РУБРИКИ

Влияние профессиональной принадлежности родителей-учителей на особенности личности ребенка

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Влияние профессиональной принадлежности родителей-учителей на особенности личности ребенка

В качестве рекомендаций для родителей-педагогов можно предложить прохождение социально-психологических тренингов, направленных на оптимизацию «родительских установок», а также на принятие учителями своей родительской позиции и осознание необходимости коррекции профессионально-педагогического самосознания в условиях детско-родительских отношений.

Совершенствование коммуникативных умений может быть более эффективным, если провести совместную работу родителей и детей. Таким образом, личный опыт, полученный в процессе занятий, не вступит в противоречие при взаимодействии с ребенком, а наоборот, подтвердится и закрепится. Это окажет важное влияние на развитие личности ребенка, а родители получат возможность познакомиться с эффективными способами общения с собственными детьми.


Библиография


1)                   Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002.

2)                   Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.

3)                   Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития. М.,2001.

4)                   Баранов А.А., Реан. А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей//Вопросы психологии. 1997. №1. С.45-55.

5)                   Басов М.Я. Общие основы педологии. М., 2007.

6)                   Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Ленинград,1992.

7)                   Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.

8)                   Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Л., 1965.

9)                   Большая энциклопедия психологических тестов. Под ред. Карелина А., М., 2006.

10)              Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов//Вопросы психологии. 2005. №2. С.96-103.

11)              Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. Дис. канд. псих. наук. МГУ, 1986. 206 с.

12)              Джемс У. Психология. СПб, 1992.

13)              Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.,2001.

14)              Зеер Э.Ф. Психология профессий//Учебное пособие для вузов. - М., 2003.

15)              Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

16)              Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

17)              Митина Л.М. психология профессионального развития учителя. М., 1995.

18)              Немов Р.С. Психология. М.,2000, Т.2.

19)              Носкова О.Г. Психология труда. М., 2004.

20)              Психология: словарь. Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М., 1990.

21)              Самоукина Н.В. Игры, в которые играют//Психологический практикум. - Дубна, 2000.

22)              Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Дубна, 2000.

23)              Сорокин П.А. Избранное. М., 1994.

24)              Сыманюк Э.Э. Профессионально обусловленные деструкции педагогов//Мир психологии. 2004. №3. С.202-207.

25)              Школа и семья: основа союза. АППО, СП-б, 2005.


Приложение 1


Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла


Методика PARI (parental altitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е. С. Шеффер и Р. К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше и Чехословакии. В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них — 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 - касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: I - оптимальный эмоциональный контакт, II - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III — излишняя концентрация на ребенке.

Шкалы эти выглядят следующим образом:

Отношение к семейной роли. Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3,5, 7,11,13,17,19,23:

- ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

- ощущение самопожертвования в роли матери (5);

- семейные конфликты (7);

- сверхавторитет родителей (11);

- неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

- «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

- доминирование матери (19);

- зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку.

I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1,14, 15,21):

- побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

- партнерские отношения (14);

- развитие активности ребенка (15);

- уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

II. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

- раздражительность, вспыльчивость (8);

- суровость, излишняя строгость (9);

- уклонение от контакта с ребенком (16).

III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается признаками, их номера по опросному листу 2,4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

- чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

- преодоление сопротивления, подавление воли (4);

- создание безопасности, опасение обидеть (6);

- исключение внесемейных влияний (10);

- подавление агрессивности (12);

- подавление сексуальности (18);

- чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

- стремление ускорить развитие ребенка (22).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака.

Таким образом, максимальная выраженность признака - 20, минимальная - 5; высокие оценки - 18, 19, 20, низкие - 8, 7, 6, 5. Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.

Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни. В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

- хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3,13,19, 23);

- межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);

- отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела»; обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23.

Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь. Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал; оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Методика может также оказать помощь в подготовке и проведении психологической беседы. Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов.

Признаки:

1. Вербализация

2. Чрезмерная забота

3. Зависимость от семьи ребенка

4. Подавление воли

5. Ощущение самопожертвования

6. Опасение обидеть

7. Семейные конфликты

8. Раздражительность

9. Излишняя строгость

10. Исключение внесемейных влияний

11. Сверхавторитет родителей

12. Подавление агрессивности матери

13. Неудовлетворенность ролью хозяйки

14. Партнерские отношения

15. Развитие активности

16. Уклонение от конфликта

17. Безучастность

18. Подавление сексуальности

19. Доминирование матери

20. Чрезвычайное вмешательство

21. Уравнение отношения

22. Стремление ускорить развитие ребенка

23. Несамостоятельность матери

Ключ.

За ответ A начисляется 4 балла, а - 3 балла, б - 2 балла, Б - 1 балл.



Ответ

№ п/п

А а б Б

Ответ

№ п/п

А а б Б

Ответ

№ п/п

А а б Б

Ответ

№ п/п

А а б Б

Ответ

№ п/п

А а б Б

Значение признака

1


24


47


70


93


Вербализация

2


25


48


71


94


Чрезмерная забота

3


26


49


72


95


Зависимость от семьи ребенка

4


27


50


73


96


Подавление воли

5


28


51


74


97


Ощущение самопожертвования

6


29


52


75


98


Опасение обидеть

7


30


53


76


99


Семейные конфликты

8


31


54


77


100


Раздражительность

9


32


55


78


101


Излишняя строгость

10


33


56


79


102


Исключение внесемейных влияний

11


34


57


80


103


Сверхавторитет родителей

12


35


58


81


104


Подавление агрессивности матери

13


36


59


82


105


Неудовлетворенность ролью хозяйки

14


37


60


83


106


Партнерские отношения

15


38


61


84


107


Развитие активности

16


39


62


85


108


Уклонение от конфликта

17


40


63


86


109


Безучастность

18


41


64


87


110


Подавление сексуальности

19


42


65


88


111


Доминирование матери

20


43


66


89


112


Чрезвычайное вмешательство

21


44


67


90


113


Уравнение отношения

22


45


68


91


114


Стремление ускорить развитие ребенка

23


46


69


92


115


Несамостоятельность



Приложение 2


Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)


Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника.

1.                Принятие-отвержение. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: ребенок воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успехов в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2.                Кооперация – социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3.                Симбиоз. Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель, стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

4.                Авторитарная гиперсоциализация. Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При более высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5.                Маленький неудачник. Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Ключи к опроснику.

1.     Принятие – отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2.     Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

3.     Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4.     Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5.     Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов.

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1.                отвержение;

2.                социальная желательность;

3.                симбиоз;

4.                гиперсоциализация;

5.                инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.


Шкала № 2.

«Сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Процентильный ранг

1,57

3,46

5,67

7,88

9,77

12,3

19,2

31,2

48,82

80,93


Шкала № 1.

«Сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Процентильный ранг

0

0

0

0

0

0

0,63

3,79

12,02

«Сырой» балл

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Процентильный ранг

31

53,79

68,35

77,21

84,17

88,6

90,5

92,4

93,67

«Сырой» балл

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Процентильный ранг

94,3

95,5

97,46

98,1

98,73

98,73

99,36

100

100

«Сырой» балл

27

28

29

30

31

32

-

-

-

Процентильный ранг

100

100

100

100

100

100

-

-

-


Шкала № 3.

«Сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

4,72

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

96,65


Шкала № 4.

«Сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

Процентильный ранг

4,410

13,860

32,130

53,870

69,300

83,790

95,760


Шкала № 5.

«Сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

14,55

45,57

70,25

84, 19

93, 04

96,83

99,37

100



Приложение 3


Тест-опросник удовлетворенности браком


Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В.Столиным, Т.Л.Романовой, Г.П.Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.

Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.

Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа:

А) верно;

Б) трудно сказать;

В) неверно.

Ключ: 1в, 2в, 3а, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в. 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

Порядок подсчета: если выбранный испытуемыми вариант ответа (а или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (б) – то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными,-0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

Нормы: вся ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий

1)                абсолютно неблагополучные – 0-16 баллов;

2)                неблагополучные – 17-22 баллов;

3)                скорее неблагополучные – 23-26 баллов;

4)                переходные – 27-28 баллов;

5)                скорее благополучные – 29-32 баллов;

6)                благополучные – 33-38 баллов;

7)                абсолютно благополучные – 39-48 баллов.


Ключ

Баллы

1

0

1

2

2

0

1

2

3

2

1

0

4

0

1

2

5

0

1

2

6

0

1

2

7

2

1

0

8

2

1

0

9

0

1

2

10

0

1

2

11

0

1

2

12

2

1

0

13

0

1

2

14

0

1

2

15

2

1

0

16

0

1

2

17

2

1

0

18

0

1

2

19

0

1

2

20

0

1

2

21

0

1

2

22

2

1

0

23

2

1

0

24

0

1

2



Приложение 4


Тестовая методика«удовлетворенность профессией» Ронгинской Т.И.

Высказывания

Оценки

1.Работа для меня – самое важное в жизни.

1

2

3

4

5

2.Я мог(ла)бы продвинуться в профессии дальше, чем хотел(а) бы

1

2

3

4

5

3.Когда требуется, я работаю до изнеможения.

1

2

3

4

5

4.Моя работа должна быть всегда выполнена безупречно.

1

2

3

4

5

5.После окончания рабочего дня я забываю о работе.

1

2

3

4

5

6.Если я не добиваюсь успеха, я быстро сдаюсь.

1

2

3

4

5

7.По моему мнению, трудности существуют для того, чтобы их преодолевать.

1

2

3

4

5

8.Меня нелегко вывести из состояния спокойствия.

1

2

3

4

5

9.Моя прежняя профессиональная жизнь была весьма успешной.

1

2

3

4

5

10.Я могу быть доволен(а) моей прошлой жизнью.

1

2

3

4

5

11.Мой спутник/моя спутница (с которым(ой) меня связывают тесные личные отношения) обнаруживает понимание моей работы.

1

2

3

4

5

12.Работа значит для меня всё.

1

2

3

4

5

13.Профессиональная карьера значит для меня немного.

1

2

3

4

5

14.Во время работы я не щажу своих сил.

1

2

3

4

5

15.Ялучше проверю еще несколько раз, чем сдам рабочий результат с ошибками.

1

2

3

4

5

16.Даже в свободное время мои мысли также заняты рабочими проблемами.

1

2

3

4

5

17.Мне очень тяжело справиться с неудачей.

1

2

3

4

5

18.если у меня что-то не получается, то я говорю себе: «Нет, попробую еще раз!».

1

2

3

4

5

19.Я беспокойный человек.

1

2

3

4

5

20. На моем прежнем профессиональном пути я переживал больше успехов, чем поражений (неудач).

1

2

3

4

5

21.В общем и целом я счастлив(а) и доволен(а).

1

2

3

4

5

22.Моя семья не очень интересуется моими проблемами по работе.

1

2

3

4

5

23.Я мог(ла) бы быть совершенно счастлив(а) и без моей работы.

1

2

3

4

5

24.Я считаю себя достаточно честолюбивым(ой) в том, что касается моего профессионального развития.

1

2

3

4

5

25.Пожалуй, я работаю больше, чем нужно.

1

2

3

4

5

26.Для меня вопрос чести не сделать на работе ни одной ошибки.

1

2

3

4

5

27.после работы я могу легко от всего отключиться.

1

2

3

4

5

28.профессиональные провалы могут легко отбить у меня всякое желание работать.

1

2

3

4

5

29.неудачи меня не обескураживают, а побуждают к еще большим усилиям.

1

2

3

4

5

30.Я думаю, что я человек достаточно импульсивный.

1

2

3

4

5

31.Пока у меня еще не было настоящих профессиональных достижений.

1

2

3

4

5

32.У меня есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом.

1

2

3

4

5

33.со стороны моего спутника/моей спутницы (с которым(ой) меня связывают тесные личные отношения) я хотел(а) бы большей заинтересованности моими профессиональными задачами и проблемами.

1

2

3

4

5

34.Работа мне нужна как воздух.

1

2

3

4

5

35.Я стремлюсь к более высоким профессиональным целям, чем большинство других.

1

2

3

4

5

36.Я склонен(а) к тому, чтобы работать на пределе своих сил.

1

2

3

4

5

37.Что бы я ни делал(а), это должно быть (сделано) безупречно.

1

2

3

4

5

38.Конец рабочего дня есть конец рабочего дня, и после этого я уже не

растрачиваю себя на мысли о работе.

1

2

3

4

5

39.Если у меня что-то не получается по работе, то это меня сильно угнетает.

1

2

3

4

5

40.Я уверен(а), что смогу хорошо справиться со всеми требованиями, которые мне предъявит в будущем жизнь.

1

2

3

4

5

41.Я думаю, что для окружающих я источник спокойствия.

1

2

3

4

5

42.В моем профессиональном развитии мне пока практически все удавалось.

1

2

3

4

5

43.Я не могу ни в чем пожаловаться на мою жизнь.

1

2

3

4

5

44.В моей семье я всегда нахожу поддержку.

1

2

3

4

5

45.Я не знаю, как бы я жил(а) без работы.

1

2

3

4

5

46.У меня большие планы на мое профессиональное будущее.

1

2

3

4

5

47.Режим моего дня характеризуется постоянной нехваткой времени.

1

2

3

4

5

48.Для меня работа выполнена только тогда, когда я полностью удовлетворен(а) своей работой.

1

2

3

4

5

49.Рабочие проблемы занимают меня в течение всего дня, до самой ночи.

1

2

3

4

5

50.Я легко падаю духом, если, несмотря на мои усилия, не достигаю успеха.

1

2

3

4

5

51.Неудача может пробудить во мне новые силы

1

2

3

4

5

52.Практически во всех ситуациях я могу оставаться спокойным(ой) и рассудительным(ой).

1

2

3

4

5

53.Моя прежняя жизнь характеризуется профессиональными успехами.

1

2

3

4

5

54.Некоторыми сторонами жизни я изрядно разочарован(а)

1

2

3

4

5

55.Иногда мне хотелось бы больше поддержки со стороны окружающих меня людей.

1

2

3

4

5

56.В жизни есть вещи важнее работы.

1

2

3

4

5

57.Профессиональныый успех является для меня важной жизненной целью.

1

2

3

4

5

58.Я все свои силы отдаю работе.

1

2

3

4

5

59.Мне неприятно, если я должен(а) закончить работу, которая могла бы быть сделана еще лучше.

1

2

3

4

5

60.Мои мысли почти все время крутятся вокруг своей работы.

1

2

3

4

5

61.если я с чем-то не справился(лась), то это отбивает у меня желание работать дальше.

1

2

3

4

5

62.Если мне что-либо не удается, я упорствую и прилагаю все возможные усилия, чтобы добиться успеха.

1

2

3

4

5

63.Стрессовые ситуации и волнения вокруг меня оставляют меня равнодушным(ой).

1

2

3

4

5

64.Мои профессиональные достижения говорят сами за себя.

1

2

3

4

5

65.Найдется совсем немного таких счастливых людей, как я.

1

2

3

4

5

66.Когда мне нужны совет или помощь, всегда кто-нибудь оказывается рядом.

1

2

3

4

5

Ключ: 1 балл - категорически не согласен;

2 балла – не согласен;

3 балла - затрудняюсь ответить;

4 – согласен;

5 баллов – совершенно согласен.


Активность в профессии.

1.Субъективное значение деятельности (BA).

Место работы в жизни человека.

№ 1,12, 23, 34, 45, 56.

2.Профессиональные притязания (BE).

Стремление к профессиональному росту. № 2, 13, 24, 35, 46, 57.

3.Готовность к энергетическим затратам (VB).

Готовность отдать все свои силы выполнению профессиональных задач.

№ 3, 14, 25, 36, 47, 58.

4.Стремление к совершенству (PS).

Концентрация на качестве выполняемых обязанностей.

№ 4, 15, 26, 37, 48, 59.

5.Способность сохранять дистанцию по отношению к работе (DF).

Способность к релаксации и отдыху после работы.

№ 5, 16, 27, 38, 49, 60.

Психическая устойчивость и стратегии преодоления проблемных ситуаций

6.Тенденция к отказу в ситуации неудачи (RT).

Склонность к примирению с ситуацией неудачи и легкому отказу от ее преодоления.

№ 6, 17, 28, 39, 50, 61.

7.Активная стратегия решения проблем (OP).

Активная и оптимистическая установка на появляющиеся проблемы и задачи. № 7, 18, 29, 40, 51, 62.

8.Внутреннее спокойствие и равновесие (IR).

Чувство психической стабильности и равновесия.

№ 8, 19, 30, 41, 52, 63.

Эмоциональное отношение к работе

9.Чувство успешности в профессиональной деятельности (EE).

Удовлетворенность своими профессиональными достижениями.

№ 9, 20, 31, 42, 53, 64

10.Удовлетворенность жизнью (LZ).


Общая жизненная удовлетворенность с учетом профессионального успеха.

№ 10, 21, 32, 43, 54, 65.

11.Чувство социальной поддержки (SU).

Доверие и поддержка со стороны близких людей, чувство социального благополучия.

№ 11, 22, 33, 44, 55, 66.



На основе анализа показателей отдельных шкал опросника и их взаимосвязей автором методики были выделены четыре типа поведения и переживаний в профессиональной среде.

·                   Тип G (нем. gesund) – здоровый, активный, способный к решению трудных проблем, придающий работе высокое (но не экстремальное) значение, контролирующий собственные энергетические затраты, отмеченный конструктивным способом преодоления ситуаций неудач и поражений, которые рассматриваются субъектом деятельности не как источник фрустрации и негативных эмоций, а как стимул для поиска активных стратегий их преодоления. Обобщая, можно представить тип как образец положительной установки на выполнение деятельности, усиленной мобилизирующим воздействием положительных эмоций.

·                   Тип S(нем. sparsam) – экономный, бережливый, со средним уровнем мотивации, энергетических затрат и профессиональных притязаний, выраженной склонностью к сохранению дистанции по отношению к профессиональной деятельности, удовлетворенностью к результатам своего труда. Характерной чертой этого типа является общая жизненная удовлетворенность, источником которой могут быть ситуации, не связанные с работой. Следует, однако, заметить, что такая «экономная» стратегия поведения эффективна лишь в ограниченных временных рамках, в длительной перспективе вероятно возрастание профессиональной неудовлетворенности на фоне успешности других людей. В случае необходимости психологическое вмешательство может быть направлено на повышение мотивации деятельности (например, мотивационный тренинг).

·                   Тип A – тип риска А, соответствующий классическому описанию Фридмана и Розенмана, характеризующийся экстремально высоким субъективным значением профессиональной деятельности, большой степенью готовности к энергетическим затратам, низкой устойчивостью к фрустрации и стрессу. Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием психической перегрузки, стремления к совершенству и связанной с этим неудовлетворенности эффективностью своей деятельности, а также отсутствие социальной поддержки позволяют отнести этот тип к группе риска с вероятностью достаточно быстрого развития синдрома профессионального выгорания. Высокий уровень отрицательных эмоций может быть отражением «кризиса гратификации» как фактора быстрого развития симптомов выгорания. Неблагоприятными последствиями поведения такого типа могут быть различного рода психосоматические расстройства с высоким риском коронарных заболеваний. Этот тип можно рассматривать как классический пример типа А, встречающийся в литературе, посвященной описанию стресса.



Приложение 5


Тест «Рисунок семьи»


Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Инструкция: «Нарисуй семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникает вопрос «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно около 30 минут. При индивидуальном тестировании следует отметить в протоколе:

1.                последовательность рисования деталей;

2.                паузы более 15 секунд;

3.                стирание деталей;

4.                спонтанные комментарии ребенка;

5.                эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

Обычно задают следующие вопросы:

1.                Скажи, кто здесь нарисован?

2.                Где они находятся?

3.                Что они делают? Кто это придумал?

4.                Им весело или скучно? Почему?

5.                Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы.

Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности вжиться в воображаемую ситуацию: т.е. от тех особенностей психологической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по следующей схеме.


Выделяемые признаки

Отметки о наличии признаков

1

Общий размер рисунка


2

Количество членов семьи


3

Расстояние между членами семьи


4

Наличие животных


5

Вид изображения:


6

Степень проявления положительных эмоций


7

Степень аккуратности исполнения




Приложение 6


Проективная методика Рене Жиля предназначена для исследования сферы межличностных отношен ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его ношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбирать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся типу социометрических.

Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого-ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить две большие группы переменных.

1) Переменный, характеризующий конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:

1.                отношение к матери,

2.                отношение к отцу,

3.                отношение к матери и отцу как семейной чете,

4.                отношение к братьям и сестрам,

5.                отношение к бабушке и дедушке,

6.                отношение к другу,

7.                отношение к учителю,

8.                любознательность,

9.                стремление к доминированию,

10.           общительность,

11.           отгороженность,

12.           адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструментом глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.


Ключ


шкал


Назначение

шкал


заданий


Общее количество заданий


1

Отношение к матери

1-4, 8-15, '17-19, 27, 38, 40-42

20

2

Отношение к отцу

1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

20

3

Отношение к матери и отцу как родительской чете

1-4, 6-8, 14, 17, 19

10

4

Отношение к братьям и сестрам

1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42

20

5

Отношение к бабушке и дедушке

1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41

15

6

Отношение к другу (подруге)

1, 4, 8Л9, 25, 30, 33-35, 40

20

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40

15

8

Любознательность

5, 22-24, 26, 28-32

10

9

Доминантность

20-22, 39

4

10

Общительность

16, 22-24

4

11

Закрытость, отгороженность

9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30,40-42

15

12

Социальная адекватность поведения

9, 25, 28, 32-38

10



[1] См. Приложение 1-6.


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.