РУБРИКИ

Влияние типа гендерной идентичности на уровень развития агрессивности в юношеском возрасте

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Влияние типа гендерной идентичности на уровень развития агрессивности в юношеском возрасте

Гендерная идентичность, естественно, связана с понятием гендера и направлена на идентификацию человека с образом социокультурного существа. Гендерная идентичность есть разновидность культурной идентичности, которая представляет собой совокупность идеальных представлений общества о факте полового диморфизма, транслирующих личностному сознанию систему норм поведения, предписаний мышления и чувствования и образцов самовосприятия. Гендерная идентичность связана с половой идентичностью. Однако связь эта не имеет причинно-следственного характера и подчиняется принципу «культурной относительности» вместе с любым другим объектом культуры.

Гендерная идентичность опирается на материальный носитель - половозрастные особенности организма и половую идентичность человека. Гендерная идентичность поддерживается социальным окружением человека, социальными ожиданиями относительно поведенческих и мотивационных установок, поэтому нарушение половозрастного развития зачастую приводит к конфликту между человеком и обществом. Задача уменьшения подобных конфликтов с успехом решается в современном обществе благодаря ослаблению или полному лишению связи между половой и гендерной идентичностями.[19]

Таким образом можно дать определение, что же такое гендерная идентичность: гендерная идентичность (осознание своего пола) означает, в какой мере чувствуют себя представители того или иного пола мужчинами или женщинами, переживание ими своей маскулинности - фемининности. Это единство самосознания и поведения индивида, который причисляет себя к определенному полу и ориентируется на требования соответственной половой роли. Осознание индивидом своей гендерной идентичности предполагает определенное отношение к ней - полоролевую ориентацию и полоролевые предпочтения.

Половая идентичность связана с конкретным телом, под «эгидой» которого формируется система представлений о норме пола и нормальном виде и поведении его представителя. Гендерная идентичность связана с системой качеств, которые относятся не к полу, а к его культурной сущности, его всеобщности (феминность, маскулинность). Поэтому гендерная идентичность обладает гораздо большей символической свободой (беспредметностью), чем половая идентичность. [17]

Таким образом, пол есть биосоциальный феномен, который можно охарактеризовать как реализацию человеком в социальном пространстве своей биологической природы, а гендер есть социокультурный феномен, реализующий в социуме нормативно-ценностное строение человеческой сознания. Отсюда следует вывод, что половая идентичность как форма социальной идентичности детерминирована половозрастными особенностями человека, тогда как гендерная идентичность как форма культурной идентичности детерминируется социокультурным опытом народа, т.е. неприродным источником.

1.4.2 Понятие о маскулинности, феминности и андрогинности

Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus - мужской и femininus - женский) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

К типично мужским чертам традиционно относятся независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. Маскулинная роль, таким образом, включает те типы поведения, которые обычно ожидаются от мужчин для поддержания целевой ориентации и которые отражают невосприимчивость в межличностных контактах.[14]

К типично женским чертам традиционно относятся уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемининности меньше касаются волевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам. Фемининная роль включает виды активности, ориентированные на поощрение взаимно-полезных качеств в межличностных взаимодействиях.[11]

Многочисленные исследования показали, что психологические различия между мужчинами и женщинами возникают и формируются скорее вследствие особенностей семейного воспитания мальчиков и девочек, а также социального воздействия, нежели из-за биологических различий между полами. Долгое время представление о мужских и женских чертах базировалось на модели одного континиума, на одном конце которого располагаются мужские качества, а на другом - женские (по принципу “чем больше мужского, тем меньше женского” и наоборот). В дальнейшем было установлено, что мужские (маскулинные) и женские (фемининные) качества являются независимыми характеристиками и могут быть расположены лишь на двух отдельных непересекающихся континуумах.[50]

В дифференциальной психологии маскулинность и фемининность - это специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые маскулинность и фемининность, являются транскультурными (например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности с мягкостью и нежностью). Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При изучении этих образов необходимо учитывать принципиальную асимметрию половых ролей и то, чью точку зрения (мужскую или женскую) выражает данный конкретный стереотип. [5]

«С изменением системы половых ролей многие традиционные психологические различия между полами, на которых основывались стереотипы маскулинности и фемининности, исчезают или резко уменьшаются, а сами эти образы становятся менее полярными и однозначными, чем раньше» (И. С. Кон).

Соответственно изменяется и содержание категорий маскулинности и фемининности в теоретической психологии. Раньше они считались строго дихотомическими, взаимоисключающими, причем всякое отступление от норматива воспринималось как патология. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных свойств. На этой основе западные психологи 30-60-х гг. сконструировали несколько специальных шкал для измерения маскулинности и фемининности умственных способностей, эмоций, интересов (шкала М/Ф MMPI, шкала маскулинности Гилфорда). Эти шкалы предполагают, что индивиды могут в пределах какой-то нормы различаться по степени маскулинности и фемининности. Однако сами свойства маскулинности и фемининности представлялись альтернативными, взаимоисключающими: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностыо и обратно. Вскоре, однако, выяснилось, что не все психические качества поляризуются на «мужские» и «женские».

Благодаря современным исследованиям маскулинность и фемининность рассматриваются как независимые переменные, сочетания которых оказывают разное влияние на социальную адаптацию мужчин и женщин (Э. Маккоби, К. Джаклин, С. Бем, В.Е. Каган и др.). Так, С. Бем рассматривает маскулииность и фемининность как независимые, ортогональные измерения личности. Она указала на то, что мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, а личность может обладать одновременно и мужественными и женственными чертами, и полагает, что личности даже желательно быть андрогинной, т. е. вобрать в себя лучшее из обеих половых ролей.[41]

Андрогиния (от лат. and ros - мужской, gynes - женский) - понятие, введенное американским психологом С. Бем для обозначения людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества или же обозначения присутствия маскулинных и фемининных характеристик у одного и того же индивида. В современном использовании слово андрогиния, в основном благодаря работам С. Бем, описывает скорее психосоциальные, чем физиологические или анатомические характеристики.

Андрогинными считаются индивиды, имеющие высокие показатели и по фемининности, и по маскулинности, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским.[41]

С. Бем провела серию работ, в которых показала, как андрогинные индивиды обоего пола демонстрируют «маскулинную» независимость, когда на них оказывают давление, и «фемининную» заботливость, играя с котенком. В отличие от андрогинов, у индивидов, относящихся к одному из половых типов, формы поведения, характерные для противоположного типа, были представлены недостаточно. Андрогинные индивиды могли демонстрировать как фемининные, так и маскулинные качества, в зависимости от того, какая именно реакция соответствовала ситуации. Эти результаты говорят о том, что андрогиния дает человеку больше свободы действия. Можно сделать вывод, что психологическая андрогинность - это многомерная интеграция высоких показателей маскулинных и фемининных характеристик, позволяющая успешно адаптироваться в социуме, и достигнуть более высокого уровня развития и функционирования личности. Это важная психологическая характеристика индивида, определяющая способность менять свое поведение в зависимости от ситуации.

В соответствии с существующими представлениями индивид необязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. Предполагается, что у андрогина эти черты представляются гармоничными и взаимодополняемыми. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, уступчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.[45]

С. Бем, в противоположность взгляду, что мужчины и женщины для лучшей адаптированности должны иметь традиционно установленные соответствия полу, показала малую приспособленность индивидов, обладающих только такими характеристиками. Наиболее приспособленным к жизни оказался андрогинный тип, имеющий черты того и другого пола. Понятие психологической андрогинии касается не соматических качеств, а только поведения и установок личности.

Также андрогиния способствует формированию устойчивости к стрессам, помогает в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности. Развитие исследований по проблематике психологического пола, разработка таких понятий, как “схема пола”, “значимость половой идентичности для индивида”, направлены на поиск возможных путей формирования не только маскулинности и фемининности, но и андрогинии.[44]


1.4.3 Идеалы маскулинности и фемининности

Необратимые и прогрессивные социальные сдвиги вызывают перемены в культурных стереотипах маскулинности-фемининности, которые стали сегодня менее отчетливыми и полярными. Некоторая неопределенность ролевых ожиданий (женщина ждет от мужчины рыцарского отношения в быту и в то же время не без успеха соперничает с ним на работе) вызывает у многих людей психологический дискомфорт и тревогу. Одни говорят об опасности феминизации мужчин, другие - об угрозе маскулинизации женщин. Фактически же происходит лишь ломка традиционной системы, половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов.[27]

Идеалы маскулинности и фемининности сегодня, как никогда, противоречивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. В-третьих, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения. Согласно идеалу «вечной женственности» морали XIX в., женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой, но в то же время пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энергичным. Эти качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядро мужского понимания женственности. Но в женском самосознании появились также новые черты: чтобы быть с мужчиной на равных, женщина должна быть умной, энергичной, предприимчивой, т. е. обладать некоторыми свойствами, которые раньше составляли монополию мужчин. [26]

Неоднозначен и образ мужчины. Раньше ему предписывалось быть сильным, смелым, агрессивным, выносливым, энергичным, но не особенно чувствительным (другое дело - проявление «сильных» чувств, вроде гнева). Эти качества и сегодня очень важны. Для юношей важнейшие показатели маскулинности - высокий рост и физическая сила; позже на первый план выступает сила воли, а затем - интеллект, обеспечивающий успех в жизни. В юношеском возрасте соответствующие нормативные представления особенно жестки и стереотипны; желая утвердиться в своей мужской роли, юноша всячески подчеркивает свое отличие от женщин, стараясь преодолеть все, что может быть воспринято как проявление женственности. У взрослых эта поляризация ослабевает. Мужчина начинает ценить в себе и других такие тонкие качества, как терпимость, способность понять другого, эмоциональную отзывчивость, которые раньше казались ему признаками слабости. Но эти качества весьма трудно совместить с несдержанностью и грубостью.

Иначе говоря, нормативные наборы социально-положительных черт мужчины и женщины перестают казаться полярными, взаимоисключающими и открывается возможность самых разнообразных индивидуальных их сочетаний. Человек, привыкший ориентироваться на однозначную, жесткую норму, в этих условиях чувствует себя неуютно.


1.5 Гендерные особенности проявления агрессивности личности в современной психологической науке


Существуют ли различия между мужчиной и женщиной как потенциальными субъектами и объектами агрессивного поведения? И здравый смысл, и обыкновенное поведение показывают, что некоторая разница, безусловно, имеется. Во-первых, принято считать, что мужчины более агрессивны, чем женщины, и более склонны в своих взаимоотношениях с другими выдирать в качестве модели поведения агрессию, особенно физическую. Во-вторых, широко распространено мнение, что, при всех равных условиях, мужчины чаще выступают в качестве мишени агрессии, нежели женщины.[19]

Эти различия обычно относят на счет генетических или социальных факторов. С одной стороны, утверждается, что мужчины уже на генетическом уровне запрограммированы на большую склонность к агрессии, чем женщины. С другой стороны, во многих культурах считается, что представители мужского пола не только являются, но и должны быть грубее, самоувереннее и агрессивнее женщин.

Несмотря на то, что утверждения о существовании важных различий между мужчинами и женщинами относительно агрессии, похоже, согласуются с наблюдениями, сделанными в повседневной жизни, что здравый смысл зачастую является ненадежным средством для точного познания природы агрессии. Многочисленные данные говорят о том, что между мужчинами и женщинами как группами существует различие относительно агрессии. Однако природа этих различий не столь примитивна, как предполагает здравый смысл, а причины их возникновения куда сложнее, чем предполагает общепринятая точка зрения.[13]

Мужчины действительно более склонны прибегать к открытой физической агрессии. Как велика эта разница? Это, похоже, зависит от целого ряда переменных. Например, тендерные различия в агрессии наиболее заметны в физических формах агрессии, а также в ситуациях, когда к агрессии вынуждены обратиться (например, из-за исполнения определенной социальной роли), в отличие от ситуаций, когда к ней прибегают без всякого принуждения. В-третьих, склонность мужчин демонстрировать более высокие уровни агрессии более очевидна после сильной провокации, нежели при ее отсутствии.

Мужчины и женщины также отличаются своими установками относительно агрессии. Мужчины, как правило, в меньшей степени испытывают чувство вины и тревоги.

Напротив, женщины более обеспокоены тем, чем агрессия может обернуться для них самих, например, возможностью получить отпор со стороны жертвы. Свежие данные свидетельствуют о том, что и мужчины и женщины придерживаются противоположных социальных представлений об агрессии. Более того, женщины рассматривают агрессию кок экспрессию - как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения.[33]

Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но они далеко не столь велики и не настолько очевидно связаны с биологическими отличиями, как можно было бы предположить. В своем обзоре литературы по гендерным различиям Э. Маккоби и К. Джеклин сделали вывод, что агрессия - это единственное социальное поведение, для которого существуют доказательства, говорящие о совершенно явных половых отличиях.

П. Игли и Д. Штеффен пришли к заключению, что для взрослых эти различия весьма невелики. В работе Л. Хайда содержащей большое количество исследований, проведенных на детских выборках, сделан вывод о средней величине отличия. Только от 2 до 5% всех случаев агрессивного поведения можно объяснить гендером, т.е. от 95 до 98% происходит из других источников. Отчасти наше искаженное восприятие гендерных различий в агрессии можно объяснить тем фактом, что преобладающее большинство насильников и убийц - именно мужчины. Однако, подобные действия совершает очень малая часть мужчин. Принимая во внимание эти крайние варианты, поведение большинства мужчин сходно с поведением большинства женщин. Другая причина, которая заставляет нас считать мужчин более агрессивными,- это устоявшаяся в нашей культуре вера в то, что такими их делает более высокий уровень тестостерона в крови. На самом деле пока не существует убедительных экспериментальных доказательств наличия у человека связи «тестостерон- агрессия».

У. Бьйорквист и Л. Ньемела пришли к выводу, что существует несколько факторов, от которых зависит, кто более агрессивен - мужчина или женщина: гендер участников конфликта, тип агрессии и конкретная ситуация. Например, К. Лагерспец, исследуя финских детей 11-12 лет, учащихся в школе, обнаружил, что девочки предпочитали использовать косвенные формы агрессии (распускали слухи, заводили нового друга «в отместку» старому), в то время как мальчики чаще открыто выражали агрессию (толкались, кричали, дрались). У. Бьйорквист и его коллеги предположили, что женщинам, из-за того, что они более слабы физически, нет смысла применять физическую агрессию, и поэтому они прибегают к вербальной или косвенной агрессии.

Целый ряд ученых в своих кросс-культурных исследованиях говорили о том, что стратегии косвенной агрессии в целом чаще встречаются у женщин, чем у мужчин, хотя и отмечали некоторые вариации. Л. Хайд в своем исследовании показал, что гендерные различия в агрессии у дошкольников в целом больше, а у учащихся колледжа - меньше. По данным исследования, мужчины уже к раннему взрослому возрасту начинают выражать агрессию вербально или косвенными путями, причем в их арсенале - не только сплетни, но и критические замечания, прерывание на полуслове, инсинуации без прямого обвинения и поведение типа «отстань от меня». По наблюдениям У. Бьйорквиста, социальные нормы среднего класса в европейской и североамериканской культурах не поощряют проявлений физической агрессии у взрослых мужчин.[48]

В число факторов, влияющих на то, будут ли в конечном счете обнаружены гендерные различия в агрессии, входят тип агрессии и ситуационный контекст. У. Бьйорквист и Л. Ньемела заметили, что в большинстве работ, направленных на исследование половых различий в агрессии, под последней понималась лишь физическая агрессия, а этот тип, как мы знаем, вероятнее всего встречается у мужчин. Действительно, сильнейшей предпосылкой для обнаружения гендерных различий в агрессии, по результатам метаанализа П. Игли и Д. Штеффен, был такой ситуационный контекст, который провоцировал проявление скорее физической, чем психологической агрессии (в ситуациях, требующих применения физической агрессии, мужчины с большей вероятностью выдавали агрессивное поведение).[48]

П. Игли и Д. Штеффен также указали на то, что большинство социально-психологических исследований агрессии замыкалось на агрессии в отношении незнакомых людей в ситуациях кратковременных встреч. Результаты исследований, в которых рассматривались физические и косвенные формы агрессии в межличностных взаимоотношениях, дают веские поводы усомниться в том, что мужчины действительно более агрессивны, чем женщины. П. Игли и Д. Штеффен применили теорию социальных ролей для рассмотрения гендерных различий в агрессии. Они писали, что эти различия могут частично объясняться гендерными ролями, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется (агрессивность, например, несовместима с некоторыми важнейшими составляющими женской роли - женщина должна быть нежной и избегать физической опасности).

По данным, полученным в исследованиях Дж. Кемпбелл и К. Маноер и др., можно заключить, что мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие. Кто-либо ставит под сомнение их самоуважение или общественное положение, а мужчины представляют, что в глазах других их пассивность будет оценена негативно. Женщины, наоборот, испытывают смущение, если им пришлось проявить агрессию на людях. У. Перри и др. обнаружили, что к 10-летнему возрасту за одно и то же агрессивное поведение мальчики ожидают меньшее неодобрение от родителей, чем девочки. П. Игли и Д. Штеффен также отметили, что мужчины предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии (например, в военной или спортивной областях), приобретая, таким образом, навыки и опыт агрессивных действий. Для большинства женских ролей, наоборот, агрессивность совершено неуместна (например, мать, секретарша, учительница, нянька) и скорее рождает чувство вины и тревоги из-за своей несовместимости с направленностью женской роли на нежность и заботу о других.[42]

В первой главе дипломной работе мы попытались проанализировать теории агрессивности, которые лежали у истоков формирования понятия агрессивности с научной точки зрения. Были выделены четыре основные теории, объясняющие природу агрессивности:

¨                Теория влечения – основоположником является 3. Фрейд. Она объединяет теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство человека (сюда входят разнообразные теории психоаналитического толка, начиная с ортодоксального фрейдистского психоанализа, а также близкие к ним теории этологические)

¨                Экологическая теория – согласно основоположнику К. Лоренцу, говорит о том, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у всех живых существ. Лоренц предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции.

¨                Фрустрационная теория – основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. Эта теория возникла в противовес концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Согласно его воззрениям, агрессия - это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию - попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

¨                Теория социального научения, предложенная А. Бандурой, которую составляют концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения (бихевиоральные теории). Образец поведения в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению.

Помимо того, что ученые пытались объяснить природу агрессии, они еще разделили ее на типы и виды. В науке существует два разных типа агрессии. Оба они свойственны животным: социальная агрессия, характеризуемая яркими вспышками ярости, и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве, однако, проявление агрессии весьма разнообразно.

Также, различают два основных типа агрессивных проявлений:

• Целевая агрессия

• Инструментальная агрессия

Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом. А. Бассе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия

2. Косвенная агрессия

3. Раздражение

4. Негативизм

5. Обида

6. Подозрительность

7. Вербальная агрессия

8. Чувство вины

Также в дипломной работе мы развели понятия пола и гендера:

-                     пол есть биосоциальный феномен, который можно охарактеризовать как реализацию человеком в социальном пространстве своей биологической природы;

-                     гендер есть социокультурный феномен, реализующий в социуме нормативно-ценностное строение человеческой сознания.

Отсюда следует вывод, что половая идентичность как форма социальной идентичности детерминирована половозрастными особенностями человека.

Гендерная идентичность (осознание своего пола) означает, в какой мере чувствуют себя представители того или иного пола мужчинами или женщинами, переживание ими своей маскулинности - фемининности, или гендерная идентичность как форма культурной идентичности детерминируется социокультурным опытом народа, т.е. неприродным источником.

Также нами были описаны черты, присущие маскулинным и феминным людям и идеалы, приписываемые обществом, а также даны четкие определения психологической андрогинности – это многомерная интеграция высоких показателей маскулинных и фемининных характеристик, позволяющая успешно адаптироваться в социуме, и достигнуть более высокого уровня развития и функционирования личности. Это важная психологическая характеристика индивида, определяющая способность менять свое поведение в зависимости от ситуации.

В конце первой главы нами был сделан теоретический анализ особенностей проявления агрессивности личности, который мы подтвердили эмпирическими исследованиями во второй главе.

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния типа гендерной идентичности на уровень агрессивности в юношеском возрасте

 

2.1 Этапы проведения экспериментального исследования влияния типа гендерной идентичности на уровень агрессивности личности в юношеском возрасте


Исследование проводилось на базе двух высших учебных заведений города Минска: Московского государственного социального университета филиала в городе Минске и Белорусского университета культуры. Всего в исследовании принимали участие 98 студентов: 55 девушек и 43 юношей. Из них 26 человек – студенты МГСУ 3 курса факультета психологии; 32 человека – студенты МГСУ 3 курса факультета юриспруденции; 44 человека – студенты БУК 3 курса хореографического факультета.

Для подтверждения гипотезы о том, что существуют статистически значимые различия между типом генерной идентичности и уровнем развития агрессивности были использованы следующие методы: наблюдение, опрос, метод тестов (Методика диагностики агрессивности А. Ассингера; Опросник Басс-Дарки; Методика измерения степени андрогинности С. Бем; Методика полового дифференциала В.Е. Кагана;) с дальнейшей математической обработкой, их качественным и количественным анализом.

С помощью опросника Басса-Дарки можно определить какой вид агрессии из предложенных ниже доминирует у испытуемого.

Исследования с помощью этой методики можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы, выбрав один из двух вариантов ответов: либо "да", либо "нет".

Инструкция: поставьте “да” около тех положений, с которыми Вы согласны, и “нет” – около тех, с которыми не согласны.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


9.

10.

11.

12.

13.


14.


15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.


29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.


55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

Я не всегда получаю то, что мне положено.

Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать.

Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

Мне кажется, что я не способен ударить человека.

Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

Я часто бываю не согласен с людьми.

Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.

Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

Меня немного огорчает моя судьба.

Я думаю, что многие люди не любят меня.

Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

Я не способен на грубые шутки.

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

Довольно многие люди завидуют мне.

Я требую, чтобы люди уважали мои права.

Меня угнетает то, что я мало делаю для моих родителей.

Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

От злости я иногда бываю мрачен.

Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.

Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

Даже если я злюсь, я не прибегаю к “сильным” выражениям.

Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.

Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

Мой принцип: “Никогда не доверяй чужакам”.

Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.

Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня.

Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

Неудачи огорчают меня.

Я дерусь не реже я не чаще, чем другие.

Я могу вспомнить случая, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.

Я ругаюсь со злости.

Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.

Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.

Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

Я часто думаю, что жил неправильно.

Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

Я не раздражаюсь из-за мелочей,

Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

В последнее время я стал занудой.

В споре я часто повышаю голос.

Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.


Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

I. Физическая агрессия:

"да"= 1, "нет"= 0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет"= 1, "да"= 0 - 9,7

2. Косвенная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 2,10,18,34,42,56,63, "нет"= 1, "да"= 0 - 26,49

3. Раздражение:

"да" = 1, "нет" = 0: 3,19,27,43,50,57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: 11,35,69

4. Негативизм:

"да" = 1, "нет" = 0: 4,12,20,28, "нет" = 1, "да" = 0: 36

5. Обида:

"да" = 1, "нет" = 0:5,13.21,29, 37,44, 51,58

6. Подозрительность:

"да"==1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" =0:33,66,74, 75

7. Вербальная агрессия:

"да"=1, "нет"=0: 7,15,23,31,46,53,60,71,73, "нет"=1, "да"=0: 33,66,74, 75

8. Чувство вины:

"да" = 1, "нет" = 0: 8, 16,24, 32, 40,47, 54, 61,67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3,7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

В результате проведения данной методики были получены следующие данные:

v Физическую агрессию в той или иной мере проявляют 25 человек (25,5 %) из 98 испытуемых, из них 10,2 % девушек и 15,3 % юношей;

v Косвенная агрессия присуща 35 испытуемым – это 35,7 %, из которых 20,4 % девушек и 15,3 % юношей;

v Вербальная агрессия выявлена у 38 человек (38,8 %), где 25,5 % составляют девушки (25 человек), а 13,3 % – юноши (13 человек);

Общий уровень агрессивности личности мы измеряли при помощи диагностики агрессивности личности А. Ассингера.

Этот тест позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами, и легко ли им общаться с ним. Тест содержит десять ситуаций с вариантами ответов, из которых нужно выбрать и подчеркнуть наиболее подходящий для себя.

Инструкция. Прочитайте предложенные ниже ситуации и варианты ответов к ним. Постарайтесь выбрать ответ наиболее подходящий именно вам и подчеркните его.

I. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

1. Всегда.

2. Иногда.

3. Никогда.

II. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

1. Внутренне кипите.

2. Сохраняете полное спокойствие.

3. Теряете самообладание.

III. Каким считают Вас коллеги?

1.      Самоуверенным и завистливым.

2.      Дружелюбным.

3.      Спокойным и независтливым.

IV Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

1. Примете ее с некоторыми опасениями.

2. Согласитесь без колебаний,

3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?

1. Выдадите ему "по первое число".

2. Заставите вернуть.

3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?

1. "Что это тебя так задержало?"

2. "Где ты торчишь допоздна?"

3. "Я уже начал(а) волноваться".

VII Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

1. Стараетесь ли обогнать машину, которая "показала вам хвост"? . 2. Вам все равно, сколько машин Вас обошло.

3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас.

VIII Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

1. Сбалансированными.

2. Легкомысленными.

3. Крайне жесткими.

IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается?

1. Пытаетесь свалить вину на другого.

2. Смиряетесь.

3. Становитесь впредь осторожнее.

X. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

1. "Пора бы уже запретить им такие развлечения".

2. "Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать".

3. "И чего мы столько с ними возимся?"

XI. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?

1. "И зачем я только на это нервы тратил?"

2. "Видно, его физиономия шефу приятнее".

3. "Может быть, мне это удастся в другой раз".

XII. Как Вы смотрите страшный фильм?

1. Боитесь.

2. Скучаете.

3. Получаете искреннее удовольствие.

XIII. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?

1. Будете нервничать во время заседания.

2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.

3. Огорчитесь.

XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?

1. Обязательно стараетесь выиграть.

2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.

3. Очень сердитесь, если не везет.

XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?

1. Стерпите, избегая скандала.

2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.

3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?

1. Поговорите с учителем.

2. Устроите скандал родителям "малолетнего преступника".

3. Посоветуете ребенку дать сдачи.

XVII. Какой, по-вашему, Вы человек?

1. Средний.

2. Самоуверенный.

3. Пробивной.

XVIII. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

1. "Простите, это моя вина".

2. "Ничего, пустяки".

3. "А повнимательней Вы быть не можете?!"

XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

1. "Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?

2. "Надо бы ввести телесные наказания".

3. "Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели"

XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?

1. Тигра или леопарда.

2. Домашнюю кошку.

3. Медведя.

Теперь внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов. При обработке результатов, агрессивные проявления подразделяются на три шкалы.

45 и более очков. Вы излишне агрессивны, при том нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих "верхов", рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.

36-44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!

Если по семи и более вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам - по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать. Если же по семи и более вопросам Вы получите по одному очку и менее, чем по семи вопросам - по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.

При помощи данной методики нам удалось выявить, что из всей выборки, состоящей из 98 человек только

v 22 человека чрезмерно миролюбивы;

v 33 человека имеют средний уровень агрессивности, то есть умеренно агрессивны;

v 43 испытуемых излишне агрессивны – значит имеют высокий уровень агрессивности.

Методика полового дифференциала В.Е. Кагана

Эта методика может быть рассмотрена как вербальная модель поведенческого реагирования на стимул. Показатели факторов полового дифференциала для каждого из оцениваемых понятий представляют собой психологические портреты в восприятии испытуемого – свой портрет и портреты типичных представителей мужского и женского пола. Она дает одновременно два показателя половой идентичности – маскулинности (близость понятий «Я» и «большинство мужчин») и феминности (близость понятий «Я» и «большинство женщин»), что отвечает модели маскулинности и феминности как независимых измерений.

Методика состоит из 18 шкал, редставляющих 4 фактора. Выделяются 6 шкал факторов С (сила, доминантность, авторитарность) и по 4 шаклы факторов О (оценка, отношение), А (активность, коммуникативность) и дополнительного четвертого фактора, обозначаемого как фактор предсказуемости – П.

Все испытуемые шкалируют понятия «Я», «большинство мужчин», «большинство женщин».

Инструкция. Оцените:

а) самих себя,

б) большинство мужчин,

в) большинство женщин по отобранным чертам личности.

Внимательно прочтите каждую пару черт и зачеркните соответствующую цифру:

3 – совершенно верно, 2 – верно, 1 – пожалуй, 0 – неопределенное.

Отвечать надо как можно точнее, но не очень медленно. Старайтесь не прибегать слишком часто к неопределенному ответу. Вы должны затратить не более 10 минут.

Таблица 2.1.

Опросный лист методики полового дифференциала В. Кагана

Сам себя:

 

Плавное

3

2

1

0

1

2

3

Порывистое

Легкое

3

2

1

0

1

2

3

Тяжелое

Глубокое

3

2

1

0

1

2

3

Мелкое

Медленное

3

2

1

0

1

2

3

Быстрое

Сложное

3

2

1

0

1

2

3

Простое

Слабое

3

2

1

0

1

2

3

Сильное

Полное

3

2

1

0

1

2

3

Пустое

Неповоротливое

3

2

1

0

1

2

3

Проворное

Ясное

3

2

1

0

1

2

3

Смутное

Нежное

3

2

1

0

1

2

3

Грубое

Острое

3

2

1

0

1

2

3

Тупое

Грустное

3

2

1

0

1

2

3

Веселое

Изменчивое

3

2

1

0

1

2

3

Постоянное

Твердое

3

2

1

0

1

2

3

Мягкое

Тусклое

3

2

1

0

1

2

3

Яркое

Активное

3

2

1

0

1

2

3

Пассивное

Расплывчатое

3

2

1

0

1

2

3

Четкое

Прочное

3

2

1

0

1

2

3

Хрупкое

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.