РУБРИКИ

Воспитание младшего школьника как часть педагогического процесса

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Воспитание младшего школьника как часть педагогического процесса

Воспитание младшего школьника как часть педагогического процесса

Воспитание младшего школьника как часть педагогического процесса.

Мугалова Ж. А.

Образовательный процесс, который усилиями сотен и тысяч педагогов строиться в учебных заведениях России, как и жизнедеятельность россиян в целом , реализуется в сложной и во многом противоречивой ситуации. Изменение общественного строя в стране привело к обострению социально-экономических проблем. Ученые отмечают, что нарастают тенденции социальной, региональной, этнической и конфессиональной дезинтеграции общества. Возрастает степень его криминализации, растет безработица. Значительная часть молодежи подвергается опасности стать наркоманами, снижается уровень психического и физического здоровья молодого поколения, все чаще говорят о бездуховности молодежи.

Что может быть реально противопоставлено этим негативным тенденциям? Какие цели выбирать: благодарные, но нелегкие, или сомнительные, но зато легко достижимые? Как сохранить идеалы в наше непростое время? От того, как решит эти вопросы сам педагог, зависит его способность воспитать ребенка. Поэтому воспитание других надо начинать с воспитания самого себя, с выработки своей системы ценностей.

Психологи утверждают, что основной движущей силой развития ребенка, тем ключиком, который позволяет полностью “ включить” его деятельность и получить максимальный эффект, является мотивация. Именно мотив заставляет ребенка во время выполнения заданий на уроке или игры “ в школу” полностью отключиться от других мыслей и вкладывать в это дело всю свою душу. Можно с уверенностью сказать , что тот педагог, который умеет “собирать” внимание детей, увлекать их перспективами предлагаемого дела, заинтересовывать их , формировать сильное стремление к деятельности, является мастером своего дела . Формирование мотива – очень сложная задача всего для того , чтобы сформировать мотив, недостаточно поставить перед ребенком одну цель и разъяснить ее преимущества. Каждая цель имеет свой масштаб ( это и победить в игре, научиться ставить палатку или готовить какое-либо блюдо, сходить в поход весной , выработать в себе какое-либо качество и т. д. ) и конечно же , свой временный период.

Воспитатель должен бороться не с плохими качествами, которые есть у ребенка, а за хорошие качества, которые у него еще только

будут. В этом основное отличие между учителем-ремесленником, отбывающим на уроках время, и мастером, умеющем найти в детях хорошее. Недопустимо акцентировать внимание учащихся на их промахах и недостатках. Мастера воспитания действуют наоборот – выявляя и поддерживая отдельные положительные стороны учащихся, формируют у них ощущение постоянного успеха, атмосферу эмоционального подъема. Спокойная и уверенная обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и сам труд в радость, а отдых веселый и радостный, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.

Воспитывать может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развивала ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ребенку почувствовать удовольствие, наслаждение, радость от делания, от труда и благодарности окружающих. Но не раздражение, обиду, отвращение( а это бывает тогда, когда дело связано с принуждением: “ Делай, что говорят, вырастишь – спасибо скажешь!” Запрет воспитателю может быть только один: нельзя заниматься с детьми противозаконной или безнравственной деятельностью.

Радость, удовольствие – вот что делает ту или иную деятельность привлекательной для ребенка ( да и для взрослого). Только эти чувства и эмоции могут приохотить воспитанника к тому или иному делу, воспитать нужные педагогу и ценные для общества мотивы поведения. Умственная радость от учебы, мышечная – от занятий физкультурой, нравственная – от доброго деяния. Сегодня надо признать: наши школьники не любят учиться, не делают по утрам зарядку, не занимаются самовоспитанием.

Но что такое удовольствие, радость? Не призываю ли я к развлечениям детей, к безделью? Категорически нет! Кстати и сами дети не любят пустого время провождения. От чего же и в каком случае ребенок испытывает высшие удовольствие и радость? От победы на собой! От успеха! От признания окружающих! А подлинные победа и успех, связанные с трудностями, с их преодолением, с усилием. С трудом для других!

Но самое главное для ребенка, когда эти победы личностно значимы! Когда они содействуют решению внутренних психологических проблем. Мы знаем что базовые потребности человека – это основные жизненные, программные задачи, которые индивид в своей жизни должен научиться решать: защищать себя, быть признанным и уважаемым среди окружающих, обрести цель и смысл жизни, научиться эффективным и социально-культурным способам самореализации, научиться радоваться жизни. Каждая из этих проблем становится актуальной в свое время, в соответствующем возрасте и требует выработки соответствующих умений, способностей (новообразований), необходимых возрасту и возрастной ситуации развития.

Проблема социализации, а стало быть, и воспитания заключается в том, что ребенок возможно скорее осознал это и получил подтверждение на опыте. Кажется, все просто. Вместе с тем, данная проблема в педагогике является самой сложной. Дело в том, что процесс социализации выработка и освоение индивидуальных способов поведения происходит в основном стихийно, самим ребенком не осознается, а мы, педагоги, мало учим этому. К тому же этот процесс начинается задолго до школы. Родители, отправляя ребенка, часто единственного, в коллектив сверстников в детский сад, позднее – в школу, в сущности, бросают свое чадо в воду, не научив его плавать. И получается: выплывет – повезло, не выплывет – катастрофа для ребенка.

В школу ребенок приходит , с одной стороны, с многочисленными проблемами в развитии, с другой - с нежелательными психическими новообразованиями: внутренними препятствиями, защитами, неадекватными реакциями. А педагоги могут “приговорить”: у него гены плохие.

Между тем ребенок нормальный, т. е. хороший, и гены у него нормальные. И всем своим поведением он стремится доказать это многочисленным старшим. Но у ребенка не получается! Он хочет, но не может. Плохое, ненормальное поведение у ребенка всегда поведение вынужденное. Оно спровоцировано, его заставили!

Кто заставил? Почему? Как образуются “трудности” в поведении, а с ними – “трудные” дети?

У многих детей в процессе подобной (стихийной) социализации обнаруживаются препятствия. Они могут быть самые разные: заиканье, косоглазие, шепелявость, рыжий цвет волос, веснушки, разный цвет глаз, излишний вес, излишняя худоба, расторможенность нервной системы и т. д. Как эту “не норму” часто воспринимают сверстники? Вспомним детское: “рыжий”, “серый”, “косолапый”, “доходяга”, “жиртрест” и т. д. Детские прозвища так изобретательны, так точны и так обидны! Защищаясь, ребенок не всегда выбирает правильное поведение. И это становится серьезным препятствием на пути взаимодействия с другими.

Школьный ярлык – это не безобидное прозвище, это социальная роль, которую общество навязывает своему члену. Это клеймо, выжженное буквально каленым железом даже не на лбу, а на душе, на всей психике юного гражданина. Вспомним свое детство, и вы обязательно найдете в нем свою малую или большую драму, которая в той или иной степени живет в вашей душе и поныне. Ведь в традиционной массовой школе хорошистов и отличников не более 10- 15 процентов. Конечно, не все двоечники становятся преступниками, но всякий преступник, как правило, вырастает из двоечника. Хотя неудачником может ощущать себя и отличник.

Как образуются “трудности” в поведении, а с ними –“трудные” дети? Каковы причины психосоциального “заболевания” личности на почве, скажем, не успешности в учебе младшего школьника?

Каждый первоклассник мечтает быть отличником, ведь он подсознательно чувствует, что учеба _ это самая серьезная “работа” по сравнению с тем, что он делал раньше. Он стал уже “большим”! Но вдруг у него не получается. Причины могут быть разные: недостаток подготовленности (неразвитость внимания, усидчивости, кисти рук и т. д. ) нездоровье, несовершенство методики учителя и т. д. И вот учитель недоволен, родители ругают, ребенок растерян, обижен, подавлен. Он пребывает в постоянном психологическом дискомфорте. Он старается, собирает все силы, но … не получается. И так может быть долгие годы начальной школы. В пятом классе появляются новые предметы, приходит много учителей и … ребенок обречен! Он понимает: все бесполезно, честным путем препятствия не одолеть. Он устал бороться за себя. Ищет выход и находит его в обмане: в фантазировании, подделке оценок, вырывании страниц из дневника, уход с уроков и т. п. В итоге: отставание катастрофическое, конфликты с учителями, разрыв с родителями. Но самое губительное – ребенок усвоил опасную позицию и жизненную тактику: не преодолевать препятствие, а обходить его, обманывая всех и себя. Ребенок сорвался в сторону безнравственного выбора. Страшны не двойки, а приобретенная установка, потеря веры в себя и пока тихая обида на всех. А чувство обиды – это не такое преходящее чувство, как радость или грусть. Обида накапливается, растет. Формируется психическое новообразование – обидчивость, раздражительность, неадекватная реактивность и т. д. Обнаруживается неуспешность в общении, в отношениях с товарищами. Ребенка не принимают, не уважают, у него нет друзей, он не может занять удовлетворяющий его статус среди сверстников. Растет внутренний дискомфорт, ему плохо. Он не может понять, почему у всех получается , а у него нет. Старается, но это не приносит успеха.

Это трудность в ребенке и для ребенка. Она пока скрыта от окружающих. Лишь родители чувствуют неладное, учителя казенно советуют “ надо больше заниматься”. Как помочь ребенку?

Ребенок нуждается в педагогической поддержке. Ему нужно и можно помочь, чуть-чуть “подтолкнуть”, чуть-чуть доразвить. Он с удовольствием откликается на вашу помощь. Расцветает от похвалы и одобрения, удесятеряет активность и энергию. Главное для педагога не дать ему потерять веру в себя. Успех зависит, конечно, от гуманизма, мастерства педагога, образованности и чуткости родителей. Сам себе ученик начальных классов помочь не может: он бы рад, но у него не получается.

Нет явления более непостижимого, чем человеческое поведение. “Нет работы более изнурительной для сердца, чем работа педагога” (В. А. Сухомлинский). Что говорить, насколько трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для учеников стала привлекательной модель поведения, в основе которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания или денег.

Главное в воспитание это педагогическая интуиция, нравственное чувство и горячее желание помочь ребенку в его самый драматический период жизни, зная его конкретные проблемы. Тот, кто считает пору своего детства розовой и безмятежной, или очень стар, или просто глуп.

Но, может быть, самое главное – собственно человеческий пример. Когда ученик видит умного, оптимистического, успешного, уважаемого детьми и коллегами наставника, честный образ жизни, стиль и необыкновенную манеру одеваться, вести себя, то … Так учитель передает воспитанникам самого себя! Безусловно, сегодня ( а может быть, всегда) воспитывает только тот педагог, кому воспитанники осознанно или неосознанно стремятся подражать, манеру поведения которого хотят сделать своей.

Список литературы

Байбародова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль :ЯГПУ, 1991.

Байбородова Л. В. , Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль:ЯГПУ, 1997

Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии. М. . :Педагогика, 1989.

Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995.

Корчак Я. Как любить ребенка. М. , 1990.

Петровский А. В. Психология о каждом из нас. М. , Российский открытый университет, 1992.

Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М. , Прогресс, 1990.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.