РУБРИКИ

Влияние цветового климата на психику человека

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Влияние цветового климата на психику человека

Влияние цветового климата на психику человека














Реферат

На тему:

«Влияние цветового климата на психику человека»

Цветовой климат


Многочисленные исследования последнего времени позволяют в полной мере оценить роль цвета в жизни и деятельности человека. Все больше и больше входит в практику такое понятие, как цветовой климат. Речь идет, например, об окраске производственных помещений, школ, квартир и даже транспорта. Для подбора расцветок, например, школьного класса необходимо учитывать не только особенности педагогического процесса, а также физиологию и психологию учащихся. Ученые установили, что помещение для младших классов следует красить в предпочитаемые малышами оранжево-желтые тона, создающие хорошее настроение, возбуждающие энергию; для старших классов – в более холодные – синеватые, уменьшающие физическое напряжение, регулирующие дыхание, благотворно действующие при некоторых нервных нагрузках.

Рациональная окраска рабочих мест на предприятиях помогает повысить производительность труда и одновременно с этим понизить заболеваемость среди рабочих.

В спортивных залах, клубах и столовых предпочтительнее яркая, радостная окраска. Она вызывает бодрость, улучшает аппетит и повышает общий тонус. Белый цвет не рекомендуется использовать при крашении помещений общественного питания, поскольку отрицательно действует на аппетит.

Курьезный случай описан с одним швейцарским предпринимателем, который, начитавшись гигиенических брошюр, приказал выкрасить стены своего кафе в красный, возбуждающий цвет. Хозяин надеялся, что посетители станут есть больше и быстрее, и это увеличит оборот, а значит и прибыли. Но увеличилось только количество скандалов, драк, которые устраивали возбужденные посетители.

Велика роль цвета в убранстве квартиры. Умело его используя, можно сделать жилище не только красивым и уютным, но и создающим хорошее настроение.

Бесспорно, у каждого человека есть свой любимый цвет, но не всегда его можно предпочитать для отделки стен, потолка, мебели. Например, любимый многими синий или голубой цвет не следует использовать их в окраске стен комнаты, выходящей на север – это холодные тона. С помощью того или иного колера можно иллюзорно изменить высоту помещения, его форму и объем. Так, светлые тона средней или малой насыщенности делают комнату просторнее, а темные и яркие – уменьшают ее. Теплые краски (красные, оранжевые, желтые) придают интерьеру жизнерадостность и уют; холодные – зеленая, голубая, синяя, фиолетовая – покой и строгость. Светлый колер делает комнату как бы прохладней и просторней.

Кроме того, бледные малонасыщенные и смешанные тона и оттенки всегда значительно слабее влияют на ощущение и настроение человека, чем интенсивные краски.

Для спальни рекомендуются теплые тона: беж, золотистый, приглушенные оранжевые и красно-бордовые. Некоторые полагают, что идеальным цветом для спальной комнаты является темно-коричневый, вызывающий зевоту лучше любого снотворного. И вовсе неприемлем для спальни ярко-зеленый цвет, делающий нас агрессивными. В спальне с преобладанием этого цвета не только существует риск развития бессонницы, но и могут погибнуть все нежные чувства, существующие между супругами.

Для комнаты отдыха следует предпочитать цвета, располагающие человека к покою: зеленый, голубой, определенные оттенки коричневого и серого, цвет слоновой кости с оливково-зеленым бордюром.

В детской комнате могут быть применены обои более чистого цвета, но не вызывающие излишнего возбуждения ребенка и, конечно, достаточно светлые. Здесь следует избегать интенсивных красного и фиолетового цветов, холодных синих оттенков, крупного яркого орнамента. Предпочтение следует отдавать блестяще-желтым, небесно-голубым, щавелево-зеленым цветам.

Кухня-столовая должна быть, конечно, светлой. Отделка ее в светло-голубых и светлые сине-зеленых тонах создаст ощущение прохлады и простора. В то же время теплые неяркие тона создадут атмосферу уюта. Желательные оттенки – слоновая кость, небесно-голубой, розоватый, пастельно-серый.

Рабочий кабинет лучше оформить в коричневых либо сдержанных серых тонах с золотистым, гранатовым, табачным или серебряным орнаментом.

Коридор не следует окрашивать в темные тона: они зрительно уменьшают и без того узкое помещение.

Умело используя соотношение света и цвета, можно создать себе наилучшие условия труда и отдыха, способные укрепить здоровье и обеспечить безопасность.


Цвет и его влияние на наше состояние


Для художников, работающих в области живописи и декоративно-прикладного искусства, большое значение имеет знание психофизиологического воздействия цвета на человека, обусловленного законами его восприятия.

Вопросами эмоционального воздействия цвета на человека интересовались многие практики и теоретики искусства – Леонардо да Винчи, И.В. Гёте, Э. Делакруа, М. Дерибере, М. Алпатов, И. Грабарь, К. Юон. Н. Волков и др.

«В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и форм того материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, цвет оказывает известное воздействие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душу», – писал Гёте.

По определению Гете, желтый цвет «обладает прелостью», производит «безусловно теплое впечатление и вызывает благодушное настроение», синий цвет «всегда приносит что-то темное», «синяя поверхность как будто уплывает от нас вдаль», красный цвет создаст впечатление «как серьезности и достоинства, так и прелести и грации», зеленый цвет дает глазу «реальное удовлетворение».

О влиянии цвета на психику человека и его использовании в медицинской практике пишет М. Дериборе по результатам исследования доктора Подольского:

«Зеленый цвет влияет на нервную систему. Это болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. Эффективен при нервной раздражительности, бессоннице и усталости, понижает кровяное давление, поднимает тонус: создаст ощущение тепла, расширяя капилляры. Облегчает невралгии и мигрени, связанные с повышенным кровяным давлением. Зеленый успокаивает, и его употребление не дает никаких вредных последствий.

Голубой цвет – антисептический цвет. Он уменьшает нагноение, может быть эффективен при некоторых ревматических болях, при воспалениях и даже при лечении рака. Чувствительного человека голубой облегчает больше, чем зеленый. Однако от слишком долгого облучения голубым светом возникает некоторая усталость или угнетенность.

Оранжевый цвет стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови. Не влияет на кровяное давление: создает чувство благополучия и веселья. Имеет сильное стимулирующее действие, но может утомить.

Желтый цвет стимулирует мозг. Может быть эффективен в случае умственной недостаточности. Долгое облучение препятствует колебаниям в течении болезни.

Красный цвет – теплый и раздражающий. Он стимулирует мозг, эффективен для меланхолии.

Фиолетовый действует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани. Аметистовый свет имеет стимулирующее действие красного и тоническое действие голубого».

В течение длительного времени историческою развития в сознании людей закреплялись определенные ассоциативные связи различных цветов или цветовых сочетаний с разными жизненными явлениями.

В отдельные периоды истории изобразительного искусства символике цвета принадлежала важная роль, например в искусстве средневековья.

В религиозном западноевропейском искусстве применялись белый, красный, зеленый, черный и голубой цвета. Белый цвет олицетворял чистоту и непорочность, красный – кровь святого, зеленый – надежду на бессмертие души, голубой цвет символизировал печаль.

Известно символическое значение каждого цвета в русской иконописи, обусловленное различными художественными течениями, как местными, так и привнесенными из Византии и от южных славян.

В русской иконописи цвет золота символизировал идеи библейского рая, был символом истины и славы, непорочности и нетленности, олицетворял идею очищения души. Красный цвет в иконописи символизировал прежде всего кровь Иисуса Христа, истинно радеющего о грядущем спасении рода человеческого. Красный цвет в иконописи был также символом пламенности, огня, символом жизни. Красный цвет (пурпур) в искусстве Византии олицетворял идею императорской власти. Голубой цвет олицетворял идеи созерцательности, являлся цветом неба и горнего мира. Зеленый цвет символизировал идеи надежды, обновления, юности. Часто применялся для обозначения растительного мира райского сада. Белый цвет в русской иконописи символизировал причастность к божественному свету.

Различные цвета и их сочетания в искусстве разных народов символизировали радость и гоpe, жизнь и смерть. Однако одни и те же цвета у разных народов олицетворяли часто различные эмоциональные и жизненные ситуации. Например, если у славянских народов цвет траура черный, то у некоторых восточных народов цвет траура белый и т.д.

Известно символическое значение цвета в народном искусстве, которое в значительной степени складывалось под воздействием красок окружающей среды. У многих народов красный цвет символизирует солнце и любовь, зеленый цвет – символ надежды, белый цвет – символ чистоты и невинности.

В произведениях живописи отдельные цвета в различные периоды наделялись определенной символической смысловой нагрузкой, но она оказывалась неустойчивой даже в одну и ту же историческую эпоху.


Цвет и работоспособность


В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать социально-демографические особенности – пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Немногие бизнесмены знают, что цветовая гамма интерьера воздействует на подсознание человека. Причем не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты деловых переговоров.

Так голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений, поэтому его рекомендуется использовать в помещениях для переговоров. А, казалось бы, близкий к нему синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает работоспособность персонала. Так что многие руководители даже не догадываются, что причиной резкого снижения коммерческой прибыли их фирмы вполне может стать… шикарный евроремонт в офисе, выполненный в очень модном нынче стиле «небесной синевы».

Зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, снимает головную боль, усталость, раздражительность, снижает кровяное давление. Красный увеличивает содержание адреналина в крови, повышает работоспособность и поэтому особенно рекомендуется для медлительных, вялых людей. Однако избыток красного и зеленого на уровне подсознания пробуждает в человеке жажду наживы, а красный, помимо прочего, повышает агрессивность (не случайно символом «новых русских» стал именно красный пиджак). Фиолетовый цвет улучшает работу сердца и легких, увеличивает выносливость организма. И тем не менее им не стоит злоупотреблять: этот цвет является подпороговым катализатором усталости. Так что если вам захотелось купить фиолетовую кофточку, значит, пора в отпуск.

Переход в помещении от желтого цвета к синему успокаивает. По розовому полу ходят с опаской, по коричневому – уверенно. Белый люминесцентный цвет раздражающе действует на нервную систему, а желто-оранжевый свет ламп способствует творческому мышлению и хорошему настроению.

Подмечено также, что в общественных местах, где окраска ограничивается белым, черным и серым, люди без слишком большой необходимости не задерживаются. Цвета могут визуально расширять помещения (например, желтый и желто-зеленый) или сужать их (красно-оранжевый). При этом в красной комнате кажется на 3–4 градуса теплее, чем в оранжевой, а в оранжевой – на 3–4 градуса теплее, чем в сине-зеленой. Ремонт квартиры с нами принесет вам одно удовольствие! Так как серый цвет действует угнетающе, хотя его светлые оттенки являются хорошим фоном для мебели и других предметов обстановки.

От цвета фона может зависеть выразительность предметов и то впечатление, которое они производят на человека. Поэтому, прежде чем приступить к отделке квартиры, нужно продумать ее общее цветовое решение, которое позволило бы воспринимать объем квартиры как единое целое.

Цвет оказывает влияние на зрительное восприятие размеров помещения, влияет на настроение человека, на его ощущения. Фиолетовый не следует выбирать для оформления помещения: его воздействие на психику проявляется в очень большом понижении физической активности и работоспособности, возникновении угнетенного состояния. Фиолетовый и красный цвета действуют на нервную систему возбуждающе, утомляют ее, снижают работоспособность человека. Эти цвета не следует применять для отделки стен в жилых комнатах.

Зеленый и голубой цвета действуют на человека благотворно, способствуют успокоению нервной системы, увеличивают работоспособность, не утомляют зрение, повышают слуховую чувствительность, дают ощущение свежести и влажности.

Желтый цвет – цвет хорошего настроения, также способен успокоить нервную систему. Одно из главных свойств цвета – активность интенсивных, в особенности теплых тонов, и пассивность малонасыщенных и холодных. Чем светлее цвет стен, тем просторнее кажется комната, тем легче в ней дышится, тем лучше работается. Особенно это ощущается при окраске очень светлыми холодными тонами: нежно-голубыми, голубовато-зеленоватыми и т.п. Стены, окрашенные в такие цвета, как бы отступают.

Желтые – обладают свойством как бы приближать окрашенные поверхности. При помощи цвета можно также зрительно уменьшить или увеличить высоту помещений. Если в небольшой по площади, но высокой комнате потолок окрасить в теплый цвет, а стены в холодный, комната будет казаться ниже и просторнее. Низкая комната с потолком, окрашенным светлым холодным цветом, зрительно кажется более высокой. Если комната очень вытянута в длину, дальнюю стену нужно окрасить несколько более интенсивно. Таким образом можно стену «приблизить», и комната утратит впечатление вытянутости. Небольшие по размеру комнаты лучше окрашивать в светлые пастельные тона. Тогда комната будет казаться просторнее.

При оклейке обоями небольших по размеру комнат рекомендуется спокойный ритм рисунков, мелких по масштабу, на светлом фоне. Сплошные полихромные, ковровые рисунки уменьшают объем помещения. Композиция орнамента, характер узора, направленность линий, ритм и масштаб рисунка действуют на восприятие объема помещения. Высота помещения увеличивается при рисунке в виде вертикальных полос. Горизонтальные полосы, наоборот, снижают высоту. Правильные геометрические рисунки (ромбы, квадраты) делают объем статичным, в то время как диагональные полосы его дезорганизуют. Обои могут выполнять и специальные задачи художественной композиции интерьера, например выделение одной из стен комнаты, торца коридора или ниши. Там, где надо усилить общую освещенность помещения, рекомендуются рельефные обои.

В однокомнатных и небольших двухкомнатных помещениях, особенно со смежными комнатами, стены комнат, передней и коридора лучше всего окрашивать в один цвет, чтобы не нарушать целостности композиции. При таком решении помещение будет казаться просторнее. В больших квартирах отдельные комнаты, а также подсобные помещения могут иметь разную окраску, но и в этом случае не следует нарушать цветового единства. При отделке стен обоями нельзя оклеивать смежные помещения обоями с разномасштабным рисунком.

У цвета есть много возможностей, и, правильно управляя им, можно зрительно изменять размеры пространства. В комнатах, имеющих окна, необходимо учитывать, на какую сторону света они выходят и как часто в них заглядывает солнце. Комнаты с окнами на юг часто посещает солнце, и летом там может быть слишком жарко. Колорит таких солнечных помещений лучше выбрать в «прохладных» тонах: светло-серых, голубых, бледно-зеленых. Наоборот, северные, прохладные помещения можно «утеплить», используя желтый, терракотовый, кремовый цвета. Цвет, конечно, не согреет, но создаст иллюзию тепла, что повлияет на ваше настроение.

С помощью разных цветов можно выделять «зоны» в помещениях, особенно в случае помещений с совмещенными функциями, «кабинет-гостиная», а также приглушать неприятные запахи «стерильностью» цвета – блестящим белым или аккуратным серым (наверное, поэтому в интерьерах, ванных и туалетов так часто присутствуют белые или очень светлые тона).

Белый – наряду с черным составляет особую, отдельную от спектральных группу цветов. Белый цвет – самый чистый. Он несет в себе благодушный настрой и нежные оттенки наступившего лета, прохладу и свет. В интерьере в чистом виде используется редко, но чаще – на больших плоскостях. В силу своей нейтральности служит прекрасным фоном для любых цветовых акцентов, увеличивая их яркость и чистоту, выявляя их сложность. Когда же белый цвет используется как линейный контур, он обеспечивает соседство любых цветов. Белая разграничительная линия снимает пограничный контраст, неизбежный при непосредственном соприкосновении чистых цветов, смягчает пестроту.

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном Белый – прекрасно вписывается и в различные интерьерные стили – от классических до постминимализма. Романтикам и ценителям утонченной красоты подойдут мягкие струящиеся ткани пастельных тонов на окнах, легкие, будто из паутины сотканные, светильники и белая как снег мебель.

В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.

С помощью белого (а также светлых пастельных тонов) удается визуально расширить помещение. К тому же белые стены и потолок создают эффект воздушности, невесомости. Если же вы решили расширить помещение с помощью белого цвета, надо учитывать, что он способен осветлять яркие цвета. Например, красный рядом с белым примет розоватый оттенок, а синий голубоватый. Оттенки белого хорошо сочетаются с натуральным деревом.

Вообще с этим цветом почти всегда возникают «естественные» ассоциации: экология, живые растения, натуральное дерево, натуральный хлопок и лен. В такой спокойный интерьер хорошо вписывается тонкий растительный орнамент светлых обоев и штор. Более спокойные оттенки белого, такие как кремовый, прекрасно сочетаются с другими мягкими тонами (песочный, терракотовый, серо-голубой и т.д.) и образуют гармоничный ансамбль в интерьере. Вот почему комната, оформленная преимущественно в светлых тонах, вызывает у хозяина больше положительных эмоций. Белый цвет в интерьере воплощает доведенную до последнего предела идею минимализма.

Природную сложность белого цвета скрывает его нейтральность. А чтобы подчеркнуть неповторимость этого цвета, в белой комнате следует продумать систему освещения. Чтобы свет играл с тенью и отражал белые рефлексы на тканях, используйте локальное освещение в маленьких уютных уголках комнаты (кресло с маленьким столиком – для чтения, большой стол – для обеда, письменный стол, компьютер – для работы). Это не только красиво, но и прекрасно зонирует пространство, таким образом, вы и в большом помещении будете чувствовать себя комфортно.

Примеры использования белого цвета в интерьере – совершенно разные комнаты: белый с синим, желтым, оранжевым – молодежный интерьер, для энергичных людей, подходит для комнат общественной зоны.
Рабочая зона, участок рабочего места, ограниченный углами обзора, амплитудой движения человека и выбором им позы в процессе работы. Размеры рабочей зоны зависят от профессии, физиологических особенностей и антропометрических данных человека.

Цвет, свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения; излучения, от 380 до 470 нм имеют фиолетовый и синий цвет, от 470 до 500 нм – сине-зеленый, от 500 до 560 нм – зеленый, от 560 до 590 нм – желто-оранжевый, от 590 до 760 нм – красный. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом.

От выбора цвета во многом зависит, будет ли рабочее место уютным и комфортным или, наоборот, холодным и раздражающим. Чтобы не ошибиться в своем выборе, необходимо знать основы теории цвета. Таким образом, с помощью цвета можно исправить пропорции помещения, зрительно увеличить объем. Цвет оказывает существенное влияние на настроение и работоспособность, поэтому цветовое решение может (и должно) изменяться в зависимости от назначения помещения.

Цвет – наиболее важный элемент интерьера. Именно он бросается в глаза и остается в памяти.

Цветовая среда оказывает на человека воздействие психологического и физического характера. Влияние цветов изменяется в зависимости от их насыщенности. Яркие цвета вызывают зрительное напряжение, что приводит к ненужному возбуждению, головной боли. Они навязчивы. Поэтому, чем насыщеннее цвет, тем меньшую площадь он должен занимать и иметь применение в жилых помещениях.



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.