РУБРИКИ |
Влияние типов семей на развитие подростка |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Влияние типов семей на развитие подросткаВлияние типов семей на развитие подросткаМинистерство образования Республики Беларусь Минский государственный педагогический колледж РЕФЕРАТ по психологии. Тема: «Влияние типов семей на развитие подростка» Минск 2004 Оглавление.
I.1.Особенности развития личности в подростковом возрасте. I.2.Семья как малая социальная группа. I.3.Проблемы взаимоотношений подростка с родителями. II.1.Изучение уровня агрессивности подростков. II.2.Изучение родительского отношения. Литература.
Введение Подростковый период развития, будучи по-своему переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Главная задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которое можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте. Это период, когда ребёнок задумывается над собой как над личностью, что проводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера, идет и нравственное развитее, формируется убеждение. И чаще всего убеждение не совпадает с общественным мнением, поэтому и возникают проблемы подростка в обществе. В основном многое зависит от самого подростка, школы, социальной среды, но в большей степени на развитее подростка влияет воспитание в семье, отношение с родителями. А так как в наше время много детей воспитывается в неполноценных семьях, растет число детей рожденных вне брака, родителей уклоняющих от воспитания детей, растёт проблема трудных подростков увеличение уровня агрессивности у подростков данного возраста. Поэтому тему своей курсовой я выбрала в этом русле: «Влияние типов семей на развитие подростка». Я думаю, что эта тема очень актуальна в наше время и в связи с тем, что я буду заниматься с детьми именно этого возраста, мне будет легче понимать и работать с учениками. Цель курсовой: определит, в какой мере гармоничное воспитание в семье влияет на уровень агрессивности подростка. Задачи: - изучить взгляды на проблему формирование личности подростка; - исследовать их взаимоотношение в семьях подросткового возраста; - определить влияние типа взаимоотношений в семье на уровень агрессивности подростка. В основном материала по данной теме нет, хотя о подростковом возрасте говориться, и пишется очень много, так же как и о семьях и взаимоотношении ребёнка и родителей в семье, а именно как зависит уровень агрессивности подростка от взаимоотношений в семье очень мало. В ходе работы хочу проследить следующую гипотезу: при принятии подростками взглядов родителей на воспитание уровень агрессивности у лиц подросткового возраста значительно ниже, чем у тех подростков, которые не понимают родительских установок. Глава I.1 Особенности развития личности в подростковом возрасте. Из всех периодов развития ребенка самым головоломным, трудным и даже
опасным является подростковый. Это тот самый период, что приносит самую
большую головную боль родителям и педагогам, обывателям и
правоохранительным органам. Этот самый период, что породил понятия Подростковый период развития, будучи по своему содержанию, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Выделение подросткового периода в психическом развитии человека в качестве самостоятельного стало причиной специальных исследований с целью выявления специфических психических особенностей, присущих этому возрасту. Характерной чертой возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизма – альтруизмом, общительности – замкнутостью, любознательности – умственным равнодушием, радикализма – консерватизмом и т. д. Главная же задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте. Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка. [1. 121] Для первого типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я». Развитие ребенка по второму типу предполагает главные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. Третий тип развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины. Главными психологическими новообразованиями этого возраста Э. Первая из них, по словам Ш. Бюлер – это прелюдия к периоду
психической пубертатности, отдельные симптомы которой появляются в 11-12
лет, когда подростки необуздан, драчливы, когда детские игры кажутся им
неинтересными, а игры более старших подростков еще непонятны. «Прелюдия»
сменяется следующей, негативной фазой, продолжительность которой от 11 до Можно видеть одновременное присутствие у подростка ненависти к себе и окружающему миру, что заставляет его чувствовать себя одиноким, чужим и непонятным окружающими людьми. Ребенок на этой стадии наиболее чувствителен к восприятию негативного, отрицательного, что побуждает его либо к агрессивной самозащите, либо пассивной меланхолии. Результатом этого становится снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного созревания. Позитивная фаза начинается с того, что подросток становится
восприимчив к позитивным аспектам окружения. Перед ним открываются
источники радости, среди которых на первое место Ш. Бюлер ставит Ключевой проблемой этого периода Выготский называл проблему интересов
подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведет к смене ведущей деятельности, результатом которой становятся новые психологические новообразования подросткового возраста. Поэтому внутри подросткового возраста принято выделять младший
подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый возраст Психологические новообразования младшего возраста изменяют возможности ребенка, а, следовательно, и сферу его интересов и мотивов поведения. Именно способность к самостоятельному поведению приводит к разрушению старых интересов и мотивов подростка, формированию новых моментов в его потребностно-мотивационной сфере и поиску новых форм поведения. Первый таким моментом в этой сфере младшего подростка является появление потребности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Однако реализация этой идеи возможна, если подросток будет соответствовать не только требованиям окружающих его людей (что явилось приобретением предшествующего возрастного этапа развития), но прежде всего, собственным требованиям и самооценке. Это – второй новый момент в мотивационной сфере. Третий момент состоит в появлении потребности найти и защитить свое место в окружающей его социальной среде. Таким образом, мы видим, что психологические новообразования, приобретенные в младшем школьном возрасте, открывают перед ребенком новые возможности и связаны они, прежде всего, с изменениями в сфере потребностей и мотивов поведения. Становится очевидным, что новые потребности, изменяя социальную
ситуацию развития, обусловливают появление новой ведущей деятельности. Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками. Первое – это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. (см. характеристику негативной фазы психической пубертатности. Другой чертой подросткового поведения является выраженная
противоречивость стремлений и их неустойчивый характер (см. данные Ст. Характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости. Наряду с реакцией эмансипацией в качестве специфически подростковой реакцию группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по-видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростков. Наконец, важно иметь в виду и особенности характера подростков, в частности, выраженность в этом возрасте так называемых акцентуаций характера. Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка
обусловлены так называемыми «задачами развития», наиболее четко
сформулированными Р. Хавигурстом. К ним относятся: 1) приспособление
подростка к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное
использование своего тела; 2) достижение социально приемлемой взрослой
сексуальной роли; 3) достижение зрелых отношений с лицами противоположного
пола; 4) развитие интеллектуальных способностей; 5) выработка комплекса
ценностей, в соответствии, с которыми строится поведение; 6) достижение
социально ответственного поведения; 7) выбор профессии и подготовка к
профессиональной деятельности; 8) достижение экономической независимости; Глава I.2 Семья как малая социальная группа. Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в Проблемы развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в
жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков
занимали лучшие умы человечества. Тем не менее эти проблемы не являются
сегодня досконально изученными: в них остается много спорных вопросов.[11. Глава I.3. Проблемы взаимоотношений подростка с родителями. Подростковый возраст – это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Часто всю семью начинает лихорадить, обостряются супружеские конфликты, все проблемы и скрытые противоречия между членами семьи выходят наружу. Начинается психологическое отделение подростка от родителей, противопоставление им. Подросток может быть грубым, резким, остро критиковать родителей и других взрослых. Это как бы время расплаты родителей за их неверную родительскую позицию. Все эти годы многого не замечали в ребенке, не хотели замечать, верили в непогрешимость своего авторитета, а тут все летит в тартарары. Происходит как бы свержение родителей с пьедестала непогрешимости. Это всегда больно, когда вдруг родитель видит себя и свои идеалы в кривом зеркале, но уже ничего не может с этим поделать. Перед подростком открывается вся сложность окружающего мира,
социальной жизни, в которой очень нелегко разобраться. Им нужен друг-
учитель, а не моралист, нужен человек, который может понять все переживания
юной души и не осудить, а помочь разобраться с сложной жизненной ситуацией. Формируются первые жизненные ценности. Выбор товарищей происходит по сходству взглядов на жизнь, по убеждениям, которые еще не зрелые, но получают свое завершение и становятся более осознанными при объединении ребят в группы и совместной деятельности в этих группах. Часто направленность этих групп пугает родителей. Да и вытянуть из этой компании бывает крайне тяжело. Случается, что родители полностью теряют авторитет в глазах
подростков. И если раньше контакт с ребенком был, то подростковый возраст
часто выявляет неготовность родителей принять своего ребенка всерьез, как
человека, имеющего свои взгляды и мнения, или негативность самих родителей
решить определенные жизненные проблемы и обсуждать их со своими детьми. Подросток – это не маленький ребенок, который молча страдает от того,
что его не замечают, не понимают, поскольку не может это выразить словами. Одни подростки сбегают из дому от недремлющего ока взрослых, другие активно мстят взрослым (родителям) за несправедливые, с их точки зрения, обвинения, за непонимание. Ясно, что запреты и наказания не лучший метод воспитания. У подростка они вызывают ожесточение, злость, желание отомстить за унижение. Именно постоянное желание понять, почувствовать своего ребенка, встать на его точку зрения, пусть неправильную, посмотреть на себя его глазами и терпеливо вести разговоры изо дня в день, не срываясь на крик и оскорбления, в этом залог восстановления утраченного контакта. Психологический контакт, близкие отношения нужны не только для того, чтобы быть уверенным, что дети не попадут на скользкий путь, что выберут правильные цели в жизни, не покатятся по наклонной плоскости, но и для того, чтобы вовремя помочь преодолеть душевный кризис. Только будучи внимательными, к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к проблемам родителей и проблемам других людей. Родители, которые испытывают трудности в общении с подростками, как правило, надо учиться говорить по душам со своим ребенком. Если же подросток не находит у родителей понимания, желания обсудить какой-то серьезный вопрос, он внутренне отгораживается от родителей и ищет ответы на поставленные вопросы на стороне, часто в далеко не подходящей компании. Семьи, в которых родители своим примером показывают ребенку, как можно выйти из трудной ситуации, из конфликтов, где заранее его готовят к взрослости, учат сознательно относиться к своим и чужим ошибкам. В таких семьях подростковый период протекает спокойно, без яростных бурь, борьбы и ожесточения, без непримиримых противоречий. [10. 261] Проблемы взаимоотношений с родителями Высокая проблемная нагруженность у подростков Петербурга обнаружена и в отношении родительского дома. Напомним, что в других культурах (например, потсдамские данные) отношения с родителями - это не острая проблема для подростков. Средний балл по этой позиции - 2,1. Объяснить причины, по которым подростки имеют проблемы во взаимоотношениях с родителями, можно, проанализировав особенности взаимоотношений родителей и подростков. Обратимся к экспериментальным данным, которые получены в современных исследованиях подростков. Источники возникновения проблем во взаимоотношениях родителей и
подростков в нашей культуре исследовал В. Е. Каган. Один из выводов, к
которым пришел автор, состоит в том, что в тоталитарном обществе отношение
родителей к ребенку определяет не любовь сама по себе, а то, в какой мере
ребенок выполняет социальные нормы. Родителей, как правило, не интересуют
проблемы, переживаемые подростком, они не выступают как помощники в решении
этих проблем. Наоборот, стремясь добиться от ребенка нормативного
поведения, родители сами становятся источником проблем. При таких
установках родители и подростки оказываются в состоянии противостояния. Таким образом, переживание подростками проблем, возникающих как противоречие между ними и их родителями, это - скорее следствие социокультурных, чем психологических особенностей. К настоящему времени стало совершенно очевидно, что коррекция этой проблемы предполагает оказание психологом помощи, как подростку, так и родителям. Последние нуждаются, прежде всего, в смене родительских установок, изменении своей позиции в отношении своих детей, в пересмотре системы оценивания их как личностей. Полученные в нашем исследовании результаты позволяют утверждать, что работа с родителями психолога-практика должна стать основой для профилактики проблем подростков. Эта работа должна предусматривать такие направления, как просвещение по вопросам планирования семьи, развития гуманистического воспитания в семье взамен нормативного, управленческого, развитие системы ценностей, в которой достойное место занимал бы человек, в том числе ребенок и пожилой человек. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во- вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем сами формируют его самосознание и коммуникативные качества. Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей. По данным ленинградского социолога Э.К. Васильевой (1975), у родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний бал выше 4) второе выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети уже имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. [7. 26] Семейная социализация не сводится к непосредственному «парному» взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания. Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи
представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально
близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на
другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными
средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — строгость
и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом — пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971). За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других — от ребенка к родителям. Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются
обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля
воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности . родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; . власть используется лишь в меру необходимости; . в ребенке ценится как послушание, так и независимость; . родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; . он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний. Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону
авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Чтобы понять взаимоотношения подростка с родителями, необходимо
знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними
представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких . как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; . как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; . как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; . как старший друг и советчик, которому можно доверить все Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются. Переходный возраст — период эмансипации ребенка от родителей. Процесс
этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной,
показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями
по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью),
поведенческой, проявляющейся в нем, насколько жестко родители регулируют
поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей, ориентируется ли
юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие то
другие. Каждый их этих аспектов эмансипации имеет собственную логику. [7. Дети, пережившие смерть родителей Представление о смерти становится более абстрактным только к 1- годам:
тогда дети лучше понимают, какие последствия несет за собою смерть и больше
думают, о том, что происходит после смерти. Они задумываются над смыслом
того, что произошло , и заняты мыслями о несправедливости смерти. Они не
хотят говорить о том, что произошло, потому что это слишком мучительно. Период переходного возраста – нелегкое время для переживания горя. Ему необходимы ролевые модели поведения взрослого, чтобы найти себя или отказаться от чего-то в себе. Потеря матери или отца в это время, возможно, бывает невыносимой. Весь мир становится ребенку чужим, когда он переживает сильное горе из-за потери значимого для себя человека. «Я» - концепция, т.е. система представлений ребенка о самом себе, рушится, и иногда это приводит к упадку сил. Разрушенная Я-концепция нуждается в восстановлении. Ребенку следует помочь, чтобы он четко осознал значение того, что случилось до и после перенесенной им травмы, а что является новым, отличным от его прежней жизни. В первое время после смерти родителей у детей чаще всего наблюдается сильный страх разлуки с взрослыми, у них могут быть проблемы со сном, агрессивность, раздражительность или другой тип деструктивного поведения, привлекающий к себе внимание, замкнутость и стремление к изоляции, печаль, тоска, чувство потери, мучительные воспоминания и фантазии. Таким образом, дети переживают горе по-разному. Несколько распространенные реакции: Тревожность (смерть легко вызывает страх, что может привести еще к одной катастрофе). Высказывают свои опасения, что может произойти с близкими им людьми. Испытывать страх, что сами умрут. В результате такой постоянной тревоги, бдительности и напряжения у ребенка могут возникнуть боли в животе, плечах, шее и голове. Замкнутость, изоляция. После смертного случая ребенок начинает борьбу с тревожащими его мыслями и чувствами. Он может стремиться изолироваться, желание замкнуться в себе и уединиться становится спустя некоторое время характерной чертой для всех людей с подобным опытом. Психологически травмированные дети в дальнейшем всегда более чувствительные к разлуке, нежели другие. Кроме того, у них могут ухудшаться результаты в школе, причем как в учебе, так и поведении. Вина. Ребенок ощущает в себе склонность к какому-либо проступку, то он закономерно чувствует вину. В этом случае может выбрать две стратегии поведения. 1. Ребенок может постараться нечто предпринять, чтобы снова вернуться в обычную жизнь. Н., начать вести себя очень хорошо, стать послушным. 2. Возможно станет более беспокойным и трудным в общении для того, чтобы его наказали по его мнению, он виноват в том, что произошло. Нередки случаи, когда гнев, соединяется с виной, направляется ребенком на себя. Суицидальные мысли, вероятно, являются примером саморазрушения, но они также, быть может выражают желание ребенка вновь соединиться с умершими. Почти каждому приходит в голову мысли о самоубийстве. [14. 5-10] Дети разведенных родителей. В результате переживаний развода у детей формируется типичные черты
характера, н., проблематичным остается обращение с проявлениями
агрессивности. Если ребенок боится собственной ярости, то и став взрослым,
он будет боятся показать гнев или раздражение по поводу пережитых неудач
или несправедливости, он так и не научится активно защищать свои интересы. Дети из семей алкоголиков Развитие детей в семьях, где отец или мать злоупотребляют алкоголем, протекает с тяжелыми нервно-психическими отклонениями. У таких детей низкий интеллектуальный уровень – обычное дело. Здесь в первую очередь речь идет о детях с алкогольным синдромом плода, когда причиной задержки психического развития является интоксикация алкоголем и продуктами его метаболизма центральной нервной системы плода. Во вторую очередь это касается так называемых «педагогически запущенных детей», внутриутробное развитие которых протекало нормально; рождение и первые недели не были отягощены алкогольной интоксикацией, а низкий уровень их интеллектуального развития обусловлен отсутствием всестороннего воспитания в раннем детстве. Узкий круг интересов родителей, очень кратковременное общение с детьми, невнимание к их актуальным потребностям и нуждам не позволяют ребенку приобрести первоначальный жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для нормального формирования сознания, продуктивной умственной деятельности. У детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходной тоски по лучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной системы приводит к глубокому нервно-психическому утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Нередко протест против безысходного положения в семье проявляется в стремлении к лидерству в школьном классе. Однако из-за низкого уровня интеллектуального развития они самоутверждаются среди сверстников и стремятся привлечь внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки, балуются на уроках и озорничают на переменах. Дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, не только не имеют постоянные проблемы с учебой и поведением в школе, но гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами. Дальнейшее развитие и поведение ребенка определяется тем, какую стратегию адаптации он себе избрал в семье. Ролевая палитра может быть самой разнообразной. [13. 11.] Ужасный ребенок. Это дети, которые своим вызывающим поведением заставляют обращать на себя внимание и создают лишь хлопоты и напряженные ситуации. Такое поведение дает выход агрессии, которая обычно накапливается у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, и не находит выхода в других видах деятельности. Псевдородитель. Дети часто берут на себя функции одного или обоих родителей. Они взваливают на себя значительную долю ответственности за семью, ответственность, несоизмеримую с возрастом. Как бы тяжело не напрягались эти дети, они делают это для того, чтобы преодолеть чувство неполноценности и вины. Такие дети часто очень хорошо учатся, но обладают заниженной самооценкой. Шут гороховый. Способ для ребенка приспособиться к деятельности и
таким образом избавиться от стресса, это высмеивание всех и вся. Таких
детей отличает зациклинность на малостях, они все время поясничают,
переключая внимание с серьезного на смешное, убогое и никчемное окружение. Человек невидимка. Дети стараются никогда не привлекать к себе внимание. В компаниях стараются всем угождать и не выдвигают никаких требований. Ребенок из семьи, злоупотребляющей алкоголем, может сталкиваться с трудностями в межличностных отношениях с другими детьми. Недостаточно развито чувство собственного достоинства, заниженная самооценка, робость приводят к тому, что в глазах окружающих такой ребенок становится чем-то вроде «отверженного», которым либо помыкают, либо просто игнорируют, выталкивая из компании. Вместе с тем, у такого ребенка могут появиться потребность доминировать в коллективе и властвовать над другими детьми. В этом случае, ребенок становится агрессором. Для достижения главенствующего положения он может не только драться, но и становиться хвастуном, придумывающим о себе небылицы. В результате никто из детей не хочет с ним дружить. Развивающееся с годами неверие в себе, низкая самооценка делают таких детей очень податливыми для сомнительного рода компаний. Не встречая поддержки и понимания в семье, сталкиваясь с неудачами в попытке установить связи в школьном окружении, ребенок оказывается в своего рода социальном вакууме. Он чувствует себя заброшенным, одиноким и никому не нужным. Повседневная жизнь детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, постоянно сопровождается эмоциоанльным стрессом. Состояние ребенка, к которому предъявляются непосильные требования, следует рассматривать как кризисное. Тяжесть последствий, вызванных проживанием в семье алкоголиков, зависит от того, насколько ребенок сумел осмыслить и эмоционально переработать происшедшее. Но так или иначе жизнь в семье алкоголиков не проходит бесследно и отражается не только на психическом состоянии ребенка, но и на его судьбе. [13. 12-14] Порядок рождения и личность Следуя своему интересу к социальным детерминантам личности, Адлер обнаружил высокую вероятность того, что личности старшего, среднего и младшего ребенка в семье существенно отличаются. Эти различия он объяснил особенностями переживаний каждого ребенка, как члена социальной группы. Перворожденному – старшему ребенку уделяется большое внимание до тех пор, пока не родился второй, после он оказывается внезапно низвергнут со своего положения любимца и должен делиться с новорожденным родительской привязанностью. Это переживание может влиять на старшего ребенка по- разному. Например, вызвать ненависть к людям, стремление защититься от поворотов судьбы, чувство опасности. По наблюдениям Адлера, невротики, преступники, пьяницы и извращенцы часто бывают первенцами. Если родители ведут себя мудро, подготавливая старшего ребенка к появлению соперника, у него больше шансов вырасти ответственным человеком, готовым к роли защитника, опекуна. Второй – средний – ребенок характеризуется абмициозностью. Он
постоянно старается обогнать старшего сиблинга. Он также склонен к бунту и
зависти, но в целом лучше адаптирован, чем старший и младший сиблинги. Адлера особенно интересовали ранние события, предрасполагающие ребенка к ошибочному жизненному стилю. Он выявил три важных фактора: 1) неполноценность ребенка; 2) «испорченность» ребенка; 3) отверженное положение ребенка. Дети с физической или умственной недостаточностью несут тяжкое бремя
и скорее всего при встрече с жизнью будут чувствовать неадекватность. Они
считают себя неудачниками и часто таковыми являются. Тем не менее, в случае
понимания и поддержки родителей они могут компенсировать неполноценность и
обратить слабость в силу. Многие выдающиеся люди в детстве страдали
органической слабостью, которая затем была компенсирована. Снова и снова Таких людей Адлер считал потенциально самыми опасными для общества. Вообще все, что нарушает безопасность ребенка в отношении с родителями, порождает тревогу. У тревожного, не чувствующего безопасности ребенка развиваются разнообразные стратегии для того, чтобы совладать с чувствами изоляции и беспомощности. Он может становиться враждебным, желать расплатиться с теми, кто его отвергал или дурно к нему относился. Или же он может стать сверхпослушным – чтобы вернуть любовь, потерю которой он чувствует. У него может развиться нереалистический идеализированный образ самого себя – с тем, чтобы компенсировать чувство неполноценности. Добиваясь любви, он может стараться подкупить других или пользоваться угрозами. Он может погрязнуть в жалости к себе – чтобы завоевать сочувствие. Если ребенок не может обрести любовь – он может искать власти над другими. Таким образом, он компенсирует чувство беспомощности, находит выход для враждебности и оказывается способен эксплуатировать людей. Или же ребенок проявляет сильные соревновательные тенденции, причем сам факт победы оказывается важнее, чем достижение как таковое. Возможно и обращение агрессии внутрь и самоунижение. [15. 159-160] Глава II.1 Изучение уровня агрессивности подростков. Педагогов очень заинтересовала проблема повышения уровня агрессивности у детей подросткового возраста. Для этого было выбрана группа детей, которые заполняли опросник Басса-Дарки на выявление агрессивности. Проявление агрессии всё больше является проблемой, которая всё больше
волнует учителей и родителей. Задачей психолога должны стать
психикоррекционная работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с
другими. Но, как определить это "более" или "менее"? Ответ на этот вопрос
невозможен без достаточно точного определения понятий "агрессии" и Необходимость такого определения обосновывается тем, что термин Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию
и агрессивность: как врождённую реакцию человека для "защиты занимаемой
территории" (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон);
реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъективных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна определенной степенью агрессивности. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости, комфортности и т.д. Чрезмерное развитие её начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на созидательную кооперацию и т.д. сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивности и агрессии не является жёсткой, а с другой, сам акт агрессии может не принимать социально опасные и не одобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренности" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходными, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: Первый - мотивационная агрессия, как сама ценность, второй инструментальная как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться под контролям сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность) практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия, как прямое проявление реализации присущих личности тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой вероятностью прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса - Даркин. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников разделил
понятия "агрессии" и "враждебность" и определил последнюю, как "... реакцию
развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые ученики 8 класса отвечали "да" или "нет". Вопросник "Басса-Дарки"
При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами: Ответ оценивается по восьми шкалам, следующим образом: Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности При анализе теста Басса-Дарки выявилось, что у Савельевой Алёны форма
агрессивности наиболее проявляется через физическую и вербальную агрессию. (Карманович О., ей наиболее присуще чувство вины, что показывает на её
возможное убеждение в том, что она поступает плохо, при этом ощущает
угрызение совести. Также хорошо выявлена подозрительность по отношению к
окружающим людям и то, что они делают что-то плохое по отношению к ней. (Новик Валик. У Валика наиболее проявляется раздражение, что показывает ан его готовность к проявлению чувств при малейшем возбуждении и также выражено чувство вины. Другие реакции менее выражены, это показывает, что он практически не применяет физической силы против другого лица. Нет зависти и ненависти к окружающим людям. Также косвенная вербальная агрессия и негативизм слабо выражены. (Тукай Александр. У него виды реакций выражены не сильно. Выделяется только негативизм, проявляется в оппозиционной манере поведения, использование физической силы против другого лица применяется в исключительных случаях. Выражено также чувство вины. По остальным видам более стойкий к агрессии. (Сватко Александр. У Александра более выражено чувство вины, его
возможное убеждение в том, что поступает зло и ощущает угрызение совести
при этом. Проявляется также раздражительность и физическая агрессия. (У Ермаловича Евгения виды реакций более выражены. Особенно чувство вины и негативизм, что выражает возможное убеждение о его плохих поступках, а так же оппозиционное манера в поведении. Немного проявляется физическая агрессия, подозрительность по отношению к людям и так же готовность к проявлению негативных чувств при возбуждении. (У Короблёва Валерия виды агрессии, можно сказать, находятся немного выше среднего уровня. Отличается только, что у Валерия отсутствует практически зависть и ненависть к людям. Остальные виды более выражены и в зависимость от ситуации проявляются у Валерия. (Мезяк Сергей более склонен к физической и вербальной агрессии. Это использование физической силы и также выражение негативных чувств через крик, визг и через проклятие и угрозы. Сергей более осторожен и недоверчив по отношению к людям. Проявляется косвенная агрессия. Выражено чувство вины, возможное убеждение его в том, что он является плохим человеком. Таким образом, при анализе всего класса на выявление агрессивности мы
видим, что в классе находятся ученики с разной стойкостью к агрессивности. По соотношению индексов враждебности и агрессивности выявились только некоторые, у которых они совпали. Это Короблев В. и Савельева А., на которых следует обратить особое внимание и принять определенные меры. У большинства в классе выявился индекс враждебности, что показывает на возможную враждебность, обозленность детей на окружающих их людей. Тем не менее, все результаты показывают, что, в общем, в классе нет детей с ярко выраженной агрессивностью. Глава II.2 Изучение родительского отношения с подростками. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятии понимания характера и личности ребенка, его поступков. Материалом для построения опросника послужили данные опроса 197
родителей психически здоровых детей от 7 до 11 лет и 93 семей, обратившихся
за психологической помощью в Консультативный центр психологической помощи
семье при факультете психологии МГУ и НИИ общей и педагогической психологии Опросник состоит из пяти шкал. Текст опросник Ключ При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация). Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам. | «Сырой» балл |Процентиальный | «Сырой» балл |Процентиальный |
Вывод. По результатам анализа теста-опросника родительского отношения (гл. таблицу и схемы) Савельевой А. мы видим, что родителю нравится она такой, какой она есть. Родитель уважает индивидуальность своего ребенка, стремится проводить, по возможности больше времени с ним, одобряет и интересы. Высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности Алены, испытывает чувство гордости, доверяет ей, ощущает себя с ней единым целым. При всех этих положительных отношениях к Алене наблюдается авторитаризм. Родитель требует послушания и дисциплины, пристально следит за социальными достижениями ребенка. У Гиро К родителю нравится она такой, какой она есть, уважает ее
индивидуальность и симпатизирует ей. Ощущается, что родитель не уверен в
способностях своего ребенка, считает его не таким зрелым для своего
возраста. Тем не менее, всегда старается помочь в трудных ситуациях,
доверяет и старается встать на его точку зрения, стремится оградить от
трудностей и неприятностей жизни. Старается следить за деятельностью Ольги,
контролирует, но в разумных пределах. Островская А.. практически тоже самое, что и у Новика. Чувствуется забота и сочувствие к ребенку. Родителю нравится он таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Тем не менее и чувствуется особый контроль и дисциплина. Сватко А. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы. Чувствуется небольшая недоверчивость к ребенку из-за дурных наклонностей. Тем не менее, родитель стремится к силебиотическим отношениям. Также проявляется контроль за поведением ребенка. Ермаковай В. Родителю нравится свой ребенок таким, какой он есть. (Кораблев В. Родителю нравится его ребенок таким, какой он есть, с его
неустойчивостью, неприспособленностью. Старается помочь ребенку,
сочувствует ему, доверяет. Относительно контроля, то в этом случае,
контроль за поведением ребенка не строгий, не навязывается воля родителя. (Мезяк С. Родитель воспринимает ребенка таким, какой он есть. Ему кажется, что Сергей не добьется успеха из-за низких наклонностей, тем не менее уважает индивидуальность ребенка, заинтересованность в делах и планах ребенка, старается помочь ему. Испытывает жалость к ребенку. Основной причиной его капризов считает - эгоизм, упрямство и лень. Полагает, что строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер и в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом, открытым для дурных влияний. Таким образом, практически у всех родителей просматривается строгий контроль за поведением детей, но в свою очередь все родители любят и уважают их, им нравятся дети такими, какие они есть, с их индивидуальными особенностями, что присуще всем любящим родителям. Глава II.3 Анализ уровня агрессивности и родительского отношения. В результате сопоставления родительского отношения и степенью
агрессивности у подростков выявилось следующее: (У Кораблева В. агрессивность проявляется из-за неустойчивости в характере мальчика, неудачами в социальной среде. Особую роль в этом играет и воспитание родителей, которые в какой-то мере подталкивают ребенка к проявлению агрессии. Здесь, в отличии от первого ребенка, родители слишком мало времени уделяют Валерию, ребенок находится один на один со своим положением, делает свои выводы, иногда неправильные и требующие родительского совета и поддержки. В свою очередь родители хотят видеть ребенка более успешным и послушным, тем самым у ребенка возникают противоречивые чувства, не понимания того, что от него хотят, что и ведет к проявлению агрессии. Из тех двух случаев можно предположить, что воспитание во многом влияет на степень агрессивности у подростка. Особенно в таком проблемном возрасте ребенок требует особого внимания и особого отношения к нему. Но и ребенок должен научиться также, принимать взгляды родителей. Здесь должна присутствовать обратная связь и понимание обеих сторон. Если проанализировать следующие семьи, то видно, что родители стараются в положении детей, но в основном каждая семья старается следовать своим принципам воспитания. Дети, в свою очередь, стараются также правильно воспринимать воспитание своих родителей, но их возраст, который не характеризуется стабильностью в поведении, приводит к проблемам, которые влияют на уровень агрессивности. Но этот уровень небольшой и в основном его можно считать, как нормальное проявление у подростков. Главное, чтобы этот уровень не увеличивался, за чем обязаны следить, как и родители, так и учителя, классные руководители. Заключение В заключение своей курсовой работы рассматриваются выводы по проведенным тестам и результаты их по отношению с поставленной мной гипотезой. Теоретическая часть курсовой работы основана на просмотре особенностей подросткового возраста и различных типов семей, которые влияют на степень развития ребенка в этом возрасте. Подростковый возраст, возраст перемен и ломки характера - поистине трудный возраст. переменчивое, с резкими колебаниями настроения, ранимость делают его подчас совершенно неспособным адекватно оценивать ситуацию и вести себя сообразуясь с нею. Именно такой своей неадекватностью подросток и провоцирует возникновение разного рода конфликтов и агрессии. В свою очередь различные типы семей, воспитание и отношение родителей по-своему оказывают на развитие подростка. Практическая часть курсовой основана на тестирование учеников 8 класса При анализе и изучении их ответов выявилось, что уровень агрессивности у всего класса невысокий, только у некоторых он совпадает с индексом агрессивности. Это у Савельевой А., Кораблева В., Ермалович Е и то этот уровень не большой. При анализе родительского отношения выявилось, что всем родителям нравятся их дети такими, какие они есть, гордятся ими, интересуются их делами, но при всем этом чувствуется довольно строгий контроль за дисциплиной и воспитанием ребенка. По-разному этот контроль воспринимается детьми. У Савельевой А такое воспитание влияет на уровень агрессивности, и чувствуется, что девочка не воспринимает такого отношения, что и содействует появлению агрессии. Есть также ученик, у которого контроль родителей очень слабый, но это также по-своему влияет на проявление агрессии. У остальных детей чувствуется понимание родительского отношения, они воспринимают воспитание родителей, как необходимую меру с их стороны, но в свою очередь возникают проблемы связанные с переходным возрастом, что и ведет к проявлению агрессии. В результате выявилось, что гипотеза в некоторой мере подтвердилась, но так как в классе не выявилось высокого индекса агрессивности и родительское отношение в основном воспринимается хорошо детьми, поэтому здесь выявить в точности, что влияет на уровень агрессивности не очень легко. В связи с этим тему еще нужно разрабатывать и рассматривать с разных сторон. Чтобы придти к стабильному выводу. Поэтому эта тема будет интересна для других студентов, и разрабатывать ее станет полезным для каждого из учащихся. Литература. 1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков». Изд-во Михайлова В.А., Пресс, 2001. Изд-ий гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997. Института Психотерапии, 2000. 1997. 1999. Учебное пособие. М.: Владос, 1995. Учебное пособие. М.: Владос, 2000. Системс», 2001.
|
|
© 2010 |
|