РУБРИКИ |
Взаимосвязь девиантного поведения и потенциально опасных действий у пассажиров аэропорта |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Взаимосвязь девиантного поведения и потенциально опасных действий у пассажиров аэропорта2.3 Методы выявления девиантного поведения Итак, мы приблизились к важнейшей части нашего исследования. Все нарушения безопасности в аэропортах так или иначе связаны с отклоняющимся поведением, начиная от почти безобидного интернет-аддикта и заканчивая группой опасных террористов. Профайлинг, о котором рассказывалось в первом разделе, призван выявлять противоправные мотивационные остановки в частности и отклоняющееся поведение в целом. Одной из важнейших стратегий работы по выявлению потенциально опасных пассажиров является считывание их психоэмоционального состояния, как бы прямо намекающего нам на наличие противоправной мотивационной установки у носителя эмоции. Определение эмоций из психологического словаря (1990): Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в образе действительности жизненно значимые явления и побуждая направить на них активность, эмоции служат одним из главных механизмов психической регуляции поведения. В большинстве философских учений эмоции рассматривались в качестве активных сил, способных направлять мысли и поступки человека как согласованно с его разумными решениями, так и вопреки им. Отступления от этой тенденции связаны с распространением трихотомной схемы психического (И. Тетенс, И. Кант), отделившей от эмоций в класс волевых явлений (см. Воля) желания и другие побуждающие активность переживания. Разрыв между эмоциями и действием, заложенный данной схемой, сохраняет и современная экспериментальная психология, изучающая эмоции и потребности (мотивацию) в относительной независимости. Согласно представлению, рассматривающему желания как разновидность эмоциональных явлений, эмоции в целом служат выражению потребностей и определяются как конкретно-субъективная форма существования мотивации. В биологической эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций — так называемый эмоциональный тон ощущений — положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению. При столкновении с условиями, способствующими или препятствующими поведению, возникают ситуативные эмоции, выражающие значение этих условий для удовлетворения потребностей. Важную регулирующую роль среди них играют эмоции, возникающие при столкновении с успехом или неуспехом (радость, огорчение) и способствующие приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения. В экстремальных условиях, если субъект не находит выхода из возникшей ситуации, развиваются аффекты. По биологическому назначению эмоции представляют собой форму актуализации видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. Выполняя в процессах обусловливания функцию положительного или отрицательного подкрепления, они создают возможность предвосхищать удачи и затруднения в будущем и тем самым облегчают поиск оптимальных путей достижения цели. Алан Пиз (2006) доказывает, что эмоции универсальны – у всех возрастов, рас, народностей и конфессий эмоции означают одно и то же. В силу древнейшей природы эмоций они неизменно соответствуют каждому значимому действию человека. Годы тренировки могут сделать свое дело, и можно научиться неплохо скрывать свои эмоции, по крайней мере внешне, но внимательный взгляд профайлера сможет распознать значимые признаки, которые косвенно свидетельствуют о противоправных намерениях пассажира. Также важным признаком является вегетативный статус пассажира, контролировать который еще труднее, чем эмоциональные реакции. Есть определенные признаки, которые в сочетании с эмоциональными проявлениями будут указывать на потенциальную опасность пассажира. В то же время, отклоняющемуся поведению соответствуют и другие психологические проявления, которые можно зарегистрировать с помощью определенных методик. Так, неизменно с девиантным поведением будет сочетаться агрессивность как форма внутривидовой борьбы за выживание, К.Лоренц (2001) гарантирует это! Другой важный «сосед» девиаций поведения – стресс. Он влияет на общий психологический статус, а также является своеобразным катализатором для негативных признаков. По мнению Д. Палмера (2007), более серьезные случаи противоправного поведения связаны с более высоким уровнем стресса. Опыты на лабораторных животных подтвердили связь между стрессом и агрессивным, грубым поведением и выявили возможные связующие нейроэндокринные механизмы (Феррис и Гриссо, 1996; Сапольски, 1992). Исследования людей и животных показали, что хронический стресс нарушает координированное регулирование нейропередатчиками серотонина и ключевых гормонов, включая кортизол, что нарушает способность человека к правильной реакции и во многих случаях приводит к серьезным физиологическим сбоям. Sapolsky (1997) считает, что постоянный стресс дает тенденцию к патологически низкому уровню серотонина, а также – к ненормально высокому уровню кортизола, что прямо ведет к агрессивности, враждебности и к импульсивному грубому поведению. Каждое противоправное действие, особенно осознанное, сопровождается массивным стрессом, и это один из плюсов в диагностике пассажиров. Высокий уровень стресса в сочетании с другими факторами будет считаться негативным признаком. Также в девиантном поведении большую роль играют и внутренние психологические качества, что следует из анализа причин возникновения отклонений в поведении. Можно предположить, что девиант будет с высокой долей вероятности быть не очень хорошего мнения о своей персоне, уровень принятия других людей будет низок ввиду устойчивого недоверия к ним. Можно ожидать высокий уровень эмоционального дискомфорта. Существует мнение (1980), что отклоняющееся поведение будет вызвано инфантильностью пассажира – и мы увидим, что у него будет преобладать внешний локус контроля. Итак, в диагностике отклоняющегося поведения мы будем использовать метод наблюдения как основной. Специфика поведения в аэровокзальных комплексах обусловливает необходимость проводить диагностику быстро, решительно (на пассажира реально потратить не более 10 минут). Таким образом, методы диагностики девиантного поведения подбирались так, чтобы обеспечить максимальный охват признаков при минимальных временных затратах. Были использованы: методика Роджерса – Дэймонда (2002) как инструмент выявления внутренних психологических предпосылок девиаций поведения, а также 8-цветный тест Люшера (2000) как быстрый способ выявить стресс и, наконец, тест Руки (2003), достоверно показывающий агрессивные тенденции в поведении. Глава 3 Экспериментальное исследование девиантного поведения у пассажиров аэропорта 3.1 Организация и методы исследования В теоретической части дипломной работы нами было рассмотрено современное состояние изученности заявленной проблемы. Выяснено, что в последние годы в отечественной и зарубежной науке не обнаружено каких-то принципиально новых идей в обеспечении безопасности пассажиров аэропорта. В результате анализа литературы мы выявили, что наиболее современной и результативной концепцией обеспечения безопасности аэропортов является профайлинг – метод выявления потенциально опасных пассажиров на основе их психологических профилей. Таким образом, наше исследование потенциальной опасности пассажиров опирается на концепции профайлинга. Основной целью данного экспериментального исследования являлось установление взаимосвязи между девиациями поведения и потенциально опасными действиями пассажиров аэропорта. Первый этап экспериментальной работы был связан со сбором информации с использованием методов психодиагностики отклоняющегося поведения и потенциальной опасности пассажиров аэропорта. На втором этапе экспериментальной работы проводился констатирующий и уточняющий эксперимент. По результатам исследования испытуемых проводился анализ взаимосвязи параметров и их интерпретация. Исходя из теоретического анализа по проблеме и гипотезы дипломной работы, в экспериментальной части были поставлены следующие задачи: 1. Дифференцировать экспериментальную выборку по степени их потенциальной опасности и сформировать две экспериментальные группы. 2. Сформировать банк диагностических методик и провести системную диагностику девиаций поведения и потенциальной опасности пассажиров аэропорта. 3. Использовать статистические методы для выявления возможных связей между диагностическими шкалами используемых методик. 4. Провести сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов. Наше исследование проводилось на базе аэропорта «Толмачёво» под руководством психолога-инструктора службы безопасности данного предприятия Подосинова Владимира Николаевича. В силу специфичности выборки, её величина составила суммарно 30 человек. Испытуемые подбирались на основе наблюдения за пассажирами и причислению их к группе потенциально опасных или же неопасных. Описание банка методик. В настоящий момент отсутствуют методики, напрямую измеряющие девиантное поведение в целом, за исключением эмпирического наблюдения. Поэтому для возможности численного представления результатов мы выбрали методики, которые регистрируют признаки, свидетельствующие о наличии у пассажира склонности к проявлениям девиантного поведения. В качестве таких признаков мы выделяем следующие: 1. Стресс. 2. Агрессия. 3. Дезадаптация. 4. Непринятие себя и других. 5. Эмоциональный дискомфорт. 6. Экстернальный локус контроля. Так или иначе, наличие всех этих признаков следует из определения и теорий отклоняющегося поведения. То есть человек, склонный к девиациям, будет демонстрировать нам вышеописанные признаки, которые можно зарегистрировать при применении выбранных нами методик и представить численно. Это позволит нам доказать наличие девиантного поведения у испытуемых и математически доказать связь между ним и потенциальной опасностью пассажиров аэропорта. С другой стороны, перед нами как исследователями встала другая проблема: каким образом можно измерить уровень потенциальной опасности пассажира? В литературе нет описания методик, позволяющих надежно выявлять и представлять математически такой параметр, как «потенциальная опасность пассажира». Так, перед нами возникла необходимость разработки методики на основе имеющейся информации и эмпирического опыта по данному вопросу. Для регистрации внутренних психологических маркеров отклоняющегося поведения была использована методика диагностики социально-психологической адаптации личности Роджерса-Даймонда[44, с.158-162]. Мы использовали интегральные показатели по шкалам «Адаптация», «Самопринятие», «Принятие других», «Эмоциональная комфортность», «Интернальность». Низкий уровень данных показателей косвенно свидетельствуют о склонности человека к девиациям поведения как способу добиться успеха любыми способами, снизить неудовлетворенность собой и т.д. Стоит отметить, что тестирование по данной методике оказалось наиболее трудоемким ввиду большого количества вопросов и сложной 7-балльной системы оценки ответов, поэтому было принято решение максимально упростить процедуру тестирования с помощью других методик. В качестве экспресс-диагностики уровня стресса мы взяли 8-цветный вариант цветового теста Люшера. Данный выбор был обусловлен тем, что испытуемые охотнее соглашаются сложить карточки разных цветов, нежели заполнять долгие и скучные для них бланки ответов. Анализ результатов был проведен на основе компьютерного способа просчета. Здесь стоит отметить, что испытуемым предъявлялись карточки из набора издательства «ИМАТОН» (2002) , программа также была предоставлена данной фирмой. Несмотря на большой диагностический потенциал методики Люшера, перед нами стояла конкретная задача максимально упростить процесс сбора данных. Ввиду специфичности выборки и самой ситуации ожидания полета, жесткое ограничение на время опроса обусловило наш выбор. Диагностику агрессивных тенденций в поведении мы решили проводить с помощью теста Руки Вагнера. Поясним несколько подробнее его назначение. Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру. В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых. Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами. В данной методике нас интересует непосредственно измерение уровня агрессивных тенденций у пассажиров посредством предъявления им карточек с изображением рук. Как показал опыт исследования, испытуемые очень хорошо реагируют на тестирование данной методикой и воспринимают его как своеобразную игру. Hand-тест позволит нам быстро и достоверно диагностировать уровень агрессивных тенденций у пассажира. Итак, признаки девиантного поведения мы будем диагностировать тремя вышеописанными методиками, без сомнения являющихся общепризнанными и дающими достоверный и надежный результат при корректно организованной процедуре регистрации нужных нам признаков. Но перед нами как исследователями возникает вопрос: «Как же мы будем диагностировать потенциальную опасность пассажиров аэропорта?». Придя к выводу о том, что в настоящий момент в литературе не описаны методики, позволяющие численно представить значение потенциальной опасности пассажира, а также на основании теоретического анализа литературы и эмпирического опыта В.Н. Подосинова, мы разработали методику «Потенциально опасный пассажир», предназначенную для выявления лиц, представляющих угрозу безопасности аэровокзального комплекса. Итак, рассмотрим более подробно практический результат нашей деятельности. Методика представляет собой компьютеризированный вариант карты систематического наблюдения, позволяющий выявлять признаки, значимые при выявлении потенциально опасных пассажиров. При теоретическом анализе литературы мы выяснили, что существуют признаки позитивные и негативные, причем последние также разделяют на подозрительные и критические. В нашей методике этот метод разделения находит свое отражение в особенностях числового просчета баллов, когда критические признаки имеют большее количественное значение, чем подозрительные. Признаки потенциальной опасности разделены по основным категориям, описывающим схожие признаки. Ниже прилагается бумажный вариант методики.
В верхней графе ставятся данные о пассажире, его возраст. Далее мы поместили краткое описание методики. Первая группа признаков описывает сугубо внешние детали пассажиров, а также лиц, их сопровождающих. Значимым здесь является несоответствие пассажира его социальной роли, то есть расхождение между эмпирическими признаками пассажира и образом, который он стремится создать. Авторы сборника курса лекций по авиационной безопасности компании «АБИНТЕХ» под ред. Эриашвили Н.Д., проф. Московского института МВД (2008) пишут, что внимание профайлера неизбежно должны привлекать пассажиры без багажа, пассажиры с несоответствующим целям поездки багажом. Разный багаж будет у пассажира, собравшегося на отдых в теплые страны или же на работу в северные города. То же самое можно сказать и про одежду пассажира: несоответствие её целям поездки и/или образу пассажира обязательно вызовет подозрения сотрудника службы безопасности. Здесь же добавим, что слишком свободная одежда тоже является одним из подозрительных признаков, поскольку позволяет скрыть характерные детали телосложения потенциально опасного пассажира, попутно обеспечивая ему возможность носить другой комплект одежды или же прятать в одежде запрещенные к провозу предметы. Несоответствие провожающих лиц социальному статусу пассажира будет привлекать внимание службы безопасности: например, лица в строгих костюмах, сопровождающие пассажира, одетого небрежно и неброско. Отдельно поясним, что же имеется в виду под «соответствием образу террориста». Очевидно, что при осуществлении преступного замысла, террорист или просто опасный пассажир будет преследовать несколько задач: А) Воплотить в жизнь свой преступный замысел; Б) Избежать ареста и попадания в руки правоохранительных органов; В) Максимально затруднить опознание по свидетельским показаниям. Исходя из этого, мы можем выделить характерные детали во внешнем облике такого пассажира: · Двойной комплект одежды, надетой на себя, причем видимый предмет одежды будет разительно контрастировать с тем, который не виден другим. Так, при отходе злоумышленника с места преступления свидетели запомнят человека в яркой куртке, в то время как он будет в неброской одежде (или же наоборот). · Большое количество растительности на лице: побрившись, преступник станет выглядеть абсолютно иначе, нежели в момент совершения злодеяния. Под «другими признаками» принимается любое несоответствие пассажира его социальной роли, не включенное в данную категорию. Категория «Экспрессивные реакции» включает в себя эмоциональные проявления, в норме неадекватные ситуации ожидания рейса. В разделе 2.3 упоминалось, что такие эмоции являются одним из важнейших показателей настроения пассажира и, в сочетании с другими признаками, будут давать картину потенциально опасного пассажира. В обнаружении эмоциональных реакций мы будем ссылаться на Пола Экмана (2006, 2010). Стоит отметить, что само по себе неадекватное ситуации ожидания полета психоэмоциональное состояние пассажира не будет являться поводом для однозначного вердикта о его потенциальной опасности. К примеру, такое состояние может быть следствием внутренних переживаний пассажира, которые никак не зависят от его пребывания в аэропорту. Также, целая гамма отрицательных эмоций может быть получена человеком и на территории аэропорта, что также не будет обязательно находить выражение в противоправной мотивационной установке. Рассмотрим подробнее составляющие экспрессивных реакций. По Ю. Л. Ханину (1976), состояния тревоги или ситуативная тревожность, возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры». Под ними автор понимает ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу. Под чрезмерной тревожностью мы понимаем эмоциональное представление такого состояния человека, которое будет неадекватно степени опасности, реально его ожидающей. Очевидно, что любой пассажир в аэропорту будет априори иметь некоторый уровень тревожности в связи со спецификой ситуации ожидания полета. Каждый пассажир будет неизбежно волноваться о том, как пройдет полет, о том, что ждет его по приземлении и т.д. Мы же будем искать ту тревожность, которая однозначно будет выделять пассажира на фоне других, имея выражение в лицевой экспрессивности, а также и в его поведении. В сочетании с другими негативными признаками такой пассажир неизбежно привлечет внимание сотрудника службы безопасности аэропорта. Некоторые признаки тревожности: · Брови сведены, ближние концы слегка приподняты; · Глаза открыты чуть шире; · Рот слегка приоткрыт или же закрыт и губы плотно сжаты; В целом эмоция тревожности напоминает страх: различие же заключается в том, что тревожность представляет собой значительно более слабое проявление эмоционального дискомфорта. Отвращение имеет набор четко обозначенных признаков, которые распознаются достаточно легко: · Верхняя губа поднята. · Нижняя губа так же приподнята и надавливает на верхнюю, или опущена и слегка оттопырена. · Нос наморщен. · Щеки приподняты. · Под нижними веками показываются складочки, а сами веки (нижние) подталкиваются приподнявшимися мышцами щек вверх, но без напряжения. · Брови опускаются вниз, опуская верхние веки. Гнев, как и отвращение, является достаточно сильной эмоцией и также имеет набор хорошо распознаваемых признаков: · Брови опущены и сдвинуты вместе (нахмурены). · Вертикальные линии-складки появляются между бровей. · Нижние веки напряжены и могут быть либо подняты, либо нет. · Верхние веки напряжены, и, в зависимости от движения бровей, либо опущены, либо нет. · Глаза вытаращиваются, взгляд становится тяжелым и пристальным. · Губы могут находиться в двух положениях: плотно сжаты, с растянутыми или опущенными уголками; или раскрыты так, как будто человек кричит. Стыд будет являться значимой для нас эмоциональной реакцией потому, что явно выражает неприятные ощущения человека от содеянного (или того, что он собирается совершить). Основные признаки стыда: · Покраснение лица; · Верхние веки слегка опущены; · Взгляд в сторону или вниз; · Брови и лоб напряжены, остальные части лица расслаблены. Готовность к нападению часто сочетается с гневом, и неопытный наблюдатель может их перепутать. Гнев – это эмоция, а готовность к нападению – комплексный психомоторный признак. Он включает в себя как каскад эмоциональных реакций, так и особые кинетические показатели – позу действия, сжатые кулаки и так далее. Является важным признаком, указывающим на потенциальную опасность. Подавленность, не являясь сама по себе важным признаком опасности пассажира, в сочетании с другими дает тревожный контекст. Ведь подавленность, как и стыд, является одной из негативных эмоций, возможных у пассажира с противоправной мотивационной установкой. Выделяя её среди других признаков данной категории, можно сказать, что подавленность является своеобразным сочетанием тревожности и стыда. Страх является одной из сильнейших эмоций. Он всегда является негативным переживанием и, вкупе с остальными признаками других категорий, может свидетельствовать о наличии противоправной мотивационной установки, которую пассажир, возможно, планирует реализовать. Основные признаки страха: · Брови приподняты и выпрямлены. · глаза открыты и напряжены, поднимается верхнее веко и напрягается нижнее. · напряжение верхней губы, уголки губ начинают отводиться назад. Физиологические реакции продолжают категорию экспрессивных реакций, позволяя создать более точную картину профиля пассажира. Большинство указанных признаков будут сочетаться с определенными экспрессивными реакциями, но сами по себе они будут указывать скорее на особенности вегетативной нервной системы пассажира. Признак «Чрезмерно расширенные/суженные зрачки» может являться одним из косвенных показателей воздействия ПАВ на пассажира. Категория «Поведение» описывает признаки опасного / потенциально поведения пассажиров, которые сами по себе являются чрезвычайно значимыми и являются критическими. В нашей методике они получают наибольшее количество баллов. Следует отдельно пояснить, что мы понимаем под «другим поведением, выходящим за рамки социальной роли пассажира». Здесь мы подразумеваем поведение, не опасное само по себе, а подозрительное. К примеру, человек выбирает в аэропорту позицию для наблюдения, с которой незаметно шпионит за другими пассажирами, или же нарочито скрытное поведение. В сочетании с другими признаками такое поведение служит основание для признания пассажира потенциально опасным. Стоит отметить, что при отсутствии портативной техники, поддерживающей редактирование *.xls/xlsx таблиц, исследователь может воспользоваться бумажным вариантом методики, проставляя единицы в графу «наличие признака». Все, что понадобится при перенесении результатов в электронную таблицу – это расставить единицы в соответствующие признакам ячейки, и формула рассчитает опасность признака, проставив соответствующие значения баллов. Из всего этого следует, что при процедуре дальнейшей апробации и, несомненно, стандартизации, мы можем получить универсальный инструмент экспресс-диагностики уровня потенциальной опасности пассажира. С помощью сформированного банка методик последовательно проводился сбор психодиагностических данных, затем рассчитывалась удельная доля испытуемых, образовавших две экспериментальные группы. Дифференциация выборки осуществлялась по методике «Потенциально опасный пассажир». Полученные данные представлены графически на рисунке.
Далее, мы проверили наши данные на соответствие нормальному типу распределения. После подтверждения данного соответствия мы рассчитали достоверность различий выборок по признакам девиантного поведения по t-критерию Стьюдента; корреляционный анализ Пирсона. 3.2 Результаты исследования На первом этапе экспериментального исследования с помощью сформированного нами банка методик последовательно проводилась диагностика испытуемых. На основании полученных данных мы можем провести анализ выборок на достоверность различий. Для подсчета и анализа полученных данных был использован пакет SPSS for Windows v. 17 как самый новый на сегодняшний день. Шкалы, которые были применены при сортировке эмпирических данных, отражены в таблице 3.: Таблица 1. Описательные статистики для типов шкал
· Группа: Номинативный тип шкалы. Обозначает принадлежность к одной из двух выборок. 0 – неопасные пассажиры, 1 – потенциально опасные. · ПОП: Метрическая шкала. Обозначает результаты методики «Потенциально опасный пассажир». · Стресс_люшер: Метрическая шкала. Обозначает результаты тестирования уровня стресса по 8-цветному тесту Люшера. · Агрессия_рука: Метрическая шкала. Обозначает результаты тестирования по методике Hand-тест. · Адаптивность_А: Метрическая шкала. Обозначает результаты тестирования по методике СПА личности, интегральная шкала «Адаптивность». · Самопринятие_S: Метрическая шкала. Обозначает результаты тестирования по методике СПА личности, интегральная шкала «Самопринятие» · Принятие других_L: Метрическая шкала. Обозначает результаты тестирования по методике СПА личности, интегральная шкала «Принятие других» · Эмоциональная комфортность_E: Метрическая шкала. Обозначает результаты тестирования по методике СПА личности, интегральная шкала «Эмоциональная комфортность». · Интернальность_I: Метрическая шкала. Обозначает результаты тестирования по методике СПА личности, интегральная шкала «Интернальность». Проверка статистической гипотезы Н0 о типе распределения в соответствии с кривой Гаусса осуществлялась путем подсчета стандартной ошибки асимметрии. Как видно из рис. 3, стандартная ошибка асимметрии составляет 0,427 и не превышает 0,5. Исходя из этого, делаем вывод о верности гипотезы Н0: тип распределения даны соответствует нормальному. Следовательно, допустим выбор более мощных параметрических критериев. Также нами был проведен анализ различий между двумя несвязными выборками (потенциально опасные и неопасные пассажиры) по t-критерию Стьюдента. Группирующей переменной выступает параметр «группа». Осуществлялась проверка статистической гипотезы Н1 существовании достоверных различий между выборками. Гипотеза будет считаться доказанной при соответствии значения t-критерия зоне значимости, т.е. t < 0,01. Как видно из таблицы, значения асимптотической значимости t-критерия по всем признакам значительно ниже необходимой отметки 0,01. Гипотеза Н1 о наличии значимых различий между выборками 0 и 1 может считаться доказанной. Таблица 2. Достоверность различий по t-критерию Стьюдента
Таким образом, экспериментальные группы достоверно различаются по всем указанным признакам: ρ ≤ 0,01по всем представленным шкалам. Для потенциально опасных пассажиров характерен повышенный уровень агрессивности и стресса, а также пониженный уровень адаптивности, самопринятия, приятия других, эмоциональной комфортности и тяготение к экстернальному локусу контроля. Такие пассажиры более предрасположены к отклоняющемуся поведению, нежели неопасные. Мы будем наблюдать у них признаки нестабильного психоэмоционального состояния, которое диагностируется методами профайлинга. Отдельно стоит пояснить результаты анализа по критерию стресса, измеренному методикой Люшера. Коэффициент различий составил 0,024 – что говорит нам об относительно слабом уровне различий. Несмотря на это, данное значение тяготеет к зоне значимости. С чем же связан такой результат? Мы склоняемся к тому, что есть две возможные причины данного результата: 1) Ситуация ожидания полета неизбежно связана со стрессом как у потенциально опасных пассажиров, так и у неопасных. Следовательно, относительно слабое различие выборок по данному признаку может быть обусловлено наличием априори некторого уровня стресса, варьирующегося как у опасных пассажиров, так и у неопасных. 2) 8-цветный тест Люшера не является специализированной методикой для выявления уровня стресса. Возможно, мы могли бы добиться более точных результатов, используя опросники, изначально направленные на диагностику именно стресса. В нашем исследовании тест Люшера был предпочтительнее по двум причинам: а) ввиду меньшего времени, необходимого на диагностику. б) испытуемые охотнее соглашались работать с проективными методиками. В нашем исследовании использовалась и другая проективная методика – тест Руки. Заметим, что результаты показывают более значимые различия, чем тест Люшера. Одной из главных причин можно назвать большую направленность hand-теста на измерение агрессии, чем Люшера на измерение стресса. Тем не менее, мы можем также предполагать, что погрешность измерения стресса связана в большей степени с самой обстановкой в аэровокзальном комплексе. Данный вопрос остается открытым. 3.3 Интерпретация результатов исследования На третьем этапе экспериментального исследования проводился качественно-количественный анализ полученных данных. В рамках экспериментальной работы было проведено корреляционное исследование (критерий ρ - Пирсона), позволившее выявить связь между параметрами используемых методик. Корреляционный анализ проводился с целью установления достоверной связи между признаками девиантного поведения и потенциальной опасностью пассажиров. Статистическая гипотеза Н0 о наличии достоверной связи между признаком ПОП и девиациями поведения будет считаться доказанной в случае попадания значения критерия Пирсона в зону значимости ρ<0,01. Результаты экспериментального исследования представлены в виде т.н. корреляционных плеяд (рис. 4). Из рисунка видно о наличии значимой положительной корреляции потенциальной опасности пассажира и признаков стресса и агрессивности; пролеживается значимая отрицательная корреляция потенциальной опасности пассажира и признаков адаптивности, самопринятия, принятия других и эмоциональной комфортности. Гипотезу Н0 о наличии связи можно считать доказанной. Рис.4. Корреляционые плеяды (Потенциально опасный пассажир) Рассмотрим более детально полученные в ходе анализа данные. Наше предположение о наличии значимой связи между признаками потенциальной опасности (ПОП) и девиантного поведения (Стресс, Агрессия, Адаптация, Принятие других, Самопринятие, Эмоциональный комфорт, Интернальность) получает математическое подтверждение. Взаимосвязь потенциальной опасности пассажира и уровня его стресса описывается значением ρ=0,004 и значением 0,472 с положительной корреляцией. Следовательно, уровень стресса будет характеризоваться как повышеный у пассажиров, диагностированных нами как потенциально опасных. Параметр агрессивности у потенциально опасных пассажиров также положительно коррелирует с результатами нашей методики. Значение критерия Пирсона при ρ=0,001 позволяет нам сделать вывод о значимой связи между агрессией и потенциальной опасностью пассажира. Адаптивность также будет выражена менее у потенциально опасных пассажиров, поскольку выявлена отрицательная корреляция -0,446 при ρ=0,014. Также нам удалось доказать, что уровень принятия себя у потенциально опасных пассажиров будет ниже, нежели у неопасных. Коэффициент корреляции составил -0,564, что соответствует ρ=0,001. Отрицательная корреляция 0,575 и ρ=0,001 по признаку принятия других подтверждает наше предположение о том, что характерный для девиаций поведения сниженный уровень этой черты будет наблюдаться у потенциально опасных пассажиров. То же самое можно сказать и об уровне эмоционального комфорта потенциально опасных пассажиров. Значение корреляции по Пирсону -0,501 соответствует ρ=0,001. Мы можем утверждать, что потенциально опасный пассажир будет ощущать более выраженный дискомфорт при нахождении в аэровокзальном комплексе. И, наконец, мы делаем вывод о том, что потенциально опасные пассажиры будут тяготеть скорее к экстернальному локусу контроля. Результаты нашей методики демонстрируют отрицательную корреляцию со значением шкалы экстернальности. Значение по Пирсону составило -0,337 ρ=0,000. Следовательно, мощная корреляция будет указывать на экстернальность потенциально опасного пассажира. Проанализировав полученные результаты, мы сделали вывод о том, что при повышенном уровне агрессивных тенденций и стресса и сниженном уровне остальных признаков пассажир будет с высокой долей вероятности потенциально опасен. Статистическая гипотеза Н0 о наличии взаимосвязи была подтверждена. Из этого следует, что наша гипотеза о наличии взаимосвязи между отклоняющимся поведением и потенциально опасными действиями пассажиров аэропорта получила математическое подтверждение. Значения каждого признака девиаций демонстрируют мощную корреляцию со значением шкалы ПОП в пределах ρ=0,01. Исключение составляет лишь показатель корреляции по шкале «Адаптация». Значение ρ=0,014 также указывает на мощную корреляцию, тяготея к ней менее значимо по сравнению с остальными признаками. Такое значение не дает нам возможности делать какие-либо выводы о значимости данного признака. Можно списать это на небольшую погрешность измерения. Заключение Итак, подведем краткий итог нашей работы. Анализ имеющейся литературы выявил следующую проблему: как в отечественной, так и в зарубежной науке исследования потенциальной опасности пассажиров осуществляются преимущественно в закрытом режиме. Некоторые из данных материалов становятся достоянием многих лиц, некоторые так и не покидают стены учреждения. Хочется отметить, что психологи в системе правоохранительных органов, несмотря на высокую квалификацию, часто обладают слишком узкой специализацией, что в известной степени замедляет продвижение новых идей в данной среде. С данной точки зрения представленная работа может иметь определенный интерес. Изучив проблему девиаций поведения применительно к вопросу авиационной безопасности, мы пришли к выводу, что отклоняющееся поведение – чрезвычайно массивная и сложная категория, и в рамках данного исследования мы лишь описали то, как различные виды отклоняющегося поведения проявляются в условиях аэровокзального комплекса. Отметив основные направления, мы оставляем богатую почву для дальнейших исследований. Наше исследование показало, что существует устойчивая взаимосвязь между проявлениями девиантного поведения и потенциальной опасностью пассажиров. Также мы выявили различия выборок неопасных и потенциально опасных пассажиров с достаточно высоким уровнем значимости. Следовательно, нам удалось доказать зависимость потенциальной опасности пассажира и наличием у него ряда специфических признаков, свойственных для отклоняющегося поведения. Особо подчеркнем, что с точки зрения девиантологии любые опасные действия пассажиров в аэропорту так или иначе подпадают в категорию отклоняющегося поведения: вандализм, злоупотребление ПАВ или поведение террористической группировки – все эти и многие другие примеры опасных действий имеют похожие причины и проявления. Таким образом, возникает вопрос о практической ценности нашего исследования. Эмпирически связь между потенциальной опасностью пассажира и признаками у него девиаций очевидна: практическая же ценность нашего исследования представляла собой задачу разработки методики, реально применимой в аэропортах с целью комплексной проверки пассажиров, так или иначе привлекших внимание сотрудника службы безопасности. Наша методика «Потенциально опасный пассажир» не претендует на абсолютную методологическую состоятельность. Более того, в силу некоторых её особенностей (основана на наблюдении, неразрывно связана с личностью конкретного исследователя), полная её стандартизация не представляется возможной. Верификация методики возможна путем широкомасштабного исследования, направленного на её апробацию в условиях различных аэропортов. В рамках данной работы мы лишь предлагаем рабочий вариант такого инструмента. Таким образом, доказательство нашей гипотезы представляет собой не просто доказательство наличия взаимосвязи между потенциальной опасностью пассажиров и девиациями поведения, а опосредованно подтверждает валидность нашей методики. Подводя итог, можно сказать о неоднозначности нашего исследования. В силу своей специфики понятие потенциально опасного пассажира в своей сути не может быть однозначным. Сфера деятельности сотрудников службы безопасности категорически запрещает формализм: каждый подозрительный пассажир может оказаться опасным. Наша методика призвана систематизировать признаки потенциальной опасности пассажира и упростить выявление таких пассажиров: от этого напрямую будет зависеть безопасность воздушных сообщений. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии/А. Адлер. – СПб.: Питер, 2003. – 342с. 2. Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация/Ю.А.Александровский. — М.: Медицина, 1976. – 322с. 3. Антонян, Ю.М. Личность преступника как объект предупредительного воздействия / Ю.М. Антонян. Сб. науч. трудов. – М.: Наука, 1987. – 127с. 4. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений/А.Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Апрель Пресс, 1999. – 512с. 5. Беккер, Г. Аутсайдеры/Г. Беккер.//Контексты современности. Пер. с англ. — Казань: АБАК, 1998. – 356с. 6. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии/С.А. Беличева. — М.: Новая школа, 1993. – 199с. 7. Блонский, П.П. Трудные школьники/П.П. Блонский. – М.: Высшая школа, 1980. - 431с. 8. Братусь, Б.С. Аномалии личности/Б.С. Братусь. — М.: Мысль, 1988. – 219с. 9. Ветров, Ю.П. Психологические теории формирования девиантного поведения личности/Ветров Ю.П., А.Ю. Бугоянц//Материалы XXXVIII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2008 год. Т.2. Общественные науки. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. – 208с. 10. Волынский, В.Ю. Авиационная безопасность/В.Ю. Волынский, Ю.М. Басманов, В.Н. Корнилов, В.И. Прокопешкин, М.Е. Тюфякова// Информационный бюллетень "Авиационная безопасность и аварийно-спасательное обеспечение" вып. № 1. – М.: Абинтех, 2008. 11. Выготский, Л.С. Психология развития человека/Л.С. Выготский. — М.: Эксмо, 2005. – 1136с. 12. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля/Гилинский Я.И//Социология в России. Под ред. В.А.Ядова. – М., 1998. С.587-609. 13. Гилинский, Я.И.. Социология девиантного поведения/Я.И. Гилинский, В.С Афанасьев. – СПб.: СПбФ РАН, 1993. – 154с. 14. Дюркгейм, Э. Социология образования/Э. Дюркгейм. Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева. – М.: ИНТОР, 1996. – 234с.15. Елисеев, О.П. Тест руки (Hand Test)/О.П. Елисеев//Практикум по психологии личности. – СПб, 2003. С.310-327. 16. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии/М.И. Еникеев. – М.: Юристъ, 1999. – С 23. 17. Ениколопов, С.Н. Правонарушающее поведение несовершеннолетних: описание, объяснение, противодействие/С.Н. Ениколопов, Г.И. Забрянский, Е.И. Цимбал, М.А. Якутова. – М.: Новая юстиция, 2005. – 384с. 18. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения/Е.В. Змановская. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288с. 19. Изард, К. Э. Психология эмоций/К.Э. Изард. Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1999. — 464с. 20. Кауфман, И. С. Философия Спинозы в России/И.С. Кауфман//1774—1884. Историко-философский ежегодник. Ч.1 - М., 2005. С.312-344. 21. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения/Ю.А. Клейберг. Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ «Сфера» Ю-райт, 2001. – 457с. 22. Кон, И.С. Психология ранней юности/И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 275с. 23. Кон, И.С. Социологическая психология/И.С. Кон. Учебное пособие. — Воронеж: Модэк, 1999. – 684с. 24. Кондратенко, В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты/В.Т. Кондратенко. — Минск, 1988. – 327с. 25. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология/Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Новосибирск: Олсиб, 2001. – 251с. 26. Коэн, А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения/А.Коэн//Социология сегодня. Проблемы и перспективы. – М.: Прогресс, 1965. – 521с. 27. Кудрявцев, В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования/В.Н. Кудрявцев. Учебное пособие для вузов — М.: Инфра-М-форум, 1998. – 214с. 28. Кудрявцев, В.Н. Правовое поведение: Норма и патология/В.Н. Кудрявцев. — М.: Наука, 1982. – 277с. 29. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло)/К. Лоренц. Пер. с англ. – СПб.: Амфора, 2001. – 349с. 30. Маслоу, А. Мотивация и личность/А. Маслоу. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2006. – 352с. 31. Маслоу, А. Теория человеческой мотивации. Мотивация и личность/А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. – С.77-105. 32. Меерсон, Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика/Ф.З. Меерсон. — М.: Наука, 1981. – 278с. 33. Менделевич, В.Д. Поведенческие расстройства или девиации поведения/В.Д. Менделевич. – М.: Проспект,. 2003. - 90с. 34. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения/В.Д. Менделевич. Учебное пособие. – М.: Речь, 2005. – 108с. 35. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология/В.Д. Менделевич. Учебное пособие. – М.: Медпресс, 2001. – 432с. 36. Мосеев, Ю. Авиационная безопасность/Авторский коллектив под рук. Ю. Мосеева. Курс лекций. Под ред. В. Погорловского. – Рыльск, 1999. – 138с. 37. Пиз, А. Новый язык телодвижений. Расширенная версия/А. Пиз, Б. Пиз. – М.: Эксмо, 2006. – 416с. 38. Психологические механизмы регуляции социального поведения./Под ред. М.И.Бобневой, Е.В.Шороховой. — М.: Наука, 1979. – 330с. 39. Психология: Словарь./Под ред. А.В. Петровского. — М., 1990. – 784с. 40. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/Д.Я. Райгородский. Учебное пособие. – Самара: "БАХРАХ-М", 2001. – 681с. 41. Социальные отклонения./Под ред. В. Н. Кудрявцева. — М.: Медицина, 1989. – 224с. 42. Социология девиантного поведения. Под общ. ред. Ю.Ю.Комлева. – Казань: КЮИ МВД России, 2006. – С. 118. 43. Торндайк, Э. Бихевиоризм: Принципы обучения, основанные на психологии/Э. Торндайк, Дж. Уотсон. Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 344с. 44. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 490с. 45. Фрейд, З.Я и оно. Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А. Н./З. Фрейд. - М.: Изд-во МГУ, 1980. – 343с. 46. Фрейд, 3. Лекции по введению в психоанализ /З. Фрейд. — М.: Наука, 1989. – 456с. 47. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности/Э.Фромм. – М.: Республика, 1994. – 320с. 48. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ/К. Хорни. — М.: АО «Буклет», 1994. – 335с. 49. Фролов, С.С. Социология/С.С. Фролов. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994. – 256с. 50. Эриксон, Э. Детство и общество/Э. Эриксон. – СПб.: Речь, 2002. – 234с. 51. Шнайдер, Г.И. Криминология/Г.И. Шнайдер. Под общ. ред. Л.О.Иванова. - М.: Издательская группа Прогресс – Универс, 1994. – 72с. 52. Эткинд, А.М. Цветовой тест Люшера/А.М. Эткинд, Е.Ф. Бажин. – СПб.: ИМАТОН, 2000. – 254с. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|