РУБРИКИ

Характеристика основных разделов юридической психологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Характеристика основных разделов юридической психологии

-        преступник с недостаточной развитостью нравственной сферы (хладнокровные, совершающие преступления преднамеренно);

-        преступники с недостатком интеллекта;

-        преступники с ослабленной волей (ленивые, алкоголики и т.д.).

Интерес русских юристов к углубленному исследованию психологии участников уголовного судопроизводства приводит к использованию психодиагностических методик для проведения судебно-психологических экспертиз. Выдающиеся русские юристы А.Ф. Кони, Плеве были знатоками в области психологии, блестяще использовали психологическую эрудицию в судебных речах. Они внесли неоценимый вклад в становление и развитие ЮП и судебной этики. А.Ф. Кони опубликовал ряд работ «Свидетели на суде» (1909) «Память и внимание» (1922), в курсе лекции «О преступных типах», где уделял огромное внимание психологическим аспектам судебной и юридической деятельности.

В классификации преступных личностей работает С.В. Познышев, который обобщает результаты своей деятельности и в 1926 публикует труд «Криминальная психология. Преступные типы». М.Н. Гернет в 1925 году публикует работу «В тюрьме. Очерки тюремной психологии», в которой были обобщены результаты наблюдений за поведением осужденных, анализ их психических особенностей.

В те же годы в Москве и на Украине были переведены и изданы труды западных ученых: Г. Гросса, О.Липпмана, Э.Штерна, М.Геринга, Г.Мюнстерберга, А.Гельвина.

Острым и своеобразным был период развития советской психологии. Здесь следует также выделить несколько этапов:

Первый этап: 1917 – 1936г.г.

Главной особенностью этого времени был небывалый расцвет психологической науки, разнообразие подходов к изучению психологии человека во всех сферах жизнедеятельности. Другой отличительной чертой этого времени было интенсивное развитие психологических теорий, огромный интерес к практическим исследованиям.

Третьей особенностью этого периода была ориентация на создание методологической концепции советской психологии основанной на марксизме.

Различные направления юридической психологии и превентивной работы, имевшие место в 20 – 30-е годы. Опирались на традиции русской дореволюционной науки, которая в самых различных отраслях знания: медицине, юриспруденции, психологии, педагогике – носила глубоко гуманистический, социально-ориентированный характер.

Для этого периода характерно внедрение психологической науки в практику. Во всех звеньях системы народного образования (начиная от дошкольного и заканчивая высшей школой) работают психологи. Создаются психологические службы в органах народного образования. В общей системе наук психология синтезирует достижения ряда других наук и является, по выражению Б.Ф. Ломова, интегратором тех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек. Под руководством Л.С. Выготского и группы его соратников – А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина создается институт психологии АН СССР, в котором формируется школа, превратившаяся в одну из самых больших и влиятельных школ в советской и мировой психологии.

На этом благоприятном фоне в 20-е 30-е годы в СССР успешно развивались и разрабатывались проблемы юридической психологии. В первые годы после революции и гражданской войны в 1925 организуется первый в мире Государственный институт по изучению преступника и преступности. Открываются лаборатории по изучению этого направления в Харькове, Ленинграде, Одессе, Минске, Баку, и т.д. Исследуются причины преступности, ее динамика и анализ географической распространенности. Уже в 20-е годы были проведены исследования структуры динамики, географии преступности, алкоголизма, беспризорности (А.А. Герцензом, М.Н. Гернет, К. Сотонин).

В 1925 г. вышла важная работа А.Я.Канторовича «Психология свидетельских показаний», в 1927 г. – интересные и практически значимые для юристов работы Н.Гладышева «Наша нормальная неправдивость», «Рефлексология свидетельских показаний».

Широкое распространение психотехнической проблематики в стране приводит к появлению ряда исследований по изучению психологических особенностей юриста, разработке профессиограм следователя.

В государственном институте по изучению преступлений и преступников изучались не только психологические особенности данных проблем, но и успешно развивалось направление социальной и коррекционно-реабилитационной работы. Талантливые педагоги, А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий, своими работами заложили и развили основные принципы и методы социальной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками.

Это же время отмечается становлением и развитием системы социально-правовой охраны материнства и детства, немалый вклад в создание которой внесли П.И. Люблинский, В.Ф. Куфаев и другие.

В это время плодотворно развиваются основы общей возрастной психологии. заложивших теоретическую базу для развития юридической психологии несовершеннолетних правонарушителей.

Один из основоположников советской психологии Л.С. Выготский (1896 – 1936) создал культурно-историческую концепцию в психологии, которая получила дальнейшее развитие в работах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина и т.д. Выготский детально разработал учение о развитии высших психических функций.

Развитие идей Л.С. Выготского стало делом жизни выдающегося психолога А.Р. Лурии (1903 – 1977). Одним из выдающихся теоретиков советской психологии был С.Л. Рубенштейн (1889 – 1960). А.Н. Леонтьев (1903 – 1979) сделал деятельность предметом и методом психологического исследования. Разработанная им общепсихологическая теория деятельности является важнейшим достижением советской психологической науки. Научные разработки этих ученых-психологов легли в основу дальнейшего развития юридической психологии в нашей стране.

Второй этап: 1936 – 1960 г.г.

Второй период советской психологии можно назвать сумеречным. Сокращение психологических исследований было связано с Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСА» от 4 июля 1936г. «О запрещении педологии и тестов в психологических исследованиях». После этого постановления психология переходит в русло умозрительных дисциплин. С середины 30-х годов начинается «глухое тридцатилетие», которое, наряду с массовым террором, характеризуется разгромом ряда наук и психологических школ, что не могло не затормозить развитие юридической психологии.

Однако такое положение не могло продолжаться вечно: практика ставила проблемы, которые не могли быть решены без психологии. Становление психологической теории происходило вместе с развитием конкретных исследований, которые решались в связи с практическими задачами, выдвигаемыми перед психологией обществом.

Второе возрождение психологии и (юридической в том числе) произошло в 60-е годы ХХ века. В это время за рубежом выходит ряд фундаментальных исследований по юридической психологии, таких как «Психология и преступность» (1956г.) Р. Луважа, «Правовая и криминальная психология» (1961) Г. Тоха, «Криминальная психология» (1961) О. Абрахамсона, «Психология для работников следственных, судебных и исправительных органов» (1955) Г. Аудича.

Однако работы этого периода в нашей стране характеризуются сохраняющимися серьезными ограничениями, накладываемыми общей методологической и социально-политической парадигмой советского времени. Эти ограничения выражались в том, что практически невозможно было системное исследование природы правонарушений и преступлений. С одной стороны, как результат скандально известной сессии ВАСХНИЛ 1949 года, когда была разгромлена отечественная генетика, надолго и прочно укоренился страх перед исследованием психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения. Такие исследования однозначно трактовались как биологизаторство, что считалось несовместимым с марксистко-ленинской методологией. Достаточно вспомнить, какому жестокому и длительному остракизму подверглись работы В.П. Эфроимсона «Родословная альтруизма» (1971) и И.С. Ноя «Методологические проблемы советской криминологии» (1975), в которых была сделана попытка обратить внимание на некоторые биологические детерминанты отклоняющегося поведения. С другой стороны были невозможны, по сути дела, и исследования социальных причин преступности, вольно или невольно ставящие под сомнение непогрешимость существующего социального строя, приводящие к выводу о серьезных дефектах социального управления, находящиеся вне критики коммунистической партии. Поэтому глубоких и объективных работ этого периода по юридической психологии выделить крайне трудно – сама проблематика имела политический подтекст.

Третий период в развитии отечественной психологии.

После распада СССР в конце 1991г. начинается драматический процесс переоценки и пересмотра принципиальных позиций советской психологии, и прежде всего ее методологических оснований, восходящих к марксизму.

На смену догматическому курсу пришел плюрализм методологических ориентаций. Стало очевидным, что не может быть одной единственной теории, на основе которой можно построить психологическую науку, что решение принципиальных вопросов должно опираться на разнообразные философские воззрения. При этом сохраняют свое значение основные методологические принципы психологии: объективности исследования, детерминизма и системности, принципы изучения психики в развитии, в единстве сознания и деятельности.

Другой особенностью психологии постсоветского периода является ее сближение с практикой. Расширилась сеть самостоятельных психологических служб: от инженерно-психологической деятельности до психологического консультирования. За последние 15 лет исследования юридической психологии приобрели широкий диапазон. Эти исследования не только в области криминальной психологии оперативно-розыскной деятельности, проблем судебно-психологической экспертизы, аспектов превентивной психологии и проблем пенитенциарной психологии.

Говоря о сегодняшних ключевых фигурах в ЮП следует указать работы В.В. Романова (ЮП в военной юстиции и общие вопросы ЮП), Ю.М. Антоняна (психология преступника), М.И. Еникеева (общие вопросы ЮП и особенности ее преподавания в Юр.вузах), В.Л. Васильева (автора наиболее популярных и востребованных учебников по ЮП), а также Баранова П.П. и Курбатова В.И. (авторов современных учебных пособий). В работах этих авторов с современных позиций формирующегося правового государства изложены основные научные проблемы и принципы развития сегодняшней ЮП в России.


Лекция - 2

ЛИЧНОСТЬ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

(понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая

сфера, индивидуально-психологические особенности)

В специальной психологической литературе, как и в обыденном человеческом взаимодействии, часто употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Содержательно данные понятия тесно переплетены между собой, но их соотношение с психологическим понятием «личности» позволяет более полно раскрыть последнее. Более того, личностью можно стать лишь в обществе, формируясь и развиваясь в той или иной системе общественных отношений.

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития – к человеческому роду. В этом понятии утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид – это единичный представитель вида гомосапиенс. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, цвет глаз, телосложение и т.д.), но и психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (типа темперамента, физических и психических особенностей, интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта).

Человек, будучи наделенным от рождения соответствующими биологическими предпосылками (т.е. нормальным морфологически развитым организмом, включая мозг, способный к дальнейшему развитию), становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях (способов и средств производства, духовной культуры, приемов чувственного познания, абстрактного мышления и т.д.). Человек приобретает новые личностные качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых личностных качеств. Личность – это человек, выступающий как субъект познания и преобразования мира. Это человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

Активная разработка проблем личности началась с конца 30-х годов 20 столетия. Ко второй половине 20 века сложились различные подходы к исследованию личности: бихевиористская, биогенетическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая.

Бихевиористская теория исходит из доминирующей значимости тех или иных моделей поведения в формировании личности.

Биогенетически ориентированная теория связывает развитие человека и его личности с его онтогенезом (процесс индивидуального развития организма) с заложенной в ней филогенетической (исторически обусловленной) программой.

Психоаналитическая теория личности, разработанная З.Фрейдом, анализирует поведение личности исходя из глубинной структуры подсознания, выделяя сексуальную энергию в качестве основного движущего фактора.

Самосознание З. Фрейд сравнивал с вершиной айсберга, считая что лишь незначительная часть того, что характеризует его как личность, осознается им актуально. Человек в состоянии правильно понять и объяснить только небольшую часть своих поступков. Только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволят проникнуть в бессознательное и снять напряжение.

Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процесса социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что психологическое возрастное изменение личности зависит от изменений в общественном положении, социальных ролей, прав и обязанностей, т.е. от структуры социальной деятельности индивида.

В соответствии с бихевиористкой теорией личности социальные роли людей и большинство форм социального поведения личности являются в результатом наблюдений за социальными моделями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей выступают составляющей взаимодействия и взаимоотношений между людьми.

Личность при таком подходе – это результат воздействия на индивида окружающей среды и социальной ситуации.

Когнитивная теория личности. Основную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям. Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация на первый план выдвигает сознание и самосознание субъекта, считая, что основу развития личности составляет творческий процесс реализации ее собственных жизненных целей и ценностей.

Гуманистическая теория личности объясняет поведение личности исходя стремления человека к самоактуализации, реализации всех возможностей. Это направление ассоциируется с такими именами, как К. Роджерс и А Маслоу и др. Суть этого направления состоит в изучении личности и ее рассмотрения в качестве высшей социальной ценности. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного «я» лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.

В отечественной психологии в качестве основания для интеграции ранее названных подходов к пониманию личности предлагается историко-эволюционный подход, в котором антропологические свойства человека и социальные факторы выступают как предпосылки и результат развития личности. В контексте данного подхода подлинным основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, благодаря которой происходит индивидуализация личности.

Понятие личности успешно разрабатывалось также и в России. Существенный вклад в этот процесс внесли П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский. Первая российская классификация личности была предложена Лазрским в 1915 г. В его основу был положен принцип активного приспособления личности к окружающей социальной среде в зависимости от «степени одаренности»индивида, под которой понимался «прирожденный запас физических и духовных сил», «запас его нервно-психической энергии», его психической активности. Лазурский полагал, что личности различаются по преобладанию в их структуре либо внешних либо внутренних источников развития, что позволило ему разделить всех людей на 2 большие группы с преобладанием эндопсихических или экзопсихических процессов.

Но человек – это не только личность, но и организм, вершина филогенезе живых существ. Элементами человеческой структуры, взятой как единое целое, являются общие (родовые), особенные (типовые) и единичные (индивидуальные) свойства. Все множество свойств человека труднообозримо, им посвящены отдельные области знания и учебники эмбриологии, гистологии, анатомии, физиологии и психологии. Такие науки, как социология, этика, право и педагогика, тоже изучают некоторые социально значимые свойства человека. Индивидуальных особенностей человека еще больше, и их описания содержат произведения художественной литературы и искусства. Более глубоко эти вопросы освещаются в отдельной отрасли психологического знания – персонология (персона - личность, личина, маска – от актерской профессии).

Такой структурный подход позволяет разобраться в этом множестве свойств и особенностей человека, не только «разложив их по полочкам» подструктур первого, второго и последующего порядков, но и вскрыв связи и взаимоотношения этих свойств.

Первая категория кратковременных психических процессов относится к познавательной сфере человека – это ощущения, восприятия, представление, память, мышление, воображение и др., которые определяются относительной кратковременностью их протекания. Ни один психический процесс не может, оставаясь самим собой, проткать более или менее долго.

Вторая категория – психические состояния: бодрость, усталость, активность, пассивность, раздражительность, настроение и т.д. Они протекают длительнее, чем психические процессы. Довольно долгое время на психическое состояние обращали внимание только патопсихологии, заслуга их же разностороннего изучения в общей психологии принадлежит нашему соотечественнику Н.Д. Левитову – его основной научный труд - «О психических состояниях человека. М., 1964.

Третья категория психических явлений – психические свойства личности. Они наиболее стойки, хотя способны видоизменяться в результате биологического развития человека в течение всей жизни. Иногда это происходит в результате заболевания, но чаще под влияние социальных условий, прежде всего воспитания и самовоспитания.

Необходимость оценки различных психических процессов, свойств или состояний личности именно с позиций права порождает целый ряд вопросов, не свойственных никакой другой отрасли психологии, кроме юридической, и, следовательно, составляющих ее специфическое содержание, например, «способность полностью осознавать значение своих действий», вопрос о том, могли ли те или иные особенности характера и личности способствовать совершению противоправных действий и др.

В психологической науке прочно утвердилось положение о том, что любая реакция человека, весь строй его внутренней жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались у него в процессе его социального опыта, - от его потребностей и мотивов, интересов и установок, т.е. системы отношений к действительности. Для того чтобы понять действительную психологическую природу того или иного свойства, в том числе и профессионально значимого, т.е. определить, какую функцию оно выполнить в процессе деятельности, необходимо рассматривать это свойство в личностном аспекте – с точки зрения мотивов и целей этой деятельности. Для настоящего личностного подхода необходимо исследование каждого отдельного свойства в аспекте личности в целом.

Установлена также зависимость протекания отдельных психических процессов от тех потребностей и мотивов, которые побуждают человека к осуществлению этих процессов. При этом, как отмечает С.Л. Рубинштейн, эта зависимость выражается трояким образом: «Во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти и внимания…Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого и т.д.

Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, … не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности…

Тот факт, что психические процессы человека – суть проявления личности, выражается, в-третьих, в том, что у человека они не остаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на решение встающих перед ней в жизни задач».

Идея активного характера сознания внутренне согласуется с идеей «личностно подхода». Эта связь выражается в том, что сознание приобретает действенный характер в личности через сумму ее мотивов и потребностей, являющихся истоками ее активности.

Исходя из решающей роли в формировании личности особенностей мотивационной сферы, т.е. системы потребностей и установок, необходимо учитывать некоторые данные о развитии самой этой сферы. Наиболее устоялось понимание потребностей как ощущения человеком недостатка чего-то, который отражается в сознании и вызывает стремление к устранению данного недостатка. При этом внутреннее состояние, переживаемое человеком, по мнению большинства психологов, имеет относительный характер и его нельзя объяснить только психическим состоянием индивида, без учета влияния внешней среды. В основном исследуются субъективные стороны потребностей, внутренние источники активности личности. Характерными особенностями потребностей как психических состояний являются:

- конкретный содержательный характер потребности, который связан с предметом или деятельностью или отношениями;

- более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием;

- эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребности, к изысканию необходимых для этого путей;

- ослабление, иногда и полное исчезновение потребностей, а в некоторых случаях даже переход их в противоположное состояние при удовлетворении потребности;

- повторное возникновение потребности, когда необходимость, которая лежит в основе потребности, вновь дает о себе знать.

Возникшее чувство потребности направляет человека на получение соответствующих объектов. Но источником человеческой активности являются не только индивидуальные потребности личности, но и потребности группы, класса, нации.

Непосредственный источник человеческих действий, направленный на удовлетворение потребностей, - это интересы. Взаимоотношения потребностей и интересов сложны и подвижны. Интерес и потребность отражают одни и те же явления, связи и отношения процесса общественного развития, но только в разных аспектах. Первичными в этой субординации, а точнее – сущностью первого порядка являются потребности, которые можно отнести к первопричине интереса. При этом интерес понимается как специфическое отношение к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Интересы могут быть глубокими и поверхностными, но они, как позитивные эмоциональные состояния, способны активизировать мотивационную сферу.

При изучении психологических аспектов преступного поведения актуально исследование личности в различных конфликтных ситуаций, в которых своеобразно проявляются ее интересы и мотивы этого поведения. Правонарушитель обнаруживает в определенном смысле заинтересованность в преступном деянии, в его действиях мы наблюдаем противоречия между социальными требованиями к личности и реальным поведением индивидуума. Для структуры интересов правонарушителей в целом характерно:

- нарушение равновесия между различными видами потребностей и интересов;

- извращенный характер некоторых потребностей;

- бедность потребностей и интересов;

- аморальность способа их удовлетворения.

Материальные интересы правонарушителей связаны с их личностными духовными проявлениями. Нравственные чувства являются одним из видов мотивации общественного поведения и деятельности человека, они регулируют поведение личности, сказываются на оценках общественных событий отдельными лицами. Они обладают свойством передаваться от одного человека к другому, накладывая отпечаток на настроение людей. В силу этого социально незрелые люди могут осознавать лишь ближайшие, непосредственные и зачастую лишь неглубокие интересы, и у них в большинстве случаев чувства определяют отношение к конкретной действительности. В этих случаях можно говорить о незрелости или инфантильности мотивационной сферы.

 Познавательные процессы – это те процессы, с помощью которых происходит отражение и познание окружающего мира. Они составляют подструктуру психических форм отражения, имеют ярко выраженный индивидуальный характер и во многом определяют личностные особенности человека. К ним относятся сенсорные (лат. сенсус - ощущение), перцептивные (лат. персепере – восприятие), мнестические (греч. мнеме – память), интеллектуальные (лат. интеллектус – разум) процессы. С помощью ощущения и восприятии человек принимает сигналы окружающего мира, отражает свойства предметов и предметы в целом, различные признаки вещей, ощущает состояние собственного организма.

Ощущение – простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются «воротами» нашего познания. Ощущения эмоционально окрашены. Ощущения не только являются источником познания, но и выступают основным условием психического развития.

Отдельные свойства предметов и явлений, оказывающие воздействие на наши органы чувств, называются раздражителями, а процесс этого воздействия – раздражением. Нервный процесс, возникшей в результате раздражения, называется возбуждением. Органы, получая воздействие от раздражителей, превращают энергию внешнего раздражения в нервный импульс. Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки языка) специализирован на приеме и переработке различных специфических внешних воздействий. Основной частью любого органа чувств являются окончания чувствующего нерва. Они называются рецепторами (от лат. «recipere» - принимать).

Особенности ощущений связаны с расположением рецепторов: экстерорецептивные, интерорецентивные и проприрецентивные, а также от модальности анализаторов. В «чистом» виде отдельные ощущения проявляются редко, поскольку раздражители действуют сразу на несколько анализаторов, вызывая целую гамму разнообразных ощущений.

Необходимо иметь представление о чувствительности анализаторов – минимальной силы стимула, который различает человек, а также минимальной разницей между двумя стимулами, способными вызывать изменения в ощущении. Минимальная сила раздражителя, способная вызывать ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности, а его максимальная сила – верхним. Дальнейшее увеличение силы раздражителя приводит к болевым ощущениям или парализует возможности анализатора. Нижний и верхний пороги определяют зону чувствительности анализатора к соответствующему раздражителю. Выделяют и порог чувствительности к различению (разностный порог), определяемый минимальной величиной различения силы (большей или меньшей) двух раздражителей. С увеличением силы раздражителя величина разностного порога также возрастает.

Все указанные пороги чувствительности у разных людей неодинаковы. Это может зависеть от возраста, темперамента, эмоционального состояния, времени суток, степени усталости, болезни, беременности у женщин, параллельного действия других раздражителей. Общая острота чувствительности с возрастом нарастает, и достигает максимума к 20-30 годам. Затем сохраняется относительная стабильность чувствительности с постепенным ее снижением после 40-летнего возраста.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Оценивая качество показаний и ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснить, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотиков, психотропных средств), которые способны повышать или резко притуплять чувствительность анализаторов. Это следует учитывать при допросах, во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений. Например, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого в симуляции глухоты, можно довольно просто изобличить его во лжи. Достаточно за спиной «глухого» бросить на пол небольшой предмет (книгу): человек с нарушенным слухом с ненарушенной вибрационной чувствительностью отреагирует на этот раздражитель, а симулянт, если он не знает о развитом вибрационном чувстве у глухих, не ответит на этот раздражитель. После такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психиатрическую или комплексную медико-психологическую экспертизу.

Анализируя свидетельские показания, основанные на ощущениях, следует помнить, что в рецепторную деятельность различные искажения могут вносить подпороговые раздражители, которые хотя и не вызывают четких ощущений, но создают в коре головного мозга очаг возбуждения, способный вызывать иллюзорные или галлюцинаторные образы, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированными ощущениями. Иногда это проявляется у свидетелей в том, что первоначальный образ, какое-то смутное ощущение в последующем формируется как бы в реальное явление. Причем, такие ложные образы, нечеткие ощущения бывают настолько стойкими, что начинают влиять на формирование ошибочных свидетельских показаний. И следователю (или суду) в подобных случаях приходится прилагать значительные усилия, чтобы разобраться в том, что именно соответствует истине, а что является добросовестным заблуждением допрашиваемого.

На возможные искажения в ощущениях также может оказывать влияние так называемый сенсорный эффект – это фоновый шум, который периодически бывает в каждом анализаторе. Это ощущение сенсорным органом самого себя независимо от того, воздействует на него в данный момент какой-либо раздражитель или нет. Значение сенсорного эффекта возрастает при воздействии раздражителей, имеющих небольшую силу, когда трудно бывает отличить самопроизвольное сенсорное возбуждение анализатора от ощущения какого-либо слабого сигнала. Это может привести к принятию ошибочных решений, что нередко встречается во время происшествий, связанных с эксплуатацией различных технических устройств и транспортных средств.

Для правильной оценки показаний свидетелей, других участников уголовного, гражданского процесса, необходимо достаточное представление об основных закономерностях, свойствах ощущений, которые влияют на формирование показаний.

Взаимодействие ощущений проявляется в ряде закономерностей: адаптация, сенсибилизация и денсенсибилизация, контраст ощущений.

Изменение чувствительности анализатора (в сторону повышения или понижения) в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией. Существуют различные разновидности этого явления.

Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Тяжелый груз по мере утомления становиться еще тяжелее. Отчетливое исчезновение обонятельных ощущений происходит вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с сильным запахом.

Адаптацией называют также явление, которое выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя: работа, связанная с воздействием интенсивного шума, резких и стойких запахов и т.п.

Примером позитивной слуховой адаптации является адаптация в тишине. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать самые слабые раздражители и предохранять органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий. Такой же феномен наблюдается и при адаптации к темноте, где через 3-5 минут человек начинает различать проникающий туда свет, а через 20-30 минут он уже достаточно хорошо там ориентируется. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность зрительного анализатора к свету за 40 минут в 200 тысяч раз!

Повышение чувствительности одних анализаторов под влиянием других слабых раздражителей или внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

Кроме того, в процессе взаимодействия ощущений под влиянием одного раздражителя могут появляться ощущения другой модальности, характерные для другого раздражителя: у некоторых лиц под воздействием звуковых раздражителей могут возникать яркие зрительные образы или различные вкусовые ощущения. Это явление получило название – синестезии.

Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях – к ее понижению, то есть к десенсибилизации. Например, в условиях воздействия интенсивного шума авиационного мотора чувствительность сумеречного зрения может падать на 20% от своего прежнего уровня. В профессиональной деятельности следователя при обследовании места преступления может наблюдаться снижение чувствительности зрительного анализатора под воздействием резкого неприятного запаха трупного разложения. Поэтому в таких условиях работы необходимо делать более частые перерывы, возвращаясь вновь к процедуре осмотра, или несколько раз перепроверяя и уточняя полученную в результате информацию.

Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений – изменение чувствительности к одним свойствам предметов и явлений под влиянием его других, противоположных свойств. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную и обонятельную чувствительность. Контраст ощущений приводит в чувства обонятельные рецепторы у парфюмеров, когда для их рабочего восстановления им приходится время от времени нюхать запах кофе.

Нередко контрастные явления приводят к ошибкам в ощущениях, а, следовательно, и в свидетельских показаниях. Например, свидетельница действительно может затрудняться или ошибаться, описывая внешний вид подозреваемого, если встретилась с ним на дискотеке, где была очень громкая музыка и пульсирующие световые эффекты.

Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо выяснить, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотических или побочных им фармакологических веществ), которые также влияют на чувствительность анализаторов, либо повышают, либо резко притупляют. Все это следует учитывать при допросах, во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений. При возникновении сомнений подозреваемый должен быть направлен на судебно-психологическую либо комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

Анализируя свидетельские показания, основанные на ощущениях следует помнить, что различные искажения могут вноситься подпороговыми раздражителями, которые хотя и не вызывают четких ощущений, однако, создают, особенно при неоднократном воздействии, очаг возбуждения в коре головного мозга, способный вызывать галлюцинации, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированными ощущениями. Иногда это проявляется у свидетелей в том, что первоначальный образ, какое-то смутное ощущение бывают настолько стойкими, что влияют на формирование ошибочных свидетельских показаний. В подобных случаях приходиться прилагать значительные усилия, чтобы разобраться в том, что именно соответствует истине, а что является добросовестным заблуждением допрашиваемого. На возможные искажения в ощущениях также может оказывать влияние так называемый сенсорный эффект, т.е. тот фоновой шум, который периодически бывает в каждом анализаторе. Это ощущение сенсорным органом самого себя независимо от воздействия на него внешнего раздражителя. Значение сенсорного эффекта при воздействии слабых раздражителей, когда трудно отличить самопроизвольное сенсорное возбуждение анализатора от ощущения какого-либо слабого сигнала.

Каждый человек имеет свой индивидуальный уровень развития чувствительности, определенные качественные характеристики анализаторных систем, составляющие сенсорную организацию его личности. Существенное влияние на работу органов чувств оказывает тип нервной системы субъекта, его особенности темперамента. Люди с сильной нервной системой обнаруживают большую выносливость и устойчивость, чем люди со слабой нервной системой, однако последние наделены большей чувствительностью.

Профессиональная деятельность юриста предъявляет повышенные требования к его сенсорной организации. Особенно это касается чувствительности зрительных, слуховых и обонятельных анализаторов. Поэтому юристам, особенно прокурорско-следственным работникам, необходимо уметь управлять своими ощущениями: стимулировать положительные и волевыми усилиями нейтрализовать воздействие на психику отрицательных ощущений.

Восприятие по сравнению с ощущением это более совершенная форма отражения действительности, предметов и явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии этих объектов на органы чувств.

С помощью восприятия в сознании человека возникает целостный образ различных предметов и явлений. Знание закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять психологические истоки следственных и судебных ошибок, и на этой основе давать рекомендации по повышению эффективности правоохранительной деятельности.

Виды восприятия соответствуют видам анализатора: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные или кинестетические. Восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность.

В отличие от ощущений, восприятие формирует целостный образ предмета или явления, даже такого сложного как преступление. В силу этого человек обычно при недостатке информации стремиться сам восполнить недостающие элементы воспринятого объекта, что нередко приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей нужно выяснять не только , что они видели или слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных свойствах воспринятого ими объекта. Ведь если у человека было красным лицо, то это может быть не только эффект «парной бани», но и другие причины.

Активность восприятия носит поисковый характер и связана с процессом целенаправленного и избирательного отбора и синтеза признаков предмета. Здесь действует активное организующее начало, подчиняющее себе весь ход познания. Активность восприятия выражается в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов: движение руки при осязании и тактильном восприятии, движение зрачков, перемещение тела в пространстве. При восприятии знакомых предметов перцептивный процесс может быть в той или иной мере упрощен или свернут, что необходимо учитывать при анализе получаемой следственной информации, задавая дополнительные, уточняющие вопросы.

Осмысленность восприятия тесно связана с процессом мышления. Мы не только воспринимаем, но и одновременно изучаем предмет нашего познания. Существенной стороной осмысленности перцептивной деятельности является вербализация воспринятого. Использование речи обостряет восприятие, помогает выделить существенные признаки и их отношения. Пожалуй нет лучше способа увидеть объект, чем заставить себя воспроизвести его, используя различные способы. При этом велико значение не только монологической внутренней речи, но и письменной речи. Вот почему требования законодателя о протоколировании следственных действий, изготовлении слепков и оттисков следов, вычерчивание планов и схем имеет под собой не только криминалистическую, но и психологическую основу. Посредственное качество протокола осмотра места происшествия, как правило, свидетельствует о поверхностной познавательной деятельности следователя, что может привести к очень серьезным осложнениям по делу.

Существенное значение в перцептивной стороне познания имеет организация поля восприятия, благодаря чему отдельные элементы объединяются в единое целое и в результате возникает целостный образ изучаемого объекта. Тенденция к мыслительной организации зрительного поля положена в основу разработанной в криминалистике методики идентификационного комплекта рисунков для получения собирательных рисованных портретов разыскиваемых лиц по показаниям свидетелей с использованием различных фрагментов человеческого лица.

Апперцепция – свойство восприятия, которое проявляется в особой зависимости восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности, опыта, знаний и интересов. У человека постепенно накапливается определенный перцептивный опыт взаимодействия с различными раздражителями, формируется интеллектуальный опыт определения количественных и качественных характеристик различных раздражителей – банк перцептивных гипотез. Это позволяет более оперативно реагировать на действие всевозможных стимулов. Чем богаче этот опыт, тем быстрее происходит восприятие и опознание стимула.

Константность восприятия проявляется в перцептивной способности воспринимать объекты с определенным постоянством их формы, величины, цвета и т.п. Под каким бы углом зрения мы не смотрели на тарелку, она все равно будет восприниматься нами круглой, хотя ее проекция на сетчатку глаза может быть в форме эллипса, круга или прямой линии. Белый лист бумаги даже в слабо освещенном помещении воспринимается как белый, а слон независимо от расстояния воспринимается нами как большое животное. Однако, состояния эмоциональной напряженности или аффекта могут воздействовать на константность восприятия, искажая его результаты. Поэтому, допрашивая свидетеля, целесообразно выяснить не только то, что он видел или слышал, но и то в каком эмоциональном состоянии он находился.

Одним из проявления искаженного восприятия могут быть иллюзии, с которыми нередко приходится сталкиваться в следственной работе. Причины иллюзий могут быть объективными и субъективными. Объективные причины могут быть связаны с отсутствием контрастности между предметом и фоном, белые предметы могут выглядеть больше, чем темные и т.п. К субъективным причинам следует отнести адаптацию анализаторов, утомление рецепторного механизма, эмоциональные состояния напряженности или страха. Важным отличием иллюзий от галлюцинаций является то, что первые возникают под влиянием реально воздействующих сенсорных раздражителей, а вторые – результат патологических нарушений перцептивных процессов, когда возникновение псевдообразов не обусловлено воздействием каких бы то ни было объектов на рецепторы.

Индивидуальные различия людей, особенности их восприятия обусловливают необходимость проведения в некоторых случаях судебно-психологических исследований перцептивных способностей свидетелей или потерпевших для последующей более точной оценки их показаний следователем или судом.

 Большое значение в работе юриста имеют психологические представления об основных функциях памяти, внимания, мышления и воображения.

Память – это сложное психическое явление, проявляющееся в способности человека запоминать, сохранять в сознании и воспроизводить различные обстоятельства, имевшие место в прошлом. Память включает в себя процессы: запечатления, сохранения, узнавания, воспроизведения и забывания.

Их основные свойства и психологическая характеристика всем вам хорошо знакомы. Кроме этого, существует несколько видов памяти: генетическая, образная, двигательная, эмоциональная, вербально-логическая, произвольная и непроизвольная, кратковременная и долговременная, оперативная.

В процессе расследования преступлений следователю нередко приходится допрашивать людей с нарушениями памяти – дисмнезии или различные амнезии. Чаще это нарушения памяти на текущие события у лиц преклонного возраста – фиксационная амнезия. Грубо нарушается память при травмах головного мозга, после которых наблюдался период потери сознания. Когда наблюдается полное забывание того, что предшествовало потере сознания – ретроградная амнезия, или тех событий, которые следовали вслед за ней – антероградная амнезия. Одновременное сочетание двух видов этих амнезий - анетероретроградная амнезия.

 Зная основные закономерности запоминания, воспроизведения и забывания, особенности различных видов памяти прокурор, следователь, судья или адвокат могут активизировать память у участников процесса в целях установления истины по делу. К таким приемам активизации памяти можно отнести:

- создание объективных условий, исключающих воздействие на свидетеля посторонних раздражителей, вызывающих отрицательно окрашенные эмоции, снимающих состояние эмоциональной напряженности; этому способствует спокойный, заинтересованный в установлении истины тон допроса, исключение слов и выражений, травмирующих психику допрашиваемого;

- обращение к образной памяти, использование следователем, судом наглядности, умелое сочетание узнавания с собственно воспроизведением; характерным примером такого приема является допрос свидетеля на месте происшествия, предъявление ему во время допроса необходимых фотографий, схем, оживляющих его образную память;

- использование вида памяти, который у допрашиваемого развит лучше, либо который является у него доминирующим в конкретной ситуации, например, эмоциональной памяти при восприятии убийства, двигательной памяти при установлении временных параметров исследуемого события и т.д.;

- установление опорных (ключевых) мест в запечатленном событии и смысловых (семантических) связей между ними, выявление меду разрозненными фактами ассоциаций по смежности во времени и в пространстве, по сходству, по контрасту;

- оказание помощи свидетелю и другим лицам в воспроизведении события в прямом или обратном хронологическом порядке; при допросе свидетеля следует спросить о фактах, имевших место накануне интересующего события, а также о том, что произошло потом, либо, наоборот, начав допрос с конца интересующих событий;

- проведение в необходимых случаях повторных допросов в расчете на возможную реминисценции (воспроизведение, вспоминание).

Зная высокую степень информационной нагрузки у лиц юридического труда, важно иметь представление о некоторых приемах, улучшающих запоминание:

- смысловая организация материала с выделением в нем основных опорных пунктов, слов или понятий;

- составление плана, разделяющего исходную информацию, текущие дела, вопросы, подлежащие выяснению; при запоминании сложного материала смысловая группировка материала идет по разным разделам: по интересующим следователя лицам, по расследуемым эпизодам и т.д.;

- составление вспомогательных схем и таблиц с графическим отражением связей между различными элементами схемы, с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события;

- сравнение сходных явлений, фактов, например, выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документах и в других источниках доказательств;

- классификация, систематизация материала – неоценимую помощь данный прием может оказать юристу в изучении следственной и судебной практики, текущего законодательства и других нормативных материалов.

Внимание – это психическое явление, состоящее в сосредоточенности сознания, отдельных психических процессов на определенном объекте с одновременным отвлечением посторонних раздражителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.