РУБРИКИ |
Традиции философской психологии |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Традиции философской психологииТрадиции философской психологии1. Укажите, кем и когда впервые были сформулированы понятия и основные черты философской психологии, в чем заключается их сущность. Феноменологическая парадигма обильно представлена тем, что принято называть "философской психологией": смысловыми рассуждениями о том, что такое дух, душа, сознание, мысль и как решить проблему души и тела [2, с.34]. Эту парадигму можно назвать смысловой потому, что в основном она работает на уровне языка, анализируя понятия. К "феноменологическим" рассуждениям относятся, например, такие: "сознание интенционально" (Брентано), "сознание - это свойство высокоорганизованной материи" (Ленин), "душа проста" (Платон), "субъект - это структура" (Лакан). Традиции у философской психологии как течения в развитии психологии богатейшие: началась она в Античности с рассуждений Платона и Аристотеля о душе. Поэтому мы, с полной уверенностью можем утверждать, что философская психология возникает в VII-VI вв. до н.э [2, с.34]. Она представляет собой знания о психике, полученные с помощью умозрительных рассуждений. Такие знания либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом рассуждений по аналогии. Из-за отсутствия специальных методов исследования и наличия мифотворческого элемента она еще очень близка к донаучной психологии. Но по сравнению с ней характеризуется стремлением установить общие законы, которым должна подчиняться душа. Затем была продолжена в трудах Августина, Декарта, рационалистов/эмпириков, Канта. Особый интерес, на наш взгляд представляет собой развития философской психологии во времена Просвещения в Америке [3, с.47]. Развитие данного направления связано с именем Джонатана Эдвардса (1703-1758). Энтузиазм Эдвардса по отношению к эмпиризму был так велик, что гений увлек его в направлении идей Беркли и Юма. Подобно Беркли, он отрицал различие между первичными и вторичными свойствами и пришел к выводу, что разум знает только свои перцепции, а не внешний мир. Подобно Юму, он расширил роль ассоциаций в функционировании разума, обнаружив, как и Юм, что законами ассоциации являются смежность, сходство, а также следствие и причина. Наконец, как и Юм, он обратился к скептицизму и стал утверждать, что причину нельзя рационально объяснить и что эмоции, а не рассудок - истинный источник действий человека. Но Эдвардс, в отличие от Юма, остался христианином, и в этом отношении его можно считать больше средневековым, чем современным ученым [3, с.48]. Акцент Эдвардса на эмоциях как основе религиозного обращения помог открыть путь американской форме романтизма и идеализма: трансцендентализму. Трансцендентализм представлял собой мятеж Новой Англии против того, что стало удобной, удушающей и сухой формой пуританства. В 19 веке эта дисциплина переживала некоторый застой, в связи, с чем в конце 19 века была потеснена сразу двумя эмпирическими школами, собственно научными в современном смысле этого слова: интроспекционистами и вундовцами. В начале 20 века к этим двум эмпирическим школам добавились еще мощные школы гештальт-психологов, бихевиористов, а в середине 20 века присоединились психофизиологи, пиажисты, экзистенциалисты и другие. В первой половине и в середине 20 века спекулятивная философская психология была практически не у дел. 2. Изучив учебную и справочную литературу, заполните таблицу, указав, какие ученные Древнего мира и какой вклад они внесли в развитие психологии.
3. Укажите, какие индивидуальные различия существуют в восприятии. Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии. Индивидуальные различия в восприятии велики, но, тем не менее, можно выделить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим, восприятием [4, с.213]. Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято [4, с.214]. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом. Лица с другим типом восприятия - детализирующим, или аналитическим, - наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей [4, с.214]. Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого. Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов [4, с.215]. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее продуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих типов. Однако даже крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют то своеобразие восприятия, которое позволяет человеку быть неординарной личностью. Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объяснительный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления [4, с.215]. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии [4, с.215]. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия. Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности [4, с.215]. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя [4, с.215]. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают. 4. Дайте определение понятию "память". Укажите, какие существуют формы памяти. Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое паше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания [4, с.247]. Память - это отражение объективной действительности, заключающейся в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в нашем опыте [8, с.81]. Память - это отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было воспринято, пережито или сделано. Память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствами и другими психическими процессами. И.М. Сеченов считал память "основным усилием психической жизни", "краеугольным камнем психического развития" [Цит. по: 8, с.82]. Память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствами и другими психическими процессами. Мышление и воображение невозможны без деятельности памяти, которая хранит впечатления и знания, дает этим процессам материал для логической и образной переработки. Связь памяти с мышлением особенно ясно выражена в так называемой логической памяти, входящей в состав процесса мышления. Связь с чувствами выражается в том, что человек испытывает удовольствие при успехе и неудовольствие при неудачах запоминания и воспроизведения. Существует также особый вид памяти - память на чувства, пережитые человеком. Запоминание и воспроизведение могут быть как непроизвольными, так и произвольными. Во втором случае видна связь памяти и воли. Физиологической основой памяти, согласно учению И.П. Павлова, является образование, сохранение и возобновление нервных связей в коре больших полушарий. Эти процессы протекают в соответствии с законами высшей нервной деятельности [8, с.83]. Связи, возникающие в мозгу, отражают объективные связи, существующие между предметами и явлениями действительности. Они могут быть пространственными, временными, структурными, причинно-следственными и др. Запомнить - значит связать что-то с чем-то: имя человека - с его внешним видом, дату исторического события - с содержанием события и т.п. В психологии подобные связи называют ассоциациями. И.П. Павлов так характеризовал значение и физиологический механизм ассоциаций: "Временная нервная связь есть универсальное физиологическое явление в животном мире и в нас самих. Вместе с тем оно же и психическое - то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или букв, слов и мыслей. Какое было бы основание как-нибудь различать, отделять друг от друга то, что физиологи называют временной связью, а психологи - ассоциацией?" [Цит. по: 8, с.83]. И.П. Павлов считал, что наши знания о работе мозга были бы значительно полнее и точнее, если бы удалось проникнуть в сущность тех биохимических процессов, которые протекают в нервных клетках. В этом направлении проведено много исследований отечественными и зарубежными учеными. В настоящее время существует почти полное единодушие относительно того, что постоянное хранение информации связано с химическими или структурными изменениями в мозгу [4, с.254]. Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную (рис.1). Рис.1. Классификация основных видов памяти Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться. Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления. Словесно - логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая память - специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти. Мы уже говорили, что все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны. Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т.е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа. Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память - это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. С одной точки зрения кратковременная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия. Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти. Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память. Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем "в уме" некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный "отработанный" материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти. 5. Заполните таблицу, указав виды общения и дав им краткую характеристику.
6. Дайте краткую характеристику и определение психогигиене и психопрофилактике. Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья [1, с.176]. Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей. Если ещё до недавнего времени обязанностью гигиены как науки было в основном изучение воздействия внешних условий на соматическое здоровье человека, то в настоящее время предметом её главных забот становится анализ влияния среды на нервно-психический статус населения, и в первую очередь подрастающего поколения. Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется па основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам природы. В психогигиене выделяют следующие разделы: 1) возрастная психогигиена, 2) психогигиена быта, 3) психогигиена семейной жизни, 4) психогигиена трудовой деятельности и обучения. Раздел возрастной психогигиены включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся прежде всего к детскому и пожилому возрасту, так как различия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны. Психогигиена детского возраста должна базироваться на особенностях психики ребёнка и обеспечивать гармонию её формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка. Основными условиями воспитания являются: развитие и тренировка процессов торможения, воспитание эмоций, обучение преодолению трудностей. Психогигиенические проблемы имеют свою специфику в пожилом и старческом возрасте, когда на фоне падения интенсивности обмена веществ снижается общая работоспособность, функции памяти и внимания, заостряются характерологические черты личности. Психика пожилого человека становится более уязвимой для психических травм, особенно болезненно переносится ломка стереотипа. Поддержанию психического здоровья в пожилом возрасте способствует соблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, неутомительный труд. Психогигиена быта. Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И наоборот, грубость, резкий иди пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей. Дружный и сплочённый коллектив может создать благоприятный психологический климат. Люди, которые "всё принимают слишком близко к сердцу", придают незаслуженное внимание мелочам, не умеют тормозить отрицательные эмоции. Им следует воспитывать в себе правильное отношение к неизбежным в повседневной жизни трудностям. Для этого необходимо учиться правильно, оценить происходящее, управлять своими эмоциями, а когда нужно, и подавить их. Психогигиена семейной жизни. Семья представляет собой группу, в которой закладываются основы личности, происходит её начальное развитие. Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и поэтому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом. Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношений в семье оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановка способствует созданию счастливой семьи - непременному условию правильного воспитания детей. Психогигиена трудовой деятельности и обучения. Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду. Выбор профессии - ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а в конечном счете, и психическое здоровье. В психогигиене труда немаловажную, роль играет промышленная эстетика: современные формы машин; удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих. Важное значение имеет психогигиена умственного труда. Умственная работа связана с высоким расходом нервной энергии. Психопрофилактика - отрасль медицины, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение [1, с.177]. Пользуясь данными психогигиены, психопрофилактика разрабатывает систему мероприятий, ведущих к снижению нервно-психической заболеваемости и способствующих внедрению их в жизнь и практику здравоохранения. Методы психопрофилактики включают изучение динамики нервно-психического состояния человека в процессе трудовой деятельности, а также в бытовых условиях. Психопрофилактику принято подразделять на индивидуальную и социальную, кроме того, на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика включает сумму мероприятии, направленных на предупреждение самого факта возникновения болезни. Сюда входит широкая система законодательных мер, предусматривающих охрану здоровья населения. Вторичная профилактика - это максимальное выявление начальных проявлений психических заболеваний и их активное лечение, т.е. такой вид профилактики, который способствует более благоприятному течению болезни и приводит к более быстрому выздоровлению. Третичная профилактика заключается в предупреждении рецидивов, достигаемом проведением мероприятий, направленных на устранение факторов, препятствующих трудовой деятельности больного. Усилия врачей и педагогов объединяются с целью проведения соответствующей психогигиенической и психопрофилактической работы в отношении воспитания подрастающего поколения. Успешно служит делу психогигиены и психопрофилактики широкая сеть лесных школ, санаториев, пионерских лагерей, детских площадок. 7. Тревога - это эмоция: 1. связанная с переживанием текущих неприятностей и неудач; 2. направленная на будущее, связанная с предвосхищением возможных неудач; 3. связанная с переживанием прошлых обид и потерь. Тревога - отрицательно окрашенная эмоция, выражающее ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия [1, с.178]. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий. Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда ещё нет (и может не быть) реальной опасности для человека, но он ждет её, причём пока не представляет, как с ней справиться. По мнению некоторых исследователей, тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций - страха, печали, стыда и чувства вины [1, с.178]. Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: человек находит в своём прошлом или из окружающей жизни примеры неблагоприятных или опасных событий, а затем проецирует этот опыт в своё будущее. Список используемой литературы1. Боков, С.Н., Мягков, И.Ф., Чаева, С.Л. Медицинская психология: Учебник для вузов/С.Н. Боков, И.Ф. Мягков, С.Л. Чаева. - М.: Логос, 2003. - 320с. 2. Кирпиченко, А.А., Ладик, Б.Б., Пашков А.А. Основы медицинской психологии: Учебное пособие для вузов.2-е изд. перераб. и доп./А.А. Кирпиченко, Б.Б. Ладик, А.А. Пашков. - М.: Вышейшая школа, 2001. - 144с. 3. Кирпиченко, А.А., Ладик, Б.Б., Пашков А.А. Основы медицинской психологии и коммуникации: Учебное пособие/ А.А. Кирпиченко, Б.Б. Ладик, А.А. Пашков. - М.: Высшая школа, 2004. - 174с. 4. Маклаков, А.Г. Общая психология/А.Г. Маклаков. - Спб: Питер, 2001. - 592с. 5. Менделеевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология [Текст] /В.Д. Менделеевич. - М.: МЕДпрессинформ, 2005. - 432с. 6. Середина, Н.В., Шкуренко, Д.А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология: Учебник для вузов/ 7. Н.В. Середина, Д.А. Шкуренко. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2003. - 512с. 8. Соловьева, С.Л. Медицинская психология: Конспект лекций/С.Л. Соловьева. - М.: АСТ Сова, 2004. - 160с. 9. Шкуренко, Д.А. Общая и медицинская психология: Учебное пособие/Д.А. Шкуренко. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2002. - 352с. |
|
© 2010 |
|