знания психоанализа в своих работах [1].
Теории Фрейда разоблачают инфантильные и архаические
представления, под воздействием которых мы живем, они делают очевидным, что
человеческий удел - в неизбежных конфликтах, и вообще человеком быть очень
трудно. Если экзистенциализм делает акцент на свободу выбора и воли, то в
психоанализе мы уже с самого начала являемся жертвами своего детства, обречены.
Многие считают психоаналитические теории неэтическими - ведь они даже
сексуальность лишили ореола тайны!
Но каково бы ни было наше личное отношение, Фрейд - это
фигура в философии и психологии, с которой следует считаться. Независимо от
того, принимаем мы или отвергаем какие-то (или все) идеи Фрейда, невозможно
оспорить тот факт, что очень немногие идеи оказали такое широкое и мощное
воздействие на развитие человечества.
Многие его работы, посвящённые проблемам человеческой
психики, являются общепризнанными; другие дискутируются и даже критикуются, но,
несомненно, идеи Фрейда будут оставаться актуальными и интересными как в
научных кругах, так и для непрофессиональных читателей.
1.
Рикер П. Конфликт интерпретаций. - М.: Академический проект, 2008.
2.
Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Питер, 2007.
3.
Фрейд З. Введение в психоанализ. - Мн.: ООО “Поппури", 2005.
4.
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - Мн.: ООО “Поппури",
2005.
5.
Фрейд З. Я и Оно. - Мн.: ООО “Поппури", 2005.
6.
Фрейд З. Психоанализ и культура. - Мн.: ООО “Поппури", 2001.
7.
Фрейджер Р., Фэйдимен Дж. Личность. Теории, упражнения,
эксперименты. - Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
8.
Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. - М.: Весь мир, 2002.
9.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - М.: Питер, 2006.
|
|
|
|
|