РУБРИКИ |
Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возрастаВзаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возрастаВзаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возрастаАктуальность исследования личностных детерминант поведения в Интернет-среде в юношеском возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета. В настоящее время 37-38 % аудитории российского Интернета составляют именно лица молодого возраста (от 18 до 24 лет), при этом отмечается, что количество молодежи в Интернете растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп (РОЦИТ, 1999; Monitoring.ru, 2000). Во-вторых, все большее усложнение социального мира и процессов социального взаимодействия в настоящее время определяет актуальность социально-психологического анализа субъективного значения социальной неопределенности для личности. Неопределенность социальных норм, разнообразие сред общения и видов деятельности в Интернете делают Интернет-коммуникацию удобным объектом для изучения детерминант поведения в неопределенной среде в целом. В-третьих, важным для нашего исследования является выделение в ряде психологических работ таких видов надситуативной активности, как восприятие возможностей и осуществление действия, или выбор одной из возможностей (Леонтьев, 2000; Леонтьев, Пилипко, 1995; May, 1981; Петровский, 1996). Имплицитно роль идентичности в регуляции этих двух видов активности уже рассматривалась в ряде исследований (Marcia, Friedman, 1970; Marcia, 1980; Raphael, Xelowsky, 1980). Однако вследствие отождествления идентичности и поведения в этих исследованиях вопрос относительно роли структурных и содержательных особенностей идентичности в регуляции этих двух видов активности остался нерешенным. Представляется актуальным анализ регулятивной роли идентичности относительно выделенных типов активности: активности в восприятии альтернатив, когда человек выделяет для себя достаточно широкий спектр возможностей, и активности в действии, когда человек осуществляет действие, выбирая одну из возможностей. В-четвертых, одним из видов поведения в Интернет-коммуникации, который анализируется в данной работе, является Интернет-зависимость. Актуальность изучения роли идентичности в возникновении Интернет-зависимости определяется слабой изученностью регулятивной роли идентичности относительно нехимических поведенческих зависимостей, а также практической значимостью исследований феномена Интернет-зависимости. Научная новизна исследования определяется, во-первых, недостаточной разработанностью в социально-психологическом знании проблемы коммуникации через Интернет в целом. В частности, в данном исследовании впервые рассматривается роль структурных и содержательных особенностей идентичности в регуляции поведения в Интернете. Также впервые рассматривается роль идентичности в регуляции такого специфического вида поведения, как Интернет-зависимость. Кроме того, в рамках данного исследования был разработан опросник поведения в Интернете, включающий шкалу Интернет-зависимости. Во-вторых, данное исследование вносит вклад в разработку проблемы регулирующей функции идентичности, а также проблемы социальной активности личности. Впервые детально рассматривается роль идентичности в регуляции активности личности в неопределенной среде. Также впервые эмпирически анализируется активность личности на двух уровнях: активность в действии и активность в восприятии альтернатив; рассматривается связь этих видов активности с идентичностью личности. Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями высшей школы при разработке учебных курсов по психологии телекоммуникаций, социальной психологии личности, социально-психологическим последствиям информатизации. Также они могут быть востребованы практическими психологами при организации практической работы с подростками-пользователями сети Интернет, особенно для организации психокоррекционной работы с Интернет-зависимыми подростками и юношами. Цель данного исследования состоит в теоретическом анализе и эмпирическом исследовании роли структуры и содержания идентичности в регуляции поведения в Интернете. Задачи исследования.1. Теоретический анализ существующих представлений о роли идентичности в регуляции поведения. 2. Анализ социально-психологических аспектов Интернет-коммуникации. 3. Проведение эмпирического исследования роли структуры и содержания идентичности в регуляции поведения в Интернете. Предмет исследования - особенности идентичности и поведения в Интернет-коммуникации. Объект исследования. В исследовании приняли участие пользователи Интернета в возрасте от 15 до 21 года: учащиеся средних школ г. Москвы (84 человека), а также студенты гуманитарных и естественных факультетов вузов г. Москвы (91 человек). Всего в качестве испытуемых выступило 175 человек, из них 43 девушки и 132 юноши. Гипотезы исследования.1. Активность в восприятии альтернатив в Интернет-коммуникации связана со структурными и содержательными особенностями идентичности пользователей. 1а. Чем больше в идентичности социально-ролевых характеристик, тем ниже активность в восприятии альтернатив. 1б. Чем большую роль в регуляции поведения в Интернете играет "идеальное Я" (т.е. чем более сходны образы "Я-идеальное" и "Я в Интернете"), тем ниже активность в восприятии альтернатив. 2. Активность в действии в Интернет-коммуникации связана со структурными и содержательными особенностями идентичности пользователей. 2а. Чем больше в идентичности социально-ролевых характеристик, тем ниже активность в действии. 2б. Чем большую роль в регуляции поведения в Интернете играет "идеальное Я" (т.е. чем более сходны образы "Я-идеальное" и "Я в Интернете"), тем ниже активность в действии 1 . 3. Структура и содержание идентичности Интернет-зависимых пользователей отличается от структуры и содержания идентичности тех пользователей, которые не склонны к Интернет-зависимости. Методологической основой данного исследования послужили теория социальной идентичности А. Тэшфела, Дж. Тернера; теория социальной самокатегоризации Дж. Тернера, теория SIDE ("social identity model of deindividuation effect" - "модель деиндивидуализации с точки зрения социальной идентичности") C. Рейчера, Р. Спирса, Т. Постмеса, а также теоретические и эмпирические положения о регулятивной функции идентичности Э. Эриксона, Х. Маркус, К. Хорни, В.В. Столина, Е.Т. Соколовой. Исследование проводилось с использованием методов опроса, контент-анализа самоописаний респондентов, факторного анализа, корреляционного анализа. Положения, выносимые на защиту.1. В ситуации социальной неопределенности, которая является основной особенностью Интернета как социальной среды, основную роль в регуляции поведения играет идентичность пользователя. Особенности поведения пользователей в Интернете (активность в восприятии альтернатив; активность в действии; Интернет-зависимость) не связаны со стажем использования Интернета, доступностью Интернета, необходимостью использовать Интернет для работы или учебы. 2. Активность в восприятии альтернатив в Интернет-коммуникации связана со структурой идентичности пользователей. Чем более значимо стремление реализовать "идеальное Я" в Интернете, тем ниже показатель активности в восприятии альтернатив. Напротив, для пользователей с высокими показателями активности в восприятии альтернатив стремление реализовать идеал "Я" не является единственным регулятором поведения в Интернете; не менее важным для них является желание испытать новый опыт, который невозможно испытать в реальном общении. 3. Активность в действии в Интернет-коммуникации связана с особенностями самокатегоризации пользователей: чем меньше в идентичности выражена социально-ролевая составляющая, тем выше показатель активности в действии. 4. Особенностями идентичности Интернет-зависимых пользователей являются стремление избавиться от требований социального окружения и потребность в эмоциональной поддержке. Апробация и внедрение результатов исследования.Теоретические положения и основные результаты исследования были представлены в докладах на заседании кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (1998), семинарах ISN (Information Society Network) (Москва, 1999), Ломоносовских чтениях (Москва, 2000). Полученные в исследовании результаты были использованы при чтении учебных курсов "Психология виртуальной реальности" для студентов математического факультета Московского педагогического университета, а также курсов "Социальная психология личности" и "Социализация и информационная среда" для студентов факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась научно-методологической обоснованностью программы исследования, репрезентативностью и достаточно большим объемом выборки, соблюдением методических принципов и правил проведения опросов, применением аппарата математической обработки данных, соотнесением с результатами исследований других авторов. Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и списка литературы, включающего 137 наименований, из них 82 на иностранных языках. Объем основного текста диссертации - 148 машинописных страниц. В приложениях представлены методические материалы и результаты первичной обработки эмпирических данных. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обосновывается актуальность работы, раскрывается ее научная новизна, практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту, определяются цель, задачи, предмет, объект, гипотезы и методы исследования. ГЛАВА 1 "ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ", включающая 2 параграфа, посвящена анализу теоретико-методологических подходов к изучению идентичности в зарубежной и отечественной психологии. В § 1.1. Понятие и виды идентичности особое внимание уделено разведению понятия "идентичности" и смежных, но не тождественных с ним понятий (Эриксон, 1996; Бернс, 1986; Кон, 1981; Ремшмидт, 1994). Большинство авторов определяет "Я"-концепцию (самосознание, схему "Я") как представление о себе или как совокупность частных представлений о себе, образов "Я", самооценок. Идентичность, или "Я", рассматривается как интегрирующее эти самооценки начало, как некоторый стержень, на который "нанизываются" частные представления о себе, и одновременно - как регулятивное начало, инстанция, обеспечивающая не только целостность и согласованность представлений о себе, но и целостность, последовательность поведения. В данной работе понятия "Я" и "идентичность" также рассматриваются как взаимозаменяемые, обозначающие целостность и непрерывность личности, а "Я"-концепция - как осознаваемая часть идентичности. На основе анализа литературы выделяются и определяются следующие аспекты идентичности: - "представление о себе" - "поведение (самопрезентация)" (Бернс, 1986; Столин, 1983, 1985; Goffman, 1959; Harre, Secord, 1972; Banaji, Prentice, 1994); - "социальное Я" - "персональное Я" ("социальная идентичность" - "персональная идентичность") (Джемс, 1991; Кон, 1981, 1984; Tajfel, 1974; Tajfel, Turner, 1979, 1985); - "реальное Я" - "идеальное Я" (Rosenberg, Kaplan, 1982; Бернс, 1986; Хорни, 1998); - "наличное Я" - "возможные Я" (Markus, Nurius, 1986). Указывается на классификацию различных аспектов идентичности, которая основывается на понимании идентичности как существующей в развитии, а видов идентичности - как различных стадий (Эриксон, 1996) или состояний развития идентичности (Marcia, Friedman, 1970; Marcia, 1980; Raphael, Xelowsky, 1980). § 1.2. Роль идентичности в регуляции социального поведения. Большинство исследователей, говоря о влиянии "Я"-концепции на поведение, вводят понятие самопрезентации, определяя ее как "процесс сообщения другим людям, чем мы являемся, или поведенческое выражение того, что мы чувствуем в свой адрес и думаем о себе" (Philipchalk, 1997, p. 46). Выделяются две наиболее общие функции самопрезентации: защитная (намеренное произведение на окружающих определенного впечатления) и смысловая (подтверждение своей "Я"-концепции или самопознание) (Banaji, Prentice, 1994; Tedeschi, Riess, 1981; Зимачева, 1997). Наиболее подробно самопрезентация с точки зрения ее защитной функции рассматривалась в рамках интеракционистской ориентации (Goffman, 1959; Harre, Secord, 1972). Однако, по мнению ряда авторов, самопрезентация включает в себя не только стремление произвести на других определенное впечатление, но и демонстрацию мыслей и чувств (Swann, 1992; Майерс, 1997). Обсуждая соотношение защитной и смысловой функций самопрезентации, необходимо отметить, что люди различаются по своей склонности к намеренному конструированию впечатления о себе: одни склонны все время контролировать свое поведение в соответствии с ожиданиями социального окружения, другие ведут себя спонтанно, следуя в поведении скорее внутренним ориентирам, нежели опираясь на ожидания социального окружения (Snyder, 1987; Snyder, Monson, 1975). Роль социальной идентичности в регуляции поведения. Роль этого аспекта Я в регуляции поведения анализировалась еще Дж. Мидом в контексте проблемы соотношения социальной детерминации и свободы личности. Из теоретических размышлений Дж. Мида следует вывод о том, что "Me" ("Я-глазами-других") обеспечивает нормативную активность, "I" ("Я-как-есть"), напротив, регулирует собственную, сверхнормативную активность личности (Mead, 1975). Этот тезис находит продолжение в концепциях современных когнитивно ориентированных психологов. Так, в теории социальной идентичности А. Тэшфела и теории самокатегоризации Дж. Тернера "сдвиг" идентичности к полюсу социальной самокатегоризации определяет межгрупповое (т.е. нормативное) поведение, а к полюсу личностной самокатегоризации - межличностное поведение (Tajfel, 1974; Tajfel, Turner, 1979, 1985). На близких основаниях, а именно, на основании того, в какой мере индивид в своем поведении склонен руководствоваться интересами группы, к которой он принадлежит (т.е. склонен к коллективизму), или, напротив, собственными интересами (т.е. склонен к индивидуализму), построена типология личностей, широко используемая в этнопсихологии (Triandis, 1994; Markus, Kitayama, 1991). Наиболее подробное описание мотивов, способов самоопределения, взаимоотношений с окружающими и наиболее типичных чувств, свойственных "индивидуалистам" и "коллективистам", приводят когнитивно ориентированные психологи Х. Маркус и Ш. Китаяма (Markus, Kitayama, 1991), различающие два типа Я в зависимости от способа самоопределения: "независимое Я" и "взаимозависимое Я". Если провести параллель между теорией социальной идентичности А. Тэшфела и Дж. Тернера, становится очевидным ее сходство с концепцией Х. Маркус и Ш. Китаямы. В "Я"-концепции обладателей "взаимозависимого Я" преобладает социальная идентичность, поскольку они склонны описывать себя в терминах социальных ролей, а основа их самоотношения - соответствие ожиданиям окружающих. В "Я"-концепции обладателей "независимого Я" преобладает личная идентичность, поскольку они более склонны описывать себя в терминах психологических черт и основой их самоотношения является способность выражать свои личные качества (Markus, Kitayama, 1991). Исследования Х. Маркус и Ш. Китаямы позволяют выделить следующие важные для данного исследования различия роли Я в детерминации активности: 1) детерминированность поведения обладателей "взаимозависимого Я" социальными ролями и ожиданиями социального окружения; их меньшую толерантность к противоречию и, как следствие, меньшую эффективность в ситуации неопределенности; 2) большую креативность, и, как следствие, большую адаптивность в ситуации неопределенности обладателей "независимого Я", их тенденцию меняться не под влиянием внешних условий, а в результате самодетерминации, что в нашем понимании означает их большую надситуативную активность. Роль "идеального Я" в регуляции поведения. Дихотомия "реальное Я" - "идеальное Я" обычно рассматривается в связи с самоотношением личности. По данным эмпирических исследований, влияние рассогласования "идеального Я" и "реального Я" на уровень самоотношения зависит от когнитивной сложности человека (Linville, 1987). Отмечается (Хорни, 1998; Соколова, Николаева, 1991), что сверхзначимость стремления соответствовать "идеальному Я" ведет к нестабильности самоотношения и к снижению спонтанной активности. Представляется возможным сопоставить такие аспекты идентичности, как "идеальное Я" и социальная идентичность. "Идеальное Я" признается сходным с социальной идентичностью по своему происхождению (Rosenberg, Kaplan, 1982; Бернс, 1986; Соколова, Николаева, 1991; Хорни, 1998). Роль социальной идентичности и "идеального Я" в детерминации активности личности также представляется сходной - обе эти структуры детерминируют адаптивную, или, более конкретно, нормативную активность. Аспектами идентичности, детерминирующими надситуативную активность, могут быть названы "возможные Я" - ситуативные представления человека о том, каким он мог бы стать, которые обеспечивают изменчивость и развитие идентичности. Х. Маркус и П. Нуриус рассматривают "возможные Я" как "посредников между мотивацией и "Я"-концепцией"; при этом мотивирующая роль "возможных Я" раскрывается следующим образом: возникающее у человека представление о том, каким он мог бы стать, в дальнейшем побуждает его активность в этом направлении (Markus, Nurius, 1986). Таким образом, логика влияния "возможных Я" на поведение следующая: у человека ситуативно и первоначально немотивированно появляются некие образы "Я" ("возможные Я"), которые в дальнейшем могут детерминировать активность. Концепция "возможных Я" представляется удачным решением проблемы ситуативного изменения идентичности. Однако при рассмотрении развития идентичности в онтогенезе более плодотворным оказывается подход, основанный на методологии Э. Эриксона (Marcia, Friedman, 1970; Marcia, 1980; Raphael, Xelowsky, 1980). В рамках этого направления в качестве критериев статуса (или состояния) идентичности используются такие параметры, как "наличие или отсутствие кризиса" (Marcia, 1980), "открытость альтернативам", "наличие решений" (Raphael, Xelowsky, 1980). Хотя Дж. Марсиа традиционно рассматривал идентичность в развитии, в одной из своих работ Дж. Марсиа и М. Фридман (Marcia, Friedman, 1970) утверждали, что различным статусам идентичности соответствуют определенные типы личности. Таким образом, одни и те же типы идентичности могут быть рассмотрены и как стадии развития идентичности, и как устойчивые особенности личности. ГЛАВА 2 "СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ" посвящена конкретизации роли идентичности в регуляции социального поведения в Интернете. § 2. 1. Общая характеристика Интернет-коммуникации. В настоящее время в исследованиях Интернет-коммуникации происходит смещение акцентов от изучения собственно технологической ее составляющей к изучению психологических последствий информационных технологий. Интернет - среда по сути своей неоднородная, образованная различными социальными средами. Неоднородность Интернета как среды поведения, а также многообразие сервисов Интернета обеспечивает различные виды деятельности пользователя в Интернете (Войскунский, 1999; Смыслова, 1998). Однако, хотя среды общения и деятельности в Интернете очень разнообразны и в значительной степени отличаются друг от друга, они, тем не менее, обладают общими, присущими им всем, свойствами, которые являются результатом специфики коммуникации через Интернет. Такими особенностями Интернета по сравнению с реальным социальным миром являются: 1) невидимость субъекта коммуникации; 2) анонимность; 3) слабая регламентированность поведения; 4) разнообразие сред общения, видов деятельности и способов самопрезентации (Suler, 1996b, 1996c, 1996e; Reid, 1994, 1991; Turkle, 1997). Эти свойства позволяют характеризовать большинство социальных ситуаций в Интернете как "слабые ситуации" - такие, в которых внешние воздействия оказывают слабое влияние на поведение, что благоприятствует проявлению в поведении индивидуальных различий (Росс, Нисбет, 1999; Philipchalk,1995). Указанные особенности Интернет-коммуникации определили выбор Интернета как наиболее оптимальной среды для исследования надситуативной активности, которая не направлена на достижение некоторого заранее заданного результата. Эта среда обладает всеми признаками "слабых" ситуаций и потому, на наш взгляд, наиболее благоприятна для исследования роли идентичности в детерминации поведения. § 2. 2. Современные психологические и социально-психологические исследования Интернет-коммуникации, содержащий 4 раздела, посвящен обзору основных направлений психологических исследований Интернета. Наиболее ранние методологические исследования Интернета, относящиеся к началу 90-х годов, посвящены обоснованию возможности изучения Интернета не только с технической, но и с психологической точки зрения (Riva, Galimberti, 1998; Nass, Steuer, 1993), содержат определения виртуальной реальности и описание особенностей коммуникации через Интернет по сравнению с реальной коммуникацией. В социокультурных исследования сетевых сообществ (Reid, 1991, 1994; Donath, 1995; Suler, 1996g; Turkle, 1996, 1997) Интернет выступает как система некоторых сообществ, обладающих своими особенностями языка, норм коммуникации и социальной иерархии участников. Наличие этих особенностей позволяет говорить об Интернете как о социальной среде, которая делает возможным формирование новых оснований социальной самокатегоризации, и тем самым может вносить вклад в формирование нового содержания идентичности пользователя. Исследования влияния Интернет-коммуникации на идентичность пользователей можно разделить на две группы. 1. Исследования влияния Интернет-коммуникации на социальную идентичность пользователя. Данные эмпирических исследований о взаимосвязи социальной идентичности пользователя и его поведении в Интернете подтверждают сформулированное на основании теоретических положений представление о роли социальной идентичности в надситуативной активности. Так, чем большее место в самокатегоризации занимает социальная идентичность, тем ниже активность пользователей в Интернете (Жичкина, Белинская, 2000). При этом идентификация с виртуальной социальной группой по своему влиянию на активность пользователя аналогична идентификации с реальными социальными группами: высокая степень идентификации и с реальной, и виртуальной социальной группой препятствует проявлению активности пользователей в Интернете. 2. Исследования мотивации создания "виртуальных личностей". Феномен создания виртуальных личностей был зарегистрирован многими исследователями (Reid, 1991, 1994; Donath, 1997; Sempsey, 1997; Turkle, 1996, 1997; Кelly, 1997). На основе анализа литературы можно выделить две группы причин создания виртуальных личностей: мотивационные (удовлетворение уже имеющихся желаний) и "поисковые" (желание испытать новый опыт как некоторая самостоятельная ценность) причины. В первом случае создание виртуальной личности выступает как компенсация недостатков реальной социализации. Такая виртуальная личность может существовать как "для себя", осуществляя идеал "Я" или, наоборот, реализуя деструктивные тенденции пользователя (Young, 1998; Turkle, 1996; Becker, 1996), так и "для других" - с целью произвести определенное впечатление на окружающих (Dautenmann, 1996; Reid, 1991, 1994; Serpentelli, 1992; Suler, 1996d; Sempsey, 1997). Во втором случае виртуальная личность создается для расширения уже имеющихся возможностей реальной социализации, получения нового опыта (Turkle, 1996; Sempsey, 1997). Большинство исследований Интернет-зависимости 2 посвящено выработке критериев диагностики этого феномена. Выделяются следующие критерии Интернет-зависимости (Brenner, 1997, 1998; Young, 1997, 1998; Thompson, 1996; Suler, 1996a; Goldberg, 1996): 1) критерий дезадаптации (негативное влияние использования Интернета на финансовый статус, межличностные отношения, здоровье, работу или учебу, эмоциональное состояние и т.п.); 2) критерий невозможности субъективного контроля за использованием Интернета. Отмечается, что Интернет-зависимость имеет, прежде всего, личностную природу: Интернет сам по себе не имеет аддиктивной природы, но может приобретать сверхзначимость для некоторых людей в силу их личностных особенностей (King, 1996; Young, 1997, 1998; Suler, 1996a). Большинством исследователей признается, что идентичность Интернет-зависимых обладает значительными отличиями от идентичности тех, для кого не характерна Интернет-зависимость. В ГЛАВЕ 3 "ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ" формулируется и обосновывается подход к изучению роли идентичности в регуляции активности поведения, описываются теоретическая модель и программа исследования, даются основания выбора методического инструмента, приводятся результаты анализа полученных данных. § 3. 1. Программа эмпирического исследования. Активность пользователя может быть рассмотрена как адаптивная, направленная на достижение заранее заданного результата, или надситуативная (неадаптивная), существующая безотносительно к внешним целям. В качестве детерминант адаптивной активности на уровне идентичности могут выступать как внешние (система социальных ролей), так и внутренние (желание соответствовать идеалу "Я") детерминанты. Исходя из этого, было выдвинуто следующее предположение: чем больше выражены, во-первых, социально-ролевой аспект самокатегоризации, и, во-вторых, стремление соответствовать идеалу "Я", тем в меньшей степени для личности будет характерна надситуативная активность. Выбор Интернета в качестве оптимальной среды для исследования надситуативной активности связан с рядом его особенностей, в частности, нерегламентированностью поведения, анонимностью, невидимостью субъекта, потенциальным разнообразием сред общения и видов деятельности. Интернет обладает всеми признаками "слабых" ситуаций (таких ситуаций, в которых лишь немногие социальные правила управляют поведением, когда человек может выражать себя разными способами относительно свободно) и потому, на наш взгляд, наиболее благоприятен для исследования роли идентичности в детерминации надситуативной активности. Итак, проблема исследования: взаимосвязь особенностей идентичности и поведения в неопределенной среде 3 . В эмпирическом исследовании выделялись три параметра поведения в Интернете: активность в восприятии альтернатив, активность в действии, Интернет-зависимость. Общим критерием формирования выборки (175 человек в возрасте от 15 до 21 года) было наличие у респондента опыта использования Интернета. Методики исследования.1. Для изучения особенностей поведения в Интернете применялся разработанный нами опросник поведения в Интернете, включающий три шкалы: "активность в восприятии альтернатив" (8 вопросов), "активность в действии" (6 вопросов), Интернет-зависимость (7 вопросов). Психометрическая проверка опросника производилась на группе из 175 испытуемых (показатели надежности, согласованности шкал и устойчивости удовлетворительны). 2. Испытуемым также предлагалась анкета для оценки частоты вхождения в Интернет с той или иной целью, определения важности эмоциональной поддержки, общения и возможности вести себя раскрепощенно и вероятности получения последних в реальном общении и в Интернете по 5-балльной шкале. Кроме того, в анкету были включены вопросы-фильтры с целью проверки связей изучаемых аспектов поведения с внешними факторами: ограничениями на вход в Интернет или с профессиональной необходимостью его использования, а также вопросы относительно пола, возраста, стажа использования Интернета, количества часов в неделю, которое респондент проводит в Интернете и количественных характеристик виртуальной социальной сети. 3. Для исследования особенностей самокатегоризации, в частности, выраженности в идентичности социально-ролевого или персонального аспектов, был использован тест Куна-Макпартленда "Кто Я?" ("Двадцать ответов"). 4. Для исследования особенностей структуры идентичности применялся семантический дифференциал. Испытуемому предлагалось оценить каждую из ролевых позиций ("Я", "идеальное Я", "Я в Интернете", "Я глазами сверстников", "Я глазами взрослых") по ряду шкал. В качестве шкал выступили наиболее частотные прилагательные, с помощью которых испытуемые описывали себя вообще и себя в Интернете в ходе интервью, касавшегося различий общения через Интернет и реального общения (Жичкина, Белинская, 2000). Обработка результатов. По результатам опросника поведения в Интернете были выделены следующие группы пользователей: "активные в восприятии альтернатив" - "неактивные в восприятии альтернатив"; "активные в действии" - "неактивные в действии"; Интернет-зависимые - те, для кого не характерна Интернет-зависимость (в дальнейшем в тексте - "аддикты" и "неаддикты"). Затем сравнивались структура и содержание идентичности пользователей, отнесенных к крайним группам по каждому из выделенных нами параметров. Процедура обработки данных, полученных с помощью личностного семантического дифференциала, была следующей: среднегрупповые оценки каждой ролевой позиции по каждому из качеств подвергались факторному анализу с целью определения нагрузок по каждому фактору, содержания и близости-удаленности друг от друга рассматриваемых ролевых позиций. Полученные результаты сравнивались попарно по группам "активных в восприятии альтернатив" и "неактивных в восприятии альтернатив"; "активных в действии" и "неактивных в действии"; "аддиктов" и "неаддиктов". Обработка данных, полученных с помощью методики Куна-Макпартленда, производилась методом контент-анализа с последующим сравнением количества высказываний каждого типа попарно по каждой из выделенных групп респондентов. По данным, полученным с помощью анкеты, анализировались различия в целях использования Интернета, а также в восприятии Интернета и реального социального окружения по выделенным группам. В § 3.2. "Результаты
исследования взаимосвязи особенностей идентичности и поведения в Интернете и их
обсуждение" проверялось, связаны ли изучаемые особенности поведения между
собой и с объективными характеристиками использования Интернета, а также с
полом и возрастом пользователей. Было установлено, что активность поведения в
Интернете слабо связана с активностью в восприятии альтернатив (r=0,177, p
|
|
© 2010 |
|