РУБРИКИ |
Учение о физиологии |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Учение о физиологииУчение о физиологии План: Учение о физиологи высшей нервной деятельности, созданное трудами великого русского учёного И.П. Павлова, имело, как и всякая наука, длительную предысторию. Можно назвать по крайней мере три области знаний, которые явились как бы предметами учения о ВНД- это общая физиология, экспериментальная психология и зоопсихология. Рассмотрим историю двух последних, поскольку в них с наибольшей полнотой проявилась борьба извечно непримиримых философских течений- материализма и идеализма. Выдающимся выразителем древнегреческих материалистических взглядов был Противоположные взглядам Демокрита представления о душе развивал Значительную роль в развитии взглядов на природу психических явлений в
античном мире сыграли труды великого мыслителя древности- Аристотеля(384- В период расцвета античной философии взгляд на психику человека основывался не только на размышлениях, но и на врачебном опыте и результатах анатомо-физиологических экспериментов. Так, выдающийся представитель древнегреческой медицины Гиппократ(460-377гг. до н.э.), считал основой лечения больных не умозрительные заключения, а тщательное наблюдение за больным, обобщение врачебного опыта и изучение анатомии и физиологии. Однако научные знания были весьма примитивны, а теоретические обощения носили фантастический характер. Последователи Гиппократа, наблюдая своих пациентов, отмечали особенности их поведения, однако давали наивные объяснения причин замеченных явлений. Знания «гиппократиков» о природе тела и психической деятельности
организма человека значительно дополонил римский врач Гален(129-201),
проводивший не только набюдения за поведением своих пациентов, но и
анатомирование и физиологические эксперименты на животных. Он испытывал
действие лекарственных веществ на организм животных, перерезал у них
различные нервы, идущие от органов чувств к мозгу, и своими наблюдениями
подтверждал взгляды Гиппократа на мозг как орган ощущений и мышления. Вслед за расцветом, а затем распадом античного общества наступил
длительный период средневекового застоя. Христианская религия, заняв
господствующее положение в Европе, жестоко подавляла всякие попытки
развивать науку, и в особенности материалистические взгляды на психику. Один из наиболее фанатичных христианских философов-Августин(354-430) создал классификацию субъективных переживаний человека. Душу человека он сичтал слепым орудием божественной воли. На основе идеалистических представлений древнегреческих философов и собственных теологических взглядов Августин создал религиозно-философскую систему канонов, основы которой признаются католической церковью и по сей день. Он считал, что душа человека имеет две формы- разумную и чувственную, объединяемое в единое целое. Материалистические тенденции, зародившиеся в древние времена в
философии, естествознании и медицине продолжали развиваться. Особенно ярко
они проявились в деятельности таджикского врача, математика, поэта и
филисофа Авиценны(980-1037). Он считал, что окружающий мир воспринимается
через органы чувств и вызывает ощущения и представления. Наряду с
материалистическими взглядами на психические явления Авиценна допускал
существование бессертной, вечной, разумной души. Большое значение имела
также деятельность другого средневекового мыслителя- арабского философа Возникновение психологии как науки Новому классу- буржуазии- наука была нужна как для развития
производительных сил, так и для идеологической борьбы с классом феодалов и
поддерживающей их церковью. В этот период в Европе стали раздаваться смелые
голоса, критиковавшие церковные догматы и связанные с ними представления о
независимости души и тела. Так, например, Пьетро Помпонацци(1462-1525),
развивая материалистические идеи считал, что мышление и материя неразрывно
связаны, поэтому душа человека умирает вместе с телом, и что материальный
мир, действуя на органы чувств, вызывает у человека определённые ощущения. Зарождение психологии как самостоятельной науки связывают, обычно, с именем французкого философа Рене Декарта (1596-1650) и с его борьбой против средневековой сховастики. Центральное место в философии Декарта занимал вопрос о критерии достоверности знаний. Его не устраивали ссылки на авторитет Аристотеля или на авторитет отцов церкви. Всякое познание, согласно Декарту, должно начинаться с сомнения. Есть только одна вещь, в которой нельзя сомневаться,- это реальность своего сознания. «Cogito ergo sum»-« Я мыслю, следовательно, я существую.»- так формулировл Декарт своё кредо. И хотя система, которую он издал и которая получила название- дуализм, была во многом наивна, интерес Декарта к проблемам сознания и мышления значительно способствовал систематизации знаний в этой области, приведшей к обособлению психологии как самостоятельной дисциплины. Наидольшую роль в развитии материалистического отношения к функции мозга сыграло также представление Декарта о рефлекторном механизме взаимоотношения организма и среды. Однако его взгляды, в силу ограниченности научных знаний того времени, носили вульгарно- материалистический характер. Организм животного он уподоблял несложным машинам (часам, кузнечному меху и т.д.) и полагал, что в результате действия « внешнего предмета» на органы чувств, «нити», идущие в нервных стволах к мозгу, натягиваются. Это приводит к открыванию клапанов, расположенных на внутренней поверхности мозга. Животные духи, находящиеся в полсти мозга, таким образом получают возможность проникнуть в выходящие из мозга нервы и течь по ним к мышцам, раздувая их, вследствие чего и осуществляется движение. Декарт понимал, что этим механизмом трудно объяснить поведение человека, поэтому в соответствии со своей дуалистической философией он подчинил его высшему разуму, бесмертной душе. Очевидно, из-за ссылок на бога, о «могуществе» и «благости» которого свидетельствуют слаженные взаимоотношения «духа» и ощущения, католическая церковь сразу не разобралась в существе его научных взглядов. Это произошло лишь через 13 лет после смерти Декарта, в результате чего список его сочинений был включён в «Индекс запретных книг». Психология 18-19 иначала 20-го веков. Матеориалистические идеи Р. Декарта оказали существенное влияние на
развитие взглядов французких материалистов 18 века. Так, философ и врач Ж. Идеи Ламетри, в свою очередь, оказали влияние на другого философа и
врача 18 века- П.Ж. Кабаниса(1757-1808). В его учении, изложенном в книге « Близкими к французким материалистам по мировоззрению были английске
философы- материалисты 18 века, особенно Д. Гартли(1733-1804). Гартли по
праву считается основоположником ассоциативной психологии. Согласно его
взглядам, психические явления рождаются из ощущений. Все представления и
понятия есть бесконечное число ассоциаций, связей, ощущений, которые в
конечном счёте и составляют психическую жизнь. Психические явления Гартли
считал следствием физиологических процессов, которые возникают в результате
вибрации нервного вещества. Эта «вибрационная» теория была как бы предтечей
материалистических представлений И.М. Сеченова об ассоциациях как
физиологических механизмах рефлексов головного мозга. Вместе стем Материалистических взглядов на психику придерживался также американский психиатр Д. Раш (1786-1869). В основу лечения душевных заболевний он положил представлеия о том, что психическая деятельность есть работа органов чувств и мозга, который способен формировать образы объектов. Большое значение, по мнению Раша, имеют внешние и внутренние речевые процессы. Д.Раш резко критиковал идеалистические взгляды на психику. К пониманию истинных механизмов работы головного мозга близко подошёл выдающийся чешский анатом и физиолог Й. Прохаска. Ответное действиее организма на внешнее воздействие он назвал рефлексом , сила которого соответствует силе раздраженния. Значительный прогресс в психологии был связанн с попытками ввести
количественные оценки в изучение различных психических явлений. Заслуга
здесь принадлежит лейпцингскому профессору анатомии и физиологии Э. Веберу Обобщение в этой области принадлежало другому лейпцингскому учёному,
врачу, а затем физику- Т. Фехнеру (1801-1887), который стремился найти
зависимость между интенсивностью стимуляции и интенсивностью ощущения. Свои
исследования по этому вопросу он изложил в книге « Элементы психофизики». [pic], где С-коэффициент пропорциональности. Другой подход, также приведший к проникновению в психологию количественных методов, был связан с изучением явления, которе впоследствии получило название «время реакции». Было обнаружено, что реакция на раздражитель не возникает сразу, а несколько запаздывает, причём это запаздывание не одинаково. Это наблюдение было сделано в связи со сравнением моментов, в которые разные наблюдатели отмечали прохождение звезды через координатную сетку телескопа. Первоначально это привело даже к тому, что один из ассистентов Гринвичской обсерватории был уволен, т.к. по мнению директора обсерватории, он отмечал прохождение звезды через меридиан с опозданием на десятую долю секунды. Это произошло в конце 18 столетия, и лишь спустя четверть века в результате систематических нблюдений другого астронома было установлено, что каждый человек имеет своё индивидуальное время реакции. Большая работа по изучению времени реакции, а также по внедрению в психологию других способов количественного изменения реакций была проведена профессором психологии Лейпцигского университета В. Вундтом(1832-1920), ранее занимавшимся физиологией. Он считается основателем экспериментальной психологии, явившейся одной из предтеч учения о высшей нервной деятельности. Как уже было сказано, в становлении высшей нервной деятельности наряду
с экспериментальной психологией немалую роль сыграла также и
зоопсихология, возникновение кторой связано с именем Ч. Дарвина(1809-1882),
а именно с его трудом «Выражение эмоций у животного и человека». Конец 19 и начало 20 века было периодом расцвета экспериментальной психологии и вместе с тем её кризиса. Найчный подход к исследованию психики открывал широкие перспективы изучения фунций мозга, но доминирование взгляда на психику, как на особое явление, не имеющее ничего общего с физиологическими процессами, препятствовало этому. Психике человека приписывали таинственные особенности, будто бы не познаваемые объективным путём, а животных наделяли чувствами и переживаниями, свойственными человеку. Противоречия между аучными фактами и уморительными объяснениями их привели к распаду психологии нанесколько направлений, пытавшихся преодолеть кризис, возникший в недрах науки. Против антроморфизма и интроспекции зоопсихологов и психологов
выступили Л.Морган, автор книги «Привычки и инстинкт»(1899), а также Ж. Лёб- автор теории тропизмов. Ж.Лёб считал, что понятия, применяемые при
описании поведения организма, должны быть объективными. Согласно его
теории, поведение животных, подобно движению планеты, определяется внешними
силами, организмы бездушны и, как всякая материя, подчиняются физико-
химическим законам. Лёб считал, что трофизмы, возникающие под влиянием
внешнего воздействия у растений и низших животных, служат главным
механизмом поведения животных. Однако Лёб был вынужден признать наличие у
высших животных ассоциативной памяти, представляющей нервные следы
предыдущих поведенческих реакций. Сходной точки зрения придерживался
психолог Г.Дженнингс, но, в отличие от Лёба, он пользовался введённым Особенно значительным событием в экспериментальной психологииконца 19 века было появление нового направления- бихевиоризма. Один из основоположников бихевиоризма-американский психолог Э.Торндайк(1874-1949)- изучал поведение цыплят, кошек, собак и обезьян объективным путём. Животное помещалось в ящик и могло выйти из него к пище или на свободу, выучившись открывать дверцу. В результате наблюдений Торндайк сформулировал три главных закона обуения-пользы, эффекта и упражнения. Суть этих законов в том, что полезные действия животного, в силу их связи с приятным чувством в результате выхода, освобождения из клетки, закрепляются, а вредные, вызывающие неприятные чувства, исчезают. Полезные действия становятся тем прочнее, чем больше организм в них упражняется. Трондайк и его последователи накопили большой и интересный материал относительно скорости обучения различных животных, длительности удержания навыков и т.д. В отличие от своих предшественников-психологов, оперировавших понятием ассоциации идей, Торндайк обратил внимание на ассоциацию между стимулом и реакцией организма, как основу поведения животного. Хотя Торндайк в своих объяснениях экспериментальных фактов пытался ссылаться на нейрофизиологические представления о нервной системе как субстрате обучения, решения же проблемы обучения сводилось, по существу, только к констатации того, что животные могут приобретать полезные навыки, закрепляющиеся в результате упражнения. Бихевиористы, проводя эксперименты, не обращали внимание на самое главное- на мозговые процессы, возникающие в результате действия стимула, вследствие которых развивается ответнаая деятельность организма. При этом бихевиористы не отрицали накличия сознания и мышления как функции мозга, возможных мозговых механизмов. Однако они не стремились их изучать, полагая, что это неосуществимо. Возникновение бихевиоризма было прогрессивным явлением в истории психологии, нанесшим удар идеалистическим представлениям о психической деятельности. Это направление показало, что ассоциация- связь не между идеями, а между стимулом и ответом организма. Это был своего рода научный протест против адетерминизма и антропоморфизма в психологии. Однако отказ от изучения нервных механизмов поведения слишком сильно сужал значение этого научного направления. Противоречие между результатами эксперимента и попытками их объяснить привели в 20-30х годах к распаду бихевиоризма на несколько ветвей. Так, одни исследователи считали, что вся психическая деятельность сводится к операциям, действиям (Б. Скинер), а другие придавали исключительное значение мотивам, побуждениям, стремлениям организма к цели (Э. Толмен). В дальнейшем необихевиористы стали широко пользоваться достижениями нейо физиологии, биологии, физики, химии и математики и их методиками при объяснении результатов своих экспериментов. Несмотря на значительный сдвиг в методическом подходе к поведению животных, необихевиористы в метологических трактовках экспериментов недалеко ушли от родоначальников своего направления. Их убеждения остались позитивистскими: связь стимула и реакции они понимают не как результат причинно-следственной зависимости, а как корреляционное отношение. Иной подход к изучению психических явлений связан с направлением,
получившим название гемтальпсихологии. Представителями этого направления
были, главным образом, немецкие психологи: Коффка(1886-1941), В. Предпосылки возникновения учения о высшей нервной деятельности. Благодаря трудам И.П. Павлова возникла и развилась физиология ВНД, основная задача которой- изучение закономерностей и механизмов работы головного мозга. Мы уже рассмотрели те общие истоки изучения деятельности мозга,
которые были связаны с развитием различных областей психологии, и в первую
очередь с экспериментальной психологией и зоопсихологией. Однако помимо
этих общих предпосылок значительно большее влияние на возникновение учения
о ВНД оказали успехи в физиологии, и в первую очередь в физиологии ЦНС. Первой предпосылкой следует считать работы И.М. Сеченова о центральном торможении, последствиях (сохранении следов возбуждения) в нервной системе, суммации подпороговых раздражений, ритмической, электрической активности в продолговатом мозге и его знаменитую гипотезу о рефлекторных механизмах мозга. Второй педпосылкой послужили достижения отечественной и зарубежной
физиологии, сосредоточившей внимание на роли нервной в деятельности
организма, при этом существенную рорль нервной системы в деятельности
организма, при этом единственную роль сыграли клинические наблюдения и идеи Третьей предпосылкой явился материалистический взгляд на психику,
получившей дальнейшее развитие в трудах русских революционных демокритов Из сказанного следует, что павловское учение зиждётся, главным
образом, на успехах отечественной научной мысли, которая, в свою очередь,
уходит корнями в развитие революционно-демократических идей в России. Д.И. Писарев в статье «Пчёлы» отмечал, что вздорные теории публицистов
и историков будут разлетаться подобно мыльным пузырям до тех пор, пока их
авторы не станут на «твёрдую основу фактов». «Словыа и иллюзии,-говорил он,-
гибнут,-факты остаются». И.П. Павлов незадолго до смерти писал в знаменитом
завещании молодёжи: «Факты-это воздух учёного. Без них ваши теории-пустые
потуги». Великий физиолог с предельной ясностью, так же как и его
предшественики-революционые демократы, понимал соотношение фактов и теории. И.М. Сеченов в 1863г. в гениальном труде «Рефлексы головного мозга» попытался представить физиологические механизмы этой деятельности. Он был глубоко убеждён в том, что первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна, следовательно, всякое воздействие извне на человека и ответная деятельность человека находится в причинной связи. Связь эта осуществляется через головной мозг- по типу рефлекторной реакции. И.М. Сеченов впервые аргументировано доказал, что психические процессы
должны стать объектом физиологического изучения. Эту мысль Сеченов развил и
обосновал в статье « Кому и как разрабатывать психологию?». Он писал, что
все психические акты, совершающиеся по типу рефлексов, должны быть
подвергнуты физиологическому исследованию. К сфере физиологии относилось
непосредственное начало рефлекса, чувственное возбуждение, вызываемое
извне, и конец- движение, но физиология должна изучать и середину
рефлекторного акта, т.е. «психический элемент в тесном смысле слова»,
который очень часто, если не всегда, оказывается, по существу, не
самостоятельным явлением, а интегральной частью всего процесса в челом. Основные законы работы головного мозга, раскрытые И.П. Павловым,
подтверждают гениальные предвидения И.М. Сеченова. И.П. Павлов считал, что
главным «толчком» к его решению- объективно изучать работу головного мозга-
послужило испытанное в юношеские годы «…влияние талантливой брошюры В книге И.М. Сеченова нашли развитие материалистические взгляды И.М. Сеченов при этом мудро предупреждает, что «…мозг- ведь это самая
причудливая машина в мире. Будем же скромны и осторожны в заключениях». ( Павловская физиология высшей нервной деятельности принципиально
отличалась от экспериментальной психологии, в частности от американского
бихевиоризма, тем, что ставила своей целью изучения механизмов работы
головного мозга, полностью отрицая наличие каких- либо явлений, которые
нельзя познать объективно. К этому времени в России уже сформировалось
материалистическое направление в психологии, неразрывно связанное с
психиатрией и отличавшееся от направления русских психологов- идеалистов Психолог А.Ф. Лазурский в теории индивидуальных особенностей исходит из представления о различных нервных центрах и обусловленности характера человека его нервными процессами. Таким образом, новые физиологические представления И.П. Павлова не были чужды взглядам отечественных прогрессивных психологов. Значительную роль сыграла теория И.П. Павлова в развитии советской психологии. Не без влияния с её стороны эта наука порвала связь с откровенно идеалистическими направлениями и механистическими заблуждениями, существовавшими в дореволюционное время. Зарубежные физиологи отнеслись к начинаниям И.П. Павлова либо
сдержано, либо явно отрицательно. Выдающийся английский физиолог 20-ого
века, глава крупнейшего неврологического направления Ч. Шеррингтон при
встрече с Павловым сказал, что теория условных рефлексов не найдёт
применения в Англии, потому что от этих рефлексов «пахнет материализмом». В настоящее время условные рефлексы изучают в США, Японии, Германии, Современные исследователи приняли объективный метод изучения функции
мозга- метод условных рефлексов- и стремятся познать природу и внутренние
механизмы обучения, памяти, эмоций, мышления, сознания, темперамента,
характера, сна, сновидений и гипноза, а также роль при этом отдельных
структур мозга. С этой целью они устремились к изучению глубин мозга, к
молекулярным, клеточным и субклеточным основам его высших функций. Выводы: История науки о психике уходит корнями во взгляды древнегреческих
философов Демокрита, Платона, Аристотеля и других, и характеризуется
борьбой двух мировоззрений- материалистического и идеалистического. Велика роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в возникновении и развитии
материалистического подхода к исследованию мозга. Исключительное значение
приобрела деятельность И.П. Павлова, который, опираясь на выдающиеся работы Литература: 1. Анохин П.К. «От Декарта до Павлова».-М. : Медгиз, 1945 2. Астратян Э.А. «Иван Петрович Павлов». –М. : Наука, 1974 3. Майоров Ф.П. «История учения об условных рефлексах». –М-Л: Изд-во АН. СССР,1954 4. И.П. Павлов в воспоминаниях современников: -Л. Наука, 1967. 5. Сеченов И.М.., Павлов И.П., Введенский Н.Е. «Физиология высшей нервной системы»- Избр. Труды –М.: Медгиз, 1952, т.1 6. Ярошевский М.Г. «История психологии»- М.: Мысль, 1996.
|
|
© 2010 |
|