РУБРИКИ |
Влияние национального воспитания в семье на совершенствование детей дошкольного возраста |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Влияние национального воспитания в семье на совершенствование детей дошкольного возрастаВлияние национального воспитания в семье на совершенствование детей дошкольного возрастаМинистерство образования РФ Российский Государственный Педагогический Университет имени А.И. Герцена Институт детства Кафедра психологии и психофизиологии ребёнка Курсовая работа Тема: «Влияние национального воспитания в семье на развитие детей дошкольного возраста» Выполнила: студентка 2-го курса, 1 группы очной формы обучения Афанасьева Марина Валерьевна Санкт – Петербург 2008 Содержание Введение Глава 1. Теоретическая часть 1.1 Теория привязанности 1.2 Роль матери в развитии ребенка 1.3 Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребенка 1.4 Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детей 1.4.1 Авторитарный стиль 1.4.2 Либеральный стиль 1.4.3 Авторитетный стиль 1.5 Специфика и задачи воспитания в еврейской семье Глава 2. Практическая работа по исследованию взаимоотношений родителей и ребенка 2.1 Цель исследования 2.2 Задачи исследования 2.3 Характеристика выборки 2.4 Описание методов Заключение Список используемой литературы Введение Проблема взаимоотношений между детьми и их родителями является одной из наиболее сложных и вечно актуальных проблем психологии. Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружающие его близкие люди, прежде всего родители. С первых месяцев ребенок осознает себя через отношения с родителями, и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни. Специфика родительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении с возрастом ребенка. Гипотеза нашей работы заключается в том, что особенности национального воспитания оказывают благоприятное воздействие на развитие психики ребенка. Люди в разных странах по-разному относятся к процессу деторождения и к тому, как затем воспитывать детей. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания детей, который включает в себя такие аспекты, как: · Кто занимается воспитанием детей, · Какой стиль воспитания считается наиболее правильным в данной культуре, · Особенности воспитания мальчиков и девочек и т.д. Когда исследователи стали оценивать особенности развития младенцев в разных культурах, то оказалось, что развитие не всегда идет одинаковым способом. В своей работе мы выбрали еврейскую культуру и ее представителей в городе Санкт-Петербург. Глава 1. Теоретическая часть1.1 Теория привязанностиПервоначально теория привязанности была предложена Джоном Боулби в качестве альтернативы психоаналитической концепции. В рамках психоанализа это раннее поведение ребенка описывается как инстинктивное. Боулби же хотел показать важность взаимного обучения. Изучая поведение детей, оставшихся без попечения родителей, он пытался объяснить их тревогу и формирование у них защитных механизмов в тех случаях, когда отношения со взрослыми не соответствовали потребностям детей. Эта теория оказала огромное влияние на понимание развития ребенка и была объявлена «одним из самых надежно спрятанных психологических секретов». Согласно Джону Боулби, между ребенком и ухаживающим за ним взрослым в первые два года формируются тесные отношения. Они строятся на взаимной направленности друг к другу: ребенок активно ищет контакта, а мать эмоционально отвечает на него. Это поведение биологически обусловлено и эволюционно оправдано, поскольку в первые дни после рождения ребенок должен найти того, кто будет защищать и оберегать его. Именно поэтому в первые часы после появления на свет он бодрствует существенно больше, чем позднее. Он предпочитает запах материнского молока другим запахам и чаще фиксирует взгляд на лице матери. Этого человека Боулби назвал «фигурой первичной привязанности». Важным положением теории является то, что ребенок не может формировать бесконечное число связей с разными людьми. Каждая связь требует от него активности, а ресурс у него небольшой. Любой разрыв отношений будет восприниматься болезненно и сужать возможности для дальнейшего формирования связей. Более того, тип отношений, которые он сформировал с близкими ему людьми, потом будет лежать в основе всех последующих взаимоотношений. На основе опыта общения с близкими людьми ребенок формирует «внутреннюю рабочую модель» взаимодействия, которая затем развивается и совершенствуется на протяжении всей его жизни. Внутренняя рабочая модель – комплекс связей между сигналами, идущими от взрослого, и реакциями новорожденного, и наоборот. Младенцы неосознанно придают значение объектам их социального мира, ориентируясь на поведение взрослых и контекста, в котором эти взаимодействия с ними случаются. Внутренняя рабочая модель позволяет ребенку создавать ряд ожиданий о причинах и последствиях текущих взаимодействий, а затем и о тех, которые будут переживаться в будущем. Она включает сначала эмоции относительно «фигуры привязанности», а потом и формирующиеся постепенно представления и мысли. Ребенок, всматриваясь во взрослого, как в зеркало, познает себя. Именно поэтому во внутренней рабочей модели представление о себе является дополнительным от представления о фигуре первичной привязанности. Выбор слов в понятии «внутренняя рабочая модель» не случаен и подчеркивает факт, что представления ребенка о взаимосвязях являются активными (рабочий компонент) и постоянно конструируются в процессе развития (модельный компонент), так что модели, сформированные в младенчестве, позднее реконструируются на более высоких уровнях сложности. Эти представления находятся на неосознаваемом уровне, но оказывают влияние на мысли и поведение на уровне сознания. Следовательно, внутренняя рабочая модель отражает генетическую потребность придавать значение и запоминать действие, реципрокно (взаимно обратное соответствие) связанное с фигурами первичной привязанности. Младенцы придают значимость разным объектам их социального мира исходя из того, как родители относятся к этим объектам, более того, они и себе придают значимость на основе отношения к ним родителей. В оптимальных условиях фигура(ы) первичной привязанности (мать и отец) физически и психологически доступны и крайне чувствительны к нуждам ребенка. Основная функция фигуры первичной привязанности по Боулби не в удовлетворении потребности в любви, как в классическом психоанализе, и не в удовлетворении физических потребностей ребенка, как в бихевиоризме, а в обеспечении защиты и безопасности. Именно поэтому эффективная привязанность обеспечивает ребенку инициативу, развитие исследовательского поведения и стремления к познанию. На основе взаимодействия с близкими людьми ребенок формирует защитную базу, объясняющую мир как безопасный, и чувство идентичности с объектом первичной привязанности. Поведение людей, с которыми ребенок себя идентифицирует («фигуры первичной привязанности») в момент кризиса позволят ребенку понять границы собственных возможностей. [10] Ребенок генетически может создать не более десятка привязанности, и среди них возникает иерархическая организация, когда отношения с мамой и папой становятся наиболее значимыми, а с бабушкой – менее (или наоборот, если воспитанием занимается бабушка). Привязанности изменяются во времени, поэтому сейчас существуют различные способы деления на стадии. Рассмотрим одну из классификаций стадий развертывания привязанности, которую предлагает Д. Штерн: ü В первые два месяца, ребенок выделяет себя и фигуру первичной привязанности. На основе этих ощущений возникает чувство себя и своего тела, ü Начиная со 2 до 9 месяца у него складывается чувство «внутреннего Я», которое формируется через восприятие Другого. Ребенок воспринимает себя следующим образом: «Я – тот, кого обнимают», «Я – тот, на кого редко смотрят», ü На третьем этапе (до полутора лет) возникает чувство своей субъективности, то есть отделенности себя от фигуры первичной привязанности. ü Четвертый этап связан со становлением речи, на основе которой понимание себя и других резко ускоряется. Возникает чувство «Словесного Я» и словесных отношений с окружающими. [9] Оказывается, что если ребенок ощущает безопасную привязанность от обоих родителей, то в подростковом возрасте окружающие будут оценивать его как социально компетентного. Если у девочки есть безопасная привязанность с отцом, то она менее агрессивна, чем ее менее счастливые сверстницы. Матери формируют с детьми более безопасные привязанности по сравнению с отцами. Восприятие собственного достоинства опосредуется привязанностью и социальной компетенцией. К двум годам ребенок знает, что есть «свои» и «чужие» и внутреннее понимает, как плохо быть чужим и как приятно – своим. Отличие теории привязанности от отечественных исследований состоит в том, что в российской традиции акцент делался на совместной деятельности ребенка и взрослого или на общении, понимаемом как деятельность. При этом взрослый понимался как фактор становления самосознания ребенка. Теория привязанности, авторы которой рассматривают ее как эволюционно-этологический подход, акцентируется на отношении ребенка и взрослого, которое существует в неразрывном единстве. Взрослый как бы интериоризуется (принимается внутрь) ребенком и начинает жить в нем. Достоинством теории привязанности является то, что она активно включает другие подходы. Для объяснения взаимодействия ребенка с фигурой привязанности используются представления теории научения, объясняющей фиксацию у ребенка многих реакций тем, что взрослые подкрепляют их, усиливая внимание к нему. При этом берутся элементы культурно-исторической теории Л.С. Выготского, поскольку помогающее поведение матери описывается как построение зоны ближайшего развития. Для описания интеллектуального роста ребенка Боулби опирается на представление о сенсомоторных схемах Ж. Пиаже. [13] 1.2 Роль матери в развитии ребенкаПсихическое развитие ребенка в последние десятилетия изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы. Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодействия как видотипичного - специфически человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения, содержания, предлагаемого конкретно-культурной моделью. М. Мид на основе своих исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей, в первую очередь матери, которые и являются основными “производителями” личности ребенка как члена своего, конкретного общества. Таким образом, можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре способах или путях “производства” этой модели. В современном обществе женщины имеют возможность быть успешными во многих сферах жизнедеятельности наравне с мужчинами. Этот прогресс породил конфликт между требованиями к женщине со стороны семьи и карьеры. Многие матери делают выбор в пользу карьеры, возвращаясь к трудовой деятельности еще до достижения детьми годовалого возраста. Однако по мнению большинства психологов роль матери имеет огромное значение для развития ребенка младенческого возраста, а в некоторых ситуациях мать просто незаменима. Именно она имеет возможность чутко и своевременно реагировать на потребности младенца. А это очень важно, так как у ребенка, потребности которого своевременно удовлетворяются, формируется доверие к окружающему миру; закладывается нормальная самооценка; он способен проявлять заботу о матери и любовь к ней, устанавливать привязанность к людям; готов исследовать окружающий мир. Уже на первом году такой ребенок развивается как личность и становится способным функционировать самостоятельно. Если же мать не уделяет достаточного внимания своевременному удовлетворению потребностей младенца, он чувствует себя незащищенным и, прежде всего, обеспокоен удовлетворением своих первичных потребностей. Такой младенец не может развиваться в личностном плане, так как его развитие сводится скорее к последовательности реакций на неудачи окружения, чем к внутренним стремлениям. Кроме того, нарушение взаимодействия с матерью может привести к отставанию в социально-эмоциональном развитии, нарушению психического здоровья и отсутствию интереса к познавательной деятельности. Отрицательным является не только слишком слабый интерес матери к потребностям ребенка, но и тенденция к гипертрофированной заботливости, так как это приводит к нежелательной резкой перемене, когда мать возвращается к прежним заботам. А в случае чрезмерной психической стимуляции матерью младенца, у него может возникнуть тревога и недоверие, а у матери – произойти эмоциональное перегорание. Таким образом, чувствительность к сигналам младенца, удовольствие от взаимодействия с ним, отзывчивость на его реакции, положительно сказывается на развитии ребенка. Задача матери снижать напряжение сразу же после его проявления и давать удовлетворение прежде, чем потребность достигнет высшей точки. В этом случае малыш выглядит для окружающих малотребовательным. При этом более сложной задачей, чем различие наличия или отсутствие потребностей является отличие одной потребности от другой. Заботливая мать, которая не допускает несвоевременных отлучек и не позволяет себе увлекаться другими людьми, делами и личными интересами, точно определяет желания ребенка, она понимает первый язык младенца и следует ему, что в свою очередь, важно для удовлетворения именно насущной потребности, а не какой-либо другой. Если мать восприимчива, доступна для младенца и эмоционально реагирует на него, принимая его поведение и сотрудничая с ним, у ребенка развивается уверенность в собственных силах и большая степень доверия к матери, которая обеспечивает его безопасной опорой для исследований, способствует появлению новых интересов и способов действия. При этом, распространение эмоций, родившихся в сфере общения, на познавательную деятельность является одним из механизмов, благодаря которым ребенок из состояния сосредоточения на человеке и отношениях с ним переходит к общению по поводу предметов, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. [10] 1.3 Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребенка Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье - первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка и взрослого создает семья. Это включает в себя постоянное взаимодействия с родителями, родственниками, соседями. Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. [1] Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия. Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и др.) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известен феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком. Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. [2] В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами. Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении. Нужно позволять детям выражать свои чувства и вовремя стабилизировать возникающие у них нервные напряжения, действовать согласованно в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей. Современный мир характеризуется ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику. На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. [4, 6] Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья. [3] 1.4 Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Воспитание детей - сложное, но в то же время благодарное занятие. Исследовательница Баумринд, изучавшая в начале шестидесятых годов ХХ века различные стили воспитания, пришла к выводу, что они различаются по четырем параметрам: проявление родительской теплоты, стратегия создания и поддержания дисциплины, способ общения и ожидания, возлагаемые на ребенка. Она выделила три стиля воспитания: авторитарный, либеральный и авторитетный. Исследования показывают, что существует взаимосвязь между родительским стилем воспитания и успеваемостью ребенка в школе, его сексуальной активностью, вероятностью его вовлечения в преступную деятельность, проявлением жестокости и антиобщественного поведения, депрессиями, употреблением алкоголя и наркотиков, а также уровнем его самооценки. [8] 1.4.1 Авторитарный стильАвторитарному (диктаторскому) стилю воспитания недостает теплоты, для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме “родитель- ребенок” превалирует над общением ребенок-родитель, ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики. Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют свою любовь и кажется, что они несколько отстранены от своих детей. Родители отдают инструкции и приказы, при этом, не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается - часто физически. Но родители все же не переступают черту и не доходят до избиения и жестокого обращения. Так как дети во избежание наказания постоянно подчиняются своим родителям, то они становятся безынициативными. Авторитарные родители также ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста. Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка. Такие дети в подростковый период легче поддаются дурному воздействию со стороны сверстников; они привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями и зачастую попадают под сильное влияние сверстников. Будучи часто разочарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей и принципов. Существует обратная зависимость между подобным авторитаризмом и хорошей успеваемостью. [7] 1.4.2 Либеральный стильДля либерального (свободного) стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение “ребенок-родитель” превалирует над отношениями “родитель- ребенок”, а также либеральные родители не возлагают на своих детей больших ожиданий. Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми. Они верят, что именно это научит их отличать правильное от неправильного. Либеральным родителям сложно установить четкие границы допустимого поведения для своих детей, они непоследовательны и часто поощряют раскованное поведение. Если определенные правила или стандарты и существуют в семье, то детей не заставляют следовать им в полной мере. Парадоксально то, что дети из таких семей становятся самыми несчастными. Они более подвержены таким психологическим проблемам, как депрессии и разного рода фобии, среди них высока склонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия. Стейнберг указывает на прочную взаимосвязь между либеральным стилем воспитания и плохой успеваемостью в школе, так как родители мало интересуются образованием детей и не проводят с ними обсуждений и дискуссий на различные темы. Другими негативными последствиями являются нарушения сна и отсутствие чувства безопасности. 1.4.3 Авторитетный стильДля авторитетного стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Авторитетные родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. В отличие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы. Авторитетные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении и контролируют их выполнение. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. У детей есть альтернатива, их поощряют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств. Исследования также показывают, что такие дети менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними. У таких детей вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения, существенно выше, они менее агрессивны и обычно добиваются большего успеха в жизни. Более того, в отличие от других детей они лучше приспособлены к жизни. Стейнберг доказывает, что эти дети более уверены и ответственны, поэтому вероятность злоупотребления ими наркотиками или алкоголем значительно меньше, как и возможность быть вовлеченными в преступную деятельность. У них также отмечается меньше фобий, депрессий и проявления агрессивности.[5] 1.5 Специфика и задачи воспитания в еврейской семье Традиционное отношение евреев к детям, основы которого были заложены в библейскую эпоху, отражает нормы и представления, характерные для патриархальной семьи. Согласно библейскому предписанию, деторождение — основная цель брака. Продолжение рода было одной из высших ценностей в социальной этике древних израильтян. Бездетность считалась величайшим несчастьем, равносильным смерти. Чадолюбие стало одной из наиболее характерных черт еврейской национальной психологии. Забота о детях начиналась с момента их появления на свет: новорожденного купали, обмывали соляным раствором и пеленали. Уход целиком возлагался на мать, которая кормила младенца грудью. Первые годы жизни ребенка воспитывала в основном мать. Когда дети становились старше, ответственность за воспитание сына принимал на себя отец; о воспитании дочери до ее замужества продолжала заботиться мать. Дети обязаны были почитать обоих родителей. Почитание родителей проявлялось главным образом в повиновении их воле. Еврейская традиция особо подчеркивает лежащую на родителях обязанность воспитания детей в соблюдении религиозных заповедей и обучения их Торе. В Государстве Израиль уделяется большое внимание охране здоровья и воспитанию детей. В стране существует широкая сеть разнообразных детских учреждений. Имеются сотни дневных дошкольных заведений, обслуживающих десятки тысяч детей в возрасте от 6 месяцев до 4 лет. [15] В традиционном иудаизме обязанность воспитания детей лежит не на матери, а на отце, так как отец всегда воспринимается в семье как авторитет, которого следует слушаться и который может быть строгим, в отличие от матери, которая может дать ребенку послабление и баловать его сверх меры. И ко всему прочему, мама гораздо больше времени проводит с детьми, а отец может весь день работать и встречаться с семьей по выходным, что бы избежать такой ситуации Тора обязывает отца воспитывать детей, уделять им время не смотря на усталость и занятость. [16] Воспитательные задачи, стоящие перед еврейскими родителями, несколько выходят за рамки обычных. Их успешность нельзя оценить набором критериев, по которым обычно судят, насколько "удачным" получился ребенок, оправдал ли он надежды своих родителей. Как и все родители, еврейские мамы и папы мечтают, чтобы их ребенок успешно реализовал заложенный в нем потенциал: добился успехов, был счастлив в семейной жизни, удачлив в делах, уважаем в своем кругу и т.п. Для достижения этой цели взрослые пользуются определенными воспитательными приемами — наказанием, поощрением, увещеванием, ориентацией на авторитеты. Не правда ли, все перечисленное с равным успехом относится к любой нормальной семье, независимо от ее морального климата, устоев, социального уровня, религиозной принадлежности? Однако для удачного еврейского воспитания всего этого недостаточно. Все помыслы и поступки, сопутствующие становлению каждого еврея как личности, должны быть соотнесены с Торой. "Удачный" ребенок в еврейской семье — это не только тот, кто честен, бескорыстен, щедр, великодушен, но и свободен от ложных беспокойств, страхов и волнений. Он выполняет свои духовные обязанности с радостью и совершенно искренне, строит свои отношения с родителями на основе любви, уважения и страха перед ними. Прежде всего сами родители должны жить в соответствии с Торой и обладать теми человеческими качествами, которые они хотели бы видеть в своих детях. Это требует от взрослых постоянной и упорной работы над собой, воспитания в себе черт характера, которые они хотят видеть в своих детях. Наивно было бы предполагать, что многие из взрослых близки к идеалу, однако важно постоянное стремление к самоусовершенствованию. Когда дети наблюдают, как близкие им люди искренне стремятся что-то изменить в себе к лучшему, это побуждает их разобраться с неполадками в самих себе, вооружает терпением в борьбе с возможными ошибками и недостатками. В семьях, где существует тесная эмоциональная связь между детьми и родителями, последние обладают необыкновенной силой воздействия на подростков. Согласно Торе ребенок обязан выделять своих родителей изо всех людей, с которыми ему приходится сталкиваться в жизни. Создатель предписывает естественный страх перед родителями, сочетающийся с глубоким почтением и уважением. Всем детям свойственна некоторая идеализация дорогих для них людей, поэтому зачастую они испытывают благоговейное чувство к своим родителям и ощущают на себе их сильнейшее влияние. Любой разговор с детьми, любой контакт имеет глубокий смысл и далеко идущие последствия. Таким образом, родители постоянно чувствуют себя ответственными за все сказанное и содеянное. Мысль о том, что все промахи могут нанести детям непоправимый вред, пугает. Но не следует впадать в уныние: чтобы ошибки, совершаемые родителями зачастую совершенно бессознательно, могли существенным образом повлиять на характер взаимоотношений в семье, они должны многократно повторяться. Кроме того, постоянное общение с детьми и духовная близость с ними сглаживают возможные шероховатости, нейтрализуют неблагоприятный резонанс от допущенных ошибок. Важно отнестись к этому осознанно и умело использовать свою власть. Правильное воспитание в еврейской семье должно установить с детьми отношения, наполненные любовью, доверием и страхом. Благодаря такому стилю воспитания ребенок приучается подчиняться общественным правилам, с легкостью выполнять то, что считается правильным, а не то, что ему хочется делать. Ребенок должен бояться последствий своего неудовлетворительного поведения. Тогда, став взрослым, он будет страшиться наказания за свои проступки, зная, что "есть Глаз, который видит, и есть Ухо, которое слышит". Приучая ребенка к послушанию, родители одновременно знакомят его с понятиями "поощрение" и "наказание". Страх перед наказанием стимулирует послушание. Не следует забывать, однако, что страх должен строиться на родительской любви. Любовь и влечет за собой страх — страх ослушаться того, кого любишь. Таким образом, не страх сам по себе, а любовь является главным в воспитании детей. Доверие — это то чувство, которое связывает любовь и страх. Если ребенок доверяет родителям, чувствует, что наказание — не следствие их дурного настроения, то в конце концов он признает, что наказан заслуженно. В этом случае у ребенка не возникает чувство враждебности и желание отомстить за несправедливость. Итак, мы видим: любовь, доверие и страх — важнейшие компоненты сознания, которое еврейские родители должны выработать в своих детях. Такого человека можно с полным правом назвать "удачным продуктом" еврейского воспитания. Итак, когда родители воспитывают в своих детях чувства любви, страха и доверия к себе, они тем самым строят необходимую основу для духовного роста своих детей. Эти чувства не только составляют основу духовного существования еврея, но и позволяют родителям развивать своих детей в желательном направлении и в соответствии с важнейшей задачей еврейского воспитания: вырастить поколение, которое будет следовать примеру родителей и перенимать их взгляды, систему их ценностей и образ жизни. Недостаток родительской любви оттолкнет ребенка. Отсутствие веры вызовет отчужденность и непослушание. Неустрашимость толкнет на поиски собственных путей в жизни — когда родители теряют власть, дети берут ее в свои руки. [14] Глава 2. Практическая работа по исследованию взаимоотношений родителей и ребенка2.1 Цель исследованияВыявить специфику отношения матери к ребенку, уровень благополучия в семье, а также эмоциональное состояние ребенка. 2.2 Задачи исследования1. Оценить текущее психоэмоциональное состояние детей в исследуемой группе; 2. Определить степень эмоционального благополучия детей в еврейской семье; 3. Выявить специфику отношения матери к ребенку в еврейской семье. 2.3 Характеристика выборкиЭксперимент по исследованию отношений родителей и ребенка проходил в школе-саду «Менахем». Испытуемые - дети дошкольного возраста (3-7 лет). В исследовании приняло участие 10 детей (5 мальчиков и 5 девочек, 5 детей старшего дошкольного возраста и 5 детей младшего дошкольного возраста). 2.4 Описание методовДля решения поставленных задач нами были использованы следующие методики: 1. Методика «Рисунок семьи». Для исследования использовалось: лист белой бумаги А4, 24 цветных карандаша. Рисунок проводился по отдельности с каждым ребенком. Ребенку давалась инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». После того, как он выполнит задание, спрашивалось: кто здесь нарисован. Обработка данных: каждый рисунок оценивался в баллах по критериям: · Размер фигур · Цветовая гамма · Количество людей · Наличие лишних деталей или людей · Расположение ребенка относительно родителей · Нажим · Детализация человека Каждый критерий оценивался максимум в 10 баллов. Результаты: дети младшего дошкольного возраста за рисунок получили от 22 до 39 баллов, а дети старшего дошкольного возраста – от 58 до 66 баллов. 50 % испытуемых на рисунках не рисовали себя, изобразили схематичный рисунок. Это дети младшего дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста изобразили себя на рисунках, рисовали яркие и детализированные рисунки. Выводы: исходя из анализа рисунков детей мы пришли к выводу, что 50% детей относятся к эмоционально благополучным (дети старшего дошкольного возраста), и 50% относятся к эмоционально неблагополучным (дети младшего дошкольного возраста). 2. Краткий цветовой тест Люшера. При применении краткого варианта используется набор (таблица) из восьми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7). Карточки всех цветов был разложены на столе перед детьми. Для детей 5-7 лет предлагалось выбрать цвет, который сейчас больше всего нравится. Ребенок показывал его, а исследователь убирал данную карточку. Так продолжалось до того момента, пока все карточки не были убраны. Детям 3-4 лет все цвета раскладывались в виде ромашки и задавался вопрос: какой лепесток ты сорвешь первым. И так до того момента, пока все лепестки не были убраны. Последовательность выборов заносилась в таблицу. 3. Метод Анкетирования. Для данного эксперимента была использована анкета на выявление отношения матери к ребенку. Состоит из 42 вопросов с вариантами ответов в скобках, которые нужно подчеркнуть (Приложение 1). Анкета давалась домой на 1 неделю. Обработка данных: ответы анкеты обрабатывались в баллах: Всегда, да – 4 балла Часто – 3 балла Иногда – 2 балла Редко, не знаю – 1 балл Никогда, нет – 0 баллов. Если данный ответ имел отрицательное значение, то баллы ставились наоборот. Все вопросы разделены на 3 шкалы: 1. Чувствительность – нечувствительность 2. принятие – отвержение 3. Поддержка – игнорирование Результаты: все матери относятся к своим детям чувствительно, все их поддерживают, 90% матерей принимают своих детей. Список используемой литературы 1. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. - М.: Просвещение, 1972. 2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999. 3. Гинтарас Хоментаускас Семья глазами ребенка. Дети и психологические проблемы в семье. М.: У-Фактория, 2006. 4. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи. //Социологические исследования, 1995. В. Н. Дружинин Психология семьи. Спб: Питер, 2005.5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1983. 6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Просвещение, 1986. 7. Матейчек З. Родители и дети: Книга для учителя: Пер. с чешского. - М.: Просвещение, 1992. 8. Немов Р.С. Психология. Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2000. 9. Популярная психология для родителей. Под ред. Спиваковской А.С. СПб.: СОЮЗ, 1997. 10. Семаго Н., Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: Речь, 2006. 11. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). — М.: Педагогика, 1986. 12. Чуб Н. В. Справочник для родителей. Психология ребенка от А до Я. М.: Основа, 2007. 13. http://www.mjcc.ru/Evreiskii_Jenskii_Virtyalnyi_Klyb/Evreiskaia_semia/Evreiskoe_vospitanie/index.html 14. http://www.eleven.co.il/article/10975 15. http://shmaisrael.nnm.ru/vospitanie_deteiy_v_iudaizme |
|
© 2010 |
|