РУБРИКИ |
Творческая личность |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Творческая личностьТворческая личностьФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ Введение В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и любители: ученые, педагоги, работники творческих профессий и т.д. Рассматривая проблемы организации обучения творчеству и решению
творческих задач, необходимо знание особенностей творческой личности. 1. Особенности творческой личности Особенностями творческой личности являются: - нейрофизиологическая структура мозга, определяющая преобладание внутренней обусловленности над внешней (признаки самой системы); - психологическое (энергетическое) одиночество (условия взаимосвязи системы с другими системами, социумом); - принадлежность доминантной идее (соотношение с надсистемой). Творчество возможно только тогда, когда условия несут системный характер. Стоит заметить, что анализу поддаются только внешние фактические события, в которых участвует человек — глубина погружения, чувствование, причастность являются глубоко субъективными качествами и не поддаются обычным методам наблюдения и анализа. И все-таки... 2. Социальное развитие личности и творчество В раннем детстве достаточно четко выделяется закономерность, которая,
как нам видится, является одной из базовых в формировании творческой
личности и отвечает на вопрос: "Почему более свободно?" Внешние условия не
позволяют полностью и в широком спектре усвоить механизмы социального
поведения, принятые нормативными для данного времени и социопсихологической
культуры семьи, микромира. Известно, что нормативные механизмы поведения
усваиваются ребенком без осознавания, в основном до 7 лет через подражание. Понятно, что процессы "социализации" уходят в подсознание само собой разумеющимися нормами, являясь ядром становящейся личности или, другими словами, неосознанными социальными нормами. Невозможность обширных и устойчивых социальных контактов в детстве проистекает из-за различных причин: - инвалидность или болезненность и, как следствие, ограничение устойчивых контактов; - углубленная самодовлеющая увлеченность, например, музыкой, рисованием, фантазиями; - очень ранняя и, возможно, неоднократная оторванность от семьи, с последующим перемещением в чуждую психологическую среду. В ряде случаев просматриваются симптомы неврозов, иногда психозов. Так или иначе, ребенок скорее предоставлен сам себе; сам в себе, сам
для себя, чем сам для других. В широком спектре не формируются устойчивые
стереотипы. Из потребности экономии сил происходит неосознаваемое
стремление к устранению возникающего напряжения при общении [1, c. 151]. Такие люди несут в себе большой заряд ощущений неприкаянности, потерянности, одиночества, чужого мира вокруг и т.д. Возникают проблемы в поисках места, ниши психологического комфорта. Но не многие могут из состояния "изгнанника" перейти в состояние "странника". 3. Самореализация и творчество По терминологии П.В.Симонова, существуют две разновидности
потребностей (биологических, социальных, идеальных): "потребности нужды" и В литературе есть указание на то, что отсутствие тождественного морально-психологического мира есть необходимое условие для реализации попытки найти себя, познать истину, увидеть реальность, т.е. стать человеком пути, человеком познающим. Заметим еще раз, что этими путями в одиночку не ходят, обязательно нужен тот, кто уже дошел. Очень близки по проявлениям социальный эгоизм и внутренняя обусловленность. Похоже, что шутливая шкала "Различия в конечном продукте: создал продукт (нечто) — обусловленность, не создал — эгоист", достаточно показательна. Форма проявления и у творца, и у эгоиста одинакова. Однотипна и реакция внешнего окружения. Социальное, психологическое одиночество, а точнее энергетическое одиночество — обязательное условие творчества, а не следствие таланта. Зрелый возраст — не помеха в формировании "свободы для" вместо Чтобы приобретенный опыт не давил на сознание, не заставлял жить прошлым, найдено два решения. А) "Вытащить" из подсознания, осознать то, что уже произошло. Б) "Отключить", как бы позволить погрузиться событию в более глубокие слои подсознания. Цель та же. По возможности убрать непосредственное влияние сигналов, т.е. ослабить, "высветлить" уже существующие в нейрофизиологическом сети связи. Однако связи возобновляются всякий раз, когда есть схожие (в энергетическом плане) условия. Те же люди (или похожие), та же обстановка (или похожая) и т.д. Результаты ничего не гарантируют. Но в данном случае все происходит естественным путем. Или, гораздо чаще, не происходит. Так или иначе, но творчество личности с большей вероятностью может проявляться при наименьшем количестве связей. Разрывы с родственниками, отсутствие друзей, любимых, привязанностей — шанс проявления творческих возможностей, а не следствие таланта. УСЛОВИЕ, осознайте, УСЛОВИЕ, а не следствие таланта. Только чтобы находиться (желательно во время решения творческих
проблем) в состоянии, которое попробуем описать как нахождение между
экраном "сегодня", "сейчас" и экраном "будущее", необходимо быть открытым. Существует масса описанных в литературе исторических фактов, контекст-
анализ которых свидетельствует, что основным, технологическим приемом Важное место в формировании состояния энергетической самодостаточности играет отсутствие негативного переживания относительно себя. Мудрость воспитания в любви, на позитивных примерах, на стимулировании сильных сторон ребенка — непоколебимый потенциал творческого роста. Достижение своей собственной самодостаточности возможно. Однако сам процесс "произрастания самого в себя", "дороги к себе", "строительства храма в своей душе", безусловно, в равной мере творческий и драматический одновременно, кто пробовал — знает, невозможен без квалифицированной помощи со стороны. Творческая личность "одержима" своей идеей, отдавая ей всего себя. Это обязательное условие — субъект не принадлежит себе, а только доминанте: скульптуре, музе, делу... Если есть фактическая отдача себя доминанте, о каком "умении держать удар" идет речь? Принадлежать можно чему- то одному, или, другими словами, "невозможно поклоняться одновременно Богу и Мамоне". Академик В.П.Симонов предлагает следующую гипотезу: "На вершине иерархической пирамиды потребностей мы встречаем мотивации, которые обслуживаются почти исключительно положительными эмоциями. Такова потребность познания и ее разновидность — трудно формулируемая словами потребность в создании и восприятии произведений искусства, так называемая эстетическая потребность. В отличие от голода, жажды, секса, потребности занимать определенное место в группе, ни научно-теоретическое познание, ни искусство не обладают внутримозговым аппаратом наказания. Их привлекательность обеспечивается только той радостью, которую несет постижение истины, только тем высоким наслаждением, которое человек испытывает от соприкосновения с прекрасным. Творчество всегда окрашено положительными эмоциями на этапе
возникновения гипотез. Механизм этой закономерности хорошо объясняется
информационной теорией эмоций. Ведь новая догадка, предположение, замысел
субъективно повышает вероятность достижения цели, вплоть до момента, когда
логическая или экспериментальная проверка установят их истинную ценность." Исходя из вышесказанного, не нужно сокращать потребности, сводить их
до минимума (упреждающий ход 18, 25 и т.д.). Это всего лишь следствие, а
бороться со следствием — хороший способ нажить себе невроз. Просто Возникновение доминанты, "встреча с чудом", как отмечают сами творческие личности, происходит, как правило, в детстве и постепенно поглощает все больше и больше времени и энергии. Как нам видится, "встреча с чудом" возможна в условиях определенной открытости психики. Необходимо, во-первых, отсутствие негативного опыта, который подавляет возникновение доминантного мотива деятельности. Как показывают исследования, отрицательное воздействие оказывают не только непосредственное содержание негативного опыта, но и отдаленно напоминающее о нем, например, такая же окружающая обстановка, состояние здоровья, запахи, словесный текст и т.д. Во-вторых, обязателен резонанс мотива "чуда" с потребностями в познании, что с большей легкостью происходит при доминировании исследовательского рефлекса над ориентировочным. В-третьих, на мощность и скорость роста доминантного мотива
существенно влияет наличие (или отсутствие) "энергетической помощи" По утверждению П.В.Симонова, П.М.Ершова, "механизмы сверхсознания
обслуживают потребность, главенствующую в структуре мотивов данной
личности. Творческая активность порождается недостаточностью для субъекта
существующей нормы удовлетворения этой потребности. Интуиция непреложно
работает на доминирующую потребность, и бессмысленно ждать озарений на базе
второстепенного для субъекта мотива... Тренировка "творческого мышления", Далее. Интуиция (это чувство, и прежде всего чувство перспективы развития проблемы), сверхсознание, включается там, где мотивационная доминанта встречается с информационным дефицитом, с разрывом логической цепи мышления и действий. Вот почему игровая деятельность детей с их познавательными доминантами и чрезвычайно слабой "вооруженностью" сознания оказывается периодом интенсивной тренировки механизмов интуиции, где озарения, догадки и открытия следуют буквально друг за другом" [1, c. 97]. Достойная цель или нет? Для себя делание, или для других? Имеет социальную значимость или нет? "Познавательные потребности такого деления не имеют, поскольку не существует объективных истин "для себя" и "для других". Другое дело, что в процесс использования результатов познания вовлекаются материальные и социальные потребности во всем их многообразии и противоречивости. Преобладание идеальных (познавательно творческих) потребностей в структуре данной личности квалифицируется некоторыми исследователями как ее преимущественная ориентация "на дело", отличная от ориентаций на себя и на других.... Из всех потребностей человека познание и творчество наиболее
гармонично объединяют личное и общественное. Любая деятельность человека
тем свободнее от необходимости сочетания личного и общественного, чем
больше в ней выражено творчески-познавательное начало" [1, с. 155, 157- Собственно, существенных отличий в условиях формирования доминанты ни
для ребенка, ни для взрослого нет. В случае создания доминантного мотива Собственно, это субъективно-объективные условия формирования
творческого компонента в психике. Так или иначе в каждом искра творчества
заложена изначально, вопрос сохранения, роста, приумножения, реализации. статья посвящена более осознанному подходу к формированию творческого
процесса психических трансмутаций личности. Непродуманная, без четкого
понимания возможных изменений структуры сознания работа с детьми, - и речь
идет не только о работе тризовцев, - чревата непредсказуемыми
последствиями. Любая систематическая работа, требующая интеллектуальных или
эмоциональных усилий, приводит к нейрофизиологическим изменениям. Плата
всегда есть. Ни в коем случае ее нельзя сводить к ходам внешних
обстоятельств (ходы 9-34), т.е. к плате в социуме. Платит сам организм Но это уже тема другой статьи. Литература Симонов В.П., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, Симонов В.П. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1984. — С. 153 Симонов В.П. Эмоциональный мозг. М. Наука: 1986. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: Беларусь, 1994. — 479с. |
|
© 2010 |
|