РУБРИКИ

Возрастные особенности суицидального поведения

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Возрастные особенности суицидального поведения


Анализ результатов исследования. Исходя из полученных данных, мы выяснили, что испытуемые под номерами 3, 7, 8, 12, 14, 16, 17, 18 гипотетически наиболее склонны к суициду, так как их ответы наиболее идентичны результатам свидетельствующим о наличии критической ситуации, суицидального риска. С данными именно этих испытуемых продолжалась дальнейшая работа.

Для наглядности мы приводим данные этих подростков в общей таблице 2.


Таблица 2. Выборочные результаты из таблицы 1

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Негативизм

Обидчивость

Раздражение

Подозрительность

Словесная агрессия

3

2

3

4

4

2

3

3

7

3

3

3

4

2

3

2

8

3

2

3

3

3

3

3

12

2

1

1

2

2

1

1

14

3

3

4

3

2

2

2

16

3

2

4

3

2

3

3

17

2

3

4

3

3

3

1

18

3

3

3

4

2

1

2


Как видно, у всех подростков, кроме испытуемого под номером 12, у которого при относительно невысоком уровне агрессивности по всем ее видам, высокие показатели суицидального риска. При этом у всех остальных испытуемых самые высокие показатели по шкале негативизма, на втором месте – обидчивость, на третьем – подозрительность. Для всех потенциальных суицидентов данного исследования характерны высокие показатели по этим шкалам.

Что касается остальных испытуемых, то можно сказать, что в целом показатели агрессивности достаточно высоки, у 67% испытуемых общий фон агрессивности расценивается как высокий, но все же гораздо ниже, чем у тех, кто по результатам исследования наиболее склонны к суицидальному поведению. Для примера: средний балл «суицидентов» - 16,25, в то время, как средний балл агрессивности всех остальных – 10,75 из 25 возможных. В процентном соотношении это 65% и 43% из ста.

Для наглядности это показано в гистограмме 1.


Гистограмма 1












Это можно объяснить тем, агрессия является фоном, предшествующим суицидальным действиям, и тем, что агрессивность свойственна всем формам девиантного поведения, в том числе и суициду.

Следовательно, у 87,5% подростков склонных к суициду значительно выше уровень агрессии по сравнению с остальными испытуемыми.

В результате реализации всех ранее поставленных задач исследования, цель исследования подтвердилась. На основе теоретических и эмпирических данных, мы выяснили, что уровень агрессивности влияет на склонность подростков к суицидальным действия. Исходя из того, что 87,5% испытуемых склонным к самоубийству наблюдается повышенный уровень агрессии. С нашей точки зрения, данный факт можно интерпретировать как подтверждающий первоначальную рабочую гипотезу. Это означает, что возможно действительно наиболее агрессивные подростки более склонны к суициду. Причем самый высокий вид агрессии у таких подростков – негативизм.

2.3 Особенности суицида в старости


Теперь мы перешли к вопросу, который касается суицида в старости. Попробуем разобраться, в чём же причины и особенности суицидального поведения в старости. Всем известно, что чаще всего люди преклонного возраста страдают от депрессий, которые имеют разные причины. Депрессии в старости встречаются довольно часто. Установлено, что депрессиями страдают 15-20% людей старше 60 лет, а у больных серьёзными терапевтическими заболеваниями эта цифра достигает 40-60% . Далеко не всё депрессивные пациенты старческого возраста получают адекватную терапию. Депрессии в старости не всегда легко распознать. Пониженный фон настроения, пессимизм, неверие в будущее, страх близкой смерти, тревожность, снижение активности и утрата прежних интересов, жалобы на бессилие, разнообразные боли, плохой аппетит, нарушенный сон сами пациенты, их родственники, а иногда и врачи рассматривают как естественные проявления старости со свойственным ей ограничением физических и социальных возможностей. Частым проявлением депрессий в старости является изменение характера и поведения больных. Они становятся раздражительными, придирчивыми, эгоистичными, сосредоточенными на своих недугах. Эти изменения в настроении, самочувствии и поведении пожилых людей указывают на наличие серьезного заболевания - депрессии.

Причины депрессий в старости разнообразны. Депрессия в старости может развиваться как реакция на тяжелые события жизни - утрату близких, одиночество, изменения стиля жизни в связи с уходом на пенсию, возникновение терапевтических заболеваний. Депрессии в старости могут быть и следствием наследственной предрасположенности к их возникновению. Возрастные изменения в организме и внешние психотравмирующие обстоятельства способствуют выявлению этой наследственной предрасположенности, даже если в течение жизни никаких проявлений депрессии не наблюдалось. Наконец, депрессии в старости могут быть одним из первых проявлений органического заболевания мозга, связанного с поражением сосудов мозга или развитием старческой деменции. Реже развитие депрессии в старости связано с некоторыми заболеваниями, например эндокринными, или употреблением определенных лекарств.

Проявления депрессии в старости имеют свои особенности в каждом конкретном случае, и точный диагноз может поставить только врач. В настоящее время имеется большое количество эффективных препаратов, а также немедикаментозных методов для лечения депрессии в старости.

В этих случаях особенно высок риск самоубийства, связанного с идеями самообвинения, чувством безысходности, безнадежности и одиночества. Наиболее часто суицидальные мысли наблюдаются у людей пожилого возраста при сочетании депрессии с тяжелым телесным хроническим недугом. И не сумев справиться с этой депрессией, человек решает уйти из жизни, покончить с собой. Не ощущая поддержки близких, пожилой человек чувствует себя одиноким и не кому не нужным. Он может винить в этом себя, и на это может найти множество причин.

Пожилой человек уверен в безнадежности своего положения, ему кажется, что тягостное состояние будет длиться вечно, жизнь никогда не была и не будет другой (ничто не радует не доставляет удовольствия). Типична жалоба на мучительное ощущение пустоты сегодняшнего дня.

Решив покончить жизнь самоубийством, пожилой человек как бы избавляет себя от тех страданий, которые он испытывает. К тому же, он считает, что доставляет страдания и проблемы людям, которые его окружают. И избавляя себя от этих страданий, он избавляет и других. Человек преклонного возраста идёт на самоубийство осознанно, в отличие от подростка. Подросток не задумывается о том, что своей гибелью он причин боль другим, он избавляет от боли и страданий только себя. Пожилой же человек думает не только о себе, но и дорогих ему людях.

Глава III. Пути коррекции суицида в подростковом возрасте


Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды. У всех подростков, имеют суицидальные наклонности, есть предсуицидальный синдром.

Предсуицидальный синдром: Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.

Диагностика предсуицидального синдрома имеет важно профилактическое значение. Лица, находящиеся, а в предсуицидальном периоде, нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства. К их числу относят: отсутствие психических заболеваний, протекающих с депрессивными расстройствами; лучшая интегрированность в семье; когнитивные функционирование, не достигшее уровня конкретного или формального мышления; наличие культуральных и духовно-религиозных факторов, делающих суицид менее приемлемым или табуирующих его; проведение индивидуализированной терапии, направленной на купирование травматизации и избирательно адресующейся к слабым сторонам акцентуированной или психотической личности (сенситивность, склонность к депрессивным состояниям у шизоидов и циклоидов). Предотврашение суицидальных попыток: Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации; уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение; формирование компенсаторных механизмов поведения; формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

Распознавание суицида: профилактика. Слово «превенция» (профилактика) происходит от латинского «praevenire» — «предшествовать, предвосхищать». Знание социальных и психологических предвестников суицида может помочь нам понять и предотвратить его. «Почему он устремил свою силу и ум на разрушение этой силы и этого ума?» Этот вопрос задают почти все, кто был знаком с жертвой самоубийства. Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства.

Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида. «Если бы я только знал, что она замышляла самоубийство! Я просто не мог и подумать, что произойдет такое несчастье!» — восклицают близкие. И все же почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают своих врачей до этого по какому-либо поводу в течение ближайших месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи и семья не слушают их.

Коррекция. Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса. Оказание подросткам социальной поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д. может проводиться социально-психологический тренинг проблем - разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Овладение навыками практического применения активной стратегии проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена “значимых других”, выработка мотивации на достижение успеха, может быть основана на тренинге поведенческих навыков.

Помощь при потенциальном суициде: интервенция. Слово «интервенция» происходит от латинских слов inter (между) и venire (приходить). Суицидальная интервенция, являясь «вхождением между», представляет собой процесс предотвращения акта саморазрушения. Она заключается в контакте лицом к лицу с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном, психологическом или экзистенциальном кризисе. К счастью, никто из людей не является абсолютно суицидальным. Наблюдения свидетельствуют о переживании ими смешанных эмоций: «Дорогая Бланш, я должен покончить с собой. Я ненавижу тебя. С любовью Эд». Даже самое страстное желание умереть по своей психологической сущности является амбивалентным. Часть личности хочет жить, другая стремится уйти в небытие. Суицидальная настроенность души является преходящей — эти чувства могут появляться, исчезать, возникать снова, но почти всегда проходят. Эта закономерность является основой суицидальной интервенции. Кроме того, очень многое зависит от того, кто приходит на помощь и спасает жизнь другого.

Исходная позиция помощника. Самоубийство кажется отталкивающим событием для посторонних наблюдателей, опустошительным для родственников и душераздирающим для имеющих к нему профессиональное отношение. Поэтому, к несчастью, эта тема может совсем не обсуждаться, даже если люди угрожают покончить с собой. Быть может, потому, что некоторые свидетели суицидальных тенденций не хотят попасть в затруднительное положение. Безразличие, которое явно прочитывается в этом отношении, естественно, не имеет ничего общего с беспристрастностью и непредвзятостью. Особенно опасно, если равнодушная и бесчувственная позиция окружающих сталкивается с сенситивной и взволнованной личностью. Это отношение только подтверждает подозрения, что ей реально никто не может оказать помощь.

Помощник как моралист. Из-за религиозных и исторических табу, наложенных на суицид, многие люди относятся к суициденту с предубеждением и нетерпимостью. Когда в их присутствии высказывается суицидальная угроза, они отвечают: «Вы не можете сделать это. Это противно Богу и несовместимо с верой». Следует иметь в виду, что потенциальные суициденты и так страдают от невыносимого чувства вины. Если потенциальный помощник говорит о суициде как о чем-то аморальном, то он не только блокирует обсуждение этого вопроса, но может усилить и без того тягостное для человека уныние и депрессию. Важно помнить, что для суицидента саморазрушение ни в коем случае не представляет собой теологической проблемы, а является результатом невыносимого эмоционального стресса. Люди с суицидальными тенденциями испытывают не только печаль, тоску, уныние и разочарование, но могут проявлять враждебность к своему окружению. Очень часто, к сожалению, семья и друзья в ответ реагируют негодованием, допускают в беседе бурлящие эмоциями доводы, которые только толкают рассерженных людей к еще большему неистовству. Они могут сосредоточиться на инфантильности депрессивной личности, а не на истинной, заботливой и поддерживающей встрече с отчаянием. Часто вслед за исчезновением раздражения может быть потеряна и жизнь близкого человека. Интервенция может отпугивать. Как же ее начать?

Что можно сделать для того, чтобы помочь.

I.                  Подбирать ключи к разгадке суицида. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Делясь ими с другими, вы способны разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды. Искать признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.

II.               Принимать суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей — всех возрастов, рас и социальных групп — совершают самоубийства. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.

III.            Установить заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Вместо того, чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.

IV.            Быть внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. может появиться фрустрация, обида или гнев, если человек не ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Понимание, что у того, о ком вы заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника боязнь отвержения, нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю вашу откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от вас требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

Как психологи, так и неспециалисты должны развивать в себе искусство «слушать третьим ухом». Под этим подразумевается проникновение в то, что «высказывается» невербально: поведением, аппетитом, настроением и мимикой, движениями, нарушениями сна, готовностью к импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации. Несмотря на то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.

V.               Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь, таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.

VI.            Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса. Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса. Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной? Kaк вы думаете, почему у вас появились эти чувства? Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?» Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, вы говорите...» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.

VII.         Не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, вы так на самом деле не думаете». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований за исключением вашей личной тревоги. Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный человек может посчитать суждение типа: «Вы на самом деле так не думаете», — как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе. Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.

VIII.      Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с вами случилось за последнее время? Когда вы почувствовали себя хуже? Что произошло в вашей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет. Отчаявшегося человека необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, вы очень расстроены», — или: «По моему мнению, вы сейчас заплачете». Имеет смысл также сказать: «Вы все-таки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я постараюсь понять вас». Актуальная психотравмирующая ситуация может возникнуть из-за распада взаимоотношений с супругом или детьми. Человек может страдать от неразрешившегося горя или какой-либо соматической болезни. Поэтому следует принимать во внимание все его чувства и беды.

Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то далее следует выяснение, как человек разрешал сходные ситуации в прошлом. Это называется «оценкой средств, имеющихся для решения проблемы». Она включает выслушивание описания предыдущего опыта в аналогичной ситуации. Для инициирования можно задать вопрос: «Не было ли у вас раньше сходных переживаний?» Существует уникальная возможность совместно раскрыть способы, которыми человек справлялся с кризисом в прошлом. Они могут быть полезны для разрешения и настоящего конфликта. Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для человека. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?

IX.            Вселяйте надежду. Работа со склонными к саморазрушению депрессивными людьми является серьезной и ответственной. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или чувствуют. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда». Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве. В недавней истории примером может служить поведение евреев во время холокоста, когда Гитлер стремился их полностью истребить. Перед 1940 годом среднемесячное число самоубийств составляло 71,2. В мае того года, сразу после вторжения нацистов, оно возросло до 371. Люди шли на самоубийства из-за страха попасть в концентрационные лагеря. Евреи, которые не избежали этой кошмарной участи, вначале сохраняли веру в освобождение или воссоединение семей. Пока оставалась хотя бы искра надежды, происходило сравнительно мало суицидов. Когда же война стала казаться бесконечной и начали доходить слухи о расправах гитлеровцев над миллионами людей, то суициды среди узников лагерей приняли форму эпидемии. Еще одна волна самоубийств прокатилась в самом конце войны, когда люди узнали о смерти своих близких или в полной мере прониклись ужасом смертников, содержащихся в лагере. Потерю надежд на достойное будущее отражают записки, оставленные самоубийцами. Саморазрушение происходит, если люди утрачивают последние капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Кто-то по этому поводу остроумно заметил: «Мы смеемся над людьми, которые надеются, и отправляем в больницы тех, кто утратил надежду». Как бы то ни было, надежда должна исходить из реальности. Не имеет смысла говорить: «Не волнуйся, все будет хорошо», когда все хорошо быть не может. Надежда не может строиться на пустых утешениях.

Надежда возникает не из оторванных от реальности фантазий, а из существующей способности желать и достигать. Умерший любимый человек не может возвратиться, как ни надейся и ни молись. Но его близкие могут открыть для себя новое понимание жизни. Надежды должны быть обоснованны: когда корабль разбивается о камни, есть различия между надеждой «доплыть до ближайшего берега или достичь противоположного берега океана». Когда люди полностью теряют надежду на достойное будущее, они нуждаются в поддерживающем совете, в предложении какой-то альтернативы. «Как бы вы могли изменить ситуацию?», «Какому вмешательству извне вы могли бы противостоять?», «К кому вы могли бы обратиться за помощью?» Поскольку суицидальные лица страдают от внутреннего эмоционального дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Но им важно открыть, что не имеет смысла застревать на одном полюсе эмоций. Человек может любить, не отрицая, что иногда испытывает откровенную ненависть; смысл жизни не исчезает, даже если она приносит душевную боль. Тьма и свет, радости и печали, счастье и страдание являются неразделимо переплетенными нитями в ткани человеческого существования. Таким образом, основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.

X.               Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.

XI.            Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность. Для того, чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт — попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.

XII.         Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности.

XIII.      Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то специалисты или семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через три месяца после начала психологического кризиса.

Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о лицах, совершивших суицидальные попытки. По иронии судьбы к ним многие относятся, как к неумехам и неудачникам. Часто они сталкиваются с двойным презрением: с одной стороны, они «ненормальные», так как хотят умереть, а с другой — они столь «некомпетентны», что и этого не могут сделать качественно. Они испытывают большие трудности в поисках принятия и сочувствия семьи и общества.

Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади. Поэтому никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни.

Вывод


Со смертью каждого человека гибнет Вселенная – неповторимый мир идей, чувствования, переживаний, мир индивидуального, неповторимого опыта. Очевидно, что общество не может и не должно по отношению к этому оставаться спокойным и безучастным. В заключение можно сказать, что в данной работе мы смогли выполнить все цели и задачи, которые были поставлены в самом начале нашего исследования. Мы смогли рассмотреть понятие суицида, обсудить основные гипотезы и положения, выделить способы самоубийств и изучить причины самоубийства у подростков. Каждый суицид индивидуален и затрагивает тысячи различных причин. Факторы, которые влияют на выбор смерти, столь разнообразны, что восстановить душевное состояние суицидента невозможно.

Мы убедились, что суицидальное поведение является глобальной социально-психологической проблемой, которая затронула молодое поколение. Подросткам кажется, что еще много всего их ждет впереди, они легкомысленно относятся к жизни. Поэтому мысли о самоубийстве появляются у подростков чаще, нежели у других возрастных групп. Взрослые понимают все значение слова "смерть" и какие последствия принесет самоубийство. У них есть семья, дети, о которых нужно заботиться. Пожилые люди знают, что им недолго осталось жить на этом свете, поэтому они не так часто думают о самоубийстве.

Идеального общества не может быть ни сейчас, ни в будущем. Человек не может полностью избавиться от всех проблем и невзгод. Рассмотрев причины, толкающие подростка на суицидальные действия, выявив категории лиц, способных совершить этот шаг, можно прийти к выводу, что суициды подросткового возраста были, есть и будут происходить.

При подборе материала возникали некоторые трудности, ведь книг, отведенных лишь подростковому суициду практически нет. Поэтому всю информацию пришлось собирать из различных источников и скомпоновать все вместе в это исследование. Однако в дальнейшем, мы хотим продолжить свое исследование и еще более глубоко исследовать проблему подросткового суицида.



Список использованной литературы


1.                 А.Я. Анцупов: Конфликтология: Учебник для вузов. - Москва: ЮНИТИ, 1999-551 С.

2.                 Е.В. Змановская. Суицидальное поведение / Е.В. Змановская //Девиантология. -М., 2004. -2-е изд., испр. -С. 142-159.

3.                 В.Т.Кондратенко Суицидальное поведение/Кондратенко В.Т.//.психология экстримальных ситуаций: хрестоматия/сост. А.Е.Тарас, К.В. Сельченок.-М., Минск, 2001. -С. 292-303.

4.                 Л.А.Сладков: плюс-минус жизнь/А. Петровский. М: Мол. гвардия, 1990-123[5]С.

5.                 Н.А. Бердеев: Самопознание: Опыт философской автобиографии. -М.: Мысль, 1990.-220С.

6.                 С.А. Шумнов Суицидальное поведение в подростковом возрасте и признанная психология/С.А. Шумнов. -Ростов-на Дону; Минск, 2005. -С. 167-208.

7.                 Воспитание трудного ребёнка [ текст]:Дети с девиантным поведением: учебное-методическое пособие; под ред. М.И. Рожкова. -М. Владос, 2001. -239С.

8.                 Девиантология [текст]: хрестоматия; под ред. Ю.А. Клейберга. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 411С.

9.                 Психология подростка [текст]: [«трудный» возраст от 11 до 18 лет]: учебник: [полный курс]; под ред. А.А. Реана. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2007. – 480С.

10.            Психология подростка [текстъ]: учебник; под ред. А.А. Реана. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА – Пресс, 2004. – 480С.

11.            #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"1.files/image002.jpg">


4. Случаи, когда вы были участником неприятных для вас событий. Отметьте, что вы чувствовали после этого. Начинайте свой ответ словами: «После неприятных событий, которые я видел, в которых участвовал или о которых слышал и думал, я чувствовал…»:


удовлетворение 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 неудовлетворение

веселье 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 тоску

возбуждение 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 подавленность

отсутствие страха,

опасение 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 страх, опасение

спокойствие 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 беспокойство

уверенность 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 неуверенность

самостоятельность 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 беспомощность

успокоение 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 легкую тревожность

расслабление 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 напряжение

бодрость 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 усталость

беззаботность 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 озабоченность

свободу 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 занятость

5.Отметьте (х), какие мысли, желания вы испытывали после неприятных для вас событий, случившихся почти в одно и тоже время. (Вы были их очевидцем или участником.) Начинайте свой ответ со слов «После неприятных для меня событий, я чаще всего…»:

Испытывал чувство гнева, злости на себя или на окружающих;

Возникало желание что-нибудь пнуть, сломать, разрушить, ударить кого-нибудь;

Возникало желание «выплеснуть» эмоции, зло;

Оценивал людей и их работу только с худшей стороны, «придирался к ним»;

Оценивал, «оглядывался» на прожитые годы, на свое прошлое;

Оценивал перспективы будущего – строил планы на будущее;

Подводил итог тому, что я сделал в прошлом, подводил итог своей жизни, прожитых лет;

Появлялись мысли типа «заснуть и не проснуться», «если бы со мной произошло что-нибудь, и я умер…» и т.д.

6.После того, как вы переживали несколько неприятных для вас событий одновременно, отметьте крестиком (х), как вы чувствовали себя после этого. Начинайте свой ответ словами « После неприятных событий, которые я пережил, я испытывал…»:

комфорт 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 дискомфорт

удовольствие 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 неудовольствие

спокойствие 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 тревожность

радость 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 уныние

что все измениться безысходность,

в лучшую сторону 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 безвыходность

уверенность в себе 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 неуверенность в себе

мир вокруг меня 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 окружающий мир не изменился стал «мрачным»

что бывает и хуже 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 хуже некуда

чувство, сто не один 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 одиночество

самостоятельность 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 беспомощность

надежду на изменение 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 безнадежность

удовлетворение от

того, что я делаю 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 неудовлетворение

расслабление 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 напряжение

спокойствие 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 возбуждение

что мое самочувствие не изменилось 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 ухудшение самочувствия

хороший сон 3 – 2 – 1 – 0 – 1 – 2 – 3 плохой сон

Обработка результатов

Вопрос 2 – показывает сферы возникновения критических ситуаций у подростков.

Вопрос 3 – лексическая шкала удаленности критической ситуации в психологическое прошлое подростка и ее ожидание в будущем.

Вопрос 4 – диагностирует состояния, свидетельствующие о наличии переживания критической ситуации:

к субдепрессивным состояния относятся: неудовлетворение, тоска, подавленность;

к состояниям фобического круга относятся: страх, опасение, беспокойство, неуверенность, беспомощность, легкая тревожность;

к состояниям нервно-психического (эмоционального) напряжения относятся: усталость, озабоченность, напряжение, занятость.

Вопрос 5 – диагностирует ситуационные реакции: оппозиции и отрицательного баланса, а также внутренние суицидальное поведение.

Вопрос 6 – диагностирует ситуационные реакции:

эмоционального дисбаланса: дискомфорт, неудовольствие, тревожность, уныние;

пессимизма: безысходность, безвыходность, незначительность своих возможностей, «мрачное» мировосприятие, чувство, что «хуже уже некуда»;

демобилизации: одиночество, беспомощность, безнадежность, неудовлетворение от деятельности;

дезорганизации: напряжение, возбуждение; ухудшение самочувствия, плохой сон.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.