РУБРИКИ

Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников



На основании полученных данных можно составить представление об уровне взаимоотношений подростков в контрольном классе по тем же основаниям, по которым проводился анализ взаимоотношений подростков в контрольном классе.

К категории, условно обозначенную как «отверженные» и соответственно их статус в классе низкий относятся 63 % подростков (100 % : 30 чел. х 19 чел. = 63 %)

К категории, условно обозначенную как «приближенные » и имеющие удовлетворительный статус в классе относятся 22 % (100 % : 30 чел. х 7 чел. = 22% )

К категории, условно обозначенную как «звезды» и имеющие наиболее высокий статус в классе относится 7 % подростков (100 % : 30 чел. х 4 чел. = 15% ).

Таким образом, социометрия позволила выявить следующие особенности данного коллектива подростков. В данном классе большее количество подростков, относящихся к категории «звезды». Это подростки, обозначенные номерами 2, 5, 9, 30.

Количество «приближенных подростков» равно их количеству в экспериментальном классе, меньшее количество подростков, относящихся и к категории отверженные. В целом данный класс более структурирован, однако уровень взаимоотношений подростков в данном классе находится на низком уровне.

При этом можно отметить, что и в этом классе подростки, ориентированные на терминальные ценности являются лидерами.

Результаты исследования, полученные в контрольном и экспериментальном классах отражены на рисунке (см. рис. 2.2).

Рис. 2.2. - Социальный статус подростков в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе экспериментальной работы


Таким образом, констатирующий этап экспериментальной работы показывает, что уровень развития эстетики поведения зависит от ценностных ориентаций подростков, напрямую связан с уровнем взаимоотношений в классе – подростки, ориентированные на терминальные ценности, обладающие более высоким развитием морально-нравственной сферы, являются уважаемыми и авторитетными членами классного коллектива, их социальный статус в коллективе выше, нежели у подростков, имеющих ориентацию на инструментальные ценности.


2.2 Разработка и внедрение социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков в экспериментальном классе


Подростковый возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этом возрасте возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, собеседника посредством включения подростков в деятельность по освоению культурных ценностей. Именно в период обучения в школе происходит формирование личности, которая учится жить в мире и согласии с окружающими людьми и с самим собой. Поэтому проблема поведения в обществе является актуальной для современных школьников. Это тем более важно, что в наше время зачастую нравственное развитие отстает от интеллектуального. Дети и взрослые страдают от эмоциональной неустойчивости, от неумения понимать окружающих, правильно выстраивать взаимоотношения.

В содержание образования входят знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие учебно-познавательную и производительную деятельность, а также готовность человека к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному. Этот компонент содержания образования особенно важен для современного общества: потенциальный член общества должен уметь самостоятельно оценивать себя и свои поступки, поступки других людей, принимать самостоятельные решения, касающиеся не только собственной деятельности и судьбы, но в определенной степени – и других людей.

Научить подростков нравственно–эстетическим отношениям между собой, дать навыки нравственно-эстетического поведения, учить строить добрые отношения с окружающими людьми: сверстниками, родителями, соседями, учителями – цель предлагаемой ниже программы.

Цели занятий:

·                     Познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.

·                     Развитие коммуникативных способностей школьников и навыков позитивного общения.

Основные задачи:

·                     познакомить учащихся с этикетными правилами и нормами поведения в общественных местах;

·                     сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

·                     сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

·                     формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Формы и методы организации работы: уроки - лекции, дискуссия, тренинговые упражнения.

Содержание социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков приведены ниже (см. табл. 2.5)


Таблица 2.5

Тематический план социально-педагогической работы по формированию норм эстетического поведения и общения у подростков

№ п\п


Блок 1. Навыки этикета


Содержание работы

1

Из истории этикета.

 Урок - лекция

2

Правила этикета при представлении. Церемонии.

Урок - лекция

3

Духовная поддержка. Этикетные выражения.

Урок - лекция Демонстрация слайдов

4

Поездка в гости и прием приезжих гостей.

Демонстрация слайдов

5

Дуэли и современные способы реакций на оскорбление.

Диспут

6

Твой стиль поведения.

Классный час (см. Приложение 2)

Блок 2 . Навыки позитивного общения

1

Осознание себя. Внимание к поведению других. Умение вести разговор.


1. Ритуал приветствия

2. Изучение правил поведения в группе

3. Упр. “Ласковое слово”

4. Упр. “Приятно сказать”

5. Упр. “Общий язык”

2

Умение слушать. Люди, значимые для меня. Работа с чувствами.


1.Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе

3. Упр. “Слушаем молча”

4. Упр. “Значимые люди”

5. Упр. “Список чувств”

6. Упр. “Интонация”

7. Подведение итогов

3

Осознание проблем в отношениях с людьми

1.Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе

3. Упр. “Мои проблемы”

4. Упр. “Какая рука горячее”

5. Упр. “Свое пространство”

6. Упр. “Не дыши в затылок”

7. Упр. “Разговор в парах на разных дистанциях”

4

Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.


1. Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе.

3. Упр. “Мотивы наших поступков”

4. Упр. “Чувства без слов”

5. Упр. “Благодарность без слов”

5

Чувство благодарности другим


1. Ритуал приветствия

2. Повторение правил поведения в группе

3. Упр. “Особые дары”

4. Упр. “Благодарность без слов”

6

Подведение итогов

Урок – дискуссия по правилам поведения и общения

 

Таким образом, предлагаемая нами программа является сжатой по времени (всего 12 занятий), но вместе с тем она позволяет комплексно воздействовать на нравственно–эстетическую строну развития личности, знакомя подростков с правилами этикета и формирую у них навыки позитивного общения.

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы


На контрольном этапе экспериментальной работы проводилась повторная диагностика подростков экспериментального и контрольного классов с целью выявления динамики в развитии эстетики их поведения, изменений в ценностных ориентациях, взаимоотношений в классном коллективе.

Результаты диагностики ценностных ориентаций подростков экспериментального и контрольного классов с использованием методики М. Рокича приведены в таблице (см. табл. 2.6).


Таблица 2.6

Результаты исследования ценностных ориентаций подростков с использованием методики М. Рокича в экспериментальном и контрольном классах на контрольном этапе экспериментальной работы

Ценности

 Количество учащихся

Экспериментальный класс

 Контрольный класс

Инструментальные

22 человека

26 человек


Терминальные


8 человек


4 человек


Полученные результаты показывают, что в экспериментальном классе после формирующего этапа экспериментальной работы 75 % подростков ориентируются на инструментальные ценности (100 % : 30 чел. х 22 чел. = 75 %) и только 7 % (100 % : 30 чел. х 8 чел. = 25 %) подростков ориентируются на терминальные ценности.

Таким образом, можно утверждать, что в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика в развитии морально – нравственной сферы подростков, что благотворно влияет и на формирование норм эстетического поведения

В контрольном классе показатели развития эстетики поведения, ценностных ориентаций и уровня развития морально – нравственной сферы остались на прежнем уровне. В классе 85 % подростков ориентируются на инструментальные ценности (100 % : 30 чел. х 26 чел. = 85 %) и только 15 %(100 % : 30 чел. х 4 чел. = 15 %) подростков ориентируются на терминальные ценности.

Динамика развития структуры ценностных ориентаций подростков экспериментального и контрольного классов на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы представлена на рисунке (см. рис. 2.3)


Рисунок 2.3 Структура ценностных ориентаций подростков в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы


Позитивная динамика в развитии норм эстетики поведения, изменений в структуре ценностных ориентаций подростков экспериментальной группы привели и к изменению состояния взаимоотношений между подростками в данном классе, что отражено в таблице (см. табл. 2.7)


Таблица 2.7

Результаты изучения взаимоотношений подростков экспериментального и контрольного классов с помощью методики социометрии на контрольном этапе эксперимента

Социальный статус

Количество учащихся

Экспериментальный класс

 Контрольный класс

«Звезды»

7

4

«Приближенные»

17

7

«Отверженные»

6

19


Как видно из данных таблицы, если в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика во взаимоотношениях подростков, то в контрольном классе данные показатели остались на прежнем уровне.

На основании полученных данных можно составить представление об уровне взаимоотношений подростков в экспериментальном классе на контрольном этапе экспериментальной работы

К категории, условно обозначенную как «отверженные» и соответственно их статус в классе низкий относятся 20 % подростков (100 % : 30 чел. х 6 чел. = 20 %)

К категории, условно обозначенную как «приближенные » и имеющие удовлетворительный статус в классе относятся 55 % (100 % : 30 чел. х 17 чел. = 55% )

К категории, условно обозначенную как «звезды» и имеющие наиболее высокий статус в классе относится 25 % подростков (100 % : 30 чел. х 8 чел. = 25% ).

Результаты исследования, полученные в контрольном и экспериментальном классах, отражены на рисунке (см. рис. 2.4.).


Рис. 2.4. Социальный статус подростков в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы


Таким образом, после проведения формирующего этапа экспериментальной работы в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика в уровне взаимоотношений подростков.

Социальный статус вырос у большинства подростков, увеличилось количество подростков с высоким и средним социальным статусом, значительно снизилось количество подростков с низким социальным статусом.

При этом уровень развития исследуемых показателей в контрольном классе остался на прежнем уровне

Таких результатов нам удалось достичь благодаря целенаправленной работе по формированию эстетических навыков поведения подростков, что повлияло на изменение их ценностных ориентаций и повысило уровень социальных взаимоотношений между подростками, психолого-социальный климат в данном классе.

Исходя из вышесказанного можно говорить о том, что современные социально-педагогические технологии, комплексный подход к проблеме эстетического воспитания, основанный на принципах личностно-ориентированной педагогики, могут в значительной степени повысить эффективность межличностного общения в коллективе подростков старшего школьного возраста

 


Выводы


Таким образом, данное исследование ставило своей целью теоретический анализ проблемы влияния эстетических норм на межличностные отношения старших подростков, разработку социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков экспериментальную проверку гипотезы о том, что современные социально-педагогические технологии, комплексный подход к проблеме эстетического воспитания, основанный на принципах личностно-ориентированной педагогики, могут в значительной степени повысить эффективность межличностного общения в коллективе подростков старшего школьного возраста.

В первой части данной работы нами рассматривалась социально-педагогическая проблема формирование эстетики поведения и общения у подростков, нормализации отношений в подростковой среде.

В данном раздела работы, на основе анализа литературных первоисточников, нами было установлено, что эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания.

Эстетическое воспитание формирует у подрастающего поколения эстетические вкусы и идеалы, эстетическое отношение человека к действительности и к искусству, развивает потребность строить жизнь по законам красоты.

Эстетическое воспитание учащихся, правдиво и ярко отражая те или иные явления действительности, способствует глубокому их познанию, расширению круга представлений, формированию познавательных интересов. В то же время сам учебный процесс заключает большие возможности и для эстетического развития школьников.

Социально-педагогический подход к проблеме эстетического воспитания требует понимания социальных и педагогических принципов и содержательной сущности воспитания, которая базируется на смыслозначимых ценностных основаниях человеческой жизни и жизни общества. Отсюда первоочередная задача современного социального педагога - создание эстетического поля жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует продуманной системы эстетического воспитания подростков, разработки его социально-педагогических оснований.

В этой связи нами было отмечено, что подросток, поведение которого оценивается эстетической категорией «безобразное» едва ли сможет занять достойное место в коллективе сверстников.

Неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются причиной нарушения общения со сверстниками.

Нами было установлено, что эстетическое воспитание как социально-педагогической деятельности, будет эффективной, если будет основана на глубоком изучении личности подростков, поскольку именно индивидуальные черты могут как способствовать, так и препятствовать восприятию прекрасного и неприятию безобразного подростками

При этом важнейшим фактором требующим изучения являются ценностные ориентации подростков, определяющих эстетическую форму их поведения, модели общения.

В работе отмечено, что эстетическое восприятие мира подростками, основано на их ценностных ориентациях, поскольку ценности, которым привержен тот или иной подросток являются ведущими факторами формирования стиля поведения, который непосредственно определяет его эстетику.

Ценностные ориентации подростков отражают, по сути, его модель поведения в обществе, которая основана на социально-психологических установках, выработанных личностью в процессе воспитания и самовоспитания.

Что касается форм эстетического воспитания, то мы установили, что в наши дни эстетическое воспитание в массовой практике базируется в основном на традиционных формах просвещения, укоренившихся в образовательных учреждениях ещё в семидесятые годы. Основной метод этих форм - беседа с оживляющими её построение различными методическими приёмами: рассматривание картин, включение художественных текстов, пословиц, жизненных ситуаций, декламации.

Используется также и эстетическое воспитание через общение с природой, через физическую культуру, эстетическое воспитание происходит и в труде.

Было определено, что наличие в образовательных учреждениях эстетической системы воспитания, направленной на формирование навыков общения у подростков во многом определяет успешность иных средств и форм социально-педагогического воздействия.

Именно поэтому возникает необходимость включения в социально-педагогическую систему эстетического воспитания социально-педагогических программ формирования норм эстетического поведения и общения у подростков, основанных на системе социально-педагогических тренингов.

Во второй части данного исследования проводилась экспериментальная проверка влияния уровня сформированности эстетических норм поведения на межличностные отношения подростков старшего школьного возраста.

Экспериментальная работа проводилась на базе средней школы № 133 г. Харьков средней школы в двух 11 классах данной школы, один из которых был избран в качестве контрольного, второй в качестве экспериментального.

На наш взгляд, наиболее методически обоснованным средством исследования нравственно–эстетического развития подростков являются методы социально-психологического тестирования.

Именно поэтому в процессе исследования уровня развития норм эстетического поведения и состояния межличностного общения между подростками нами использовались две методики – методика изучения ценностных ориентации М. Рокича и методика социометрии, которая позволяет установить положение того или иного подростка в классе.

Используя методику М. Рокича на констатирующем этапе экспериментальной работы, мы установили, что как в контрольном, так и в экспериментальном классах большинство подростков ориентированы на инструментальные ценности, т.е. на ценности - средства, что свидетельствует о недостаточном уровне развития морально – этической сферы подростков, что безусловно сказывается и на эстетике их поведения.

Использование метода социометрии дало возможность установить, что уровень взаимоотношений между подростками находится на недостаточном уровне, большинство подростков как экспериментального, так и контрольного классов имеют низкий социальный статус, вместе с тем подростки, ориентированные на терминальные ценности в обоих классах относятся к категории «звезд», т.е. имею высокий социальный статус.

В целом констатирующий этап экспериментальной работы показал, что уровень развития эстетики поведения зависит от ценностных ориентаций подростков, напрямую связан с уровнем взаимоотношений в классе – подростки, ориентированные на терминальные ценности, обладающие более высоким развитием морально – нравственной сферы , являются уважаемыми и авторитетными членами классного коллектива, их социальный статус в коллективе выше, нежели у подростков, имеющих ориентацию на инструментальные ценности и ориентированные на инструментальные ценности.

На формирующем этапе экспериментальной работы нами была внедрена разработанная социально-педагогическая программа формирования норм эстетического поведения и общения у подростков в экспериментальном классе, которая состояла из 12 занятий.

После проведения формирующего этапа экспериментальной работы, направленного на внедрение социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков в экспериментальном классе, на контрольном этапе экспериментальной работы мы проводили повторную диагностику, в ходе которой анализировали динамику в развитии нравственно-эстетических качеств личности в экспериментальном и контрольном классах, а также изменения в социальных взаимоотношениях внутри классного коллектива.

На контрольном этапе экспериментальной работы нами было установлено, что после проведения формирующего этапа экспериментальной работы в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика в уровне взаимоотношений подростков.

Проведенный анализ показал, что в экспериментальном классе удалось увеличить количество подростков, ориентированных на терминальные ценности, после реализации программы эстетического воспитания социальный статус вырос у большинства подростков, увеличилось количество подростков с высоким и средним социальным статусом, значительно снизилось количество предростков с низким социальным статусом.

При этом уровень развития исследуемых показателей в контрольном классе остался на прежнем уровне

Таких результатов нам удалось достичь благодаря целенаправленной работе по формированию эстетических навыков поведения подростков, что повлияло на изменение их ценностных ориентаций и повысило уровень социальных взаимоотношений между подростками, психолого-социальный климат в данном классе.

Исходя из вышесказанного можно говорить об истинности гипотезы о том, что современные социально-педагогические технологии, комплексный подход к проблеме эстетического воспитания, основанный на принципах личностно-ориентированной педагогики, могут в значительной степени повысить эффективность межличностного общения в коллективе подростков старшего школьного возраста.

Таким образом, цели, поставленные в данной работе достигнуты, а задачи решены.



ЛИТЕРАТУРА


1.       Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Аргументы и факты, 2001. – 251 с.

2.       Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 2000. - 384 с.

3.       Анн Л. Социально-психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003. – 193 с.

4.       Апресян P.Т. Этика общения. М. Аспект, 2008. – 391 с.

5.       Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. — М., Знание, 1998.

6.       Бадмаев С.А. Социальная коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 2004. – 212 с.

7.       Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка // Мир психологии. - 2007. -№ 1. - С. 174-182.

8.       Белозерова Л.И. Методы и педагогические приемы воспитательной работы с трудными подростками . М. Просвещение, 1998. – 212 с.

9.       В мире подростка/ Под ред. А.А. Бодалева.- М., Медицина, 2000.- 282 с.

10.   Верб Л.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л., 1981.

11.   Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников // Обществознание в школе. – 2006. – №2. – С.50–52.

12.   Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. — СПб.: СПбГУ, 2007. — Вып. 9. — С. 44 — 52.

13.   Горький А.М. Полное собрание сочинений . Т. 4. М.: Художественная литература, 1978. – С. 299.

14.   Горянина В.А Психология общения. Издательство: Академия, 2005. – 384 с.

15.             Захарчук А., Есликова Е. Ценности учащейся молодежи и людей среднего возраста // пециалист. – 2005. – №2. – С.30–32.

16.             Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности М. Психология , 1999. – 299 с.

17.             Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.

18.             Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопр. психологии. – 2005. – №4. – С.29–37.

19.             Коваль Т.И. Этика общения в студенческом коллективе // Общественные науки и современность. 2007. №6. – С. 36-42.

20.             Кожеурова Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоритический аспект) // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. ст. – М., 2005. – Вып 4, ч.1. – .147–165.

21.             Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб, Нева. 2000. – 397 с.

22.             Коломенский Я.Л. Личные взаимоотношения в детском коллективе. - М. Просвещение , 1979.

23.             Кон И. С. Проблемы формирования личности.- М.: Просвещение, 2001. - 236 с.

24.             Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: 1999.

25.             Коренев В. А. Деловое общение. М. МиМ. 2005.

26.             Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение. 1977. – С. 123.

27.             Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1995. – 284 с.

28.             Лодкина Т.В. Социальная педагогика. - М. МиМ, 2003. - 292 с.

29.             Лукина А.К. Социальная педагогика: Учеб. пособие. - Красноярск, 1996. – 367 с.

30.             Макаренко А.С. Полное собрание сочинений. Т. 4. М.: Просвещение, 1971. – С. 499.

31.             Макашова Н. Этика как учебный предмет и средство воспитания т // Общественные науки и современность. 2008. № 3. – С. 17 - 25

32.             Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-педагогическом тренинге. – Киров, 1995.

33.             Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 348.

34.             Мудрик А.В.. Социализация человека. М. Педагогика. 2004. - 224 с.

35.             Мудрик А.В.. Социальная педагогика. М. Академия. 2002. – 312 с.

36.             Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М., 1999. – 167 с.

37.             Мудрик А.В. О подготовке школьников к общению // Проблемы подготовки к общению. Таллинн, Из –во «Ласномеа». 1999.

38.             Мудрик А.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990. – 221 с.

39.             Мухин И.Л. Теория эстетического воспитания. - М., 2003. - 355 с.

40.             Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М. 1995.

41.             Общение и формирование личности школьника./Под редакцией Соколова П.И. М. Педагогика, 1997.

42.             Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социол. исслед. – 2002. – №5. – С.111–114.

43.             Петрунек В.П. Коммуникативные тренинги общения в средней школе.- М.: Педагогика, 2004. – 189 с.

44.             Полякова И.Т. Социальная психология молодежи М. Аспект 2007.- С 225 -227.

45.             Попов Г.Х. Техника педагогической социальной работы. -М. 1999.

46.             Прихожан А.М., Толстых А.В. Подросток в общении и в жизни.- М.: Знание, 2000.- 321 с..

47.             Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. — Тюмень: ТГУ, 1985. — 96 с.

48.             Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И.- М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- 436 с.

49.             Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Прогресс, 1987.

50.             Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления М. 2000. – 228 с.

51.             Рытникова А.А. Образ жизни и нравственно-эстетическое развитие личности. - М., 2002. - 64 с.

52.             Семенов В. Д. Взаимодействие подростка и социальной среды. — М.: Аспект, 2006. — 112 с.

53.             Семенов Г.С. Методика работы социального педагога М., «Школьная пресса» 2004.

54.             Семенов Г.С. Рабочая тетрадь социального педагога. М., «Школьная пресса» 2005.

55.             Скотт Д. Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, ГИИМ, Изд-кое общество «Верзилин и К», ЛТД, 1991.

56.             Смирнова Е.О., Собкин B.C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье. - М., 1988.

57.             Смушков И.Л. Опыт моделирования эстетического пространства в учебном заведении нового типа учреждении дополнительного образования. М. Аспект 2008

58.             Современные концепции эстетического воспитания. Под ред. Н.И. Киященко: М., 1998. – 302 с.

59.             Сухомлинский В.А. Избранные произведения. Т. 2. М. Просвещение 1985

60.             Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987.

61.             Учебно-методическое пособие. Социальный педагог в общеобразовательном учреждении. Педагогическое общество России М., 2007.

62.             Учителям и родителям о психологии подростка: Науч.попул./ Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков,Э.Ф.Зеер и др.; Под ред. Г.Г. Аракелова - М.: Высш. шк., 1990. - 304 с.

63.             Фельдштейн Д.И. Проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка, Вопросы психологии, 1980, №4

64.             Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 2001.- С. 28-40.

65.             Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

66.             Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 8 классе. М. Владос; 1999. – 248 с.

67.             Шихирев П. Формирование навыков позитивного общения. Общественные науки и современность. 2007. - № 3. – С. 80-91.



Приложение 1

Таблица 2.1 - Результаты исследования ценностных ориентаций подростков с использованием методики М. Рокича в экспериментальном классе на констатирующем этапе экспериментальной работы

Ценности

Результаты исследования терминальных ценностей подростков среднего школьного возраста


Номер испытуемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Активная деятельная жизнь

18

18

21

30

21

30

8

11

30

8

Жизненная мудрость

20

20

22

32

22

32

7

26

32

7

Здоровье

21

21

24

34

24

34

1

30

34

1

Интересная работа

23

23

23

36

23

36

33

27

36

33

Красота природы и искусства

19

19

28

31

28

31

6

31

31

6

Любовь

22

22

29

33

29

33

32

12

33

32

Материально-обеспеченная жизнь

24

24

32

25

32

25

2

36

25

2

Наличие хороших друзей

28

28

32

26

32

26

3

29

26

3

Общественное признание

27

27

26

27

26

27

13

28

27

13

Познание

29

29

31

21

31

21

18

32

21

18

Продуктивная жизнь

26

26

27

28

27

28

4

13

28

4

Развитие

30

30

25

22

25

22

5

33

22

5

Развлечение

31

31

34

24

34

24

11

6

24

11

Свобода

35

35

30

29

30

29

34

25

29

34

Счастливая семейная жизнь

32

32

35

23

35

23

10

24

23

10

Счастье других

33

33

36

19

36

19

12

34

19

12

Творчество

34

34

20

20

20

20

19

35

20

19

Уверенность в себе

25

25

19

18

19

18

9

23

18

9

Сумма баллов

470

477

495

498

494

498

220

432

494

227

Ценности


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аккуратность

2

14

2

4

1

14

9

14

13

20

Воспитанность

11

4

7

14

4

4

7

4

15

14

Высокие запросы

10

10

1

10

8

10

1

12

5

21

Жизнерадостность

12

9

6

8

18

8

33

9

14

24

Исполнительность

1

13

33

13

7

13

6

13

4

35

Независимость

6

4

32

12

5

12

32

35

16

22

Непримиримость к недостаткам

5

12

3

35

2

35

2

10

3

23

Образованность

17

8

3

2

6

2

3

8

11

15

Ответственность

13

35

13

8

9

8

9

3

2

16

Рационализм

15

1

18

3

3

3

18

2

10

25

Самоконтроль

8

2

5

1

10

1

4

11

12

36

Смелость в отстаивании своего мнения

14

7

4

7

11

7

5

4

1

17

Твердая воля

4

4

11

4

12

4

11

7

6

26

Терпимость

16

5

34

32

13

32

34

6

5

28

Широта взглядов

3

32

10

5

17

5

10

5

17

27

Честность

7

6

12

6

15

6

12

6

9

30

Эффективность в делах

9

11

19

33

14

33

19

32

7

29

Чуткость

36

33

9

11

16

11

13

1

2

31

Сумма баллов

216

211

202

219

152

218

206

219

152

419

Ценностные

ориентации

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Терм

Ценности

Результаты исследования терминальных ценностей подростков среднего школьного возраста

Номер испытуемого

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Активная деятельная жизнь

18

21

30

8

20

36

18

21


30

8

Жизненная мудрость

20

22

32

7

14

17

20

22

32

7

Здоровье

21

24

34

1

21

26

21

24

34

1

Интересная работа

23

23

36

33

24

18

23

23

36

33

Красота природы и искусства

19

28

31

6

35

25

19

28

31

6

Любовь

22

29

33

32

22

19

22

29

33

32

Материально-обеспеченная жизнь

24

32

25

2

23

24

24

32

25

2

Наличие хороших друзей

28

32

26

3

15

20

28

32

26

3

Общественное признание

27

26

27

13

16

30

27

26

27

13

Познание

29

31

21

18

25

21

29

31

21

18

Продуктивная жизнь

26

27

28

4

36

22

26

27

28

4

Развитие

30

25

22

5

17

31

30

25

22

5

Развлечение

31

34

24

11

26

23

31

34

24

11

Свобода

35

30

29

34

28

28

35

30

29

34

Счастливая семейная жизнь

32

35

23

10

27

15

32

35

23

10

Счастье других

33

36

19

12

30

27

33

36

19

12

Творчество

34

20

20

19

29

29

34

20

20

19

Уверенность в себе

25

19

18

9

31

16

25

19

18

9

Сумма баллов

477

494

494

227

439

427

477

495

498

227

Ценности

Результаты исследования инструментальных ценностей подростков среднего школьного возраста

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Аккуратность

11

1

13

20

8

14

2

14

9

14

Воспитанность

2

4

15

14

7

4

7

4

7

4

Высокие запросы

10

8

5

21

1

10

1

10

1

12

Жизнерадостность

12

18

14

24

33

9

6

8

33

9

Исполнительность

1

7

4

35

6

13

33

13

6

13

Независимость

6

5

16

22

32

4

32

12

32

35

Непримиримость к недостаткам

5

2

3

23

2

12

3

35

2

10

Образованность

17

6

11

15

3

8

3

2

3

8

Ответственность

13

9

2

16

13

35

13

8

9

3

Рационализм

15

3

10

25

18

1

18

3

18

2

Самоконтроль

8

10

12

36

12

2

5

1

4

11

Смелость в отстаивании своего мнения

14

11

1

17

5

7

4

7

5

4

Твердая воля

4

12

6

26

11

4

11

4

11

7

Терпимость

16

13

5

28

9

5

34

32

34

6

Широта взглядов

3

17

17

27

10

32

10

5

10

5

Честность

7

15

9

30

4

6

12

6

12

6

Эффективность в делах

9

14

7

29

19

11

19

33

19

32

Чуткость

36

16

2

31

34

33

9

11

13

1

Сумма баллов

209

152

152

419

201

219

202

219

207

219

Ценностные

ориентации

Ин

Ин

Ин

Терм

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Ценности

Результаты исследования терминальных ценностей подростков среднего школьного возраста

Номер испытуемого

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Активная деятельная жизнь

18

18

21


30

21

30

8

11

30

8

Жизненная мудрость

20

20

22

32

22

32

7

26

32

7

Здоровье

21

21

24

34

24

34

1

30

34

1

Интересная работа

23

23

23

36

23

36

33

27

36

33

Красота природы и искусства

19

19

28

31

28

31

6

31

31

6

Любовь

22

22

29

33

29

33

32

12

33

32

Материально-обеспеченная жизнь

24

24

32

25

32

25

2

36

25

2

Наличие хороших друзей

28

28

32

26

32

26

3

29

26

3

Общественное признание

27

27

26

27

26

27

13

28

27

13

Познание

29

29

31

21

31

21

18

32

21

18

Продуктивная жизнь

26

26

27

28

27

28

4

13

28

4

Развитие

30

30

25

22

25

22

5

33

22

5

Развлечение

31

31

34

24

34

24

11

6

24

11

Свобода

35

35

30

29

30

29

34

25

29

34

Счастливая семейная жизнь

32

32

35

23

35

23

10

24

23

10

Счастье других

33

33

36

19

36

19

12

34

19

12

Творчество

34

34

20

20

20

20

19

35

20

19

Уверенность в себе

25

25

19

18

19

18

9

23

18

9

Сумма баллов

470

477

495

498

494

498

220

432

494

227

Ценности

Результаты исследования инструментальных ценностей подростков среднего школьного возраста

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Аккуратность

3

7

33

3

8

14

2

14

9

14

Воспитанность

8

22

7

4

7

4

7

4

7

4

Высокие запросы

2

4

3

7

1

10

1

10

1

12

Жизнерадостность

1

23

8

9

33

9

6

8

33

9

Исполнительность

7

2

6

13

6

13

33

13

6

13

Независимость

4

29

18

35

32

4

32

12

32

35

Непримиримость к недостаткам

32

5

2

12

2

12

3

35

2

10

Образованность

5

25

1

14

3

8

3

2

3

8

Ответственность

6

6

13

8

13

35

13

8

9

3

Рационализм

33

26

32

2

18

1

18

3

18

2

Самоконтроль

11

10

4

1

12

2

5

1

4

11

Смелость в отстаивании своего мнения

14

27

5

10

5

7

4

7

5

4

Твердая воля

4

30

11

4

11

4

11

4

11

7

Терпимость

10

1

34

32

9

5

34

32

34

6

Широта взглядов

9

3

10

5

10

32

10

5

10

5

Честность

13

8

12

6

4

6

12

6

12

6

Эффективность в делах

35

9

19

33

19

11

19

33

19

32

Чуткость

12

28

9

11

34

33

9

11

13

1

Сумма баллов

214

260

216

219

201

219

202

219

207

219

Ценностные

ориентации

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Ин

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.