РУБРИКИ |
Творческое мышление |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Творческое мышлениеТворческое мышлениеМОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК Факультет социального менеджмента и социальной работы Отделение практической психологии Эссе по курсу «Общая психология» Тема: «Творческое мышление» Код SW013 Слушатель: Комарова Наталья Валерьевна Москва 2001/2002 учебный год Оглавление Введение 3 … выражение творческой мощи, свободной творческой энергии – высшая функция человека. Мэтью Арнолд Введение Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются. В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей. 1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества С давних времен умы ученых и философов занимает вопрос: "Как возможно творческое мышление?". Этой проблемой занимались еще античные философы (Гераклит, Демокрит, – идей (или элементов) и – ассоциаций (или связей) между ними. Отличительной чертой являлось признание ассоциации в качестве основной структурной единицы психического, ассоциация использовалась и как объяснительный принцип. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности [15]. Ассоциативная психология оказалась не в состоянии объяснить
закономерности процесса сознательного мышления и, в частности творческого
мышления. Исходные принципы традиционной эмпирической ассоциативной
психологии не давали ей возможность изучать сложные психические явления, в
частности интуицию. Она признавала только "сознательное мышление" Тем не менее, необходимо отметить вклад психологов-ассоцианистов в
исследование психологии творческого мышления. Установленные ими законы
ассоциаций является крупнейшим достижением психологической науки ХIХ века. Раздел "психология мышления" впервые выделяется психологами,
относящимися к Вюрцбургской школе. В противоположность ассоцианистам,
представители этой школы (О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах) рассматривали
мышление как внутреннюю деятельность по решению задач [15]. Именно в Близок к Вюрцбургской школе был и О. Зельц, понимавший мышление как
функционирование интеллектуальных операций. Развивая свои представления о
самом решении задач, О. Зельц наибольшее значение придает самой первой фазе – выделены характеристики известного, – определено место неизвестного, – выделены отношения между данным и искомым. Суть проблемности он видел в незавершенности этого комплекса. О. Нельзя обойти вниманием и психоаналитический подход к исследованию творческого мышления. В рамках этого подхода впервые была предпринята попытка выделения фактора, лежащего в основе мыслительной активности. Основатель психоанализа и приверженец энергетической теории человека А. Адлер смещает акценты с сексуальной сферы на социальную, а творчество трактовал как специфический способ компенсации комплекса неполноценности [10]. К. Юнг рассматривал стремление к творчеству как часть базовой энергии либидо. В самом же феномене творчества он видел проявление архетипов коллективного бессознательного, пропущенных сквозь призму индивидуального опыта и восприятия творца. Психоанализ впервые акцентировал важность проблемы мотивов и значимость бессознательного в мышлении [15]. Новый аспект мышления был выделен в трудах представителей гештальт-
психологии – М. Вертхаймера, К. Дункера, В. Келера и других. В рамках
данной школы в основном проводились экспериментальные исследования
восприятия, затем некоторые выводы были перенесены на изучение мышления. Психологи-гуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотив личностного роста. По Маслоу – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей [5]. Творческое мышление изучалось также в рамках психометрического подхода. Исследованиями уровня креативности и зависимости степени проявления креативности от воздействующих факторов занимался Р. Стернберг. Согласно его концепции [5] интеллектуальное поведение по отношению к внешнему миру может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявит творческое поведение. Свершившееся в середине ХХ в. изобретение ЭВМ, способных решать задачи,
которые ранее были доступны только человеческому интеллекту, оказало
большое влияние на развитие психологии мышления. Впервые зазвучала идея Когнитивная психология сформировалась на стыке необихевиоризма и
гештальт-психологии, объединенных компьютерной метафорой: человек стал
рассматриваться как средство переработки информации. Один из
основоположников когнитивной психологии – Линдсей – так разъясняют эту
позицию: "Мы рассматриваем организм человека как активный преобразователь
информации, всегда стремящийся к обобщению и истолкованию поступающих
сенсорных данных и к интерпретации и восстановлению информации, хранящейся
в его памяти, с помощью разного рода алгоритмов и стратегий" [цит. по 14,
с. 8]. Таким образом, первоначально в качестве основной задачи в
когнитивной психологии выступало изучение преобразования информации,
происходящее с момента поступления сигнала до получения ответа. При этом
специалисты исходили из уподобления процессов переработки информации
человеком и вычислительным устройством. Исследования в этой области связаны
также с именем У. Найссера. В 1967 г. вышла его книга "Cognitive Это направление продолжает развиваться и сейчас. Проводимые в рамках
когнитивного подхода исследования объединены тематикой, которую в самом
общем виде можно охарактеризовать как анализ различных аспектов
мыслительной деятельности индивида, широким использованием
экспериментальных данных, а также достаточно общим представлением о
значимости для анализа мыслительной активности методов, разрабатываемых в
теории информации и структурной лингвистике. Когнитивный подход унаследовал
от бихевиоризма уверенность в значимости контролируемых лабораторных
исследований, а также отношение к проблематике научения и памяти как
принципиально важной для понимания мышления и поведения. Одним из крупнейших исследователей творческого мышления является Я.А. Другой признанный исследователь, Д.Б. Богоявленская, подходит к
исследованию творческого мышления с позиций системного подхода и предлагает
выделить в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную
активность. Выдвигая ее в качестве психологического аспекта изучения
творчества, она утверждает, что "… мерой интеллектуальной активности, ее
наиболее важной качественной характеристикой, может служить
интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной
деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни
практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой
работы" [2, с. 191]. Таким образом, она рассматривает творчество как 2. Отличительные особенности творческой личности Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно- технических и т.д.). Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой. Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее. Последняя формулировка достаточно "скользкая", ибо под это определение
попадают люди с психическими отклонениями. Впрочем, наличие душевной
болезни не исключает возможности проявления высоких творческих
способностей, что подтверждается примерами Наполеона, Гоголя и других. Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека. Основоположником эмпирического подхода к исследованию индивидуальных
качеств творческой личности является Ф. Гальтон [5], который совместно с Ч. Однако опубликованные вскоре результаты исследований Гетцельса и Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана [5], которые также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю. Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки. [11]. Кроме того, различными авторами разрабатывались различные модели креативной личности. Так, в гештальт-психологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца: - не быть ограниченным, ослепленным привычками; - не повторять просто и раболепно то, чему вас учили; - не действовать механически; - не занимать частичную позицию; - не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры; - не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения. А. Маслоу указывает креативность в ряду 15 существенных черт самоактуали-зирующейся личности [8]. Соответственно, можно считать, что наличие остальных 14 черт, по Маслоу, относятся к особенностям творческой личности. Гилфорд выделил 4 основных качества, присущих креативной личности [9]: . Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение. . Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике. . Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны. . Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. Позже Гилфорд выделяет 6 параметров креативности [5]: o способность к обнаружению и постановке проблем; o способность к генерированию большого числа идей; o гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи; o оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно; o способность усовершенствовать объект, добавляя детали; o способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу. А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям [5]: o независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений o открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; o высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; o развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. По мнению Пономарева [11] с креативностью сопряжены два личностных
качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к
побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе Особый интерес, по мнению автора настоящей работы, представляет взгляд Сложность, однако, заключается в том, что в случае наличия существенных
расхождений между системами ценностей, действующими на уровне сознания и
подсознания, проникновение компонентов подсознательного в сознание может
поколебать или даже разрушить Я-концепцию данного индивида, что неизбежно
приведет к необходимости переоценки и пересмотра всей картины мира и
понимания своего места в ней. На уровне подсознания происходит ослабление действия разного рода
стереотипов, устойчивых представлений и т.п. В пользу этого утверждения
свидетельствуют факты свершений открытия во сне или в переходном периоде
между сном и пробуждением, творчества в измененных состояниях сознания Можно предположить, что для лиц с высоким творческим потенциалом
изначально, или в результате индивидуального процесса становления личности,
характерно ослабление механизмов психологической защиты. Таким образом,
творческой личности требуется определенная смелость воспринимать и
принимать образную информацию собственного подсознания, несоответствующую
тем "правильным", "моральным" мотивам, которые признаются допустимыми в
данной культуре и которые человек принимает и включает в свою систему
ценностей. Сам Мак-Киннон так говорит об этом: "Наиболее выдающийся признак
творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, Отдельные исследователи отводили ведущие роли таким особенностям
творческой личности, как терпение и работоспособность. Например, А. Пункаре
писал, что бессознательная работа "возможна или, по крайней мере,
плодотворна лишь в том случае, если ей предшествует и за ней следует
сознательная работа" [цит. по 15, с. 207]. Однако, наиболее удачная краткая формулировка самой существенной (с
точки зрения автора эссе) особенности творческой личности приведена В.Н. 3. Методы стимулирования проявления творческих способностей[1] В ходе проведения многочисленных исследований, посвященных диагностике и развитию креативности, исследователи замечали, что препятствием к проявлению креативности могут выступать страх оказаться "белой вороной", склонность к конформизму (Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон) [9], моральные запреты [13], однообразие решаемых задач [9]. Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации. Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Причем следует отметить, что значимость внешней мотивации проявляется наиболее полно лишь в случае, если она исходит от референтной группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя. На основании анализа результатов исследований [1-6, 9, 11-13, 15-18] можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству: > интериоризированные личностью ценностно-ориентационные установки[2]; > самооценка; > стабильность эмоционального состояния. Стимулирование проявления креативности возможно при внешнем воздействии
на выделенные факторы, хотя, конечно, такое воздействие не гарантирует
полного раскрытия творческого потенциала. 1) Минимизировать отрицательное влияние моральных и культурных запретов
могут помочь, например, такие методы воздействия, как расширение круга
интересов личности (например, через обучение), самоидентификация с другой
личностью (позволяет взглянуть на проблему «другими глазами», при этом
собственные ценностно-ориентационные установки отступают на второй план). 2) Поскольку для проявления креативности очень важно иметь высокую самооценку, целесообразно воздействовать на нее путем повышения внешней положительной и минимизации внешней отрицательной мотивации. Здесь следует оговориться, что хотя отдельные исследователи (например, Дружинин [5]) считают внешнюю мотивацию оказывающей положительное влияние только на низкокреативных людей, в истории имеются примеры обратного. Известен факт, что нередко лучшие произведения искусства появлялись именно в результате работы «на заказ» (например, знаменитый Реквием В.А. Моцарта). Здесь также необходимо сказать, что, по всей видимости, не всегда правомерно противопоставление внутренней и внешней мотивации, в отдельных случаях они могут как бы перетекать друг в друга, и чисто внешняя мотивация в процессе деятельности может трансформироваться во внутреннюю. Не следует забывать и о том, что этот метод будет работать лишь в случае действительной необходимости повышения самооценки, в противном случае высока вероятность, что сработает правило де Чармса[3] [16]. 3) Исследователи биографий творческих личностей отмечают, что
творчество проявляется слабее, если в эмоциональной сфере устанавливается
относительно продолжительная стабильность, и наоборот, сильный всплеск
творчества нередко может вызвать посттравматический стресс [5] либо
положительный стресс (например, переживание эйфории влюбленности). В рамках
рассматриваемых методов можно предложить такие методы воздействия, как,
например, резкая смена обстановки, окружения, сферы деятельности (известно,
что ученые, поэты, художники зачастую именно этим способом преодолевали
свой кризис творчества). В заключении считаю необходимым отметить: 1) В рамках данной работы, наверное, невозможно охватить все концепции и подходы к исследованию творческого мышления (остались неосвещенными работы Л.С. Выготского, Ч. Спирмена, оригинальный подход В.М. Вильчека, и других). Однако, на основании анализа имеющихся в распоряжении материалов по проблеме, можно сделать следующие выводы: – Большинство авторов согласны, что в процессе творческого мышления большая роль отводится бессознательному. Предложены различные схемы решения творческих задач, однако большинство авторов согласны, что в процессе такого решения задействуется как сознание, так и бессознательное, т.е. на разных этапах решения проблемы ведущая роль переходит от одной структуры к другой; – несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными. Например, большинство исследований строятся с использованием творческих задач, в то же время до сих пор не существует единого мнения о том, какие же задачи считать творческими. Отечественным представителем информационного подхода Г.А. Голицыным [3] предложен следующий критерий: если решение (или множество решений) задачи лежит за пределами множества исходных представлений (т.е. сферы сознания) субъекта, то именно такую задачу мы можем считать творческой. Существует и другой подход к определению творческих задач, предложенный современным исследователем творческого мышления Я.А. Пономаревым: "…класс задач, решения которых доступны машинному моделированию, не входит в класс творческих, к последнему могут быть отнесены лишь те, решения которых принципиально не поддаются машинному моделированию. Более того, невозможность моделирования решения таких задач может выступить одним из достаточно отчетливых практических критериев подлинного творчества" [11, с. 13]. Исследователи также до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие
же личностные особенности считать основными для креативной личности. 2) В последнем разделе автор приводит свою возможную классификацию
факторов, влияющих на возможности проявления креативности, а также
некоторые способы воздействия на них. Изд-во Ростов. ун-та, 1983. – 173 с. Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 210 – 231. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М..: Изд. Институт психологии РАН, 1997 368 с.: (Серия "Мастера психологии") (Серия "Учебник нового века") Евразия, 1999. – 478 с. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с. 607 с. – 302 с. – 600 с.: ил. 1986. С.234-248. URL http://www.rsad.edu/~ccjones/01-02/sophcd/readings/creativity.html Edited by P.E. Vernon. Harmondsworth: Richard Clay (The Chaucer Press) Ltd, 1975 P. 355-371.
|
|
© 2010 |
|