РУБРИКИ |
Виды нарушений у детей. Поведенческие нарушения у детей |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Виды нарушений у детей. Поведенческие нарушения у детейВиды нарушений у детей. Поведенческие нарушения у детейМОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «Виды нарушений у детей. Поведенческие нарушения у детей.» Авторизованный реферат по курсу «Детская патопсихология с элементами дефектологии и логопедии» Фамилия, имя, отчество студента Номер зачетной книжки Руководитель (преподаватель) Рецензент ____________________________ З/О МОСКВА - 2002 год Содержание Содержание 2 Виды нарушений у детей 3 Основные стадии психического развития. 3 Дизонтогенез 6 Умственная отсталость 9 Задержки психического развития (пограничные и парциальные) 9 Искажения и другие нарушения психического развития. Аутистические расстройства. 10 Акселерация 11 Инфантилизм 11 Соматопатии 12 Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого риска по психической патологии 13 Общие принципы лечения и профилактики психического дизонтогенеза 14 Поведенческие нарушения у детей 17 Гиперкинетическое расстройство поведения. 19 Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. 19 Несоциализированное расстройство поведения. 19 Социализированное расстройство поведения. 19 Делинквентное поведение. 20 Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). 20 Девиации сексуального поведения. 21 Психогенное патологическое формирование личности. 22 Литература: 23
Основные стадии психического развития. Онтогенез — постепенное, протекающее этапами в виде количественных и качественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его строению и функционированию. Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти, т.е. включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения. Но более часто об онтогенезе говорят по отношению к детскому возрасту, и именно в этом смысле данное понятие используется в разделе. Каждый этап онтогенеза составляет переход от одного качественного
состояния организма к другому, более высокому путем преобразования его
функционирования без вытеснения качественного уровня предыдущего этапа. Периодизация развития организма человека, введенная К. Бером еще в прошлом веке (1826), в дальнейшем получила широкое распространение. Она легла в основу современных представлений об этапах (стадиях, фазах) развития организма. В отечественной и мировой практике выделены 4 основных этапа психофизического развития в детском возрасте — от рождения до 14 лет: . первый этап — ранний (от 0 до 3 лет), . второй — дошкольный (от 4 до 6 лет), . третий — школьный (от 7 до 10 лет), . четвертый — пубертатный, точнее школьно-пубертатный (от 12 до 14 лет). Помимо изложенных этапов в медицинской литературе часто используется понятие «дети» и «подростки» К подростковому периоду относят период жизни от пубертатного периода до возмужания (юности) — наиболее часто имеется в виду возраст 12—16 лет, но иногда его расширяют — 11—17 лет. Процесс онтогенеза в детском возрасте включает, кроме того, так называемые критические периоды, или переходные от одного этапа развития к другому Принято выделять 3 критических периода I — от 2 до 4 лет, II — с 7 до 8 лет и III — пубертатный — 12—14 лет. Критические периоды представляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности. Для клинической медицины они представляют большой интерес, так как эти изменения обусловливают повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их течения. Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит видовая и генетическая программа, реализующаяся в условиях постоянной смены средовых факторов. Психическое развитие тесно связано с биологическими свойствами организма, его наследственными и конституциональными особенностями, врожденными и приобретенными качествами, опосредованными постепенным формированием структуры и функции различных отделов ЦНС. Темпы формирования отдельных систем головного мозга различны и это определяет физиологическую гетерохронию его роста и развития, отражающуюся в различной скорости созревания отдельных психофизиологических функций. В число этих различий входят и индивидуальные колебания. К основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов. В психогенезе раннего возраста были дополнительно выделены следующие
этапы: период новорожденное/ли (возраст 1—1,5 мес.); младенчество (infancy) Приведенная периодизация вначале была выделена психологами и врачами эмпирически, но затем она нашла подтверждение в специальных нейропсихологических, нейроморфологических и нейрофизиологических исследованиях. С точки зрения нейроморфологии, критические периоды раннего детства
представляют собой как бы пик происходящих на соответствующем этапе
структурных преобразований. Так, критический период 15—28 нед.
внутриутробного развития плода соответствует закладке подкорковых структур
мозга, 28 нед. — закладке структур коры головного мозга. Психологически- Предродовой период и роды соединяют в себе гибернацию, или подготовку к акту родов в виде предродового анабиоза плода, а сами роды приравниваются в отношении плода к стрессу, который вызывает у него состояние глубокого нервного и психофизического напряжения, сопряженное с возможностью трансформации в реакцию дистресса с риском развития той или иной патологии. Первый месяц жизни, или период новорожденность, соотносится с началом
недифференцированного восприятия своего Я. В нем особое значение имеют
первые дни жизни ребенка, которые характеризуются феноменом импринтинга Следующий сенситивный этап периода новорожденность — возраст 3—4 нед. Критический период, относимый к возрасту 6—8 мес., определяется началом дифференциации чувства Я, индивидуализации Я, а также началом формирования первичной привязанности, избирательной «улыбки» и элементарных социальных предпочтений. Критический период в возрасте 15—17 мес. определяется появлением
первичной мотивации поведения, обусловленным преимущественно витальными
потребностями организма, а затем и вторичной мотивации, характеризующейся
ориентировкой на оценку поведения окружающими и постепенной идентификацией
положительного поведенческого опыта с одобрением его близкими ребенку
людьми. В рассматриваемый критический период появляются описанные
особенности, но их формирование в его пределах, естественно, не
заканчивается и их развитие продолжается и в более старшем возрасте. Последний критический период раннего онтогенеза, как уже указывалось, относится к возрасту 2,5—3,5 лет. Он определяется как период формирования самосознания, полного обособления Я и индивидуальности. На этом этапе ребенок уже имеет не только положительный, но и отрицательный опыт взаимоотношений с окружающим миром, с переживанием чувства угрозы, тревоги, вины и пониженного настроения. Но наиболее знаменательным для этого периода являются изменения, связанные с переходом от полной и частичной симбиотической связи с матерью до ощущения самостоятельности. Не случайно этот период иногда называют «революционным» и «первым пубертатным кризом». Дизонтогенез Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. В клинической психиатрии термин «дизонтогенез» относят к задержкам и
искажениям психического развития. Группа расстройств, объединяемая понятием Задержки психического развития следует отличать от приобретенных
состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния
умственной (отсталости и относительно легкие задержки психического развития Дизонтогенез психического развития может возникать под влиянием (многих
внутренних и внешних факторов (генетических, биологических, психогенных и
микросоциальных), а также при их сочетании и взаимодействии. В числе
основных может быть названа резидуальная органическая церебральная
недостаточность, которая в зарубежной литературе определяется емким
понятием «минимальной мозговой дисфункции» (minimal brain dysfunction — Фактор темперамента начинает действовать и определяется с 1-го месяца
жизни ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента: активность,
ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интенсивность,
подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение, внимание (его
объем). Каждая из этих характеристик определяет различное поведение и
реакции ребенка в любой жизненной ситуации. По типу реакций младенца при
исследовании темперамента можно определить группу так называемых трудных
детей, которые предрасположены к психическому дизонтогенезу [Thomas A., К органическим факторам возникновения дизонтогенеза традиционно. относят церебральную патологию, структурные, т. е. органические поражения мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности. Но при последних допускают наличие «мягких» органических признаков. Именно в этом случае говорят об уже упоминавшейся минимальной мозговой дисфункции. Последние два фактора дизонтогенеза — комплекс эмоциональной привязанности и депривации по существу являются психосоциальными и тесно между собой связаны. Возникающая с первых часов и дней жизни новорожденного связь между ребенком и матерью оказывает решающее влияние на формирование всех других связей и привязанностей и их различную эмоциональную глубину, которые во многом определяют психологическую реактивность и поведение индивида в течение всей жизни. Депривация может быть полной и частичной, сенсорной и эмоциональной. Но в любом из вариантов она оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, приводя к его нарушению, т. е. дизонтогенезу. Проявления психического дизонтогенеза разнообразны. По мнению М. Ш. В. В. Ковалев выделяет 4 типа дизонтогенеза: 1) задержанное или
искаженное психическое развитие; 2) органический дизонтогенез — как
результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза; 3) дизонтогенез
вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной
депривации; 4) дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего
возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное
воспитание). Признавая многообразие типов психического дизонтогенеза В. В. Таким образом, к основным формам дизонтогенеза относятся задержки психического развития (тотальные и парциальные) и искажения психического развития (акселерация, инфантилизм и др.). В последнее время выделена еще одна форма психического дизонтогенеза — диатез, представляющий собой выражение предрасположения к тем или иным психическим заболеваниям. В психиатрии наиболее изучен шизотипический диатез как клиническое выражение генетического предрасположения к шизофрении. Теоретически обосновывается выделение неспецифического психического диатеза как предпосылки к другим психическим расстройствам. Таким образом, психический дизонтогенез — это группа наблюдаемых в детском возрасте психических нарушений, относимых к так называемым эволютивным патологическим состояниям. Психические нарушения при дизонтогенезе отличаются от таких аномалий развития, как постпроцессуальный (постшизофренический) дефект, деменция вследствие органического церебрального заболевания. В этих случаях психический дизонтогенез представляет собой один из синдромов основного заболевания. Синдром незрелости нервно-психических функций в виде задержки психомоторного развития является одним из основных психоневрологических, недифференцируемых образований в структуре заболеваний не только нервной системы, но и хронической, соматической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Нарушения психического развития, возникающие в раннем возрасте, могут лежать в основе психических расстройств, развивающихся в более старшем возрасте. Клинические формы патологии психического развития могут быть систематизированы следующим образом: . Умственная отсталость . Задержки психического развития (пограничные и парциальные) . Искажения и другие нарушения психического развития . Аутистические расстройства . Акселерация . Инфантилизм . Соматопатии . Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого риска по психической патологии Общей особенностью психических расстройств у детей, особенно в младенческом возрасте, является сочетание проявлений прогрессивной динамики развития психических функций и их дизонтогенеза, обусловленного нарушением формирования морфофункциональных систем мозга. Такого рода расстройства могут быть следствием врожденных особенностей нервной системы, церебрального дистресса и микросоциальных влияний. Умственная отсталость Умственная отсталость — состояние, обусловленное врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей стране и некоторых других странах мира. В настоящее время, кроме термина «умственная отсталость» (mental
retardation), используются также и другие обозначения рассматриваемых
состояний: «психическая недостаточность» (mental deficiency), «психическое
недоразвитие» (субнормальность) (mental subnormality), «психический дефект» В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей». Независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения. Задержки психического развития (пограничные и парциальные) Задержки психического развития — пограничные с умственной отсталостью Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания. Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга. В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться через
ускоренную фазу созревания — скачок в развитии или через запоздалое
развитие, в других может сохраняться некоторое недоразвитие той или иной
функции или происходит компенсация другими, иногда акселерированными
функциями. В некоторых случаях остаются проявления синдрома минимальной
мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром Искажения и другие нарушения психического развития. Аутистические расстройства. Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. В настоящее время существует следующая классификация аутистических расстройств. . Синдром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант детского аутизма) . Синдром Аспергера (аутистическая психопатия) . Синдром Ретта . Аутизм, развивающийся после приступа шизофрении (детский «процессуальный» аутизм) . Аутистическиподобные нарушения (Большинство аутистическиподобных нарушений входят в структуру умственной отсталости) . При органических заболеваниях мозга . При хромосомных аномалиях . При обменных нарушениях . При других формах патологии . Парааутистические расстройства (депривационный аутизм). Акселерация Акселерация — ускорение (в среднем на 1—2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития. Феномен акселерации особенно в старших детских возрастах многократно
освещался в литературе. Тем не менее его причины остаются малоизученными. Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда
отмечается соответствие уровня развития не только психической и
соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная
акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением
психического и физического развития отмечаются выраженные
соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах психической деятельности. Инфантилизм Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте признаки эмоционально-волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации. В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности. Если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие от таковой при умственной отсталости характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности. Вместе с тем у детей старшего возраста при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика простого инфантилизма. Для отграничения простого инфантилизма от дисгармонического, являющегося базисом психопатий, имеет значение отсутствие при нем аффективной возбудимости, эксплозивность, нарушений влечений, расстройств социального поведения. Достаточно сложно отграничить органический инфантилизм от осложненных форм умственной отсталости. Главным критерием следует считать преобладание при органическом инфантилизме нарушений предпосылок интеллектуальной деятельности (памяти, внимания, вербального и невербального интеллекта, психической работоспособности, темпа и подвижности психических процессов), тогда как возможности самой интеллектуальной деятельности нарушены значительно меньше. Если оценивать динамику инфантилизма в целом, то она преимущественно благоприятна. Проявление выраженной личностной эмоционально- волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию или становится частью синдромов преимущественно пограничной психопатологии. Соматопатии В психиатрии детского возраста этот вариант нарушения развития ранее называли невропатией детского возраста. Невропатия — синдром повышенной возбудимости нервной системы и незрелости вегетативной регуляции. Термин «невропатия» был введен в 1915 г. E. Kraepelin для обозначения
неспецифических наследственно обусловленных расстройств, характерных
преимущественно для младенческого возраста. Наряду с этим термином в разное
время использовались и такие определения как «врожденная детская
нервность», «конституциональная нервность», «эндогенная нервность», В настоящее время невропатия рассматривается как группа синдромов
разного генеза, главными признаками которых являются незрелость
вегетативной регуляции, повышенная возбудимость и повышенная истощаемость Ни одна из форм невропатий не сопровождается интеллектуальным снижением. По данным Л. А. Бударевой, IQ при них достаточно высок: при истинной — 96—110, при органической — 85—115, при смешанной — 85-130. Прогноз невропатии еще недостаточно изучен. С одной стороны, ее проявления с возрастом нивелируются, с другой — невропатия становится базой для формирования личностных аномалий. Есть также наблюдения о том, что невропатии с выраженной реактивной лабильностью и нестабильностью вегетативных функций могут предшествовать детской шизофрении и раннему детскому аутизму. Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого риска по психической патологии В психиатрической литературе существует множество работ, авторы которых обращают внимание на особенности развития детей из групп высокого риска развития психической патологии, даже в тех случаях, когда манифестные психические нарушения в последующем не развиваются. Наиболее последовательные исследования детей из группы высокого риска
по психической патологии проводятся американским исследователем В. Fish,
которая начала наблюдения детей, рожденных больными шизофренией родителями В отечественной детской психиатрии в последнее время совокупность признаков, характеризующая предрасположение к психической патологии, обозначена термином «психический диатез». Диатез сам по себе — не болезнь, а нарушение адаптации организма к внешней среде в виде готовности к гиперергическим, а иногда и к аллергическим индивидуальным ответам. Диатез в общей педиатрической практике расценивается как пограничное состояние, которое может трансформироваться в болезнь под влиянием экзогенных (инфекций, травм, психосоциальных воздействий) и эндогенных факторов — общего снижения иммунологической защиты вследствие генетически обусловленных аномалий и неблагоприятного внутриутробного развития (токсикоз, плохое питание, воздействие вредностей и т. п.). С. Ю. Циркин (1995) рассматривает психический диатез как общую
конституциональную предрасположенность к психическим заболеваниям, в
которой имеются маркеры (признаки) этого предрасположения (клинические и
биологические), в большинстве случаев еще малоизученные. По мнению С. Ю. Общие принципы лечения и профилактики психического дизонтогенеза Опыт диагностической и лечебно-профилактической работы у детей раннего
возраста с проявлениями психического дизонтогенеза позволил сформулировать
концепцию ранней профилактики этих психических нарушений. Она должна
опираться на законы психического развития в раннем онтогенезе, которые
проявляются через ряд психосоциобиологических феноменов в психической
деятельности младенца и малыша — психическую активность, компетенцию и
привязанность. Базисом являются филогенетически древние инстинкты свободы,
любознательности и эмоционального голода. Данные инстинктивные потребности
психической жизни ребенка под влиянием среды формируются в специфические
для раннего онтогенеза психосоциобиологические интраструктуры психики. Основным запускающим и формирующим механизмом психического здоровья
ребенка является окружающая его среда: для младенца — это состояние
психосоциобиологической системы, или диады мать — дитя Понятно, что от
состояния психического здоровья матери, но, главное, от ее взаимоотношений
с ребенком, зависят и состояние его психического здоровья, и его развитие. Ведущие задачи такой психопрофилактики — это диагностика и коррекция аномалий развития психических функций младенца и малыша; выявление, диагностика и коррекция отклонений внутрисемейных отношений между родителями и детьми; психологическая подготовка матери к материнству, а отца к отцовству; стимуляция их родительских чувств, повышение их компетентности в обращении и понимании своего ребенка, а также активное стимулирование психического здоровья самого ребенка через стимуляцию развития его основных психических функций: речи, эмоциональных, волевых, внимания, познавательных, социального поведения, а также управление формированием основных интрапсихических систем ребенка. Поведенческие нарушения у детей Поведенческие нарушения нередко ставят в тупик не только родителей, но и опытных педагогов, так как воспитательные меры оказываются недостаточными для исправления подростков. Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения. Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое
превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной
ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собственных
способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть
пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои
недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во
время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание
формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию
движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих но
поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают
поведение. Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей мужественности
и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе
способствует и то, что их воспринимают как толковых. В связи этим они
держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания. Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном
половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные
расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность,
вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено
психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются
диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство
взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональность
становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения,
быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При
столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а
также в ответ на критику физических способностей или внешних данных
возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11- Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости, Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность. Например, располагая авторитетом в группе спортсменов, подросток может оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола. В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных
ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка. Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома. Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного
поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями
взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного
общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или
непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных
связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие,
жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной
доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие. Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги, В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других - нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья. Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные - недостатки воспитания. У 30%-80% делинквентных детей - неполная семья, 70% подростков - с серьезными нарушениями характера, 66% - акцентуанты. Среди больничных пациентов без психоза 40% с делинквентным поведением. У половины из них оно сочеталось с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинквентностью. Четверть госпитализированных - с побегами. Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают: . как следствие недостаточного надзора; . в целях развлечения; . как реакция протеста на чрезмерные требования в семье; . как реакция на недостаточное внимание со стороны близких; . как реакция тревоги и страха на наказания; . вследствие фантазерства и мечтательности; . чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей; . как следствие жестокого обращения со стороны товарищей; . как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска. Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала
наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в
подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети
злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления -
быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить
свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для
веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об
аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической Девиации сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть визионизм (подглядывание за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами младших детей или животных. По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни, совращающем влиянии. Если мастурбация появляется до полового созревания, достигает большой частоты, сопровождается невротической симптоматикой или депрессивными переживаниями из-за своего поведения, ее следует рассматривать как девиацию. Петтинг, т.е. взаимные ласки без совершения полового акта, для достижения оргазма, применяется подростками с целью избежать дефлорации и беременности. Девиантным его можно считать, если практикуется до возраста полового созревания. Возникновение половых отношений до полного физического созревания может рассматриваться как девиация. Подростковый промискуитет (неоднократная смена партнеров и частые половые сношения) - сексуальная девиация. Она нередко сочетается с алкоголизацией, которая у одних растормаживает влечения, а у других приводит к пассивной подчиняемости. Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуславливается ситуацией. Часто он проявляется в закрытых учебных заведениях, где сосредотачиваются подростки одного пола. У младших подростков эта девиация может обуславливаться соблазнением, развращением, подражанием и принуждением. Эта девиация чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у девушек. Возможность возникновения преходящего гомосексуализма объясняется недостаточной зрелостью полового влечения. В отличие от истинного гомосексуализма - всегда привлекателен объект противоположного пола. Психогенное патологическое формирование личности. Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием: . уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций; . тяжелых переживаний жизненных трудностей; . затяжных неврозов; . дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний. В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения поведения. Описанные здесь поведенческие нарушения нередко ставят в тупик не только родителей, но и опытных педагогов, так как воспитательные меры оказываются недостаточными для исправления подростков. В этих случаях можно добиться заметного успеха с помощью психологов, способных вскрыть истинные причины расстроенного поведения и дать необходимые рекомендации. Литература: 1. Ильин Д.Н. Девиантное поведение детей и подростков. С-Петербург. 1999 2. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М, 1998 3. Справочник по психиатрии под ред. академика А.В. Снежневского. М. 1985 4. Патология психического развития под. ред. академика А.C. Тиганова. М. Научный центр психического здоровья РАМН. 1998 5. Раттер М. Помощь трудным детям, М. Прогресс, 1987 |
|
© 2010 |
|