РУБРИКИ |
Выявление психологических механизмов агрессии в поведении подростков и условий ее преодоления |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Выявление психологических механизмов агрессии в поведении подростков и условий ее преодоленияВыявление психологических механизмов агрессии в поведении подростков и условий ее преодоленияВведение Если ребёнка принимают и общаются с ним дружелюбно, он научится находить любовь в этом мире. В настоящее время проблема агрессии и агрессивности актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи, особенно в среде подростков. Участились случаи групповых драк, носящих ожесточенный характер. Помимо количественного увеличения агрессивно-насильственных посягательств, у молодежи наблюдается возрастание жестокости, цинизма, увеличение числа преступлений, происходящих под воздействием ситуативных, импульсивных поведенческих реакций, характеризующихся неадекватностью повода и степени причиненного жертве ущерба. Агрессия (агрессивность) – тема, которая интересует специалистов и исследователей не только в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов. Агрессивное поведение – одна из центральных проблем изучения человеческой психики. Проблема агрессивности подростков школьного возраста – одна из центральных социально-психологических проблем. Существуют разные определения агрессивности. Басс Б. под агрессивностью понимает – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями Фешбач и Беркович считают: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессивности попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Таким образом, в настоящее время большинством исследователей принимается следующее определение: Агрессивность - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Изучением данной темы на современном этапе занимались такие исследователи как Киселева А.В., Румянцева Т.Г., Фурманов И.А., Куницына В.Н. и др. Они изучали агрессивность детей-подростков, а так же их отношения в семье, в школе, со сверстниками. Психологическая наука играет интегрирующую роль в исследовании агрессии и агрессивного поведения. Разобщенность мнений по поводу определения основного понятия проявляется в разделении агрессии и агрессивности. Если обратиться к психологическому словарю, то здесь можно найти два определения: - агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы; - агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к поведению агрессивному [8, с.123]. Объектом исследования является агрессивность и агрессивное поведение подростков. Предметом исследования является психологические механизмы агрессивного поведения у подростков школьного возраста, разработка коррекционной и психологической программы, направленной на его преодоление, оказание помощи ребёнку, подростку и его семье. Цель исследования: выявление психологических механизмов агрессии в поведении подростков и условий ее преодоления. Задачи исследования: 1) Определить содержание понятия агрессии и агрессивности в поведении подростков школьного возраста. 2) Выявить характерные черты характера личности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. 3) Сопоставить агрессию как психологическую закономерность и как социальный феномен. 4) Исследовать агрессивное поведение подростков школьного возраста, изучить статистику и оказание помощи ребёнку и его семье. Методы исследования: - теоретический анализ исследований, выполненных в области специальной, возрастной и педагогической психологии; - теоретико-прикладное моделирование программы изучения агрессии в поведении подростков школьного возраста и особенностей их субъектной активности в учении; - качественный анализ собранных фактических данных. Краткая характеристика специальной литературы по теме. Для исследования использована специальная литература, учебные пособия В.А. Аверина, А. Бандуры, А.В. Киселёвой, Р.М. Масогутов, Л.П. Плесюк , Р. Бэрона, Д. Ричадсона и других исследователей в этой области.
1. Подросток как личность и агрессия: черты характера, имеющие отношение к насилию В последние годы появился ряд исследований, напрямую связывающих поведение современной молодёжи с изменениями, происходящими в ценностно-нормативной системе нашего общества. Так, например, Е.В. Харитонова, исследовавшая взаимосвязь между иерархией ценностей и особенностями агрессивного поведения у подростков, указывает на то, что изменения в ценностно-нормативной системе общества «проявляется в росте социальных противоречий, состоянии напряжённости, тревожности и, как следствие, – в росте криминальной активности, числе преступлений, отличающихся особой жестокостью и агрессией, увеличении агрессивных проявлений в обществе в целом» [7, с. 93]. Традиционные для сегодняшней школы ценности – творчество, познание, активная деятельная жизнь – отсутствуют в сознании подростков как ценности. Особенное неприятие вызывает "активная деятельная жизнь". Не надо думать, однако, что подростки не активны или не деятельны. За этим статистическим фактом, скорее всего, стоит убеждение в том, что своим трудом и талантом нельзя "пробить дорогу в жизни", добиться достойного положения и материального благополучия. Кроме этого, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует переживание успеха как личного достижения, личной победы, заработанной с помощью собственной активности. Это не случайно, поскольку у нас в современной психологии и педагогике сохранились прежние установки на подчеркивание неудач и ошибок учеников при почти полном игнорировании их побед и достижений (в отличие от западной поддерживающей парадигмы, в которой акцентируются любые самые незначительные успехи), этот же стиль воспитания присутствует, к сожалению, в большинстве семей. Еще одна причина, которой можно как-то объяснить факт неприятия активности и пресыщенности "активной деятельной жизнью" – это проекция современной жизни их собственных родителей, напоминающей "гонки на выживание". Подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами такой активной жизни - постоянной усталостью и раздражительностью родителей, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день. Атмосфера в семье "усреднённого" белорусского подростка иногда напоминает сказки братьев Гримм, в которых родители часто отводили детей в лес, потому что их нечем было кормить, как впрочем, потом радостно встречали их, когда они возвращались обратно, случайно выжив. Семейные (материнские) представления о воспитании и институциональные (отцовские) требования интеллектуального развития наиболее резко сталкиваются в начальной школе [4, с. 21]. В некоторых семьях отсутствует атмосфера теплоты в отношениях родителей и детей. Поразительны данные о том, что каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично – враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки переживают его как отношение "не до тебя". В наше время взрослым не хватает ни материальных, ни физических сил на то, чтобы быть родителями собственным детям. На первое место подростки школьного возраста ставят мирную семейную жизнь, на второе – материальное благополучие и на третье... здоровье. Три первые места в рейтинге значимости занимают те же три ценности, которые подростки представляют как наименее доступные в будущем. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью закономерно порождают внутренний конфликт, ещё один источник стресса. Если включение "семейного счастья" и "материального благополучия" в шкалу ценностей можно объяснить, то "здоровье" как одна из высших ценностей вызывает удивление. Подростки ещё вполне здоровы и по психологическим закономерностям своего возраста любят рисковать здоровьем. Когда в обществе нет среднего класса, когда есть очень бедные и очень богатые, подросток реально боится в будущем не выдержать "жизненной дистанции", просто не выжить. Вместе с этим в жизни подростков существуют и нормальные подростковые ценности – любовь (особенно у восьмиклассников), интересная работа (9-11 классы), друзья, уверенность в себе. Большинство из них не чувствуют себя одинокими, а высокая тревожность отмечена только у девятиклассников. Из описанного выше понятными становятся данные о коммуникативных проблемах подростка. Современные подростки теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность как стиль своего ответа. Другой тип ситуаций, в которых преимущественно выбирается неконструктивный стиль поведения, как ни странно – это ситуации, когда другому нужна поддержка или когда сам нуждаешься в поддержке. Эти последние данные говорят, на наш взгляд, не о закрытости и недоверчивости подростков (ибо они – и психологи это отлично знают - открыты и доверчивы). Они скорее эксплицируют мнение, бытующее в нашем обществе и транслируемое напрямую от старшего поколения к младшему. Нельзя проявлять твёрдость в отстаивании своих прав, лучше уступить. Нельзя показывать другому, что тебе плохо – "это неудобно". "Стыдно" чувствовать боль. Приличный человек не чувствует гнева или ненависти и уж во всяком случае их не проявляет. Итак, социальные условия, в которых живут современные подростки, действительно значительно отличаются от тех, которые долгие годы определяли особенности становления их воспитателей. Они менее ориентированы на профессиональное становление и больше – на счастливую и обеспеченную семейную жизнь, от души не любят "активной жизни", не понимают смысл слов "творчество" и "познание", наконец, их попытки размышлять о будущем после школы вызывают всплеск личностной тревожности. Счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность, дружба, уверенность в себе и любовь – это то самое другое, "о чём не говорят, чему не учат в школе". Темы, которые занимают высшие ряды рейтинга ценностей подростка, являются распространенными темами психологической работы с подростками школьного возраста в Беларуси. Важным является вопрос: обусловлено ли личностными характеристиками то, что одни люди имеют склонности к совершению актов агрессии, а другие – нет? Простые наблюдения приводят к заключению, что да, обусловлено. Большинство из нас могут вспомнить среди своих знакомых лиц, которые из-за необычно высоких или низких «точек кипения», резкого или мягкого стиля поведения и других факторов казались особенно склонными к агрессивным действиям. Черты характера, похоже, играют важную роль в определении вероятности того, станут ли определённые лица агрессорами или жертвами [3, с. 190]. 2. Подростковая агрессивность как психологическая закономерность и как социальный феномен Пожалуй, нет ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Почти каждый день нас информируют о происходящих в мире войнах и убийствах. Акты насилия, с виду беспричинные, происходят почти повсюду и постоянно. Выросло целое поколение, для которого слова «война», «убийство», «терроризм» являются обиходными. Это примеры лишь крайних случаев агрессии. А сколько проявлений агрессивного поведения мы встречаем каждый день? Грубость, окрик, хамство, к сожалению, стали обыденными формами общения. Вывод неутешителен: агрессия приобрела отчётливый социогенный характер. Больше всего беспокоит то, что агрессивные формы поведения и насилие активно распространяются в подростковой среде. Приведу две наиболее типичные ситуации, с которыми сталкиваются родители и учителя. Первая – гиперактивность, агрессивность и психическая неуравновешенность детей, которые совершенно неуправляемы на уроках (отвлекаются, разговаривают, ходят по классу, «задирают» учеников) или переменах (бегают по коридору, устраивают потасовки). Здесь всё вроде бы ясно. Наиболее «действенный» метод воспитания в этом случае – «усиление давления» на такого беспокойного ученика со стороны учителей и родителей. Вторая – агрессивные проявления в общем-то благополучных детей (надписи на стенах и партах, разорванная мягкая мебель, нецензурная брань). Поэтому-то и возникает недоумение: «Как это он или она могли это сделать? Ведь это так на них не похоже!» Справедливости ради надо сказать, что обе эти ситуации довольно сложны для разрешения. Но при видимой внешней разнице у них есть общие корни: проявление агрессивности при ослаблении контроля взрослых. И если даже в первом случае «приобщение» к дисциплине и даст результаты, то ребёнок, постоянно ожидая наказания, будет подавлять в себе любое проявление активности или агрессивности в присутствии взрослых и соответственно давать выход накопившейся энергии, когда их никто не контролирует. Во втором случае происходит примерно-то же самое, только наказание заменяется излишней требовательностью, заставляющей ребёнка надевать маску пай-мальчика. Безусловно, это очень приблизительное рассмотрение причин агрессивного поведения. Скорее даже гипотетическое рассуждение, необходимое для того, чтобы начать разговор о проблеме агрессивного поведения в подростковой среде. В связи с неуклонным ростом агрессивных тенденций в обществе, повсеместным использованием агрессивных моделей поведения в быту, распространением терроризма, культом насилия на экране проблема агрессии и агрессивного поведения привлекает все большее внимание отечественных исследователей. Появляются и получают развитие новые концепции и гипотезы. Одна из них – концепция ценностной обусловленности агрессивного поведения – связывает рост агрессивных тенденций с изменениями, произошедшими в ценностно-нормативной системе нашего общества [7, с. 92]. Поиски причин растущей волны агрессии и насилия в подростковой среде ведутся в разных направлениях. По мнению одних исследователей: А.В. Киселёвой, Р.М. Масогутов, Л.П. Плесюк , Р. Бэрона готовность подростков прибегать к агрессии, скорее всего, связана с возрастными особенностями развития. Они рассматривают их поведение как следствие «гормонального взрыва», повышающего агрессию в подростковом возрасте. Действительно, согласно современным исследованиям эндокринные особенности полового созревания определяют специфику эмоциональных реакций и ролевого поведения. В фазе полового созревания уровень тестостерона в крови коррелирует с агрессивным поведение. Так, у юношей установлено прямое воздействие уровня тестостерона в крови на готовность агрессивно воспринимать провокации и косвенное, более слабое влияние на характер агрессивного поведения. Если уровень тестостерона в крови высок, наблюдаются нетерпимость, раздражительность, стремление к агрессивно-деструктивным действиям. Однако (и это существенно!) андрогены только включают фазу половой активности, но после созревания все сексуальные потребности и действия определяются другими факторами (воспитанием, личным опытом и т.д.), поэтому не стоит переоценивать гормональные изменения и списывать на них все «грехи». Вывод напрашивается сам собой: существуют социальные механизмы, позволяющие контролировать степень агрессивности подростков. И именно этой точки зрения придерживаются другие исследователи, отдающие предпочтение социальным факторам развития агрессивности, акцентирующие внимание на внешних (социальных) причинах агрессии. Такой взгляд на причины агрессии наиболее продуктивен. Ну не решать же все подобные проблемы медикаментозными средствами, пытаясь обуздать «гормональный взрыв». Не следует забывать и о роли наследственного фактора в формировании агрессивного поведения людей, которые обладают аналогичными биологическими характеристиками, ведут себя сходным образом. То есть, если люди, имеющие одинаковые гены, проявляют и одинаковые особенности в поведении, можно считать подобное поведение наследственным. Более того, любая характерная черта, имеющая наследственный характер, наиболее ярко будет проявляться у ближайших родственников: например, у близнецов будут более схожие наследственные характеристики, нежели у двоюродных братьев и сестёр [3, с. 227]. Для того чтобы раскрыть социогенный характер детской агрессии, приведу пример негативного влияния средств массовой информации. Кровь, грязь, жестокие убийства, разборки, драки – всё это в изобилии выплёскивается на телезрителя ежедневно. Причём телевидение часто приукрашивает и эстетизирует насилие, создавая привлекательные образы суперменов, способных решить любой вопрос. Согласно теории социального научения, переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия (происходящие как на экране, так и в реальной жизни), ведут к возбуждению агрессии. Зритель, особенно ребёнок, склонен совершать те же самые действия, что и лицо, за которым он наблюдает. В частности, ожидание или сам просмотр сцен насилия может увеличивать степень агрессивности. Немаловажно и то, что у зрителей развивается привыкание ко всякого рода агрессивным проявлениям на экране, что в свою очередь способствует увеличению «стрессового допинга». Кстати, зрители с высоким уровнем агрессивности больше интересуются видеонасилием, в то время как малоагрессивные, просматривая такие фильмы, не концентрируются на сценах подстрекательства и ответного насилия. Также настораживает и тот факт, что, согласно статистике, дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, не только больше смотрят телевизионные передачи, но и выбирают именно те, в которых присутствует насилие, а их любимые телегерои – люди, проявляющие враждебность и агрессию. Причём у подростков создаётся иллюзия, что если телегерои на экране сумели насилием решить вопрос, то и у них получится тоже. Не трудно догадаться, что произойдёт, если некоторые дети позаимствуют с телеэкранов такое представление о жизни... Что можно сделать в этом случае? Только уменьшить количество сцен насилия в кино и на телевидении. Но, согласиться нужно с тем, что этот способ решения вопроса несколько наивен. Неужели возможно, чтобы СМИ перестали интересоваться своим рейтингом (другими словами, деньгами)? Кроме того, уже сформировано и взлелеяно целое поколение на рекламе и боевиках, которому уже больше ничего и не нужно. Всё это, конечно же, верно – СМИ оказывают очень большое влияние на детей и формируют не только их общественное мнение, но и общественное сознание. Но стоит ли сидеть сложа руки к ждать, когда изменится политика средств массовой информации, создающих «общественный ветер»? Разве будет разумно безраздельно доверить воспитание наших детей телевизору или компьютеру? Конечно же нет! Необходимость противостоять стихийному развитию агрессивного поведения подростков состоит в том, что: Во-первых, чёткое представление родителей и учителей о возрастных особенностях проявления агрессии, во-вторых, знание типичных ошибок при работе с этим явлением, в-третьих, умение выявлять первые симптомы агрессивности и правильно реагировать на них, т.е. использовать психологические механизмы контроля агрессии. Таким образом, сложившуюся ситуацию можно исправить, повышая грамотность взрослых, занимающихся воспитанием детей. В этом случае независимо от причин, вызвавших агрессивное поведение, будет проведена грамотная работа с этим сложным психологическим явлением. Проведённые исследования А.В. Киселёвой, Р.М. Масогутовым, Л.П. Плесюк также показывают отличительные особенности агрессивного поведения юношей и девушек: в возрасте 12-13 лет практически все формы агрессии более выражены у мальчиков, чем у девочек; к 13-14 годам формируется устойчивая тенденция (сохраняющаяся до 15 лет) – значительно больший негативизм и подозрительность у девочек по сравнению с мальчиками; • у мальчиков в подростковом возрасте наиболее выражена физическая, косвенная и аутоагрессия (чувство вины); • описанные выше особенности проявляются при относительно стабильном общем уровне агрессивности в течение всего подросткового возраста. Для исследования агрессивности применяются те же группы методов, что и для других свойств личности: наблюдение, опросные и проективные методики. Часть методов является специализированной, т.е. направлена на диагностику только агрессивности. Применяются и вспомогательные методики, выявляющие агрессивность вместе с целым комплексом других личностных свойств и психических состояний. Описанные выше тенденции были установлены с помощью опросника Басса-Дарки, определяющего качественную и количественную характеристики проявлений агрессии. Он может быть использован для определения форм агрессивности и враждебности подростков, к которым относятся: Физическая агрессия – использование физической силы. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств в виде ссоры, крика, визга, а также угрозы, проклятия, ругани. Косвенная агрессия – использование направленных против других лиц сплетен, шуток и проявления неупорядоченных взрывов ярости (крик, топанье ногами). Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов). Раздражение – склонность к раздражению, вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении. Подозрительность – склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, из-за убеждения, что окружающие намерены причинить вред. Обида – проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания. Аутоагрессия или чувство вины – отношения и действия по отношению к себе и окружающим, связанные с возможным убеждением обследуемого в том, что он бессовестно. Родители реагируют на агрессивное поведение своих детей по-разному. Безусловно, в формировании культурных установок детей важную роль играют внутрисемейные отношения. Родители, столкнувшись с проявлениями агрессии у своего ребёнка, могут реагировать различными способами. Исследования Д. Журавлёва выявили: В первом случае взрослые непосредственно поощряют агрессивность в детях. Как это проявляется? В отсутствии осуждения враждебности детей по отношению друг к другу. Скорее она даже поддерживается и объясняется необходимостью «постоять за себя» или «выплеснуть» негативные эмоции. Наиболее опасной считается ситуация, когда родители показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде. Так, дети, наблюдающие агрессивность взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удаётся добиться успеха благодаря агрессивности, обычно воспринимают эту форму поведения. Многие агрессивные родители передают свою агрессивность и детям: ведь то, как дети воспитываются и какой опыт переживаний они получают в семье, конечно же, влияет на их склонность к насилию. В общем, всё происходит как в той истории, когда муж, рассерженный своим боссом, придя домой, накричал на жену, которая даёт подзатыльник сыну за какую-то мелкую провинность, который, в свою очередь, даёт пинка своей собаке. Все эти персонажи были спровоцированы, но, не в силах или не желая атаковать своего мучителя, разряжали агрессию на ком-то другом. Эта ситуация — пример смещённой враждебности или феномена «козла отпущения», который может переноситься ребёнком на сверстников. Кроме того, чем чаще родители дерутся друг с другом, тем больше вероятность, что один из них или оба бьют своих детей, которые на горьком личном опыте усваивают «нормы общения» в семье. Второй способ реагирования – наказание детей за проявление агрессивности (от резкого подавления агрессивности до полного безразличия). Согласно исследованиям родители, подавляющие агрессивность у своих детей, на самом деле воспитывают в ребёнке озлобленность, которая будет проявляться позже – в более зрелые годы. При этом в основном используются частые наказания при отсутствии поощрений. В результате формируются такие отрицательные качества, как подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость. В тех же случаях, когда родители не наказывают своих детей за проявление агрессивности, воспитывается чрезмерная агрессивность. Отличительной особенностью этой ситуации является, с одной стороны, представление родителей о том, что порционное проявление агрессии обеспечивает «безопасную разрядку» и более приемлемо, чем её накопление, а с другой – стихийность формирования моральных норм детей за счёт заранее полученного разрешения и защиты родителей. А вот родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удаётся воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Обычно ребёнок строже наказывается за агрессивность по отношению к взрослому, чем к своему сверстнику, особенно если последний действительно заслужил это. Более того, отношение родителей к поведению ребёнка также различно. Если отцы больше утешают девочек, когда те огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков, то матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им чаще проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам [5, с.187].
3. Особенности родительских наказаний Отцы чаше всего предпочитают физические наказания, а матери – непрямые или более психологические воздействия и как сыновей, и на дочерей. Согласно некоторым исследованиям К. Бютнера, мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков и большее сопротивление. Исторический экскурс в прошлое показывает, что насилие над детьми, если понимать его как телесные повреждения, вплоть до умерщвления, в ранних эпохах не только не являлось крайней формой в культуре взаимоотношений между взрослыми и детьми, но было просто «нормальным» обхождением с детьми [4, с. 11]. 4. Предотвращение агрессивного поведения Психологические механизмы контроля агрессии формируются у детей в процессе социализации агрессин, когда агрессивные устремления выражаются в формах, приемлемых в определённом сообществе. Очевидно, что «природный» агрессивный потенциал никуда не исчезает в более зрелом возрасте. Просто в результате социализации развивается умение регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. К выше изложенному следует добавить и то, что большое место занимают также вопросы, связанные с анализом природы тех факторов, которые способствуют агрессии. При этом можно выделить два основных направления поисков: I. Выявление ряда индивидуально-личностных параметров, содействующих осознанию роли и места самого субъекта агрессии в тех различиях, которые наблюдаются в проявляемых им видах деятельности. Используя основные парадигмы теории социального научения, американские социологи и социальные психологи К. Джеклин, Р. Джин, Э. Маккоби, Дж. Уайт и другие предпринимают попытки сконцентрировать свое внимание на различии половых характеристик субъекта и ответить на вопрос о том, влияют ли они на характер враждебного поведения. В рамках этого же направления и с позиций того же подхода такие ученые, как П. Белл, Э. Доннерштейн, Э. О'Нил, Р. Роджерс и другие, уделяют большое место вопросу о том, какое воздействие оказывает на проявления межличностной агрессии расовая принадлежность индивида. Учитывая особую практическую значимость этой проблемы, очевидна необходимость более углубленного изучения природы факторов, способствующих как обострению, так и сдерживанию межрасовых конфликтов. II. Стремление раскрыть природу действия внешних факторов, оказывающих также весьма существенное влияние на проявления агрессивности. Речь в данном случае идет о негативных факторах окружающей человека среды, таких как влияние шума, загрязнения воды, воздуха, температурных колебаний, большого скопления людей, посягательств на личное пространство и т.д. Этой тематикой занимаются сегодня на Западе Р. Барон, Д. Зилманн, К. Лоо, Дж. Карлсмит, Ч. Мюллер, Дж. Фридмен, X. Холдин и другие. Определенное место в исследованиях этого направления находят также вопросы о выяснении роли таких факторов, как алкоголь и наркотики, безудержный рост употребления которых отмечается сегодня во всех странах мира. Здесь можно было бы отметить работы А. Арменти, Р. Боятжиза, X. Кэппела, Дж. Карпентера, Д. Капассо, К. Леонарда и С. Тейлора [12, с.15].
5. Проблема агрессивности у детей: оказание помощи ребёнку и его семье На базе Брестского государственного областного социально-педагогического центра был организован семинар по теме "Эффективное взаимодействие с подростками, склонными к агрессивному поведению", в котором принимали участие социальные педагоги и психологи районных социально-педагогических центров. Необходимость проведения такого семинара обусловлена обращениями по данной проблеме со стороны родителей и учителей. Возникает множество вопросов: а) почему один ребенок может жестоко избить другого, более слабого; б) почему ученик может нагрубить, даже оскорбить учителя; в) почему дома срывается на крик и хамит родителям, не реагирует на их просьбы, мучает животных, "делает все во вред"; г) портит мебель, бьет стекла, занимается вандализмом? и т.д. В дальнейшем такой ребенок может совершить серьезное преступление, принести вред как обществу, так и себе самому. Какую помощь мы можем оказать ребенку и его родителям, как можем повлиять на сложившуюся ситуацию – вот основная задача семинара. Так как тема достаточно сложная и интересная, возможно, некоторые материалы окажутся полезными для специалистов, сталкивающихся с проблемой агрессии. Прежде чем начинать работу с агрессивными детьми, необходимо чтобы у психолога, социального педагога понятие агрессивность, агрессия стало "рабочим". Это нужно для того, чтобы идентифицировать обнаруженные факты поведения и отнести их именно к агрессии и в последующем оказать квалифицированную помощь, а также уметь объяснить родителям и педагогам отличие агрессии от каких-то ситуативных негативных проявлений и переживаний ребенка, "защитить" его от приклеивания ярлыка "агрессивный".
6. Понятие агрессивность и её проявления Агрессия (наказание, приступ): 1. любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых является причинение физического вреда или иного ущерба; 2. мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт: 3. любое поведение, содержащее угрозу или ущерб другим; действие, включающее в себя намерение обиды или оскорбления; 4. попытка нанесения другим телесных и физических повреждений; 5. любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или на причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, такими, как злость, гнев; с мотивами – оскорбить или навредить, и даже с негативными установками. Все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, но их наличие не является непременным показателем агрессивного поведения. Агрессия включает и намерения, целью которых является достижение негативных последствий. Помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности, могут при определенны обстоятельствах быть названы агрессивными. Агрессивные действия выступают: в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения собственной блокированной потребности и переключения деятельности; как самоцель, удовлетворяющая потребности в самореализации и самоутверждении; один из способов решения проблем, возникающих в фрустрирующих ситуациях, вызывающих агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряжения, не всегда адекватные ситуации. В последние годы выделяют самостоятельную акцентуацию характера по криминогенному типу, под которым понимается определенный тип развития подростка, когда с раннего детства определяется неуправляемость поведения и трудности социализации в сочетании с нарушениями построения общепринятой системы ценностей. Поведение отличается отсутствием корыстных побуждений на фоне постоянной ожесточенности и агрессивности [11, с.39]. Агрессивный ребенок в группе нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает, ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, становится грозой всего коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстника. Он не успокаивается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других, часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им что весь мир хочет обидеть именно их. Получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, количество реакций на стандартные ситуации очень ограничено: чаще всего, это защитные действия. В подростковой агрессии наиболее ярко выступают следующие особенности: высокая аффективная заряженность поведенческих реакций; импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию; кратковременность реакций с критическим выходом; низкий уровень стимуляции; недифференцированная направленность реагирования; высокий уровень готовности к агрессии. Г. Аллан выделяет следующие виды агрессии: Конструктивная — агрессивные побуждения проявляются открыто и выражаются в социально-приемлемой форме, если есть соответствующие поведенческие навыки и стереотипы эмоционального реагирования. Дифференцированная — нет возможности реализовывать агрессивные побуждения в полной мере, так как отсутствуют соответствующие поведенческие навыки и чрезмерно подавляются эмоциональные реакции. Деструктивная — проявление агрессивности с нарушением морально-этических норм, квалифицируется как делинквентное или криминальное поведение. Проявления агрессии: В виде аутоагрессии или агрессии по отношению к объектам окружения или другим людям. Физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном или символическом плане. Эпизодические вспышки, имеющие нестойкий характер типичного способа реагирования [11, с.39]. 7. Причины агрессивности 1. Как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей. 2. Как выученное поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу. Ребенок не становится агрессивным неожиданно. До определенного момента он выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения. То поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто является попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Ребенок не в состоянии выразить свои истинные чувства никаким другим способом, кроме того, который он избирает. Причины проявления агрессии у детей могут быть самыми разными, в том числе и некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Поскольку главная причина – лишения и ограничения, то крайне редко удается полностью освободить ребенка от его агрессивности. В первую очередь необходимо только ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу. Огромное значение имеет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Например, доказано, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводится к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоцентризм. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как ни странно, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивают. Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников: семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление; вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома; агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, когда видят преимущества агрессивного поведения во время игры. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное и снисходительное, используются силовые методы. Важным является и тот факт, в полной или неполной семье воспитывается ребенок: один или оба родителя живут с ребенком и каков характер отношений между ними. Модели агрессии дети могут видеть в средствах массовой информации. Ведь вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. Исследования российских психологов показывают, что на каждый час телевещания приходится в среднем около 9 актов физической и 8 актов вербальной агрессии. Следовательно, проводя у телевизора хотя бы 2 часа, ребенок видит в среднем свыше 17 актов агрессии ежедневно. На агрессивное поведение влияют присутствие и действия других людей из социального окружения. Например, слова, поступки или внешность жертвы могут провоцировать, фрустрировать и раздражать нападающего. Еще одна социальная предпосылка агрессии – фрустрация, блокирование происходящих в настоящее время целенаправленных реакций. Если один человек пресекает целенаправленные действия другого, то это усиливает агрессию. Кроме того, дети инстинктивно знают, что им нужна любовь. Поэтому одной из главных причин детской агрессии может стать отсутствие уверенности в том, что они любимы. Внешними причинами агрессии являются жара, шум, теснота и загрязненный воздух. А склонность приписывать недоброжелательность и дурные намерения другим лицам может привести к более частым, чем обычно, агрессивным столкновениям с другими. В обществе существуют жесткие требования к поведению человека. Он не имеет права просто так выплескивать свои эмоции и ищет иные пути для их выхода. Дети же не способны контролировать свои эмоции, регулировать свое поведение. Для них агрессия – лучший способ защиты своего "я" от воображаемой или реальной угрозы, это выплеск психологического напряжения [11, с. 39 – 40].
8. Методы диагностики агрессивных проявлений у подростков Зачастую, обращаясь за помощью к специалистам, педагоги или родители, характеризуя ребенка, говорят: "он такой агрессивный", "в нем столько агрессии" и т.д. Это не может свидетельствовать о том, что ребенок действительно агрессивный. Необходимо выяснить, какие конкретные факты поведения наблюдались. Здесь обычно возникают затруднения в формулировке и понимании того, какое поведение можно отнести именно к агрессивному. Можно выполнить небольшое упражнение, которое поможет педагогам определить агрессивные проявления, обнаружить их заранее, оказать помощь ребенку и, возможно, предупредить правонарушения. Для этого можно предложить список различных характеристик ребенка, особенностей его поведения, и исходя из определения агрессии, дать возможность педагогам выбрать, что из этого списка можно отнести к характеристике агрессивного поведения. Таким образом, мы как бы составляем портрет агрессивного ребенка и помогаем педагогам определить, какие на самом деле у него проблемы (проявления агрессии или ситуативное проявление накопившихся негативных эмоций). Необходимо помнить, что одна или две характеристики не являются основанием для "диагноза", важен комплексный подход. После проведения семинаров у психологов и социальных педагогов по итогам их работы можно было выделить следующие характеристики:
Мы определились с понятием и с особенностями поведения ребенка, теперь необходимо рассмотреть объективные методы определения агрессивности. Условно методики выявления агрессивных детей можно разделить на две группы: проективные методы и метод опроса и анкеты. Некоторые психологи считают опрос принципиально важным методом исследования агрессивности. При строгом использовании он позволяет получить надежную информацию не только о внутренних побуждениях детей, но и результатах их деятельности, поведения. Особое место в диагностике психических состояний личности занимают проективные методики, в которых оценка состояния основана не столько на характеристиках протекания деятельности в процессе выполнения тестовых заданий, сколько на анализе ее результатов. К методикам такого типа относятся тест руки Вагнера, ТАТ, Рисуночный тест Розенцвейга, тест Люшера, неоконченные предложения и др.
9. Организация общения с агрессивными подростками Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Задайте себе вопрос: "Что я чувствую?" Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует прежде всего успокоиться, привести себя в равновесие. Обязательно разберитесь в собственных целях в работе с агрессивными детьми. Чего вы хотите достичь? Наказать, выразить свое отношение, создать условия для изменения поведения? Немаловажно также оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Обращаясь к себе, следует также ответить на вопрос: "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вам вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Оценивайте отношение к подопечному, а не к совершенному им поступку. Если у вас это получится, то уже что-то изменилось. Путь к установлению контакта может быть длительным и напряженным. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти эту полосу, следует запастись терпением и верой в успех. Не жалейте времени и сил на восстановление доверительного контакта с ребенком. Древние мудрецы говорили, что можно перейти только тот мост, к которому подошел. Контакт между ребенком и взрослым подобен мосту, который соединяет две стороны бурного потока. Нет моста – нет пути от взрослого к ребенку и наоборот. Уровень его открытости будет прямо связан с ощущением собственной безопасности. Представьте, что вам попался раненый еж. Пытаясь активно помочь ему, вы натыкаетесь на колючки до тех пор, пока еж не почувствует тепло, покой, безопасность и не развернется сам. До этого помощь невозможна. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасность. Доверие к миру, конкретной ситуации, другому человеку – это базовая потребность и первоочередная задача, решаемая на первых этапах взаимодействия. Она обеспечивается признаниями безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией понимания его, заботой о реализации его потребностей. Для установления доверительных отношений с детьми, помимо позитивного, поддерживающего отношения к ним, достаточно важно освоить приемы и способы, позволяющие пробиться через коммуникативные барьеры (выбор места для беседы, открытость позы, мимика лица, интонация голоса, эмпатийный стиль общения). Агрессивным подросткам необходима помощь, чтобы понять: их гнев часто является симптомом обиды, страха или разочарования, и именно мысли, которые скрываются за этими чувствами, приводят к тому, что их гнев взрывается. Подросткам может помочь умение увидеть и понять, как работает этот механизм. Помочь ребенку можно лишь в том случае, если он будет не объектом воздействия, а субъектом собственной жизни. Народная поговорка "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих" во многом не лишена смысла. Наша задача – именно научить ребенка плавать, отправляя его в жизненное море, а не сформировать его зависимость от себя. Первое, чего необходимо добиться при изменении поведения, – сделать подростка заинтересованным союзником всех позитивных изменений. Разберитесь с причинами отклоняющегося от нормы поведения. Конкретное поведение – это всегда следствие чего-то. Если оно имело ситуативные предпосылки и не являлось сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, и устранением только следствия мы ничего не добьемся. Путь же от конца к началу может подсказать направление движения. Проводя анализ причин агрессивности, важно выяснить, что предшествовало проявлению агрессии, что сам ребенок думает о своем поведении. Во взаимоотношениях с ребенком необходимо соблюдать правило последовательности. Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете часто менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям. Например, вы советуете ребенку не терять самообладание в трудных ситуациях, говорите, что даже если кто-то был не прав, то дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребенка и неуважительно с ним разговариваете, наказываете его. В результате выявления противоречий и непоследовательности дети начинают презирать взрослых. И что особенно опасно – у них нередко формируются глобальные ощущения: они не хотят слушать никого из взрослых, особенно употребляющих те же слова, которые они слышали из лицемерных уст. Конечно же последовательность не означает, что вы должны упорно "стоять на своем" даже в том случае, когда ваша точка зрения изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции: вы только выиграете в углублении отношений, даже если признаетесь, что первоначальное мнение было ошибочным. Всем нам хорошо известно "золотое" правило воспитания – "правило кнута и пряника", т.е. поощрения и наказания. Остро дискутируемый вопрос о пользе наказания в работе по преодолению девиантного поведения должен решаться только с позиции полезности для выработки новых форм поведения. Критику негативного доведения необходимо сочетать с верой в силы, ресурсы и возможности сдвинуться с мертвой точки. Поставьте позитивную цель, учитывающую интересы, права и возможности ребенка. Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат. Необходимо опираться на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Нарушения поведения ребенком независимо от того, какими причинами они обусловлены, приводят в результате критики и других негативных реакций со стороны взрослого к негативной самооценке: "Я – плохой". Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий. Тогда агрессивное поведение станет приемлемым для ребенка, чтобы доказать правоту сценария. В связи с этим достаточно важно вместе с ребенком выявить его достоинства (а они всегда, безусловно, есть!) и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных для всех поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка; фокусировку положительных качеств, чувств, мыслей и т. п.; поиск нового положительного смысла. Необходимо поощрять положительные изменения. Традиционно в нашей культуре принято вознаграждать «высокие успехи с точки зрения общего, а не индивидуального эталона!»[1, с.21]. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже минимальную положительную разницу. Ведь путь на вершину складывается из малых шагов. Ребенок вряд ли сможет быстро стать кардинально другим. Вам вместе предстоит пройти долгий путь. Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной с точки зрения ребенка альтернативы. Она позволяет достичь значимых целей. Хорошо известно, что принять решение легче, чем его реализовать. Именно поэтому важно предпринять шаги, предполагающие содействие реализации выработанного решения. В качестве такой меры может выступать стратегия "Предотвращение рецидива". Суть ее заключается в последовательной проработке нескольких пунктов: Обсуждение в деталях желаемого поведения, прояснение смысла данного поведения, а также выявление признаков, по которым можно определить, что произошел срыв. Выявление разницы между принятием решения относительно определенного поведения и использованием его в трудных, "провоцирующих" ситуациях. 3. Выявление ситуаций с высоким уровнем риска, определение лиц, мест, событий, которые могут провоцировать срыв. Выявление лиц, обстоятельств, условий, которые помогут придерживаться желаемого поведения. Выявление факторов, которые помогут мыслить более эффективно в трудных ситуациях или после срыва. Выявление (тренировка) дополнительных навыков и качеств, которые необходимы, чтобы удержаться от срыва. 7. Подробное перечисление будущих выгод при новом поведении. 8. Разработка конкретных поощрений и компенсаций (вознаграждений) за хорошо выполненную работу, реализацию нового поведения. Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, даже из лучших побуждений не загоняйте ребенка в угол, оставьте ему лазейку для сохранения самого себя. Следование данному правилу предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим и что любые изменения должны созидать, а не разрушать ребенка. Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая. Любая мера помощи будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость подростка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного подростка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе детских проблем (вместо гипотетических построений, основанных на теоретических подходах), выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, корректировку выбранной. При оказании психологической поддержки эффективна не только прямая помощь ребенку, но и работа по созданию воспитывающей среды: Постарайтесь выяснить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей и т. д., стремитесь по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье, во время досуга. Если вам удастся сохранить понимающие отношения с ребенком, вы сможете заметить намечающиеся отклонения и предупредить их развитие. Лучшим же способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей ребенка: любви, безопасности, внимания, самоутверждения — ведь именно их утрата приводит к нарушению поведения. Важно также содействие формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость человека. Самоопределившийся человек с собственным духовно-моральным стержнем вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения. С агрессивными детьми нельзя разговаривать на повышенных тонах — тем самым вы подключаетесь к его возбуждению и провоцируете усиление негативных импульсов. Последовательное использование спокойной и плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать вас слушать. Взрослому необходимо помнить, что ребенок имеет право возмущаться и выражать свою энергию различными способами. Телесные наказания учат ребенка не признавать авторитет родителей, а бояться их, и поведение ребенка будет строиться на предсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали. Проявляя при детях худшие черты своего характера, взрослый сам становится образцом плохого поведения. Взрослые должны быть внимательными к нуждам и потребностям ребенка, быть последовательными в его наказании и наказывать за конкретные проступки. Но это не должно унижать ребенка. Ребенка надо обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей, развивать способность к эмпатии, расширять поведенческий репертуар. Учить ребенка нести ответственность за свои поступки. Необходимо учитывать и то, что все это не принесет никаких результатов, если взрослые не будут последовательны и терпеливы [9, с. 98]. |
|
© 2010 |
|