РУБРИКИ

Вопросы к экзамену по зоопсихологии и сравнительной психологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Вопросы к экзамену по зоопсихологии и сравнительной психологии

Вопросы к экзамену по зоопсихологии и сравнительной психологии

Вопросы к экзамену по зоопсихологии и сравнительной психологии. 

2 курс во зимняя сессия 20002001 года.

Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Сравнительная психология: детская психология, зоопсихология, антропопсихология

Сравнительная психология изучает филогенез, онтогенез, закономерности и функции психики, врожденное и приобретенное. Она рассматривает в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, особенно ребенка.

Зоопсихология рассматривает проблему антропогенетически значимых черт высших позвоночных, особенно приматов. Особая область — изучение интеллекта животных. Иногда зоопсихология воспринимается как метод, а не самостоятельная наука.

Предмет и объект зоопсихологии:

Объект — поведение, практическая деятельность животных.

Предмет — их психическое отражение, т. е. психика.

Предмет зоопсихологии: зоопсихология – наука о проявлениях,  закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания.

Сравнительная психология – наука о закономерностях происхождения и развития психики животных и человека,  об общем и различном в их психической деятельности. 

Значение зоопсихологии:

1. помощь в решении коренных задач общей психологии, для выявления биологических корней психической деятельности человека и закономерностей происхождения и развития его сознания.

2. помощь в выявлении биологических основ развития детской психики

3. вклад в педагогическую психологию: общение детей с животными имеет большое воспитательное и познавательное значение

4. без данных зоопсихологии не может обойтись антропология при решении проблемы происхождения человека

5. изучение расстройств психической деятельности животных позволяет лечить психические болезни людей

6. помощь сельскому хозяйству, рыболовству, звероводству, охотничьему хозяйству.

Проблемы, которыми занимается зоопсихология:

· Происхождение психического отражения, его зарождение и периодизация его развития

· Врождённое и приобретённое у животных (научение, изменение поведения в онтогенезе и его границы)

· Закономерность онтогенеза поведения, психики у различных таксономических групп животных

· Антропогенетически значимые черты в поведении и психике животных.

2.Предмет и задачи этологии и бихевиоризма.  Методы исследования и основные парадигмы.

Этологов поведение животных интересует прежде всего как экологический фактор,  как фактор приспособления животных к условиям среды в ходе индивидуального развития и в процессе эволюции.  Одновременно этолог стремится выявить также закономерности изменения поведения в ходе филогенеза и зарождения новых форм поведения.  Словом, речь идёт о биологических корнях и адаптивном значении поведения.  Этологи обращают внимание на видотипичные компоненты поведения.  Зоопсихологи изучают психические аспекты поведения, а этологи – биологические. 

Этология – в основном в Европе.  Тимберген,  Лоренц.  Предпосылки: поведение нужно изучать в естественной среде; нужно изучать видотипичное поведение.  От Дарвина этологи взяли теорию естественного отбора поведения и его взгляды на инстинкт.

Основные моделиконцепции классической этологии:

· комплексы фиксированных действий (КФД):  стереотипные, жёсткие, предсказуемые.  Например: брачные танцы как чёткая цепочка действий.  Это сложные высокоорганизованные цепочки действий, которые вызываются простыми высокоспецифичными стимулами.  Красное брюшко у колюшки по весне – ключевой стимул, вызывающий агрессию.  КФД не зависят от прошлого опыта.  Механистичность этологии. 

· Сверхстимул (суперстимул).  Серый гусь загоняет яйцо в ямку, потому что оно гладкое и округлое.  У бабочек-бархатниц суперстимул – коричневый цвет и ломаный полёт.

· Специфическая энергия действия.  Если стимула долго нет, КФД наступает без стимула: энергетический резервуар КФД.  Смещённая активность, переадресованная агрессия. 

Бихевиоризм получил распространение в Штатах.  Уотсон, Павлов, Сеченов.  Предпосылки: среда неконтролируема; нужно изучать животных в лаборатории.  В 1899-1903 в США начинают работать 10 лабораторий по зоопсихологии.  Смолл изобрёл лабиринты, взяв за образец лабиринты английских парков.  Организм рассматривается как tabula rasa.  Торндайк: механизмы, управляющие поведением, одинаковы у всех позвоночных.  Павлов со своими условными реакциями – физиологическая обоснованность бихевиоризма. 

3. Методы исследования психики животных.

Зоопсихология изучает психику на основе анализа поведения: детальный анализ движения животных в самых простых ситуациях, организованных зоопсихологом. Для зоопсихологии важны приобретенные особенности. Для исследований обычно используются выведенные в лаборатории животные. Зоопсихология рассматривает процесс взаимодействия животного с окружающей средой в несложно контролируемых условиях. Зная прошлый опыт животного и ставя его в новую ситуацию, зоопсихолог изучает отражение окружающей среды.

По Леонтьеву, поведение — источник знаний о психике.



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.