РУБРИКИ

Влияние акцентуаций характера на поведение человека в стрессовой ситуации

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Влияние акцентуаций характера на поведение человека в стрессовой ситуации

Влияние акцентуаций характера на поведение человека в стрессовой ситуации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Астраханский государственный университет»




Допускается к защите

Зав. кафедрой____________________________

«______»___________________________2009 г.



Дипломная работа

«Влияние акцентуаций характера на поведение человека в стрессовой ситуации»



Работу выполнила:

студентка группы ПС-61

заочного отделения

Бикмурзаева Руфина Сагитовна


Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии развития,

акмеологии Подосинникова Е.А.




Астрахань 2009


Содержание


Введение

Глава I. Теоретическое исследование влияния акцентуаций характера на поведение человека в стрессовой ситуации

1.1 Проблема изучения акцентуаций характера в психологической науке

1.2 Модели стресса

1.3 Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом

Выводы по I главе

Глава II. Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера на поведение человека в стрессовой ситуации

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ результатов исследования

2.3 Практические рекомендации по преодолению тревожности и эмоционального стресса

Выводы по II главе

Заключение

Библиографический список



Введение


Актуальность исследования. Исследования индивидуальных психологических ресурсов совладания со стрессом принадлежат к числу актуальных и перспективных направлений в психологии труда и организационной психологии. Это связано с воздействием на человека возрастающего числа разнообразных стрессогенных факторов, к которым относятся как природные изменения, так и перемены а социальной жизни, снижающие работоспособность человека и обостряющие проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе и состояние болезни. Часто различные виды деятельности человека, протекающие в стрессогенных условиях, требуют усиленного расхода ресурсов человека и предъявляют требования к его стрессоустойчивости и адаптивности.

Умение успешно справляться с состоянием стресса и сведение к минимуму его негативного влияния - является важным навыком для каждого человека. Для этого необходимо знание своих ресурсов, возможность их развивать, использовать и оперировать ими в процессе совладания со стрессом. Кроме того, ресурсы совладания со стрессом играют предикативную роль применительно к реакциям, вызванным этим стрессом.

Цель исследования: выявить влияние акцентуаций характера на поведение человека в стрессовой ситуации.

Объект исследования: пациенты неврологического отделения Красноярской центральной больницы.

Предмет исследования: поведение человека в стрессовой ситуации.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что пациенты, имеющие выраженные акцентуации характера по педантичному, дистимическому, гипертимическому типам имеют более высокую степень сопротивляемости стрессу.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

рассмотреть проблему изучения акцентуаций характера в психологической науке;

изучить модели стресса и роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом;

исследовать на эмпирическом уровне акцентуации характера пациентов неврологического отделения Красноярской центральной больницы;

выявить взаимосвязь акцентуаций характера пациентов и поведения в состоянии стресса:

разработать рекомендации по развитию стрессоустойчивости болеющей личности.

Методологической основой исследования явились системный и полисистемный подход (Ананьев Б.Т.; Б.Ф. Ломов; Д.Н. Завалишина); принцип субъекта и субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн; А.Н. Леонтьев; А.В. Брушлинский; К.А. Абульханова-Славская); общая теория систем (Л. Берталанфи, Шварц), трансактные модели стресса, теории несоответствия, ресурсный подход (Ф.А. Березин); ситуационный подход (К. Левин; Д. Магнуссон; М. Аграйл, А. Фернхем, Л. Ферпоссон, Л.Ф. Бурлачук и др.

Кроме того, в теоретико-методологическую основу нашей работы лег ресурсный подход, как одно из направлений развития теории психологического стресса (В.А. Бодров).

Методы исследования:

1.    Акцентуации характера (тест К. Леонгарда);

2.       Стандартизированный и многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16 PF (версия А);

3.       Опросник уровня субъективного контроля (УСЮ Е.Ф. Бажин, Е.А. Толынкина, А.М. Эткинд);

4. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

Научная новизна. Проведен анализ ресурсов совладания со стрессом у болеющей личности, выявлена взаимосвязь акцентуаций характера пациента и степени сопротивляемости стрессу.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе данного исследования результаты могут быть использованы психологами, медицинскими психологами при работе с болеющими людьми, а также для решения задач оптимизации, профилактики и коррекции стрессовых состояний болеющей личности.

Базой исследования явились пациенты Красноярской центральной районной больницы, неврологического отделения, в количестве 30 человек, из которых 18 женщин и 12 мужчин.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.



Глава I. Теоретическое исследование влияния акцентуаций характера на поведение человека в стрессовой ситуации

1.1 Проблема изучения акцентуаций характера в психологической науке


В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т.е. патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [22].

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Наибольшую известность получил термин К. Леонгарда «акцентуированная личность». Однако, правильнее говорить об «акцентуациях характера». Личность - понятие гораздо болeе сложное, чем характер. Она включает интеллект, cпособности, наклонности, миpoвoззрение и т.д. В описаниях К. Леонгарда речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком термин «акцентуированная личность» стали использовать как клинический диагноз вместо термина «психопатия», что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы [22].

Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [22].

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера - явная и скрытая [43].

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты экспериментально-патохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника позволяют распознать этот тип. Однако выраженность чepт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении. особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном ознакомлении с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Существует две классификации типов - первая предложена К. Леонгардом, а вторая А.Е. Личко [43].


Таблица 1.1

Типы «акцентуаций характера в типологиях К. Леонгарда и А.Е.Личко

Тип акцентуированной личности по К.Leonhard

Тип акцентуации характера по А.Е.Личко

Лабильный Сверхподвижный Эмотивный

Лабильный циклоид Лабильный

Демонстративный

Истероидный

Сверхточный

Психастенический

Ригидно-аффективный Неуправляемый

Эпилептоидный

Интравертный Боязливый

Шизоидный Сенситивный

Неконцентрированный или неврастенический

Астено-невротический

Экстравертный

Конформный

Слабовольный

Неустойчивый

-

Гипертимный Циклоидный


Классификация А.Е. Личко предназначена специально для подросткового возраста.

Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта - почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость. На гиперпротекцию со стороны родителей и воспитателей с ее мелочным контролем, повседневной опекой, наставлениями и нравоучениями, «проработкой» за мелкие проступки дома и на собраниях реагируют крайне бурно; плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим; в необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют ловчить и изворачиваться. К правилам и законам представители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и запрещенным [43].

Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо переносят одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому - роли вожака и заводилы; при общительности в выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться в сомнительной компании. Любят риск и авантюры.

Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушевляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют «хобби»; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились.

Половое чувство нередко пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается.

Свои способности и возможности обычно переоцениваются. Хотя большинство особенностей своего характера гипертимные подростки хорошо знают и не скрывают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.

Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.).

Циклоиды в детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется - изначально дни, затем недели, с возрастом они могут удлиняться или, наоборот, сглаживаться.

В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы. Бросаются в глаза не свойственные им, обычно рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить.

Эмансипационные устремления и группирование со сверстниками отмечаются во время подъемов, а в субдепрессивной фазе блекнут. Хобби также отличаются неустойчивостью: в субдепрессивной фазе их забрасывают, а в период подъема возвращаются к ним или находят новые. Сексуальная активность возрастает в периоды подъема, но в субдепрессивной фазе может усиливаться онанизм. Делинквентность, побеги из дома, токсикоманическое поведение несвойственны. Алкоголизируются в компаниях и только в периоды подъема.

Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. При недостатке такого опыта она может быть очень неточной.

Лабильный тип в детстве не отличается от сверстников или обнаруживают склонность к невротическим реакциям. Главная черта в подростковом возрасте - крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны вдруг погрузить в мрачное расположение духа без каких-либо серьезных неприятностей и неудач. И наоборот, интересная беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе.

Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они усиливаются, если их подогревает неблагоприятная семейная обстановка. Тяга к группированию со сверстниками целиком зависит от настроения. В хорошие минуты ищут компании, в плохие избегают общения. Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями. Влечение долго остается малодифференцированным и легко возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма. Но сексуальные эксцессы всегда избегаются [30].

При астено-невротический типе с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание и т.п. В других случаях детство проходит благополучно, и первые признаки астено-невротической акцентуации возникают только в подростковом возрасте.

Главными чертами являются утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях или при физических и эмоциональных напряжениях, например, в обстановке соревнований. Раздражительность ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу. Раздражение, зачастую изливаемое на случайно попавших под руку, легко сменяется раскаянием и слезами. Такие подростки внимательно прислушиваются к малейшим телесным ощущениям, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются врачебным обследованиям. Наиболее частым источником ипохондрических переживаний у мальчиков становится сердце [30].

Подростковые нарушения поведения типа делинквентности, алкоголизации этому типу не свойственны. Реакция эмансипации обычно ограничивается маломотивированными вспышками раздражения в отношении родителей, воспитателей, старших вообще. К сверстникам тянутся, ищут компании, но быстро от нее устают и предпочитают одиночество или общение с близким другом. Самооценка обычно прежде всего отражает заботу о здоровье.

Этот тип акцентуации является почвой для развития неврастении, острых аффективных реакций, реактивных депрессий, ипохондрических развитий. Срывы часто возникают тогда, когда подросток осознает невыполнимость лелеемых планов, нереальность надежд и желаний. Велика также восприимчивость к ятрогениям. Тяжелые болезни у близких и знакомых усиливают ипохондричность [19].

Сенситивный тип. С детства пугливы и боязливы. Часто страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни, быть запертыми дома. Чуждаются бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке. Не склонны к легкому общению с незнакомыми. Все это может оставлять ложное впечатление о замкнутости и отгороженности от окружающего. На самом деле такие дети достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя себя с ними увереннее и спокойнее. К родным и близким бывают привязаны, даже при холодном и суровом обращении с ними. Отличаются послушанием. Слывут «домашними детьми». Школа их пугает шумом, возней и драками на переменах. Учат обычно старательно. Страшатся всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать у доски. Боятся прослыть выскочкой. Привыкнув к новому классу и даже страдая от преследований со стороны некоторых одноклассников, крайне неохотно переходят в другой.

Сексуальное влечение усиливает застенчивость и переживания собственной неполноценности. В силу гиперкомпенсации признания в любви могут быть столь решительными и неожиданными, что пугают и отталкивают. Отвергнутая любовь утверждает в мыслях о своей неполноценности. Могут возникнуть суицидные намерения.

Ни к делинквентности, ни к алкоголизации склонности не отмечается. Сенситивные юноши обычно не курят. В алкогольном опьянении вместо эйфории нередко можно наблюдать депрессивные переживания.

Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Лгать и притворяться не любят и не умеют. Отказ отвечать предпочитают неправде.

Психастенический тип в детстве, наряду с некоторой робостью и пугливостью, рано проявляется моторная неловкость, склонность, к рассуждательству и не по возрасту «интеллектуальные» интересы. Иногда уже в детском возрасте начинаются фобии, т.е. боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, страх оказаться за запертой дверью [43].

Критическим периодом, когда психастенические черты начинают раскрываться во всей полноте, обычно бывают первые классы школы, когда безмятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности. Необходимость отвечать за себя и особенно за других представляет один из самых чувствительных ударов для психастенической натуры.

Главными чертами психастенического типа являются нерешительность, склонность ко всякого рода рассуждениям, тревожная мнительность в виде опасений за будущее - свое и своих близких, любовь к самоанализу, самокопанию и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, представлений, мыслей. Опасения адресуются к возможному, даже к маловероятному, в будущем: как бы не случилось чего-нибудь ужасного и непоправимого с ними самими или с теми близкими, к которым они обнаруживают чрезвычайно сильную привязанность. Невзгоды, уже случившиеся, пугают их гораздо меньше. Мальчикам бывает особенно свойственна тревога за мать: как бы она не заболела и не умерла, не попала бы под транспорт и т.п. Если мать опаздывает, где-то без предупреждения задержалась, такой подросток не находит себе места.

Физическое развитие обычно оставляет желать лучшего. Все ручные навыки и занятия спортом даются плохо. Исключение составляют лишь те виды спорта, при занятиях которыми нагрузка падает на ноги.

Подростковая реакция эмансипации выражена слабо и нередко замещена патологической привязанностью, к кому-либо из близких. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах [43]. Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда отличается правильностью и полнотой. Часто выделяется склонность находить у себя черты самых разных типов, в том числе совершенно не свойственные, например, истерические.

С первых лет такие дети с шизоидным типом любят играть одни. Они мало тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых, подолгу молча слушая их беседы между собой. К этому может добавляться какая-то недетская сдержанность и даже холодность.

В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Прежде всего бросаются в глаза замкнутость и отгороженность. Иногда духовное одиночество мало тяготит подростка, который живет своими, необычными для других, интересами и увлечениями. Чаще же неспособность устанавливать контакты тяжело переживается. Неудачные попытки найти себе друга по душе, мимозоподобная чувствительность в моменты таких поисков, быстрая истощаемость в контакте («не знаю о чем еще говорить») побуждают к еще большему уходу в себя.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают неожиданными и непонятными для окружающих многие поступки, ибо весь ход предшествующих переживаний и мотивов остается скрытым. Чудачества бывают неожиданны, но не служат эгоцентрической цели привлечь к себе внимание.

Подростковая реакция эмансипации обычно проявляется весьма своеобразно. Шизоидный подросток может терпеть мелочную опеку в быту и даже не замечать ее, подчиняться установленному распорядку и режиму, но готов реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без дозволения в мир его интересов, увлечений и фантазий.

Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и постоянством. Чаще встречаются интеллектуально-эстетические хобби. Увлечения нередко таят от других, боясь непонимания и насмешек. Делятся ими, если встречают интерес, но никогда не выставляют напоказ. В спорте предпочитают индивидуальные занятия, но не коллективные игры. Место увлечений могут занимать одинокие многочасовые прогулки. Некоторым шизоидам хорошо даются тонкие ручные навыки: игра на музыкальных инструментах, всяческие поделки.

Сексуальная активность для окружающих обычно остается незамеченной. Не способные на флирт и ухаживание, не умеющие добиться сексуальной близости в ситуации, где она возможна, шизоидные подростки могут внезапно для других проявлять сексуальную активность в самых грубых и даже извращенных формах.

Алкоголизация встречается редко. Опьянение обычно не сопровождается эйфорией.

Самооценка шизоидов отличается избирательностью. Хорошо отдают себе отчет в своей замкнутости, трудности контактов, непонимании окружающих. Противоречия же в своем поведении не замечаются или им не придается значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

Обычно приписываемые шизоидам соматические признаки (худощавость, дряблая мускулатура, сутуловатость) на фоне акселерации могут искажаться эндокринными сдвигами, обусловливая, например, избыточную полноту.

Лишь в части случаев черты эпилептоидного типа явственно проступают еще в детстве. Такой ребенок может часами плакать и его невозможно ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить. Наряду с этим, могут выявиться садистские склонности, дети любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. Отмечается также недетская бережливость по отношению к одежде, игрушкам, всему «своему» и крайне злобная реакция на тех, кто собирается покушаться на их собственность. В школе обнаруживается мелочная аккуратность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйства.

В большинстве случаев черты этого типа становятся очевидными только в подростковом возрасте. Главной из них является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поискам объекта, на котором можно сорвать зло. Такие состояния длятся часами, реже днями, постепенно начинаясь и медленно ослабевая. С ними тесно связана аффективная взрывчатость. Вспышки возбуждения лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Аффект накипает долго и постепенно. Повод для взрыва может быть ничтожным, сыграть роль последней капли. Аффекты не только сильны, но и продолжительны, долго не наступает успокоения. В аффекте могут отмечаться безудержная ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к беспомощности объекта нападения и. неспособность учесть его превосходящую силу. Реже эта ярость оборачивается аутоагрессией с нанесением себе порою тяжких повреждений.

Алкогольное опьянение часто протекает тяжело, с яростью и драками. В пьяном виде могут быть совершены поступки, о которых потом не остается воспоминаний. Тем не менее, нередкой бывает склонность напиваться «до отключения».

Реакция эмансипации нередко протекает тяжело. От родных требуют не только «свободы» и самостоятельности, но и «прав», доли имущества, материальных благ. Перед начальством склонны к угодничеству, если ждут каких-либо преимуществ. Реакция группирования со сверстниками сопряжена со стремлением к властвованию. В группе желают устанавливать порядки, выгодные для себя. Могут хорошо адаптироваться в условиях строгого дисциплинарного режима [43].

Общими чертами являются также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, что откладывает отпечаток на всем - от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Мелочная скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий всех педантизм - все это рассматривается некоторыми авторами как способ компенсации собственной инертности. Большое внимание к своему здоровью, бережное соблюдение собственных интересов сочетаются со злопамятностью, не склонностью прощать обиды, озлоблением при малейшем ущемлении интересов.

Самооценка носит односторонний характер. Отмечаются склонность к периодам мрачного расположения духа, осмотрительность, приверженность к аккуратности и порядку, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью, беспокойство о здоровье, даже склонность к ревности. В остальном представляют себя гораздо более конформными, чем это есть на самом деле.

Главной чертой истероидного типа является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие. На худой конец предпочитаются даже негодование и ненависть в отношении себя, но только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества определяются этой чертой. Нередко приписываемая истероидам внушаемость отличается избирательностью: от нее ничего не остается, если обстановка внушения или само внушение не льют воду на мельницу эгоцентризма. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей личности с тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание. Кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой выразительности, театральности переживаний, при склонности к рисовке и позерству.

В подростковом возрасте с целью привлечь к себе внимание, прежде всего товарищей, могут использоваться нарушения поведения. Склонны преувеличивать свою алкоголизацию: прихвастнуть огромным количеством выпитого или блеснуть изысканным выбором алкогольных напитков. Иногда такие подростки готовы изобразить из себя наркоманов. Наслышавшись о наркотиках, попробовав раз - другой какой-либо доступный суррогат, они любят расписывать свои наркотические эксцессы, необычный «кайф», прием экстравагантных наркотиков, вроде героина или ЛСД. Детальный расспрос обнаруживает, что нахватанные сведения быстро истощаются.

Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления - громогласные требования свободы, конфликты и т.п. На самом же деле настоящей свободы и самостоятельности вовсе не ищут, от внимания и забот близких вовсе не жаждут избавиться.

Сексуальное влечение не отличается ни силой, ни напряженностью. В сексуальном поведении также много театральной игры. Юноши чаще скрывают свои сексуальные переживания, уходят от бесед на эти темы, чувствуя, что среди товарищей в этой области они могут легко оказаться не на «высоте». Девочки, наоборот, склонны афишировать свои действительные и выдумывать несуществующие связи, способны на оговоры и самооговоры, могут разыгрывать роль распутниц и проституток, наслаждаясь ошеломляющим впечатлением на собеседника.

Самооценка очень далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент можно скорее всего обратить на себя внимание.

Неустойчивый тип. С детства отличаются непослушанием, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У части встречаются симптомы невропатии (ночной энурез, заикание и др.).

Рано выявляется повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Подстрекаемые более стеничными товарищами, могут ради компании убежать из дома. Охотно подражают и подчиняются тем, чье поведение сулит наслаждения, веселье и смену легких впечатлений. Готовы все дни проводить в уличных компаниях. Еще детьми начинают курить. Легко идут на мелкие кражи.

Когда становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, теперь уже не забавляют. Ищут более острых и сильных ощущений, в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, проявляется интерес к наркотизации. Нарушения поведения, делинквентность прежде всего обусловлены желанием поразвлечься. Выпивки начинаются рано (иногда с 12-14 лет) и всегда в компании асоциальных приятелей. Поиск необычных впечатлений легко толкает на правонарушения.

Реакция эмансипации тесно сопряжена все с тем же желанием удовольствия и развлечения. Глубокой любви к близким они никогда не питают. К семейным бедам и заботам относятся с равнодушием. Родные для них прежде всего источник средств для развлечений. Реакция группирования проявляется в раннем тяготении к уличным асоциальным компаниям. Неспособные сами занять себя, плохо переносят одиночество и в этих компаниях прежде всего ищут места для развлечений. Трусость и недостаточная инициативность приводят к тому, что неустойчивые подростки легко становятся орудием таких групп. В групповых правонарушениях им приходится таскать каштаны из огня, а плоды пожинают более стеничные члены группы.

Сексуальное влечение не отличается силой, но пребывание в уличных группах ведет к раннему сексуальному опыту, включая знакомство с извращениями. Сексуальная жизнь становится таким же источником развлечений, как выпивки и хулиганские похождения. Романтическая влюбленность проходит мимо неустойчивых подростков, чувство влюбленности для них остается незнакомым.

Учеба легко забрасывается. Никакой труд не привлекает. Работают только в силу крайней необходимости. Поражает равнодушие к своему будущему - не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Живут только настоящим, желая извлечь из него максимум удовольствий. От трудностей, неприятностей и испытаний стараются убежать. С угрозой наказания бывают связаны первые побеги из дома и из интернатов. Повторные же побеги нередко обусловлены тягой к «свободной жизни».

Скрытая акцентуация по неустойчивому типу обнаруживается, когда подросток, до определенного момента бывший под строгим присмотром, в силу обстоятельств внезапно оказывается лишенным постоянного контроля. Он сразу же попадает в асоциальную компанию, начинает алкоголизироваться и совершает правонарушения.

При воспитании по типу гипопротекции из неустойчивой акцентуации развивается психопатия.

Главная черта конформного типа - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Жизненное правимо - думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все было «как у всех» - от одежды и манеры вести себя до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. При этом под «всеми» подразумевается привычное окружение. От него стараются ни в чем не отстать но и не любят выделяться, забегать вперед. Это особенно проявляется на отношении к модам одежды. Когда появляется какая-либо новая мода, то нет больших ее хулителей, чем представители конформного типа. Но как только их среда осваивает новую моду, они сами облачаются в эту одежду, забыв о том, что говорили ранее.

Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное окружение, все, что приносят привычные каналы информации, это и есть истина. И даже если по этим каналам начинают поступать сведения, явно противоречащие действительности, они по-прежнему принимаются за чистую монету.

Конформные подростки очень дорожат местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Нередко решающим в выборе профессии или в избрании места, где продолжать учебу, является то обстоятельство, что в то или иное учебное заведение поступают большинство товарищей.

Слабое место в конформном характере - непереносимость крутых перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества может послужить причиной реактивных состояний. К острым аффективным реакциям особой склонности не обнаруживается. Дурное влияние среды чаще всего толкает к алкоголизации.

Смешанные типы. Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других практически никогда. Существует два рода сочетаний.

Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся уже описанные лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим. Сюда же могут быть отнесены такие промежуточные типы, как шизоидо-сенситивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный, шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный. В силу же эндогенных закономерностей возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный. При изучении личности взрослого, широко используется классификация К.Леонгарда. Согласно концепции акцентуации характеров, присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты характера составляют стержень личности, определяют развитие, процессы адаптации, психическое здоровье [22].

Основные черты характера в случае яркой выраженности становятся акцентуациями характера <#"1.files/image001.gif">


Проанализируем полученные результаты, применяя критерий H Кракселла-Уоллиса. Сформулируем статистические гипотезы:

Н0: Пациенты разных возрастов не различаются по степени сопротивляемости стрессу.

Н1: Пациенты разных возрастов различаются по степени сопротивляемости стрессу.

Подсчитываем эмпирическое значение Hэмп с помощью статистического пакета анализа Microsoft Excel, Hэмп = 1.5. Это значение меньше критических значений H, соответствующих принятым в психологии уровням статистической значимости (5,40 (p£0,05); 6,30 (p£0,01)).

Полученное эмпирическое значение H находится в зоне незначимости. Принимается статистическая гипотеза Н0: Пациенты разных возрастов не различаются по степени сопротивляемости стрессу.

Таким образом мы можем объеденить три выборки и анализировать как единый массив эмпрических данных.

На следующем этапе нашего исследования мы использовали опросник Шмишека (взрослый). Тест акцентуаций характера у взрослых, результаты представлены в таблице 2.4..


Таблица 2.4.

Типы акцентуаций характера по Г. Шмишеку

Кол-во испытуемых

Гипертимический тип

3

Тревожно-боязливый тип

4

Дистимический тип

3

Педантичный тип

5

Возбудимый тип

4

Эмотивный тип

4

"Застревающий" тип

2

Демонстративный тип

2

Циклотимический тип

2

Аффективно-экзальтированный тип

1


Выбирая тест 16 F Р.Кэттела, мы полагали, что в основе гипертимного типа лежат конструкты, психологически подобные конструктам, измеряемым с помощью факторов 0-, С+ опросника 16PF Р.Кэттелла. Поэтому ожидалось, что гипертимический тип по ряду своих качеств будет коррелировать с фактором О- (Самоуверенность) с фактором Q3+ опросника 16 F, оценивающего самоконтроль поведения и эмоций, способность действовать согласно плану, целенаправленность, способность доводить дело до конца, что является на наш взгляд важными характеристиками стрессоустойчивости. Также эмотивный, демонстративный типы в силу набора определенных качеств могут обладать теми же свойствами, а также их показатели будут положительно связаны с показателями по шкале показателя степени сопротивляемости стрессу.

Выбирая тест УСК, мы предполагали, что показатели по типам педантичный, застревающий, тревожно боязливый будут положительно связаны с показателем шкалы «Ио» (общей интернальности), поскольку интерналы более склонны считать, что контроль, управление большинством событий в их жизни принадлежит им самим и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В некоторых исследованиях отмечается, что интерналы более уверены в себе, проявляют большую терпимость. А также мы предполагали, что те же показатели будут положительно связаны с показателями по шкале высокая сопротивляемость стрессу (по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге).

Показатель шкалы «Гипертимический тип», (характеризуется хорошим, слегка повышенным настроением, контактностью, словоохотливостью, оптимизмом. У него высокий тонус, он энергичен, активен и проявляет стремление быть лидером, легко адаптируется в незнакомой обстановке) значимо отрицательно коррелирует с фактором О- (Самоуверенность) опросника 16PF Р.Кэттелла (г=-0,59; при р=<0,001), положительно с фактором С+ (Сила «Я») (г=0,49; при р=<0,001), а также с фактором Q4- (Нефрустрированность) (г=0,49; при р=<0,001).

Показатель шкалы «эмотивный тип» значимо отрицательно коррелирует с фактором Q4- (Нефрустрированность) теста 16PF (г<0,50; при р=<0,001), что свидетельствует о схожести конструктов, лежащих в основе этих шкал. Кроме того, содержательный анализ данных шкал также подтвердил схожесть конструктов, положенных в их основу: способность смириться со своими и чужими поступками и несовершенством, а также принятие факта фрустрации, как нормальной части жизни.

Показатель шкалы «Педантичный тип» значимо коррелирует (г=0,48; р=<0,001) с показателем шкалы Q3+ опросника Кэттелла, измеряющим самоконтроль поведения и эмоций, способность действовать согласно плану, целенаправленность, способность доводить дело до конца. На содержательном уровне конструкты, лежащие в основе данных шкал, также оказались сопоставимы. Высокий самоконтроль поведения включает четкое понимание своих целей, умение планомерно и упорядоченно действовать, то есть, другими словами, предполагает навыки структурирования, к которым относятся навыки планирования, расстановки приоритетов, выполнение действий в соответствии с планами, организация и управление своими ресурсами, как во времени, так и по силе. Содержательный анализ и значимые корреляционные связи между показателями этих шкал подтвердили схожесть конструктов, лежащих в их основе.

Были получены значимые корреляционные связи показателей шкал «Педантичный тип» и «Дистимический тип» с показателем шкалы «Ио» УСК (общая интернальность): г=0,33; 1=0,33; при р=<0,001, соответственно. Как известно, ощущение возможности контроля над происходящими событиями является важным фактором при совладании со стрессом. Интернальность характеризует субъективное ощущение контроля над любыми значимыми событиями и ситуациями, происходящими в жизни человека. Таким образом, содержательный анализ данных шкал, а также значимые корреляционные связи между ними, служат подтверждением схожести измеряемых этими шкалами конструктов.

Кроме того, мы обнаружили, что показатели шкал «Педантичный тип» и «Дистимический тип» имеюг более значимые и устойчивые корреляционные связи с показателями шкал общей интернальности «Ио»; г=0,33( при р=<0,001 и интернальности в отношении здоровья от болезни

«Ио»: г=0,05, при р=<0,05, чем с показателем шкалы экстраверсии «F2+»: r=Q,3G; г=0,18> при р=<0,01. Нами не было найдено исследований, посвященных этой теме, но, в свою очередь, мы полагаем, что этот факт свидетельствует о лучшей способности интерналов осознавать свой стресс и возрастающее напряжение и использовать определенные формы деятельности, направленные на редуцирование уровня стресса. Одной из таких форм деятельности может быть любой вид физической активности: занятия спортом, использование техник релаксации и т.п.

Мы обнаружили также значимую корреляцию показателей шкалы «высокая степень сопротивляемости стрессу» с показателями шкалы «Гипертимический тип» (г=0,51; г=0,27; при p=<0,001, соответственно), с показателями шкалы «Дистимический тип» г=0,30; г=0,23; при р~<0,001 и с показателями шкалы «Педантичный тип» (г=0,18; при р=<0,05).



2.3 Практические рекомендации по преодолению тревожности и эмоционального стресса


Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества. «Проявление волевых качеств (силы воли) - это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)» [43]. Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важную роль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует на воздействие стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типические особенности нервной системы и личности. Известно, что лица с высокой силой нервной системы характеризуются большей устойчивостью, лучшей переносимостью стрессовых ситуаций по сравнению с индивидами, имеющими слабую силу нервной системы. Так найдены подтверждения того, что жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.

Влияние самооценки проявляется в том, что люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться.

Таким образом, мы видим, что стресс в большой мере является индивидуальным феноменом.

Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе и самопринятие.

В исследованиях Селье [38, с. 18] и многочисленных последующих работах показано, что непредсказуемые и неуправляемые события более опасны, чем предсказуемые и управляемые. Когда люди понимают, как протекают события, могут повлиять на них или, хотя бы частично, оградить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается. Применительно к деятельности можно сказать, что если возможность управления ситуацией очень низка, а напряженность работы значительна, то такая работа сама по себе является стрессором [38, с.11].

Рассмотрим возможные реакции организма на стресс:

Реакция стресса. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.

Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. Например, студенту можно дать следующие советы [25, с. 28]:

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе.

2. Научитесь говорить “нет”, когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы.

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашими преподавателями.

4. Не соглашайтесь с кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования.

5. Сообщите своему преподавателю, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания не ясны.

6. Найдите день, время для отключения и отдыха. К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Стресс могут вызывать и личностные факторы. Чтобы предотвратить дальнейшие последствия, способствующие возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний, можно дать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм:

1. Собрать достаточную информацию о возможности наступления подобных ситуаций.

2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения.

3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения.

4. Осознать, что большую часть вызывающих стресс ситуаций человек способен решить сам, не прибегая к посторонней помощи.

5. Стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов.

6. Понять и принять, что серьезные перемены - это неотъемлемая часть жизни.

7. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.

Можно выделить четыре основных метода борьбы со стрессом: релаксация, противострессовый распорядок дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

Одним из эффективных средств защиты от стресса является релаксация. Согласно теории Г. Селье, автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз: импульс, стресс, адаптация. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.

Дыхание может стать затруднённым и тяжёлым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации помогает метод аутоанализа личного стресса посредством ведения “дневника стрессов”. Метод этот требует фиксации в дневнике в течение нескольких недель того, когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.

Рассмотрим методы первой помощи при остром стрессе.

Неожиданно оказываясь в стрессовой ситуации, для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе: 1. Противострессовое дыхание; 2. Релаксация; 3. Рациональное восприятие окружающей обстановки; 4. Смена обстановки; 5. Заняться любой (отвлекающей) деятельностью. В условиях стрессовой ситуации это выполняет роль “громоотвода”, помогая отвлечься от внутреннего напряжения. 6. Локальная концентрация (помогает вытеснить из сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом).


Выводы по II главе:


Пациенты разных возрастов не различаются по степени сопротивляемости стрессу.

Также на основе нашего исследования можно сделать вывод, что ощущение возможности контроля над происходящими событиями является важным фактором при совладании со стрессом.

Интернальность характеризует субъективное ощущение контроля над любыми значимыми событиями и ситуациями, происходящими в жизни человека.

Исследуемые показатели по шкалам «Педантичный тип» и «Дистимический тип» имеют более значимые и устойчивые корреляционные связи с показателями шкал общей интернальности «Ио»; и интернальности в отношении здоровья от болезни, чем с показателем шкалы экстраверсии «F2+». Мы полагаем, что этот факт свидетельствует о лучшей способности интерналов осознавать свой стресс и возрастающее напряжение и использовать определенные формы деятельности, направленные на редуцирование уровня стресса. Одной из таких форм деятельности может быть любой вид физической активности: занятия спортом, использование техник релаксации и т.п.

Мы обнаружили также значимую корреляцию показателей шкалы «высокая степень сопротивляемости стрессу» с показателями шкалы «Гипертимический тип», с показателями шкалы «Дистимический тип» и с показателями шкалы «Педантичный тип». В результате чего мы доказали, что пациенты, имеющие выраженные акцентуации характера по педантичному, дистимическому, гипертимическому типам имеют более высокую степень сопротивляемости стрессу, тем самым доказав правомерность выдвинутой нами гипотезы.



Заключение


В заключении нашей дипломной работы мы обобщили результаты исследования и сформулировали выводы.

Проведенное исследование осуществлялось на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.

На теоретическом уровне дан сравнительный анализ литературы по проблемесовладания со стрессом. В процессе исследования были решены следующие задачи: рассмотрена проблему изучения акцентуаций характера в психологической науке; изучены модели стресса и роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом; на эмпирическом уровне исследованы акцентуации характера пациентов неврологического отделения Красноярской центральной больницы; выявлена взаимосвязь акцентуаций характера пациентов и поведения в состоянии стресса: разработаны рекомендации по развитию стрессоустойчивости болеющей личности.

Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим

В качестве основополагающей нами была принята классификация типов акцентуаций характера по К. Леонгарду. Тест К. Леонгарда исследует типы характера, раскладывая его по акцентуированным характерам, а именно: Гипертимический тип; Тревожно-боязливый тип; Дистимический тип, Педантичный тип, Возбудимый тип, Возбудимый тип, Эмотивный тип, "Застревающий" тип, Демонстративный тип, Циклотимический тип, Аффективно-экзальтированный тип.

На основе анализа теоретической литературы, нами было выделено 5 моделей стресса. К ним относятся:

Стимульные модели. К стимульным относится те модели, которые рассматривают стресс как психологическое требование, приводящее к личностному напряжению;

Модели ответной реакции рассматривают стресс как физиологическую ответную реакцию на требование окружающей среды;

Трансактные модели стресса, в свою очередь, видят стресс как взаимодействие между личностью и окружающей средой;

Модели несоответствия. Подобные модели стресса, рассматривающие его как динамический процесс, приводящий психологические ресурсы в соответствие с предъявляемым требованием получили названии;

Интегративная модель стресса. В нее входят; внутренние и внешние требования, предъявляемые к личности (стрессоры); оценка, как серьезности этих требований, так и адекватности собственных ресурсов и выбор вариантов для совладания с предъявленными требованиями; и стрессовая реакция.

Важным понятием в модели стресса является «совладание», которое означает поддержание баланса за счет психологических ресурсов человека - Первая стадия процесса совладания связана с выбором и формированием соответствующих реакций, а вторая - с их исполнением исследование индивидуальных ресурсов совладания личности со стрессом и разработка инструментов по их измерению проводится преимущественно в рамках двух моделей. В трансактных моделях стресса к ресурсам совладания относят: физиологические и типологические особенности личности, когнитивные процессы и личностные качества, социальную поддержку, финансовое благополучие. В рамках интегративной модели стресса выделяют также развитие навыков осознания имеющихся ресурсов, умение управлять и рационально использовать их в процессе совладания со стрессом, наличие которых способно минимизировать вредные стрессовые влияния. Обобщая, можно сказать, что рассматривать в качестве ресурсов совладания со стрессом можно лишь тс, которые помогают личности совладать со стрессовой ситуацией, снизить негативное влияние стресса» а именно уверенность в себе, принятие себя и других» физическое здоровье, структурирование, навыки решения проблем, социальная поддержка, навыки контроля стресса и напряжения.

На основе эмпирического исследования влияния акцентуаций характера на поведение человека в ситуации стресса были выявлены следующие моменты: пациенты разных возрастов не различаются по степени сопротивляемости стрессу. Также на основе нашего исследования можно сделать вывод, что ощущение возможности контроля над происходящими событиями является важным фактором при совладании со стрессом. Интернальность характеризует субъективное ощущение контроля над любыми значимыми событиями и ситуациями, происходящими в жизни человека.

Исследуемые показатели по шкалам «Педантичный тип» и «Дистимический тип» имеют более значимые и устойчивые корреляционные связи с показателями шкал общей интернальности «Ио»; и интернальности в отношении здоровья от болезни, чем с показателем шкалы экстраверсии «F2+». Мы полагаем, что этот факт свидетельствует о лучшей способности интерналов осознавать свой стресс и возрастающее напряжение и использовать определенные формы деятельности, направленные на редуцирование уровня стресса. Одной из таких форм деятельности может быть любой вид физической активности: занятия спортом, использование техник релаксации и т.п.

Мы обнаружили также значимую корреляцию показателей шкалы «высокая степень сопротивляемости стрессу» с показателями шкалы «Гипертимический тип», с показателями шкалы «Дистимический тип» и с показателями шкалы «Педантичный тип». В результате чего мы доказали, что пациенты, имеющие выраженные акцентуации характера по педантичному, дистимическому, гипертимическому типам имеют более высокую степень сопротивляемости стрессу, тем самым доказав правомерность выдвинутой нами гипотезы.

Таким образом, полученные результаты проведенного исследования, на теоретическом и эмпирическом уровнях дали возможность подтвердить правильно сформулированные положения гипотезы, поставленные задачи исследования были решены, а его цель достигнута.



Библиографический список


1.  Абульханова-Славскаяя К.А. Социальное мышление личности. // Психологический журнал-- 1994.№4. -С.39 -55.

2.       Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни, - М: Изд-во: «Мысль»,1991,-299с.

3.       Анастази, С.Урбина Психологическое тестирование, - СПб.: Питер,2002. - 688с.

4.       Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал- - 1993. №2.-С.З- 16.

5.       Анцыферова Л.И, Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал. - 1994. №1. -С.З - 18.

6.       Балсин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). - М.: Смысл, 1993. - 16с.

7.       Березин Ф.Б Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270с, Ю. Бодолев А.А., Столин И.Б. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь,2000. - 440с.

8.       Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2000. -352с.

9.       Бодров В.А, Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы, - М.; ИП РАН, 1995, - 128с.

10.     Брушлинский A.З. Проблема субъекта в психологической науке //Психологический журнал. - 1992. Т.13. - СЗ - 12.

11.     Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб.: Питер Ком» 1999. - 528c.

12.     Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. -СПб.: Питер, 2002. - 352с,

13.     Васильева В. Личностные характеристики и состояние напряженности в трудовой деятельности. В кн.: Психическая напряженность в трудовой деятельности.-М.:ИП РАН, 1989.-С217-224.

14.     Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов в вузе в процессе обучения // Психологический журнал. - 1994. №3. - С.131 - 134.

15.     Голиков Ю.Я., Костин A.Л. Психология автоматизации управления техникой. - М.: ИП РАН. - 1996.

16.     Грановская P.M., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы.-СПб.: Знание, 1999. -352с.

17. Гремпинг С, Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом- - СПб.: Питер, 2002.-240с.

18.     Гринберг Д. Управление стрессом, - СПб.: Питер, 2002.- 496с,

19.     Гришина Н.В. Психология конфликта,-СПб,:Питер,2000. - 464с,

20.  Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. -М: ИП РАН. - 2003. -318с.

21.   Дмитриева М.А. Психологический анализ системы «человек -профессиональная среда» // Вестник Ленинградского университета. Сер. 6,1990. - Вып. 6).

22.     Домрачева Е.Н. Исследование влияния акцентуаций характера» М.: 2005, 254 с.

23. Журавлев А.Л., Поздняков В.П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. - М.: ИПРАН, 1995.- 58с.

24. Китаев-Смык Л.A. Психология стресса. - М.;Наука, 1983. - 368с.

25.    Кокс Т., Маккей К. Транзактный подход к изучению производственного стресса // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. - М.: Радикс. - 1995.

26.   Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики, - Л.: Медицина, 1984.-216с.

27.     Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. - 2004. - №2. - С,75 - 85.

28. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.

29.  Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях.-М.: Наука, 1990. - СЛ0- 18.

30.     Магнуссон Д. Ситуационное восприятие - область исследований / Психология социальных ситуаций. Под ред. Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2001.-416с.

31.     Макаревич Р.А. Влияние психической напряженности на процесс общения учителя с учащимися // Психология учителя: Тезисы докладов к VII Всесоюзному съезду общества психологов СССР. -М., 1989.

32.     Мизриев H.C., Прохоров А.О. Особенности регуляции психических состояний в трудных жизненных ситуациях / Психология психических состояний; Сб-к статей. Вып.4. Под ред, А.О. Прохорова, - Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. - С.275 - 283.

33.     Осницкий А.Н. Проблемы исследования субъектной активности. // Вопросы психологии. - 1996- №1. - С.5-19.

34.     Прохоров А.О. Системно-функциональная модель регуляции психических состояний / Психология психических состояний: Сб-к статей, Вып.4. Под ред. А.О. Прохорова. - Казаны Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002, - С,6 - 24,

35.     Прохоров А.О. Феноменология регуляции психических состояний / Психология психических состояний: Сб-к статей. Вып.4. Под ред. А.О. Прохорова. - Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. -С.263- 274.

36.     Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности //Психологический журнал. - 1998. №4, - С.З - 12.

37.     Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей. // Вопросы психологии. - 1997. -C.45 -54.

38. Селье Г. Стресс без дистресса. - М: Прогресс» 1982.- 125с.

39.     Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. -М., 1996.

40.     Слободчиков Е.Я., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. - 1996. - №4. -С/72-80.

41.  Фонтана Д. Как справиться со стрессом. - М.: Педагогика-Пресс, 1995.-352с,

42.   Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации- // Психологический журнал, - 1996. - №1, - С. 19-34.

43.     Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.