РУБРИКИ

Влияние школы на полоролевую социализацию в самооценке подростков

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Влияние школы на полоролевую социализацию в самооценке подростков

Влияние школы на полоролевую социализацию в самооценке подростков

Влияние школы на полоролевую социализацию в самооценке подростков

Бондаренко Р.А., ассистент каф. теории и истории педагогики, канд. пед. наук

Остается открытым вопрос о направлении влияния школы в сфере полоролевой социализации на мальчиков и девочек.

Среди исследователей распространена точка зрения о фемининном влиянии общества и основных его институтов, в частности школы, на мальчиков, которое во многом обусловлено, по их мнению, половым составом педагогических коллективов. Так фемининный характер влияния влияния общества на мальчиков отмечает В.Е.Каган: "Мальчик в ходе феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать - воспитательница - учительница - женщина начальник), и, какими бы ни были призывы воспитания, сколько бы мальчик ни слышал от женщин, каким должен расти мужчина, он воспитывается прежде всего как "удобный в обращении" для женщин. Жесткость требований к маскулинности растет параллельно с социальными барьерами на путях маскулинизации, создавая мощный эмоционально-когнитивный диссонанс, способствующий либо полоролевой растерянности, либо утрированно-маскулинным полоролевым ориентациям. В связи с этим требования к феминности девочек прогрессирующе уменьшаются, в диапазон их полоролевых ориентаций все больше и больше включаются маскулинизированные стереотипы взрослых женщин. Наконец, сопряженные со многими трудностями отношения мужчин и женщин проецируются не просто на отношения мальчиков и девочек, а на усвоение детьми дисгармоничных, потенциально конфликтных установок маскулинности-феминности"(2, с.71). Односторонность влияния школы, которая поощряет прежде всего фемининные качества (ориентация на других, аффилиативные и экспрессивные тенденции), отмечают Ю.Е.Алешина и А.С.Волович(1, с.77).

Для компенсации подобного воздействия, происходит резкое обособление мальчиков-подростков от женщин, формирование однополых мальчишеских компаний, которые служат противовесом той феминизации, помогают мальчику утвердиться в мужской роли. Но одностороннее влияние сверстников плюс внутренняя неуверенность мальчика подростка в том, насколько он соответствует завышенным критериям "маскулинности", часто порождают компенсаторное "гипермаскулинное" поведение (подчеркнутая агрессивность, грубость, пренебрежение к "женским" чертам характера). Сложившиеся положение весьма образно выразила Л.П.Тархова: "Заколдованный круг: если в характере мальчишки явно выражены маскулинные черты - он рискует угодить явно в дурную компанию; если по девичьи покладист и покорен - ему обеспечено как минимум ироническое неодобрение, чтобы не сказать презрение окружающих; все-таки парень должен быть парнем"(3, с.58).

Нами была предпринята попытка проверить, как существующее положение воспринимают сами подростки.

С этой целью было проведено исследование, в котором рассматривались влияние различных факторов на личность школьника. Всего в нем участвовало 147 учащихся(75 девочек и 72 мальчика) 9-х классов средних общеобразовательных школ N 29,43,49,58,71 г. Ярославля.

Получены данные по самооценке характера влияний основных факторов социализации (сверстники, школа, семья, телевидение), с которыми подростки сталкиваются в повседневной жизни, на основе шкалирования, где мужественность/ женственность рассматривались как противостоящие. Рассмотрение параметров мужественности/ женственности как альтернативных обусловлено рамками обыденного восприятия, которым руководствуется большинство подростков. Кроме того, с нашей точки зрения, вся логика данного процесса подталкивает нас к подобному рассмотрению: можно иметь качества, которые рассматриваются как маскулинные или фемининные, но половая идентичность не может носить промежуточного характера - человек считает себя либо мужчиной, либо женщиной. Для нас было важным проследить как подростки оценивают именно направление влияния, становлению какой половой идентичности содействует школа.

Учащимся предлагалось расположить на прямой точку между полюсами мужественность/женственность по следующим параметрам:

Какое воздействие оказывают на Вас сверстники.

Какое воздействие оказывает на Вас семья.

Какое воздействие оказывает на Вас школа.

Какое воздействие оказывает на Вас телевидение.

Были получены результаты, которые даны в таблице 1 (приводятся средние значения для мальчиков и девочек). В таблице за 0 принимается абсолютно фемининное влияние, за 100 - абсолютно маскулинное.

Таблица 1.

Влияние различных факторов на полоролевую социализацию подростков

фактор

пол



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.