РУБРИКИ |
Учебные материалы курса Социальная психология |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Учебные материалы курса Социальная психологияУчебные материалы курса Социальная психология
Для быстрого поиска параграфа используйте команду “перейти” в меню “Правка” (1. Предмет социальной психологии Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной стороны, и предмет социологии и психологии личности: Социология и социальная психология действительно имеют общие
интересы, изучая, как ведет себя люди в группах. Однако каждая наука делает
свой акцент в изучении поведения людей в группах. Социология изучает группы Сходство социальной психологии и психологии личности состоит в том,
что обе эти отрасли психологической науки изучают индивида. Однако,
психологи, занимающиеся изучением личности, фокусируют внимание на
индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами,
задавая вопрос, например, почему одни люди более агрессивны, чем другие. (2. Понятие социальной ситуации. Ситуация - совокупность обстоятельств, положение, обстановка Обстоятельство - условия, определяющие положение, существование чего- нибудь. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. - М., 1987. - С. 587). Одним из важнейших ключевых понятий социальной психологии является понятие “социальная ситуация”. Ситуация может рассматриваться как нечто созданное самим индивидом в процессе взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, к ней можно относиться как к существующей независимо от ее участника или участников. В первом случае ситуация - это определенный сценарий, ждущий своего исполнения актерами. Приверженцы символического интеракционизма всегда подчеркивали, что внешнему наблюдению доступна только "актерская" интерпретация ситуации, имеющая последствия для поведения и опыта, а не ее объективные характеристики (например, званный обед для разных участников). Еще одна точка зрения символических интеракционастов состоит в том, что многие определения ситуации делаются через процесс интеракции. Согласно этой точке зрения, участники сотрудничают для того, чтобы сохранить взаимоприемлемое понимание сопутствующих их взаимодействию обстоятельств, помочь друг другу правильно идентифицировать себя и уменьшить возможные неудобства. Все мы оказываемся в ситуациях таких как работа, совместная вечеринка и т.п., где каждый ведет себя таким образом, чтобы соответствовать своим поведением самым существенным и общепризнанным чертам ситуации, несмотря на то, что наблюдаемые формы поведения могут быть различными или даже противоречащими друг другу. (На нудистском пляже внешний наблюдатель найдет много сексуальных признаков в поведении, в то время как сами участники этой ситуации делают все, чтобы свести эти признаки на нет). Когда мы считаем, что ситуация - это нечто, существующее только в Другой подход состоит в том, что ситуации на самом деле существуют независимо от индивидов “задействованных” в них, и их объективные характеристики ситуации действительно имеют важные последствия. Никакие люди сами по себе не создают ситуаций обучения, продажи, тренировки и т.д., поэтому каждая из них имеет измеряемое влияние на то, как люди ведут себя в них и взаимодействуют друг с другом. Выражение эмоций, общее эмоциональное состояние, степень физического контакта зависят от ситуации, в которой оказывается индивид. Некоторые психологи считают, что повседневные ситуации насчитывают значительное количество черт, сами по себе определяющих, что люди думают, как чувствуют, как ведут себя. С этой точки зрения, субъективная природа определения ситуации неприемлема. Изучение объективной природы ситуаций связано с рядом сложностей. Во- первых, трудно классифицировать встречающиеся социальные ситуации, т.к. их количество практически неисчислимо. Например, их можно классифицировать по месту, где они происходят: дома, на работе, на отдыхе... Другой путь - классификация в соответствии с типом отношений - формальные, интимные, конкурентные, сотрудничества. Трудность с таким подходом состоит в том, что обязательно найдется ситуация, не попадающая ни под одну категорию. С другой стороны, разные люди не всегда смогут прийти к соглашению относительно качества одной и той же ситуации, например, игра для любителя и профессионала. Другим подходом к классификации ситуаций является попытка использовать типичные для большинства людей характеристики их восприятия: включенность - невключенность простая - сложная проявляется активность - проявляется пассивность приятная - неприятная интимная - публичная чувство комфорта - чувство неловкости известно как себя вести - неизвестно как себя вести дружесткая - враждебная случайная - регулярная организованная - спонтанная сотрудничество - конкуренция формальная - неформальная (3. Общение: коммуникация, социальная перцепция, интеракция. Психологический словарь (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Компоненты общения иначе называют сторонами общения (см. Андреева (3.1. Определение процесса коммуникации Существует достаточно большое количество определений коммуникации. В зависимости от точки зрения, занимаемой тем или иным ученым, коммуникация это: передача информации с целью получить ответ; координация значений между индивидом и аудиторией; обмен информацией о идеях или переживаниях; обмен элементами поведения, образа жизни посредством набора правил; достижение единства в перечне символов в умах людей - проще говоря, достижение взаимопонимания; чисто индивидуальное, внутренне переживаемое событие, разделяемое с кем- либо; передача информации от одного человека или группы другому человеку или другой группе; Имеются даже определения того, чем коммуникация не является: Во всех приведенных дефинициях можно выделить общие черты, например,
подчеркивается идея обмена - информацией, идеями, переживанием, опытом и
т.д. Для нас важно помнить черты трансакционизма, чтобы дать определение
коммуникации. С точки зрения этих черт, основные черты коммуникации состоят
в том, что люди: а)
осознают объекты; б) интерпретируют их; в) конструируют смысл Кроме того, процесс коммуникации: динамичный - это процесс постоянного создания смыслов; протяженный во времени - это не единичный акт, а непременное условие взаимодействия, не имеющее ни начала, ни конца; циркулярный - нет линейной последовательности взаимодействий; люди вовлечены в целый круг разнообразных коммуникаций; неповторяемый - поскольку постоянное воссоздание смыслов приводит к изменениям индивидуальных образов мира; необратимый - сделанное сообщение не может быть возвращено от того, кто принял его; сложный - осуществляется во многих контекстах и на многих уровнях: внутриличностном, межличностном, организационном, социальном, культурном. Кроме этого следует учесть еще следующее. Любое действие, совершаемое человеком в присутствии других (даже молчание, избегание контакта глаз или уход) имеет ценность сообщения. Иными словами, любое действие, которое человек может осознать, интерпретировать, наделить смыслом и использовать для создания впечатления или образа, имеет отношение к процессу коммуникации. Никто не может не вступать в этот процесс, находясь в присутствии других. (3.2. Модель процесса коммуникации. Все, что мы хотим выразить в процессе коммуникации существует в виде информационный канал Существует много способов, посредством которых мы можем “доставить” свое сообщение по адресу: например, выражать его словами устно или в письме. В этом случае мы будем иметь в виду два различных используемых канала коммуникации. Коммуникационные каналы (средства)- это инструменты или приемы,
способствующие передаче коммуникационного сообщения. Но это не просто
средства, обеспечивающие контакт участников коммуникации. Коммуникационные
каналы помогают достичь общего понимания того, кто к кому обращается, с
какой целью, по какому поводу, в каких условиях, с какой степенью доверия. Эта модель коммуникации носит название линейной. Линейная модель
коммуникации характеризует этот процесс как односторонний: информация
передается от “активного” источника к “пассивному” получателю. Мысли,
эмоции, смыслы (т.е. ментальные образы) принимают вид сообщения и В данном случае, естественно, сохраняется кодирование и раскодирование информации, разнообразные коммуникационные каналы. Однако, наиболее важно, что в процессе коммуникации отправитель информации в то же время является и ее получателем, и наоборот, тот, кто получает информацию, не остается пассивным, а в той или иной форме реагирует на поступающие к нему сигналы. Функция обратной связи состоит в том, чтобы по мере развития коммуникационного процесса обеспечить согласованность “ментальных образов” вовлеченных в него людей, Однако по собственному опыту мы знаем, что достичь согласованности Проблема личностного пространства в коммуникации настолько важна, что необходимо применить еще одну модель - трансактивную: информационный информационный шум шум В этой модели “коммуникатор 1” и “коммуникатор 2” рассматриваются как
получатели и отправители информации, кодирующие, раскодирующие сигналы
обратной связи и использующие коммуникационные каналы. Для того, что
обозначить силы, препятствующие свободному прохождению информации,
используется понятие “информационный шум”. Шум может быть физическим (3.3. Виды обратной связи в коммуникации. Для представителей коммуникативных профессий необходимо правильно использовать различные виды обратной связи. Обратная связь - это вербальный или невербальный сигнал от получателя информации к его источнику, служащий ответом на инициирующее высказывание или поведение. Влияние обратной связи сказывается на том , какая информация передается, какие средства используются для ее передачи, как воспринимается сообщение. Поэтому она имеет сигнальную функцию. С другой стороны, получая обратную связь, мы можем изменить смысл и характер сообщения с тем, чтобы добиться большего взаимопонимания. В этом случае обратная связь имеет корретивную функцию. Количество и качество обратной связи влияет не только на процесс непосредственной коммуникации, но и влияет на характер дальнейших взаимоотношений партнеров. Поэтому имеет смысл говорить об обратной связи как условии эффективной коммуникации. Внимание к тому, какой эффект ваша обратная связь имеет на партнера и на вас самих, как она способствует достижению целей коммуникации, является одним из компонентов профессиональной компетентности в общении. Обратная связь может быть директивной (оценочной) и недирективной Директивная обратная связь основана на выражении собственной позиции и взглядов. Она используется тогда, когда мы хотим, чтобы наша точка зренияоказала влияние на образ мыслей или поведение партнера. Здесь надо помнить о том, что оценка, критика и даже похвала затрудняют самовыражение, приводят в действие механизмы психологической защиты. Непременное условие употребления директивной обратной связи - полное понимание обращенного к вам высказывания и обстоятельств, в которых оно сделано. Оценочное высказывание (если оно необходимо) следует сделать по возможности неопределенным, звучащим как выражение вашей собственной системы взглядов или ценностей, не приговор. Целесообразно при этом указать причины, которые привели вас к тому или иному оценочному выводу. Цель недирективной обратной связи - создать у партнера ощущение психологического комфорта, дать ему возможность свободно продолжать высказывать свои мысли. Безоценочность обратной связи достигается отсутствием в ней мнений или взглядов, особенно выраженных в категоричной форме. Безоценочная обратная связь применяется по крайней мере в двух случаях: 1) если мы хотим узнать больше, получить нужную информацию; 2) если хотим дат возможность партнеру обдумать ситуацию, высказать собственную идею или решение. В первом случае средствами обратной связи являются соответствующим образом сформулированные вопросы и невербальные сигналы, демонстрирующие заинтересованнойть. В этих же случаях целесообразно прибегать к парафразированию, воспроизведению смысла выражаемого собеседником (подробно об этом см. в разделе “Психологическое консультирование”). Безоценочная обратная связь ведет к созданию атмосферы психологической поддержки, делает общение более открытым. Она используется и как “разведка” состояния партнера, и как средство помочь ему справиться с его раздражением, неуверенностью и т.п. (4. Понятие социальной перцепции. Восприятие и познание людьми друг друга подчиняется общим законам восприятия - одного из важных познавательных процессов. Процесс восприятия позволяет нам упорядочивать, структурировать мир вокруг нас, иными словами, придавать ему то или иное значение. Поэтому следует начать с указания на уровни структурирования мира. 1. Селекция. Процесс восприятия начинается с выбора объекта, на
который стоит обратить внимание. Имеется несколько факторов, влияющих на
этот выбор: Селекция - не объективный процесс. Он опосредован субъективным опытом, интересами, знаниями и т.д. 2. Организация. Процесс восприятия состоит и в упорядочивании объектов с тем, чтобы придать этому порядку определенный смысл. Примером может служить мелодия среди хаоса звуков или распознавание того или иного значения синонимов. Процесс организации может оказаться довольно сложным, как, например, на следующем рисунке: сколько здесь треугольников? 3. Интерпретация. Имеется несколько факторов, влияющих на то, как мы
понимаем то, что воспринимаем: Все эти факторы нередко ведут к искажению восприятия. Чтобы преодолеть эту трудность предлагается прием, называемый "Проверка восприятия". Он состоит в имплицитных или эксплицитных высказываниях, включающих: * описание информации, полученной по сенсорным каналам; * возможную интерпретацию информации; * просьбу о подтверждении интерпретации Например, сравните: а) “Почему ты на меня сердишься?” б)“Когда выходя ты хлопнул дверью, я решил, что ты сердишься на меня. Это действительно так?” или: а)”Что с тобой происходит? б) “Последнее время я редко вижу тебя веселым. Это заставляет меня думать, что ты чем-то озабочен. Я прав или нет?” Тренировка: сделайте трехступенчатую верификацию следующих ситуаций: 1. Как вам кажется, вы предложили преподавателю ценную идею. 2. Обычно дружелюбно настроенный знакомый не здоровается с вами три дня подряд. (4.1. Что влияет на процесс межличностного восприятия? 1. Социальные роли. Универсальность социальных ролей объясняется связью их
происхождения с принципами организации общества - генетическим,
родственным, профессиональным и т.д. Поэтому каждый человек является
носителем целого репертуара ролей: Определение того, что такое социальная роль, включает в себя
несколько пунктов: Задание: продумайте примеры, иллюстрирующие каждый из названных факторов, влияющих на межличностное восприятие. 2. Самооценка. Самооценка - это компонент образа-Я, отражающий мнение
человека по поводу собственной ценности. Люди с низкой самооценкой склонны
иметь на себя негативный взгляд. Они испытывают чувство зависимости, имеют
трудности в общении, сомневаются в своих силах. Высокая самооценка,
напротив, дает возможность человеку чувствовать себя уверенно, независимо,
комфортно. Хотя считается, что иметь высокую самооценку предпочтительнее,
т.к. она ассоциируется с лучшими результатами в работе и получении от нее
большего удовлетворения, новейшие исследования позволили выявить и
некоторые ее изъяны. Например, люди с высокой самооценкой имеют тенденцию
проявлять эгоизм и хвастливость в ситуациях, где они испытывают давление. Самооценка возникает под влиянием обстоятельств и того как к нам относятся окружающие. Важно, однако, при этом понимать, что влияние на самооценку оказывает мнение не всех людей, а только тех, которых человек относит к своей референтной группе. Референтной группой называется реальная или условная социальная общность, с которой человек соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении. В процессе межличностного восприятия следует иметь в виду следующее: |Люди с высокой самооценкой |Люди с низкой самооценкой | ( 4.2. Наиболее типичные ошибки межличностного восприятия. 1. Мы попадаем под влияние того, что наиболее очевидно. 2. Мы попадаем под влияние первого впечатления. 3. Мы склонны воспринимать других похожими на нас. 4. Мы склонны придавать негативным чертам больше значения, чем позитивным. 5. Мы склонны обвинять не ситуацию, а людей тогда, когда являемся жертвами Задание: приведите примеры, иллюстрирующие каждую из вышеназванных ошибок в межличностном восприятии.
Все сказанное выше иллюстрирует, что мы действительно выбираем, организуем и интерпретируем поведение других людей не всегда точно. В профессиональном общении возникает задача научиться понимать людей не только со своей собственной, но и с их позиции. Способность “ставить себя на место других”, “влезать в шкуру” другого человека называется эмпатией. Эмпатия - производное от греческих слов, которые означают Эмпатия отличается от симпатии. Слово “симпатия” происходит от греческого “сочувствие”. В этом случае мы переживаем свои собственные чувства по отношению к кому-либо (например, расположение, дружелюбие и т.д.) Эмпатия улучшает межличностные отношения, однако развивать в себе эти способности совсем не просто. Прежде всего необходимо научиться особое отношение к себе, ситуации и партнеру. Составляющими такого отношения являются следующие качества: *Открытость. Здесь имеется в виду способность на время “отложить в
сторону” свои собственные убеждения, точку зрения, ценности и
сконцентрироваться на убеждениях, точке зрения и ценностях другого. Это
особенно трудно, когда позиция партнера радикально отличается от вашей. *Воображение. Воображение необходимо, чтобы представить себе
эмоциональный фон поведения и/или мысли другого. Счастливый в семейной
жизни или одинокий человек должен использовать воображение, чтобы *Приверженность. Проявить эмпатию вовсе не просто. Поэтому следует искренне желать проникнуть в скрытый или искаженный манипуляциями внутренний мир партнера. Слышать то, с чем вы не согласны, или то, что вам не нравится, не всегда приятно и требует времени. Если вы стремитесь быть эмпатичным, будьте готовы преодолевать трудности. (5. Цели и структура взаимодействия (интерактивная сторона общения) Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного
воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную
обусловленность и связь (Психология. Словарь/Под ред. А.В. Петровского, Это определение взаимодействия необходимо дополнить некоторыми
существенными характеристиками: 1. Кинестетические - связанные с движениями тела 2. Голосовые 3. Прикосновения 4. Одежда 5. Дистанция 6. Территория 2. Во взаимодействии поведение универсально 3. Ответственность за качество взаимодействия распределяется обоюдно. Определение взаимодействия требует так же уточнения его структуры и
целей. Наше взаимодействие с людьми можно рассматривать как процесс, со своими строгими правилами последовательности действий. Действительно, мы не задумываясь принимаем позу или выражение лица отличное от тех, которые имели бы в одиночестве, стоит другим людям нарушить его. При встрече с незнакомым человеком мы автоматически выбираем дистанцию большую, чем та, на которой мы бы общались с приятелем. Если эта дистанция непреднамеренно уменьшается, мы приносим извинения с помощью давно устоявшихся словесных штампов. Для тренировки сами попробуйте нарушить ритуальный порядок взаимодействия, а если боитесь, попробуйте вообразить себе такого человека. Еще один пример - разговор. Здесь неизбежно присутствует ряд этапов,
без которых взаимодействие немыслимо. Во-первых, это установление контакта. Поэтому мы можем говорить о структуре взаимодействия. Есть смысл
выделить в ней два компонента: эксплицитный (внешний) и имплицитный 2) Цели взаимодействия. Цель взаимодействия является удовлетворения ряда социальных потребностей. *Потребность в предсказуемости ситуации и поведения других людей. *Потребность в контроле над интимностью/доступностью (регулирование
внутриличностого пространтства). *Потребность в определении принадлежности и статуса. *Потребность в поддержании хороших отношений. Выделяются два вида обменов для поддержания отношений: а) развивающие - те, которые имеют место тогда, когда отношения складываются нормально, и следует только сохранить их на том же уровне; б) корректирующие - те, которые используются для того, чтобы исправить отношения, качество которых не удовлетворяет. *Потребность в самопрезентации (самопредъявлении). Удовлетворение потребности в самопрезентации требует умений самораскрытия - т.е. намеренной передачи значимой информации о себе, которая иначе не стала бы известна. Во-первых, следует различать широту и глубину саморакрытия. Верхний овал представляет собой модель различных сфер жизни человека. Еще один подход к феномену самораскрытия предлагают Джозеф Луфт и Харри известно самому не известно самому о себе о себе известно другим обо открытая зона слепая зона мне не известно другим обо скрытая зона неизвестная зона мне Ответьте на вопросы: (5.1. Типы взаимодействия. Существует несколько подходов к классификации типов взаимодействия. Основными контекстами являются: В дополнение можно назвать еще ряд специфических контекстов
взаимодействия: 2. Другой способ дифференцировать типы взаимодействий - учесть степень
интимности. Контекст взаимодействия не определяет степень близости к тому
или иному человеку. Близость может быть интеллектуальной , эмоциональной,
физической. Ирвин Адамс и Даллас Тейлор предложили классифицировать
разновидности близости в терминах “поверхностности” или “интимности”
отношений. Это противопоставление хорошо понятно, если вспомнить эффект Для тренировки: вспомните людей с которыми вы взаимодействуете в различных контекстах. Определите степень, интеллектуальной, эмоциональной или физической близости, относительно на своего “Я”: работа семья досуг 3. Разнообразие взаимодействий можно классифицировать и с точки зрения соотношения в них двух переменных: любовь/ненависть и доминирование/подчинение. Тимоти Лири предложил рассматривать сочетания этих переменных во взаимодействии как стили взаимоотношений: любовь доминирование подчинение ненависть На первый взгляд трудно представить человека одновременно склонного к доминированию и любви. Однако такой стиль отношений возможен, например во взаимодействии родителей с детьми. С другой стороны, сочетание ненависти и подчинения возможно у подчиненного во взаимодействии с руководителем. Уильям Уилморт описывает в связи с этим несколько возможных типов
отношений. Так, отношения доминирования и подчинения могут быть: Отношения в пространстве любовь-ненависть могут быть “преобладающе хорошими или “преобладающе плохими”. Вероятна ситуация, в которой двух людей связывает именно взаимная ненависть. 4. Наконец, есть возможность выявить типы взаимодействия в соответствии с характером психологического климата во взаимоотношениях, психологический климат зависит от того, оказывают ли и в какой степени партнеры по взаимодействию друг другу психологическую поддержку: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЕСТЬ, ОТСУТСТВУЕТ, если поведение если поведение 1. Дескиптивно, т.е. ориентиро- 1. Ориентировано на оценки, вано на описание, изложение суждения, готовые мнения. фактов. 2. Направлено на поиск путей 2. Преследует цель контролиро- решения проблем. вать поведение других людей. 3. Искреннее, открытое. 3. Неискреннее, манипулятивное. 4. Демонстрирует внимание, ин- 4. Демонстрирует жесткость терес к личности партнера. взглядов, догматизм. 6. Ориентировано на равенство 6. Направлено на достижение позиций партнеров. односторонних преимуществ. Литература к курсу “Социальная психология” Учебники и учебные пособия Дополнительная литература рас- кодирование сообщение кодирование отправитель информации отправитель информации получатель информации получатель информации отправитель информации коммуникатор 2 коммуникатор 1 пространство пространство карьера семья друзья учеба секс отдых работа хобби планы на будущее клише факты чувства Семья Работа Взаимодействие с: *руководителем *подчиненными *коллегами Социальный контекст Взаимодействие с разными людьми в разных ситуациях Я Я Я |
|
© 2010 |
|