РУБРИКИ

Взаимосвязь склонности к депрессии с типологическими особенностями субъектной регуляции

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Взаимосвязь склонности к депрессии с типологическими особенностями субъектной регуляции

Взаимосвязь склонности к депрессии с типологическими особенностями субъектной регуляции

 







                                                          







Взаимосвязь склонности к депрессии с типологическими особенностями субъектной регуляции


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ДЕПРЕССИИ

1.1     Феномен депрессии

1.2     Виды депрессий и происхождение депрессии

1.3     Теоретический анализ концепции личностно-типологических особенностей субъектной регуляции

Выводы по первой главе:

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей переживания депрессии студентами, имеющими разные типы субъектной регуляции

2.1     Организация и ход исследования

2.2     Описание результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ


Проблема депрессии в обществе актуальна. Часто у современного человека появляется чувство безнадежности и бессилия, которые связаны с ощущением, что все жизненные связи в форме межличностных отношений ослаблены или разорваны, что является последствием стрессов.

Руководитель Цюрихской психиатрической клиники Daniel Hell (1999), оценивая проблему депрессии в целом, отмечал, что «каждая эпоха по своему разумению искала собственное объяснение этой человеческой загадки», однако «этот поиск еще не завершен». Угроза заболеть депрессией хотя бы раз в жизни существует для каждой четвертой женщины и для каждого седьмого мужчины. Именно большая распространённость расстройств настроения делает их проблему одной из самых сложных и актуальных в психиатрии. Футурологи даже рассматривают депрессию как болезнь цивилизации, а ХХI век называют «веком депрессии». По данным Всемирной организации здравоохранения депрессиями страдает около 5–8 % населения земного шара, в ближайшие 20 лет ожидается рост распространённости этого заболевания, а инвалидизация по причине депрессии к 2020 г. может выйти на второе место среди всех прочих недугов. Симптомы депрессии так часто обнаруживаются, что её иногда называют «простудой в психопатологии» (Mash EJ, Wolf D.A., 2003). А рост численности заболеваний депрессией среди подростков побудил G.L. Klerman (2003) назвать ХХ век «веком молодежной меланхолии».

Депрессия вносит немалый вклад в разлад струн человеческой души. Депрессия стала настолько распространенным явлением, что довольно часто ее описывают как "совершенно нормальную" реакцию, при условии, конечно, что она "не мешает нашим ежедневным делам".

Неспособность взаимодействовать с окружающей средой отличает состояние депрессии от всех других эмоциональных состояний. Загрустивший человек оживится, когда появится возможность получить удовольствие. Но ничто не сможет вызвать ответной реакции у человека в депрессии; зачастую перспектива перемен к лучшему или удовольствия только усугубит его депрессию [18].

Можно отметить, что многие феномены, ранее относившиеся в литературе в основном к возрасту пожилому, в настоящее время стремительно молодеют. В ситуации постоянной борьбы за блага молодежь теряет чувство принадлежности и родства, приобретая иллюзию себя и одиночество.

Вызывает интерес то, как индивидуально-типологические особенности субъектной регуляции деятельности влияют на переживание депрессии.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности переживания депрессии студентами, имеющими разные типы субъектной регуляции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.                 Провести теоретический анализ феномена депрессии в научной литературе.

2.                 Эмпирически выявить особенности переживания депрессии студентами, имеющими разные типы субъектной регуляции.

Гипотезы исследования можно сформулировать так:

- тип субъектной регуляции деятельности связан с переживанием депрессии таким образом, что с уменьшением степени автономности увеличивается степень переживания депрессии;

Предметом исследования выступает взаимоотношение феномена депрессии с типом субъектной регуляции деятельности.

В качестве объекта исследования выступают студенты с разными типами регуляции деятельности.

Методологической основой исследования послужили работы Абульхановой К.А., Ахмерова Р.А., Изарда К., Кроника А.А., Моросановой В.И., Прыгина Г.С., Самоукиной Н. и др.

В исследование использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, статистический метод обработки данных, методики "Определение уровня депрессии", опросник "Автономность-зависимость".

Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ДЕПРЕССИИ


1.1.          Феномен депрессии


Депрессия (в психологии) (от лат. depression - подавление) - аффективное (сильное, ярко выраженное и относительно кратковременное) состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек в состоянии депрессии испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние. Влечение, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резка снижена. Измененным оказывается восприятие времени, которое течет мучительно долго. Для поведения в состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; все это приводит к резкому падению продуктивности. В тяжелых длительных состояниях депрессии возможны попытки самоубийства.

Многим людям свойственно время от времени впадать в депрессию. Провал на экзамене, неудача при попытке поступить в институт или колледж с первого раза, разрыв отношений с любимым человеком — все это примеры событий, которые часто могут вызвать депрессивное состояние. Однако под расстройствами настроения понимаются гораздо более тяжелые его искажения, которые растягиваются на длительные сроки. В подобных случаях искажения настроения настолько глубоки и устойчивы, что становятся явно дезадаптивными, нередко приводят к серьезным проблемам в отношениях и трудовой деятельности. Так, по последним статистическим данным, в 1990 году депрессия занимала 4-е место среди 150 заболеваний по расходам, в которые она обходится обществу (имеются в виду затраты на лечение и косвенные издержки, как, например, дни нетрудоспособности, инвалидность, преждевременная смерть) [8].

Исследования, проведенные Всемирной организацией здравоохранения, утверждают, что к 2020 году смертность от суицидов выйдет на второе место среди других причин смертности, опередив, таким образом, рак и оставив впереди себя лишь заболевания сердца и сердечнососудистой системы (т. е. инфаркты и инсульты вместе взятые). Иными словами, через каких-то пятнадцать-двадцать лет мы будем чаще умирать от самоубийств (этого "венца" депрессии), нежели от рака [15].

Само по себе наше настроение (не больное, а нормальное) - это, по большому счету, просто реакция человека на внешние события и обстоятельства; это способ, которым наш организм сообщает нам о том, в какой жизненной ситуации мы находимся. Если мы испытываем положительные эмоции - значит, все у нас нормально, а внешние обстоятельства в полной мере отвечают нашим потребностям. Если же у нас эмоции отрицательные, то значит, все наоборот: наши потребности не получили желанного удовлетворения.

Обычное расстройство и разочарование чужды безысходности, напротив, они нас подталкивают на поиски выхода. А вот в депрессии все иначе: здесь именно безысходность, безвыходность. Она нас не только не мобилизует, она нас парализует. Так что, хоть сниженное настроение и является основным симптомом депрессии на самом деле, это отнюдь не простое снижение настроения.

Такова, в общих чертах, вся разница между простым "снижением настроения" и депрессией. Одна и та же мысль, одно и то же событие, одни и те же обстоятельства - у опечаленного рождают надежду, а у человека, страдающего депрессией, напротив, - чувство тоски и безысходности. И подходить к человеку, страдающему депрессией, с той же мерой, с которой мы подходим к расстроенному и опечаленному субъекту, неправильно. Человек, страдающий депрессией, живет в другом мире, в другом измерении, на его планете нет ни веры, ни надежды, ни любви [15]. Два главных настроения определяют одноименные расстройства: мания, отличающаяся глубоким и нереалистичным чувством возбуждения и эйфории, и депрессия, которая предполагает ощущение исключительной печали и подавленности. Одни люди в разное время испытывают оба этих настроения, однако другие испытывают только депрессию. Часто эти состояния представляются расположенными на противоположных полюсах континуума настроения, так что нормальное настроение находится в середине. Хотя эта концепция в известной степени верна, она не может объяснить всех случаев расстройства настроения, так как бывает, что у пациента одновременно имеются симптомы и мании и депрессии.

Разграничивают униполярные и биполярные формы расстройств настроения. При униполярных расстройствах, которые встречаются намного чаще, человек переживает исключительно депрессивные эпизоды. При биполярных расстройствах человек переживает как депрессивные, так и маниакальные эпизоды.

Кроме того, расстройства настроения принято дифференцировать:

1) по тяжести — числу дисфункций, переживаемых в различных аспектах жизни, и относительному уровню нарушений, наблюдаемому в данных сферах;

2) по длительности — является ли расстройство острым, хроническим или с периодами сравнительно нормального функционирования между эпизодами расстройства [8].

Хотя большинство расстройств настроения возникает в раннем и среднем зрелом возрасте, подобные реакции могут развиться в любой момент жизни от детства до глубокой старости. Например, по данным одного исследования, приблизительно четвертая часть взрослых сообщили о появлении униполярной депрессии в детском или подростковом возрасте. Некогда считалось, что депрессия, как правило, не возникает в детские годы, но теперь нам известно, что это не так. Хотя и сравнительно редко, тяжелые депрессии наблюдались у детей до подросткового возраста; так, около 2% детей школьного возраста удовлетворяли критериям той или иной формы униполярного расстройства, тогда как, возможно, другие 2% демонстрировали хроническую мягкую депрессию. Даже младенцы могут переживать депрессию в определенной ее форме (обычно известную как анаклитическая депрессия, или отчаяние), если надолго разлучены с человеком, к которому испытывают привязанность, как правило, с матерью, однако исследования убедительно показали, что данная форма депрессии, наблюдаемая у младенцев, является как минимум "прототипом" депрессии, возникающей в зрелом возрасте [8, С.364].

Также имеют место депрессии, не связанные с расстройствами настроения. В силу различных ситуаций человек всегда испытывает ту или иную эмоцию, и, как правило, не одну. Некоторые эмоции характеризуются психологической инертностью - однажды возникнув, они долго не угасают. Примером такой эмоции может служить печаль. Депрессия представляет собой целый комплекс эмоций и чувств, среди которых доминирует эмоция печали [8].

Эмоция печали может играть положительную роль в жизни человека. Представьте только, каким был бы наш мир без этой важнейшей человеческой эмоции. Разве были бы мы способны к формированию крепких, устойчивых связей с людьми, разве дорожили бы ими, если бы возможность разрыва этих связей не вызывала у нас печали? И насколько человечными были бы мы, если бы не умели скорбеть о смерти любимого человека или сопереживать его горю?

Разлука, или отделение, как физическое, так и психологическое, является одним из основных и наиболее распространенных активаторов печали. Вынужденная разлука с семьей или близким другом вызывает у нас печаль, но человек может ощущать одиночество, испытывать печаль, даже находясь в толпе. Психологическая изоляция может принимать самые разные формы, это может быть неспособность к общению, к искреннему выражению своих чувств, неумение завоевать симпатию окружающих. У человека при этом отсутствует чувство принадлежности, он чувствует себя одиноким, покинутым людьми [8].

Пожалуй, самую глубокую печаль у нас вызывает смерть. Смерть близкого друга или члена семьи - это невосполнимая утрата. Мы теряем человека, с которым были связаны долгими и прочными узами, которому посвятили многие часы своей жизни, с которым делили свои радости и беды. Подобная утрата дружеских, любовных отношений вызывает у нас горе.

Другой универсальной причиной печали является разочарование, особенно когда оно вызвано крушением надежд. Подобно разлуке, разочарование иногда приводит к чувству психологической изоляции, одиночества, утраты. Так, человек чувствует себя одиноким, когда ему долгое время не звонит близкий друг, когда любимый человек забывает поздравить его с днем рождения, не приходит на назначенное свидание или не считает нужным поделиться с ним своей радостью. Хотя в подобных случаях человек испытывает множество эмоций, одной из них непременно будет эмоция печали [8].

Униполярные расстройства настроения можно подразделить на несколько разновидностей: дистимия (человек испытывает депрессивное настроение большую часть дня в течение последних двух лет, но тяжесть и устойчивость симптомов не удовлетворяют критериям тяжелой депрессии), расстройство приспособления с депрессивным настроением (когда индивид реагирует дезадаптивно депрессивным настроением на некоторый стрессор, оказывающий на него давление в течение последних трех месяцев; по завершении воздействия стрессора симптомы должны исчезнуть в течение шести месяцев; симптомы, вызванные утратой, сюда не входят) и большое депрессивное расстройство (глубокое и устойчивое депрессивное настроение или безразличие к удовольствиям на протяжении минимум двух недель, как правило сопровождается плохим аппетитом, бессонницей, психомоторной заторможенностью, утомляемостью, ощущением собственной никчемности, мыслями о смерти или суициде) [9].

Некоторые авторы считают дистимию разновидностью гипотимии - хронического снижения эмоциональности, угнетения всех психических процессов, снижения общей активности человека и его безразличия к внутренним и внешним стимулам. Но, в отличие от гипотимии – чистого расстройства эмоциональной сферы, дистимия, наряду с эмоциональными нарушениями, может иметь нарушения личностные [27].

Так же можно выделить и так называемое сезонное аффективное расстройство. Человек, по крайней мере, дважды в год испытывает состояние депрессии, возникающее в одно и то же время (чаще всего осенью или зимой), и полное освобождение от печального настроения наступает так же в один и тот же сезон (обычно весной). При этом человек не испытывает внесезонных депрессивных эпизодов и их сезонный характер сохранятемя большую часть его жизни [9].

Причинными факторами при униполярных расстройствах могут быть названы следующие:

1)                биологические – среди них наследственные, биохимические, нейроэндокринные и нейрофизиологические факторы;

2)                психосоциальные – стрессовые события жизни, такие как увольнение, разрушение значимых планов, возникновение неразрешимой проблемы, развитие соматического заболевания, смерть близкого и др.;

3)                социокультурные факторы – отношение и роли принятые в данном конкретном обществе, семейное воспитание, этническая принадлежность и др. [7]

Данные факторы ложатся в основу ряда теорий депрессивных расстройств. В настоящее время наметилась тенденция к развитию интегративных "биопсихосоциальных" моделей депрессии [31].

Можно также выделить и половые различия при униполярной депрессии. Давно отмечалось, что клиническая депрессия (дистимия или униполярная депрессия) у женщин развивается примерно в два раза чаще, чем у мужчин. Эти различия существуют во многих странах мира за исключением некоторых случаев, наблюдаемых среди населения развивающихся и сельскохозяйственных стран. В Соединенных Штатах данное половое различие проявляется в подростковом возрасте и сохраняется до 65 лет, после чего, как складывается впечатление, исчезает.

Однако среди школьников депрессия чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек [9]. Какими теориями можно объяснить выявленные закономерности?

Существуют биологические теории. Согласно некоторым биологическим теориям, мужчины и женщины с одной и той же генетической предрасположенностью к расстройствам реагируют по-разному. Женщины чаще впадают в депрессию, а мужчины чаще становятся алкоголиками.

С точки зрения одной из психологических теорий сама особенность роли женщин в обществе располагает их к переживанию недостатка контроля над негативными событиями жизни. Это чувство беспомощности может проистекать из любого или всех перечисленных факторов: нищета; дискриминация на рабочем месте, ведущая к безработице или неполной занятости; относительный дисбаланс власти во многих гетеросексуальных отношениях; частое физическое или сексуальное насилие, направленное против женщин (либо в настоящем, либо в детстве); ролевая перегруженность (например, статус работающей жены и одновременно - матери), а также меньший воспринимаемый контроль над чертами, которые мужчины ценят при выборе спутницы жизни (например, красота, стройность и молодость). Есть, по крайней мере, отдельные свидетельства в пользу того, что все эти состояния сопряжены с частотой депрессии, превышающей ожидания [9].

Другая любопытная гипотеза гласит, что женщины иначе, чем мужчины, реагируют на депрессивное настроение, и, возможно, что именно эти другие реакции приводят к различиям в тяжести и продолжительности депрессии у женщин и мужчин. Руминации (умственная жвачка) подразумевают такие реакции, как попытки понять причины расстройства; плач, призванный снять напряжение, или разговоры с друзьями о своем состоянии. Известно, что руминации могут поддерживать или усугублять депрессию отчасти путем того, что сфокусированные на себе руминации заставляют людей чаще вспоминать негативные события, укрепляя тем самым порочный круг депрессии [9].

Мужчины, напротив, когда приходят в депрессивное настроение, чаще прибегают к отвлекающим занятиям, и отвлечение, похоже, снижает депрессию. Отвлечься можно, например, посетив кинотеатр, занявшись спортом или избегая мыслей о причинах депрессии. Происхождение указанных половых различий в реакциях на депрессию неясно, но если эта гипотеза будет подкреплена данными дальнейших исследований, из нее, несомненно, будет следовать превентивная стратегия для девушек, согласно которой их нужно учить отвлекаться, а не предаваться бесконечным размышлениям в ответ на депрессию [9].

В настоящее время имеющиеся данные наиболее согласуются с общей идеей о том, что многие гендерные различия в личностном и поведенческом стиле, уже существующие в детстве, оказывают влияние на возникающие проблемы отрочества так, что приводят к повышению риска развития депрессии у девочек-подростков.

Депрессивными расстройствами в свое время интересовался З. Фрейд [9]. В своей классической статье "Печаль и меланхолия" (1917) он отметил важное сходство, существующее между симптомами клинической депрессии (так иногда называют дистимию) и симптомами, наблюдаемыми при оплакивании потери близких. Фрейд также отмечал, что депрессия может развиваться в ответ на воображаемую или символическую потерю. Однако Фрейд отмечал различие между печалью и депрессией, говоря, что депрессивные люди обладают более низкой самооценкой и более самокритичны.

Многие авторы придерживались поведенческих теорий депрессии. Например, Ферстер (1973) утверждал, что депрессию можно приравнять к состоянию гашения позитивного подкрепления, то есть к состоянию, при котором реакции индивида больше не приводят к позитивному подкреплению [9]. Эту модель развил Левинсон (1974) и предположил, что депрессия может возникать тогда, когда поведение индивида больше не влечет за собой привычного подкрепления или вознаграждения, например, потеря работы. Неудачи, связанные с попытками получить позитивное подкрепление ведут к сокращению усилий и активности, что еще больше подрывает шансы успешно справиться с проблемной ситуацией [9].

Одной из самых ярких теорий депрессий, появившихся за последние 30 лет, была теория Аарона Бека. В то время как наиболее заметными симптомами депрессии единодушно считались аффективные или связанные с настроением, Бек предположил, что предварять и порождать их часто могут именно когнитивные симптомы, а не наоборот [9]. Это значит, что если вы думаете о себе как о неудачнике, то нет ничего удивительного в том, что эти мысли приведут к депрессивному состоянию.

Считается, что приводящие к депрессии убеждения развиваются в детском и подростковом возрасте в результате общения с родителями и другими значимыми взрослыми. Однако Бек показал, что действия текущих стрессоров возбуждают существующие паттерны мышления, порождая паттерн негативного автоматического мышления – мысли, которые зачастую возникают под порогом сознания и подразумевают неприятные пессимистические прогнозы. Обычно эти пессимистические прогнозы сосредотачиваются в трех направлениях, которые Бек называет негативной когнитивной триадой: негативные мысли о себе, негативные мысли о собственных переживаниях и негативные мысли о будущем [9].

Также депрессия может сопровождать некоторые расстройства личности [6]. Например, люди с зависимым расстройством личности периодически испытывают сильную тревогу, когда ощущают напряженность отношений с человеком, от которого они зависят (считают, что сами они беспомощны и от другого человека зависит их выживание и счастье). Если такой человек исчезает, то люди с таким расстройством способны погрузиться в глубокую депрессию. Также считается, что подобная потребность в другом человеке может быть продиктована глубинным убеждением в полном собственном одиночестве.


1.2 Виды депрессий и происхождение депрессии


Депрессия - одно из самых распространенных заболеваний в мире. Каждая пятая женщина и каждый десятый мужчина хотя бы раз в своей жизни заболевает депрессией. Принято выдеоыть следующие виды депрессий:

Классическая депрессия - это душевное состояние, переживаемое как печаль, подавленность, тревога, ангедония (утрата способности получать удовольствие от привычных дел). К обязательным симптомам депрессии также относятся внешнее безволие, замедленность движений и замедление темпа мышления (депрессивная триада).

Невротическая депрессия - результат длительной психотравмирующей ситуации. Такая депрессия чаще всего встречается среди людей с определенными особенностями личности, например, прямолинейность, бескомпромиссность в сочетании с неуверенностью, нерешительность в определенных ситуациях.

Заболевание начинается со снижения настроения со слезливостью и идеями несправедливого отношения к себе. Для такой депрессии также характерно: затрудненное засыпание, тревожное пробуждение, слабость, разбитость, головные боли по утрам, снижение артериального давления, возможны запоры и нарушения сексуальной сферы. Психогенная депрессия развивается в ситуации утраты жизненно важных для данной личности ценностей (потеря или смерть близкого, сильный стресс на работе и т.д). Личности, страдающие такой депрессией, характеризуются повышенной чувствительностью и изменчивостью настроения. Состояние психогенной депрессии развивается в течение короткого промежутка времени. Часто наблюдается фиксация на утрате, внутреннее напряжение и беспокойство за свою судьбу, и судьбу близких. Больные жалуются на тоску и мыслительную заторможенность, высказывают идеи собственной малоценности, пессимистически оценивают свое прошлое, настоящее и будущее. Самоубийство воспринимается ими как единственный выход из мучительной ситуации. У лиц с выраженными истерическими чертами характера подобная депрессия проявляется в капризности и раздражительности в поведении. Попытки самоубийства обусловлены демонстративным поведением и являются для них «последней каплей». Послеродовая депрессия развивается у молодых матерей в первый месяц после родов. Так как рождение ребенка является важным этапом и отчасти критическим периодом в жизни женщины, то организм в это время оказывается наиболее уязвимым. Такая депрессия проявляется в эмоциональной неустойчивости, утомляемости, расстройствах сна, повышенной тревожности, чувства отторжения ребенка. Причинами послеродовой депрессии могут служить гормональные перестройки, социальная ситуация вокруг рождения ребенка, особенности психики женщины (у личностей с перепадами настроения или депрессиями до родов высока вероятность развития послеродовой депрессии). Особенностью циркулярной депрессии являются суточные, сезонные или другие варианты колебания настроения. Больные также описывают мир как "неяркий", неинтересный, обозревают его как будто через стекло. Ранние пробуждения, невозможность уснуть, заставляют таких больных подолгу лежать в кровати и размышлять о никчемности своего существования, бесперспективности будущего. Подобные размышления могут закончиться суицидом (в утренние часы, пока никто не может помешать).

Депрессия это эмоциональное расстройство, проявляющее себя такими переживаниями, как чувство угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины, самокритики, снижение интереса к внешней активности. Эти проявления сопровождаются снижением психической и двигательной активности, безразличием к окружающему, усталостью, снижением сексуальных влечений, отсутствием аппетита, запорами, бессонницей (особенно в утренние часы). При некоторых типах эмоциональных расстройств бессонница и снижение аппетита могут замещаться соответственно сонливостью и перееданием. Эти физические проявления являются вегетативными признаками депрессии и основой давно существующих предположений о ее психосоматической природе.

Другим часто встречающимся симптомом, причиняющем серьезное беспокойство пациенту, является нарушение ясности или эффективности мышления, иногда настолько выраженное, что может быть принято за органическое слабоумие.

Депрессия сопровождается также повышенным вниманием к собственному внутреннему миру и снижением интереса к внешней активности. Часто человек убежден, что какой-то аспект его личности никчемен, дефектен, нездоров (ипохондрия). Часто, на передний план выступает ипохондрическая тревога, которая иногда является первичной. При ажитированной депрессии эта озабоченность собой включает страх обнищания и самокритичные мысли, которые могут перерасти в суицидальные идеи.

С психоаналитической точки зрения, частым, если не универсальным, признаком депрессии является нарушение регуляции самооценки. Основой для развития такой уязвимости является отсутствие принятия и эмоционального понимания со стороны матери. У ребенка не формируются внутренние психологические структуры, способные регулировать самооценку; ему необходимо ее постоянное подтверждение извне. Депрессия развивается у лиц с неустойчивой самооценкой, теряющих внешнюю опору, необходимую для поддержания стабильного образа себя.

Нарушения регуляции самооценки и последующая депрессия могут быть вызваны утратой объекта (значимого человека) — его смертью, отвержением или разочарованием в нем.

Среди других причин отмечается крушение иллюзий и идеалов, невозможность жить сообразно Я-идеалам, чувство беспомощности и бессилия перед непреодолимыми трудностями.

В норме печаль, вызванная утратой объекта, как правило, не сопровождается снижением самооценки или самообвинениями. Невротическая меланхолия (патологическая депрессия) на утрату объекта возникает тогда, когда он имеет нарциссическую ценность для человека(то есть обладает чертами, совпадающими с каким-либо аспектом уязвимого Я индивида).

Утрата такого объекта равносильна утрате части образа себя; при депрессии индивид может идентифицироваться с утраченным объектом, пытаясь вернуть утраченное. В этом случае самокритика является производной от критики, изначально направленной на эмоционально значимого человека, либо утраченного, либо связанного с утратой. Таким образом, самокритика представляет собой выражение гнева, изначально являвшегося частью противоречивого (любовь-ненависть) отношения к объекту, в то время еще не утраченному. Чувство вины накладывается на печаль. Из-за смешения представлений себя и объекта агрессия, изначально направленная на объект, обращается против самого индивида. В такой ситуации депрессия является результатом внутреннего конфликта.

В ряде случаев, однако, чувство вины отсутствует. Речь идет о депрессии как реакции человека на конфликт между обладающими высоким зарядом притязаниями Я (Я-идеалами) и осознанием Я собственной неспособности их осуществить (чувство никчемности). Нарушение регуляции самооценки, фрустрация и агрессия являются неизбежным следствием чувства беспомощности и бессилия.

В диагностическом смысле термин «депрессия» обозначает психическое заболевание, основным критерием которого являются эмоциональные нарушения. При этом следует иметь в виду, что депрессия присутствует в широком спектре психических заболеваний с различным происхождением. В связи с этим остается справедливой позиция Фрейда, предполагавшего существование взаимодополняющих рядов причинных факторов, включая конституциональные и наследственные. Поэтому понимание депрессии возможно лишь на основе дополняющих друг друга нейрофизиологических и психологических исследований, проводимых после тщательной клинической диагностики. Несмотря на определенное внешнее сходство, депрессии при невротической, пограничной, циклотимической и шизофренической психической патологии существенно различаются.

С психологической точки зрения, рассмотрение структуры и природы сознательных и бессознательных конфликтов, специфических психологических защит, а также уровня включенных в конфликт представлений о себе и других людях помогает идентифицировать те или иные варианты депрессивного процесса и выбрать оптимальную психотерапевтическую стратегию для конкретного пациента.

Обычно в происхождении депрессии играет роль сочетание нескольких причин. Особенно часто это касается сочетания наследственной предрасположенности и стрессовой провокации заболевания.

Различают эндогенную (то есть обусловленную преимущественно генетическими причинами) и психогенную (обусловленную в первую очередь конкретным стрессовым событием) депрессию.

Наследственность играет важную роль в происхождении депрессии (есть целые народы, склонные к развитию депрессии). Если кто-то из Ваших родственников когда-либо страдал депрессией, у Вас повышен ее риск развития. При этом иногда депрессия может возникнуть без внешней причины, то есть как бы изнутри (“эндогенно”). Незаменимым методом лечения эндогенной депрессии являются антидепрессанты. Однако далеко не у всех, у кого есть гены депрессии, она проявляется. Гены депрессии можно получить и от далеких предков. Возникновению депрессии нередко способствуют стрессовые события - как сильные стрессы (печальные - смерть близкого человека, развод, потеря работы или наоборот – радостные события – свадьба, рождение ребенка, выпускные экзамены, начало работы на новом месте), так и хроническое переутомление. Даже небольшое изменение привычного уклада жизни может спровоцировать развитие депрессии.

Если депрессия развилась сразу после стрессового события, человек все время думает о нем (“зациклен”), из-за этого у него снижено настроение, а остальные симптомы выражены несильно и присоединяются постепенно по прошествии времени – такая картина характерна для реактивной (психогенной депрессии). Такая депрессия нередко проходит после разрешения стрессовой ситуации, и первостепенное значение здесь имеет психотерапия. Однако не стоит забывать, что иногда стрессовые события являются лишь толчком для развития эндогенной депрессии, а человек склонен психологизировать свое состояние (то есть искать психологическое объяснение симптомам заболевания).

Иногда депрессию может спровоцировать физическое заболевание или гормональные изменения. Неслучайно женщины страдают депрессией в 2 раза чаще мужчин. Некоторые психические заболевания – тревожные расстройства, нервная анорексия, булимия, шизофрения и особенно зависимость от наркотиков и алкоголя часто сочетаются с депрессией.

Человеку свойственно всему искать объяснения и тем более своим переживаниям. Печаль, тоска в результате потери любимого человека, потери физической или эмоциональной, вполне объяснима. Здесь требуется время, чтобы зажила душевная рана или, говоря аналитическим языком, нужно время, чтобы либидо отсоединилось от объекта, к которому оно было привязано (любовь – это есть вкладывание человеком своего либидо в кого-то или что-то, либидинозная инвестиция объекта), с тем, чтобы потом, не сразу, но прикрепиться уже к другому объекту. В процессе этого движения либидо человек проходит работу горя, оплакивает потерю и освобождается от эмоциональной зависимости от утраченного объекта любви. Надо отметить, что каждые новые отношения обогащают человека, дают новые ощущения, его личность как бы впитывает в себя частичку любимого человека.

Однако не всегда можно найти причину депрессии, тоски, печали или имеющаяся причина не соответствует силе реакции. Дело в том, что внешнее событие, даже не очень значительное может оживить ту душевную боль, которая была пережита раньше, возможно даже в младенческом возрасте. И теперь те чувства, которые, конечно, сознательно не помнятся, переносятся на другого человека из текущей реальности. Что это могло быть за горе, утрата, которые оставили такой отпечаток в душе? Прежде всего, является фактом то обстоятельство, что само психологическое развитие человека является травматичным. Каждый человек в свой жизни, начиная с рождения, сталкивается с ситуациями травматичными, болезненными, способными подорвать его веру в себя, доверие к окружающему миру и, в конечном итоге, его способность любить и быть счастливым. Это универсальные ситуации, общие для всех, но от индивидуальных особенностей, от поведения ближайшего окружения, особенно матери, зависит насколько глубокий след оставят эти события в душе. Первый травматизм ребенок переживает в момент рождения: Нирвана сменяется потоком ощущений, впечатлений, боли, раздражения. Отсюда вечные поиски людьми потерянного рая, блаженства, Нирваны, стремление к слиянию с Вечностью, то есть мечта о возвращении в материнскую утробу. Следующую травму наносит ребенку реальность, когда 2-3х месячный малыш начинает осознавать, что мир не вертится вокруг него, мама существует не только для того, чтобы его ублажать, удовлетворять его потребности, что иногда она уходит, заставляет тем самым его страдать. Он не может управлять реальностью, сам творить молоко, когда хочет есть, а должен ждать. Ребенок начинает понимать, какой он маленький, слабый, бесконечно зависимый. В это же время он впервые испытывает чувство вины, поскольку для него становится ясным, что именно на маму, которую он любит, которая его кормит и дает ему любовь, заботу, он также направляет и свою агрессию, на нее он злится, ее кусает (это и проявление собственно агрессивного влечения, существующего с рождения, а также месть матери за разочарования, которые неизбежны). Если мать в этот период сможет принять, не слишком обижаясь и злясь, не впадая в отчаяние, агрессивность своего ребенка, а он в свою очередь убедится, что не разрушает мать и она не отворачивается от него, что она его по-прежнему его любит, то эта так называемая депрессивная позиция (М.Кляйн) будет ребенком пережита благополучно, тревоги значительно уменьшатся. Ребенок сможет в дальнейшем любить и принимать других такими, какие они есть, его собственная агрессивность, необходимая, способствующая развитию, не будет им подавляться и направляться на себя. Ребенок также будет способен испытывать чувство вины (далеко не все люди способны испытывать чувство вины) и, как ее результат, стремление восстанавливать, репарировать поврежденный объект (материнскую грудь), что является основой любого творчества, многих сублимаций. Отказ от младенческого всемогущества, когда ребенок в психологическом смысле был еще частью своей всемогущей матери, дает в конечном итоге человеку свободу: не нужно быть идеальным, не нужно уметь и делать все и за всех, а значит, не нужно и нести ответственность за все в мире, а можно просто быть самим собой, быть довольным собой, получать удовольствие даже от малого.

Еще один удар ребенок испытывает, когда в возрасте 3-5 лет он понимает, что не может быть одновременно и мальчиком и девочкой. Под влиянием страха наказания, кастрации, потери любви родителей, он отказывается от своих посягательств на обладание мамой и папой и «устранение» соперника, а должен смириться с тем, что он маленький и нужно ждать еще сколько-то лет, пока не станешь взрослым и не найдешь себе еще лучшую девочку, чем мама или еще лучшего мальчика, чем папа. Принятие этой ситуации избавляет от того, чтобы быть постоянно преследуемым страхом кастрации и переживанием преследующего чувства вины. Признание своей смертности, конечности бытия является также непростой задачей, даже для взрослого человека. Принятие этого факта учит человека жить сегодняшним днем, наслаждаться текущим моментом, а желание вечного существования реализовывать в рождении детей, в рождении всего нового, что останется жить и после него. Все эти ситуации – ситуации разочарований, потери иллюзий, горя, всегда сопровождаются большей или меньшей депрессией. И поскольку они универсальны, все люди проходят через эти испытания, получается, что каждый человек несет в себе депрессивный потенциал. И в последующем, в каких-то травматичных ситуациях могут всплыть прежние переживания тревоги, страхи, фантазии и спровоцировать депрессивные состояния. С точки зрения развития депрессии людей можно разделить на две категории — сосредоточенные на внешнем мире и его ценностях и живущие своим внутренним миром. Эти категории не абсолютны, а просто являются удобными терминами для описания поведения и отношения людей к действительности. Хотя на самом деле многие находятся где-то посредине, не относясь ни к первой, ни ко второй категории. Но все же подавляющее большинство склоняется либо к первой, либо ко второй модели поведения. По причинам, которые вскоре станут очевидными, мужчина или женщина, сосредоточенные на внешнем мире, гораздо более уязвимы для депрессии, чем те, кто сосредоточен на мире внутреннем.

В широком смысле внутренне-ориентированный человек обладает сильным и глубоким чувством самости. В отличие от человека внешнего мира его поведение и взгляды мало подвержены влиянию постоянно меняющихся условий внешнего окружения. Его личность имеет внутреннюю стабильность и порядок, находится на твердом фундаменте самоосознания и самопринятия. Он крепко держится на ногах и знает, на чем он стоит.

Все эти качества отсутствуют у человека внешне-ориентированного, который находится в сильной зависимости от окружающих, особенно в своей эмоциональной сфере. Лишенный поддержки других, он впадает в депрессию. У него так называемый «оральный» характер, а это означает, что его инфантильные потребности в поддержке, принятии и одобрении других, а также в переживании телесного контакта и телесной теплоты не были удовлетворены. Поскольку он чувствует себя неполноценным, у него нет оснований верить ни в себя, ни в свою жизнь.

Еще одним различием между человеком внутреннего и внешнего мира является то, во что они верят. Человек, сосредоточенный на своем внутреннем мире, верит, прежде всего, в себя. Человек, сосредоточенный на внешнем мире, верит в других людей, поэтому он всегда рискует столкнуться с разочарованием. Он вечно стремится поверить во что-то, находящееся вне его самого: будь то человек, система, теория, какое-либо дело или деятельность. На сознательном уровне он сильно отождествляет себя с внешними интересами. На первый взгляд это может показаться позитивным подходом. Снаружи создается впечатление, что он принимает активное участие в выполнении различных дел. Но это выполнение предназначено для других, и за ним стоит неосознанное ожидание, что другие признают его ценность и ответят на это с любовью, принятием и поддержкой. Человек, живущий своим внутренним миром, действует и совершает что-то для себя. Вся его деятельность — это выражение того, кто он есть. Он утверждает себя в своих реакциях по отношению к внешнему миру, а не в том, как внешний мир реагирует на него. Какими бы неудовлетворенными инфантильными желаниями или потребностями он ни обладал — а они есть у всех нас, — он не рассчитывает, что кто-то другой удовлетворит их.

Было бы легче разделить людей на независимых и зависимых типов, отнеся к первым внутренне-ориентированных людей, а ко вторым — ориентированных внешне. Но я не стал прибегать к такой классификации, потому что внешние впечатления зачастую обманчивы и не дают реального представления о человеке. Человек, сосредоточенный на внешнем мире, часто ведет себя очень независимо. Он часто пытается показать, что в нем нуждаются, и поэтому он кажется независимым. Такое поведение явно указывает, что перед нами человек внешнего мира, скрывающий свою зависимость за внешним фасадом самодостаточности. Как мы уже видели, такая роль отводится для удовлетворения его потребности в зависимости, хотя он скрывает ее от себя и от других. Человек, который может открыто признать свою потребность в зависимости, с меньшей долей вероятности впадет в депрессию, чем тот, кто скрывает ее за ширмой независимости.

Еще одно важное различие между этими двумя типами личности заключается в том, как они смотрят на свои проблемы и определяют свои желания. Человек внутренне-ориентированный знает, чего он хочет, и выражает это конкретно. Например, он может сказать: «Я чувствую, что чересчур давлю на себя и мне нужно расслабиться». Или он может заметить: «Мое тело слишком скованно, а дыхание слишком поверхностное, поэтому мне нужно раскрыться и дышать глубже». Таким образом, он говорит сам от себя, с позиции самоосознания. Человек, сосредоточенный на внешнем мире, не может вести себя так. Его желания носят обобщенный характер и выражаются в обобщенном виде, например: «Я хочу любви» или «Я хочу быть счастливым». Такая манера речи указывает на отсутствие самоосознания и того сильного чувства, которое обеспечило бы ему центрированность на собственном «я», присутствующую у человека, ориентированного на внутренний мир.

Сосредоточенность на внутреннем мире обеспечивается очень сильным чувством, которое допускает только одно направление действий. Это не означает, что у внутренне-ориентированного человека преобладает лишь одно чувство и что он движется только в единственном направлении. Такое поведение означало бы жизнь в строго очерченных, жестких рамках, которые неизбежно рухнут, когда человек будет не в силах сохранять нужного напряжения для удержания этих рамок. В здоровом человеке чувства постоянно меняются. Он может быть то сердитым, то любящим, то грустным, а потом радостным. Каждое сильное чувство создает новое направление, которое является собственной реакцией организма на его окружение. Все настоящие эмоции обладают таким личностным свойством. Они являются прямым выражением жизненных сил внутри человека.

Вера может рассматриваться как один из аспектов чувства. Чем больше человек чувствует, тем сильнее его вера. Человек не может чувствовать веру. То, что он обычно в действительности чувствует, — это различные эмоции. Но когда он действует под влиянием эмоции или сильного чувства, он действует под влиянием веры — веры в обоснованность своих чувств, веры в себя.

Человек, у которого отсутствует вера, подавил все свои сильные эмоции, заменив их набором убеждений и иллюзий, чтобы они направляли его поведение. Он может быть, например, студентом-радикалом, убежденным в том, что насилие — единственный способ свергнуть существующую политическую систему, которую он рассматривает как угнетающую. Ради такого убеждения он может стать источником огромной энергии и вызвать в себе кажущиеся на первый взгляд искренние чувства. Но это не его личные чувства. Он не сердится из-за личного оскорбления, он не грустит из-за личной утраты. Он спрятал свои личные чувства, отказался от них в угоду, как он считает, нуждам других людей. И этим самым он выдает свою сосредоточенность на внешнем мире. Слишком часто эти люди впадают в депрессию, когда дело, за которое они страдали и боролись, терпит неудачу.

Если каждый человек смог бы что-то сделать для себя самого, если он смог бы позаботиться о своих собственных потребностях, мир непременно изменился бы к лучшему. Человек, живущий своим внутренним миром, не эгоист. Он центрирован на своем «я», и его подлинная забота о себе помогает ему осознать, что его благополучие зависит от благополучия других людей его сообщества. Он является настоящим гуманистом, потому что осознает свою собственную человечность, свое собственное человеческое существование.

Перенос проблем на других и требование, чтобы проблемы решали другие, — характерная черта человека, сосредоточенного на внешнем мире. К сожалению, это также является характерной особенностью нашего времени. Мы можем с грустью наблюдать постепенное отмирание чувства личной ответственности. Непреднамеренно психоанализ сам во многом способствовал сложившейся ситуации. Каждый тщательный анализ показывал, что человека нельзя винить за его болезни и неудачи. Таким подходом он породил совершенно противоположную тенденцию, где вина за все беды и страдания индивидуума перекладывалась на общество. А если виновато общество, то оно и должно решать проблемы человека. Так как общество — это все другие люди, то ни один человек в отдельности не чувствует своей личной ответственности.

Общество — это довольно неопределенное, абстрактное образование, в котором отсутствует реальная власть. Возникает такая ситуация, когда груз ответственности за все наши личные и социальные недуги переносится на правительство. Хотя очень трудно понять, как правительство сможет преодолеть нашу депрессию, вылечить наши шизоидные склонности, защитить нас от излишних волнений и тревог и т.д. Когда каждый гражданин отказывается от своей личной ответственности за порядок, безопасность и здоровье сообщества, то для правительства становится трудно обеспечивать даже работу основных государственных служб. Большим заблуждением является мнение о том, что правительству всего лишь нужно раздобыть побольше денег — и все наши социальные проблемы решатся сами собой. Такие иллюзии характерны для людей, живущих внешним миром.

Сочетание веры и личной ответственности составляет суть каждой религиозной системы. Если бы человек не принимал на себя ответственности за поддержание моральных и этических принципов, которые оживляют религиозные убеждения, — сама по себе религиозная вера потеряла бы всякий смысл. Вера и убеждение образуют единое целое, где оба являются непременной частью повседневной жизни человека. У людей, обладающих таким сочетанием, склонность к депрессии значительно снижается.

Однако верным будет и то, что многие люди, впавшие в депрессию, проявляли ту или иную степень своей кажущейся ответственности, очень похожей на их кажущуюся независимость. Да, они сделали усилие, чтобы самостоятельно встать на ноги, но затем последовала депрессия, и мы можем предположить, что усилие было неискренним. В таких случаях анализ всегда открывает, что усилие было предпринято не ради его собственной ценности, а как средство приобретения одобрения и признания окружающих. Такая лицемерная ответственность сильно отличается от искреннего религиозного убеждения в том, что зрелая личность ответственна сама перед собой и перед своим Богом за качество своей жизни. Можно лишь восхищаться силой и мужеством поистине религиозных людей, которым выпало пройти через огромные трудности и лишения. Такая твердость и решимость редко встречаются в наше время.

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.