РУБРИКИ |
Введение в психосоматику |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Введение в психосоматикуВведение в психосоматику Реферат по курсу “Введение в психосоматику”
Возрождение представлений о единстве тела и души Список использованной литературы Введение Еще Гиппократ говорил о том, что лечить нужно больного, а не болезнь. То
есть необходим целостный подход к обследованию и лечению больного. Нарушения, возникающие в организме под влиянием психических факторов, называют психогенными. Психогенные факторы могут вызывать следующие физиологические нарушения в разных органах и системах организма: 1. в сердечно-сосудистой системе – учащение сердцебиения, изменение кровяного давления; 2. в системе дыхания – его задержку, замедление или учащение; 3. в пищеварительном тракте – рвоту, поносы, запоры, повышенное слюноотделение, сухость во рту; 4. в сексуальной сфере – усиленную эрекцию, слабость эрекции, набухание клитора и секрецию генитальной области, аноргазм; 5. в мышцах – реакции непроизвольного характера: мышечное напряжение, дрожание; 6. в вегетативной системе – потливость, гиперемию и т.д. Существуют психические психогенные заболевания: 7. реактивные психозы; 8. неврозы; 9. патохарактерологические формирования личности; 10. психосоматические заболевания. К психосоматическим заболеваниям относится нервная анорексия. Психогенный компонент играет большую роль во многих органических заболеваниях: гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при инфаркте миокарда, мигрени, бронхиальной астме, язвенном колите, нейродермите и т.д. Возрождение представлений о единстве тела и души В начале века клиницист Усов писал о важнейшем значении психогений при
возникновении желудочно-кишечных заболеваний. Связь психического состояния
с физическим рассматривал в своих работах В.А. Гиляровский. Быстрое
распространение и развитие психосоматическая медицина получила в начале XX
века с появлением психоанализа Зигмунда Фрейда и его последователей. В это
время зарегистрированы миллионы случаев "функциональных" пациентов,
соматические жалобы которых не подтверждались объективными исследованиями,
а лечение ортодоксальными медикаментозными средствами было неэффективно. Но до сих пор отношение к психосоматическим заболеваниям, их происхождению
и лечению неоднозначно. Представители психоанализа игнорируют органную
патологию, акцентируя внимание на интроспекции, толковании ощущений
пациента, исходя из психотравм детского возраста. А.И. Введенский и И.П. В то же время многие исследователи настаивают на комплексном подходе к происхождению и лечению этих заболеваний: групповая и индивидуальная психотерапия, трудотерапия, а также фармакологическое лечение. Таким образом, нельзя говорить отдельно о психическом и соматическом в медицине: "Не может быть психической медицины, касающейся только психики, соматический медицины, касающейся только тела, и психосоматической медицины, касающейся в некоторых случаях того и другого. Есть лишь один вид медицины, и вся она психосоматическая" (Э.Берн). Психоанализ и психодинамически-ориентированная психосоматика В своём развитии психосоматическая медицина прошла ряд этапов, на каждом из которых доминировала та или иная теоретическая концепция. В эпоху ортодоксального психоанализа и неофрейдизма доминировало положение Термин "алекситимия" (отсутствие эмоций) был введен Сифнеосом и Немиахом для обозначения ведущего психологического расстройства, лежащего, по их мнению, в основе психосоматических заболеваний – ограниченной способности индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передачи. Считалось, что алекситимия является врожденным стабильным свойством психики. Эпохальные открытия Фрейда в области глубинной психологии привлекли группу блестящих мыслителей и исследователей, но из-за сложности и новизны предмета, а также из-за независимости суждений лучших учеников Фрейда в психоаналитическом движении появилось множество разногласий. Один из самых известных "отступников" – австрийский психиатр Вильгельм Райх. Вклад его в психотерапию имеет огромное значение для психосоматики. Его система с самого начала подразумевала лечение неврозов с биофизических позиций и содержала физиологические элементы. Лучший из неорайхианских подходов – биоэнергетика Александра Лоуэна, сочетающая в себе психотерапию, прямое мануальное вмешательство и большое количество упражнений. Терапевтические задачи Лоуэна были шире, чем поставленные Райхом. В числе других неорайхианских подходов – например, "корневое напряжение" Келли. Для этой группы методик характерен ярко выраженный психотерапевтический компонент. Идеи Альфреда Адлера, родоначальника индивидуальной психологии, оказали
мощное влияние на исследования в клинической и индивидуальной психологии. Теории научения, бихевиоризм и психосоматика Бихевиоральная терапия основана на экспериментальных принципах и методах научающе-бихевиоральной теории. Предпосылка, лежащая в основе применения этой терапии на практике, включая и в психосоматике, такова – расстройства приобретены в результате ошибочного прошлого научения. Саморазрушительное и патологическое поведение есть результат влияния окружения, которое подкрепляет и упрочивает его. Следовательно, задача, которая стоит перед бихевиоральным терапевтом – точное определение симптома (неподходящего поведения), от которого нужно избавиться, уточнить желаемое новое поведение и определить режимы подкрепления, требующиеся для формирования нового поведения. Таким образом, бихевиоральная терапия есть логическое расширение принципов классического и оперантного обусловливания. Можно отметить также метод биологической обратной связи. В его основе лежит принцип целесообразного саморегулирования непроизвольных функций с использованием систем внешней обратной связи. Метод пришёл из бихевиорального направления и применяется, например, при лечении различных видов головной боли, при лечении больных эпилепсией и т.д. Однако, терапевтический эффект метода считается довольно скромным. Вероятные механизмы воздействия таковы: эффект плацебо, эффект общей релаксации, познавательный эффект переживания, самовнушение, повышение самооценки пациентов. Его рекомендуют применять в сочетании с другими медицинскими и психотерапевтическими методами. В конце 60-х годов Мартин Селигман описал странную особенность поведения
человека в ситуации, когда достаточно продолжительное время окружающая его
действительность меняется вне всякой зависимости от его поведения. Если
поощрение и наказание происходят как бы сами собой, вне зависимости от
действий человека, то тот перестает предпринимать какие-либо попытки
избежать неприятностей, или же добиться успеха. Достаточно
непродолжительной истории безрезультативных попыток избавиться от
неприятностей или что-либо изменить в окружающей действительности, как Селигман сделал вывод о том, что опыт неконтролируемых последствий приводит к снижению желания и стремления предотвратить трудные ситуации или активно овладевать ими. Причем ответственны за возникновение этого не столько неприятные или болезненные переживания сами по себе, сколько опыт их неконтролируемости. Селигман доказал, что человек учится этой беспомощности и возможно от беспомощности отучить. Теория стресса Г. Селье Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Понятие "стресс" введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе. Таким образом, стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы. Основное "тело" стресса составляют совокупность фрустрации, тревоги и их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями. Среди признаков стрессового напряжения выделяются: невозможность сосредоточиться; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются; довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита; невозможность вовремя закончить работу. Раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном количестве могут вызвать дистресс и повлечь соматическое заболевание, деформации психики и даже гибель. Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д. Применительно к обсуждаемому рамках реферата предмету – психосоматике, избыточный стресс, являясь чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением, вызывает психосоматические заболевания, а его психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др. Сейчас уже говорят об "эпидемии болезней стресса" – наиболее часты инсульт, инфаркт, язвенная болезнь. Стресс нередко становится причиной диабета, глаукомы, геморроя, пародонтоза. При стрессе легче возникает простуда, хуже заживают раны. Возможные реакции организма на стресс:
Плацебо-эффект как универсальная основа процесса исцеления Медицина использует силу убеждений, когда врачи предписывают убеждения в
форме плацебо. Плацебо может быть веществом, процедурой или словесным
выражением. Плацебо в узком смысле определяется как "инертное вещество,
которое действует благодаря ожиданиям пациента и неспособное действовать
непосредственно на те условия, ради изменения которых оно выписывается". Эффект плацебо переводит наши убеждения о лечении непосредственно в материальную действительность, демонстрируя природную способность восстанавливать здоровье. Он находится в явном противоречии с идеей о том, что болезнь сосредоточена "только в теле". Плацебо может оказать очень сильное действие. Оно может свести на нет обычное действие лекарственного средства. При этом плацебо-эффект не ограничивается только легкими заболеваниями. Наиболее успешные методы лечения имеют четыре аспекта: Медицинское лечение никогда не относится только к телу или только к мыслям,
оно касается и того, и другого, порой ближе к телу, а порой к мыслям. Креативная визуализация в психологической помощи психосоматическим больным Креативная визyализация является таким способом использования естественной мощи воображения. Воображение является способностью ума создавать идеи или ментальные образы. В креативной визуализации использование воображения происходит, чтобы создать отчетливый образ того, что мы хотим. Затем внимание фокусируется на этой идее или картине постоянно, придавая ей положительную энергию до тех пор, пока она не станет реальностью; другими словами, пока действительно достигается то, что было визуализировано. Для использования креативной визуализации необходимо иметь желание
обогатить свои знания и опыт и быть достаточно открытым для нового. Эффективная креативная визуализация проводится в 4 этапа: 1. Поставить задачy. Пациент решает, чего бы ему хотелось достичь, ставя для начала цель, в достижение которой ему легко повеpить, котоpую возможно pеализовать в ближайшем бyдyщем. 2. Создать четкyю мысленнyю каpтинy. Визуализировать пpедмет или ситyацию в точности так, как пациент того хочет. Дyмать о желаемом в настоящем вpемени, как о yже свеpшившемся, вообpазить себя в желаемой ситyации, включив в каpтинкy как можно больше деталей. 3. Сосpедотачиваться на ней чаще. Пациенту даётся задание чаще пpедставлять
свою мысленнyю каpтинy, как она становится неотъемлемой частью его жизни. 4. Пеpедать ей положительную энергию. Сосpедоточившись на своей задаче,
подбадpивать себя положительными мыслями. Давать себе мощные положительные
yстановки, что это yже сyществyет, yже осyществилось или пpоисходит в
настоящий момент. Такие положительные yстановки называются "yтвеpждения" В отношении психосоматических проблем креативная визyализация нашла своё применение как один из инстpyментов для создания и поддеpжания кpепкого здоpовья. Основной её пpинцип состоит во взаимосвязи физического здоpовья от
эмоционального, yмственного и психического, поскольку все эти ypовни
взаимосвязаны, и болезнь тела всегда является отражением конфликта,
напpяжения, тpевоги или дисгаpмонии и на дpyгих ypовнях. Психосоматическое
заболевание рассматривается как сообщение, побyждающее обpатить сеpьезное
внимание на свои эмоции, чyвства, мысли, на свое отношение к жизни, чтобы
понять, как можно восстановить естественные гаpмонию и сбалансиpованность. Пpи помощи креативной визyализации pазyм может связаться с телом. Это процесс бессознательного или сознательного фоpмиpования представлений и мыслей и пеpедачи их телy в виде сигналов и команд. Сознательная креативная визyализация позволяет создавать и напpавлять к телy положительные образы и мысли вместо негативных, "больных". Найти более констpyктивное pешение наших проблем можно, если понять и изменить свои внyтpенние yбеждения. Вместо того, чтобы дyмать о болезни, как о неизбежной катастpофе, воспpинимайте ее как мощное и полезное послание. Ощyтив себя больным, следyет успокоиться и потpатить некотоpое вpемя, нащyпывая контакт с внyтpенней сyщностью. Болезнь должна побyждать нас pасслабиться, забыть о делах и пеpейти к глyбинномy спокойномy ypовню сознания, на котоpом мы можем принимать живительную энергию, что необходима нам. Исцеление всегда пpиходит изнyтpи. Когда мы бyдем спокойны и наyчимся pегyляpно смотpеть вглyбь себя, нам больше не нyжно бyдет болеть, т.е. нашей внyтpенней сyщности не нyжно бyдет пpивлекать к себе внимание сознания таким обpазом.
Мы почти постоянно в своем сознании ведем внyтpенний "диалог", и эти бесконечные комментарии жизни, миpа, чyвств, наших проблем, дpyгих людей и т.д. влияют на чyвства и ощyщения и окpашивают их, и в конечном счете именно эти мысленные фоpмы пpитягивают и создают все пpоисходящее. Аффирмации можно пpоизносить пpо себя, вслyх, записывать или даже петь. Правила составления аффирмаций таковы: 1. Составлять yтвеpждения в настоящем вpемени. Важно создавать желаемое так, как будто оно yже сyществyет. Ошибочное утверждение: "y меня бyдет отличная новая pабота", правильнее сказать: "y меня yже есть отличная новая pабота". Это осознание факта, что все создается спеpва на ментальном плане, пpежде чем пpоявиться в объективной pеальности. Типичные ошибки при работе с аффирмациями: . сомнения или отpицательные мысли; . механическое прочтение зазyбpенных yтвеpждений; . составление yтвеpждений в бyдyщем времени; . использование предиката "не" (негативная форма); . длинные, многословные и теоpетические yтвеpждения; . сопротивление и манипулирование, пpотивостояние своим чyвствам. Гештальттерапия в психосоматике Фридрих Перлс, основатель гештальттерапии, подчёркивал значимость телесных аспектов личности и был против их разделения, указывая на изначальную целостность человеческой природы. Перлс рассматривал возникновение и удовлетворение потребностей как ритм формирования и завершения гештальтов. функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Для сохранении гармонии человеку нужно лишь довериться "мудрости тела", прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Путь гармоничной, здоровой личности – быть самим собой, осуществлять своё Я, реализовывать свои потребности, наклонности и способности. В гештальт-терапии принято выделять 3 зоны контакта с миром: внутреннюю, образованную ощущениями от собственного тела, внешнюю – ощущение и осознание свойств окружающей действительности и среднюю – зону воображения и фантазии, а также многочисленных мысленных игр. Уход и контакт не есть сами по себе что-то здоровое или болезненное. Перлс говорил, что контакт со средой и уход из неё, принятие и отвержение – наиболее важные черты здоровой и целостной личности. Но когда способность к различению, поддержанию правильного ритма отказывает, возникают невротические и, возможно, психосоматические нарушения. Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, направление всех усилий на реализацию Я-концепции, создаваемой для него значимыми другими – приводят к нарушениям процесса саморегуляции. Нормально функционирующий человек легко переходит от цикла к циклу, присутствуя в каждом по принципу "здесь и теперь". Нарушения и сбои оставляют гештальт незавершенным, цикл прерывается. Незаконченные, непрожитые ситуации будут стремиться жить за счёт актуальных, отнимая у них энергию, а у личности в целом – чувство уверенности в себе. Незакрытые гештальты превращают жизнь в хаос неразрешимых проблем. Существует несколько типов нарушений контактной границы – проекция, слияние, ретрофлексия, интроекция, дефлексия и изоляция. Интроекция – это склонность неразборчиво поглощать и присваивать любые нормы, стандарты поведения, взгляды и т.д., без попытки разобраться в них критически и переосмыслить. Интроекция похожа на заглатывание огромных кусков, без ощущения вкуса; такую пищу организм не в состоянии усвоить, поэтому интроекты остаются чужеродными телами. Несовместимые друг с другом установки и мнения приводят к колебаниям, неуверенности и тревоге. Вся энергия интроецирующей личностью тратится не на развитие, а на примирение внутренних противоречий, избавление от психологической "тошноты". Проекция же – это попытка сделать ответственной среду за то, что исходит из самого человека. Граница между "Я" и средой немного сдвигается в свою пользу, дабы снять ответственность с себя за те аспекты личности, с которыми трудно примириться. Проецирующий рассматривает те части себя, от которых он хочет избавиться – как непереваренные и несъедобные интроекты. Ретрофлексия наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия направляется на себя самого. Психосоматически ретрофлексия проявляется в мышечных зажимах. Патогенная вербализация играет при этом свою роль в возникновении телесных симптомов. Например, при ретрофлексии наблюдается использование в речи возвратных местоимений и частиц: "Я должен заставить себя сделать это". Энергетическая парадигма в психосоматике А. Лоуэн явился автором метода биоэнергетического анализа. Его
биоэнергетика берёт своё начало в идеях Вильгельма Райха, чьим учеником Система психотерапии, предложенная Лоуэном, способствует освобождению тела
от напряжения, появляющегося в результате его неправильного положения.
закрепощённость препятствует свободной циркуляции энергии. В понимании Для психосоматики интерес также представляет учение Лоуэна о пяти типах человеческого характера – или пяти защитных стилей поведения. С другой стороны, взгляды Лоуэна подвергались критике из-за предположения им прямой связи между функциями тела и психическими процессами. Методы трансперсональной психологии в психосоматике Движение "Свободное Дыхание" зародилось в 70-годах и обязано своим появлением трудам Станислава Грофа и Леонарда Орра, которые независимо друг от друга разработали техники, имеющие много общего и во многом разные. Эти психотехники основаны на вызове изменённого состояния сознания. В этих случаях человек может испытывать необычные состояния, которые кратковременны и физиологичны. Существует множество способов наведения измененного состояния сознания; в данном случае, используется гипервентиляция. Методики различаются прежде всего из–за различной глубины достигаемой гипервентиляции. Станислав Гроф указывает, что корни многих эмоциональных нарушений с чётко выраженными соматическими проявлениями прослеживаются до перинатальных матриц. Он отмечает, что в основе психосоматических нарушений лежат стихийные энергии перинатального происхождения. Характерные невротические симптомы оказываются производными от физиологических реакций, составляющих процесс рождения. Как пример Гроф приводит опоясывающую головную боль, переживаемую при неврозах, субъективное чувство нехватки кислорода, которое описывают психиатрические пациенты при стрессах, а также боли в груди, сердцебиение, прилив крови, периферийная ишемия, мышечное напряжение, судороги и т.д. Гроф отводит значительную роль базовым перинатальным матрицам (БПМ) – а именно гипотетическим матрицам, управялющим процессами, относящимися к перинатальному уровню бессознательного. Для нас важно, что матрицы имеют собственное эмоциональное и психосоматическое содержание. Например, БПМ-1 интегрирует опыт исходного биологического единства с материнским организмом во время внутриматочного существования. Вторая перинатальная матрица (БПМ-2) отражает процесс начала биологического рождения. Психопатологические явления, связанные с этой матрицей, выражаются в том числе в эндогенной депрессии, алкоголизме, наркомании, язве желудка. БПМ-3 характеризует вторую стадию процесса родов и для неё родственными психопатологическими процессами являются треваожная депрессия, невроз навязчивости, истерия, импотенция и фригидность. Гипервентиляция, возникающая вследствие применения методов интенсивного
дыхания, вызывает сдвиг психического равновесия и организм отвечает
вынесением на поверхность различных старых, глубоко укоренившихся
эмоциональных напряжений, избавляясь от них разрядкой на периферии – либо в
форме катарсиса, либо в форме поверхностного напряжения и спазмов мышц. В рамках обзора методов трансперсональной психологии в психосоматике стоит отметить также психотехники ребёфинг (rebirthing) и вайвейшн (vivation). Автором методики ребёфинг стал Леонард Орр. Ребёфинг предназначался для разрешения последствий травмы родов, а именно: 1. стресс рождения (болевой и психологический, связанный с отношением
родителей, матери к ожидаемому ребенку — желанный или нежеланный и т.п.); Методика вайвейшн разработана американцами Джимом Леонардом и Филом Лаутом
в 1975 году путём соединения опыта восточных практик (йога, цигун, у-шу) и
развивавшихся дыхательных техник, таких как ребёфинг и свободное дыхание. 1. Связное дыхание. Интенсивность прорабатываемой ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость изменения этой ситуации регулируется частотой дыхания. 2. Полное расслабление. 3. Внимание к деталям. Свободное внимание эффективно, позволяя как бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания. 4. Интеграция переживаний. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие в новом контексте. 5. Активное доверие. Речь идёт о доверии своим ощущениям, даже если они не приветствуются в обыденной жизни.
Увеличение частоты и глубины дыхания ведёт к ослаблению психологических
защит и высвобождению и проявлению бессознательного материала. Физические
напряжения во время дыхания, как правило, возникают в определенных частях
тела и имеют сложную психосоматическую структуру. В дыхательном сеансе
напряжения и блокировки проявляются и усиливаются. Продолжение интенсивного
дыхания доводит их до кульминации, затем до разрешения и pacслабления. Одна из составляющих холотропной терапии – "направленная работа с телом". НЛП в психосоматике Мак-Дермотт и О'Коннор в работе "НЛП и здоровье" утверждают, что господствующая медицинская метафора – это не баланс, а война. Здоровье описывается главным образом как успешная защита от постоянных нападений извне. Выздоровление означает "сражение" с болезнью, "борьбу" с недомоганием; у вас могут быть внезапные "приступы" или "схватки" и т.д. Ими предлагается метафора "здоровье как баланс", включающая следующие формулы: "Здоровье представляет собой равновесие нашего способа существования и окружения. Заболевание является признаком нарушения равновесия. (...) Мы остаемся здоровыми, заботясь о самих себе и обращая внимание на сигналы своего тела. Мы можем оказывать влияние на свои мысли, эмоции и окружение. Выздоровление является естественным процессом. (...) Мы всегда в некоторой степени являемся здоровыми постольку, поскольку мы постоянно так или иначе поддерживаем равновесие".
Понимание симптомообразования в НЛП можно проиллюстрировать понятием импринта. Импpинт – это значительное событие, из котоpого сфоpмиpовалось yбеждение или симптом. Импpинты могyт и тpавмиpовать, быть пpоблематичным опытом, котоpый пpивел к огpаничивающим yбеждениям или психосоматическим симптомам. Цель процесса ре-импpинтинга – pасшиpить выбоp способов мышления об импpинте пpошлого опыта, и в конечном итоге изменить yбеждения о себе и об окpyжающем миpе. Краткая схема процесса ре-импринтинга: 1. Идентификация чyвств и обpазов, ассоцииpyющиеся с тyпиковым положением
или симптомом. Установление якоpя. Закpепление симптома и опыта чувства
соответствующим якоpем.
Сначала пациент вводится в состояние транса и затем производится рефрейминг, убедившись, что пациент выработал альтернативное поведение, в том случае, если это действительно функциональная проблема. Затем, выводя пациента из состояния транса, необходимо перекрыть каждый из его симптомов соответствующей ситуацией. При этом у терапевта есть возможность использовать сам симптом в качестве сигнальной системы "Да-Нет". Например, если пациент страдает мигренью, терапевт может заставлять его усиливаться – в качестве сигнала "Да", и уменьшаться – в качестве сигнала "Нет". Краткая схема этого процесса такова: 1. Сначала определить реакцию или симптом, подлежащие изменению. 2. Установить коммуникацию с частью, ответственной за данную реакцию. 3. Отделить позитивное намерение от поведения. 4. Попросить свою творческую часть выработать новые способы достижения той же самой цели. 5. Спросить часть, ответственной за данную реакцию, согласна ли она воспользоваться новыми выборами взамен старого поведения. (Присоединение к будущему). 6. Экологическая проверка. Процесс самоисцеления: десять шагов по С. и К. Андреас Как пишут Стивен и Koнниpа Aндpeac в работе "Сepдцe мoзгa", "Дaнный мeтoд нayчит вac, кaк зaкoдиpoвaть cвoй мoзг нa aвтoмaтичecкoe иcцeлeниe бoлeзнeй и тpaвм”. Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4 Шаг 5 Зaдaйтe тe жe caмыe вoпpocы и к cвoeмy oпытy aвтoмaтичecкoгo иcцeлeния (шаг Шаг 6 Шаг 7 Шаг 8 Шаг 9 Шаг 10 Основные положения психосоматики в позитивной психотерапии В заключение, стоит заметить об основных положениях психосоматики в
позитивной психотерапии. Метод позитивной психотерапии, разработанный Н. и
1986. 1994. (под редакцией В. Баскакова). М., 1997. 2-ое издание. Г. Селье. “Стресс без болезней”). СПб, 1994. №7. Залесский, 1992. Переяславль-Залесский, 1993. СПб., 1998. Также использовались ресурсы из сети Интернет, например: http://www.chat.ru/~bodywork (Телесные психотехники. Body work in
|
|
© 2010 |
|