РУБРИКИ

Возможности коррекции последствий восприятия телевизионной информации младшими школьниками

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Возможности коррекции последствий восприятия телевизионной информации младшими школьниками

Возможности коррекции последствий восприятия телевизионной информации младшими школьниками

Возможности коррекции последствий восприятия телевизионной информации младшими школьниками

И. В. Гундарова

XX столетие по праву называют веком автомобилей, компьютеров, атомной энергии, освоения космического пространства. Безусловно верно и то, что XX столетие - век телевидения. Несмотря на бурное развитие средств коммуникации, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации.

На протяжении последних десятилетий телевидение вызывает постоянный интерес общества, семьи, социальных институтов. Это связано, на наш взгляд, с возрастанием значимости телевидения в жизни ребенка, воздействием телевидения на формирование его личности. По данным социологии, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивного познания жизни.

Основной особенностью сущности, бытийности ребенка является преобладание эмоционального отношения к объектам действительности при отсутствии вначале когнитивных представлений о них. Это обусловливает такую особенность ранних детских представлений, как их некритичность. "Дети подобны знаменитому "черному телу" из учебников физики, - отмечает критик Эдуард Шим, - которое поглощает все лучи, попадающие извне". Первичное эмоциональное отношение, сформированное у ребенка, по утверждению психолога С.К. Рощина, начинает в дальнейшем выполнять роль своеобразного фильтра, который либо способствует восприятию информации, если она соответствует эмоциональному отношению, либо, напротив, тормозит усвоение сведений, вступающих в противоречие с ним.

Бессмысленно было бы спорить о пользе и вреде телевизионных передач. Это объективная реальность, которую педагог вряд ли может изменить. Но в его силах перевести социальную ситуацию развития ребенка в педагогическую. Для этого необходимо хорошо знать и учитывать в своей работе особенности социальной микросреды детей и вносить необходимые дополнения и коррективы в воспитательный процесс.

С целью выявления эмоционального воздействия телевизионной информации на младшего школьника мы провели опрос учащихся на базе нескольких школ города Костромы. Используя методику А.Н. Лутошкина о цветовосприятии, мы выделили семь цветов:

красный цвет - восторженное настроение;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый - спокойное, ровное;

синий - грустное, печальное;

фиолетовый - тревожное, тоскливое;

черный - полный упадок.

Каждый ученик получал индивидуальную карточку, которая называлась "Мое настроение". На карточке располагалась цветограмма. Каждый из предложенных цветов обозначал настроение, которое могло возникнуть после просмотра той или иной телепередачи. С левой стороны располагались цвета, с правой - их значение. Ребенок самостоятельно напротив каждого цвета должен был написать те передачи, которые смотрел и которые вызывали у него соответствующее настроение. Результаты опроса были занесены в таблицу.

Таблица 1

Цвет передачи



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.