РУБРИКИ |
Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентовПервые две группы факторов (первая больше, вторая относительно меньше) представлены педагогикой семейных отношений. Великий советский педагог А. С. Макаренко в своей "Книге для родителей" писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!". Если воспользоваться традиционной схемой различения сфер семейных отношений (хозяйственно-бытовые, нравственно-психологические, интимно-личные), то тогда окажется, что первая группа факторов охватывает нравственно-психологическую "ипостась" этих отношений, тогда как вторая – хозяйственно-бытовую. Воспитание необходимых для семейной жизни качеств (таких, как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие) более всего и происходит в незримой, но чрезвычайно влиятельной области педагогики отношений, дефекты которой порождают последующие отклонения в поведении. [3] Важной областью этих отношений выступают "горизонтальные" взаимоотношения между супругами-родителями и прочими взрослыми членами семьи и близлежащего семейного окружения - взаимоотношения, которые более всего и задают особенности морально-психологического климата семьи. В современной социальной психологии принято делить все виды отношений между людьми на следующие. Сотрудничество - идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и взаимную поддержку. Паритет - ровные, «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде членов союзов. Соревнование - желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве. Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. И наконец, антагонизм - резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохраняется из-за сильного давления извне. Естественно, что наилучшим видом для последующего воспроизводства выступает сотрудничество. В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический. Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания семьянина обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же "принципов", либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей. [22] Два других авторитарный и демократический образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза. О воспитательных возможностях этих стилей семейных взаимоотношений долго говорить не приходится. Однако есть еще одна характеристика «горизонтальных» семейных отношений, которая весьма существенно определяет направление их педагогического воздействия, та, которая исследователями определяется как смысловая направленность взаимоотношений. Направленность эта может быть трех типов. Первая - на деятельность (преимущественно трудовую). Вторая - на взаимоотношения с другими людьми. И третья – на себя и самоудовлетворение. Кем для ребенка выступают родители? Во-первых - источником эмоционального тепла и поддержки. Во-вторых - властью, высшей инстанцией распорядителем благ. В-третьих - образцом и примером для подражания, Ну, а в-четвертых - другом и советчиком. Так вот, несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, "удельный вес" их в разные возрастные периоды неодинаков. В младенчестве и начале детства "лидирует" первая функция, в раннем и позднем детстве - вторая, в младшем школьном возрасте - третья, а вот с наступлением пубертатного периода все больший вес приобретает четвертая. Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком. [9] С точки зрения последствия стилей взаимоотношений в семье доказано, что наилучшим из них (особенно в юношестве) является демократический стиль, в максимальной степени способствующий не только поддержанию нормальных отношений с детьми, но и формированию у последних таких важнейших качеств гармоничной личности, как инициатива, ответственность, самостоятельность и активность. При данном стиле взаимоотношений неизбежно включенный в них (и в них и происходящий) воспитательный процесс осуществляется твердо последовательно, но гибко и рационально, с обязательным объяснением мотивов своих требований и поощрением их обсуждения; власть используется только в силу крайне необходимости, правила не являются догмами, а мнения взрослых - истиной в последней инстанции. Стиль взаимоотношений весьма существенно определяет эмоциональный их тон. Если представить его в виде некоторой шкалы, то на одном ее полюсе расположится родительская любовь - очень близкие, теплые и доброжелательные отношения, а на другом - далекие, холодные и враждебные. Во многих исследованиях показано, что родительская любовь необходима для самоуважения взрослеющего ребенка, его хороших взаимоотношений с другими людьми, положительных представлений о себе самом. Отсутствие же ее приводит к нервным и психическим расстройствам, вызывает враждебность и агрессивность по отношению к другим людям. Стиль взаимоотношений реализуется и в средствах воспитания: внимании и поощрении - в первом случае и строгости и наказании - во втором. Использование первого типа средств обычно приводит к формированию гармонично развитой личности, использование же второго типа чревато формированием личности ущербной. Ибо эмоциональный тон и преобладающие средства воспитания проявляются еще и в типе семенного контроля и дисциплины, где опять-таки на одном полюсе находится ориентация родителей на активность, самостоятельность и инициативу, на другом - зависимость, пассивность и слепое послушание, что сполна проявляется в наших детях либо по сходству, либо по контрасту. Стиль взаимоотношений можно представить в виде некоторого континуума, на одном полюсе которого безоговорочно царит авторитарность, на другом - демократия, а в центре находится нейтральный стиль взаимоотношений. [26] Крайняя, вопиющая авторитарность взаимоотношений будет представать в насилии (побоях и т. п.), проявляясь в виде мотива принуждения. Далее, по степени ее уменьшения последовательно будут идти угроза насилием и вытекающий из него страх; внушение уважения и следующее из него раболепное восхищение; напоминание о своем «взрослом» положении и предполагаемое им слепое послушание; твердое указание «делай то-то и то-то» и подразумеваемое им уже более разумное повиновение, и, наконец обещание неких благ и, как следствие, стремление к ним. Для юношества подобные (вытекающие всего-навсего из стиля взаимоотношений!) средства воздействия попросту неприемлемы, тем более что результаты их использования вполне предсказуемы: авторитарность порождает, пассивную, послушную, но совершенно безынициативную, лишенную всяческой самостоятельности личность; по контрасту же - бунтаря и негативиста, причем в первом случае взаимоотношения родителей и детей станут целиком и полностью односторонними, а во втором - просто прервутся и, возможно, навсегда. Эффективность семьи в подготовке юношей и девушек к семенной жизни во многом определяется положением, которое они в ней занимают, т. е. прежде всего наличием четкой определенности прав и обязанностей, участием в обсуждении семейных проблем и информированностью о внутри- и внесемейных проблемах. К сожалению, во многих семьях этого нет, и результатом подобного (осознанного или бессознательного) отстранения юношей и девушек от выполнения бытовых обязанностей и участия в обсуждении общесемейных дел и проблем обычно выступает их низкая включенность в семью, своеобразное отчуждение и отстранение от нее, проявляющиеся далее в потере семьей влияния на их поведение, помыслы и чувства. Социологические исследования показывают, что более половины городских школьников участвуют только в трех, не требующих особых знаний и умений видах домашних дел - покупке продуктов, уборке дома и мытье посуды. Приготовление пищи, починка одежды и бытовых приборов, оплата счетов в сберкассе, проверка выполнения домашних заданий у младших - словом, все то, что реально способствует формированию сознательного отношения к семейной жизни, подготавливает к выполнению всего связанного с нею комплекса функций, для большинства из них остается «тайной за семью печатями». Самое же, пожалуй, парадоксальное заключается в том, что ученики девятых-десятых классов - без пяти минут семьянины - имеют меньше домашних обязанностей, чем лишь эпизодически задумывающиеся о браке и семье чем шести или восьмиклассники! 2.2 Отцовство в меняющихся социокультурных условиях Семья – необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление. Родительство как психологический феномен предполагает наличие двух его составляющих: отцовства и материнства. Отцовство как социальная роль – значительно более позднее образование, считает М. Мид, нежели материнство. Идеальным считается отец, способный создать материальное благополучие для своих детей. Взаимоотношения отца с младенцами ограничивались единичными контактами. В дошкольном и школьном возрасте воспитывал не столько отец, сколько его авторитет, поддерживаемый матерью: «Папа будет недоволен тобой!». Непосредственное общение отца с ребенком сводилось к двум формам: дисциплинирующей и обучающей – передаче подросшему ребенку профессиональных навыков и знаний. [24] Элизабет Бадинтер утверждает, что роль отца, матери и ребенка устанавливается в соответствии с общественными потребностями и преобладающими в обществе представлениями о ценностях. Если основное внимание идеологии направляется лишь на мужа и отца, наделяя его всеми полномочиями, то мать отступает в тень, а ее статус приравнивается к статусу ребенка. Напротив, если общество заинтересовано в сохранении здоровья и воспитании ребенка, то его внимание направляется на мать, которая в ущерб отцу становится главным персонажем. Последнее более характерно для современного общества. Если рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что отцовство не является обязательным компонентом семьи; оно скорее выражает принадлежность к определенному типу культуры, а не биологическую функцию. И.С. Кон условно делит человеческие культуры на «отцовские», (в которых отцовская роль мужчины значительна), и «безотцовские» (в которых мужчина выступает в большей мере как самец, чем как отец). «Безотцовские» культуры характеризуются большей мужской агрессивностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее теплыми отношениями между всеми членами семьи. Отличительная черта мужского поведения – повсюду помогать добывать пищу женщинам и детям. Во всех известных человеческих обществах везде в мире будущий мужчина усваивает то, что когда он подрастет, то чтобы стать полноправным членом общества, он должен будет обеспечивать пищей какую-нибудь женщину и ее потомство. Однако степень социальной ответственности мужчины за жизнеобеспечение женщины и потомства, направленность такой опеки (каких женщин и чьих детей он обеспечивает) зависит от различных социальных условий, но как правило решающим будет стремление мужчины обеспечивать благополучие собственных детей, хотя бывают исключения. Так, среди жителей островов Тробриан каждый мужчина заполняет продуктами амбар своей сестры, а не жены. На островах Ментавай все мужчины не покидают отцовский дом до тех пор, пока не подрастут втайне зачатые ими дети и не смогут работать на них. До этого времени дети усыновляются отцами их матерей, и кормят их братья матери. Таким образом, социальная функция мужчины заключалась в том, что он обеспечивал женщин и их детей, в данном случае детей своей сестры вместо собственных. В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В городе положение изменилось. Как работает отец, дети не видят, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери. В традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонификация власти, высший дисциплинатор и пример для подражания, а нередко и непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности. В современной городской семье эти традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт. Сила отцовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего, в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. [23] Анализируя отцовство в меняющихся социокультурных условиях, М.Мид отмечает, что отец имеет важнейшее значение для развития ребенка с самого момента рождения: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к развитию у ребенка психопатологии. По мнению И. Лангмейера, З. Матейчека, роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он – олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. Отец – «наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике». Он способствует «ориентировке на будущую профессию» и создает социально полезные цели и идеалы». Лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими. Личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого змоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим. Таким образом, многие проблемы современного общества, семьи, системы воспитания имеют исторические корни и социальные причины. И во многом современный кризис отцовства обусловлен противоречивыми и стереотипными представлениями о роли отца, смешение отцовских и материнских ролей, выполнением в силу различных обстоятельств женщиной отцовских функций. Тем не менее, большинство авторов считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей, однако, отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери. 2.3 Роль отца в воспитании ребенка В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи. Почему же в настоящее время отец в воспитании детей оказался за бортом. Справедливо возникает вопрос: не потому ли растет преступность, и стали обычным явлением школьные неврозы, побеги из дома, бродяжничество, самоубийства среди детей и подростков? Не выбили ли мы сами почву из-под ног, оттеснив отца из сферы семейного воспитания, сознательно принижая его значение в правильном формировании личности ребенка? Общеизвестно, что отец в семье символизирует силу и защиту, и, когда отца нет, ребенок этой защиты лишается. «Нет отца» - это еще не значит, что семья неполная и мать воспитывает ребенка одна. Дело в том, что отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически быть ребенком и как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается, что вроде и есть отец, и нет его. И не к кому ребенку идти, когда ему страшно. Мама- это ласка, доброта, нежность, но мама не защитник и никогда им не будет. Или папа будет для ребенка защитой, или защитника у ребенка не будет никакого. Особенно неблагоприятным психологическое отсутствие отца в семье бывает для мальчиков. В психологии есть такое понятие- идентификация, то есть восприятие себя подобным другому. Иными словами, с кого бы ребенок хотел брать пример, кому бы хотел подражать - отцу или матери. Доказано, что возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет. Успешность идентификации в основном зависит от авторитетности родителя того же пола в воспитании детей, то есть опять же от воспитания, от поведения родителей в собственной семье. Есть отцы, которые ведут себя на работе очень решительно и властно, а в семье проявляют женоподобное поведение, полностью подчиняясь жене. Ребенок чувствует это, улавливает двусмысленность поведения отца и не хочет ему подражать, то есть может нарушиться идентификация со своим полом. [24] Нравственная позиция отца определяет его позицию как воспитателя. Она отличается от материнской. Если по своей природе женщина - существо более эмоциональное, одухотворенное, то и в педагогической деятельности она, в основном, руководствуется чувствами. Мужчина же, как человек рациональный, деловой и серьезный, как правило, и в семейное воспитание вносит акцент разумного. А значит, он четче и реалистичнее осознает цель воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, мотивированно, а не чувственно избирая для этого необходимые средства, методы и приемы. 2.4 Выводы по второй главе Стиль взаимоотношений можно представить в виде некоторого континуума, на одном полюсе которого безоговорочно царит авторитарность, на другом - демократия, а в центре находится нейтральный стиль взаимоотношений. Семья – необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление. Личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого змоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим. Особенно неблагоприятным психологическое отсутствие отца в семье бывает для мальчиков. В психологии есть такое понятие- идентификация, то есть восприятие себя подобным другому. Иными словами, с кого бы ребенок хотел брать пример, кому бы хотел подражать - отцу или матери. Доказано, что возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет. Глава III. Корреляционное исследование роли отца в формировании личности ребенка 3.1 Обсуждение результатов исследования личностных особенностей студентов, воспитывавшихся без отца Для проверки выдвинутой нами гипотезы были сформированы 4 группы: 2 экспериментальные и 2 контрольные, в состав которых вошли молодые люди женского и мужского пола. В экспериментальную группу вошли студенты, которые росли в неполной семье (без отца), а в контрольную группу – студенты, которые воспитывались в полной семье с отцом. Возраст испытуемых варьирует от 18 до 23 лет. В исследовании приняли участие всего 62 девушки и 20 юношей. Таким образом, мы рассматривали следующие группы: · Экспериментальная группа девушек А (в ее состав вошли девушки, воспитывавшиеся в семьях без отца); · Контрольная группа девушек B (в состав этой группы вошли девушки, воспитывавшиеся при участии отца); · Экспериментальная группа юношей C (группа включила в себя юношей, росших в семьях без отца); · Контрольная группа юношей D (в составе этой группы состояли юноши, воспитывавшиеся в полной семье). В исследовании сравнивались результаты тестирования контрольных и экспериментальных групп у девушек и юношей отдельно. Анализируется только статистически достоверные различия на уровне значимости Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001. Полученные данные исследования представлены в таблицах и в приложении. Испытуемым были предложены восемь методик: «Тест описания поведения К.Томаса», «Опросник УСК», «Тест Басса – Дарки», «Тест мотивации одобрения», «Опросник Леонгарда – Шмишека», «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири», «Пятифакторный тест (5FPQ)» и Анкета, направленная на выявление отношения к отцу (см. Приложение 2). Тест описания поведения К.Томаса адаптирован Н.В.Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации: · соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; · приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; · компромисс; · избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; · сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар. Опросник УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд. В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Опросник УСК состоит из 44 пунктов. Шкалы опросника УСК: · Шкала общей интернальности (Ио); · Шкала интернальности в области достижений (Ид); · Школа интернальности в области неудач (Ин); · Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис); · Шкала интернальности в области производственных отношении (Ип); · Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им); · Шкала интернильности в отношении здоровья и болезни (Из). «Тест Басса – Дарки» содержит восемь шкал, позволяющих качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Тест мотивации одобрения диагностирует установки на социально-желательное поведение. Опросник Леонгарда - Шмишека (характерологическая личностная методика) предназначена для диагностики типа акцентуации личности. Методика содержит десять шкал и состоит из 88 вопросов. Тест выявляет следующие типы акцентуации личности: Гипертимический тип, .Застревающий тип, .Эмотивный тип, Педантичный тип, Тревожный тип, Циклотимический тип, Демонстративный тип, Возбудимый тип, Дистимический тип и Экзальтированный тип. Методика диагностики межличностных отношений создана Т. Лири в 1954 г. Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. «Пятифакторный тест (5FPQ)» Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» был разработан американскими психологами Р. Мак Крае и П. Коста, и усовершенствован японским исследователем Хийджиро Тсуйи. Методика была адаптирована А.Б. Хромовым в КГУ в 2000 году. Тест включает в себя пять суперфакторов: Экстраверсия - Интроверсия, Привязаность – Отделенность, Контролирование - Естественность Эмоциональность – Эмоциональная сдержанность, Игривость – Практичность, что позволяет относительно полно охарактеризовать личность, так как каждый полюс черты отражает её своеобразие. Японская версия «Большой пятерки» представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов. Все результаты тестирования подвергались статистическому анализу с использованием Ттеста, показывающим достоверность различий параметров и корреляционному анализу с использованием формулы Пирсона, что позволило найти коэффициент связи параметров. Результаты статистического анализа показали следующее: данные тестовых значений в контрольной и экспериментальной группах у девушек по методикам 5FPQ, Опросника отношений с отцом и Опросника Леонгарда – Шмишека достоверно отличаются. Значения шкал в Пятифакторном тесте «Поиск новых впечатлений – Избегание», «Привлечение внимания – Избегание», «Предусмотрительность – Беспечность» достоверно различаются (см. таблицу 1). У девушек экспериментальной группы показатели по этим шкалам выше, чем в контрольной, что можно интерпритировать что девушки, девушки, воспитывающиеся без отца, стремятся к поиску новых впечатлений, не боятся привлекать к себе внимание, но в тоже время они действуют предусмотрительно и они заранее продумывают свои действия и возможные их последствия. Таблица 1
Обозначения в таблице 1: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001 Поиск новых впечатлений – Избегание 1.4 Привлечение внимание – Избегани 1.5 Предусмотрительность – Беспечность 3.5 У девушек экспериментальной группы показатель Неуравновешенного типа акцентуации характера значительно выше, чем у контрольной группы (см. таблицу 2) Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся манера поведения и общения в значительной мере зависят не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлены импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. Таблица 2
Обозначения в таблице 2: В тесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001 Шкалы опросника Шмишека 1. Гипертимический тип 2. Застревающий тип 3. Эмотивный тип 4. Педантичный тип 5. Тревожный тип 6. Циклотимический тип 7. Демонстративный тип 8. Возбудимый тип 9. Дистимический тип 10. Экзальтированный тип Испытуемые контрольной и экспериментальной групп по – разному ответили на вопросы Анкеты, выявляющие отношения с отцом. Обнаружены различия в ответах девушек контрольной и экспериментальной групп по следующим шкалам: «Чувства к отцу», «Поддержка матери во взаимоотношениях с отцом», «Восприятие причастности (вовлеченности) отца», «Концепция влияния отца» (см. таблицу 3). В экспериментальной группе девушек значения параметров по этим шкалам значительно ниже показателей контрольной группы. Таблица 3
Обозначения в таблице 3: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001 Шкалы опросника: 1 Шкала «Чувства к отцу» 2 Шкала «Поддержка моей матери во взаимоотношениях с отцом» 3 Шкала «Восприятие причастности (вовлеченности) отца 4 Шкала «Физические отношения с отцом» 5 Шкала «Отношения Отца и матери» 6 Шкала «Концепция отца как небесного отца (как Бога)» 7 Шкала «Концепция влияния отца» 8 Шкала «Интегрированное семейное влияние: отношения моей матери со своим отцом» 9 Шкала «Отношения моего отца со своим отцом (с моим дедом) У девушек, воспитывавшихся в семье без отца, не развиты чувства к отцу. Они не стремятся быть похожими на своего отца, не чувствуют близость к отцу, не соотносят с образом отца слова «безопасность», «тепло» и т.д. Матери по данным тестов не поддерживают детей во взаимоотношениях с отцом, показывают критичное отношение к отцу ребенка. Также у девушек, росших в неполной семье (без отца) слаба сама концепция влияния отца, То есть девушки в экспериментальной группе считают, что отцы не влияют на характер отношений своих сыновей и дочерей в отношениях с их друзьями, не оказывают влияние на школьные успехи и неудачи своих сыновей и дочерей, не влияют на характер отношений с противоположным полом, на характер религиозных верований и поведение своих детей и т.д. Анализ значений парметров тестов в контрольной и экспериментальной группах юношей показал достоверные различия в ответах на задания Теста Томаса, Опросника УСК, Теста Лири, Пятифакторного теста и Басса – Дарки. В тесте Томаса имеются достоверные различия в ответах испытуемых юношей экспериментальной и контрольной группы по шкале «Сотрудничество». (см. таблицу 2.1) Юноши, воспитывавшиеся без отца более склонны к сотрудничеству, чем юноши, воспитывавшиеся в полной семье. Сотрудничество достигается ими, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон. Эти же тенденции подтверждаются данными различий по тесту 5FPQ в контрольной и экспериментальной группах по шкале «Сотрудничество – соперничество» (см. таблицу 2.1). Таблица 2.1
Обозначения в таблице 2.1: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001. Шкалы тестов: 2 Шкала теста Томаса «Сотрудничество» 3 Шкала Опросника Басса – Дарки «Раздражение» 2.2 Первичный фактор « Сотрудничество – Соперничество» Данные исследования говорят о том, что у юношей, воспитывающихся в семьях без отца, формируется «женский» тип поведения и им более свойственны женские черты характера, чем юношам, воспитывающихся с отцом. Юноши экспериментальной группы менее склонны к конкуренции и соперничеству, что не соответствует мужскому типу поведения. Тестовые показатели по методики Басса – Дарки показывают статистически достоверные различия в ответах испытуемых экспериментальной и контрольной групп юношей по шкале «Раздражение» (см. таблицу 2.1). Из таблицы видно, что юноши экспериментальной группы менее раздражительны. Результаты диагностики тестом УСК представлены в таблице 2.2 Таблица 2.2
Обозначения в таблице 2.2: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001. Шкалы УСК: 1. Шкала «Общая интернальность» 2. Шкала «Область достижений» 3. Шкала «Область неудач» 4. Шкала «Семейные отношения» 5. Шкала «Производственные отношения» 6. Шкала «Межличностные отношения» 7. Шкала «Здоровье и болезнь» По результатам теста УСК можно сказать, что юноши экспериментальной группы (без отца) более экстернальны, так как они склонны искать причину своих неудач в окружающем их мире, но в то же время они берут на себя ответственность за свое здоровье, в отличие от юношей, воспитывающихся в полной семье (см. таблицу 2.2) Результаты диагностики тестом Лири представлены в таблице 2.3. Анализ результатов показывает, что юноши экспериментальной группы более агрессивны, скептически настроенные по отношению к другим людям, они склонны все подвергать сомнению, но в то же время они более покорны и застенчивы, чем лица из полных семей. (см. таблицу 2.3). |
|
© 2010 |
|