РУБРИКИ |
Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развитияУчебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развитияУчебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развитияРозина И.Н Институт управления, бизнеса и права, г. Ростов-на-Дону Московский государственный открытый педагогический университет, г. Москва Анализ современного состояния информатизации в РоссииРеформирование отечественного образования на современном этапе тесно связано с переходом к информационному обществу, с интеграцией в мировое образовательное сообщество, для которого характерно активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Этот процесс рассматривается как создание единой образовательной электронной среды. Для достижения этой цели должны быть решены задачи не только повсеместного внедрения компьютеров в образовательные учреждения (компьютеризация), что немаловажно в сложных экономических условиях развития нашей страны, но также информатизации, подразумевающей интеграцию ИКТ с системой организации обучения, с реальным учебным процессом. Цели и задачи информатизации высшего образования предопределены новыми требованиями рынка труда, запросами мирового сообщества к специалистам, и включают не только получение базовых знаний, но умений и навыков продуктивно использовать информационные ресурсы, постоянно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками в области ИКТ. Так, согласно данным Министерства труда США, из 54 специальностей, которые будут переживать бурный рост в период между 2000 и 2005 годами, только восемь не будут требовать знания ИКТ. Оценка готовности образования к развитию в единой образовательной среде должна включать анализ доступа к ИКТ преподавателей и студентов, уровня подготовленности преподавательских кадров, наличия в образовательных учреждениях благоприятного к переменам "климата". Наиболее существенными препятствиями на пути развития являются проявления глобального кризиса образования, состоящие в проблеме обеспечения равных возможностей в получении образования (системный кризис развития Кумбса [Coombs Ph., 1968]), который по отношению к ИКТ проявляется в "цифровом разрыве" между различными группами населения в зависимости от региона, оснащенности учебного заведения, материальных возможностей и пр. А также в увеличении разрыва между содержанием базовых знаний и быстро изменяющимися потребностями общества в новых знаниях, умениях и навыках (цивилизационный кризис Тофлера [Toffler A., 1978]) [Уваров А.Ю., 2002]. В России проявления обоих кризисов в образовании выражены предельно ярко. Так, отечественный сектор ИКТ в 2002 г., в соответствии с данными UBS Warburg, более чем в четыре раза уступал странам Северной Америки и более чем вдвое - Западной Европе, и сопоставим со странами Латинской Америки. Российский преподаватель и студент в одинаковой степени ощущают на себе влияние обоих кризисов, испытывая проблемы доступа к ИКТ и необходимость получения и обработки новой информации в своей профессиональной области. Преподавателям по отношению к студентам фору в несколько шагов дает только привычка к самообразованию. Злой, но имеющей на то основание шуткой является высказывание, что преподаватель отличается от студента только тем, что нашел и прочитал необходимое учебное пособие на день раньше студента (английский вариант фразы: "We're lucky if we're two jumps ahead of our students!"). Таким образом, в положении ученика находятся и преподаватель, и студент, т.к. вынуждены непрерывно осваивать новые идеи и технологии, термины и их определения, программное и аппаратное обеспечение ИКТ, чтобы получать нужную информацию, вырабатывать необходимые навыки и умения, позволяющие успешно решать задачи в своей предметной области. Поэтому реформирование системы образования должно быть направлено как на задачи "информационно-коммуникационного всеобуча" для всех участников образовательного процесса, создание необходимого делового климата в учебных заведениях, так и на новое качество образования, опирающегося на возможности электронной образовательной среды. Отметим, что вопрос пятилетней давности - нужны ли ИКТ в обучении, решен положительно, во главе угла стоят другие вопросы: как организовать широкий всеобуч участников электронной образовательной среды от административных работников до студентов, каковы эффективные дидактические решения в содержании, методах и организационных формах обучения? К решению этих проблем подключено множество государственных программ, проектов коммерческих организаций и благотворительных фондов. Так, в 2002 году информатизация образования в России проходила как комплекс реформ, направленный на построение единой образовательной среды, отвечающей вызовам XXI века - включению в мировое образовательное сообщество, основой которого являются знания. Важным фактором ускорения этих процессов должны стать меры государственной политики в области информатизации образования, сформулированные в федеральных целевых программах, таких как "Электронная Россия" (2002-2010 гг.) и "Развитие единой образовательной информационной среды" (2002-2005 гг.), "Компьютеризация сельских школ" "Компьютер в каждую школу" (2001-2005 гг.)". Несмотря на то что, на сегодняшний день весь бюджет России сопоставим с бюджетом федеральных органов власти США на информатизацию (48 млрд. долл.), по образовательной федеральной программе будет выделено около двух миллиардов долларов, причем самые большие выплаты приходятся на 2003 год. Кроме федеральных программ инициированы и другие, такие как благотворительные академические проекты ЮКОС "Федерация Интернет-образования" - "Обучение для будущего, "Поколение.ru" (повышение квалификации учителей), корпорации INTEL - "Обучение для будущего" (преподаватели и студенты педагогических вузов). В конце 2002-го - начале 2003 г. к проекту INTEL присоединилась корпорация Microsoft, со-финансируя проект и оказывая помощь в программном и учебно-методическом обеспечении открывающимся центрам. Известны концепции Microsoft в области интеграции ИКТ и образования, такие как "Connected Education Society", "Connected Learning Community", в которых окружающий мир рассматривается как постоянно обновляемая среда обучения, а практический опыт использования ИКТ расширяет возможности обучения. В педагогике такой подход к познанию как социально-опосредованной деятельности разработан в теории социального конструктивизма Л.С. Выготского и известен как зоны ближайшего развития. Возможности для формирования учебного, исследовательского сообщества на основе такой открытой электронной среды обучения практически не ограничены и во многом зависят от творческой фантазии и энергии членов сообщества. Примерами могут служить представленные в этом выпуске журнала статьи Е.Н. Зайцевой [Зайцева Е.Н., 2003] о создании открытой, интегративной, интерактивной, многоаспектной информационно-обучающей среды для обучения идеографическому японскому языку для роста профессиональной и общекультурной компетенции студентов естественнонаучных, социально-экономических и других неязыковых специальностей, а также статья Е. Патаракина о включении материалов цифровых коллекций видео-произведений, изображений и описаний животных в учебную деятельность, о создании школьниками коллективного гипертекста из цифровых коллекций медиа-объектов, представляющих жизнь деревень нижегородской области. Формирование единой электронной образовательной среды в рамках различных программ, проектов и концепций идет своим темпом. На сегодняшний день в Рунете насчитывается уже более 12 000 веб-сайтов образовательной направленности. Но состояние информатизации отечественного образования в целом можно охарактеризовать как начальный адаптационный этап, который не предполагает высокой интерактивности в процессе обучения, скорее, развития навыков самостоятельной работы, причем компьютер рассматривается в большей степени как объект изучения. Многие преподаватели прошли обучение по одной из программ повышения квалификации или обучились самостоятельно, но не более 5% из них используют ИКТ в преподавании. Этот этап можно определить как компьютеризацию образовательных учреждений (например, в школе на сегодняшний день не более 2 ПК на 100 человек) и преподавание информатики в качестве общеобразовательного предмета. Так, основными задачами курса информатики являются формирование алгоритмического мышления, ознакомление с различными ИКТ и освоение правил поведения в информационном обществе или информационная компетентность [Уваров А.Ю., 1999]. Следующие шаги информатизации образования, которые можно охарактеризовать как использование компьютера в качестве средства обучения с более широким освоением электронных (компьютерных) учебников по различным предметам, компьютерного тестирования и контроля приведут к расширению содержания, форм и методов обучения. Этот этап характеризуется более широким привлечением преподавателями-предметниками ИКТ в обучение, усилением интеграционной компоненты информатики с другими предметами, необходимостью решения психолого-педагогических задач информатизации и всеобуча, а также эффективности использования компьютерных средств обучения различным дисциплинам с дидактической точки зрения (компьютерная дидактика). При этом необходимо соблюдение некоторого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новыми образовательными технологиями, чтобы сформировать преемственную и дидактически целесообразную образовательную среду обучения. Так, образовательный проект компании-разработчика мультимедиа-продукции "Кирилл и Мефодий" "Медиа-образование" проводит в 30 городах России методические семинары и конкурсы по использованию образовательных мультимедиа пособий - учебников, репетиторов, энциклопедий и справочных изданий в естественнонаучном, гуманитарном образовании, самостоятельной работе. Компания делает акцент на расширение представлений участников педагогического процесса - учащихся, учителей, библиотекарей, руководства школы, родителей о возможностях различных электронных изданий, на новых методологических подходах и решениях, организации обратной связи с пользователями образовательной продукции через дистанционные консультации, чаты, форумы на сайте "http://edu.km.ru/", список рассылки и он-лайн журнал "Медиацентр". Подобные специализированные образовательные WebQuest'ы и порталы по областям знаний объединяют высококачественные учебные материалы ведущих специалистов и различные высокотехнологичные возможности доступа и интерактивности. Многие образовательные порталы концентрируют и упорядочивают главные информационные составляющие учебной среды - учебно-методические комплексы по различным предметам: стандарты учебных программ; планы и методические разработки; содержательные материалы; задания, вопросы, практикумы; контрольные тесты и критерии оценки знаний. Так, компанией "Физикон" позиционирован первый в России полнофункциональный Интернет-портал для дистанционного обучения школьников и профессиональной подготовки молодежи. Портал включает в себя более 3000 тестов, Интернет-учебники, методические материалы для учителей, обзор Интернет-ресурсов, интерактивные учебные модели, обучающие игры и другие учебно-методические материалы. Для перехода к интерактивным методам взаимодействия в электронной образовательной среде потребуется развитая инфраструктура телекоммуникаций в системе образования в целом, широкое освоение новых мультимедийных программно-аппаратных комплексов. Благодаря реализации различных проектов по освоению ИКТ во многих образовательных учреждениях и крупных городах уже формируется локальная высокотехнологичная образовательная среда, включающая открытое информационное пространство и средства коммуникации, в которую вовлекаются все участники образовательного процесса, задействуются все уровни педагогического и административного взаимодействия. Объединение локальных пространств учебных заведений и центров в Интернет на третьем этапе позволит сформировать открытую образовательную среду, что позволит решать учебные задачи на занятиях, вне занятий и за пределами учебного учреждения. Студенты смогут заранее просматривать учебные планы, знакомиться с содержанием курсов, сравнивать свои знания с требованиями по предмету, чтобы во время занятий высвободилось время для обмена идеями, обсуждения различных точек зрения. Примеров создания и поддержания образовательных сред в России не так много, тем не менее, таковым является объединение цифровых образовательных ресурсов города для организации коллективного доступа к материалам цифровых коллекций, разработка механизмов встраивания коллекционных записей в учебную коммуникацию в региональном сетевом сообществе городской сети Переславля-Залесского. Ссылка на эту сеть дана в статье Е. Патаракина, представленной в этом выпуске журнала (tower.botik.ru). Таким образом, открытую единую образовательную среду составит объединенное электронное информационное, коммуникационное и физическое пространство образовательных учреждений отечественной и мировой системы образования в целом. Педагогическое взаимодействие в единой образовательной средеВ единой образовательной среде ИКТ не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между преподавателем и студентом, они решают определенный круг задач, таких как, например, высвобождение времени преподавателя, осуществление индивидуального подхода к студенту, содействие самостоятельной и творческой работе студента, поддержка коллективной работы. Преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, с двумя важнейшими функциями поддержки мотивации и интерпретации обучения группы или конкретного ученика, исходя из предыстории их обучения. Однако, электронная образовательная среда способствуют формированию и его новой роли. В такой высокоинформативной среде преподаватель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому преподаватель уже не может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать, как наставничество. Задачами преподавателя-наставника становятся не только поддержка педагогического общения, взаимодействия, координации процесса обучения, но и новые дидактические задачи развития востребованных современным мировым сообществом навыков - глобального и критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ, а также интеллектуальных навыков для постановки проблемного вопроса, осуществления поиска и систематизации полученных результатов (см., например, таблица 1). Таблица 1. Соотношение между информационным содержанием обучения и интеллектуальными навыками.
|