РУБРИКИ |
Влияние личностных особенностей молодого специалиста на образ профессионального будущего |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Влияние личностных особенностей молодого специалиста на образ профессионального будущего2) Вы одновременно работали; 3) Вы не отвлекались на подработки и обучение другим специальностям. Таблица 2.2. Распределение ответов на вопрос " Обучаясь в вузе Вы…"
(1) Вы одновременно обучались другой специальности; (2) Вы одновременно работали; (3) Вы не отвлекались на подработки и обучение другим специальностям. Диаграмма 2.2 Распределение ответов на вопрос " Обучаясь в вузе Вы…" Более половины студентов МГТУ 54% - работали, одновременно обучаясь в университете, еще 15% одновременно обучались другой специальности. В педагогическом университете, напротив, большая часть респондентов, не отвлекались ни на работу, ни на получение другой специальности, а если и отвлекалась, то на обучение другой специальности. Такие результаты можно объяснить тем, что значительная часть респондентов МГТУ мужского пола, а мужчинам более свойственно стремление к самостоятельности и желание начать себя обеспечивать как можно раньше. Респондентам как МГТУ, так и КГПУ предлагалось проранжировать следующие утверждения по степени значимости: "Для меня наиболее важно…. ": 1. устроиться на постоянную работу; 2. завести семью; 3. получить дополнительное образование; 4. переезд в другой город, связанный с поиском работы; 5. получение второго высшего образования; 6. стажировка; 7. свой вариант ответа; По степени важности утверждения у студентов КГПУ выглядят следующим образом. Наиболее важным для них является устройство на постоянную работу, далее желание завести семью, на третьем месте желание получить дополнительное образование, четвертое место делят между собой утверждения - переезд в другой город, связанный с поиском работы и получение второго высшего образования, пятую позицию занимает утверждение прохождение стажировки. Местом стажировки чаще всего указываются такие города как Питер, Москва, а также страны Англия, Германия, некоторые просто указывают, что хотят проходить стажировку в крупной компании. На последнем месте по степени важности находится утверждение: свой вариант ответа. В этом утверждении респонденты педагогического университета указывали и желание заняться хобби, и поддержание связи с однокурсниками, и открытие своей фирмы, а также творческую самореализацию. Несколько иное распределение утверждений по степени значимости указали студенты МГТУ. На первом месте, как и у студентов КГПУ им. К.Э. Циолковского, - желание устроиться на постоянную работу, далее с большим отрывом студенты указывают желание получить второе высшее образование, завести семью, а также получение дополнительного образования. Далее по степени значимости идет стажировка (за границей, США, Англия, в Европе, ведущая фирма за границей, Германия, Япония) и последним студенты указывают свой вариант ответа (попасть в шоу бизнес, получить высокий и стабильный доход, ни однократно указывали желания завести собственное жилье). 3. Представления молодых специалистов об их образе профессионального будущего. Так же респондентам предлагалось закончить следующую фразу: "Через два года думаю, что Я…" Большая часть студентов как технического, так и гуманитарного университета отвечали схожим образом: "... добьюсь успехов в профессиональной сфере, буду работать на интересной работе, буду иметь высокооплачиваемую работу". Но все-таки такие ответы были более свойственны студентам МГТУ им. Н.Э. Баумана. В КГПУ им. К.Э. Циолковского процент ответов, говорящих о желании студентов завести семью и детей был выше, но и у студентов МГТУ такие ответы встречались, правда, процент их был не велик. И в одной, и в другой группе встречаются респонденты, которые не решаются предположить, что будет через два года, но таких студентов в общей сложности 4%. Студентам КГПУ им. К.Э. Циолковского и МГТУ им. Н.Э. Баумана предлагалось ответить на следующий вопрос: "После окончания вуза Вы бы хотели, чтобы местом Вашей работы было": Таблица 2.3. Распределение ответов на вопрос "После окончания вуза Вы бы хотели, чтобы местом Вашей работы было".
(1) Промышленное предприятие; (2). Предприятие сферы услуг; (3) Бюджетная организация; (4) Другой вариант ответа; (5) Затрудняюсь ответить. Диаграмма 2.3 Распределение ответов на вопрос "После окончания вуза Вы бы хотели, чтобы местом Вашей работы было". Из диаграммы 2.3 видно, что большая часть студентов КГПУ - 61% желают в будущем работать в сфере услуг, а студенты МГТУ - 48% предпочтение отдают промышленному предприятию. Доля студентов МГТУ, которые затрудняются ответить на данный вопрос - 19%, когда среди студентов КГПУ эта доля составляет всего 4%. И среди студентов КГПУ и среди студентов МГТУ есть небольшая доля студентов (соответственно 9% и 7%), которые указали, что хотели бы работать в коммерческой организации, организовать свое дело, работать в издательстве. Респондентам предлагалось ответить на следующий вопрос: "Какие условия будущей вашей работы вас устроили бы более всего". 1) ненормированный рабочий день; 2) в моей зарплате оклад должен составлять незначительную часть, а остальное - бонус, премия и т.п.; 3) 8-ми часовой рабочий день; 4) основная часть моей зарплаты должна быть строго фиксированным окладом; 5) работа строго регламентированная (заранее известно, что делать, каким способом); 6) отсутствие жестких условий (сам выбираю способы достижения поставленной передо мной цели); 7) другое. (1) ненормированный рабочий день; (2) в моей зарплате оклад должен составлять незначительную часть, а остальное - бонус, премия и т.п.; (3) 8-ми часовой рабочий день; (4) основная часть моей зарплаты должна быть строго фиксированным окладом; (5) работа строго регламентированная (заранее известно, что делать, каким способом); (6) отсутствие жестких условий (сам выбираю способы достижения поставленной передо мной цели); (7) другое. Диаграмма 2.4 "Какие условия будущей вашей работы вас устроили бы более всего". Для студентов обоих вузов наиболее важным является отсутствие жестких условий и ненормированный рабочий день, но наряду с этим для них также важно, чтобы основная часть их зарплаты должна быть строго фиксированным окладом. Это может свидетельствовать о том, что с одной стороны они хотят предоставление им свободы в действиях, а с другой стороны не хотят рисковать. Студентам КГПУ им. К.Э. Циолковского и МГТУ им. Н.Э. Баумана предлагалось ответить на следующий вопрос: "После окончания вуза Вы бы хотели, чтобы местом Вашей работы было…". Большая часть респондентов как Бауманского, так и педагогического университета им. Циолковского считают для себя личным успехом работать в организациях нашего города и области. Например, студенты КГПУ указывают, что хотели бы работать в печатном издании или журнале, в Российских ж/д, на заводе Фольсваген, в Государственном учреждении - ФСБ и др. А студенты МГТУ указывают, что для них личным успехом будет работа в таких организациях как МТС, завод Volvo, в ФСБ, КЗТА, Калугаприбор, правительство РФ. Но и в одном, и в другом университетах есть небольшой процент студентов, которые желали бы для себя личным успехом работать в организациях, находящихся за пределами нашей области. Такой результат может говорить о благоприятных тенденциях в нашем регионе. Были и такие, которые указывали желания организовать свое дело. Процент студентов, которые затрудняются ответить на этот вопрос в университете им. Циолковского ниже, чем в Бауманском университете, что может свидетельствовать о том, что у студентов педагогического университета более определен образ профессионального будущего. На вопрос: "По Вашему мнению, для того, чтобы выпускник ВУЗа успешно начал профессиональную карьеру, ему необходимы" ответы распределились следующим образом. Таблица 2.4. Распределение ответов на вопрос "По Вашему мнению, для того, чтобы выпускник ВУЗа успешно начал профессиональную карьеру, ему необходимы".
(1) личные связи, знакомства; (2) опыт работы; (3) хорошие оценки в дипломе; (4) уверенность в себе; (5) личное везение; (6) свой вариант ответа. Диаграмма 2.5 Распределение ответов на вопрос "По Вашему мнению, для того, чтобы выпускник ВУЗа успешно начал профессиональную карьеру, ему необходимы". Студенты КГПУ, считают, что для успешного начала профессиональной карьеры им необходимо в первую очередь уверенность в себе, а студенты МГТУ в первую очередь указывают необходимость опыта работы. У студентов КГПУ на втором месте по необходимости идут личные связи и знакомства, а у студентов МГТУ на втором месте находится как раз уверенность в себе. На третьем месте у студентов педагогического университета идет опыт работы, стоит обратить внимание, что для студентов МГТУ опыт работы является наиболее важным для успешного начала профессиональной карьеры. Из своих вариантов ответа на этот вопрос студенты КГПУ отмечают, что для успешного начала профессиональной карьеры им будут необходимы: полученная теоретическая база, желание получать профессиональный опыт. Студенты МГТУ указывают отсутствие жестких условий, практика, полученная ранее, высокий уровень знаний и способностей, нестандартное мышление. На вопрос - "С какими трудностями вы можете столкнуться при устройстве на работу" и студенты КГПУ им. К.Э. Циолковского, и студенты МГТУ им Н.Э. Баумана отметили, что в первую очередь эта трудность будет связана с отсутствием опыта работы. Второе третье место поделили между собой трудности, связанные с недостатком знаний, полученных в университете, а также отсутствие необходимых личных связей. Таблица 2.5. Распределение ответов на вопрос "С какими трудностями вы можете столкнуться при устройстве на работу".
(1) отсутствие опыта работы; (2) высокая конкуренция на рынке труда; (3) недостаточно полученных в вузе знаний; (4) неуверенность в себе; (5) отсутствие необходимых личных связей, знакомств. Диаграмма 2.6 Распределение ответов на вопрос "С какими трудностями вы можете столкнуться при устройстве на работу". Респондентам обоих вузов предлагалось "представить следующую ситуацию: Вы устраиваетесь на работу. Работодатель предлагает Вам на выбор два варианта": 1) работа по Вашей специальности и можно приступать уже сейчас; 2) работа по Вашей специальности с окладом в полтора раза больше, но требуется обучение. Обучение платное - 50% от стоимости платит за Вас организация, 50% платите Вы. По окончании обучения Вам необходимо будет сдать экзамен, и лишь по его результатам будет известно, займете ли Вы эту должность или нет. Таблица 2.6. Распределение ответов на вопрос "Представьте себе следующую ситуацию: Вы устраиваетесь на работу. Работодатель предлагает Вам на выбор два варианта работы".
(1) работа по Вашей специальности и можно приступать уже сейчас; (2) работа по Вашей специальности с окладом в полтора раза больше, но требуется обучение. Диаграмма 2.7. Распределение ответов на вопрос "Представьте себе следующую ситуацию: Вы устраиваетесь на работу. Работодатель предлагает Вам на выбор два варианта работы". Из диаграммы 2.7 видно, что студенты КГПУ и студенты МГТУ склонны к выбору ответа, согласно которому эти студенты предпочтут работу по их специальности с окладом в 1,5 раза выше, даже если для этого потребуется пройти обучение, по результатам которого работодатель будет судить подходит кандидат на должность или нет. Как мы видим из диаграммы, студенты готовы рисковать при выборе той или иной работы. Между результатами данного вопроса опросника и результатами, полученными при проведении методики диагностики мотивации достижения А. Мехрабиан, выявлена корреляционная зависимость. На вопрос: "Что для Вас предпочтительнее?" Большая часть студентов как КГПУ, так и МГТУ ответили схожим образом: что для них будет предпочтительнее рассматривать организацию как место дальнейшего карьерного роста. Возможно, это свидетельствует о том, что большая часть студентов обоих вузов подходят к выбору организации, в которой им хотелось бы в дальнейшем работать как к серьезному выбору в своей жизни, как основному фактору дальнейшего построения карьеры и видения профессионального будущего в рамках конкретного образа. Таблица 2.7. Распределение ответов на вопрос ""Что для Вас предпочтительнее?"".
(1) рассматривают организацию как стартовую площадку для приобретения опыта; (2) рассматривают организацию как место дальнейшего карьерного роста. 2.8 Диаграмма Распределение ответов на вопрос "Что для Вас предпочтительнее?". На вопрос: "Что в социальных льготах, предоставляемых Вашей будущей организацией, для Вас было бы наиболее важно?" - респонденты МГТУ и КГПУ ответили следующим образом. Таблица 2.8. Распределение ответов на вопрос "Что в социальных льготах, предоставляемых Вашей будущей организацией, для Вас было бы наиболее важно?"
(1) помощь в получении ипотечного кредита; (2) предоставление отпуска для получения послевузовского образования (второго образования, аспирантуры и т.п.). Диаграмма 2.9. Распределение ответов на вопрос "Что в социальных льготах, предоставляемых Вашей будущей организацией, для Вас было бы наиболее важно?" Из ответов видно, что большинство студентов обоих вузов предпочитают, чтобы будущая организация предоставляла помощь в получении ипотечного кредита. Доля студентов МГТУ, которые ответили таким образом, чуть выше и составляет 69%. Возможно, это связано с тем, что большая часть респондентов МГТУ - юноши, стремящиеся к самостоятельности, к позиционированию собственной независимости, определенного социально одобряемого статуса, что значительно актуализирует потребность в отдельном проживании. Взаимосвязи внутри опросника. Среди студентов обоих университетов, которые чаще отвечали на вопрос опросника: "Представьте, что Вам 17 лет и Вы решаете, куда пойти учиться, то Вы…" - выбрал (а) бы другой ВУЗ и другую специальность, чаще встречается ответ трудно ответить на вопрос: "Если Вы работали одновременно с обучение в ВУЗе, то насколько выполняема Вами работа соответствовала специальности, которую Вы получаете в ВУЗе, являлась основой для подготовки курсовой, диплома". На наш взгляд, такое распределение ответов может быть связано с тем, что студенты неудовлетворенные своим профессиональным выбором осознанно или неосознанное выбирают профессиональную деятельность других направлений. Доля студентов неудовлетворенных выбором ВУЗа и/или получаемой специальности чаще выбирали ответ на вопрос: "Обучаясь в Вузе…" - Вы одновременно обучались другой специальности. Также эти же студенты, отвечая на вопрос "Вы считали бы для себя личным успехом, если бы Вам удалось устроиться после окончания ВУЗа в организацию…." чаще всего указывали организацию, деятельность которой связана с дополнительно получаемой специальностью студента. Возможно, это связано с тем, что ошибившись в выборе первой специальности, студенты более ответственно подходят к выбору второй специальности, учитывая предыдущий опыт.
2.3.2 Результаты исследования по методике диагностики мотивации достижения А. МехрабианПолученные результаты выглядят следующим образом: у 17% студентов КГПУ им. К.Э. Циолковского факультета психологии выражена мотивация избегания неудач, соответственно, у большинства респондентов выражена мотивация стремление к успеху, а именно 83%. (1) студенты КГПУ им. К.Э. Циолковского; (2) Студенты КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Диаграмма 2.6 Распределение результатов по методике диагностики мотивации достижения А. Мехрабиан среди студентов КГПУ им. К.Э. Циолковского и МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана. В КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана 100% респондентов обладают мотивацией достижение успеха. Личности, обладающие высоким уровнем мотивации стремление к успеху, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями. Избегание неудач для личности характеризуется следующей моделью поведения: человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания. У индивидов явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. 2.3.3 Результаты исследования по экспериментально-проективной методике "Анализ притчи"Экспериментально-проективная методика "Анализ притчи" направлена на изучение локуса-контроля.
Диаграмма 2.7 1. (КГПУ) Диаграмма 2.7 2. (МГТУ)
Диаграмма 2.7 1. Распределение результатов по экспериментально-проективной методике "Анализ притчи" среди студентов КГПУ им. К.Э. Циолковского. Диаграмма 2.7 2. Распределение результатов по экспериментально-проективной методике "Анализ притчи" среди студентов КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Экстернальный локус контроля представляет собой личностную характеристику, отражающую предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи внешним обстоятельствам, условиям и силам. Интернальный локус контроля отражает атрибуцию за успехи и неудачи своей активности, самому себе, своим силам, своим недочетам. При сравнении выше представленных диаграмм видно, что процент интерналов и экстерналов выше у студентов МГТУ. Причем в КГПУ есть доля студентов, которые обладают интернально-экстернальным локусом контроля. Как видно по диаграмме распределения результатов МГТУ - интернально-экстернальный локус контроля не выявлен. Среди студентов МГТУ есть малая доля студентов, которые не справились с предложенной методикой. Возможно, это связано с тем, что у этих студентов не сформировано метафорическое мышление. В общей сложности доля таких студентов невелика и составляет всего 2% от общего числа респондентов. Ниже приведены примеры ответов студентов с разным локусом контроля. Ответы студентов КГПУ им. К.Э. Циолковского, обладающих экстернальным локусом контроля, выглядят следующим образом: "Развитие чего-либо, кого-либо зависит от условий, в которые оно попало", "Одно и тоже воздействие будет давать разный результат для разных людей", "Лишь "добрая почва" способна поднять и взрастить что-то хорошее, значимое, действующее". Студенты КГПУ, обладающие интернальным локусом контроля отвечали следующим образом: "Для осуществления какого-либо дела необходимо планирование, обдумывание", "Чтобы добиться успеха, нужно приложить много усилий и при условии того, что ты будешь трудиться, вероятность, что дело принесет плоды возрастает" Примеры ответов студентов КГПУ обладающих интернально-экстернальным локусом контроля: "Смысл притчи в том, что при благоприятных окружающих условиях, прочных связях с окружением возможно достичь высоких результатов. Другой смысл может быть в следующем: необходимо продумывать ходы на будущее, думать о перспективе, верно перераспределять силы" Ответы студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана, обладающих экстернальным локусом контроля, выглядят следующим образом: "Смысл притчи в том, что развитие ситуации зависит от условий, в которых она происходит, зависит от опыта и базовых знаний и умений, будущее зависит от человека", Смысл притчи в том, что важно, в какой семье родится человек, в каком обществе будет воспитываться. От этого во многом зависит его успехи в будущем. Студенты КГПУ, обладающие интернальным локусом контроля отвечали следующим образом: "Чтобы успешно работать в будущем, заботиться о своем образовании, умениях опыте нужно сейчас ("добрую землю"), а когда приступил к работе, то необходимо работать не спустя рукава, а подходить к делу со всей ответственности", "Если выполняешь какие-либо дела, то выполняй его внимательно и качественно от самого начала до конца".
2.3.4 Результаты исследования по авторской проективной методике "Подарок"Методика направлена на изучение готовности брать на себя ответственность за результат при выполнении той или иной деятельности. Диаграмма 2.7.3. Распределение результатов по проективной методике "Подарок" среди студентов КГПУ им. К.Э. Циолковского.
Диаграмма 2.7.4. Распределение результатов по проективной методике "Подарок" среди студентов КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана. При сравнении выше представленных диаграмм видно, что среди студентов КГПУ доля студентов, готовых брать на себя ответственность выше (83%), нежели у студентов МГТУ (68%). Приведем примеры ответов студентов обоих вузов. Так студентов отвечающих следующим образом мы относили к категории студентов, готовых брать на себя ответственность: "Никаких вопросов я не задам своему другу", "все сделаю сам", "выберу сама", "можно ли выбрать подарок на свое усмотрение", "предложила бы свой вариант подарка". Студенты, не проявляющие готовность брать на себя ответственность отвечали следующим образом: "Какова примерная стоимость подарка? Где его лучше купить? Что лучше всего подарить молодоженам?"; "Какой подарок? Где купить? Как срочно это надо сделать? За какую цену? Куда доставить после покупки?"; "Что надо купить? Где? Точную цену, Что делать, если нет в продаже? Можно ли купить что-то другое?" Анализ результатов. Данные корреляционного анализа позволили нам прийти к следующим выводам. На формирование образа профессионального будущего молодого специалиста оказывают непосредственное влияние с одной стороны, такие факторы как мотивационная направленность, локус контроля, готовность принимать на себя ответственность, а с другой стороны, особенности приобретенного опыта учебно-профессиональной деятельности. Между такими личностными особенностями как мотивационная направленность и локус контроля существует положительная корреляционная зависимость (в группе специалистов гуманитарного профиля: р = 0,415 при sig.0,05 (Приложение №2, таблица 1); в группе специалистов технического профиля: р = 0,397 при sig.0,05 (Приложение №3, таблица 4)). Чем выше мотивация достижения, тем более выражен интернальный локус контроля. Между мотивационной направленностью и готовностью принимать на себя ответственность также выявлена статистически значимая корреляционная зависимость (в группе специалистов гуманитарного профиля: р = 0,423 при sig.0,05 (Приложение №2, таблица 2); в группе специалистов технического профиля: р = 0,349 при sig.0,05 (Приложение №3, таблица 5)). Чем выше мотивация достижения, тем более выражена готовность студентов принимать на себя ответственность. Также существует статистически значимая положительная корреляционная зависимость между локусом контроля и готовностью брать на себя ответственность. (в группе специалистов гуманитарного профиля: р = 0,420 при sig.0,05 (Приложение №2, таблица 3); в группе специалистов технического профиля: р = 0,373 при sig.0,05 (Приложение №3, таблица 6)). Чем более выражен интернальный локус контроля у студентов, тем выше показатель по готовности принимать на себя ответственность. Для обработки результатов использовался критерий ранговой корреляции Спирмена. Таким образом, молодые специалисты обоих ВУЗов интернального локуса контроля более склонны принимать на себя ответственность за выполнение определенной деятельности. У данного типа студентов также более выражена мотивация достижения, находящая в себе устремления на успех в различных сферах жизни. Прослеживается некая закономерность: число студентов, которые одновременно работали, обучаясь в университете, больше с экстернальным типом локуса-контроля. Но, как правило, у этих студентов приобретенный опыт работы мало связан с получаемой специализацией. Напротив, студенты с интернальным локусом контроля если и работали, то приобретенный ими опыт учебно-профессиональной деятельности частично или полностью соответствовал получаемой специальности. У студентов с экстернальным локусом контроля достаточно общий образ профессионального будущего, менее конкретизирован, чем у студентов интернального типа. Студенты с интернальным локусом контроля указывают следующие условия, которые, по их мнению, необходимы для успешного начала профессиональной карьеры: опыт работы, уверенность в себе. А студенты с экстернальным локусом контроля чаще выбирают такие варианты ответа, как: личные связи, знакомства; личное везение. Среди студентов с интернально-экстернальным локусом контроля встречаются ответы и интернального, и экстернального характера. У данного типа респондентов сложно дифференцировать определенную тенденцию того или иного типа локуса контроля. Полученные результаты авторской проективной методики "Подарок" свидетельствует о том, что молодые специалисты готовы брать на себя ответственность, что в целом свидетельствует о высоком уровне потребности и ее реализации в аспекте самостоятельности и независимости личности. Но в случае неудачи студенты с экстернальным или интернально-экстернальным локусом контроля вероятно перенесут ответственность на других. Молодые специалисты готовы брать на себя ответственность, хотя такие результаты и противоречат мнению некоторых экспертов, которые утверждают, что современная молодежь не способна брать на себя ответственность за выполнение той или иной деятельности. Исходя из полученных результатов, можно выдвинуть гипотезу о том, что попадая к руководителю с определенным стилем руководства (авторитарным), молодые специалисты теряют эту способность и приучаются быть сугубо исполнителями и не брать на себя ответственности. Хотя эта гипотеза и требует дополнительной проверки в дальнейших наших научных изысканиях. Результаты научной работы, на наш взгляд, будут полезны и актуальны как преподавателям ВУЗов, так и работодателям. Зная определенные закономерности формирования образа, а также те личностные характеристики, которые влияют на формирования профессионального образа можно придать этому процессу целенаправленный характер и избежать непоправимых ошибок и больших денежных затрат. Выводы На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: Гипотетическое предположение, выдвинутое в начале исследования, нашло в ходе его проведения статистически значимое подтверждение. На формирование образа профессионального будущего молодого специалиста оказывают влияние следующие особенности: ведущая мотивационная направленность, тип локуса контроля и готовность принимать на себя ответственность. Молодые специалисты с интернальным локусом контроля по сравнению с экстернальным более склонны принимать на себя ответственность за выполнение определенной деятельности. У интерналов также явно выражена мотивация достижения, заключающая в себе устремление на успех в различных сферах жизнедеятельности. У студентов с экстернальным локусом контроля достаточно обобщенный, малодетализированный образ профессионального будущего, а у студентов интернального типа, напротив, образ профессионального будущего более конкретизирован. Для большинства молодых специалистов характерно преобладание мотивации достижения над мотивацией избегание неудач вне зависимости от профессиональной направленности обучения. Рекомендации Для того, чтобы формирование образа профессионального будущего не носило стихийный характер, а было целенаправленным, управляемым процессом, нами выделены следующие условия, которые, на наш взгляд, просто необходимы для правильного формирования профессионального будущего молодых специалистов, обучающихся в высших ВУЗах. Ниже приведены наши рекомендации, способствующие правильному формированию образа профессионального будущего у молодых специалистов - выпускников высших учебных заведений. Во-первых, необходимо создание профессионально-педагогической среды в учебных учреждениях как основы профессионального развития личности и развития образа профессии у студентов вузов (организационно-методическая база, особенности организации учебно-воспитательного процесса, особенности взаимоотношений субъектов, требования к преподавателю); Во-вторых, необходимо воспитание готовности у молодежи к личностно-профессиональному развитию, развитию профессионального самосознания, самосовершенствованию; В-третьих, необходимо, чтобы со стороны общества была востребованность в специалистах, обладающих способностью к саморазвитию, а именно: самопознанию, самоосуществлению, самопониманию, самоактуализации и самореализации в современном социуме; В-четвертых, необходимо активное включение близкого социального окружения в процесс личностно-профессионального развития студентов; Также необходима диагностика и оценка индивидуальной динамики личностно-профессионального развития молодого человека; Далее, необходима гуманитаризация учебно-профессиональной подготовки молодежи, использование образовательных программ, способствующих широкому применению индивидуального подхода; Необходимо систематическое включение учащихся в коллективные формы учебно-трудовой взаимодействия и производительной деятельности, позволяющие организовать сотрудничество, общение, взаимопомощь, способствующие развитию общественной направленности, мотивационной готовности к труду, познавательной активности и воспитанию творческого мышления; А также необходимо формирование общетрудовых умений, составляющих основу саморегуляции, высокой культуры трудовой деятельности и профессионально важных качеств личности; Также необходимо предоставление студентам максимально возможной самостоятельности, активности, инициативы, организация реального участия молодежи в целостном процессе обучения. Все выше перечисленное, на наш взгляд, в полной мере способствует адекватному и правильному развитию образа профессионального будущего. ЗаключениеДанная работа была посвящена проблеме влияния личностных особенностей молодого специалиста на образ профессионального будущего. На настоящий момент эта тема достаточно актуальна, но, к сожалению, мало изучена и разработана. Одним из основных понятий данной работы стало понятие "образа профессионального будущего", психологическое содержание которого мы постарались раскрыть в нашей работе. Под образом профессионального будущего личности понимается отражение в сознании профессиональной деятельности, выраженной совокупностью знаний и представлений о будущей профессии и о себе как субъекте профессиональной деятельности, закономерный и индивидуальный результат процесса профессионального и личностного развития на этапе обучения в вузе, продукт профессионального самосознания и основное содержание профессиональной Я-концепции. В рамках данной работы была предпринята попытка обобщить различные подходы к пониманию образа профессионального будущего, а также описать такие личностные особенности, как мотивационная направленность, локус-контроля и готовность принимать на себя ответственность, которые оказывают непосредственное влияние на формирование образа профессионального будущего. В рамках данной работы была выдвинута гипотеза о том, что на формирование образа профессионального будущего молодого специалиста оказывают непосредственное влияние с одной стороны, такие факторы как мотивационная направленность, локус контроля, готовность принимать на себя ответственность, а с другой стороны, особенности приобретенного опыта учебно-профессиональной деятельности. Для проверки данного предположения было разработано и проведено исследование, состоявшее из нескольких самостоятельных этапов. В рамках проведенного исследования нами были подобраны методы и методики формирования выборки. Выбор методов и методик исследования был теоретически обоснован. Результаты проведенного исследования позволили нам подтвердить гипотезу о том, что на формирование образа профессионального будущего молодого специалиста оказывают непосредственное влияние такие факторы как мотивационная направленность, локус контроля, готовность принимать на себя ответственность. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что на основании его результатов возможна оптимизация процесса формирования образа профессионального будущего молодых специалистов. Исходя из результатов, полученных в ходе проведения авторской экспериментальной методики "Подарок", можно выдвинуть одну из гипотез будущего нашего исследования: "Попадая к руководителю с определенным стилем руководства (авторитарным), молодые специалисты теряют эту способность и приучаются быть сугубо исполнителями и не брать на себя ответственности. Хотя эта гипотеза и требует дополнительной проверки в дальнейших наших научных изысканиях. Возможное дальнейшее направление нашего исследования - разработка тренинговых занятий, целью которых будет целенаправленное формирование образа профессионального будущего молодых специалистов. Результаты научной работы, на наш взгляд, будут полезны и актуальны как преподавателям ВУЗов, так и работодателям. Зная определенные закономерности формирования образа, а также те личностные характеристики, которые влияют на формирования профессионального образа можно придать этому процессу целенаправленный характер и избежать непоправимых ошибок и больших денежных затрат. ГлоссарийПод образом будущей профессиональной деятельности личности понимается отражение в сознании профессиональной деятельности, выраженной совокупностью знаний и представлений о будущей профессии и о себе как субъекте профессиональной деятельности, закономерный и индивидуальный результат процесса профессионального и личностного развития на этапе обучения в вузе, продукт профессионального самосознания и основное содержание профессиональной Я-концепции. Образ профессионального будущего - результат психического отражения личностью конкретной профессиональной деятельности, представителей данной профессии, их образа жизни, на основе которого студент имеет возможность стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности. Образ профессионального будущего - это целостное представление о базовых компонентах профессии, которые выступают как связанные фрагменты единой структуры. Локус контроля - психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Мотивация - это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности. Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, но равно притягательными целями. Мотивация достижения - один из вариантов проявления мотивации деятельности, связанный, прежде всего, с преимущественной ориентацией личности на достижение успеха или избегание неудачи. Процессы мотивации имеют направление - достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее; сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание). Имеет место определенное психофизиологическое напряжение, т.е. процессы сопровождаются состояниями возбуждения, взволнованности, прилива или упадка сил. Ответственность - черта характера, отчетливо проявляющаяся на "установочном" и поведенческом уровне и как готовность, и как реализация этой готовности взять на себя груз принятия решения и санкций за неудачу не только, когда данная активность осуществляется самим "ответственным субъектом", но и когда на него формально или неофициально возложен контроль за проявлениями групповой активности и ее последствиями. Список используемой литературы1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1991. - 299 с. 2. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / Н.Р. Битянова. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 48 с. 3. Бодров В.А. Психология профессиональпой пригодности: Учеб пособие / В.А. Бодров. - М., 2001. 4. Бодров В.А., Ложкин Г.В., Плющ А.Н. Нелинейная модель мотивационной сферы личности // Психологический журнал, №2, 2001, с.90 - 99. 5. Большой толковый психологический словарь в 2-х Т. - М., 2003. - Т.1 от А до О. - 592 с. Т.2. от П до Я. - 560 с. 6. Боркенау П. // Журнал психологии личности и социальной психологии. - 1990. 7. Братусь Б.С. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии / Б.С. Братусь, В.Н. Павленко // Вопросы психологии. - 1986. - №4. - С.146-154. 8. Браун Д. Карьерный выбор и развитие/ Применение современных теорий в практике, 1984 9. Быкова, Е.Б. Образ будущего в картине мира и Я-концепция личиости: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01/Е.Б. Быкова. - СПб, 2003. - 23 с. 10. Быков С.В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах // Психологический журнал. - 2004. - №3. - С.34-43. 11. Бююль А. SPSS: искусство обработки информации / А. Бююль, Цефель, Петер. - М., 2002. 12. Воловикова М.И. Обретение "Я" / М.И. Воловикова, А.А. Трофимов // Труды Института психологии РАН. - М., 1997. - Т.2. - С.44-49. 13. Волш В.Д. Руководство профессионального, 1983. 14. Ганзен В.А. Систематика мысленных образов / В.А. Ганзен, А.А. Гостев // Психологический журнал. - Т.10. - №2. - 1989. - С.12-21. 15. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. - Киев, 1988. 16. Головаха Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев, 1984. 17. Горбачев А.В., Куприянов Е.А., Науменко А.С., Одинцова В.В., Шмелев А.Г. Методика "Структура трудовой мотивации" и перспективы её применения // Психологический журнал, №3, 2006, с.86 - 105. 18. Гулина Н.Р. Психологические условия становления профессиональной идентичности личности: дис. канд. психол. наук: 19.00.01/Н.Р. Гулина. - Новосибирск, 2004. 19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с. 20. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма / А.А. Деркач. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2004. - 752 с. 21. Друкер П. Эффективное управление. М., 2004. 22. Дьяконова Н.А., Юртайкин В.В. Авторитарная личность в России и США: ценностные ориентации и локус контроля // Психологический журнал. - 1999. - №2. - С.103-114. 23. Ермолаев О. Ю Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 336 с. 24. Жафяров А.Ж. Математическая статистика / А.Ж. Жафяров, Р.А. Жафяров. - Новосибирск: НГНУ, 2000. - 249 с. 25. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М., 2005. - 336 с. 26. Зерниченко А.Н., Гончаров Н.В. Мотивационный процесс, структура личности и трансформация энергий потребностей // Вопросы психологии, №2, 1989, с.105 - 114. 27. Иващенко А.В. Я-концепция личности в отечественной психологии / А.В. Иващенко, B. C. Агапов, И.В. Барышникова. - М., 2000. 28. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 1999. 29. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал, №2, 1995, с.27 - 41. 30. Климов Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - М., 1988. 31. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов. - М., 1995. - 223 с. 32. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М. - Воронеж, 1996. - 398 с 33. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. 34. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005. - 448 с. 35. Колесов Д.В. Эволюция психики. М., 1991. 36. Кон И.С. Категория "Я" в психологии / И.С. Кон // Психологический журнал. - 1981. - Т.2, 23. - С.25-36. 37. Кон И.С. Открытие "Я" / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 383 с. 38. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. - М., 1980. 39. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога, 1996. 40. Кузнецов И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01/Кузнецов Игорь Юрьевич. - М., 2000. - 21 с. 41. Лео Х.Д. Развитие карьеры: Концепции, Проблемы и Методы, 1992. 42. Леонтьев А.П. Образ мира / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - С.251-261. 43. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: 1971. 44. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1987. - 92 с. 45. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал, №2, 1992, с.107 - 117. 46. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 1991 - 296 с. 47. Лушин П.В. Изменение идентичности "психолога" / П.В. Лушин // Журнал практического психолога. - 2000 - № 12. 48. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. СПб.: Питер, 1983. 49. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1998. 50. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. 51. Нарыщкин А.В. Строение образа мира человека и соотношение понятий "знак" - "символ" и "значение" - "смысл" / А.В. Нарышкин // Вопросы психологии. - 2005. - №3. - С.89-99. 52. Новая философская энциклопедия в 4-х Т. / Сост. B. C. Степин. - М.: Мысль, 2001. - ТЗ. 53. Образ в регуляции деятельности / Под ред. Н.Л. Мориной, В.И. Козлова. - М.: РАО, 1997. - 218 с. 54. Ощанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ / Д.А. Ощанин. - М. - Воронеж: МОД ЭК, 1999. - 512 с. 55. Пряжников П.С. Игровой метод в профориентации: Методические рекомендации / П.С. Пряжников / Под ред. Е.А. Климова. - Пермь, 1989. 56.176. Пряжников П.С. Психологический смысл труда / П.С. Пряжников. - Воронеж, 1997. - 256 с. 57. Психологический словарь // Под ред.В. В. Давыдова [и др] М., 1983. 58. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред.Л.М. Митиной. - М., 1998. - 181 с. 59. Психология изучения личности: Учеб. пособие /А.А. Реан. - Спб: Михайлов, 1999. - 288 С. 60. Психология ответственности / Под ред. В.Е. Семенова. - Л.: Наука, 1983. - 240 С. 61. Психология и педагогика. Учеб. пособие / Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М.: Изд-во "Совершенство", 1998. - 320 с. 62. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. 63. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, П.В. Бордовская, СИ. Розум. - СПб.: Питер, 2005. - 432 с. 64. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 65. Системные механизмы мотивации / под ред. К.В. Судакова. М., 1979. 66. Словарь практического психолога // Сост. СЮ. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с. 67. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления / С.Д. Смирнов // Мир психологии. - 2003. - 4. - С.18-31. 68. Современная психология мотивации / Под ред. Леонтьева Д.А. - М.: Смысл, 2002. - 342 с. 69. Современный словарь по педагогике // Сост. Е.С. Рапацевич. - Минск, 2001. 70. Столин В.В. Самосознание личности /- М.: Изд-во МГУ, 1983. - 286 С. 71. Тимченко И.Н. Введение в педагогическую профессию / И.Н. Тимченко. - Новосибирск, 1997. - 144 с. 72. Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов / Автор-сост.Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2004. - 208 с. 73. Файзуллаев А.А. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент, 1987. 74. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. - М.: Педагогика, 1986. 75. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности /- Спб.: Питер Пресс, 1997. - 608 С. - (Серия "Мастера психологии"). 76. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. ПриложенияПриложение № 1 АНКЕТА Факультет психологии КГПУ им. Э.К. Циолковского проводит исследование проблем профессионального самоопределения выпускников вузов города Калуги на региональном рынке труда. Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Опрос проводится анонимно. БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО! Укажите Ваш: А) пол_______ Б) возраст_______ 2) В каком вузе Вы учитесь___________________________________ 3) Будущая Ваша специальность (по диплому) _____________________________________________________________ 4) Представьте, что Вам 17 лет и Вы решаете, куда пойти учиться, то Вы: А) выбрал (а) бы тот же вуз и ту же специальность; Б) выбрал (а) тот же вуз, но другую специальность _____________________________________________________________; (укажите какую) В) выбрал (а) бы другой вуз и другую специальность; Г) затрудняюсь ответить. 5) Обучаясь в вузе: А) Вы одновременно обучались другой специальности _____________________________________________________________; (укажите какую) Б) Вы одновременно работали; В) Вы не отвлекались на подработки и обучение другим специальностям. 6) Сразу после окончания вуза Вы: А) устроитесь на работу; Б) по-прежнему будете работать в той организации, в которой работали, учась в вузе; В) в ближайшее время работать не собираетесь: 1) пойдете в армию 2) собираетесь посвятить себя семье, рождению и воспитанию ребенка 3) другое_____________________________________________________ (что именно) 7) Закончите следующую фразу. "Через два года думаю, что Я _____________________________________________________________ 8) После окончания вуза Вы бы хотели, чтобы местом Вашей работы было: 1. Промышленное предприятие 2. Предприятие сферы услуг 3. Бюджетная организация 4. Другой вариант ответа________________________________________ (напишите какой) 5. Затрудняюсь ответить 9) Сразу после окончания вуза, что для Вас будет наиболее важно? Проранжируйте ниже приведенные утверждения по степени значимости (7-самое значимое, 1 - наименее значимое)
10) Какие условия будущей Вашей работы Вас устроили бы более всего: а) ненормированный рабочий день б) в моей зарплате оклад должен составлять незначительную часть, а остальное - бонус, премия и т.п. в) 8-ми часовой рабочий день г) основная часть моей зарплаты должна быть строго фиксированным окладом е) работа строго регламентированная (заранее известно, что делать, каким способом) ё) отсутствие жестких условий (сам выбираю способы достижения поставленной передо мной цели) ж) другое ______________________________________________ 11) Если Вы работали одновременно с обучение в ВУЗе, то насколько выполняема Вами работа
12) Вы считали бы для себя личным успехом, если бы Вам удалось устроиться после окончания ВУЗа в организацию _____________________________________________________________ (назовите организацию и должность) 13) По Вашему мнению, для того, чтобы выпускник ВУЗа успешно начал профессиональную карьеру, ему необходимы (укажите не более 2-х вариантов ответов) А) личные связи, знакомства Б) опыт работы В) хорошие оценки в дипломе Г) уверенность в себе Д) личное везение Е) свой вариант ответа _____________________________________________________________ 1 4) Как Вам кажется, с какими трудностями Вы можете столкнуться при устройстве на работу: А) отсутствие опыта работы; Б) высокая конкуренция на рынке труда; В) недостаточно полученных в вузе знаний; Г) неуверенность в себе; Д) отсутствие необходимых личных связей, знакомств. 15) Представьте себе следующую ситуацию: Вы устраиваетесь на работу. Работодатель предлагает Вам на выбор два варианта: А) работа по Вашей специальности и можно приступать уже сейчас; Б) работа по Вашей специальности с окладом в полтора раза больше, но требуется обучение. Обучение платное - 50% от стоимости платит за Вас организация, 50% платите Вы. По окончании обучения Вам необходимо будет сдать экзамен, и лишь по его результатам будет известно, займете ли Вы эту должность или нет. Какой вариант предпочтете (обведите выбранный Вами вариант) 16) Что для Вас предпочтительнее: А) рассматривать организацию как стартовую площадку для приобретения опыта; Б) рассматривать организацию как место Вашего дальнейшего карьерного роста. 17) Что в социальных льготах, предоставляемых Вашей будущей организацией, для Вас было бы наиболее важно (выберите один из вариантов): А) помощь в получении ипотечного кредита; Б) предоставление отпуска для получения послевузовского образования (второго образования, аспирантуры и т.п.). 18) Укажите Ваше семейное положение (подчеркните Ваш ответ): А) холост/ не замужем; Б) женат/замужем; В) разведен/ разведена; Г) вдовец/вдова. Есть ли у Вас дети: А) Да Б) Нет 20) Вы проживаете: А) вместе с родителями; Б) отдельно от родителей. ТЕСТ №1 Прочтите утверждения теста и оцените степень своего согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия: + 3 - полностью согласен; +2 - согласен; + 1 - скорее согласен, чем не согласен; 0 - нейтрален; 1 - скорее не согласен, чем согласен; 2 - не согласен; 3 - полностью не согласен. Дайте тот ответ, который первым придет вам в голову. Не тратьте время на обдумывание. Тест - форма A
ТЕСТ №1 Прочтите утверждения теста и оцените степень своего согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия: + 3 - полностью согласен; +2 - согласен; + 1 - скорее согласен, чем не согласен; 0 - нейтрален; 1 - скорее не согласен, чем согласен; 2 - не согласен; 3 - полностью не согласен. Дайте тот ответ, который первым придет вам в голову. Не тратьте время на обдумывание.
Тест - форма Б
Прочтите притчу: Вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. Ответьте на вопросы: Как Вы считаете, в чем смысл притчи? Чему лично Вас учит притча? Представьте себе следующую ситуацию: Ваш однокурсник (однокурсница) женится (выходит замуж), группа собрала деньги на подарок и Вашему другу поручают приобрести этот подарок. Однако друг заболел и просит Вас выполнить это поручение. Учитывая то, что у Вас есть свободное время, и покупка подарка Вас не затруднит, Вы соглашаетесь. Какие вопросы по поводу подарка Вы хотели бы задать Вашему другу? Приложение № 2 Корреляционный анализ взаимосвязи личностных особенностей респондентов (КГПУ) Таблица 1.
* Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed). Таблица 2.
* Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed). Таблица 3.
* Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed). Приложение № 3 Корреляционный анализ взаимосвязи личностных особенностей респондентов (МГТУ) Таблица 4.
* Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed). Таблица 5.
* Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed). Таблица 6.
* Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed). |
|
© 2010 |
|