РУБРИКИ |
Взаимосвязь социального интеллекта и эмпатии подростков |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Взаимосвязь социального интеллекта и эмпатии подростковВзаимосвязь социального интеллекта и эмпатии подростковВзаимосвязь социального интеллекта и эмпатии подростков Содержание Введение 1. Изучение социального интеллекта отечественными учеными 2. Понятие «эмпатия» и подходы к ее изучению отечественными учеными 3. Подходы к развитию социального интеллекта и эмпатии 3аключение Список литературы Введение Социальный интеллект синонимичен коммуникативно-познавательной активности личности и выступает как интеллектуально-творческая способность, определяющая успешность общения посредством социального интереса который трактуется как процесс идентификации, эмпатии, сотрудничества и альтруизма, направленный на построение позитивных отношений с другими людьми посредством общения. Более того, социальный интерес является основной составляющей социального интеллекта, объединяющей и регулирующей коммуникативно-познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов, и способствующей правильному пониманию поведения людей в межличностном взаимодействии. Проблема развития социального интеллекта учащихся юношеского возраста особенно актуальна в период социально-экономических преобразований в Республике Беларусь Она неразрывно связана с профессиональным становлением и личностно-психологическим ростом будущих специалистов. По мнению ученых, личность, обладающая социальным интеллектом, характеризуется следующими качествами: развитым чувством социального, способностью создавать и поддерживать в общении и деятельности положительные взаимоотношения. Исходя из вышеизложенных фактов, можно утверждать, что тема, выбранная нами для изучения в данной курсовой работе является актуальной на сегодняшний день. Объектом нашего исследования являются коммуникативные способности личности, а предметом исследования являются социальный интеллект и эмпатия. Наша цель - это изучение характера связи между социальным интеллектом и эмпатией. Задачами нашего исследования являются: 1. Анализировать литературу по проблеме исследования; 2. Выявить уровни развития социального интеллекта в юношеском возрасте; 3. Определить уровни развития эмпатии в юношеском возрасте; 4. Определить связи между социальным интеллектом и эмпатией. 1. Изучение социального интеллекта отечественными учеными В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было рассмотрено рядом исследователей. Одной из первых этот термин описала М.И. Бобнева (1979). Она определяла его в системе социального развития личности. Механизмом формирования личности выступает процесс социализации. Как отмечает автор, существует как минимум два толкования этого понятия. В широком смысле слова термин «социализация» используется для обозначения процесса, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществ. Теория социализации призвана установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия для общества. Из этого толкования следует, что индивидуальность не предпосылка социализации, а ее результат. Второе, более специальное определение термина используется в социологии и социальной психологии. Социализация как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т.е. носителя ее ценностей норм установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него необходимых для этого свойств и способностей. Принимая во внимание наличие указанных значений, М.И. Бобнева отмечает, что только социализация не обеспечивает целостного формирование человека. И, далее, определяет важнейшей закономерностью процесса социального развития личности наличие в нем двух противоположных тенденций - типизация и индивидуализация. Примерами первой являются многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социально-психологических свойств. Примеры второй - накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т.д. В российской психологии понятие «социальный интеллект» описывает ЮЛ. Емельянов и понимает под ним устойчивое, основанное на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей. Социальный интеллект включает в себя сензитивность - особую имеющую эмоциональную природу чувствительность к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям. Сензитивность же, в свою очередь, предполагает эмпатию - способность вчувствования, эмоционального резонанса на переживания другого. Автор предлагает термин «коммуникативная компетенция», схожий с понятием социальный интеллект. Коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, и навыков. Эмпатия является основой сенситивности - особой чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая в свою очередь формирует социальный интеллект. Ученый подчеркивает, что с годами эмпатическая способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности. Т.о. социальный интеллект выступает относительно независимым праксеологическим образованием. Е.С.Михайлова (Алешина) определяет социальный интеллект как интегральную интеллектуальную способность понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека, по невербальной и вербальной экспрессии. К процессам, его образующим, автор относит социальную сензитивность, социальную перцепцию, социальную память и социальное мышление. Социальный интеллект, по утверждению Е.С. Михайловой, является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек-человек», а также некоторых профессиях «человек-художественный образ». А.А.Бодалев под социальным интеллектом понимает совокупность психических образований человека, проявляющихся в способности успешно общаться с другими людьми, а именно: - мотивационно-потребностная и эмоциональная сферы, несущие в себе конкретные характеристики; - воля, отличающаяся определенными качествами; - набор психических свойств личности, соответствующих коммуникативной активности (общение) человека; - богатый репертуар чисто поведенческих реакций при осуществлении общения. Таким образом, очевидно, что социальный интеллект учащегося способствует общению с другими людьми, дает возможность и вне непосредственного взаимодействия с ними решать задачи, где непременным условием достижения нужного результата выступает учет человеческого фактора. Более того, социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихся у него нравственных и профессиональных норм, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации личности. По утверждению ряда авторов (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, ХХарднер, В.Н.Мясищев, А.АЛеонтьев, Л.А.Петровская, Г.А.Ковалев), социальный интеллект человека проявляется во внимании, восприятии, памяти, воображении, мышлении, функционирующих как единая, целостная система и актуализирующихся в теснейшей взаимосвязи друг с другом. Близким в какой- то степени понятию социального интеллекта является используемое В.А. Лабунской понятие «социально-перцептивная способность», под которой понимается способность, формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность адекватного отражения психических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть свое воздействие на этого человека. А.Л. Южанинова (1984) также выделяет социальный интеллект как третью характеристику интеллектуальной структуры, в дополнение к практическому и логическому интеллекту. Последние отражают сферу субъект-объектных отношений, а социальный интеллект - субъект-субъектных. Она рассматривает социальный интеллект как особую социальную способность в трех измерениях: социально-перцептивных способностей, социального воображения и социальной техники общения. I Таким образом, социальный интеллект может рассматриваться как способность, которая обеспечивает познание; отражение и понимание; запоминание и структурирование социально-психологических характеристик человека и группы, прогнозирование юс поведения и деятельности. 2. Понятие «эмпатии» и подходы к ее изучению отечественными учеными В настоящее время в психологии отсутствует общепринятое представление об эмпатии. Одни авторы связывают эмпатию с эмоциональной чувствительностью, с альтруизмом, с терпимостью к другим людям. Другие рассматривают ее как акт вчувствования. В этом аспекте эмпатия выступает как вид чувственного познания, способность ставить себя на место другого человека, понимать аффективные ориентации других. Некоторые исследователи считают эмпатию перцептивным актом, обслуживающим межличностные отношения, и определяют ее как осознание уникальной неповторимости другого. Ряд авторов основным и достаточным проявлением эмпатии считают сопереживание, эмоциональный отклик на состояние другого. Некоторые исследователи полагают, что эмпатия является основой межличностного познания и осуществляется через механизмы идентификации, заражения, проекции, моторного подражания [25; 73]. В современной психологической литературе термину «эмпатия» соответствует широкий набор определяющих уточнений («эмпатическое взаимодействие», «эмпатийные реакции», «эмпатийные способности») и синонимов («альтруизм», «просоциальное поведение», «социальная сензитивность»). Даже перечень этих терминов позволяет утверждать, что обозначаемая ими реальность имеет самое непосредственное отношение к гуманистическим профессиям, то есть к таким профессиям, которые по классификации Е.А. Климова следует отнести к классу «человек-человек». Одной из характерных профессий этого класса является профессия педагога. К вопросу изучения эмпатии социально-психологического явления обращались многие авторы. Так, проводя обзор литературы по данному вопросу, необходимо отметить следующих исследователей и их работы: Основательно изучался вопрос эмпатии, а также ее развития Пономаревой М.А. Так, автору принадлежат такие работы как «Развитие эмпатии в раннем юношеском возрасте в процессе изучения художественной литературы», «Роль художественной литературы в развитии эмпатии», «Эмпатическое литературоведение”. Можно отметить, что Пономарева М.А. много работает над вопросом соотношения и взаимодействия таких понятий как “эмпатия” и “художественная литература”. Автор, таким образом, прослеживает взаимозависимость и взаимовлияние названных понятий. В работе Пономаревой М.А. доказано большое воздействие на внутренний мир человека художественной литературы. В обзоре литературы в данной работе указываются имена психологов, которые подтверждают роль и влияние художественной литературы на развитие личности. Так, в частности, автором упоминаются такие деятели как Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, Я.Л. Коломинский, Н.А.Бердяев. Также в работе подчеркивается, что “искуство обладает поистине уникальной способностью преобразовывать саккумулированные в идеале общественный опыт в личный опыт каждого” [23; 15]. Пономарева М.А. рассматривает в своей работе направления взаимосвязи эматии и художественной литературы. Рассматривается автором также механизм воздействия художественной литературы на личность. В результате проведенного исследования, анализа соответствующих источников, автор приходит к выводу, что в отечественных исследованиях определенное внимание уделяется выявлению роли художественной литературы в развитии эмпатии. В процессе постижения художественной литературы возникают художественные сопереживания воображаемому герою. Описанный процесс как раз и способствует развитию эмпатии у школьников. Это же направление в изучении эмпатии выбрал для себя кандидат филологических наук, доцент Брестского университета имени А.С. Пушкина. Так, его работа (“Эмпатийное литературоведение”) посвящена анализу произведений художественной литературы с точки зрения их способности развивать эмпатию в детском и подростковом возрасте. Заведующий кафедры вспомогательных и исторических дисциплин и методики преподавания истории БГПУ им. М.Танка Богданович И. посвящает свою работа рассмотрению и анализу развития эмпатии через призму истории как учебного предмета. В данной работе приводятся различные методические приемы, позволяющие развивать эмпатию на уроках истории. Предметом исследования в работе Василюк Ф.Е. (“Семиотика и техника эмпатии») выступает одна из базовых единиц развиваемой автором психотехнических теорий. Рассматриваются возможности варьирования эмпатических реплик и функций этих вариаций в психотерапевтическом процессе. Автор указывает, что эмпатия дает переживанию не только имя, но и значение. Полная сигнификация переживания позволяет сформироваться особому функциональному органу, который можно назвать «экспериментальным мышлением» [5; 9]. Автор, в результате проделанной работы, приходит к выводу о том, что анализ эмпатической сигнификации должен рассматривать саму эмпатию и переживание не в статике, а в динамике. Исследователь Майковская Л.С. в своей работе («Роль эмпатии в процессе формирования этнокультурной толерантности средствами музыки») раскрывает сущность и содержание каждого из компонентов этнокультурной толерантности, рассматривает способы ее формирования с учетом специфики деятельности педагога-музыканта. Работа соискателя кафедры немецкой филологии Томбовского государственного университета имени Г.Р.Державина Нелипа Л.Н. («Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте») посвящена речевым этикетам эмпативного типа и их реализации в коммуникативном акте. В работе дается определение понятию «эмпатия», рассматриваются основные линии развития представлений об эмпатии в различных областях наук. Понимание субъектом других людей всегда эмоционально окрашено. Однако о присутствии в межличностных отношениях феномена эмпатии можно говорить, когда в целостном акте познания другого человека этот компонент наиболее выражен в форме сопереживания или сочувствия. Сопереживание - это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой на основе отождествления с ним. Сочувствие - переживание субъектом по поводу чувств другого. 4. Эмпатия, понимаемая как личностное свойство, имеет социальную природу и как любое социально обусловленное свойство поддается целенаправленному формированию. Исходя из того, что эмпатия формируется и проявляется в ситуациях диалогического общения, когда ученик выступает не только как объект, но и как субъект взаимодействия. Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддается развитию. В онтогенезе ребенка выделены две последовательно развивающиеся формы эмпатии - сопереживание как непосредственно импульсивная форма реагирования на неблагополучие другого и сочувствие - осознанный отклик на реальную жизненную ситуацию. Применение ролевых игр в качестве метода актуализации эмпатийных свойств личности в моделируемой педагогической деятельности должно удовлетворять следующим требованиям: 1. неопределенность условий игры, что предоставляет субъекту большую вариативность действий; 2. включение субъекта в конфликтную ситуацию, «провоцирующую» сопереживание и помогающее поведение; 3. выбор и выполнение реальных завершенных действий; 4. создание возможности уточнения сведений, ввод дополнительных переменных ситуаций; 5. выполнение экспериментатором роли режиссера. Ролевая игра, имитирующая психолого-педагогичекую ситуацию, требующая проявления педагогической эмпатии, может служить действенным средством ее развития при следующих условиях: А) если ролевая игра своим содержанием и организационно-методическим обеспечением создает предпосылки эмпатийного поведения; б) если ведущий владеет умениями педагога-режиссера, вызывает переживание чувств играемой роли; в) если ведущий осуществляет контроль этих чувств путем наблюдения поведения участников игры [25; 85]. Развитие социального интеллекта личности рядом авторов (Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский, А.Л.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский) понимается как самодвижение в системе отношений с другими людьми и является необходимым условием существования самой личности Специфика данного подхода к изучению личности заключается в проблеме взаимосвязи коммуникативной и познавательной активности, являющихся основными компонентами социального интеллекта. Основываясь на концепции А.В.Петровского и его подхода к развитию личности выделяют два подхода к развитию социального интеллекта учащихся юношеского возраста. Первый подход - собственно психологический, который заключается в понятии развивающейся личности. В рамках этого подхода естественно предположить, что в пределах одного и того же возраста различные по типу деятельности не даны изначально личности в тот или иной период, а активно выбраны ею в группах, различающихся между собой по уровню развития. Второй подход- собственно педагогический: что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социальным требованиями. В рамках этого подхода деятельность всегда выступает как ведущая для развития личности, опосредуя ее отношения с социальной средой, ее общение с окружающими, конституируя «социальную ситуацию развития». Заключение Проанализировав литературу по вопросу взаимосвязи социального интеллекта и эмпатии, мы пришли к следующим выводам: Социальный интеллект - интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальным мышлением или социальной перцепцией. Это связано традицией раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамках общей и социальной психологий. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек», а также некоторых профессиях «человек - художественный образ». В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей - эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребёнка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального интеллекта. Нарушение, гипотрофия этих способностей может явиться причиной асоциального поведения, либо вызвать склонность к таковому. Возросшее внимание к феномену эмпатии в различных областях современной психологии, вероятно, можно объяснить тем широким кругом задач, которые стоят перед психологической наукой и практикой. Это задачи профконсультирования и профориентации, управления психологическим климатом группы, коррекции супружеских и детско-родительских отношений, подготовки молодежи к семейной жизни. С.Л. Рубинштейн писал, что сердце человека соткано из его человеческих отношений к другим людям: то, чего он стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать. В систему отношений к другим людям включена эмпатия. Этим отношениям свойственны: эмоциональная и личностная раскрытость партнеров по общению, психологический настрой на актуальные состояния друг друга, безоценочность, доверительность, искренность выражения чувств и состояний. Эмпатия, таким образом, рассматривается как системное образование, которое включает следующие стороны: понимание эмоционального состоянии другого человека (когнитивный уровень), сопереживание или сочувствие, которые испытывает субъект эмпатии в отношении к другому лицу (аффективный уровень), активное помогающее поведение субъекта (поведенческий уровень). Список литературы 1. Атаханов Р. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия //Психологическая наука и образование, - 2007, - №1, с. 93 - 102. 2. Багдановіч І. Метадычныя шляхі фарміравання ў школьнікаў гістарычнай эмпатыі //Гісторыя: праблемы выкладання, - 2007, - №4, с. 26-29. 3. Буравцова Н. В. Влияние суверенности личностных границ на проявление эмпатии у будущи педагогов и психологов // Психология в вузе, - 2008, - №1, с. 47-56. 4. Бенеш Н.Л. Актерская психотехника как психологическое условие развития эмпатии личности // Весник Московского государственного ун-та культуры и искусств. - 2007, - №2, - с. 111-114. 5. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии //Вопросы психологии. - 2007, - №2, - С. 3-14. 6. Гоулмен Д. В лабиринте эмоционального интеллекта //Отдел кадров. - 2004, - №8, - с. 98-100. 7. Елкина Е.А. Формирование социального мышления личности как задача современного образования //Весник Полоцкого гос. ун-та. Сер. 1. Педагогические науки, - 2005, - №11, - с. 14-23. 8. Жукова М. Эмпатия: пережить за другого // Смена, - 2007, - №6, с. 56-59. 9. Завадская Ж.Е. Способность к самоопределению как показатель соц. зрелости старшего школьника//Адукацыя і выхаванне, - 2006, - №10, С. 35-42. 10. Карпович Т.Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся юношеского возраста// Психология. - 2002, - №3, с. 78-85. 11. Киселев А.М. Эмпатия и толерантность как важные составляющие педагогического процесса //Актуальные проблемы современной науки, - 2008, - №2, с. 115-117. 12. Ковалевская А.В. Опыт психологического исследования феномена эмпатии у младших школьников 9-11 лет // Псіхалогія. - 2005, №2, с. 31-37. 13. Корчагина Н.В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии//Прикладная психология и психоанализ, - 2006, - №4, - с. 3-6. 14. Курпатов А.В. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии: [монография]/ А.В.Курпатов, А.Н. Алехин. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, - 2007, - 372 с. 15. Кучинский Г.М. Социальное мышление как форма познавательной активности //Психологический журнал , - 2006, - №1, с.10-17. 16. Майковская Л.С. Роль эмпатии в процессе формирования этнокультурной толерантности средствами музыки // Педагогическое образование и наука. - 2007, - №2, с. 13-16. 17. Максимова Н. Развиваем воображение, рефлексию, эмпатию //Воспитание школьников, - 2005, - №9, с. 54-56. 18. Мухина Ю.Р. Характеристика толерантных отношений современных подростков к учителям // Весник Башкирского университета. - 2007, - №3, с. 212 - 214. 19. Лопсан Ч.И. Социально-психологические аспекты эмпатии личности/ Ч.И. Лопсан //Журнал прикладной психологии. - 2003, - №4-5, с. 100-103. 20. Нелипа Л.Н. Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте// Весник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2008, - Т.14, - №1, с. 71 - 75. 21. Панько М.А. Эмпатыя ў структуры сацыяльнай перцэпцыі дзяцей старэйшага дашкольнага ўзросту //Весці БДУ Сер.1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. - 2006, №1 (147), с. 54-57. 22. Пономарева М.А. Развитие эмпатии в раннем юношеском возрасте в процессе изучения художественной литературы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук /М.А. Пономарева, УО «Бел. гос. пед. ун-т имени М.Танка, - Мн., - 2003, - 21 с. 23. Пономарева М.А. Роль художественной литературы в развитии эмпатии // Псіхалогія, - 2007, - №4, с.14-20. 24. Потолков Ю. Эмпатическое литературоведение// Веснік Брэсцкага ун-та. Сер. філал. навук. - 2006. - №3 (6), - с. 40-46. 25. Практическая психология: Учебно-методическое пособие /Под ред. С.В. Кондратьевой. - Мн.: “Адукацыя і выхаванне”, 1997. - 212 с. 26. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта// Одаренный ребенок. - 2006, - №1, с. 6-18. 27. Семенгор Н.А. Особенности коммуникативной компетентности в подростковом возрасте //Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ун-та імя А.А. Куляшова. - 2005, - №1, - с.149-152. 28. Смирнова П.В. Роль социального интеллекта в становлении профессиональной идентичности//Одаренный ребенок, - 2006, - №2, с. 24-29. 29. Соколова Н. Роль сказки в формировании эмпатии у детей// Здаровы лад жыцця, - 2008, - №9, - с. 59-62. 30. Степанова Т.Г. Теоретические аспекты проблем социального интеллекта// Весці БДПУ. Сер. 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філасофія., - 2007, -х №3 (53), - с.53-55. 31. Талатынник Т.В. Уроки жизни: (занятие по развитию социального интеллекта у школьников) // Сацыяльна-педагагічная работа, - 2005, - №8, с. 40-42. 32. Тарасенко М.Л. Влияние социального интеллекта студентов на адаптацию к учебному процессу в вузе //Психотерапия, - 2007, - №7, с. 32-34. 33. Удовенко М. Развитие эмпатии у подростков //Социальная педагогика, - 2004, - №3, С. 50-59. 34. Чеснокова О.Б. Возрастной подход и исследование социального интеллекта у детей // Вопросы психологии. - 2005, - №6, - с. 35-45. 35. Чеснокова О.Б. Методы диагностики социального интеллекта в детском возрасте //Психологическая диагностика, - 2008, - 3, с. 57-80. 36. Чеснокова О.Б. Развитие социального интеллекта в детском возрасте. Существующие ответы и незаданные вопросы//Психолог в детском саду. - 2004, - №2, с. 15-40. 37. Шешукова О.В. К вопросу об экспериментальном исследовании социальной психологии // Среднее профессиональное образование, - 2007, - №8, с. 10-12. |
|
© 2010 |
|