РУБРИКИ

Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте

Поведение является одним из важных факторов, связывающих ребенка с окружающей действительностью, оказывающих влияние на формирование и развитие социальных качеств личности.

Три десятилетия назад родители и учителя советовали прилагать усилия к тому, чтобы дети усвоили характерное для своего пола поведение к моменту поступления в школу. Как их убеждали, не справившихся с этой задачей детей могли ожидать в дальнейшем серьезные проблемы, связанные с психологической дезадаптацией.

Однако в настоящее время в психологической литературе берет вверх иная точка зрения, сводящаяся к тому, что однозначный упор на маскулиность и феминость в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие как мужчин, так и женщин.

Исходя из этого, усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребенок-взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведения и деятельности окружающих его взрослых. [6]

В период дошкольного детства ребенок стремиться к одобрению, завоеванию любви, уважения и доверия к себе. Средством решения этой задачи является освоение социальных норм, помощь взрослым, попытки включиться в те виды деятельности, которыми занимаются взрослые. Так появляются мамины помощницы, маленькие подмастерья.

Именно в рамках этих видов деятельности происходит первичная половая идентификация детей. Одни виды их активности соответствующие полу, поощряются и одобряются взрослыми, а другие противоречащие представления о том, что могут и должны делать мальчики или девочки, вызывают насмешки или порицания.

Учитывая, это до 2-3 лет большинство мальчиков пробуют надевать мамины туфли, играть с ее косметическими принадлежностями, красить ногти лаком. Однако когда завершается процесс гендерной идентификации и мальчики достигают гендерной константности, они начинают понимать, что все эти занятия предназначены для девочек. Еще до школы дети проявляют знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, занятиях. По наблюдением ряда исследователей, мальчики выбирают для игры машинки, игрушечные оружия, девочки – куклы, наряды для кукол или игрушки, связанные с домашним хозяйством. [10, с.103-106]

С возрастом объем, и содержание первичной половой идентичности ребенка меняется. Психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К трем годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, однако может не знать, в чем заключается различие между ними. Например, многое дети уверены в том, что если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать, что только мальчик может стать папой, а девочка – мамой, а также могут спросить у своего отца, кем тот был – мальчиком или девочкой, когда был маленький. Таким образом, трехлетний ребенок, хотя знает о своей половой принадлежности, но часто ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос. Он допускает и возможность изменения пола.

И.В. Тельнюк тоже отмечает, что половая идентификация к концу дошкольного детства сформирована практически у всех детей, однако в ее основе чаще всего лежат внешние половые признаки. Более существенные половые признаки в большинстве случаев дети этого возраста не осознают. Однако как полагают некоторые авторы, завершение формирование половых позиций происходит лишь в юношеском возрасте.

Учитывая, это следует отметить, что половая идентификация заключается не только, в том, что дети следуют в своем поведении навязанным им полоролевым эталонам, но и в том, что у детей, например в возрасте 2-4 лет, выражено стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов, к сравнению половых признаков отца и матери, а затем (в возрасте 4-5 лет) у них появляется «половое любопытство», когда мальчики и девочки показывают свои половые органы. [15]

Итак, на этапе раннего детства происходит первичная половая идентификация. Ребенок уже понимает то, что пол не изменяется с течением времени при смене одежды, рода занятия или других внешних признаков. Однако дети сравнительно мало обращают внимания на различие половых органов, когда им приходится решать, кто - мужчина и кто – женщина. Дети старше 4 лет не только правильно различают пол окружающих людей, но и хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования.

Так же дети стараются подражать родителям одного с ним пола. Л.К. Емельянова отмечает, что девочки, которые больше всего ценят в матери трудолюбие, честность, гуманизм, заботу о семье, вырабатывают у себя именно эти качества. Мальчики стараются подражать отцам в деловитости, смекалки, юморе, профессиональном мастерстве. [21, с. 21]

Идентификация у девочек с матерью имеет ряд особенностей:

а) большой возрастной период;

б) большая интенсивность процесса идентификации, т.е. девочка чаще выбирает роль матери, чем мальчик роль отца;

в) большая значимость для идентификации теплых эмоциональных и доверительных отношений с матерью;

г) большая зависимость идентификации от отношений между родителями (конфликты отрицательно сказываются на идентификации);

д) меньшее влияние девочек сестры, чем брата на идентификации мальчика. [19, с. 63-70]

Некоторые авторы (Ю.Е. Алешина и А.С. Волович; Дж. Стокард и М. Джонсон) полагают, что половая идентификация мальчиков проходит в более трудных условиях, чем таковая девочек. Среди препятствующих идентификации факторов называют большее время контакта матери с ребенком, чем отца, из-за чего отец выступает для ребенка менее привлекательным объектом. Вследствие этого первичным оказывается идентификация с материю, т.е. фемининная. [3]

Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую. Однако большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, - опять женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики, гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожими на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т.д. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» (например «тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек полоролевая идентификация является не прерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков.

А.И. Захаровым установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи.

По данным Ю.М. Набиуллиной (2001), неудовлетворенная потребность в общении с родителями своего пола приводит к идентификации с родителями другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной, чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в безопасности. Идентификация у девочек протекает успешнее: 43% девочек против 8% мальчиков имеют, высокую степень идентификации с родителями своего пола. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения, живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на воздействие с воображаемым отцом.

По данным А.Л. Козловой и Н.В. Поляшовой (2000), дети, воспитывающиеся в приютах, не отличаются по когнитивному и эмоциональному компонентам полоролевой идентичности от детей, воспитывающихся в благополучных семьях. Однако на поведенческом уровне ярко выраженное предпочтение поведения, типичного для своего пола, имеется только у девочек.

Исходя из этого, именно родители обладают идентификационными характеристиками, более всего побуждающими к идентификации: положительная эмоциональность, доброта и отзывчивость.

Так же на развитие полоролевой идентификации у дошкольников, оказывает информационное влияние, так как гендерные понятия формируются у детей под воздействием литературных произведений, кино и телевидения, кукольных театров. Полоролевые образы, появлявшиеся на Западе в 1970-1980-х гг., остаются устойчивыми, традиционными и соответствующими стереотипным ролям. Та же тенденция выявилась и при анализе книг для чтения в начале 1972 г., хотя после 1980 г. описания гендера в детских книгах несколько изменилась (в сторону большого равенства полов).

Аналогичные данные были получены и при анализе отечественных книг. И.С. Клецина и Н.Н. Оболенцева проанализировали иллюстрации детских книг и выявили, что общее количество изображений лиц мужского пола превышает количество изображений лиц женского пола в два раза. Мужчины и мальчики в основном представлены занимающимися инструментальной деятельностью, кроме того, они чаще, чем женщины и девочки, изображены в ситуациях отдыха, развлечений. [15. с 73-75]

П. Краб и Д. Билавски проанализировали, с какими предметами изображали мужчин и женщин в американском детском журнале, издававшимся с 1937 по 1989 г. на протяжении 53 лет выявилась одинаковая тенденция: женщин в большинстве случаев рисовали с предметами домашней утвари, а мужчины – с орудиями труда.

Описание роли и занятий женщин в современной литературе и журналистике для взрослых не отличается от такового в детской литературе. Н. Ажгихина проанализировав литературно-художественные советские журналы 1970-1980-х гг., установила, что характерной чертой процессы является жалость к женщине, которую эмансипация лишила женственности и призывы вернуть женщину к ее «истинному предназначению». В последующие годы перестройки в литературных произведениях на место работницы и матери пришла хорошенькая домохозяйка или юная фотомодель «без комплексов».

Фотографии в прессе тоже по-разному отражают мужчин и женщин: у первых подчеркивается лицо (мужчины на них обычно изображаются от шеи и выше), а у вторых – тело. Это явления Арчер и его коллеги назвали фейсизмом. Как полагают авторы, такое изображение мужчин и женщин не случайно: голова и лицо является «центром душевной жизни», в них локализируется интеллект, личность, идентичность и характер, которые средства массовой информации ассоциируют с мужчинами, чем с женщинами. Это как отмечает Ш. Берн, согласуется с данными экспериментов, показавших, что акцентирование лица индивида приводит к тому, что испытуемые более высоко оценивают его ум, амбиции и внешность. Вносит свой вклад в гендерную стереотипизацию и телевидение. Н. Синьорелли провел анализ телевизионных программ, занимавших в течение 16 лет в эфире лучшее время. Семьдесят один процент появлявшихся на экране людей и 69% главных героев были мужчины. Тенденция к выравниванию появления мужчин и женщин проявилась за это время лишь незначительно. Женщины были моложе мужчин, обладали привлекательной внешностью и мягким характером; их чаще показывали дома, в кругу семьи или любовных сценах. Они же чаще оказывались в роли жертвы. Появлявшиеся на телеэкране мужчины, имели, как правило, уважаемую профессию либо выполняли специфически мужскую работу. [17,с 13-17]

Рекламные ролики, показываемые на телевидение, продолжают эту традицию. При анализе изображения в рекламе потребителей и потребительниц, передаваемой по Британскому телевидению, А. Менстэд и К. Мак-Каллоч выявили, что мужчины чаще всего изображаются как рассуждающие и оценивающие товар, понимающие объективные причины его покупки, занимающие автономные роли и собирающиеся практически использовать приобретаемые предметы; женщины, напротив, - не как обсуждающие и оценивающие достоинства приобретаемого товара, а как движение субъективными причинами его приобретении, занимаемые зависимые и дополнительные роли и связанные с социально престижным и символическим значение покупаемых предметов.

На телевидение количество мужских персонажей постоянно превосходят количество женских персонажей в соотношение 3:1 во взрослых телепрограммах, и в соотношении 5:1 – в программах для детей. Женские персонажи выступают главным образом в романтических ролях. Лишь не многие успешно сочетают замужество с профессиональной деятельностью; работающие женские персонажи часто имеют профессии, связанные с низким статусом. [20, с 87-89]

И.В. Грошев отмечает, что коммуникативное поведение женщины редко указывает на ее социальный статус, а интерпретируется, в первую очередь, с учетом сексуального восприятия. Реклама символически воспроизводит стереотипы «женственности» и «мужественности».

А. Юрчак, проанализировал отечественную рекламную продукцию, выделил два основных типа рекламных историй; романтические и семейные. В первых историях мужчина всегда профессионал, занят напряженным дело. Обычно напоминающий борьбу. Благодаря своим знаниям, уму, ловкости и смелости, он выходит из этой борьбы победителем. Женщина не только не принимает в ней участие, но просто отсутствует в тех местах рекламного ролика, где эта борьба происходит. «Настоящая женщина» в это время занята самоукрашением, ведь главным ценителем ее внешности является мужчина. Таким образом, все усилия женщины направлены на то, что бы ее заметили и оценили.

А.В. Петровский привел на страницах газеты «Известия» такой пример: «снимался научно – популярный фильм, посвященный взаимоотношению в семье. Он так и назывался: «... И счастья в личной жизни». Перед съемочной группой стояла задача выявить характер распределения обязанностей в семье. Конечно, можно было задавать напрямую вопросы, но психологи хорошо знают, что ответом на такие вопросы не очень-то можно доверять – нередко желаемое выдается за действительное. Тогда психологи, прибегли к помощи детей дошкольного возраста. В детском саду была предложена «игра». Ребятам дали множество цветных картинок, изображавших предметы домашнего обихода: кастрюли, телевизор, молоток, тарелки, кресло, магнитофон, мясорубка, иголки, газета, пылесос, сумка – «авоська» с продуктами, и просили их отобрать «папины картинки» и «мамины картинки». И сразу все стало ясно. Для папы многие, очень многие дети составляли «джентльменский набор»: телевизор, кресло, тахту и иногда – гвозди и молоток. Мамам оставалось все остальное: кастрюля, тарелки, пылесос, мясорубка, «авоська» и прочее. На экране этот отбор вещей выглядел впечатляюще. Но о каком семейном коллективе можно говорить, если отец после работы подремывает под телевизор с газетой на коленях, а мать отрабатывает свою вторую трудовую смену? Дети наблюдают это и делают выводы …» [17,. с 23-26]

В семейных историях деятельность женщины ограничена семьей. Она лечит, стирает, чистит раковину и газовую плиту, готовит вкусные блюда и с нетерпением ждет мужа. Муж же внутри семейного пространства пользуется трудом женщины, а бойцовские и профессиональные качества проявляет вне дома.

Таким образом, образ женщине подается как зависимый от мужчины, слабый, саморегулирующийся либо в домашних хлопотах, либо в обеспечении своей привлекательности. Мужчина же, как в отечественной, так и зарубежной рекламе, подается как лидер, сильный, агрессивный, подчиняющий себе других ради утверждения своего «Я».

Учитывая это, влияние средств массовой информации, и особенно телевидения, играет большую роль на формирования полоролевой идентификации у дошкольника. Чтение детьми книгу, в которых женщины в большинстве случаев изображаются с предметами домашней утвари, а мужчины – с орудием труда, приводит к усилению поло-типичного поведения в детских играх. По данным М. Кимбалл, у детей, которые смотрят телевизор, проявляется больше установок, соответствующих тендерным нормам, чем у их сверстников, которые не смотрят телевизор. В эксперименте Д. Рабл с коллегами ребенок меньше играл с нейтральной игрушкой после просмотра телевизионного ролика, где с нею играл ребенок противоположного пола.

Исходя из этого, на развитие полоролевой идентичности ребенка дошкольного возраста влияют многие факторы, но основными остаются родители как эталон правильного поведения, сверстники и средства массовой информации.

1.3 Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность в дошкольном возрасте


Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками.

Важным является также эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников. Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно общение требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страдания ми отчуждения.

В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.

В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. [28].

В процессе становления личности немаловажную роль играют группы сверстников. Во-первых, потому, что они являются тем форумом, на котором ребенок сопоставляет знания, взгляды, полученные в семье и школе, со знаниями и взглядами других индивидов, то есть происходит формирование самостоятельных, собственных взглядов вне контроля старших. Во-вторых, это форма игрового взаимодействия, имеющая определенные черты (собственные нормы солидарности, образцы поведения, своя иерархия власти, свои идеалы). В детской среде в результате подражания в преломлении проявляются своеобразные меры педагогического воздействия, средства и методы воспитания.

Во все времена народными педагогами признавалась, и всячески поддерживалась самостоятельная педагогическая детская среда, отличающаяся от жизни взрослых. Относительная самостоятельность детской среды про является в возникновении чисто детских артелей, в игровых компаниях, в певческих группах. В русских селениях наблюдалась традиция группами детей ходить по ягоды, грибы. Группы мальчиков ходили на ловлю рыбы.

Детские игровые компании обычно объединяют детей с одной улицы. Характер многих детских игр имеет важное педагогическое значение. На пример, игры, направленные на развитие силы, ловкости: в России – лапта; в Тибете - запуск змей; стрельба из лука, в Латинской Америке; у народности манус - игры на специальных детских каноэ и т.д. По играм можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, мотивах, установках. Например, в играх якутские мальчики с трехлетнего возраста начинают, усваивать богатырские, боевые, воинские навыки и умения.

Г.Н. Волков отмечает в своих исследованиях: «Игра - удивительно богатая сфера деятельности детей. В народной педагогике ее роль ценится невероятно высоко... Первые уроки жизни - здесь. Групповые интересы и взаимодействия. Межличностные отношения. Богатство общения. Лучшая из школ жизни». [37].

Следует отметить особую роль игры в познании мира, в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний, физическом развитии, приобретении опыта нравственного поведения и формирования трудовых навыков, развитии коммуникативных отношений, чувства юмора и т.д.

Рассматривая детскую среду, следует заметить, что она самостоятельна только относительно. «Старших бояться, младших стыдиться» - в этой пословице четко определены взаимоотношения взрослых и детей. С одной стороны, молодежь должна уважать старших, с другой - старшие, взрослые должны следить за своими поступками, дабы быть примером младшим. Дети и взрослые находятся в постоянном общении: совместный быт, праздники, труд. Например: на Руси девочки вместе с матерями посещали посиделки, на которых учились вышивать или плести кружева. После усвоения необходимых навыков переходили в группы девушек.

Исключительно универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. По мнению австрийского психолога Зигмунда Фрейда, в этот период наблюдается пик детской сексуальности. Это означает, что к этому времени дошкольники уже четко идентифицируют себя со своим полом, то есть осознают свою принадлежность к сильной или слабой половине человечества. Нарушение предписанных половой принадлежностью норм осуждается сверстниками. [7]

Уже на третьем году жизни сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. Мальчики делают это активнее. Сверстники влияют больше на поведение мальчиков, чем девочек. Несоответствующее гендерной роли поведение особенно сильно вредит популярности среди мальчиков. В ряде исследований было показано, что мальчики, которые играют и с девочками, больше подвергаются насмешкам со стороны сверстников и менее популярны в их среде, чем тем, кто подчиняется полоролевым стереотипам.

Одни авторы утверждают, что дети обоего пола более охотно подражают мальчикам, другие – что дети больше внимания обращают на особенности поведения, соответствующие их полу, и не проявляют интереса к неуместному для их пола поведению. Последние авторы выявили, например, что мальчики обнаруживают тенденции лучше запоминать пункты, помеченные «для мальчиков», а девочки – пункты, помеченные «для девочек». Кроме того, дети допускали характерные ошибки в воспроизведении рассказа по памяти, когда в нем нарушались половые стереотипы. Например, они могли сказать, что дрова рубил мальчик, хотя это делала девочка.

Самый первый этап в процессе гендерной идентификации ребёнка суждено сыграть детской игрушке. Считается, что в 3-4 года ребёнок осознаёт неизменность своего пола и улавливает разницу в поведении и одежде между мужчинами и женщинами. Поэтому в своей игре он пытается моделировать то, что делают взрослые. Детские психологи часто отмечают тот факт, что мальчик не играет в куклы не потому, что ему это не интересно, а потому что он видит, что этого не делают его сверстники, а средства массовой информации всячески подчёркивают, что в куклы играют девочки, в машинки мальчики и т.д.

Но даже если в процессе игры дети выполняют одну и туже роль, их поведение все, же может отличаться, в зависимости от того, с кем – с мальчиком или девочкой – они имеют дело. Показательно в этом плане одно из зарубежных исследований: когда в экспериментальной обстановке 4-летним предоставляли возможность поиграть в магазин, то, превратившись в продавцов, они предлагали мальчикам купить свирепых медведей, а девочкам – пушистых котят.

Л. Кольберг считает, что формирование константной половой идентификации у ребенка продолжается в промежутки от 2 до 7 лет. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании. [41]

К основным признакам полоролевой идентификации Т.А. Репина, Л.Е. Семенова относят выбор детьми игр и игрушек, стиль поведения, выбор партнеров по общению, особенности взаимодействия друг с другом. [29]

Выводы 1 главы

Под половой идентичностью понимают переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, физиологической, психологической и социальных особенностей своего пола; аспект личностной идентичности. Половая идентичность определяет освоение половой роли, влияет на все поведение и развитие личности. В плане гендерной психологии словосочетание гендерная идентичность означает и отождествляет себя с определенным полом и отношением к себе как к представителю определенного пола и освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик.

В ходе процесса, называемого дифференциальной идентификацией, человеку, в зависимости от его гендера, будут свойственны разные интересы, модели поведения и психологические качества. Дифференциальная идентификация использует два основных механизма – дифференциальное усиление и дифференциальное подражание. Дифференциальное усиление заключается в том, что мужчин и женщин поощряют или называют в зависимости от их поведения, проявляемых интересов и т.д. О дифференциальном подражании можно говорить, когда ребенок окончательно определяется относительно своего пола и начинает с особенным вниманием наблюдать за поведением ролевых моделей одного с ним пола и подражать им. Родители – не единственные, кто участвует в процессе дифференциальной идентификации. Информация о правильном полоролевом поведении передается через детскую литературу, телевидение, разговорный язык, взаимодействие со сверстниками и др.

Универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. Сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга.

Формирование полоролевой идентичности у дошкольника проявляется в усилении половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании. К основным признакам полоролевой идентификации можно отнести выбор детьми игр и игрушек, стиль поведения, выбор партнеров по общению, особенности взаимодействия друг с другом.


2. Эмпирическое исследование по проблеме развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте.

2.1 Организация и методы эмпирического исследования


Задачей этого этапа являлось исследование психологических особенностей развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста в контексте взаимодействия со сверстниками в дошкольном учереждении. В исследовании приняло участие 40 человек (20 мальчиков и 20 девочек), дошкольники подгоовительных групп в возрасте 6-7 лет.

Гипотеза: существует значимая связь между характером взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками, его статусом в группе, с одной стороны, и развитием полоролевой идентичности, с другой.

Методы исследования:

Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовались методы: наблюдение, изучение гендерных установок (опросник Кагана), методика «Функционально – ролевая согласованность», социометрическая методика «День рождения», методы анализа и интерпретации полученных результатов.

Наблюдение:

Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей жизни.

Различают следующие виды наблюдения: кратковременное наблюдение и длительное (иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и как особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). В данном исследование было использовано кратковременное, внешнее, выборочное наблюдения, которое состоит в преднамеренном, систематическом целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.


Изучение гендерных установок у детей (полустандартизираванное интервью В.Е. Кагана)

Опросник это один из разновидностей тестов личности, предназначенных для измерения степени выраженности у индивида каких-либо личностных черт на основе количества определенных ответов на те или иные вопросы. Разработаны и широко применяются различные опросники для диагностики черт личности, видов мотивации, устойчивых психических и эмоциональных состояний, интересов и склонностей и др.

В данном исследование используется полустандартизированное интервью Кагана. Опрос проводится индивидуально у детей 3-7 лет. Опросник состоит из шести вопросов, три из которых открытого типа и три закрытого типа. С помощью данного опросника можно определить, правильность определения своего пола и половой роли у ребенка дошкольного возраста, освоение ролевых понятий и отношения изменения пола и половых ролей.

1.                 Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхологических ответов, когда ребенок повторяет последние слова, здесь в остальных вопросах первым называется то слово, который соответствует, полу испытуемого – например для мальчиков «дядя, муж, папа»);

2.                 Когда ты вырастешь, кем ты будешь?

а) дядей или тетей;

б) мужем или женой;

в) папой или мамой;

3.                 Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?

а) дядей или тетей;

б) мужем или женой;

в) папой или мамой;

4.                 Может быть, так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), проснешься девочкой (мальчиком)?

5.                 А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?

6.                 Знаешь ли ты, чем отличается мальчик от девочки? (Если вопрос не понятен можно задать уточняющие вопросы: мальчик и девочка – одно и тоже? Они одинаковые? Как ты узнаешь – кто мальчик, а кто девочка?)

Методика «Функционально – ролевая согласованность» [18]

Эта методика позволит узнать, как дошкольники представляют важность и необходимость (и тяжести!) выполнения привычных и неотложных функций и обязанностей – семейных ролей.

Мы сократили общепринятую классификацию семейных ролей до 5 позиций, доступных пониманию дошкольника. Приведем их описание:

1.                 Ответственный за материальное обеспечение семьи. Данная роль включает в себя комплекс обязанностей, связанных с обеспечением семьи необходимым уровнем благосостояния.

2.                 Хозяин – хозяйка. Реализация этой роли предполагает приобретение продуктов, приготовление пищи, обеспечение уюта, чистоты и порядка, уход за одеждой и т.п.

3.                 Ответственный за поддержание родственных связей. Данная роль включает участие в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками и содействие социальному становлению членов семьи.

4.                 Организатор семейного досуга. Исполнение этой роли направлено на формирование у членов семьи определённых культурных ценностей, разнообразных интересов и увлечений. Роль включает инициацию и организацию жизнедеятельности семьи в сфере досуга.

5.                 Роль воспитателя. Данная роль включает в себя выполнение обязанностей связанных с формированием личности ребёнка

Именно эти пять ролей мы предложили использовать для определения особенностей полоролевой идентичности детей дошкольного возраста. Детям был задан вопрос: «Кто, муж или жена, должен в основном исполнять данную роль в семье?»


Методика «День рождения»

Ребенку предлагается на рисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но лучше создавать об раз праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места. Необходимо помнить, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», мы прикасаемся к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.

Инструкция (вариант с использованием заранее заготовленного рисунка).

— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки - это что? Конечно, стулья! Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой?

Выбор ребенка позволяет оценить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девочки — снежинку.

— Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?

Имена детей записываются около кружка, а номер выбора — внутри.

После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос.

— Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики?

Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.

Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков», его спрашивают, не нужно ли добавить их?

— Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы можем дорисовать «стульчики».

Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют второй ряд.

Позиции, по которым идет оценка результатов методики:

1. Потребность в общении:

а) используются все «стульчики» или добавляются новые — желает общаться в широком кругу сверстников;

б) стульчики» убираются (зачеркиваются) — желает общаться, но только в ограниченном кругу;

в) претензии на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»).

2. Эмоциональные предпочтения в общении:

а) другие дети располагаются рядом с ребенком - близкие, доверительные, приятные отношения.

3. Значимость социального окружения:

а) количество выбранных детей;

б) половое преобладание в общении — мальчики или девочки;

в) статус в группе – количество полученных выборов (учитываются только первые четыре выбора).

«предпочитаемые» 6-7 выборов;

«принятые» 3-5 выбора;

«не принятые» 1-2 выбора;

«изолированные» ни одного выбора.

3.                 Сформированность половой идентификации: мальчики – «звездочка», девочки — «снежинка».


2.2 Анализ полученных результатов


Путем наблюдения нами было выявлено, что игровые взаимодействия детей дошкольного возраста одного пола в большинстве случаев более продолжительны и при этом меньше возникает конфликтных ситуации. Игровые контакты не нарушаются, если среди девочек играет один мальчик. Появление второго мальчика влечет за собой соперничество и рассогласованность в игровых действиях детей. Мальчики в свои игры тоже приглашают девочек, но не любят, когда их много.

Различия в отношениях детей к сверстникам противоположного пола сказываются на выборе ими партнеров по общению и играм. Выбирая партнеров для общения и игр, дети ориентируются на те личностные качества и модели поведения, которые соответствуют женскому и мужскому полу. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на умении организовать деятельность, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношении с девочками, привлекает, прежде всего, личностные качества, внешность.

С помощью опросника Кагана были получены следующие результаты:

·                    при определении пола и половых ролей 100 % детей правильно назвали свой пол (мужской/женский) и свои половые роли («мальчик», «сын», «внук», «девочка», «дочь»);

·                    100 % детей предпочитают свои половые роли;

·                    12, 5 % детей (5 человек, из них 4 – девочки) допускали возможность или хотели изменения своего пола;

Исходя из этого, можно говорить о том, что к 5-7 годам ребенок осознает себя мальчиком и девочкой.

Согласно нашим данным роли «дядя» и «тетя » осваиваются детьми 5-7 лет более успешно (67 % мальчиков и 75 % девочек правильно определили свою ролевую позицию в будущем), по сравнению с супружескими ролями «муж» и «жена»(83 % мальчиков и 57 % девочек) и родительскими ролями «папа» и «мама»(50 % мальчиков и 75 % девочек). Как видно из полученных данных, мальчики плохо представляют себя в роли отца, девочки, напротив, ожидают роль матери в будущем, но затрудняются с выбором позиции «жена».

Соотнесение желаемых и ожидаемых родительских ролей различаются: мальчики реже девочек допускают и предпочитают возможность выступать в противоположных паспортному полу родительских ролях. У мальчиков ролевые предпочтения одинаковы по всем изучавшимся аспектам половых ролей, тогда как у девочек имеется расхождение между общеродовыми, с одной стороны, и супружескими и родительскими предпочтениями с другой стороны. Представления о возможности изменения пола и желательности этого – чаще отмечалось у девочек, чем у мальчиков.

Данные по методике «Функционально – ролевая согласованность» мы представили в виде таблицы.

Как видно из полученных данных (Таблица 1), и мальчики и девочки считают, что «кормильцем семьи» должен быть мужчина, а воспитывать детей – женщина, что отражает традиционные консервативные взгляды, несмотря на то, что в современных семьях все не так определенно. Девочки в большей степени, чем мальчики, считают, что домашние «бытовые» обязанности – только для женщин. Характерно, что девочки определяют четыре из пяти обязанностей, как женские. Мальчики более склонны поделить обязанности «пополам».


Таблица 1 - Понимание детьми семейных ролей

Шкалы методики

Проценты

Мальчики

Девочки

Зарабатывает деньги – муж

75 %

85 %

Зарабатывает деньги – жена

25%

15 %

Хозяин в доме – муж

55%

15 %

Хозяйка в доме – жена

45 %

85 %

Поддерживает отношения с родственниками - муж

35 %

45 %

Поддерживает отношения с родственниками - жена

65 %

55 %

Организует досуг – муж

60 %

25 %

Организует досуг – жена

40 %

75 %

Воспитывает детей - муж

25 %

2 5 %

Воспитывает детей – жена

75 %

75 %


По данным социометрической методики «День рождения»

Мы определили, что 32,5% (13 человек) большая потребность в общении, у 15 % (6 человек ) маленькая и 21% (52 человека) средняя.

25 % (10 мальчиков) и 20 % (8 девочек) характеризуются неопределенностью полоролевой идентичности. Таким детям свойственна высокая или средняя потребность в общении со сверстниками, но низкий статус в группе «непринятые»: 4,8 % (6 мальчиков и 6 девочек); «изолированные»: 1,6% (2мальчика и 2 девочки), они в основном выбирают в партнеры по играм детей противоположного пола (мальчик играет с девочками), конфликтуют со сверстниками своего пола. В большей степени такие характеристики свойственны мальчикам, чем девочкам.

Для выявления взаимосвязи между статусом в группе и переменными: «потребность в общении со сверстниками», «сформированность полоролевой идентичности» мы рассчитали коэффициент линейной корреляции Пирсона.

Обнаружена тенденция к взаимосвязи между статусом в группе и сформированностью полоролевой идентичности: r = 0,4002, p = 0,072. Положительная корреляция означает: чем выше статус ребенка в группе сверстников, тем определеннее его полоролевой выбор. Других достоверных связей нами не обнаружено.


2.3 Психолого-педагогические рекомендации родителям дошкольников


В дошкольном возрасте первичное осознание себя ребенком определенного пола становится сложной и относительно устойчивой системой: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным ролями, присущими полу, воспринимает себя членом социальной группы.

Одной из основных частей общей системы воспитания является половое воспитание. Оно имеет важное значение. От того, как было поставлено половое воспитание, часто зависит очень многое в формировании личности ребенка. Основной задачей здесь является поддержать в ребенке радость бытия в своем поле и удовлетворенность по поводу существования противоположного пола.

Распределение ролей в семье между мужем и женой играют важную роль в становлении полоролевой идентичности ребенка. Усиление традиционной полоролевой дифференциации наблюдается после рождения ребенка. Уход и забота о нем ложится на мать; кроме того, она начинает отвечать за все, что происходит в доме, а потребность в профессиональной деятельности отходит на второй план; муж же больше ориентирован на события, происходящие вне семьи, его роль более инструментальна.

Однако родители как, как мы уже отмечали, не являются единственными агентами гендерной социализации. Источниками формирования гендерных установок являются СМИ, детская художественная литература, общение с педагогами, сверстниками и т.д.

В детском саду необходимо психологическое сопровождение становления полоролевой идентичности. Психологи и воспитатели могут организовать работу по следующим темам и направлениям:

1.Как хорошо быть девочкой.

2. Как здорово быть мальчиком.

3. В чем счастье жены и матери.

4. В чем счастье мужа и отца.

5. Мальчик и девочка: сходство и различия в поведении.

Родители и воспитатели должны создавать вокруг детей среду, в которой царит гендерная свобода, моделировать равноправные гендерно-ролевые отношения и объяснять детям «искусственность» некоторых гендерных стереотипов, навязываемых СМИ тцов характерна недооценка способностей своего ребенка в образах дочерей у отцов существенно больше, чем в образах сыновей Поощрять совместные игры, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх обычно предпочитаемых каким-то одним гендером представителей другого пола (например, девочки могут играть в футбол, а мальчики в «классики»).

Выводы 2 главы

Соотнесение желаемых и ожидаемых родительских ролей различаются: мальчики реже девочек допускают и предпочитают возможность выступать в противоположных паспортному полу родительских ролях.

У мальчиков ролевые предпочтения одинаковы по всем изучавшимся аспектам половых ролей, тогда как у девочек имеется расхождение между общеродовыми, с одной стороны, и супружескими и родительскими предпочтениями с другой стороны. Мальчики плохо представляют себя в роли отца, девочки, напротив, ожидают роль матери в будущем, но затрудняются с выбором позиции «жена».

Девочки в большей степени, чем мальчики, считают, что домашние «бытовые» обязанности – только для женщин. Мальчики более склонны поделить обязанности по дому «пополам».

Около четверти всех детей характеризуется неопределенностью полоролевой идентичности. Таким детям свойственна высокая или средняя потребность в общении со сверстниками, но низкий статус в группе («непринятые», «изолированные»), они в основном выбирают в партнеры по играм детей противоположного пола (мальчик играет с девочками), конфликтуют со сверстниками своего пола. В большей степени такие характеристики свойственны мальчикам, чем девочкам.

Обнаружена тенденция к взаимосвязи между статусом в группе и сформированностью полоролевой идентичности. Положительная корреляция означает: чем выше статус ребенка в группе сверстников, тем определеннее его полоролевой выбор. Дети с сформированной полоролевой идентичностью имеет более высокий статус в группе и испытывают меньшие проблемы в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола. Обратно, дети с неопределенной идентичностью, испытывая потребность в общении со сверстниками и отвергаемые компаниями ровесников своего пола, играют с детьми противоположного пола, что не способствует становлению их полоролевой идентичности.

В детских дошкольных образовательных учреждениях необходимо вести психолого-педагогическое сопровождение процесса становления половой идентичности у детей.


Заключение

Дошкольный возраст – решающий для формирования половой идентификации, для осознания себя мальчиком или девочкой, для впитывания образов мужского и женского поведения.

Выделяются три составляющих, при взаимодействии которых формируется мужчина или женщина в человеческом понимании: эти три составляющих – биологический пол, или морфофункциональный половой диморфизм, социальный пол, или социально культурный половой диморфизм, и психический пол, или половой диморфизм личности, половое самосознание.

Наиболее зримы результаты взаимодействия наследственности и культуры прослеживаются в формировании у ребенка полоролевой идентичности. Хотя биологические основы половой идентичности закладываются еще до рождения, половые роли и половая идентичность претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека.

Основную роль в формировании психологического пола и половой роли играют, вероятно, социальные ожидания общества (в большей степени, родителей как представителей общества), которые возникают в соответствии с конкретной социально- культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания.

В обществе имеются определенные представления о приемлемых половых ролях, и ребенку стараются навязать укоренившиеся половые стереотипы. Родители и воспитатели должны создавать вокруг детей среду, в которой царит гендерная свобода, моделировать равноправные гендерно-ролевые отношения, объяснять детям «искусственность» гендерных стереотипов, навязываемых СМИ,тцов характерна недооценка способностей своего ребенка. рых в образах дочерей у отцов существенно больше, чем в образах сыновей поощрять совместные игры, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх обычно предпочитаемых каким-то одним гендером представителей другого пола.

В общении со сверстниками ребенок испытывает себя как представитель определенного пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентированном взрослыми общении, получая опыт на эмоциональном уровне. Вместе с тем необходимым является поддержать в ребенке как радость бытия в своем поле, так и удовлетворенность по поводу существования противоположного пола.



Список литературы

1.       Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. – Санкт-Петербург 2006 -с.144

2.       Алёшина Ю.А.; Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии -1991- №4-с.74-82

3.       Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально- психологические методы исследования супружеских отношений. М.: 1989-с.120

4.       Андреев И.Л.. Игры, которых не знает Европа.// Мир психологии 1998 . №4

5.       Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебник для вузов. СПб.- 2005 с.430

6.       Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. М.- 1995-с.430

7.       Берн Ш. Гендерная психология: Законы мужского и женского поведения. – Прайм-ЕВРОЗНАК. Санкт-Петербург 2007 –с.320

8.       Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –Питер, 2000-с.400

9.       Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психологический журнал 1991 № 6 статья 1

10.   Выготский Л.С. Детская психология. – Том 4, Москва 1984 –с.224

11.   Государев Н.А. Дифференциальная психология в вопросах и ответах - М. - 2006-с.112

12.   Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.:1987-с.176

13.   Городнова Н.Н. Гендерная идентификация как механизм формирования представлений подростков о будущей семье // Журнал практического психолога №5. 2005. с.166-174.

14.   Егорова М.С., Марютина Т.М. Онтогенетика индивидуальности человека // Вопросы психологии 1990 №3 с.9-17

15.   Иванова Г.Е. Особенности половой идентификации ребенка в первые годы жизни. // Проблемы формирования целостных ориентаций и социальный аспект личности. М.: 1984

16.   Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: мужчин и женщин. М.: 2002 –с.544

17.   Калина О.Г. «Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевая идентичности». // Вопросы психологии №1, 2007 - с.15-27

18.   Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. СПб. 2003 -с.480

19.   Ковалев С.В. Психология современной семьи. Москва, Просвещение 1988 –с.208

20.   Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М.,1995 –с.143

21.      Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей //Соотношение биологического и социального. — М., 1975 - 205 с.

22.      Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. – 1981 № 2. - С. 47-57.

23.   Крайг. Г. Психология развития. М.: 2007 .- с.944

24.   Корнеева Е.Н. Почему они такие разные? : характер и темперамент вашего ребенка. Ярославль 2005 -с. 157

25.   Логинов А.А. Мужчины и женщины. Минск,1989 –с. 448

26.   Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии. //Психологический журнал 1980 № 1.

27.   Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Психология. Современный словарь – Санкт-Петербург 2007 – с.496

28.   Пиз А, Пиз Б. Язык взаимоотношений. М.:2007- с.400

29.   Плисенко Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Москва 1984.

30.   Равич-Щербо И.В. Системно-деятельностный подход в психологии личности. // Вопросы психологии 1988 № 1- с.177-180

31.   Реан А.А. Психология человека: От рождения до смерти. – Санкт –Петербург 2007 - с.651

32.   Репина Т.А. Анализ теорий половой социализации в современной западной психологии.// Вопросы психологии 1987 № 2 – с.158-166

33.   Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека. Психологический журнал. 1986 № 4.

34.   Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком. // Вопросы психологии. – 2000 №3 – с.67-82

35.   Столяренко Л.Д.Основы психологии. Феникс, Ростов – на – Дону 2002 - с.672

36.   Урунтаева Г.А. Личность. // Практикум по детской психологии Москва 1995 - с. 38-107

37.   Фельдштейн Д.М. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 2005 - с.568

38.   Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1993 - с.511

39.   Фрейд З. Психоанализ и теория сексуальности. – Москва, 2004 - с.443

40.   Хасан В.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии 1997 № 3 с. 32-39

41.   Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: 1999 - с.360

42.   Эльконин Д.Б. Психология развития. М.: 2001 -с.144

43.   Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. Психологические труды. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 2001 - с.416

44.   Шнейдр Л.Б. Идентичность. Хрестоматия. - Москва 2003 - с.273

45.   Якобсон С.Г. Формирование Я – потенциального. // Вопросы психологии 1997 №3-с.3-12

46.   Психология. Словарь. / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., 1990 - с.239

47.   Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурная репрезентация гендерных отношений. Саратов,1998


Приложение №1


Таблица 1 - Данные по методике «День рождения»

№ п.п.

Пол

Возраст

Статус

Потребность в общении

со сверстниками

Выбирает

Сформированность половой

идентичности

1

Муж

6,5

Непринятые

Средняя

Д

-

2

Муж

6,5

Предпочитаемые

Большая

М

+

3

Муж

6,5

Принятые

Средняя

М/Д

+

4

Муж

6,5

Принятые

Большая

М

+

5

Муж

6,5

Непринятые

Большая

Д

-

6

Муж

6,5

Непринятые

Маленькая

М

+

7

Муж

6,5

Непринятые

Маленькая

М

+

8

Муж

6,5

Принятые

Маленькая

М

+

9

Муж

6,5

Непринятые

Большая

М

-

10

Муж

6,5

Непринятые

Средняя

М

+

11

Муж

7

Принятые

Средняя

М/Д

+

12

Муж

6,5

Непринятые

Средняя

М/Д

+

13

Муж

6,5

Принятые

Средняя

М/Д

+

14

Муж

6,5

Принятые

Средняя

М

+

15

Муж

6,5

Изолированные

Средняя

Д

-

16

Муж

6,5

Изолированные

Средняя

М

+

17

Муж

6,5

непринятые

Большая

Д

-

18

Муж

6,5

непринятые

Средняя

М

+

19

Муж

6,5

Принятые

Средняя

М

+

20

Муж

6,5

Предпочитаемые

Маленькая

М

+

21

жен

7

Предпочитаемые

Средняя

Д

+

22

жен

6,5

Предпочитаемые

Маленькая

Д

+

23

жен

6,5

Принятые

Большая

М

+

24

жен

6,5

непринятые

Средняя

Д

+

25

жен

7

Принятые

Средняя

Д

+

26

жен

6

Изолированные

Средняя

Д

+

27

жен

6

Непринятые

Большая

Д

+

28

жен

6,5

Изолированные

Маленькая

М

-

29

жен

6,5

Непринятые

Большая

М/Д

-

30

жен

6

Принятые

Большая

М

-

31

жен

6

Принятые

Большая

М/Д

+

32

жен

6,5

Принятые

Большая

М

+

33

Жен

6,5

Непринятые

Средняя

М

-

34

жен

7

Принятые

Средняя

М/Д

+

35

жен

6,5

Предпочитаемые

Средняя

М

+

36

жен

6,5

Принятые

Большая

Д

+

37

жен

6,5

Принятые

Средняя

Д

+

38

жен

6,5

Предпочитаемые

Большая

М/Д

+

39

жен

6,5

Принятые

Большая

Д

+

40

жен

6,5

Принятые

Большая

Д

+



Приложение №2


Таблица 2 - Функционально- ролевая согласованность

Роль

КАК ДОЛ ЖНО БЫТЬ?

(варианты – муж, жена)

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. (Данная роль включает в себя комплекс обязанностей, связанных с обеспечением семьи необходимым уровнем благосостояния).


2. Хозяин / хозяйка (реализация этой роли предполагает приобретение продуктов, приготовление пищи, обеспечение уюта, чистоты и порядка, уход за одеждой и т.д.).


3. Ответственный за поддержание родственных связей (данная роль включает участие в семейных праздниках, организацию общения с родственниками и содействие социальному становлению членов семьи).


4. Организатор досуга (роль включает инициацию и организацию жизнедеятельности семьи в сфере досуга, исполнение этой роли направлено на формирование у членов семьи определённых культурных ценностей, разнообразных интересов и увлечений).


5. Воспитатель (данная роль включает в себя выполнение обязанностей, связанных с уходом за ребенком, воспитание ребенка).




Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.