РУБРИКИ

Вредные привычки и социально-психологические аспекты здоровья подростков

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Вредные привычки и социально-психологические аспекты здоровья подростков

 

Шкала явной тревожности.

Таблица 6

 

здоровые

с зависимостью

1

5

27

2

4

31

3

7

35

4

6

35

5

10

38

6

11

29

7

11

24

8

9

20

9

10

21

эксцесс

-1.57277

-1,37726

ассемитрия

-0,4066

-0,05721

мода

10

35

медиана

9

29

ст отклонение

2,66667

6,43126

ср значение

8,11111

28,88889


Смысложизненные ориентации.

Здоровые

Таблица 7

 

Цели

Процесс

Результат

Локус контроль «Я

Локус контроль «жизнь»

1

36

30

27

22

22

2

37

31

28

23

20

3

33

33

25

22

28

4

34

29

24

24

26

5

36

32

26

20

33

6

40

29

26

22

30

7

35

28

28

21

32

8

34

28

23

25

29

9

37

31

29

24

25

эксцесс

0,88192

-1,07334

-0,88197

-0,66265

-0,79345

ассиметрия

0,785628

0,313122

-0,26948

-0,00987

-0,38695

мода

36

31

28

22

 

медиана

36

30

26

22

31

ст отклон

2,108185

1,763834

1,986063

1,589899

4,381146

ср знач

35,77778

30,11111

26,22222

22,55556

27,2222


С зависимостью

Таблица 8

 

Цели

Процесс

Результат

Локус контроль «Я

Локус контроль «жизнь»

1

22

27

20

18

25

2

27

30

22

20

28

3

25

26

18

15

23

4

31

29

24

18

15

5

30

27

23

17

29

6

27

25

22

16

28

7

29

29

17

21

26

8

31

30

23

20

27

9

30

24

24

18

30

эксцесс

0,356047

-1,3104

-0,59554

-0,79508

4,055239

ассемитрия

-0,99401

-0,27321

-0,8713

-0,07009

-1,88157

мода

27

27

22

18

28

медиана

29

27

22

18

27

ст отклон

3,041381

2,185813

2,554952

1,964971

4,527693

ср знач

28

27,44444

21,44444

18,11111

25,66667


Показатели асимметрии и эксцесса с их ошибками репрезентативности определяются по следующим формулам:






где  - центральное отклонение;

 - стандартное отклонение;

n – количество испытуемых.


Показатели асимметрии и эксцесса свидетельствуют о достоверном отличии эмпирических распределений от нормального в том случае, если они не превышают по абсолютной величине свою ошибку репрезентативности в 3 и более раза [33 – C. 230-235]


Результаты рассчитанные по формулам представлемы в таблицах 9, 10, 11, 12, 13.

Смысложизненные ориентации.

Здоровые.

Таблица 9

норммальное распределение ассиметрия

0.8

0.34

0.23

0.010

0.34

нормальное распределение

эксцесс

0.5

0.62

0.51

0.38

0.45


Зависимые.

Таблица 10

нормальное распределение ассиметрия

1.04

0.31

0.93

0.08

2.1

нормальное распределение эксцесс

0.20

0.75

0.29

0.40

2.35

 

Тревожность.

Таблица 11

 

здоровые

зависимые

нормальное распределение эксцесс

0.52

0.75

нормальное распределение ассемитрия

0.46

0.05

 

Методика исследования самоотношения.

Здоровые.

Таблица 12

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

нормальное распределение ассиметрия

0.58

1.17

0.58

0.20

0.23

0.58

0.58

0.20

1.8

нормальное распределение эксцесс

0.31

0.10

0.69

0.02

0.46

0.46

0.68

0.42

0.42


1-     открытость

2-     самоуверенность

3-     саморуководство

4-     отражение самоотношения

5-     самоценность

6-     самопринятие

7-     самопривязанность

8-     внутренние конфликты

9-     самообвинение.


Зависимые.


Таблица 13

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

нормальное распределение ассиметрия

0.19

0.04

0.58

0.58

0.23

0

0.58

0.23

0.58

нормальное распределение эксцесс

0.68

0.17

0.004

0.004

0.44

0.16

0.31

0.44

0.73


Все показатели не превышают в три раза свою ошибку репрезентативности из чего мы можем заключить, что распределение данного признака не отличается от нормального.

Следовательно, распределение показателей позволяет применить метод параметрической статистики. Эксперимент предполагает выбор корреляции коэффициента  Пирсона.

Для применения коэффициента корреляции Пирсона, необходимо соблюдать следующие условия:

1.          Сравниваемые переменные должны быть получены в интервальной шкале или шкале отношений.

2.          Распределения переменных X и Y должны быть близки к нормальному.

3.          Число варьирующих признаков сравниваемых переменных X и Y должно быть одинаковым.

4.          Таблицы уровней значимости для коэффициента корреляции Пирсона рассчитаны от n = 5 до n = 1000. Оценка уровня значимости по таблицам осуществляется при числе степеней свободы k = n-2

Все данные соответствуют условиям.

Для того чтобы посчитать корреляцию, мы должны «сырые» баллы перевести в СТЕН (таблица 14, таблица 15, таблица 16, таблица 17, таблица 18).

Шкала СТЕНов – стандартная шкала от 1 до 10 со следующими параметрами: среднее = 5,5, стандартное отклонение = 2. При переводе сырых баллов в шкалу СТЕНов используется формула 2*(Х - М)/S + 5,5, где X - сырой балл, М и S - значения среднего и стандартного отклонения, полученные на выборке стандартизации. При этом все значения меньше 1, получаемые при переводе в шкалу стенов, относятся к стену 1, а все значения больше 10 - к стену 10.

Методика исследования самоотношения.

Здоровые.

Таблица 14

 

открытость

самоуверенность

саморукодство

отражение самоотношения

самоценность

самопринятие

 

самопривязанность

внутр конфликт

самообвинение

1

6

7

8

6

8

10

6

4

2

2

6

7

7

5

9

9

7

3

1

3

8

7

5

5

8

9

8

5

1

4

7

7

7

5

7

10

9

4

3

5

7

7

6

7

8

9

7

3

1

6

6

9

7

6

8

7

6

2

2

7

9

8

8

7

9

8

7

3

1

8

8

8

8

7

9

7

9

2

1

9

6

8

9

8

8

9

9

2

2


С зависимостью.

Таблица 15

 

открытость

самоуверенность

саморуководство

отражение самоотношения

самоценность

самопринятие

самопривязанность

внутр конфликт

самообвинение

1

6

7

5

4

5

3

5

3

4

2

6

7

5

4

6

4

5

3

4

3

6

6

5

4

6

4

5

4

4

4

5

6

6

4

6

5

6

4

5

5

5

6

6

3

6

5

6

5

3

6

7

4

4

3

4

5

6

5

3

7

7

4

4

5

4

6

7

5

3

8

4

8

5

5

5

6

7

5

3

9

4

9

7

6

7

7

8

6

5


Смысложизненные ориентации.

 

Здоровые

Таблица 16

 

Цели

Процесс

Результат

Локус контроль «Я

Локус контроль «жизнь»

1

6

5

6

5

3

2

7

6

7

6

2

3

3

9

4

5

6

4

4

4

3

7

5

5

6

7

5

2

8

6

9

4

5

5

7

7

5

3

7

5

8

8

4

3

2

4

6

9

7

6

8

8

4


С зависимостью

Таблица 17

 

Цели

Процесс

Результат

Локус контроль «Я

Локус контроль «жизнь»

1

1

5

4

5

5

2

5

8

6

7

6

3

3

4

3

2

4

4

7

7

7

5

1

5

7

5

7

4

7

6

5

3

6

3

6

7

6

7

2

8

6

8

7

8

7

7

6

9

7

2

7

5

7


Тревожность.

Таблица 18

 

здоровые

с зависимостью

1

3

5

2

2

6

3

5

7

4

4

7

5

7

8

6

8

5

7

8

4

8

6

2

9

7

3


При нахождении критических значений для вычисленного рассчитывается как k = n-2. В нашем случае k =9, поэтому n-2=7.

rкр = 0,67 для Р≤0,05

rкр = 0,8 для Р≤0,01



Знак «-» - зона незначимости

Знак «+» - зона значимости

Знак «≈» - зона неопределенности

Н0 – нулевая гипотеза, т.е. гипотеза о наличии сходства (отсутствие различий) коэффициента корреляции с нулем

Н1 – альтернативная гипотеза, т.е. гипотеза о наличие различий (отличие коэффициента корреляции от нуля)

rкр  – величины критических значений

Р – вероятность ошибки первого рода (верность Н0) при принятии правильного решения (верность Н1).

Знак коэффициента корреляции очень важен для интерпретации полученной связи. Если знак коэффициента линейной корреляции – плюс, то связь между коррелирующими признаками такова, что большей величине одного признака соответствует большая величина другого признака. Такая зависимость носит название прямо пропорциональной зависимости. Если же получен знак минус, то большей величине одного признака соответствует меньшая величина другого. Такая зависимость носит название обратно пропорциональной зависимости.

Методика исследования самоотношения

Рассматривая корреляционную зависимость между самоуважением и смысложизненными ориентациями в группе здоровых, мы видим, что зависимость проявилась в следующих пунктах:

·                   Открытость-цели – сильная отрицательная зависимость (-0.7).

·                   Открытость-результат – слабая отрицательная зависимость (-0.3). Открытость-локус контроль «жизнь» - средняя положительная зависимость (0.57).

·                   Самоуверенность-цели – средняя положительная корреляционная зависимость (0.52).

·                   Самоуверенность-процесс – средняя отрицательная зависимость (-0.52). Самоуверенность-локус контроль «жизнь» - слабая положительная зависимость (0.3).

·                   Саморуководство-цели - слабая положительная корреляционная зависимость (0.3).

·                   Саморуководство-процесс – средняя отрицательная зависимость.(0-0.65). Саморуководство-результат – слабая положительная зависимость (0.3). Саморуководство-локус контроль «Я» - средняя положительная зависимость (0.43).

·                   Отражение самоотношения-результат – слабая положительная зависимость (0.3).

·                   Отражение самоотношения - локус контроль «жизнь» - слабая положительная зависимость.

Рассматривая корреляционную зависимость в группе подростков с зависимостью, мы наблюдаем такую картину:

·                   Открытость-цели – средняя отрицательная зависимость (-0.5).

·                   Открытость-результат – сильная отрицательная зависимость (-0.7). самоуверенность-результат – средняя положительная корреляционная зависимость (0.5).

·                   Саморуководство-цели - слабая положительная зависимость (0.38).

·                   Саморуководство-результат – средняя положительная зависимость (0.6).

·                   Отражение самоотношения-локус контроль «Я» - средняя положительная связь (0.5)

Тревожность.

Рассматривая тревожность и самоуважение, мы рассматриваем 4 пункта, которые в МИСе характеризуют самоуважение: открытость, самоуверенность, саморуководство, отражение самоотношения. Поэтому мы смотрим, есть ли корреляционная зависимость тревожности от каждого из них.

В группе здоровых подростков анализ показал, что корреляционная зависимость проявилась в некоторых пунктах.

·                   Тревожность-открытость – слабая отрицательная  корреляционная зависимость. (-0.35).

·                   Тревожность-самоуверенность – сильная отрицательная зависимость (-0.72). Тревожность-отражение самоотношения – средняя положительная зависимость (0.6).

·                   В группе зависимых подростков корреляционная зависимость проявилась в пунктах:

·                   Тревожность-самоуверенность – слабая отрицательная зависимость. (-0.3).

·                   Тревожность-отражение самоотношения – сильная отрицательная корреляционная связь. (-0.74)


Рассматривая тревожность и смысложизненные ориентации, в группе здоровых подростков, мы видим, что корреляционная зависимость выявлена только пункте:

·                   Тревожность-локус контроль «жизнь» -  сильная положительная корреляционная зависимость (0.82).

В группе зависимых подростков корреляционная зависимость выявлена 2 пунктах.

·                   Тревожность-локус контроль «Я» - средняя отрицательная зависимость (-0.51).

·                   Тревожность-локус контроль «жизнь» - слабая корреляционная зависимость (-0.3).

Таким образом, по результатам исследования, мы видим, что в зону значимости попала только одна корреляционная зависимость. В группе здоровых подростков сильную  положительную корреляционную зависимость показала пара тревожность-локус контроль «Жизнь». Значит, чем выше управляемость жизнью у здоровых подростков, тем выше тревожность. В зону неопределенности попали пары тревожность-самоуверенность, тревожность-отражение самоотношения и открытость-цели в группе здоровых подростков. Следовательно, чем выше тревожность, тем ниже самоуверенность, высокое самоотношение. Чем выше открытое отношение к себе, тем ниже цели в жизни. В группе зависимых подростков в зону неопределенности попали пары открытость-результат и тревожность-отражение самоотношения. Значит, чем выше отношение к себе, тем ниже результативность жизни и чем выше тревожность, тем ниже самоотношение у подростков.

Следовательно, мы можем сказать, что наша гипотеза полностью подтвердилась. Здоровые подростки и подростки с зависимостью отличают такими личностными качествами как тревожность, самоуважение, удовлетворенность жизнью. Корреляционная зависимость больше проявилась в группе здоровых подростков. Повлияв на признак, находящийся в корреляционной зависимости, мы можем тем самым повлиять на другой зависимый признак.

 

2.4          Итог эксперимента.

Рекомендации.

Большинство работающих с молодежью специалистов осознает явный вред, связанный с потреблением табака. Cамым логичным кажется рассказать детям о том, какой вред может нести им табак, предупредить о грозящей опасности. Так, разумеется, делает большинство родителей. И те взрослые, которые не просто воспитывают своих собственных детей, но работают с большим количеством молодых людей, чувствуют необходимость сделать такое предупреждение всей молодежи.

Подход риска

В последнее время довольно широкое распространение, в том числе и в школах нашей страны, получил так называемый подход риска. Суть его состоит в том, что детям нужно объяснить связанный с курением риск, а далее они будут самостоятельно и ответственно принимать решение, курить или нет. Несмотря на внешнюю убедительность данного подхода с точки зрения взрослых, он вряд ли окажет эффект на подростков.

Когда работники здравоохранения рассуждают об испытываемых населением рисках и путях их сокращения, это замечательно. Однако подобный подход может быть неуместным, когда формулируются сообщения для целевых групп. Потенциальный получатель такого сообщения может перестать воспринимать себя активно живущим и действующим индивидуумом, способным повлиять на свое здоровье. В собственном восприятии он превращается в некоторую статистическую единицу с процентами вероятности возникновения проблем, которые одними воспринимаются как ничтожно малые, а другими как невротизирующе большие.

Подход обсуждения рисков особенно проблематичен, когда целевой группой являются подростки. Сначала мы фактически поощряем подростков оставить защитный кокон детства и подвергнуть себя новым рискам в качестве компонента их нормальной подготовки к взрослой жизни. Затем мы же начинаем рассуждать о риске, связанном с курением. Обучение подростков уменьшению риска в качестве средства, препятствующего курению, не является ни желательным, ни практическим.

Кроме того, с вышеупомянутым связано явление, которое можно назвать "посметь". Если курение не воспринимается в качестве чрезвычайно опасного, оно может использоваться подростками, подготовленными к тому, чтобы рисковать, как удобный способ дифференцировать себя от тех, кто слишком робок или мал, чтобы подвергнуться риску. В то время как способность "посметь" не обязательно непосредственно связана с курением, дерзание, безусловно, является существенным компонентом общего чувства собственного достоинства - кто среди нас не хранит воспоминания о том, как мы решились сделать что-то, когда другие не пробовали, или остановились перед краем?

Если использовать тему риска в обсуждении курения, то можно обратиться к каким-либо другим его аспектам, нежели риск начала курения. Можно, например, с некурящими обсудить такой факт, что большинство опрошенных подростков, не чувствуют решимости возразить тем, кто закуривает в их присутствии. С курящими же можно поговорить о том, какая требуется смелость, чтобы рискнуть отказаться от ставшего привычным курения.

Подход рекламирования некурения

Неудачи в прямой борьбе против курения и нежелание использовать конфронтационные методы привело к созданию подхода, который исходит из того, что надо не бороться с негативным явлением курения, а вместо этого пропагандировать позитивное явление - некурение. Сама по себе идея выглядит прекрасно, но значительные трудности вызывают технологии ее воплощения в жизнь. Трудность, которая свойственна этому подходу, состоит в том, что на самом деле не существует того продукта, который можно было бы предложить на рынок. Некурение - это отсутствие курения. Как можно изобразить это? Как можно связать ценностные ассоциации с чем-то, чего нельзя видеть, ощутить на вкус или потрогать? Благонамеренные попытки изобразить положительный образ жизни некурящих, к которому хотелось бы стремиться, имеют тенденцию вызывать тошноту. Подростков они могут просто мотивировать к тому, чтобы дифференцировать себя с помощью курения. Например, тот же "Филип Моррис" использовал клип, где пай-мальчик произносил правильные слова против курения. Это очень нравилось взрослым, и вызывало противоположную реакцию у подростков, так как мало кто из них хотел быть похожим на такого "пай-мальчика". Приходящие на память программы, первоначально объединявшие людей по принципу "не деланья" чего-либо, либо рассыпаются, либо скрепляются некой идеологией, которая обозначает "не делающих" что-то людей некоторыми общими атрибутами. Например, Анонимные Алкоголики, объединяющиеся потому, что они все вместе не потребляют алкоголь, начинают исповедовать некоторую свою веру, приобретают общий образ жизни, несут людям свою программу, которая помогла им самим. Пока человек, примкнувший к группе "не делающих" что-либо, не поймет, что можно вместе с ними "делать", он не может чувствовать вполне прикрепившимся к этой группе и обретшим в ней свое место.

Вероятно, идея "некурения" может быть базой для некоторого позитива, только тогда данная база может восприниматься в качестве оправданной.

Подход выделения курения из прочих видов проблемного поведения

Желание добиться весомого результата в деле профилактики курения часто провоцирует желание сконцентрировать на нем все усилия, не распыляясь на комплексную профилактику таких проблем, как потребление алкоголя и нелегальных наркотиков, ранний секс и т.д. Курящий человек имеет, как правило, целый спектр подобных проблем, и представляется, что легче решать эти проблемы отдельно, а не в комплексе. Недавно в Австралии демонстрировалась телевизионная анти-курительная реклама, главным героем которой был "крутой" парень по кличке "Вертолет", который соответствовал многим из желаемых критериев для курильщиков подросткового возраста мужского пола. Тревожащая проблема с этой умной рекламой состояла в том, что ее побеждающий некурящий герой пил пиво, устраивал скандалы в барах, создавал хаос и уходил, беспечно насвистывая, отказываясь от предлагаемой сигареты.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.