РУБРИКИ |
Влияние тревожности на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Влияние тревожности на образование защитных механизмов в процессе психологического консультированияВлияние тревожности на образование защитных механизмов в процессе психологического консультированияСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________3 ГЛАВА 1. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ____5 1.1. Обзор теорий эмоций и чувств как основы поведения человека_____________________________5 1.2. Особенности проявления тревожности в процессе психологического консультирования______________________________14 1.3. Методы психологического воздействия на эмоционально-чувственную сферу________________26 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ВЛИЯНИЕ НА НИХ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ_____________________________32 2.1. Обоснование выбора и описание методик________32 2.2. Обсуждение и анализ полученных результатов__________________________________35 2.3. Рекомендации по построению процесса психологического консультирования____________41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________47 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________49 ВВЕДЕНИЕ Консультант должен знать, как начать консультирование, с помощью каких средств продолжать его, делать интенсивным и продуктивным и как его закончить. Нахождение и разрушение механизмов психологической защиты в процессе психологического консультирования - одна из важнейших задач психолога, без решения которой невозможен терапевтический эффект. Стиль психологической защиты во многом говорит о личности клиента. Психолог должен определить: - как глубоко укоренились и насколько долго действуют механизмы защиты? - какие мотивы личности скрываются за психологической защитой? - насколько защитные механизмы необходимы человеку для успешного приспособления к повседневности? Цель настоящей работы: определить влияние тревожности человека на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования. Объект исследования: лица со стойкой зависимостью от алкоголя в возрасте 30-35 лет. Предмет исследования: тревожность и психологическая защита в процессе консультирования. Гипотеза исследования заключается в том, что тревожность влияет на возникновение защитных механизмов в процессе психологического консультирования. Объект, цели и гипотеза исследования определили следующие задачи 1. Проанализировать литературу, существующие исследования по вопросу психологического консультирования. 2. Определить роль эмоционально-чувственной сферы в процессе психологического консультирования. 3. Исследовать защитные механизмы психологического консультирования, а так же влияние на их образование тревожности 4. Проанализировать результаты нашего исследования, сделать выводы, предложить рекомендации. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы,
наблюдение, экспериментальное исследование с использованием опросника ГЛАВА 1. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1.1. Обзор теорий эмоций и чувств, как основы поведения человека Эмоции - сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно- мышечные и чувственно-переживательные аспекты. На нервно-мышечном уровне эмоции проявляются в виде мимической активности. На чувственном уровне - эмоция представлена переживанием. Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую- нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию. Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной,
так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов,
психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры
экспериментального их изучения в работах Р.Вудвортса (1950), Д.Линдсли Роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно
практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль,
связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Фрейд, 1894; Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении. Швейцарский психолог Э.Клапаред еще в 1928 году: «Психология
аффективных процессов — наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь
между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не
находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то,
что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми,
конечными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и
изменяющимися только количественно. Другие же в противоположность этому
полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что
чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности... Прослеживается скепсис и раздражение ряда ученых по поводу проблемы
эмоций, например, У.Джемса, который в конце XIX века писал: «Что касается Не случайно русский психолог Н.Н.Ланге писал в то время, что «Чувство занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер — "ума" и "воли". Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда как воля, а особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты. Если собрать все научные исследования о чувствах, то получится список столь бедный, что его далеко превзойдет литература любого вопроса из области познавательных процессов, даже очень мелкого... Причин этой общей "нелюбви" много. Здесь, вероятно, играет некоторую роль и общий характер современной культуры, по преимуществу технической и внешней, и то, что рассуждения старых психологов о чувствах отталкивают нас своей риторичностью и морализациями, и то, что эта область вообще трудно поддается точным и научным методам исследования и, наконец, то, что для психолога, как и ученого вообще, область ума и познания обыкновенно ближе и доступнее, чем область эмоций. Может быть, дело было бы иначе, если бы в разработке психологической науки женщины приняли большее участие, чем доныне» [13,с.55]. С тех пор многое изменилось. Не оправдалось предсказание М.Мейера А.Н.Леонтьев (1971) справедливо считает, что трудности, которые
обнаруживаются при изучении этой проблемы, объясняются главным образом тем,
что эмоции рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их на
различные подклассы, отличающиеся друг от друга как генетически, так и
функционально. В предисловии к пятому тому «Экспериментальной психологии» Несмотря на большое число публикаций по проблеме эмоций даже в солидных монографиях и учебниках для психологов многие аспекты эмоциональной сферы человека, имеющие большое практическое значение для педагогики, психологии труда и спорта, даже не обозначаются. В результате проблема эмоций и чувств оказывается представленной в ущербном виде. Таким образом, необходимо разработать подходы к созданию
дифференциально-психологической концепции структуры эмоциональной сферы
человека. Можно возразить, что такая концепция существует в виде ставшей
популярной теории дифференциальных эмоций С.Томкинса и К.Изарда. Однако эта
теория, с одной стороны, по названию представляется слишком узкой, не
охватывающей все эмоциональные явления, образующие мотивационную сферу
человека, а с другой стороны, по содержанию слишком широкой и неадекватной
своему названию, так как в ее рамках рассматриваются не только эмоции, но и
другие эмоциональные образования, эмоциями не являющиеся: эмоциональный тон
ощущений (удовольствие — отвращение), чувства (любовь, зависть и др.),
эмоциональные свойства и особенности личности (например, тревожность). Таким образом, эмоциональная сфера человека - более емкое понятие, включающее и многие другие эмоциональные явления. Эмоции и чувства способны регулировать деятельность человека в соответствии с предвосхищаемыми результатами, но в то же время, хотя эмоции и играют очень важную роль в мотивации, сами мотивами не являются. Аффекты, эмоции и чувства разделяют по продолжительности во времени. В биологических теориях эмоций (теории Анохина, Даффи, Линдсли, Джемса, В когнитивной теории возникновение эмоций связывается с деятельностью cogito, и эмоция представляется как оценка, в этом с когнитивными теориями эмоций сходна информационная теория Симонова, где эмоция это оценка ситуации. Оставшиеся теории: мотивационная, адаптационная соответственно рассматривают эмоции как мотивы адаптации к условиям среды. Отдельное место в теории эмоций занимает взгляд А.Н.Леонтьева [9,с.27]. Эмоции и чувства не только возникают в процессе деятельности, но и порождают деятельность - управляют поведением человека. В качестве примера рассмотрим ситуацию, когда пассажир едет на машине с человеком, который крайне неосторожно управляет ей. При этом пассажир не будете любоваться окружающим пейзажем, а будет сосредоточенно смотреть на дорогу и пытаться сообразить, что бы такого сделать, чтобы машину вели более аккуратно. Здесь на лицо влияние эмоции страха за свою жизнь на активность всего организма. Основную мотивационную систему человека составляют десять базовых эмоций - радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания. Данные базовые эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение в целом. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты. - базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики). - базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком. - базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов. - базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации. Таким образом, в настоящее время не существует единой общепризнанной научной теории эмоций. Все существующие теории объединяет то, что эмоции и чувства имеют значительную, можно сказать даже определяющую роль, в деятельности человека. Эмоционально-чувственная сфера человека определяет степень воздействия на индивидуума внешних факторов и его реакцию на эти факторы. Далее рассмотрим данный вопрос в аспекте психологического консультирования. 1.2. Особенности проявления тревожности в процессе психологического консультирования Одним из основных чувств, которое испытывает человек, обращаясь к психологу, является тревожность. Тревожность занимает одно из важнейших мест, как в нормальной психодинамике, так и в психопатологии, т.е. в возникновении различных симптомов. Тревожность предупреждает об опасности, угрозе и в этом смысле имеет не меньшую ценность, чем боль. Тревожность — сигнал не только предупредительный, но и защищающий от конфликтов, потому что задействует механизмы психологической защиты. Одна из наиболее частых "маскировок" тревожности — переименование. "Я раздражен; я в напряжении; у меня слабость; я боюсь; мне грустно; я постоянно просыпаюсь по ночам; я не чувствую себя самим собой" — клиенты используют десятки слов и выражений для обозначения состояния тревожности. Очень часто тревожность выражается соматическими симптомами. Порой тревожность маскируется определенными действиями. Весь спектр навязчивых действий — от стучания пальцами по столу, кручения пуговиц, докучливого моргания глазами, почесывания и до переедания, чрезмерного пьянства или курения, навязчивой потребности покупать вещи — может означать тревожность из-за конфликтной жизненной ситуации. Тревожность также нередко скрывается за другими эмоциями. Многоречивость тоже способ маскировки тревожности. Таким образом,
клиент стремится скрыть свою тревожность и "обезоружить" консультанта. Некоторые клиенты, чтобы завуалировать свою тревожность и подавить активность консультанта, постоянно перебивают его. Это заметно фрустрирует консультанта, но большинство клиентов не являются опытными "прерывателями", и консультант легко справляется с ситуацией. Трудно в тех случаях, когда на самом деле клиент малоразговорчив и не стремится заполнять паузы между высказываниями, однако сразу перебивает консультанта, когда тот начинает говорить. Даже если консультант пытается возразить, такой клиент не останавливается, как бы не слыша его слов. Консультанту тогда следует не вступать в конкуренцию, а резко оборвать клиента и указать на недопустимость подобного поведения. Стремление прерывать консультанта может быть обусловлено не вполне осознанным страхом перед каким-либо вопросом или высказыванием. Иногда разумно прямо спросить, понимает ли клиент, что делает. Прямой вопрос поможет клиенту осознать способ своего поведения в состоянии тревожности. Определенная категория клиентов защищается от тревожности парадоксальным путем. Они с демонстративной открытостью рассказывают о своих заботах и спрашивают, что им делать. Так ведут себя и с консультантом. Такое подчеркнутое выпячивание тревожности, как правило, является проявлением враждебности, и консультант должен обратить на это внимание клиента. Тревожность может мотивировать сопротивление самому процессу
консультирования. По существу происходит сопротивление осознанию внутренних
конфликтов, а тем самым и усилению тревожности. Сопротивляясь, клиент
старается контролировать свою открытость, высказывать только Иногда тревожность заставляет клиента не только сопротивляться, но и
демонстрировать враждебность к консультанту, чаще всего в скрытой форме. Консультируя тревожных клиентов, важно знать не только способы,
которыми они маскируют свою тревожность, но и средства, с помощью которых
стремятся избавиться от неприятного воздействия тревожности. Этими
средствами служат механизмы психологической защиты. Механизмы функционируют
автоматически, на бессознательном уровне. Использование защитных механизмов
для уменьшения тревожности не представляет патологии, пока не становится
утрированным и не начинает искажать понимание реальности и ограничивать
гибкость поведения. Описано много механизмов психологической защиты. 1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: a. вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения; b. вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций. 2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении. 3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности. 4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии. 5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация — самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна. 6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви — разговоры о любви). 7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста — стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности — грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере). 8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п. 9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.). 10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект. Близким к тревожности состоянием является страх. Но тревожность в отличие от страха не имеет определенного объекта, страх же всегда связан с конкретным объектом окружения (лицом, предметом, событием). Страх имеет биологическую значимость, так как охраняет от многих опасностей. Без чувства страха мы оказались бы легко уязвимы. Чаще всего, клиенты обращаются по поводу конкретных страхов, связанных с какими-то важными событиями (боязнь экзамена, страх перед хирургической операцией и т.п.). В таких случаях сначала следует помочь клиенту понять смысл события, вызвавшего чувство страха, разобраться, в какой степени его реагирование на это событие является оправданным и адекватным. Стержнем невротического поведения с преобладанием фобий является
усиленное избегание тревоги, стремление обойти породивший ее конфликт. Часто в консультировании встречается скрытая враждебность, которую консультант невольно чувствует. Справиться с ней сложнее, чем с откровенной агрессивностью. Большинство клиентов бывают не готовы к идентификации затаенной враждебности, да и консультанту небезопасно превращать скрытую враждебность в открытую. Тем не менее, если в беседе с клиентом мы почувствуем что-то недоброе, следует помочь ему вербализовать свои переживания, открыто выразить их, потому что любые невыраженные сильные эмоции, особенно отрицательные, дезорганизуют логическое мышление и поведение, способствуют возникновению психосоматических симптомов и затрудняют процесс консультирования. К вопросу скрытой враждебности мы еще вернемся в разделе об особенностях консультирования клиентов с психосоматическими жалобами. Когда человек ищет психологической помощи, он обычно надеется, что в его жизни возможны положительные перемены. Однако иногда люди попадают к консультанту не по своей воле и отвергают роль клиента, навязываемую другими лицами. Например, клиент говорит: "Моя жена потребовала, чтобы я пришел сюда, однако не думаю, что Вы сможете мне помочь". Некоторые обращаются к консультанту с единственным намерением — доказать, что никто не способен им помочь. Этим клиентам в процессе консультирования недостает мотивации. Нежелание быть объектом чьей-либо помощи — совершенно нормально и понятно при отрицании соответствующих проблем. Если человек считает, что не нуждается в помощи, он вовсе не должен скрывать это от консультанта. Такая ситуация представляет собой очевидный источник стресса для
консультанта любой теоретической ориентации. Не важно, в каком учреждении
это происходит. Консультант вынужден "лечить", "адаптировать" человека
против его воли. Надежды людей, направивших клиента, ложатся на плечи
консультанта тяжелой ношей и становятся своеобразным экзаменом его умений и
навыков. Консультанту как бы говорят: "Вы должны уметь помогать; Вам
предоставляется возможность доказать это". Большинство консультантов
испытывают обязанность "перевоспитать" клиентов. Это продиктовано их
идеалами, системой ценностей, оптимистической оценкой своих возможностей. Часто свое сопротивление клиенты выражают молчанием. Обычно это
молчание для консультанта бывает очень "громким". Иногда клиент уныло
крутит пуговицу и всем своим видом показывает, что он просто отсиживает в
кабинете. Враждебность может выражаться и прямо. Например, клиент говорит: Истеричные клиенты в консультировании пытаются воспользоваться своими качествами, особенно с консультантом противоположного пола (классический вариант — женщина-клиент и мужчина-консультант). Обычно они добиваются придания контакту эротической, сексуальной окраски. Еще одна особенность истерического поведения, встречаемого в
консультировании, — представление себя в качестве бессильного и зависимого
существа, жаждущего заботы и внимания со стороны сильной отеческой фигуры. В консультировании истерическая личность часто использует в качестве
самозащиты нападение, например, объясняет консультанту, что он должен
говорить, комментирует его профессиональные действия, делает замечания по
поводу его поведения во время конкретной встречи или вообще может прочесть Из рассмотренных выше примеров видно, что возникновение психологической защиты у тревожных клиентов в процессе психологического консультирования связано с различными причинами. Поэтому от поведения психолога, от профессионального подбора методов зависит определение степени защиты клиента и принятия мер к преодолению этого барьера. От того, насколько быстро преодолевается психологическая защита, зависит, в свою очередь, эффективность консультирования. 1.3. Методы психологического воздействия на эмоционально-чувственную сферу Существует множество классификаций методов психотерапии. Под методом понимается общий принцип лечения, который определяется пониманием характера заболевания. Так метод рациональной психотерапии может применяться в форме беседы с группой или в форме лекции. Комплекс различных методов, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует систему или направление в психотерапии. В настоящее время наибольшее распространение получили такие направления как психоаналити ческое, бихевиоральное, экзистенционально-гуманистичес-кое. Из большого количества методов психотерапии в практике социальной работы широко применяется суггестивная психотерапия, групповая, поведенческая, семейная, игровая, рациональная, самовнушение. Все чаше используют психоанализ, трансактный анализ, гештальт-терапию и др. Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных в практике методы. Самовнушение тесно связано с такими понятиями как самовоспитание,
саморегуляция, самовоздействие. Трактовок этого понятия существует
множество. В частности, А.С.Ромен определяет самовнушение как – «волевой
процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к
определенному действию и при необходимости к его реализации» [13,с.22]. Поведенческая психотерапия основана на принципах бихевиоризма. Главное К методам поведенческой терапии можно отнести социальный тренинг,
тренинг уверенности в себе и др., осуществляемый в группе. По мнению Целью временных групп является выработка такого поведения, которое
является приемлемым не только для индивида, но и для общества в целом. Одна из ее главных задач - создание в сознании клиента правильного представления о заболевании или проблеме и выработке разумного адекватного отношения к этому. Эволюционная окраска болезненных переживаний может наложиться на личностные особенности клиента и задача психолога - правильно, доступно трактовать характер, причины возникновения и прогноза заболевания. Причиной многих социальных проблем часто бывает конфликт личности с его средой, который не всегда можно быстро выявить. Используя приемы рациональной психотерапии, аргументируя или опровергая положения, связанные с представлениями клиента о возникшей проблеме, можно прояснить истинную суть конфликта и осуществить коррекцию взглядов клиента на причины, ход и пути его разрешения. Несомненным достоинством рациональной психотерапии является участие клиента в процессе осуществления психотерапевтического воздействия. Групповая психотерапия - это лечение людей в группах, через включение их в психологически положительное взаимодействие со специально- организованной управляемой средой. Мотивом деятельности индивида в группе является его собственное выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются как средство достижения этой цели. По характеру можно выделить: - Семейную психотерапию, предусматривающую одновременную работу с родителями, детьми и родителями; - Групповую психотерапию в условиях совместной деятельности; - Игровую психотерапию. Главные показания к применению групповой психотерапии: наличие неврозов с нарушением социальных связей, с трудностями в области общения и социальной адаптации. Малая группа - это общество в миниатюре, в котором также могут проявляться такие социальные факторы как социальное влияние и давление партнеров. Преимущество терапевтической группы - это возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и общие цели. В такой группе человек чувствует себя и принимающим и оказывающим помощь, доверяющим и пользующимся доверием. Это облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы, т.к. у человека уже была возможность опробовать различные стили на занятиях в группе. Многие специалисты считают, что один из лучших способов лечения наркоманов - терапевтические коммуны. Это нечто вроде лагеря, где живут люди. Они почти не поддерживают связей с внешним миром, трудятся, ведут натуральное хозяйство. Концепция терапевтической общины (группы) лежит в основе многих зарубежных программ лечения алкоголизма. Главную терапевтическую роль в них играют так называемые консультанты - люди, преодолевшие собственные проблемы, связанные с алкогольной зависимостью и использующие собственный опыт во благо других людей. Подобные программы предполагают желание человека следовать предложенному пути и готовность к большой работе над собой. Различные терапевтические методы часто используются в сочетании с трудотерапией, которая рассматривается, как лечение занятостью. Хорошо организованный труд - это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. Труд предохраняет человека от личностного распада, создает условия для межличностного общения, организовывает структурированную микросреду. Методы трудотерапии активно используются в работе с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими возможностями. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дать дополнительный заработок. Трудотерапия является непременной частью социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдавших алкоголизмом и наркоманией. Многообразие перечисленных выше методов терапии определяет широкий спектр ее использования в практической деятельности различных социальных служб. Особое значение работа психологических служб приобретает в связи с продолжающейся нестабильностью в обществе, когда население особенно подвержено стрессам. Т. о. защитные механизмы психологического консультирования очень часто
связаны с проявлениями тревожности клиента. В процессе консультаций
психологу важно выявить связь между тревожностью и защитными механизмами, а
также причинами возникновения тревожности. При этом психолог должен
учитывать, что не всегда защитные механизмы, используемые клиентом, следует
расценивать, как нежелание клиента получить помощь от специалиста. Также
необходимо учитывать, что в интересах эффективности психотерапии не следует
на начальном этапе консультирования лишать клиента защитных механизмов.
ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 2.1. Обоснование выбора и описание методик Методика исследования защитных механизмов психологического консультирования построена на тестировании клиентов. Для тестирования использован опросник Айзенка по определению темперамента [19,с.57-60] и тест-метод «Дифференциальные шкалы эмоций» по К.Изарду [22,с.5-6]. Выбор опросника Айзенка связан с тем, что он позволяет определить искренность ответов и темперамент клиента – при этом первое дает возможность судить о наличии и серьезности защитных механизмов, второе определяет способы ведения психологической консультации. Опросник Айзенка состоит из 57 не сложных вопросов и таким образом не требует много времени для тестирования, что важно в условиях работы социальных психологических служб. Назначение методики «Дифференциальные шкалы эмоций» - выявление доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие обследуемого человека. Опросник Айзенка включает ряд вопросов. Клиент на каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Вопросы следующие: 1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения? 2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать? 3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком? 4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений? 5. Обдумываете ли вы свои дела, не спеша, и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать? 6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно? 7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения? 8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите? 9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого было? 10. Верно ли, что «на спор» вы способны решиться на все? 11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен? 12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя? 13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, над влиянием момента? 14. Часто ли вас беспокоит мысль о том. что вам не следовало что-либо делать или говорить? 15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми? 16. Верно ли, что вас легко задеть? 17. Любите ли вы часто бывать в компании? 18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими? 19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость? 20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей? 21. Много ли вы мечтаете? 22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же? 23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими? 24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты? 25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании? 26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела? 27. Слывете ли вы человеком живым и веселым? 28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше? 29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании? 30. Бывает ли, что вы передаете слухи? 31. Бывает ли, что вам не спится иэ-за того, что в голову лезут разные мысли? 32. Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете спросить у людей, а не найти в книге? 33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение? 34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения? 35. Бывают ли у вас приступы дрожи? 36. Всегда ли вы говорите правду? 37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом? 38. Раздражительны ли вы? 39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия? 40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно? 41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны? 42. Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо? 43. Часто ли вам снятся кошмары? 44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком? 45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли? 46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями? 47. Вы нервный человек? 48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые явно вам не нравятся? 49. Вы уверенный в себе человек? 50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы? 51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу? 52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других? 53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию? 54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? 55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье? 56. Любите ли вы подшутить над другими? 57. Страдаете ли вы бессонницей? В методе «Дифференциальные шкалы эмоций» испытуемому предлагается оценить в 4-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает его самочувствие в данный момент, проставив необходимую цифру справа. Предполагаемые значения цифр: "1"- совсем не подходит; "2"- пожалуй, верно; "3"- верно; "4"- совершенно верно. |Шкалы эмоций в понятиях |Сумма |Эмоция | 2.2. Обсуждение и анализ полученных результатов Для исследования эффективности выбранных тестов, было проведено
тестирование группы лиц, находящихся на учете в наркологическом диспансере
г.Тобольска. Тестировалось 15 человек со стойкой зависимостью от алкоголя. В опроснике Айзенка показатель по «шкале лжи» определяется по сумме
баллов ответов «да» в вопросах 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах 12, 18, 0-3 — норма, ответам можно доверять. Показатель 4-5 является
критическим, он свидетельствует о тенденции давать только «хорошие» ответы. При тестировании испытуемых данный показатель составил от 5 до 9
баллов, что явно свидетельствовало о несерьезном отношении их к тесту Для определения степени невротизма находится количество ответов «да» в вопросах 2,4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43,45,47,50,5255,57. Количество ответов от 0 до 10 соответствует эмоциональной устойчивости
испытуемого. 11-16 — присутствует эмоциональная впечатлительность. При 17- При тестировании данный показатель составил от 18 до 23 ответов «да»,
что свидетельствовало о патологии невротизма у всех участников эксперимента Экстраверсия — находится сумма ответов «да» в вопросах Если сумма баллов равна 0-10, то испытуемый интраверт, замкнут внутри себя. Если 15-24, то испытуемый экстраверт - общителен, обращен ко внешнему миру. Если 11-14, то испытуемый амбиверт – вступает в общение тогда когда ему это нужно. При тестировании экстраверсия распределилась у каждого испытуемого по- разному, но преобладала оценка до 10 баллов (таб.1). Таким образом, большинство испытуемых оказались замкнутыми внутри себя. Таблица 1. Результаты тестирования по опроснику Айзенка (бал.) Фамилии и инициалы являются вымышленными При наличии оснований полагать ответы на вопросы искренними по полученным данным строится график (рис.1). [pic] Рис. 1. Тип личности (по опроснику Айзенка) Далее из графика (рис.1) определяем тип личности испытуемого: Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен. Данный тип личности мало склонен к защитным действиям в процессе психологического консультирования. Холерик-экстраверт; нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям. Флегматик-интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения. Меланхолик-интраверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен,
очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри,
интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса — склонность к
внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности Поскольку у психолога были все основания считать ответы на вопросы
теста неискренними, то вторая часть обработки результатов не производилась. В методе «Дифференциальные шкалы эмоций» подсчитываются суммы баллов по
каждой строке, и эти значения проставляются в строку "Сумма баллов". сумма положительных эмоций (С1 + С2 + СЗ + С9 + С10) _____________________________________________________ сумма отрицательных эмоций (С4 + С5 + С6 + С7 + С8) Если Кс больше 1, то самочувствие в целом более отвечает
положительному, а при Кс меньше 1 — отрицательному, т.е. самочувствие
отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо
дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека. Депрессивное состояние характеризуется тоскливым настроением, апатией, резким снижением работоспособности. Приобретенная в этом состоянии беспомощность, отсутствие волевой активности приводят иногда к патологической депрессии и в отдельных случаях — к суициду. Второй тест полностью подтвердил результаты первого тестирования: Кс у всех 15 испытуемых оказался меньше 1 (таб.2). Следовательно, все испытуемые находились в состоянии стойкой депрессии. Таблица 2. Результаты тестирования по методике «Дифференциальные шкалы эмоций» Фамилии и инициалы являются вымышленными Для более наглядного представления о результатах тестирования, ниже представлен график показателей Кс (рис.2). Рис. 2. Показатели коэффициента самочувствия Таким образом, практические исследования полностью подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале исследования. Предложенные тесты позволяют с достаточной достоверностью определить наличие психологической защиты у клиентов с высоким уровнем тревожности. Совместное использование тестов повышает точность определения наличия защиты и позволяет определить меры по ее нейтрализации. В последующем пункте приведены рекомендации по проведению консультаций клиентов, использующих защитные механизмы.
В процессе консультации очень важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит, до него не доходят увещевания консультанта. Невысказанная тревожность безгранична. Когда она "одевается" в словесную оболочку, то фиксируется в пределах слов и становится объектом, который может "увидеть" как клиент, так и консультант. Происходит значительное уменьшение дезорганизующей силы тревожности. Следовательно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние. Нельзя забывать, что мы имеем дело по существу со скрытыми в бессознательном чувствами, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. Большую сложность представляет консультирование клиентов с фобиями. Консультант не должен проявлять поспешность в интерпретировании
внутренних конфликтов клиента на основании его конкретной фобии. В
интерпретациях очень ненадежно основываться на символическом смысле фобии. Сопротивляющийся клиент может стараться увести беседу в сторону и таким способом уклониться от тематики консультации. Возможно вообще избегание разговора о себе. Это классическая форма сопротивления в консультировании. Консультант должен иметь в виду эти типичные черты поведения клиентов с фобиями, поскольку порой приходится уступать клиентам и не затрагивать неприятные темы, чтобы не причинять им страданий. Однако такая тактика не позволяет надеяться на успех в коррекции фобий. Один из способов бегства от тревоги клиентов с фобическими реакциями — это занятие самолечением. Они покупают медицинские книги, роются в специальных журналах, стремятся испробовать все возможные методы лечения, однако избегают непосредственного обращения к своим внутренним конфликтам. Консультанту важно разобраться, какую вторичную выгоду извлекает клиент из своего "трусливого" поведения в семейных отношениях, на работе или в каких-либо других областях. Шансы понять клиента увеличиваются, если предпринимается попытка смотреть на его проблемы или симптомы в более широком контексте. Немало проблем в консультировании создают негативно настроенные или
открыто враждебные клиенты. Консультанты по-разному реагируют на таких
клиентов: одни на враждебность отвечают раздражительностью и враждебностью;
другие стараются проявить любезность и дружественность, пытаясь настроить
клиентов в свою пользу и объяснить отсутствие оснований для озлобленности;
третьи игнорируют состояние клиентов, ведут себя так, как будто ничего не
случилось. Возможно, в некоторых случаях полезно рассердиться на клиента,
однако еще важнее понять причины его состояния. Клиенту надо сказать, что
он кажется враждебно настроенным и злым. Порой понятия "озлобленность" и Консультанту важно знать происхождение озлобленности. Причины
озлобленности каждого клиента скрыты в его жизненных обстоятельствах. В консультировании следует иметь в виду, что иногда злость скрывает тревожность. В таких случаях необходимо помочь клиенту разобраться в его подлинных чувствах и таким образом трансформировать враждебность. В начале первой консультации полезен вопрос: "Когда Вы смеялись последний раз?" или "Когда Вы последний раз смеялись дома?". Ответы на подобные вопросы играют существенную роль. Смех и его дефицит хорошо отражают эмоциональную жизнь людей. Первые вопросы следует тщательно продумывать, потому что клиенты в начале консультирования не осмеливаются отвечать на некоторые вопросы. Если консультант задает много вопросов, клиент перестает понимать, что от него хотят, и не говорит по собственной инициативе, и тогда консультант вынужден продолжать спрашивать. В начале консультирования следует избегать вопросов, на которые возможен однозначный ответ, ибо это также заставляет консультанта продолжать спрашивать (например, вопрос: "Сколько Вам лет?" иногда важен, но неприемлем в начале консультирования). Ответ клиента на вопрос может вызвать у консультанта вереницу других вопросов. Рассмотрим фрагмент консультирования: Консультант: Не могли бы Вы немного рассказать о проблемах, с которыми столкнулись в этом году? Начните с того, как попали сюда. Клиент: Я много пил, потом развелся с женой, потерял все, что имел. Консультант: Похоже, что Вы пережили не самые лучшие времена... Клиент: Без места, без цели... Консультант: Вы собираетесь что-нибудь делать? Клиент: Я не мог есть, не мог спать. Я не знал, что мне делать. Пару дней жил у друга, потом сбежал. Этот короткий эпизод поднимает множество вопросов. Сколько клиент пил? ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящей работе исследовано влияние тревожности клиента на
возникновение механизмов защиты в процессе психологической консультации. Клиент приходит за психологической помощью с двумя сильными чувствами — страхом и надеждой. Консультант обязан ослабить страх и укрепить надежду. Даже если в поведении клиента не заметно признаков тревоги, о ней не следует забывать, потому что сама ситуация консультирования провоцирует тревогу. Наконец, тревогу у клиента вызывают его собственные проблемы, а также сомнение, достаточна ли квалификация консультанта, готов ли он по- настоящему помогать, что вообще будет происходить во время консультирования и т.п. Тревога и напряжение мешают клиенту говорить, поэтому первая задача консультанта, заметившего волнение клиента, — помочь ему почувствовать себя в безопасности. Консультант обязан не столько освобождать клиента от страданий, сколько придать его страданиям конструктивное направление. Страдание может быть использовано как важная сила, вызывающая изменение личности в процессе консультирования. Важнейшие цели консультативной встречи заключаются в нахождении контакта психолога с клиентом, т.е. устранении психологической защиты в процессе консультирования. Основываясь на исследовании, мы составили рекомендации, которые, надеемся, помогут в преодолении психологических кризисов. В процессе консультации психологу необходимо: 1. Поощрять открытое, искреннее и всеобъемлющее общение по проблемам, которые клиенту хочется обсудить во время встречи, с раскрытием факторов, вызывающих эти проблемы. 2. Продвинуться в направлении более глубокого понимания клиента, большего уважения к нему и взаимопонимания. 3. Настроить клиента на конкретную полезность каждой консультативной встречи. 4. Передать клиенту понимание того, что он должен быть активным участником решения своих проблем. 5. Обозначить проблемы для дальнейшей работы. Данная проблема нас заинтересовала. Мы не останавливаемся на данном этапе работы, и, в дальнейшем надеемся продолжить изучение психологической защиты. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995. 2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994. 3. Батаршев А.В. Тестирование: основной инструментарий практического психолога. М.: изд-во Дело, 2001. 4. Беличева В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. СПб., 1994. 5. Джемс У. Психология. М., 1991. Гл. XXIV. 6. Изард Кэррол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. 7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 8. Кондаршенко В.Т. Общая психология. Учебное пособие. Минск, 1997. 9. Леонтьев А.Н. Предисловие // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. Вып. V. М.: Прогресс, 1975. 10. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982. 11. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер. 2002. 12. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М.: Владос, 2001. 13. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. СПб., 1995. 14. Психология личности: Хрестоматия. СПб., 1997. 15. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). М., 1996. 16. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. М., 1990. 17. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Павлова А.М., Холостовой Е.И., М., 1997. 18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 19. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 20. Тайсон Ф. Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998. 21. Технология социальной работы. Ч.1. Учебное пособие для вузов (материалы для семинарских и практических занятий) / Под ред. Циткилова. Новочеркасск, Ростов-на-Дону, 1998. 22. Эмоции и личность. Учебное пособие: практикум / сост. Строков Тюмень: ТГУ, 1998. 23. Эткинд А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений // Вопросы психологии, 1981, № 2. Министерство образования Российской федерации Тобольский государственный педагогический Институт Д. И. Менделеева Кафедра практической психологии Курсовая работа Влияние тревожности человека на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования Выполнил: студентка 33 группы ППФ Большакова К. А. Научный руководитель: Нагорная Л.М. Тобольск 2002 В настоящее время не существует единой общепризнанной теории эмоций. Тревожность представляет собой сложный основополагающий фактор психо-
эмоционального климата психологического консультирования и является основой
психологической защиты. Многообразие методов терапии определяет широкий спектр ее использования в практической деятельности. Анализ литературных источников, и сделанные нами теоретические выводы, позволяют нам перейти к практическому изучению тревожности и психологической защиты у лиц (мужчин) со стойкой алкогольной зависимостью в возрасте 30-35 лет. ----------------------- |
|
© 2010 |
|