РУБРИКИ

Влияние детско-родительских отношений на психологическое совершенствование детей среднего дошкольного возраста

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Влияние детско-родительских отношений на психологическое совершенствование детей среднего дошкольного возраста

Ø  Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом. Этот тип взаимоотношений обеспечивает ребенку наилучшие условия для развития его потенциальных возможностей.

М.И. Лисиной и др. было установлено, что если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе кажутся искаженными [31, 42].

Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Дети с адекватным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения.

Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях.

Следствием неадекватной самооценки может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве со стороны родителей. Если переживаемые ребенком временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Демонстративность в поведении так же связана с самооценкой, с уровнем притязаний - это повышенная потребность в успехе, внимании к себе, окружающим. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

В том случае, когда демонстративность сочетается у ребенка с тревожностью возможен его и уход от реальности. Эти дети характеризуются тем, что имея сильную потребность во внимании, не могут реализовать её из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Итак, мы рассмотрели семейные неблагоприятные факторы в процессе развития ребенка, которые могут определить нарушения психологического развития ребенка.

2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

2.1 Организация и методика обследования

Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка состоит из следующих этапов:

1 этап - констатирующий: на данном этапе нами проведено анкетирование родителей, в ходе которого проводилось ознакомление с медицинской картой. Во-первых, собирались сведения о внутриутробном развитии, наследственности, возрасте обоих родителей к моменту рождения ребенка, от какой по счету беременности он родился, была ли патология беременности и родов, если да, то какая, уделялось ли внимание состоянию ребенка сразу после родов. Собирались сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях ребенка, случаях госпитализации, реакции ребенка на них. Проверялись сведения, не состоит ли ребенок на учете у психоневролога, невропатолога или других специалистов, какой они ставят диагноз.

Фиксировались сведения о родителях: ФИО матери и отца, образование, специальность.

Такие же сведения фиксировались и о тех родственниках, которые принимают или принимали участие в воспитании ребенка. Эти сведения важны для понимания системы воспитания, принятой в данной семье, ее культурных особенностей, обстоятельств, приведших к тем или иным отклонениям в развитии ребенка, выявленных в ходе дальнейшего диагностического обследования.

Также фиксировались социальные характеристики семьи, которые включают в себя:

1)      Состав семьи: полная, неполная, распадающаяся, стабильная;

2)      Жилищные условия: отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, с родственниками и прочее;

3)      Среднемесячный доход: выше среднего уровня, средний уровень, ниже среднего уровня;

4)      Характер взаимоотношений между родителями и детьми: взаимопонимание, доминирование (отца, матери, других родственников), конфликты, ссоры, напряженные отношения с расхождением во мнениях, пренебрежение, неприязнь, прочее.

Нами проведены беседы с родителями, где выяснялось мнение родителей о взаимоотношениях в семье, конфликтах, их частоте, способах разрешения, принятых наказаниях и поощрениях со стороны взрослых, реакции ребенка на них, а также об особенностях ребенка, волнующих родителя.

 В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы выявлены нарушения детско-родительских отношений в семьях детей средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка по методике «Рисунок семьи» Е. Хаммера, а также выявлен уровень психологического развития детей по методике Р.Сирса (см. Приложение 1, 2).

2 этап - формирующий: на данном этапе разработана коррекционная программа по преодолению выявленных в ходе констатирующего этапа нарушений детско-родительских отношений. Разработанная коррекционная программа реализована с детьми и родителями, в семьях которых выявлены нарушения детско-родительских отношений (см. Приложение 5).

3        этап - контрольный: на данном этапе реализована диагностика детско-родительских отношений и психологического развития детей средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка, с которыми проведена коррекционная работа, по методикам констатирующего этапа, а также дан сравнительный анализ контрольного и констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Рассмотрим особенности организации и проведения методики «Рисунок семьи» Е.Хаммера и методики выявления уровня психологического развития детей Р.Сирса.

Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р. Сирса) [31, 25] имеет следующие аспекты:

Совместно с воспитателем на группу заполняется лист наблюдений по каждому ребенку в соответствии с признаками по шкале тревожности Р. Сирса, наблюдаемыми у детей (см. Приложение 1).

На основании результатов диагностики и наблюдений за детьми детей каждого группы детского сада можно условно разделить на 3 группы в соответствии с уровнем их психологического здоровья. Как уже отмечалось, дети 1-й группы, отнесенные к креативному уровню, не требуют психологической поддержки. Дети 2-й группы должны быть включены в групповые занятия профилактически-развивающей направленности. С детьми 3-й группы необходимо проводить индивидуальную коррекционную работу. Кроме того, следует особо остановиться на индивидуальной и групповой помощи детям с выраженными страхами, поскольку проблема страха является довольно распространенной для современных детей. Безусловно, помощь детям будет эффективной только при поддержке родителей, поэтому необходимо специально рассмотреть консультирование родителей.

Для решения вопроса о том, связаны ли психологические особенности ребенка с нарушением семейных взаимоотношений, испытуемому можно предложить выполнить рисунок семьи.

«Рисунок семьи» - одна из самых популярных методик, используемых в практической работе психолога.

Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребенка просят или «нарисовать свою семью» (В. Хьюлс, Дж. Дилео), или «нарисовать семью» (Е. Хаммер) (см. Приложение 4), или «нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем-либо» («Кинетический рисунок семьи» - Р. Берне, С. Кауфман) и т. д. Некоторые варианты предусматривают беседу после рисования по определенным вопросам и по содержанию рисунка (Л. Корман). Методика может дополняться другими заданиями (например, нарисовать семью в четырех комнатах - в модификации А. Захарова), может проводиться как отдельно с ребенком, так и со всеми членами семьи (Ч. Ширн и К. Расселл). В последнем варианте появляется возможность сравнить точки зрения отца, матери и детей на семейные отношения [14; 19; 23; 24; 27].

Существует немало различных систем интерпретации результатов теста «Рисунок семьи». Отечественные психологи чаще всего пользуются схемами, которые предложены В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускасом [14; 19; 23].

Так, Г.Т. Хоментаускас считает нужным анализировать рисунок семьи по трем уровням. На первом уровне выделяется и интерпретируется обобщенная структура рисунка. На втором дается интерпретация графических изображений отдельных членов семьи. Третий предполагает анализ процесса рисования.

При интерпретации теста используется очень много отдельных более или менее значимых признаков рисунка. В.К. Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка (см. Приложение 2). Она также обращает внимание на процесс рисования, на подписи, которые делает ребенок рядом с персонажами. В отличие от многих авторов, В. К. Лосева замечает, что изображение множества вещей говорит не о бедной эмоциональной жизни в семье, а о направленности этих эмоций на мир предметов, о потребности в стабильности и постоянстве эмоций.

2.2 Обработка и анализ результатов обследования на констатирующем этапе исследования

В опытно-экспериментальной работе были обследованы 24 ребенка (и их семьи), составляющих списочный состав средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка.

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы мы начинали со сбора анкетных данных родителей исследуемых детей (см. Приложение 3).

В результате анкетного опроса родителей мы получили следующие данные о них:

Таблица 1

Сводная аналитическая таблица результатов опроса родителей

Имя ребенка

Сведения о родителях

Состав семьи

Общий анамнез

 Отношения с детьми

И.О. матери и отца

образование

АринаС.

М. - Светлана Николаевна П. - Владимир Яковлевич

Средне-спец. Средне-технич.

Полная Распадающаяся

б/п*

Конфликты, ссоры

Алеша Р.

М. - Елена Витальевна П. - Дмитрий Викторович

Средне-технич. Средне-технич.

Полная стабильная

б/п

Напряженные отношения

Даша Р.

М. - Елена Витальевна П. - Дмитрий Викторович

Средне-технич. Средне-технич.

Полная Стабильная

б/п

Напряженные отношения

Дима Д.

М.-Мария Александровна П. - Дмитрий Алексеевич

Средне-спец. Средне-спец.

Полная  Распадающаяся

б/п, алкоголизм деда

Конфликты.

Никита О.

М. - Ирина Николаевна П.-Алексей Владимирович

Высшее Средне-спец.

Полная  Распадающаяся

б/п

Конфликты, пренебрежение

Настя Р.

М. - Елена Петровна П. - Олег Викторович

Высшее Высшее

Полная Стабильная

б/п

Взаимопонимание

Талгат А.

М.-Каралгаш Абдигаламовна П. - Аскар Хажиахметович

Среднее Средне-спец.

Полная Стабильная

б/п, травма головы

Взаимопонимание

Жанара Б.

М. - Айша Султановна П.-Серикпай Курмангалиевич

Средне-технич. Средне-спец.

Полная Стабильная

б/п

Напряженные отношения

Кирилл Т.

М. - Анастасия Владимировна П. --------------

Высшее

Неполная

б/п

Взаимопонимание

Даниил Ч.

М. - Нина Ивановна П. - Геннадий Иванович

Высшее Средне-спец.

Полная Стабильная

б/п

Взаимопонимание

Рита К.

М. - Елена Дмитриевна П. - -------------

Средне-спец.

Неполная

б/п

Взаимопонимание

Оля Б.

М. - Татьяна Петровна П. - Игорь Николаевич

Средне-спец. Средне-технич.

Полная Распадающаяся

б/п

Ссоры, конфликты

Амина Р.

М. - Аманбике Сабитовна П. - --------------

Средне-спец.

Неполная

б/п, страх темноты

Взаимопонимание

Ксюша А.

М. - Ольга Павловна П. - Сергей Николаевич

Высшее Высшее

Полная Стабильная

б/п, туберкулез родственника

Взаимопонимание

Дарина И.

М. - Алия Кадыргалиевна П. - Арман Танашпаевич

Высшее Среднее

Полная Стабильная

б/п

Напряженные отношения

Илья Ж.

М. - Ирина Анатольевна П. - Сергей Павлович

Высшее Высшее

Полная Стабильная

б/п

Ссоры

Даша К.

М. - Татьяна Петровна П. - -------------

Средне-спец.

Неполная

б/п

Взаимопонимание

Рита М.

М. - Ольга Ивановна П. - Владимир Павлович

Высшее Средне-технич.

Полная Распадающаяся

б/п, психическое расстройство у брата

Напряженные отношения

Аня Х.

М. - Наталья Сергеевна П. - --------------

Средне-технич.

Неполная

б/п, развод родителей

Взаимопонимание

Семен К.

М. - Галина Ивановна П. - Юрий Анатольевич

Высшее Высшее

Полная Стабильная

б/п

Взаимопонимание

Лиза П.

М. - Елена Петровна П. - Сергей Иванович

Средне-спец Средне-технич.

Полная Стабильная

б/п

Ссоры

Даша Ф.

М. - Ольга Анатольевна П. - Андрей Николаевич

Средне-спец. Средне-спец.

Полная Стабильная

б/п

Взаимопонимание

Никита Б.

М. - Ирина Сергеевна П. - Юрий Геннадьевич

Срежне-технич.  Высшее

Полная Стабильная

б/п, смерть близкого

Напряженные отношения

Всеволод С.

М. - Татьяна Николаевна П. - Петр Семенович

Высшее Средне-спец.

Полная Стабильная

б/п

Конфликты

*- беременность и роды протекали без патологий и осложнений


Анализ представленных данных в Таблице 1 показывает, что общий анамнез детей в целом благоприятен. Исключение составляют следующие дети: Талгат А. (травма головы), Амина Р. (страх темноты), Рита М. (психическое расстройство у брата), Аня Х (развод родителей), Никита Б. (смерть близкого человека - бабушки, которая воспитывала мальчика). Во многих семьях наблюдаются конфликты и ссоры в отношениях с детьми (13 семей), взаимопонимание выявлено в 11 семьях. 5 обследуемых семей неполные, детей воспитывают матери. В остальных семьях детей воспитывают оба родителя, из них 5 семей интерпретируют себя как распадающаяся семья.

Таким образом, мы выяснили (со слов родителей), что в большинстве семей (13) наблюдаются конфликты, ссоры, напряженные отношения между детьми и родителями.

Для выявления нарушений детско-родительских отношений с детской позиции нами было проведено обследование детского отношения к семье с помощью методики Е.Хаммера «Рисунок семьи» и интерпретация результатов рисуночного теста по В.К.Лосевой (см. Приложение 2).

Детям были предложены листы белой бумаги (А4) и цветные карандаши. Затем давалось задание: «Нарисуйте семью». Понятие слова «семья» детям не раскрывалось. Время выполнения задания не ограничивалось.

Во время работы фиксировались высказывания детей, волнение перед работой, фиксировалось, часто ли ребенок пользуется ластиком.

Перед выполнением задания были зафиксированы следующие высказывания детей:

Никита О. долго не приступал к выполнению задания, волновался, говорил, что у него не получится, он не знает, как рисовать маму и папу. Затем, после долгих раздумий Никита сказал: «Буду рисовать семью грибов».

Во время работы часто пользовался ластиком.

Такие же слова говорил Дима Д., но особого волнения не проявлял, ластиком не пользовался.

Волновался перед началом работы Талгат А., говорил: «У меня не получится».

Во время выполнения задания Алеша Р. часто произносил слова: «У меня не получается», затем, нарисовав себя и сестру-близнеца, сказал: «Больше никого не хочу рисовать».

Настя Р. несколько раз стирала лицо мамы, говоря: « некрасиво получилось, папа получился красивее».

Остальные дети волнения не проявляли, во время выполнения задания не произносили никаких слов, рисовали спокойно.

Затем проводился опрос детей для выяснения нарисованного. Со слов детей на работах мы подписывали нарисованных персонажей для дальнейшей интерпретации рисунков (см. Приложение 4).

Интерпретацию рисунков мы решили провести по методике Лосевой.

В результате анализа рисунков «Моя семья» мы получили следующие результаты:

Анализ рисунка Никиты О. ( см. Приложение 4).

Ребенок нарисовал семью грибов после долгих раздумий и волнения. На вопрос: «Ты не хочешь нарисовать маму, папу, себя?», ответил: «Нет, конечно».

В рисунке Никиты мы встретились с ситуацией, когда ребенок вместо реальной семьи рисует какую-то другую семью, в данном случае семью грибов. Никита ощущает отвержение, фрустрацию, потребность в близких эмоциональных контактах. Ребенок изобразил в семействе грибов близкий контакт, тем самым раскрывая чувство отверженности.

Также ребенок не изобразил на рисунке себя - один из симптомов психологического дискомфорта ребенка в семье.

Анализ рисунка Даниила Ч. ( см. Приложение 4).

Рисунки Никиты О. и Даниила Ч. похожи. Даниил также не изобразил не одного члена семьи. То есть Даниил также выразил чувство отверженности и нехватки теплых эмоциональных отношений с членами семьи. Об этом же говорит выделяющееся на рисунке солнышко: ребенку не хватает «теплоты».

Рисунок семьи «без семьи» - крик протеста ребенка и подаваемый им таким образом сигнал бедствия - SOS.

Анализ рисунка Талгата А. (см. Приложение 4).

На рисунке Талгата изображена вся семья мальчика: мама, папа, сестра и сам ребенок.

Также на рисунке мы наблюдаем солнышко - признак того, что в семье не хватает теплых дружественных отношений.

Между членами семьи присутствуют посторонние предметы (воздушные шарики), что говорит о разобщенности между членами семьи. Посторонних предметов нет только между мамой и сестрой, между которыми и существует взаимопонимание. Папа и мама изображены далеко друг от друга, к тому же разделены фигурой сестры и посторонними предметами. Видимо между мамой и папой существуют напряженные отношения и отсутствие взаимопонимания. В тоже время мы видим, что ребенок нарисовал себя первым (слева), что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Себя Талгат нарисовал ближе к папе, к которому он больше всех привязан.

Анализ рисунка Алеши Р. (см. Приложение 4) и Даши Р. (см. Приложение 4).

Алеша и Даша - близнецы, но рисунки их совершенно разные. На рисунке Алеши изображены он сам и Даша, причем, что примечательно, фигуры пересекаются. Это объясняется тем, что для Алеши Даша самый близкий человек, к которому он больше всех привязан. Папу и маму ребенок рисовать не захотел, видимо, ребенок не доволен их отношением к нему и совершенно к ним не привязан. Также на рисунке присутствуют посторонние фигуры: снеговик, дерево, грузовик. Это говорит о том, что ребенок мечтает об объекте, который бы любил его и чтобы он в ответ тоже кого-то горячо любил.

На рисунке Даши изображен только папа. Даша не изобразила на рисунке ни себя, ни маму, ни брата. Папа - самый значимый для девочки человек в семье, видимо с остальными членами семьи у Даши конфликты, отсутствие взаимопонимания.

Анализ рисунка Арины С. (см. Приложение 4).

На рисунке девочки изображена вся семья - мама, папа, сестра и автор рисунка. Но есть одна особенность: себя Арина изобразила на другой стороне листа, причем под яркими лучами солнышка. Это говорит о том, что девочка отдалена от всех членов семьи, чувствует дискомфорт и недостаток тепла. Сестру Арина изобразила между папой и мамой: между сестрой, мамой и папой существует взаимопонимание, доверие. Арина же чувствует себя одинокой, именно поэтому на рисунке так отдалила себя от всех членов семьи.

Анализ рисунка Насти Р. (см. Приложение 4).

Настя изобразила всю свою семью - маму, папу, себя. Из рисунка видно, что в семье доминирует мама, но конфликтных ситуаций между родителями не наблюдается. Себя девочка изобразила первой (слева). Это говорит о том, что Настя чувствует себя нужной и значимой фигурой в семье.

Анализ рисунка Оли Б. (см. Приложение 4).

На рисунке девочки не изображен ни один член семьи, в том числе и сама автор. Это показатель безусловного неблагополучия в семье. Кого-либо из семьи Оля рисовать отказалась, сказав: «Папа с мамой постоянно ругаются, надоели уже». Анализ рисунка четко показывает присутствие семейных конфликтов и их влияние на эмоциональное состояние девочки.

Анализ рисунка Риты К.

Девочка из неполной семьи, состоящей из мамы и самой Риты. На рисунке Риты изображена мама и сама девочка. Девочка пользовалась яркими цветами карандашей. Автор и мама находятся рядом, держась за руки, между ними царит полное взаимопонимание. Мама любит свою дочь, девочка отвечает ей взаимной любовью.

Анализ рисунка Всеволода С.

Всеволод из полной семьи, также у Всеволода есть старший брат Святослав. На рисунке Всеволода изображены родители мальчика, причем папа изображен сравнительно большей фигурой. Расстояние между родителями довольно значительно, также между мамой и папой Всеволод нарисовал дерево, что соответствует наличию конфликтов между родителями. Мальчик не изобразил себя, следовательно, мальчик не адаптирован к семье и чувствует психологический дискомфорт, отношения Всеволода с родителями напряженные.

Анализ рисунка Риты М.

На рисунке девочка нарисовала только себя. Это говорит о том, что девочка не привязана ни к одному члену семьи. На вопрос «Почему ты не нарисовала маму и папу?», девочка ответила: «Не знаю». Интерпретация рисунка девочки показывает наличие нарушений детско-родительских отношений.

Анализ рисунка Димы Д.

Дима - единственный ребенок из полной семьи. На рисунке изображена только мать ребенка, что соответствует доминированию матери в семье. Себя и папу Дима рисовать отказался. Следовательно, ребенок чувствует дискомфорт в семье и не видит себя в ней. Таким образом, в семье Димы присутствуют нарушения детско-родительских отношений.

Анализ рисунка Кирилла Т.

Кирилл живет с мамой и бабушкой, он - единственный ребенок в семье. Кирилл нарисовал всех членов семьи, причем бабушка - самая большая фигура, что означает доминирование в семье бабушки. Расстояние между мамой и бабушкой значительно, причем между ними мальчик нарисовал кошку Мурку. Это говорит о том, что между мамой и бабушкой существуют конфликтные отношения. В ходе беседы с мамой Кирилла, Анастасией Владимировной, выяснилось, что конфликты возникают по поводу методов воспитания Кирилла. Себя Кирилл нарисовал высоко в небе над бабушкой и мамой, видимо, конфликтуя, бабушка и мама забывают о самом ребенке и не обращают на него внимания. Следовательно, в отношениях между Кириллом, бабушкой и мамой присутствуют нарушения, проявляющиеся в невнимании к ребенку.

Анализ рисунка Дарины И.

Девочка приступила к выполнению задания неохотно, но нарисовала всех членов семьи - маму, папу, бабушку, дедушку и себя. Все фигуры на рисунке девочки очень малы, но доминирует в семье мама, так как Дарина изобразила ее больше всех остальных. Расстояние между членами семьи значительно, также отдаленно девочка нарисовала и себя. Таким образом, мы можем сделать вывод, что в данной семье присутствуют нарушения детско-родительских отношений.

Подобным образом интерпретированы рисунки всех обследуемых детей средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка.

Данные интерпретации рисунков мы внесли в сводную таблицу 2 «Результаты интерпретации рисунков детей средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка».

Таблица 2

Результаты интерпретации рисунков детей средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка

Выделяемые признаки

Имя обследуемого ребенка

Никита О.

Даниил Ч.

Талгат А.

Алешаа Р.

Даша Р.

Арина С.

Настя Р.

Оля Б.

Рита К.

Жанара Б.

Кирилл Т.

Амина Р.

1.

Количество членов семьи на рисунке

0

0

4

2

1

4

3

0

2

3

3

2

2.

Соответствующие размеры членов семей (1 место по значимости, 2 место по значимости и т.д.)













Мать

-

-

1

-

-

1

1

-

1

1

2

1

Отец

-

-

2

-

1

1

2

-

-

1

-

-

Сестра

-

-

4

1

-

3

-

-

-

2

-

-

Брат

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Дедушка

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Бабушка

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

я

-

-

3

2

-

2

3

-

2

2

3

1

3.

Расстояние между членами семьи

-

-

значительно

отсутствует

-

значительно

незначительно

-

отсутствует

отсутствует

Большое расстояние между мамой и бабушкой

отсутствует

Наличие каких-либо предметов между ними

-

-

присутствуют

отсутствуют

-

присутствуют

отсутствуют

-

отсутствуют

отсутствуют

Между мамой и бабушкой

отсутствуют

4.

Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3)

-

1

3

1

1

1

3

1

3

3

3

3

Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1,2.3)

3

3

1

3

1

1

1

3

1

1

1

1

Наличие нарушений детско-родительских отношений

+

+

+

+

+

+

-

+

-

-

+

-

Продолжение таблицы 2

Выделяемые признаки

Имя обследуемого ребенка

Ксюша А.

Дарина И.

Илья Ж.

Даша К.

Рита М.

Аня Х.

Семен К.

Лиза П.

Даша Ф.

Никита Б.

Всеволод С.

Дима Д.

1.

Количество членов семьи на рисунке

3

5

3

2

1

5

4

3

4

1

2

1

2.

Соответствующие размеры членов семей (1 место по значимости, 2 место по значимости и т.д.)













Мать

1

1

1

1

-

2

1

1

1

-

2

1

Отец

1

2

2

-

-

-

1

2

1

-

1

-

Сестра

-

-

2

-

-

2

2

-

-

-

-

-

Брат

-

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

Дедушка

-

3

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

Бабушка

-

3

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

я

2

4

-

1

1

3

3

3

3

1

-

-

3.

Расстояние между членами семьи

отсутствует

значительно

значительно

отсутствует

-

 отсутствует

отсутствует

значительно

отсутствует

-

значительно

-

Наличие каких-либо предметов между ними

отсутствуют

присутствуют

присутствуют

отсутствуют

-

отсутствуют

отсутствуют

присутствуют

отсутствуют

-

присутствуют

-

4.

Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3)

3

1

2

3

2

3

3

1

3

1

2

1

Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1,2.3)

1

2

2

1

2

1

1

3

1

3

2

3

Наличие нарушений детско-родительских отношений

-

+

+

-

+

-

-

+

-

+

+

+

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.