РУБРИКИ

Условия проведения аутогенной тренировки

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Условия проведения аутогенной тренировки

Условия проведения аутогенной тренировки

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 





         Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»

         Зачетная книжка: №  445 - ЮЗС

         Группа: № 4431






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: Основы аутогенной тренировки

 

на тему: Условия проведения аутогенной тренировки. Основные требования,      предъявляемые к организации занятий по аутогенной тренировке.

                      

 

 


 

 

 

 

 

Слушатель 4 курса:   Прохоров А.С.

 

 




 

 

Рязань 2007 год

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3

1.     Условия проведения аутогенной тренировки…………………..…4

2.     Основные требования, предъявляемые к организации

Занятий по аутогенной тренировке……………………………………9

Заключение……………………………………………………………15

Список используемой литературы……………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение



В попытках справиться с нежелательными последствиями стресса используются многочисленные техники и методы. В числе последних восточные формы медитации, такие, как трансцендентальная и дзен-медитация, разно­образные формы йоги и биологическая обрат­ная связь. Метод релаксации, известный как аутогенная тренировка, только сравнительно недавно получил распространение в Велико­британии, хотя создан был еще в 1932 году док­тором И. Г. Шульцем, немецким психоневро­логом, а позднее расширен и усовершенствован доктором В. Лутэ в Канаде. Техника, ис­пользуемая в Великобритании, была введена доктором М. Каррутером около десяти лет то­му назад, и именно его версию я собираюсь представить в этой контрольной работе. Аутогенная трени­ровка  представляет собой простой, но мощный и эффективный способ релаксации, борьбы с болезнью и физической немощью и улучшения качества жизни человека. Она име­ет многочисленные преимущества перед боль­шинством других терапевтических техник и методов.[1]

В представленной контрольной работе мною будут раскрыты вопросы, касающиеся условий проведения аутогенной тренировке, а также отмечены основные требования, предъявляемые к организации занятий по аутогенной тренировке.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Условия проведения аутогенной тренировки

 

Аутогенная тренировка (АТ), являющаяся, ве­роятно, одной из самых эффективных техник для противодействия стрессу, созданных на Западе, представляет собой набор простых ум­ственных упражнений, предназначенных для того, чтобы отключить «стрессовый» механизм в организме и запустить восстановительный механизм, связанный с глубоким психофизи­ческим расслаблением. Это метод, который при ежедневном применении вызывает на психическом уровне изменения, сравнимые с теми, которых добиваются с помощью восточ­ных форм медитации; а на физическом уровне вызывает химические и физиологические из­менения, связываемые с интенсивными заня­тиями спортом. Аутогенная тренировка особенно привле­кательна тем, что  в отли­чие от многочисленных форм медитации и йо­ги она не имеет никаких культурных, религи­озных или космологических звучаний и не требует употребления специальной одежды, принятия нестандартных поз или выполнения необычных упражнений или действий. Но, возможно, самое важное то, что, как подразу­мевает само название этой техники, физиче­ская и психическая релаксация и ощущение мира и покоя рождаются изнутри и не зависят от каких-либо внешних по отношению к чело­веку ценностей, философских доктрин или те­рапевтических методов. Кроме того, аутоген­ная тренировка помогает поддерживать равно­весие между активностью двух полушарий головного мозга, равно как и между двумя вет­вями автономной нервной системы — симпа­тической и парасимпатической ее частей. AT также помогает поддерживать равновесие ме­жду доминирующей и недоминирующей поло­винами мозга, позволяя недоминирующей по­ловине функционировать самой по себе. Та­ким образом, человек, осваивающий технику аутогенных упражнений, сможет получить доступ к любым скрытым артистическим или творческим дарованиям, которые, возможно, имеются у него, и возможность свободного их выражения.[2]

У правшей левое (доминирующее) полу­шарие отвечает за логическое мышление, спо­собности к анализу, счету, математические и языковые навыки и линейную обработку ин­формации. Правое (недоминирующее) полу­шарие, напротив, отвечает за обработку ин­формации и материала,, поступающих из всех других источников, включая органы чувств, предполагая интуитивную интерпретацию. Оно также ответственно за воображение, музыкаль­ные способности, художественные и ремес­ленные навыки. Это та сторона мозга, которая ведет к развитию любвеобильной, сопережи­вающей и человечной натуры. У левшей функ­ционирование двух полушарий не имеет таких строгих закономерностей и, по-видимому, стро­ится у каждого человека по-разному.

Необходимо иметь в виду, что во время за­нятий аутогенной тренировкой поэтапно прорабатываются разные уровни ощущений, эмо­ций, воспоминаний и так далее.

Аутогенной тренировке обычно обучают ин­дивидуально или — предпочтительно — в груп­пах но шесть-восемь человек в течение восьми­недельного курса. Эти группы не являются психотерапевтическими, а потому на занятиях не обсуждаются никакие личные подробности или проблемы, хотя любую специфическую проблему, беспокоящую занимающегося, он может обсудить с инструктором частным по­рядком. Каждое занятие продолжается пример­но два часа. Занимающихся обучают позам, используемым при выполнении упражнений, и набору простых умственных упражнений, которые выполняются в состоянии пассивно­го сосредоточения (являющемся противопо­ложностью активному, ориентированному на цель сосредоточению). Это означает, что чело­век учится находиться в пассивном, но не ско­ванном состоянии и просто наблюдать за тем, что происходит в его сознании и организме после того, как он выполнил простые коман­ды самовнушения. Только после того, как соз­нание сможет зафиксировать какую-либо бо­лезнь или болезненный очаг в организме или психике, оно может сконцентрировать свои огромные целительные возможности на этом участке и попытаться исцелить его или решить проблемы наиболее эффективным способом.

Однако очень важно понимать, что ауто­генная тренировка не является заменой врачебному диагнозу и традиционной терапии; она должна использоваться в сочетании с ними и "нетрадиционными терапевтическими сред­ствами, чтобы дать человеку шанс на преодо­ление болезни или проблемы. [3]

Пассивное сосредоточение является про­стейшим, но тем не менее важнейшим поня­тием в аутогенной тренировке. Однако для тех людей, которые особенно привычны к актив­ному сосредоточению, это может быть самой трудной частью занятий АТ, хотя каждому за­нимающемуся в конце концов удается входить в пассивное состояние.

Команды, используемые в аутогенной тре­нировке, основаны на нормальных физиоло­гических ощущениях, таких, как тяжесть и те­пло.

Перед тем как приступить к освоению уп­ражнений АТ, необходимо учесть некото­рые важные моменты.

Желательно посвящать каждой последова­тельности упражнений по крайней мере одну неделю (хотя многим людям требуется две не­дели). Нет смысла пытаться освоить упражне­ния как можно быстрее, поскольку нельзя за одну ночь преодолеть установившиеся в течение жизни привычки и неспособность нормально расслабляться.

Неоценимую пользу окажет блокнот для записей, так как положительное действие АТ проявляется медленно и незамет­но, и зачастую его можно увидеть и оценить только благодаря обращению назад с помо­щью блокнота. Неплохо также указать основные причины, побуждающие зани­маться АТ, с тем чтобы — если имеются ка­кие-то аспекты, которым не уделяется внима­ние при выполнении стандартных упражнений АТ.

Прежде всего, перед тем как приступить к выполнению упражнений, необходимо убедиться, что ощущения себя комфортны. Также рекомендуется снять обувь, чтобы во время релаксации не ощущать ее сдавливающее действие.

Необходимо убедиться также, что будет комфортно в комнате, в которой будут проводиться занятия по АТ: свет приглушен, в ней достаточно теп­ло и спокойно. Хотя позже можно будет пол­ностью «отключаться» от всех внешних раз­дражителей — звуков, света и так далее, — отвлекающих внимание, поначалу  будет трудно не замечать их присутствия, поскольку начальные этапы аутогенной тренировки пред­полагают процесс вслушивания в себя, сопря­женный с обостренностью сознания и воспри­ятия. Ведь, если  ум не сможет осознать и уловить то, что происходит внутри нас на раз­ных уровнях, он не сможет направить свои мо­гучие целительные силы на устранение того, что может быть причиной  проблемы.

Лучше всего заниматься по крайней мере три раза в день, особенно поначалу, с тем, чтобы выработалась привычка к регулярному выпол­нению упражнений. Выполнять упраж­нения необходимо по разу утром, днем и вечером (или пе­ред сном). можно видоизменить этот график в зависимости от сложившихся обстоя­тельств. Но важно придерживаться такого гра­фика, особенно в отношении дневного заня­тия, так как оно помогает разорвать дневной цикл стресса. Люди с традиционным графи­ком работы (с 9 утра до 5 вечера), проводящие свой рабочий день в одном помещении с дру­гими людьми, часто заявляют, что им негде выполнять упражнения. Если человек доста­точно решительно настроен на занятия АТ, он всегда сможет найти достаточно спокойное место для занятий, например, туалет. Главное на данном этапе, — это выра­ботать у себя привычку к регулярному выпол­нению упражнений (иначе говоря, дисципли­ну). [4]

 Время, требуемое на усвоение каждого на­бора упражнений, зависит от каждого отдель­ного упражнения. Необходимо усвоить, что эти несколько минут в день, которые мы посвящаем себе, особые и мы заслу­живаем их. Потому во время этих коротких периодов необходимо по-настоящему любить себя, нежить се­бя и наслаждаться той возможностью побыть наедине с собой, которую мы себе предоставляе­м. Позвольте себе на­слаждаться своей собственной компанией и поль­зоваться честно заработанной возможностью от­дохнуть от давления и стресса повседневной жизни.[5]

Итак, подводя итог вышесказанному можно сделать выводы, что человек, прочно овладевший методами аутогенной тренировки, может заниматься практически в любых условиях. Однако на первых порах, в период овладения основами аутогенной тренировки, для занятий следует создать условия, которые облегчат достижение необходимых результатов. К этим условиям относятся:

1. Наличие достаточно тихого места. Фоновый шум (звуки речи, хлопанье или скрип дверей, звук шагов и др.), если он не слишком громкий, существенно не мешает занятиям.

2. Умеренная освещенность помещения.

3. Уверенность человека в том, что ему не помешают во время занятия (например, телефонный звонок или дети).

4. Комфортная температура (не должно быть слишком жарко или слишком холодно).


 

 

 

 

 

2.     Основные требования, предъявляемые к организации занятий по аутогенной тренировке

Аутогенная тренировка является простой, но очень мощ­ной техникой, и, следовательно, она подходит далеко не для каждого человека. Не следует заниматься аутогенной тренировкой в следую­щих случаях:

1.     Во время или сразу же после сердечного приступа (острого инфаркта миокарда). Занятия АТ крайне полезны спустя при­мерно три месяца после приступа, так как они могут помочь предупредить возмож­ные приступы в будущем. Упражнения АТ также эффективно помогают предупреж­дать или снижать кардионевроз — страх раз­вития еще одного сердечного приступа, ко­торый может возникать у человека, пере­несшего инфаркт. Однако, если сердечный приступ случается у человека, регулярно занимающегося АТ, он может продолжать занятия для улучшения самочувствия и ус­корения выздоровления.

Кроме того, аутогенная тренировка очень полезна для тех, кто страдает болями в грудной клетке, связанными с физически­ми усилиями (стенокардия), поскольку она улучшает общую циркуляцию крови в ор­ганизме, а следовательно, может улучшить кровоснабжение сердечной мышцы и тем самым улучшить самочувствие человека.

2.    При болезни диабетом, требующим инсулиновой терапии, так как всасывание и утилизация инсулина значительно изменяются во время выполнения упражнений АТ и, следовательно, требуют постоянного контроля уровня сахара в крови и моче, что обычно невозможно для большей части диабетиков.

3.         При болезни глаукомой (повышен­ным давлением в глазном яблоке), хотя АТ может эффективно использоваться для снижения давления при условии, что дав­ление регулярно проверяется для того, что­бы убедиться, что оно не повышается (как это иногда может происходить).

4.         При наличии психических заболева­ний, такими, как шизофрения, или отя­гощенной депрессией, сопровождающейся галлюцинациями или ощущениями нере­альности.

5.         При прохождении лечения электросудорож­ной терапией.

6.    При  употреблении алкоголя или наркотических средств, используя та­кие сильные наркотики, как героин, мор­фий, кокаин, можно испытывать тяжелые симптомы абстинентного синдро­ма (синдрома отвыкания), а также депрес­сивное состояние, не говоря уже о том, что трудно находиться в нужном психо­логическом состоянии и не будет достаточной мотивации для выполнения упражнений ежедневно.

7. Эпилепсия. Несмотря на то, что АТ может быть полезна для лю­дей с таким заболеванием, в некоторых случаях она может усиливать частоту при­падков.

8.    Если по какой-либо причине была потеря сознания на длительное время.[6]

Для каждого занятия необходимо выбрать одно из предлагаемых ниже положений тела, чтобы выполнять упражнения. Лучше всего применять каждую позу по крайней мере один раз в день. Есть четыре основные позы:

1. Положение лежа. Это поза, которую большинство людей ис­пользуют вечером перед сном, хотя вполне можно использовать ее и днем, если испыты­вается потребность в отдыхе или если, к приме­ру болит спина.

Необходимо лечь на спину, вытянув и слегка расста­вив ноги, носки врозь. Руки должны лежать по бокам ладонями вниз, можно положить руки на бедра. Голова и шея должны образовать прямую линию,

2. Положение в кресле. Необходимо сесть в кресло. Ноги долж­ны быть поставлены всей подошвой на пол и расставлены на расстояние тридцати сантиметров или больше друг от друга. Угол  коленей был более 90 градусов (прямой угол), иначе, если угол меньше, могут затечь ноги, когда добьетесь глубокого расслабления. Спина и шея должны бы­ть расслаблены и имели хорошую опору. Под­ложить небольшую подушку под поясницу или под шею, если это необходимо. Руки должны лежать удобно — по сторонам либо на коленях в зависимости от выбора. Руки не должны сжиматься, а пальцы -свободно выпрям­лены. [7]

Если у кресла нет опоры для шеи, придется держать шею в так называемом нейтральном положении — то есть на одной линии со спиной.

3.    Медитативная поза. Эту позу можно принимать в любом общественном месте, например, в поезде, ав­тобусе или приемной врача. Использовать офис­ный или обеденный стул. Необходимо сесть, удобно об­локотившись спиной о спинку стула, держа шею на одной линии с телом в нейтральном положении. Ноги расставить так, что­бы угол коленей превышал прямой угол, рас­положив руки по сторонам или на бедрах и за­крыв глаза.

4.    Поза «тряпичной куклы». Для этого положения можно воспользоваться стулом. Необходимо сесть, сдвинувшись вперед так, чтобы край стула не врезался в заднюю часть ног, — в противном случае  могут затечь ноги. Ступни поставлены плоско на пол на расстоянии по крайней мере 30 сантиметров друг от друга, а угол коленей составляет более 90 градусов. Это даст ощущение ус­тойчивости, тем более если впервые используется такая по­за и остро ощущается болезненность и напря­жение в спине и шее. [8]

Следующим этапом — позволить рукам свободно повиснуть по сторонам тела и расслабить спину и шею вверх насколько это возможно. Теперь необходимо представить, что макушка головы прикреплена резинкой к потолку. Необходимо мысленно резинке оборваться, так, чтобы шея и спина медленно осели с наклоном впе­ред. После этого поднять руки и положить их ладонями вниз на бедра или колени и закрыть глаза.

Ключевым понятием для всей концепции аутогенной тренировке являются три основные процедуры: завер­шение, сканирование и пассивное сосредото­чение.

Процедура прекращения занятия назы­вается завершением. Процедура завершения несколько напоми­нает нор­мальное состояние после утреннего пробужде­ния (зевание, потягивание): Она состоит из четырех этапов:

1. Крепко сжать оба кулака.

2.       Энергично согнуть руки в локтях, а затем разогните перед собой либо в стороны.

3. Сделать глубокий вдох.

4.   Открыть глаза и сделать выдох.

Что касается пассивного сосредоточения, то оно может быть доволь­но трудно для достижения. Некоторым людям требуется не менее трех-чётырех недель для того, чтобы достичь полного пассивного со­средоточения. Все, что необходимо делать в этом случае, — это сидеть и наблюдать за тем, что происходит с нашим организмом и нашей психикой, когда мы произносим формулы самовнушения и выполняем инструкции аутогенной тренировки. Это очень простая концепция, но оттого, что нас так долго учили противоположному подходу, поначалу это мо­жет представлять для нас довольно большие, трудности.

Посредством пас­сивного сосредоточения через использование аутогенной тренировки мы пытаемся обратить тенденцию вспять и позволить целительным, регулирующим и нормализующим процессам организма начать функционировать в полную силу, приводя к улучшению нашего здоровья и самочувствия на всех уровнях и давая нам воз­можность бороться с болезнью или немощью с помощью всех наших внутренних и до сих пор не использованных ресурсов.

Освоив позы АТ, научившись правильно завершать занятия и добиваться пассивного сосредоточения, необходимо овладеть еще од­ной процедурой – сканирование. Цель сканирования двояка: во-первых, внутренне собраться и сконцентрироваться; во-вторых, обрести контакт со своим телом..

Необходимо двигаться и корректировать по­ложение тела, если в какой-то момент вы на­чинаете испытывать дискомфорт, так как не­возможно добиться расслабления, если  неудобно. Главное при выполнении сканирования — не задерживаться, не фиксировать внимания на какой-то определенной части вашего тела. Просто необходимо отметить для себя те ощущения, которые  испытываете в этом месте. По­сле того как  разум узнает о проблемах, ко­торые могут присутствовать в том или другом месте тела, он самостоятельно возь­мется за их устранение. Не нужно прила­гать больших усилий для того, чтобы извлечь максимальную пользу из занятий АТ. Самое важное — наслаждаться собой, занятиями и возможностью побыть наедине с собой, чувст­вовать, что заслуживаете того, чтобы ваша жизнь стала богаче и полнее. Толь­ко так можно обогатить свою жизнь  и жизнь тех, кто нас окружает.

И в заключении вопроса №2 мне бы хотелось обозначить три правила, которые должны соблюдаться в занятиях по аутогенной тренировке. Эти правила относятся ко всем упражнениям всех предлагаемых уроков.

1. Сразу же завершать упражнения, если возникают особо неприятные чувства или ощущения.

2.Сразу же завершать упражнение, если на­чинается видение конкретных образов. Никогда нельзя останавливаться на этих образах и следовать за ними, какими бы приятными они ни были. Они могут вскрыть какой-либо «гнойник» в подсознании и вытолкнуть на поверхность какое-то неприятное воспо­минание или ощущение. Когда мы присту­паем к занятиям АТ, мы не стремимся вы­зывать на поверхность сознания эти воспо­минания или переживания. Если есть что-то, что требует разрешения и высвобо­ждения, мы стараемся сделать так, чтобы это происходило медленно и деликатно на уровне подсознания, так как вся концепция АТ основывается на понятии пассивности и деликатности при высвобо­ждении негативных эмоций.

3. Будут использоваться определенные ус­тойчивые фразы, или словесные формулы, которые будут объясняться по мере  движения вперед. Они были отобраны после многолетних изучений и длительного ис­пользования как самые безопасные и наи­более эффективные формулы самовнуше­ния. В противном случае можно при­чинить себе немало вреда.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 


Подводя итог всему вышесказанному мне бы хотелось отметить, что за свою тысячелетнюю историю медицина превратилась в самостоятельную науку, ряд достижений которых ошеломляет и достоин восхищения. Только за последнее время побеждены многие заболевания, ранее унесшие тысячи жизней, сделаны сотни фундаментальных открытий, получено много новых препаратов. Но в области психотерапии по – прежнему остается много неизвестного, гипотетичного и эмпирического. И в этой области медицина все еще остается искусством. А как в любом искусстве, настойчивость, выдержка, увлеченность, глубокие знания и интуиция составляют непременное условие успеха.

Также следует помнить, что нельзя ожи­дать быстрых и кардинальных изменений при­вычек, которые закреплялись в течение жиз­ни, и, конечно же, аутогенная тренировка не дает никаких чудо­творных результатов за короткое время. Ее положительное действие поначалу незаметно и проявляется медленно в течение длительно­го периода времени. Если вы ищете чудодей­ственное средство, тогда аутогенная трениров­ка явно не для вас и вам лучше закрыть книгу уже сейчас. Но если вы желаете добиться глу­боких и долговременных изменений и улучше­ний, читайте дальше.

Каким бы эффективным средством ни бы­ла аутогенная тренировка, она не является от­ветом на все проблемы. Ее, однако, можно вполне успешно и гармонично сочетать с це­лым рядом других терапевтических техник как на начальном этапе — для того, чтобы создать необходимый для эффективного лечения пси­хический настрой, так и позже — для того, чтобы усилить эффективность других терапев­тических средств.

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.     К. Кермани., Аутогенная тренировка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

2.     В.С. Лобзин, М.М. Решетников. Аутогенная тренировка./Справочное пособие для врачей., Ленинград., Медицина, 1986.

3.     Х. Линдеман., Аутогенная тренировка. – М.: Изд-во Попурри, 2002.

4.     Основы психокоррекционной работы в ИТУ./ Учебно-методическое пособие под редакцией А.И. Ушатикова, Рязань, 1995.


[1] Х. Линдеман., Аутогенная тренировка. – М.: Изд-во Попурри, 2002, с.23.


[2] К. Кермани., Аутогенная тренировка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005, с.24.


[3] В.С. Лобзин, М.М. Решетников. Аутогенная тренировка./Справочное пособие для врачей., Ленинград., Медицина, 1986, с.14.


[4] Х. Линдеман., Аутогенная тренировка. – М.: Изд-во Попурри, 2002, с.18.


[5] К. Кермани., Аутогенная тренировка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005, с.62.


[6] В.С. Лобзин, М.М. Решетников. Аутогенная тренировка./Справочное пособие для врачей., Ленинград., Медицина, 1986, с.56.


[7] Основы психокоррекционной работы в ИТУ./ Учебно-методическое пособие под редакцией А.И. Ушатикова, Рязань, 1995, с.25.


[8] К. Кермани., Аутогенная тренировка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005, с.73.


[9] Основы психокоррекционной работы в ИТУ./ Учебно-методическое пособие под редакцией А.И. Ушатикова, Рязань, 1995, с.21.




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.