РУБРИКИ

Взаимосвязь между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Взаимосвязь между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением

- Апатия. Отсутствие мотивации что-то делать, нежелание общаться с людьми, низкий уровень активности и/или бездеятельность. Пребывая в апатии, человек можете решить: «Пропади все пропадом, не хочу выходить из дома, не хочу никого видеть».

- Межличностные Проблемы. Находясь в депрессии, люди бывают особенно чувствительны к критике, им не хочется общаться с кем бы то ни было. Они чувствуют себя неуютно среди других людей; иногда при этом усиливается чувство одиночества. Страдающие депрессией не уверены в себе - им трудно выступить в свою защиту, высказать собственное мнение, выразить свои чувства или мысли, попросить о помощи, поддержке.

- Ощущение Вины. Если вы чувствуете сожаление или раскаяние, сделав ошибку или неумышленно обидев кого-то, это нормально. Однако и в данном случае чувство вины может быть чрезмерно обострено. Вы уже убеждены: «Я плохой человек». Это убеждение превращает естественное раскаяние в болезненную и разрушительную для психики эмоцию.

- Негативные Мысли. Искажения и ошибки в мышлении и восприятии - часто встречающиеся признаки депрессии. Человек в состоянии депрессии все воспринимает чрезвычайно пессимистически. Его мысли сконцентрированы на негативном. Такие искажения - не только симптом, но и мощный фактор усиления депрессии.

- Мысли о Самоубийстве. Мысли о суициде очень часто возникают при депрессии. Хотя большинство людей, думающих о самоубийстве, в реальности воздерживаются от рокового шага, к таким мыслям всегда нужно относиться серьезно. Чаще всего мысли о самоубийстве приходят в голову людям, у которых представление о собственном будущем окрашено в мрачные краски. В самоубийстве видится избавление от страданий.

2. Биологические симптомы депрессии

- Нарушения Сна. Ряд изменений может произойти в естественном цикле сна. Депрессия часто сопровождается бессонницей. Бывает однако, и прямо противоположная ситуация: кого-то одолевает патологическая сонливость.

- Нарушение Аппетита. Наиболее часто встречающимся при клинической депрессии нарушением является потеря аппетита - не хочется есть, пропадает интерес к пище, иногда даже исчезает ощущение вкуса. Обычно это приводит к резкому похудению. Иногда, несмотря на ухудшение аппетита люди по привычке стараются не снижать потребления пищи, что требует усилий. Такое бывает при сильном постоянном стрессе. Вместе с тем, нередко у страдающих от депрессии людей отмечается увеличение аппетита (гинерфагия) и, как следствие, склонность к полноте. Повышенный аппетит также может быть психологической реакцией на неблагоприятные обстоятельства.

- Потеря Сексуального Влечения. Связанное с биологическими факторами снижение сексуального влечения или интереса. Безусловно, имеется много психологических причин возникновения сексуальных проблем. Уменьшение сексуального влечения, наблюдаемое при депрессии, происходит на чисто физиологическом уровне.

- Усталость и Уменьшение Энергии. Многие люди, страдающие депрессией, чувствуют себя крайне утомленными. Любое усилие дается им с большим трудом. Подобное состояние - весьма характерно для депрессии.

- Ангедония (неспособность получать удовольствие). Ангедонию часто определяют как потерю вкуса к жизни. Это один из наиболее верных признаков клинической депрессии. По всей видимости, он связан с химической дисфункцией тех частей нервной системы, которые действуют как центры удовольствия. Степень тяжести ангедонии бывает разной. Наиболее яркие события - общение со своим ребенком, смена карьеры, влюбленность - могут привести к возврату чувства удовольствия и к временному улучшению настроения. Однако события повседневной жизни могут потерять всякую привлекательность для человека. В некоторых случаях тяга к азартным играм, постоянное искушение транжирить деньги или заводить романы на стороне свидетельствуют об отчаянных попытках стимулировать вкус к жизни, избежать чувства пустоты, возникающего при ангедонии.

- Приступы Паники. Внезапно наступающие сильные физические и эмоциональные расстройства. Они характеризуются следующими признаками, которые могут проявляться по отдельности или в комбинации: учащенное сердцебиение, одышка, обмороки, головокружение, покалывание в пальцах рук и ног, иногда боль в груди, предчувствие опасности или надвигающейся беды (часто совершенно безосновательное), панический страх сойти с ума или потерять контроль над собой. Такие приступы обычно длятся 10-15 минут. В большинстве случаев они не вызваны конкретной стрессовой ситуацией. Все происходит неожиданно.

2.2 Причины и типы депрессии


Существует много типологий депрессии. Вот одна из них: [32]

1. Реактивная депрессия. Это самая простая для понимания депрессия, потому что она появляется после какой-либо серьезной потери чего-то, что жизненно важно для человека: смерть близких, развод, разорение, увольнение - все зависит от системы ценностей данного человека. Отличительная черта этой формы депрессии - чувство потери, психические свойства и чувство реальности остаются нетронутыми, чувство потери может быть связано с чувством гнева по поводу этой потери. Самое сильное чувство потери может быть связано со смертью любимого человека. Симптомы депрессии и траура аналогичны, но при этом известно, что психически и физически здоровый человек испытывает чувство потери в связи с трауром в течение около девяти месяцев. Если оно продолжается значительно дольше, то дело не только в чувстве траура, в каждом обществе существуют принятые нормы поведения и длительности траура. Более длительная депрессия может указывать на психиатрические осложнения, менее длительная может вызвать подозрительность других членов семьи. Часто истинные причины, вызывающие депрессию, могут быть совершенно непонятны непосвященным (например, скрытые конфликты в семье, неудачи в реализации своих творческих планов, потеря самоуважения), но даже если есть реальная потеря, пациент осознает потерю или страшится ее.

2. Маниакально-депрессивный психоз. Этот диагноз характеризуется чередованием состояний депрессии и возбуждения. У депрессии нет других отличительных черт, кроме того, что она возвращается. Во время маниакальной стадии для человека характерны всплески дикой возбужденности, бессонница, грандиозные планы переустройства своих дел или мирового масштаба. Иногда период депрессии начинается резко, иногда - постепенно.

3. Послеродовая депрессия. Часто депрессия наступает после родов, и мать не только не может как следует заботиться о ребенке, но даже и за собой следить. Причины могут быть самые разные: нежелательный ребенок, материальные или семейные трудности, биохимические сдвиги и т.д. Симптомы могут варьироваться от пониженного настроения, когда мать с трудом заставляет себя выполнять обязанности по уходу за ребенком, до полной апатии и ухода в себя.

4. Климактерическая и старческая депрессия. В определенное время в течение человеческой жизни могут возникать депрессивные состояния: примером могут служить климактерическая и старческая формы депрессии. У женщин климактерическая депрессия может наступать в период от 45 до 55 лет, у мужчин - несколько позже. Обычно у такого человека никогда в прошлом депрессии не было.

5. Депрессия, связанная с шизофренией. С шизофренией связаны два основных типа депрессии. Одна - это форма депрессии, которая является главным симптомом шизофрении. Другая - это депрессия, которая следует за улучшением некоторых, более ярких симптомов шизофрении. Если в первом случае депрессия носит биохимический или физический характер, то во втором - психологический.

Причины депрессии [50]

1. Наследственность. Генетика может играть определенную роль. Если у кого-то из членов семьи уже наблюдались суицидальные наклонности или депрессия, то это может увеличить шансы заболеть. Недавно ученые установили генетические признаки, указывающие на предрасположенность к маниакально-депрессивному психозу. Кроме того, исследование показали, что если один из однояйцовых близнецов страдает депрессией, то в 70% случаев у второго близнеца также возникает депрессия.

2. Психологические факторы. Чувства одиночества, отвергнутости или оставленности являются как причинами, так и признаками, которые могут предрасполагать человека к депрессии. Многие специалисты указывают на раннюю потерю родителей или на их неприятие по отношению к ребенку как на фактор, влияющий на развитие депрессии. Неврологи рассматривают воздействие на мозг ранних эмоционально пережитых потерь, таких, как смерть родителей, оставление ребенка или жестокое обращение с ним.

3. Экзогенные стрессовые факторы. Потерю работы, конфликтные взаимоотношение, выход на пенсию, стихийные бедствия, проблемы с законом, а также смерть в семье должны рассматриваться как факторы, приводящие к депрессии. Кроме того, экзогенным стрессовым фактором может стать физическое состояние человека. Переизбыток определенных гормонов, таких, как кортизол, которые выбрасываются как реакция на стрессовые ситуации, может создать в мозге дисбаланс, приводящий к депрессии.

4. Нарушение химического равновесия в мозге. Симптомы некоторых физических болезней, таких, как болезнь Паркинсона, гипогликемия, синдром хронической усталости, диабет, болезни почек и других заболеваний, могут включать в себя депрессивные чувства. У некоторых людей депрессия бывает вызвана приемом ряда препаратов, таких, как: противозачаточные таблетки, сердечные препараты и лекарства, понижающие давление (например, бета-блокаторы и кальциевые блокаторы канала), халкион, ативан и другие снотворные, кортизон и другие стероиды, антибиотики. Кроме того, депрессии способствует алкоголь и другие вещества, если ими злоупотребляют. Например, люди, страдающие легкой формой депрессии, через 20-30 минут после принятия алкоголя могут почувствовать себя лучше. Однако депрессия впоследствии усиливается. Нарушение баланса гормонов, выделяемых эндокринными железами (такими, как щитовидная железа, паращитовидная железа и надпочечные железы), также может вызывать симптомы депрессии. В этих случаях, если человек корректирует гормональный дисбаланс - например, если человек, у которого щитовидная железа вырабатывает недостаточно тироксина, станет принимать синтетический гормон, - то симптомы обычно исчезают.

В отличие от взрослых подростки скрывают свое состояние даже от самых близких людей. Основные признаки депрессии - в первую очередь нарушение сна и тоскливое настроение. Синяки под глазами, нервозность, потеря аппетита или наоборот переедание. В это же время у подростка портятся отношения со старыми друзьями, одноклассниками, он закрывается от всех. Возможны мысли и вопросы о смерти, о неудачах. Употребление алкоголя и наркотиков воспринимается в это время как выход из положения. В период депрессии ребенок перестает следить за своим внешним видом. Возможны внезапные необоснованные вспышки гнева, вымещение злобы на младших членах семьи, животных, просто на предметах. Иногда депрессивные состояния влияют на перемену вкусов, подростка начинает тянуть ко всему мрачному, связанному с культом смерти. Утрата вкуса к реальной жизни тоже свидетельствует о депрессивном состоянии. В подростков возрасте человек очень чувствителен к любой критике, непониманию, стрессам, поэтому он нуждается в большем внимании к себе.

2.3 Агрессия. Типы агрессии

Агрессия (по Р. Бэрону)- любая форма поведения, направленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Классификация агрессии (по А. Бассу):

1)      враждебная (главная цель - причинение страданий жертве);

2)      инструментальная (агрессор нападает на жертву, цель не связана с нанесением вреда)

Цели агрессора могут быть разными - повышение самооценки, стремление оказать воздействие на другого человека.

В психологии принято различать враждебность и агрессивность. Враждебность - негативная установка к другому человеку, выражающаяся в неблагоприятной оценке своей жертвы.

Агрессивность - стабильная готовность к агрессивным действиям в разных ситуациях.

Агрессивным присуща враждебность, а вот враждебным не всегда свойственна агрессивность.

Теория социального научения Бандуры

Агрессия приобретается посредством биологических факторов (гормоны, НС) или научения (наблюдение, непосредственный опыт).

Агрессия провоцируется неприемлемым обращением (нападки), побудительными мотивами (деньги), инструкциями(приказы).

Агрессия регулируется внешними поощрениями и наказаниями, викарным подкреплением (наблюдение за тем как поощряют или наказывают других), механизмами саморегуляции ( гордость, вина).

Типы агрессии

Э. Фромм [37 стр. 162-170] выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм). Он различает агрессию биологически адаптативную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни. Биологически адаптативная агрессивность - это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе и свойственна как животным, так и людям. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу. Ее следствие - устранение либо самой угрозы, либо ее причины. Биологическая не адаптативная агрессия - это злокачественная агрессивность, то есть деструктивность и жестокость. Она вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она заложена в филогенезе и является специфически человеческим феноменом; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления - жестокое истязание или убийство - не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору. В основе ее лежит некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.

Действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит к псевдоагрессии.

Он различает следующие подвиды псевдоагрессии:

- непреднамеренная псевдоагрессия (в качестве примера он рассматривает случайный выстрел с ранением человека);

- игровая псевдоагрессия (обнаруживается в учебных тренингах на мастерство, ловкость, быстроту реакций);

- псевдоагрессия как самоутверждение.


2.4 Причины и специфика проявления агрессивности подростков

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с темпом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования, а так же насыщенным характером информации, глубинно воздействующим на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. Подростки больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые - не созданы. Подростки теперь не только не знают, во что верить, но и считают, что большинство взрослых обычно говорят неправду, что «сейчас каждый живем для себя, старается как-то извернуться, обмануть другого». Данной убежденности способствует безответственная деятельность некоторых средств массовой информации, а также поток кино- и телефильмов, заполненных сценами обмана, насилия, научающих подростка агрессивности.

В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Тем более, что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Здесь нередко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различным и видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию: другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья - переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует.

В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам, как конкретных людей, так и тех стереотипов, которые предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие «боевиков», «детективов» и т.п. провоцирует агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и в желании занять определенное место в референтной группе, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоциальной направленностью, где задиристость, агрессивность довольно часто рассматриваются как доказательства «мужественности».

Отрицательный микроклимат во многих семьях, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обусловливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности. Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей и положением ребенка, зависимого от воля взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки, интенсифицируя квазипотребности, квазиинтересы растущего человека. По мере его взросления изменяется характер и особенности виденья себя, восприятие окружающих, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.


Глава 3. Девиантное поведение

3.1 Понятие и виды девиантного поведения

Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Рассмотрим различные виды социальных отклонений.

1        Культурные и психические отклонения. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

2        Индивидуальные и групповые отклонения.

- индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

- групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры) [36. стр.113].

3        Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой.

Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

4        Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям [36. стр. 115-117]:

- сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;

- особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

- сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве.

- личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;

- счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

5        Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.


3.2 Причины возникновения девиантного поведения

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.

В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Каждая из позиций имеет право на существование, т.к. дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций.

Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут носить вид индукции нескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое. К примеру, алкоголизм способствует усилению хулиганства. В других случаях, наоборот, установлена обратная корреляционная зависимость (уровни убийств и самоубийств).

Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Устоявшиеся способы деятельности не приносят желаемых результатов. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.

Профессор В.Н. Иванов выделяет такие причины девиации как: те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», т.е. его неустойчивость, «промежуточность», «переходность», распространение различного рода социальных патологий.

Одной из характерных социального поведения маргиналов является снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Одним из самых тяжелых последствий этого для общества является его примитивизация, проявляющаяся в производстве, в быту, в духовной жизни. Основным социальным источником усиления маргинализации общества является растущая безработица в ее явных и скрытых формах.

Каковы перспективы самой маргинализации общества? В самом общем виде на этот вопрос можно ответить следующим образом. Под влиянием происходящих в обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть маргиналов будет продолжать движение по нисходящей, т.е. опускаться на социальное дно. Вторая часть маргиналов находит постепенно способы адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус, новые социальные связи и качества. Они заполняют новые ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни.

Другая группа причин связана с распространением различного рода социальных патологий. В частности, ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения. Нельзя не отметить, что среди различных видов социальных отклонений широкое распространение получил в последнее время социальный паразитизм в форме бродяжничества, попрошайничества и проституции. Для него характерна прогрессирующая устойчивость, превращающая подобное социальное отклонение в образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация сугубо на нетрудовые доходы). Опасность этого паразитизма опасна в любой форме. Так, например, люди, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи, помогают сбыть краденое.


3.3 Девиантное поведение несовершеннолетних


Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний. Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков ив 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.

Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости, Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность. Например, располагая авторитетом в группе спортсменов, подросток может оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола.

В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей. Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению поведения. Среди поведенческих нарушений могут быть следующие:

1.       Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка.

2.       Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

3.       Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подросток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги,

4.       Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.

Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги, В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других - нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья.

5.       Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные - недостатки воспитания. У 30%-80% делинквентных детей - неполная семья, 70% подростков - с серьезными нарушениями характера, 66% - акцентуанты. Среди больничных пациентов без психоза 40% с делинквентным поведением. У половины из них оно сочеталось с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинквентностью. Четверть госпитализированных - с побегами.

Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают: как следствие недостаточного надзора; в целях развлечения; как реакция протеста на чрезмерные требования в семье; как реакция на недостаточное внимание со стороны близких; как реакция тревоги и страха на наказания; вследствие фантазерства и мечтательности; чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей; как следствие жестокого обращения со стороны товарищей; как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.

6.       Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже - ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика.

7.       Девиации сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни.

8.       Психогенное патологическое формирование личности. Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием:

9.       уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций;

10.     тяжелых переживаний жизненных трудностей; затяжных неврозов;

11.     дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний. В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения поведения.

Описанные здесь поведенческие нарушения нередко ставят в тупик не только родителей, но и опытных педагогов, так как воспитательные меры оказываются недостаточными для исправления подростков. В этих случаях можно добиться заметного успеха с помощью психологов, способных вскрыть истинные причины расстроенного поведения и дать необходимые рекомендации. [49]


3.4 Профилактика суицидов среди несовершеннолетних


1.      Общая профилактика

Основным содержанием общего направления профилактической работы является ослабление и по возможности устранение социальных и социально психологических причин и условий, способствующих формированию и проявлению суицидального поведения подростков, сохранению суицидогенной обстановки в учреждениях пенитенциарной системы.

2.      Частная профилактика.

Строится на основе учета групповых и индивидуальных факторов риска. Она направлена на своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в суицидоопасном состоянии, и оказание им психологической и иной помощи и поддержки. По своему содержанию и организации профилактическая работа должна обьединить меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера и быть непрерывной, последовательной.

Значительно влияет на повышение эффективности профилактической работы тесное сотрудничество психолога с родителями, воспитателями и педагогами. Для этого необходимо в часы служебной подготовки:

- разъяснять многие ошибочные взгляды на самоубийство и возможности его предупреждения;

- подчеркивать необходимость выявления лиц, находящихся в состоянии психологического кризиса;

- научить педагогов, родителей определять признаки в поведении подростков, указывающие на высокую вероятность суицидальных действий;

- обучать формам и методам работы с лицами, склонными к суициду.

Приглашение на беседу. Приглашение необходимо сделать обязательно лично, желательно с глазу на глаз.

Место беседы. Можно провести разговор в служебном кабинете, но предпочтительнее не в столь «формальном» месте. Главное - отсутствие посторонних. Никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не длился.

Поведение во время беседы. Необходимо быть предельно внимательным, заинтересованным собеседником, не прерывать человека, дать ему возможность высказаться, показать, что важнее этой беседы сейчас ничего нет.

Время беседы. Желательно назначить беседу в более свободное для подростка время. Помощь будет более эффективной, если беседа будет построена в соответствии с определенными принципами, и складываться из нескольких последовательных этапов, каждый из которых имеет свою специфическую задачу.

Этапы беседы

1.     Начальный этап. Главная задача - установление эмоционального контакта. Необходимо убедить его в том, что его проблемы будут поняты, что, и вы искренне разделяете его заботы, трудности, переживания. Здесь, только внимательное, терпеливое выслушивание.

2.     Второй этап. Устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась кризисная ситуация. Необходимо снять у ощущение безысходности ситуации. Высказать четкую формулировку переживаемой ситуации.

3.     Третий этап. Планирование деятельности по преодолению конфликта, разбивание ее на более мелкие, принципиально разрешимые задачи и для ближайших задач предлагается несколько предварительных решений.

4.     Завершающий этап. Этап активной психологической поддержки с формулировкой плана выхода из ситуации, выраженной предельно ясно, последовательно и кратко.

Если в ходе беседы подросток неуверенно предлагал варианты разрешения кризисной ситуации, пессимистически оценивал будущее, активно высказывал суицидальные мысли и в силу различных обстоятельств не представляется возможным оказание ему специализированной помощи, в этом случае необходимо убедить его в следующем:

·        что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным, что другие люди в аналогичных ситуациях чувствовали себя также тяжело, но со временем их состояние полностью нормализовалось;

·        что его жизнь нужна не только ему самому, но и его родным, близким, друзьям и его уход из жизни станет для них тяжелой травмой;

·        что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение этого вопроса в силу его крайней важности лучше отложить на некоторое время, спокойно его обдумать.

Любая информация, сообщенная вам в ходе беседы, не может быть передана без его согласия кому бы то ни было, а тем более стать предметом обсуждения среди других осужденных.

Эмпирическая часть дипломной работы

Описание исследования

Цель нашего исследования заключалась в выявлении взаимосвязи агрессивности и депрессивности со склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением. Для е достижения был сформулирован ряд задач:

1.       Провести анализ юридико-психологической литературы по теме исследования: анализ источников, посвященных проблеме суицида, рассмотрение различных подходов к пониманию феномена суицида.

2.       Изучить уровень депрессивности и агрессивности у несовершеннолетних с девиантным поведением.

3. Выявить взаимосвязь агрессивности и депрессивности со склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением.

4. Определить методы профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетних.

3.7 Основные этапы выполнения работы

Объект исследования - индивидуально-психологические особенности определяющие склонность к суициду.

Предмет исследования - взаимосвязь депрессивности и агрессивности со склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением. Гипотеза - существует взаимосвязь между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением.

Организация исследования - исследование проводилось в УФСИН ВК города Калуги, а также в Медынской детской комнате милиции. В нем приняли участие 50 человек (несовершеннолетние с девиантным поведением мужского пола в возрасте от 14 - 18 лет)

Этапы:

1.       Анализ юридико-психологической литературы по теме исследования.

2.       Выбор диагностического материала и составление выборки.

3.       Проведение диагностических методик.

4.       Обработка полученных результатов, их интерпретация и формулировка выводов.

3.8 Выбор методов и методик

Для исследования были выбраны:

1. Опросник депрессии Бека.

Опросник депрессии Бека является одной из первых шкал, разработанных для качественной и количественной оценки депрессии. Шкала была разработана на основе клинических наблюдений авторов, позволивших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого списка параметров с клиническими описаниями депрессии, содержащимися в соотвествующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симптомов и жалоб. Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии. В соответствии со степенью выраженности симптома, каждому пункту присвоены значения от 0 (симптом отсутствует, или выражен минимально) до 3 (максимальная выраженность симптома). Некоторые категории включают в себя альтернативные утверждения, обладающие эквивалентным удельным весом. При интерпретации результатов этим пунктам присваиваются равные значения, а сами альтернативные утверждения маркируются буквами а, Ь, с (например: 2а, 2b).

2. Опросник Басса-Дарки. Диагностика состояния агрессии.

Разработан для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

3. Фрайбургский личностный опросник.

Авторы методики - И.Фаренберг, X. Зелг и Р. Гампел (1970 год). Опросник содержит высказывания, касающиеся способов поведения, эмоциональных состояний, ориентации, отношения к жизненным трудностям и т. д. Испытуемый отмечает, «согласен» он с данным высказыванием или «не согласен». Многофакторный личностный опросник. Шкалы: Нервозность, Спонтанная агрессивность, Возбудимость, Дружелюбие, Умеренность, реактивная агрессивность, Сдержанность, Искренность, Экстраверсия-интроверсия, Эмоциональная лабильность - стабильность, Мужественность - женственность.

4. Опросник склонности к суицидным реакциям.

Методика предназначена для выявления склонности к суицидальным реакциям. Обследуемому предлагается ответить на 45 вопросов, имеющих порядковую нумерацию от 1 до 45. Ответы фиксируются на бланке, используемом при обследовании, с индексацией "да", если ответ положительный, и "нет", если ответ отрицательный. Вопросы являются адекватными суицидальным проявлениям. Их валидизация произведена благодаря клиническим исследованиям лиц с суицидальным поведением (n=175). Использование данных вопросов и утверждений в качестве дополнительного стимульного материала позволяет при проведении обследования выявлять лиц, имеющих склонности к суицидным реакциям, и формировать из них группу риска.

5. Опросник депрессивного состояния.

Предлагаемый опросник позволяет выявить уровень депрессии. Опросник представляет собой шкалу, построенную по принципу самоотчета. Она состоит из 13 субшкал, содержащих группы стандартизированных утверждений, каждая из которых ранжирована по степени выраженности от 0 до 3 баллов. В целом эти установки локализуются в трёх сферах:

- самооценки;

- представление о временной перспективе;

- представление о ситуации.

Данные, полученные с помощью опросника позволяют судить не только о степени выраженности отдельной негативной концепции, но и по их совокупности об организации личности в целом.

3.9 Результаты психологического исследования и их анализ

Для изучения взаимосвязи депрессивности и агрессивности со склонностью к суициду были использованы:

1.       Опросник склонности к суицидным реакциям.

2.       Опросник депрессивного состояния.

3.       Фрайбургский личностный опросник.

4.       Опросник Басса-Дарки. Диагностика состояния агрессии.

5.       Опросник депрессии Бека.

1. По результатам опросника склонности к суицидальным реакциям было выявлено, что 32% испытуемых имеют средний уровень склонности к суицидальным реакциям, 26% - выше среднего (Они могут при испытывании затруднений в адаптации, совершить суицидную попытку или реализовать саморазрушающее поведение.) 24% испытуемых - уровень ниже среднего, у 12% испытуемых склонность к суицидальным реакциям отсутствует, а у 6% - высокий уровень склонности к суицидальным реакциям (обладают очень высоким уровнем проявления склонности к суицидным реакциям. Очевидно, они переживают ситуацию внутреннего и внешнего конфликта и нуждаются в дополнительной медико-психолого-педагогической помощи.)



2. По результатам методики Басса-Дарки выявлено, что 72% обследуемых имеют высокий уровень физической агрессии и 78% склонны к негативизму в отношении окружающего мира.

Корреляционный анализ (по Спирмену) выявил наличие достоверных связей (P≤0,01) между агрессивностью испытуемых и склонностью к суицидальным реакциям.

3. По результатам опросника депрессивных состояний выявлено, что у 10% испытуемых депрессия отсутствует, 24% имеют слабый уровень депрессии,

У 54% испытуемых выявлен средний уровень депрессии, а у 12% - высокий.

Корреляционный анализ (по Спирмену) выявил наличие достоверных связей (P≤0,05) между депрессивностью и склонностью к суицидальным реакциям.

3.       По результатам опросника Бека выявлен тяжелый уровень депрессии у 8% испытуемых, умеренный (средний) уровень у 42%, у 38% - легкий уровень депрессии, а у 12% - депрессия отсутствует. Корреляционный анализ показал наличие положительных связей между уровнем депрессии и склонностью к суициду у испытуемых (P≤0,01).



4.       По результатам Фрайбургского личностного опросника выявлены высокие показатели по шкалам: спонтанная агрессивность, депрессивность. Средние баллы выявлены по шкалам: невротичность, раздражительность, общительность, реактивная агрессивность, маскулинность. Низкие показатели выявлены по шкалам: уравновешенность, застенчивость, открытость, экстраверсированность, эмоциональная лабильность.

Корреляционный анализ выявил наличие достоверных связей (P≤0,05) между агрессивностью, депрессивностью и склонностью к суициду (для корреляционного анализа использовались шкалы с высокими показателями).


Взаимосвязь агрессивности испытуемых со склонностью к суициду.

Можно проследить тенденцию - высокие показатели по шкале «агрессивность» взаимосвязаны с высоким уровнем склонности к суициду, и наоборот, чем ниже уровень агрессивности испытуемого, тем ниже уровень склонности к суицидальным реакциям.

Взаимосвязь депрессивности испытуемых со склонностью к суициду.

Данный график наиболее наглядно показывает прямую взаимосвязь депрессивности со склонностью к суициду. Чем выше уровень депрессивности - тем больше склонность к суицидальным реакциям и наоборот.

Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза о наличии взаимосвязи между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением полностью подтвердилась.

Заключение

Самоубийство является острой проблемой нашего общества. Постоянно происходящие в обществе неблагоприятные политические и социально-экономические события увеличивают чувство страха и неуверенности в будущем каждого человека. А человек, прежде всего, нуждается в стабильности и безопасности. Дети и подростки тяжелее переживают все негативные явления, поэтому на них необходимо обратить особое внимание.

В данной работе были рассмотрены такие понятия как «суицид», «Девиантное поведение», а так же «агрессивность» и «депрессивность» их виды, причины возникновения, классификации.

Поставленные в работе цели были достигнуты: был проведен анализ юридико-психологической литературы по теме исследования: анализ источников, посвященных проблеме суицида, рассмотрение различных подходов к пониманию феномена суицида; изучен уровень депрессивности и агрессивности у несовершеннолетних с девиантным поведением; выявлена взаимосвязь агрессивности и депрессивности со склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением и определены методы профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетних. То есть гипотеза, выдвинутая в начале данной работы, подтвердилась.

В ходе эмпирического исследования были выявлены закономерности, которые можно использовать для составления программы профилактической работы со склонными к суициду несовершеннолетними. Данная работа поможет своевременно принимать соответствующие меры по профилактике, предотвращению суицидального поведения.


Список литературы

1. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств.-М.,1980.

2. Аптер А. Самоубийства и суицидальные попытки у молодежи. В кн.: Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств. Ред. Д. Вассерман. Пер. Е. Ройне. М: Смысл 2005; 192-208.

3. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000. - 292 с.

4. Банщикова Е.Г. Философские и методологические основы психопатологического анализа самоубийства. // <#"1.files/image024.gif">АЗЕРБАЙДЖАН1.11.80.5





АРМЕНИЯ1.83.50.2





БЕЛОРУССИЯ35.163.310.3





ГРУЗИЯ2.23.41.1





КАЗАХСТАН25.945.08.1





КЫРГЫЗСТАН9.215.33.2





ЛАТВИЯ24.542.09.6





ЛИТВА38.668.112.9





РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА17.831.55.1





РОССИЯ32.258.19.8





ТАДЖИКИСТАН2.62.92.3





ТУРКМЕНИСТАН8.613.83.5





УЗБЕКИСТАН5.58.13.0





УКРАИНА22.640.97.0





ЭСТОНИЯ20.335.37.3







Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.