РУБРИКИ

Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка

Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка

Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка первых полутора лет жизни.

 

Показано, что уровень психомоторного развития

                                                                                 Детей в возрасте 3-х месяцев в двух группах

(дети из семей без нарушений внутрисемейных

 отношений и дети из семей, где между родителями

имеет место конфликт ) не различается, однако

к возрасту 20 мес. дети из семей с нарушенными

отношениями отстают в развитии сенсорной,

познавательной и эмоционально- волевой сфер по

сравнению со сверстниками из нормальных семей.

не смотря на более легкую неврологическую

симптоматику, в 3 мес. у детей из конфликтных семей

неврологические заболевания наблюдались более

длительное время, а также реже формировался

надежный тип привязанности с матерью.

(М.В. Соболева, А.С. Батуев)

 

В отечественной псих-гии за последние 20 лет наблюдается повышенный интерес к проблеме развития ребенка и его связи с матерью. Я оговорю данные, которые свидетельствуют о том, что в конфликтных семьях отмечается больший процент психоматических нарушений и психических заболеваний у детей. Однако в большинстве случаев речь идет о детях старше 5 лет, поэтому не ясен генез заболевания у ребенка: спровоцировано ли оно конфликтом между родителями и, как следствие, нарушение внутрисемейного взаимодействия, или болезнь ребенка имеет генетическую природу.

Общение ребенка с матерью принято рассматривать как базис для возникновения чувства привязанности и формирования отношению доверия к миру, является необходимой составляющей развития ребенка.

Согласно положениям Л.С. Выготского, первичное действие, а затем и деятельность ребенка рассматриваются как производимые совместно со взрослым, прежде всего – с матерью. Ребенок интериоризирует  структуру предметных и социальных отношений, существующих в его окружении, а следовательно, и те характеристики взаимодействия с людьми и отношения к миру, которые использовали мать и отец в процессе совместной с ним деятельности. Согласно мнению других исследователей, развитие человека в большей степени детерминируется биологическими факторами, и психические расстройства детей в дисфункциональных семьях объясняются генетически. Нельзя исключать возможность того, что  неблагоприятная для данного ребенка семейная атмосфера может способствовать реализации существующей генетической предрасположенности и проявляться через развитие психического дефекта.

Психологи попытались выяснить, связаны ли особенности оцениванию матерью отношений в семье с психомоторным развитием ребенка, в каком возрасте и в какой форме обнаруживаются первичные нарушения развития ребенка и какова их динамика.

Испытуемые.  В исследовании приняли участие 16 женщин ожидавших рождения ребенка, и их дети после рождения. 8 пар «МАТЬ - РЕБЕНОК» составили контрольную группу (КГ), критерием отбора в которой служило  отсутствие у матери неудовлетворенности семейными отношениями; 8 пар вошли в экспериментальную группу (ЭГ), характеризовавшуюся наличием конфликтных отношений в семье или неудовлетворенностью  женщины  семейными отношениями.

Процедура.  Первый В проходил во втором триместре  беременности женщины. С каждой из них проводили стандартизированное интервью, целью которого было выяснить социально- демографические характеристики семьи и условия ее жизни (отношение в семье и удовлетворенность этими отношениями, отношение женщины и ее семьи к ее беременности, мотивы рождения ребенка). Исследовали психологический статус с помощью шкалы реактивной и личностной тревожности для  оценки эмоционального состояния начиная с 12 месяцев после родов (4 В), применялся тест оценки депрессивного состояния.

Через 3 мес. после рождения ребенка проводилось повторное тестирование. В дальнейшем тестировании женщин проводилось в месте с тестированием психомоторного развития ребенка. Для оценки психомоторного развития детей использовалась методика «ГНОМ», позволяющая определить коэффициент нервно- психического развития ребенка раннего возраста и отдельно развитие у ребенка 5 основных нервно- психических сфер: сенсорной, моторной, эмоционально- волевой, познавательной и поведенческой. По данной методике детей обследовали пять раз в возрасте 3,6,10,14,20 мес. (Вы 2-6).

Обследование детей проводилось в присутствии матери, в одних и тех же условиях в состоянии физиологического комфорта у ребенка.

 В возрасте 3 и 14 мес. (В 2-5) детей осматривал невропатолог для определения неврологического статуса ребенка.

В возрасти 12 мес. (В 4)   у детей определяли тип привязанности к матери с помощью модифицированной методики. В эксперименте изучали поведение ребенка в ситуации разлуки с матерью, степень воздействия подобной ситуации  на ребенка и то, насколько легко удавалось матери   успокоить малыша  после расставания.

Результаты.  В контрольную группу вошли семьи, отношения в которых женщины в ходе процедур охарактеризовали “хорошие и нормальные”. В экспериментальную группу были отнесены семьи, в которых за все время наблюдения стиль внутрисемейных отношений оценивался женщиной как “нормально- конфликтный и конфликтный”, либо во время исследования произошел распад семьи. (рис. 1).


Не было обнаружено достоверных различий между группами по возрасту супругов, их образовательному уровню, а также по социально-экономическим характеристикам семей. Достоверные различия были обнаружены по такому показателю акушерского анамнеза, как количество абортов (КГ- 1,65 и ЭГ- 6,2) и вес ребенка при рождении (КГ- 3520г и ЭГ- 3060г).

Уровень реактивной тревожности у женщин из КГ за все время наблюдений, за исключением наблюдения во время В 6 (возраст ребенка 20 мес.), был достоверно ниже, чем у женщин из ЭГ.

     

Оценка неврологического статуса детей в 3 мес. В2 показала, что среди детей из КГ был больший процент с диагнозом перинатальной энцефалопатии средней тяжести (57%) по сравнению с детьми из ЭГ (25%), однако уже к 10 мес. В4 этот диагноз сохранился только у 1-го ребенка (14%), а остальные дети из этой группы были признаны врачом- невропатологом практически здоровыми (диаграмма 2). Неврологический статус детей в 3 мес  (А) и 10 мес (Б).  

                                 А.                                                Б.                                                                                                          

 

В ЭГ в этом возрасте не осталось детей с ПЭП средней тяжести, однако (50%) детей имели диагноз ПЭП легкой степени. Также наблюдались все типы привязанности, однако детей в КГ с надежной привязанностью было 50%, тогда как в ЭГ только 25%.

Обсуждение:

Каждая семья в предшествующий период, рождению ребенка, и сразу после родов испытывают привычные стрессы в семейных отношениях связанных с принятием родительских обязанностей. В семьях с внутрисемейными конфликтами нет гармоничного развития каждого члена семьи, следовательно и развитие ребенка в таких семьях также не достигает нормального уровня. В таких семьях наблюдается и нарушение в  развитии у детей коммуникативных способностей, причем наиболее отчетливо эти нарушения начинают проявляется в возрасте 2-х лет.

Анализ динамики развития детей из обоих групп показал, что дети из ЭГ проходили кризисный этап в своем развитии в более поздним возрасте и в более длительное время, чем дети из КГ. При этом оказалось, что каждый критический период характеризуется прогрессивным развитием определенных сфер, в то время как другие сферы остаются на прежнем уровне.

Известно, что в течении первого года жизни происходит уменьшение степени тяжести неврологического диагноза. Это объясняется как пластичностью мозговой организации на ранних этапах онтогенеза, так и тем влиянием, которые могут оказывать гармоничные внутрисемейные взаимоотношения на психику ребенка.

·        Полученные результаты подтверждают влияние фактора наличие или отсутствие семейного конфликта на нормализацию неврологического статуса. Показано, что конфликт в семье приводит к появлению у детей в старшем дошкольном и младшем дошкольном возрасте невротической симптоматики,  проявляющейся в значительном количестве нервных и психосоматических заболеваний. Вероятно и дети более раннего возраста реагируют подобным образом на наличие в семье конфликтной обстановки,  что так же не способствует снижению тяжести у них неврологической симптоматики. Становление и развитие надежного типа привязанности в семье «мать- дитя» способствует процессу неврологической стабилизации у детей. В этом исследовании было показано, что дети из КГ, хотя и имели на момент первого обследования более тяжелые неврологические диагнозы, к концу первого года жизни неврологически были практически здоровы.

Таким образом, характер внутрисемейного положения определяет специфику психофизиологического развития ребенка. В гармоничных семьях создаются оптимальные условия для благополучного развития ребенка, в то время, как конфликт приводит к диспропорциональному психофизиологическому развитию детей.

И ТАК:

1)      Уровень тревожности у женщин из КГ связан в первую очередь с динамикой и особенностями развития их детей, тогда как у женщин из ЭГ изменение уровня тревожности находится в зависимости от их социального статуса.

2)      Уровень психомоторного развития 3 мес. детей в обеих группах не различается. Однако с возрастам начинали проявляться различия в темпе развития детей, причем наибольшее различие  между группами наблюдались в возрасте 20 мес.

3)      Дети из семей с нарушенными внутрисемейными отношениями отстают в развитии сенсорной, познавательной и эмоционально- волевой сфер по сравнению со сверстниками из благополучных семей.

4)      У детей из конфликтных семей неврологические заболевания наблюдаются более длительное время, а надежный тип привязанности к матери формируется реже.

 

ВЫВОД: По результатам наблюдения выяснилось, что « Семейный конфликт » отрицательно влияет на психомоторное развитие ребенка в первые полутора лет его жизни. Поэтому будущие родители, будьте предельно внимательны к гормональному развитию каждого члена семьи в особенности ваших детей.



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.