РУБРИКИ |
Творческая личность-сущность и развитие |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Творческая личность-сущность и развитиеТворческая личность-сущность и развитиеВВВВввкыоналольбплспотос Многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к
проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей,
а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творенья без творца. Творчество есть выход за пределы заданного (пастернаковское «поверх барьеров»). Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, - сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого. Есть две противоположные точки зрения: талант – это максимальная степень здоровья, талант – это болезнь. Традиционно последнюю точку зрения связывают с именем гениального Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных,
равнодушных к семейным и общественным обязанностям. Среди них много
наркоманов и пьяниц: Мюссе, Сократ, Сенека, Гендель, По. Двадцатый век
добавил в этот список множество имен, от Фолкнера и Есенина до Хендрикса и Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т.д. Ломброзо приводит любопытные данные: в популяции евреев-ашкенази, живущих в Италии, больше душевнобольных, чем у итальянцев, но больше и талантливых людей (сам Ломброзо был итальянским евреем). Вывод, к которому он приходит, звучит следующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке. Список гениев, больных душевными заболеваниями, бесконечен. Эпилепсией
болели Петрарка, Мольер, Достоевский, не говоря уже об Александре Гипотеза «гений и безумие» возрождается и в наши дни. Д. Карлсон
считает, что гений – это носитель рецессивного гена шизофрении. В
гомозиготном состоянии ген проявляется в болезни. Например, сын гениального Но не присутствует ли в основе представлений о связи гениальности и психических отклонений иллюзия восприятия: таланты у всех на виду и все их личностные качества тоже. Может быть, душевнобольных среди «средних» не меньше, а даже больше, чем среди «гениев»? Т. Саймонтон провел такой анализ и выявил, что среди гениев число душевнобольных не больше, чем среди основной массы населения (около 10%). Единственная проблема: кого считать гением, кого не считать таковым? Если исходить из того, что творчество это процесс, то гений – это человек, творящий на основе бессознательной активности, который способен переживать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции. Как это не удивительно, именно такое, согласующееся с современными
представлениями о природе творчества, определение гениальности дал Следовательно, гений по преимуществу творит бессознательно, точнее, через активность бессознательного творческого субъекта. Талант же творит рационально, на основе продуманного плана. Гений по преимуществу – креатив, талант – интеллектуал, хотя и та и другая общие способности есть у обоих. Что касается колебаний настроения, то еще Вильям Гирш отмечал их наличие у гениев, а многочисленные исследования выявили взаимосвязь креатизма с нейротизмом[3]. Замечу, что нейротизм в меньшей степени определяется генотипом, чем другие черты темперамента[4]. Выделяются и другие признаки гения, отличающие его от таланта: оригинальность, универсальность, продолжительность творческого периода жизни. Гегель в «Эстетике» также коснулся вопроса о природе способностей: Интерес к феномену гениальности вспыхнул в эпоху Возрождения, именно
тогда в связи с интересом к творчеству появились первые биографии
художников и композиторов. Этот интерес был воскрешен усилиями романтиков в Однако несомненно: в отличие от «просто креативов», «гений» обладает
очень мощной активностью бессознательного и, как следствие (а может быть,
это причина?), склонен к крайним эмоциональным состояниям. Психологическая гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х х активность психики. Поскольку креативность преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту – гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности. Наконец, приведу выводы В. Бодэрмана, касающиеся конституциональных
особенностей выдающихся ученых. Среди них чаще всего встречаются: «Легкий,
хрупкий, но изумительно симметричный тип, и тип низкорослого гиганта. Гораздо более продуктивен не поверхностный, а систематический естественно научный подход к изучению психических особенностей творческой личности. Главное отличие творческой личности представители глубинной психологии
и психоанализа (здесь их позиции сходятся) видят в специфической мотивации. Отличие заключается только в том, какая мотивация лежит в основе творческого поведения. З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации[6] полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия. А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса
неполноценности. Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг,
видевший в нем проявление коллективного бессознательного. Р. Ассаджиоли
считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом
ее самораскрытия. Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Однако большинство авторов все же убежденны в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто приплюсовывают такие особенности, как независимость и убежденность. Независимость, ориентация на личностные ценности, а не на внешние оценки, пожалуй, может считаться главным личностным качеством креатива. Творческим людям присуще следующие личностные черты: 1. независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность[8] оценок и суждений; 2. открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; 3. высокая толерантность[9] к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; 4. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте[10] Часто в этом ряду упоминают особенности «Я» - концепций, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера, и смешанные черты женственности и мужественность в поведении. Хотя гуманистические психологи и утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т.п., но большинство экспериментальных результатов противоречат этому. Согласно приведенной выше модели творческого процесса, креативы должны быть склонны к психофизиологическому истощению в ходе творческой активности, так как творческая мотивация работает по механизму положительной обратной связи, а рациональный контроль эмоционального состояния при творческом процессе ослаблен. Следовательно, единственный ограничитель творчества – истощение психофизиологических ресурсов (ресурсов бессознательного), что неизбежно приводит к крайним эмоциональным состояниям. Аналогичные выводы о высокой тревожноности и плохой адаптированности
творческих людей к социальной среде приводятся в ряде других исследований. Список литературы: 1. Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. СПб., 1992. 2. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. 3. Гегель Ф. Эстетика в 4 т. 1968. Т. 1. 4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб: Питер, 1997. 5. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены. // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Серия Науковедение, 1968. № 4. С. 69-73. 6. Большая Советская Энциклопедия: в 30 томах. – гл. ред. А.М. Прохоров, изд. 3-е, М., 1978г. 7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
[3] Нейротизм – свойство темперамента, характеризующее уровень
эмоциональной устойчивости, впечатлительности и тревожности личности,
противоположный полюс этого свойства – стабильность. Термин предложен Г. ----------------------- Волго-Вятская Академия Государственной Службы Контрольная работа по психологии. Творческая личность – сущность и развитие. Выполнила: Невежкина И.А. группа №101 Преподаватель: Степанов П.Д. г. Н. Новгород, 2000 г. |
|
© 2010 |
|