РУБРИКИ |
Влияние уровня тревожности на профессиональное самоопределение старшеклассников |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Влияние уровня тревожности на профессиональное самоопределение старшеклассниковГлава 2. Эмпирическое исследование влияния уровня тревожности на профессиональное самоопределение старшеклассников 2.1 Методы эмпирического исследования уровня тревожности старшеклассников Целью нашей работы является выяснение степени влияния уровня тревожности на профессиональное самоопределение юношей. Исследовательскую группу составили 30 старшеклассников в возрасте 15-16 лет. Для достижения поставленных нами целей мы использовали методику исследования тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л.Ханина, шкалу личностной тревожности учащихся 10-16 лет О. Кондаша. Для исследования профессионального самоопределения старшеклассников мы воспользовались дфференциально-диагностическим опросником "Я предпочту" (Е.А.Климов) и профориентационой анкетой (Е.А.Климов). Методика исследования тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л.Ханина предполагает оценку того, на сколько предлагаемая ситуация, состояние обычно для испытуемого. Данный тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Для оценки предоставляется шкала с 4-мя вариантами ответов. Данная методика состоит из 2-х частей, по 20 суждений в каждой, и позволяет оценить уровень ситуационной и личностной тревожности. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам: РТ=Σ1 – Σ2 +35, где Σ1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18; Σ2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20). ЛТ= Σ1 – Σ2 + 35, где Σ1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22,23,24,25,28,29,31,32,34,37,38,40; Σ2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21,26,27,30,33,36,39). При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность. Текст инструкции методики приведен в приложении 1. "Шкала тревожности" разработана по принципу "Шкалы социально-ситуативной тревожности" Кондаша. С помощью данной шкалы можно выявить уровень тревожности, локализованной в трех основных плоскостях: учебная деятельность (школьная тревожность), взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми (межличностная тревожность) и представление о самом себе (самооценочная тревожность). Методика предназначена для работы с учащимися 8—10-х классов. Диагностика может проводиться в индивидуальной или групповой форме, в отсутствии учителей и классного руководителя. Диагностический бланк содержит инструкцию и задания. По окончании тестирования подсчитывается количество совпадений с ключом по каждому разделу шкалы по шкале в целом (школьная тревожность - вопросы 1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30, 31; самооценочная тревожность—3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29; межличностная тревожность— 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26). Общий показатель тревожности рассчитывается сложением результатов по отдельным шкалам. Полученные по каждой шкале, а также суммарные баллы интерпретируются в качестве показателей соответствующих видов тревожности, учитывая тестовые нормы, приведенные в табл. 1. При интерпретации полученных данных следует обратить внимание на учащихся, показавших "повышенные", "высокие", "очень высокие" значения школьной тревожности, а также попавших в зону "чрезмерного спокойствия". Если показатели "повышенной", "высокой" и "очень высокой школьной тревожности" прямо указывают на эмоциональное неблагополучие ребенка в контексте тех или иных школьных ситуаций, то показатель "чрезмерного спокойствия" свидетельствует о скрытой тревожности, либо незаметной для самого испытуемого (вытесненной), либо отрицаемой им. Текст инструкции и бланки ответов приведены в приложении 2. 2.2 Методы эмпирического изучения профессионального самоопределения Для исследования профессионального самоопределения старшеклассников мы использовали дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" (Е.А.Климов) и профориентационную анкету. Диагностической целью дифференциально-диагностического опросника "Я предпочту" (Е.А.Климов) является отбор на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда. Перед испытуемым ставиться задача – дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравиться, чем не нравиться, следует поставить в соответствующей клетке "Листа ответов ДДО" знак " + ". Если определенно нравиться – " + +", а если очень нравится – " + + +". Если скорее не нравиться, чем нравиться – " - ", если определенно не нравиться – " - - ", а если очень не нравиться – " - - - ". Обработка результатов: количество плюсов и минусов подсчитываются по каждой колонке "Листа ответов ДДО". Текст методики представлен в приложении 3. Профориентационная анкета предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, набранных испытуемыми, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий. Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда": 1) человек – человек, 2) человек – техника, 3) человек – знаковая система, 4) человек – художественный образ, 5) человек – природа. Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда": А) исполнительские, Б) творческие. Текст методики и бланк для ответов представлен в приложении 4. 2.3 Исследование уровня тревожности старшеклассников Для достижения цели нашей работы мы выявили уровень тревожности у группы старшеклассников, состоящую из 30 человек в возрасте 15 лет, используя методику исследования тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л.Ханина и шкалу личностной тревожности учащихся 10-16 лет О.Кондаша, адаптированная А.М. Прихожан. Результаты, полученные в процессе исследования мы представили в приложении 5 и вывели процентное соотношение уровней тревожности в группе (рис.1): Рис.1 За критерий "Нормальный уровень" мы принимали результаты исследования испытуемого, если хотя бы по одной методике у него выявлялся нормальный уровень тревожности. Аналогично мы поступали при выведения критериев "Низкий уровень" и "Высокий уровень". В нашей работе мы остановимся на изучении высокого уровня тревожности, так как тревожность создает специфический фон жизнедеятельности человека, угнетающий психику. Высокий уровень тревожности имеют 26 % исследуемых нами старшеклассников. Они склонны видеть окружающий мир как заключающие в себе угрозу и опасность, высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности, отрицательно влияет на результаты деятельности. Высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается на качестве социального функционирования личности. Тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формулирует конфликтные отношения. Эти дети постоянно не уверенны в себе и своих решениях, все время ждут неприятностей, эмоционально неустойчивы, мнительны, недоверчивы. Общение у них становится избирательным, эмоционально неровным и, как правило, ограничивается старым кругом привязанностей. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми, трудно начать разговор, легко возникает замешательство и торможение при внезапных вопросах. Тревожные старшеклассники могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. У старшеклассников тревожность локализуется в отдельных сферах взаимодействия человека с миром: школа, семья, будущее, самооценка и т. д. Ее появление и/или закрепление связано с развитием рефлексии, осознания противоречия между своими возможностями и способностями, неопределенностью жизненных целей и социального положения. 2.4 Исследование профессионального самоопределения старшеклассников Для изучения влияния уровня тревожности на профессиональные выборы старшеклассников необходимо выявить особенности профессионального самоопределения у данной группы испытуемых. Для исследования профессионального самоопределения старшеклассников мы использовали дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" (Е.А.Климов) и профориентационную анкету (Е.А.Климов). Полученные в процессе исследования данные мы представили в приложении 6. Полученные результаты исследования в группе старшеклассников в процентном соотношении мы представили в рис.2 Рис.2 Рассмотрим особенности личностных качеств субъектов в профессиях типа "человек – художественный образ". В исследуемой нами группе к данному типу относятся 13 % испытуемых. Представители этого типа занимаются эстетическим преобразованием окружающего мира, вносят в него красоту и гармонию. Одни профессионалы этого типа создают художественные ценности, художественные образы, другие их воспроизводят, третьи анализируют, описывают. Для этого типа профессий характерно деление на рабочие профессии и творческие. Содержание деятельности рабочих профессий (маляр, парикмахер, резчик и т.д.) заключается в репродуцировании художественного образа с помощью различных средств и орудий труда, поэтому наряду с образным мышлением и памятью им необходимы мышечно-кинетическая чувствительность, координация движений, пространственные представления, воображение, а также специальные способности к разным видам художественной деятельности. Усидчивость, раскованность творческой мысли, полет фантазии и способность выйти за рамки шаблонов очень необходимы людям данного типа профессий. Кроме того, все продукты деятельности профессионалов типа "человек – художественный образ" подвергаются постоянной критике и публичной оценке, особенно относящиеся к творческому подтипу, поэтому люди этого типа профессий подвергаются постоянным и большим нервным нагрузкам. Профессионал типа "человек – знаковая система", как показывает анализ профессиограмм, должен обладать развитым вниманием, всеми его свойствами, вербальной памятью и мышлением, оперативностью и подвижность нервной системы, аккуратностью, усидчивостью, добросовестностью. Они хорошо разбираются в условных обозначениях, создают, перерабатывают таблицы, документы. Предполагается хорошее владение письменной речью, грамотностью, необходимость действовать в рамках строгих правил и алгоритмов, способность удерживать в памяти огромный объем словесно-логической информации. Требуется эмоциональная устойчивость, уверенность в своих действиях. В исследуемой нами группе к данному типу относятся 6 % испытуемых. Большая часть времени у представителей профессии типа "человек- человек" посвящена работе с людьми. Внутри типа выделяют 6 подтипов: 1. работники просвещения (процесс общения развернут во времени, необходима инициатива в общении); 2. работники торговли и общественного питания; 3. работники социально-бытового обслуживания; 4. медицинские работники (необходим высокий общественный авторитет); 5. работники в сфере культуры (неформальное общение, его цель – удовлетворение духовных запросов людей, инициатива в общении, организованность в условиях неопределенности); 6. работники юстиции (длительное общение с высокой социальной ответственностью). В исследуемой нами группе к данному типу относятся 30 % испытуемых. У всех работников этого типа профессий есть общие для них особенности: повернутость своего "Я" к другим людям; общительность как легкость вступления в общение; эмпатия; способность адекватно воспринимать и оценивать человека; чистота речи, ее четкость, эмоциональная выразительность; умение управлять собой и другими людьми; самообладание и выдержка. Тип профессий "Человек – техника" является самым большим по объему и самым разнообразным. Сюда относятся все профессии, включающие в процесс трудовой деятельности различного рода манипуляции с объектом или сам объект. Особенность технических объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценки ожидается и требуется от работника точность, определенность действий. В мире техники очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно разъединять, соединять технические объекты и их части – важные условия успеха в данной области. В исследуемой нами группе к данному типу относятся 24 % испытуемых. Для представителей данного типа профессий характерно наличие пространственно-образных представлений, умение оперировать объектом в уме, иметь его пространственно- временную развертку – техническое мышление, концентрация и переключаемость внимания, а также зрительно-моторную координацию, ловкость движений. Профессии типа "человек – природа" характеризует отношение человека к природе. В исследуемой нами группе к данному типу относятся 27 % испытуемых. В этом типе профессий наиболее частые требования предъявляются к наблюдательности, она связана с внимательностью, сосредоточенностью. Очень часто необходима ловкость, сила, физическая выносливость. Деятельность большинства профессий данного типа не имеет ни жесткой регламентации, ни заданных алгоритмов и темпов, ни частых аварийных ситуаций – поэтому нет жестких требований к эмоциональной устойчивости, психическим процессам. 2.5 Изучение влияния уровня тревожности на профессиональное самоопределение старшеклассников После проведенного нами исследования выяснилось, что 29 % старшеклассников с нормальным уровнем тревожности выбрали профессии типа "Человек – техника", 14 % - тип "человек – природа" и 14 % - "человек – художественный образ", 7 % - "человек – знаковая система" и тип "человек – человек" выбрали 36 % старшеклассников с нормальным уровнем тревожности. В группе старшеклассников с низким уровнем тревожности тип "человек – знаковая система" выбрали 12 %, "человек - техника" и "человек – художественный образ" по 25 %, и тип "человек - человек" выбрали 38 %. В группе, где были объединены старшеклассники с высоким уровнем тревожности, были выявлены следующие результаты: тип "человек – техника" - 14 %; тип "человек – природа" - 86 %. Типы профессий "человек – человек", "человек – художественный образ" и "человек – знаковая система" не были выбраны. Мы объединили полученные результаты и представили их в приложении 7. Процентное соотношение полученных результатов мы представили в рис.3. Рис.3 Старшеклассники с высоким уровнем тревожности выбрали всего два типа профессий – "человек – природа" и "человек – техника". Проанализировав особенности личностных качеств этих типов профессий и сопоставив с психологической характеристикой людей с высоким уровнем тревожности мы приходим к выводу: старшеклассники с высоким уровнем тревожности выбирают тип профессий "человек – природа" и "человек-техника". Тревожность имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон её жизнедеятельности, угнетающий психику. В процессе профессиональной деятельности у молодых тревожных людей отмечается двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной деятельностью. Характерна непереносимость ожиданий, которая выражается в виде трудно управляемого потока слов (логория). Типична многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях, беспрерывные звонки, что создает видимость занятости, стремление все согласовать, предусмотреть направлено на предупреждение самой возможности появления какой-либо неприятной ситуации. Новое отрицается, риск исключается, поведение приобретает консервативный характер, поскольку все новое воспринимается как неизвестное. Подобное отношение способно вызвать при соответствующих условиях еще больше прилив тревоги, формируется отрицательное отношение к людям, мстительность, враждебность, стремление к уединению. В зависимости от всех этих особенностях тревожные старшеклассники выбирают те профессии, которые по их мнению "безопасны" и физически, и психологически. Они могут не осознавать по какой причине они выбрали ту или эту профессию, считая что эта специальность действительна интересна для них, что именно в этой специальности они реализуются как личности. На самом деле, выбирая "безопасную" профессию тревожные молодые люди стараются максимально оградить свое ранимое "Я" от негативного влияния окружающего мира. Постоянная тревога по поводу неуспешности своей деятельности наносит непоправимый вред психическому здоровью молодого человека, особенно если эта неуспешность подкрепляется окружающим миром. В группе профессий типа "Человек – Природа" и "Человек – Техника" нет жестких требований к эмоциональной устойчивости, психическим процессам, нет постоянного взаимодействия с людьми (знакомыми или незнакомыми), которые постоянно оценивают и которые очень часто жестоки и непредсказуемы. Природа и техника требует усидчивости и внимательности, добросовестности и ответственности, т.е. тех качеств личности, которых у тревожных молодых людей с избытком. Общаясь с природой, работая с ней, человек может не задумываться о своем поведении, действиях, об их оценке. Ощущение тревоги постепенно уходит, молодой человек начинает чувствовать себя более или менее комфортно и расслабленно. Поэтому молодые люди с высоким уровнем тревожности преимущественно выбирают профессии типа "Человек – Природа". Вывод по главе II Для достижения цели нашей работы мы выявили уровень тревожности у группы старшеклассников, состоящую из 30 человек в возрасте 15 лет, используя методику исследования тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л.Ханина и шкалу личностной тревожности учащихся 10-16 лет О.Кондаша, адаптированная А.М. Прихожан. Для изучения влияния уровня тревожности на профессиональные выборы старшеклассников необходимо выявить особенности профессионального самоопределения у данной группы испытуемых. Для исследования профессионального самоопределения старшеклассников мы использовали дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" (Е.А.Климов) и профориентационную анкету (Е.А.Климов). В результате проведенного нами исследования мы получили следующие результаты: - в исследованной нами группе старшеклассников 27 % имеют низкий уровень тревожности. Из них тип профессии "человек – знаковая система" выбрали 12 %, "человек - техника" и "человек – художественный образ" по 25 %, и тип "человек - человек" выбрали 38 %; - 47 % с нормальным уровнем тревожности. Из них 29 % выбрали профессии типа "Человек – техника", 14 % - тип "человек – природа" и 14 % - "человек – художественный образ", 7 % - "человек – знаковая система" и тип "человек – человек" выбрали 36 % старшеклассников с нормальным уровнем тревожности; - 26 % с высоким уровнем тревожности. Из них тип "человек – техника" - 14 %; тип "человек – природа" - 86 %. Типы профессий "человек – человек", "человек – художественный образ" и "человек – знаковая система" не были выбраны. Получив данные исследования, мы приходит к выводу, что старшеклассники с высоким уровнем тревожности преимущественно выбирают профессии типа "человек – природа", "человек-техника". Глава 3. Психокоррекционная работа с учащимися старшего школьного возраста, имеющими высокий уровень тревожности 3.1 Организация психокоррекционнной работы со старшеклассниками, имеющими высокий уровень тревожности После проведения эмпирического исследования уровня тревожности нами была выявлена группа старшеклассников, имеющая высокий уровень тревожности. Нами была сделана попытка составления коррекционно-развивающей программы, цель которой была снижение уровня тревожности у детей старшего школьного возраста, входивших в эту группу. Цель программы достигалась путем решения следующих задач: 1. развитие конструктивных способов взаимодействия тревожных детей, их межличностных отношений; 2. развитие коммуникативных умений; 3. развитие средств самопознания тревожных детей; 4. повышение представлений о собственной ценности; 5. развитие уверенности в собственных силах. По целевой направленности программа является учебно-развивающей, т.к. в процессе изучения психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия, обучения основам эффективного общения создаются условия формирования самосознания и самоисследования личности для коррекции и развития тех или иных качеств. Программа построена концентрически, то есть соблюдается принцип нарастания объема знаний и умений. Программа предусматривает формы и методы работы, которые дают возможность старшеклассникам максимально проявлять свою активность в решении поставленных задач. На занятиях используются различные методы работы: · Ролевые игры; · Упражнения на развитие тех или иных качеств; · Элементы арт – терапии и музыкальной терапии. Занятия включают в себя индивидуальные, групповые и коллективные задания. Коллективные занятия способствуют творческому общению, сплачивают детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены другими и вовремя исправлены. Материально-техническое оснащение программы: · Кабинет с посадочными местами на 10 человек. · Стулья · Доска · Магнитофон · Канцелярские принадлежности · Мяч · Платки для завязывания детям глаза · Музыкальный носитель с расслабляющей музыкой · Наперсток · Набор мелких предметов · Мешок При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующий момент – это специфическое отношение тревожных детей к успеху, неуспеху, оценке и результату. Как известно, такие дети чрезвычайно чувствительны к результатам собственной деятельности, болезненно боятся, и избегают неуспеха. Одновременно им очень трудно самим оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно или неправильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого. Такое особое отношение к успеху и неуспеху, с одной стороны, повышает травматическую вероятность неудач, причем неудач, которые, как отмечалось, старшеклассники с высокой тревожностью объясняют в основном собственной неполноценностью, отсутствием способностей. С другой, - оно делает ребенка чрезвычайно зависимым от взрослого, гипертрофирует фигуру взрослого, учителя, в его глазах. Данная программа состоит из 15 занятий и рассчитана на срок 8 недель. Занятия проводились по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала двух школьных уроков. Занятия проводились два раза в неделю. Группа состояла из 10 человек (16 – 17 лет). Каждому ребенку обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок. Данная психокоррекционная программа состояла из 3-х блоков: 1. Ориентированный, при реализации которого решались задачи: · Создание атмосферы эмпатии; · Установление позитивных контактов с детьми; · Создание благоприятного микроклимата. 2. Реконструктивный. Задачи: · Перестройка форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения. · Снятие психомышечного эмоционального напряжения. 3. Закрепляющий. Задачи: · Закрепление положительных эмоций. · Позитивно-активное отреагирование тревоги. · Перенос полученного опыта в игровую жизнедеятельность. Обратим внимание на особенность этой группы – в нее входят восемь старшеклассников из 10 класса "А" и двое – из 10 "Б". В заключений остановимся кратко на проблеме эффективности коррекции, ее независимой оценки. Эта проблема является достаточно острой и широко обсуждается в литературе. При этом указывается, что представление о снятии симптоматики (в нашем случае высокой тревожности) как показателе эффективности является неадекватным, поскольку, с одной стороны, такое исчезновение симптома может быть кратковременным, тем более что обстоятельства жизни ребенка обычно не меняются. С другой стороны, известно, что наиболее яркие, заметные сдвиги, изменения отмечаются обычно через 6-7 месяцев после завершения психокоррекционной работы и др. Поэтому вопрос о том, каковы критерии эффективности при различных вариантах коррекции, какими способами она может выявляться и, главное, какова, степень надежности произошедших сдвигов, до настоящего времени остается открытым. Содержание программы: I этап: - ориентировочный (2 занятия) Занятие 1. Цель: в легкой игровой форме познакомить участников друг с другом и подготовить их к дальнейшей совместной работе, создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях. 1. Упражнение "Снежный ком". Цель: узнать и запомнить имена участников. 2. Упражнение "Интервью". Цель: познакомиться друг с другом и научиться слушать других людей. 3. Выработка правил поведения на занятиях. 4. "Мяч" Цель: запомнить имена участников тренинга и снять напряжение в группе. 5. "Постройтесь по росту!" Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение. Занятие 2. Цель: развитие способности слаженно работать в группе, сплочение группы. 1. "Меня зовут... Я люблю себя за то, что..." Цель: для восстановления в памяти имен участников группы и создание рабочей атмосферы. 2. Упражнение "Я — это..." Цель: помочь участникам лучше познакомиться, рассказать о себе. 3. Упражнение "Путаница". Цель: повысить тонус группы и сплотить участников. Материалы: не требуется. 4. Упражнение "20 Я". Цель - развитие атмосферы открытости и доверия, для психолога это упражнение является диагностическим. 5. Упражнение "Подарок". II этап. Реконструктивный. Занятие 3. Цель: Снятие напряжения среди участников, осознание себя. 1. Упражнение "Пожелания". 2. Упражнение "Ревущий мотор". Эта разминка позволяет сбросить напряжение и настроиться на работу. 3. Упражнение "Наперсток". Цель - настроить детей на работу, успокоить их, если они возбуждены. 4. Упражнение "Найди себя" Цель - созданию атмосферы доверия, открытости, защищенности. 5. Упражнении "Части моего "Я". Материалы: Бумага, фломастеры. 6. Упражнение "Подарки". Занятие 4. Цель: Развитие внимания к поведению другого и способности к получению обратной связи. 1. Упражнение "Пожелания" 2. Игра – тренинг "Таможня" 3. Упражнение - разминка "Бабушка из Бразилии". 4. "Мы с тобой похожи тем, что...". 5. Упражнение "Лабиринт". Цель: найти выход, путь из трудных ситуаций, научиться прислушиваться к мнению окружающих. Занятие 5. Цель: развитие представлений о ценности другого человека и способности выражать свое эмоциональное состояние. 1. Упражнение "Пожелания". 2. Упражнение "Меняющаяся комната". Цель упражнения – снять напряжение, расслабление. 3. Упражнение "Карлики и великаны". 4. Упражнение "Дорисовывание портрета". 5. Упражнение "Никто не знает". 6. Упражнение "Карточки". Позволяет развивать словарь эмоций, укрепляет соотнесение названия эмоции с мимическим ее выражением. 7. Упражнение "Фантом". Позволяет осознать связи эмоций с телесным переживанием, расширяет осознанность в отношении собственного переживания и выражения эмоций. 8. Упражнение "Подарки" Занятие 6. Цель: развитие коммуникативных навыков, осознание различных черт характера и чувств. 1. Упражнение "Пожелания". 2. Упражнение "Хорошо или плохо". 3. Игра "Спина к спине". 4. Игра "Монстр". 5. Упражнение "Молекулы". 6. Упражнение "Рукопожатие". 7. Упражнение "Поздороваемся". Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия. Кроме того, дети в этой игре могут почувствовать все свое тело. 8. Упражнение "Подарки". Занятие 7. Цель: Формирование положительных стратегий взаимодействия. 1. Упражнение "Пожелания". 2. Упражнение "Займи стул" 3. Упражнение "Разожми кулак" 4. Упражнение "Ужасно-прекрасный рисунок". 5. Упражнение "Кораблекрушение" 6. Упражнение "Подарки". Занятие 8. Цель: Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми. 1. Упражнение "Пожелания". 2. Упражнение "Я не такой, как все, и все мы разные". 3. Упражнение "Театр Кабуки". 4. Упражнение "Мой портрет в лучах солнца". 5. Упражнение "Я хочу...". Цель: отработка рефлексивных навыков. 6. Упражнение "Подарки". Занятие 9. Цель: Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми. 1. Упражнение "Пожелания". 2. Упражнение "Браво" 3. Упражнение "тростинка на ветру". 4. Упражнение "Установление дистанции". 5. Упражнение "Мое личное место". 6. Упражнение "А я еду, а я тоже, а я заяц". 7. Упражнение "Подарки". Занятие 10. Цель: Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми. 1. Упражнение "Пожелания" 2. Упражнение – игра "Я - луноход" 3. Упражнение "Рисование себя". 4. Упражнение "Город лжецов и город правдивцев". 5. Упражнение "Ручеек". 6. Упражнение "Подарки". Занятие 11. Цель - формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем 1. Упражнение "Пожелания". 2. Упражнение "Восточные стихи". 3. Упражнение "Замараться с удовольствием". 4. Упражнение – коллаж "Кто я?". 5. Упражнение "Подарки". Занятие 12. Цель - формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей. 1. Упражнение "Пожелания". 2. Притча "Про ворону и павлина". 3. Упражнение "А кроме того…". Цель – повышение настроения. 4. Упражнение "Цветик-семицветик" Цель - оценить свое состояние, проанализировать поведение. 5. Упражнение "Испуганный ежик". 6. Упражнение "Подарки". III этап. Закрепляющий (3 занятия) Занятие 13. Цель: Осознание проблем в отношениях с людьми, активизация самосознания. 1. Упражнение "Пожелания". 2. Упражнение "Продолжить". 3. Упражнение "Благодарность без слов". 4. Упражнение "Волшебная лавка". 5. Упражнение "Подарки". Занятие 14. Цель – закрепить полученные на занятиях навыки. 1. Упражнение "Пожелания". 2. Упражнение "Очередь". 3. Упражнение "Как все" 4. Упражнение "Я и мир вокруг меня" 6. Упражнение "Подарки" Занятие 15. Цель – завершение работы группы. 1. Вступительное слово ведущего о том, что группа заканчивает свою работу. 2. Упражнение "Чемодан в дорогу". 3. Упражнение "Аплодисменты по кругу". 4. Упражнение "Коллаж "Я" 5. Заключительное слово ведущего. Подробное содержание программы мы представили в приложении 8. 3.2 Результаты влияния психокоррекционной работы на уровень тревожности и профессиональное самоопределение старшеклассников С целью проверки эффективности коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение тревожности у детей старшего школьного возраста, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику снижения тревожности у детей старшего школьного возраста экспериментальной группы. Для повторной диагностики у детей старшего школьного возраста использовались методика исследования тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л.Ханина и шкала личностной тревожности учащихся 10-16 лет О.Кондаша, адаптированная А.М. Прихожан. Для исследования профессионального самоопределения старшеклассников мы использовали дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" (Е.А.Климов) и профориентационную анкету (Е.А.Климов). Результаты вторичной диагностики уровня тревожности старшеклассников в экспериментальной группе мы представили в приложении 9. За показатель "Норма" мы брали результаты, если хотя бы по одной методике испытуемый получил показатель "Норма". Полученные результаты мы представили в процентном соотношении (рис.4). Рис.4 Сравнивание результатов диагностики при первичной и вторичной диагностики уровня тревожности мы представили в таблице 1. Таб 1.
Для исследования профессиональных выборов после проведения психокоррекционной работы мы использовали дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" (Е.А.Климов) и профориентационную анкету (Е.А.Климов). Полученные результаты мы представили в приложении 10. В случае если у испытуемого хотя бы по одной методике получался результат "Человек – человек", при выведении процентного соотношения мы брали именно этот результат (рис.5). Рис.5 Для легкости анализа и составления выводов все полученные данные мы представили в сравнительной таблице (см. приложение 11) и в виде диаграммы (рис.7). Рис.7 Из диаграммы видно, что после проведения коррекционно-развивающей работы с группой высокотревожных старшеклассников, произошло снижение уровня тревожности у части старшеклассников, что привело к увеличению процентного показателя группы с нормальным уровнем тревожности. В данной группе изменился процентный показатель и выбираемых типов профессий. У 60 % высокотревожных старшеклассников уровень тревожности был приведен к показателю "норма" и типы профессий, выбираемые ими при повторном исследовании стали более адекватными, т.е. старшеклассники больше не выбирали тот тип профессии, в котором можно "спрятаться", а их выбор зависел от истинного интереса к данному виду профессиональной деятельности. Старшеклассников больше стали интересовать возможности самореализации в данном виде профессии, не было стремления уйти от тех видов профессиональной деятельности, которые предполагают высокий уровень ответственности, наличие интенсивного общения с людьми, активной деятельности, творческого подхода в выполнении профессиональных обязанностей. У старшеклассников, с которыми была проведена коррекционно-развивающая работа, перестала проявляться боязнь общественного мнения, применения нестандартного решения поставленной задачи. Исходя из полученных при повторном исследовании уровня тревожности и профессионального самоопределения мы приходим к выводу, что составленная нами программа была успешной. Цель психокоррекционной работы была достигнута, ее задачи решены. Старшеклассники уже на начальных этапах проведения программы активно участвовали во всех занятиях, положительно отзываясь об играх и упражнениях программы. При выполнении тех заданий, которые вызывали определенные затруднения у некоторых членов группы, наблюдалась активная поддержка со стороны других членов группы, старшеклассники старались проговаривать свои трудности, тем самым делая попытку их осознать и найти путь их устранения. Они положительно отзывались о программе в целом и о каждом занятии в отдельности. На последнем завершающем занятии старшеклассники говорили слова благодарности друг другу, ведущему занятий, делились яркими впечатлениями, вспоминали наиболее запомнившиеся игры и упражнения. Вывод по главе III После проведения эмпирического исследования уровня тревожности нами была выявлена группа старшеклассников, имеющая высокий уровень тревожности. Нами была сделана попытка составления коррекционно-развивающей программы, цель которой была снижение уровня тревожности у детей старшего школьного возраста, входивших в эту группу. Цель программы достигалась путем решения следующих задач: 1. развитие конструктивных способов взаимодействия тревожных детей, их межличностных отношений; 2. развитие коммуникативных умений; 3. развитие средств самопознания тревожных детей; 4. повышение представлений о собственной ценности; 5. развитие уверенности в собственных силах. Данная программа состоит из 15 занятий и рассчитана на срок 8 недель. Занятия проводились по принципу социально-психологического тренинга. Группа состояла из 10 человек (16 – 17 лет). Каждому ребенку обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок. Данная психокоррекционная программа состояла из 3-х блоков: 1. Ориентированный, при реализации которого решались задачи: создание атмосферы эмпатии; установление позитивных контактов с детьми; создание благоприятного микроклимата. 2. Реконструктивный. Задачи: перестройка форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения: снятие психомышечного эмоционального напряжения. 3. Закрепляющий. Задачи: закрепление положительных эмоций; позитивно-активное отреагирование тревоги; перенос полученного опыта в игровую жизнедеятельность. С целью проверки эффективности коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение тревожности у детей старшего школьного возраста, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику снижения тревожности у детей старшего школьного возраста экспериментальной группы (методика исследования тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л.Ханина, шкала личностной тревожности О.Кондаша, адаптированная А.М. Прихожан, для исследования профессионального самоопределения старшеклассников - дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" (Е.А.Климов),профориентационную анкету (Е.А.Климов). Результаты вторичной диагностики уровня тревожности старшеклассников в экспериментальной группе мы представили в приложении 9. Из полученных нами данных после повторного исследования уровня тревожности и профессионального самоопределения, после проведения коррекционно-развивающей работы с группой высокотревожных старшеклассников, произошло снижение уровня тревожности у части старшеклассников, что привело к увеличению процентного показателя группы с нормальным уровнем тревожности. В данной группе изменился процентный показатель и выбираемых типов профессий. У 60 % высокотревожных старшеклассников уровень тревожности был приведен к показателю "норма" и типы профессий, выбираемые ими при повторном исследовании стали более адекватными. Заключение Целью нашей работы являлась разработка комплекса занятий, направленных на снижение или преодоление тревожности у старшеклассников, влияющей на профессиональное самоопределение и апробирование его в практической деятельности с детьми. Цель работы достигалась путем решения следующих задач: 1. Раскрыть понятия "тревожность", "профессиональное самоопределение". 2. Описать особенности проявления тревожности у старшеклассников. 3. Изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников. 4. Изучить и проанализировать зависимость профессионального самоопределения от уровня тревожности у старшеклассников. 5. Подобрать комплекс занятий, направленный на снижение или преодоление тревожности у старшеклассников. 6. Апробировать подобранный психо-коррекционный комплекс на занятиях со старшеклассниками. 7. Провести повторное изучение и анализированние зависимости профессионального самоопределения от уровня тревожности у старшеклассников. Объектами исследования нашей работы были тревожность и профессиональное самоопределение. Предметом исследования – влияние уровня тревожности на профессиональное самоопределение старшеклассников. Гипотеза исследования: оптимальный уровень тревожности способствует адекватному профессиональному самоопределению. Поставленные цель и задачи достигались с помощью использования следующих методов исследования: 1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Проведение диагностики уровня тревожности и профессионального самоопределения старшеклассников. 3. Анализ изученного и собранного в результате проведенного исследования материала и его графическое обобщение в виде таблицы. 4. Разработка и апробирование комплекса занятий по снижению уровня тревожности. В процессе работы поставленная нами цель была достигнута, задачи решены, так как разработанный нами психо-коррекционный комплекс занятий по снижению или преодолению высокого уровня тревожности после проведения повторного исследования тревожности и профессионального самоопределения старшеклассников показал свою эффективность. У 60 % старшеклассников, входивших в группу, с которой был проведен данный комплекс занятий, повторное исследование и сравнение его с результатами первичного изучения уровня тревожности и профессионального самоопределения показало снижение уровня тревожности до отметки "норма", что повлекло за собой более адекватный выбор профессии. Из выше сказанного следует, что гипотеза нашей работы была доказана: оптимальный уровень тревожности способствует адекватному выбору профессии. Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологов, работающих в образовательных учреждениях. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности поможет избежать трудностей, которые возникают при ее влиянии на жизнь человека, в частности на адекватный профессиональный выбор. Для профилактики тревожного типа развития личности необходимо помогать детям находить эффективные способы взаимодействия, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью, другими проявлениями эмоциональной неустойчивости. Литература 1. Айзенк, Х. Психологические теории тревожности/Х.Айзенк //Тревога и тревожность: Хрестоматия. — СПб., 2001. 2. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В.М.Астапов. — СПб., 2004. 3. Божович Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 1979 г. 4. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 2003. 5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия "Психология ребёнка". –СПб., 2000. 6. Изард, К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М., 2002. 7. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. "Психодиагностика. Коллекция лучших тестов". Издание второе. Ростов – на – Дону. "Феникс" 2006 8. Климов Е.А.. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала. М. , 1996 г. 9. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2002. 10. Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1996. 11. Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности / Б.Кочубей, Е.Новикова //Семья и школа. - 2002. - №9. 12. Лаврова Н.А.. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе "человек – человек"/ Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития./ Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции под ред. Карелиной М.Ю.. М.: МИССО, 2003 13. Лысенко Е.М. Возрастная психология. Владос-пресс. Москва 2006 14. Лысенко Е.М., Тареева А.Ю. Возрастная психология: методические рекомендации. Саратов, 2000 15. Маркова А.К.. Психология профессионализма. - М., 1996 г 16. Мир детства: юность /под ред. А.Г.Хрипковой; М.; Педагогика, 1988 г. 17. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. "Просвещение". Москва, 1990. 18. Немова Н. Как создать среду, побуждающую к успеху? Мотивация обучения – достижение успеха. // Директор школы. – 2002. - №7. 19. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших пед. учебных заведений в 3 кн.- Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 1997. 20. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Владос. 2003.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Москва. "Академия" 2000. 21. Осипова А.А. "Общая психокоррекция"; М, 2000 22. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО "МОДЕК", 2000. 23. Основы психологии: Практикум. / Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д., 2002. 24. Панфилова М.А. Игратерапия общения - М., 2000. 25. Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). С-пб, Издательство "Речь", 2001г. 26. Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). С-пб, Издательство "Речь", 2001г. 27. Практикум по психологии состояний / под ред. А.О.Прохорова. – С.-Петербург: Речь, 2004 28. Практикум по возрастной и педагогической психологии : Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М., 2002. 29. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М.Прихожан. – М.,2007. 30. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.,2000. 31. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. // Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1990. 32. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности/А.М. Прихожан //Ж. "Психологическая наука и образование" 2001, №2 33. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. – Казань, 1991. 34. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М.Академия 2005 35. Психологический словарь, 1997. 36. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г.С. Никифорова. – С.-Петербург, 1991 37. Психологический тренинг с подростками. / Под ред. Л.Ф. Анн. – СПб., 2003. 38. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000. 39. Самоукина Н.В.. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Экмос, 1999 г 40. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999. 41. "Хрестоматия по психологии" под редакцией А.И. Копытина. – изд. "Питер". – 2001. 42. Шибутани Т.. Я – концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом "Бахрах", 2003г
Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|