РУБРИКИ

Характеристика ученика 1 класса образовательного учреждения

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Характеристика ученика 1 класса образовательного учреждения

Характеристика ученика 1 класса образовательного учреждения

Содержание

Введение ...………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы  формирования  представлений о мире труда и профессий  у младших школьников …………….................................................6

1.1.         Психолого-педагогическая сущность формирования представлений о мире труда и профессий у  младших школьников...........................................................................................6

1.2.         Анализ практического опыта формирования представлений о мире труда и профессий у младшего школьника в воспитательно-образовательном процессе ...………...................13

1.3.          Критерии, показатели и средства диагностики уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у  младших школьников ……….................…………………………...19

Выводы по первой главе ...…………………………………………………...…24

Глава II. Педагогические пути и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения.................................................................................................................26

2.1.         Ознакомление младших школьников с миром труда и профессий...........................................................................................26

2.2.         Методы  и средства  формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения.......31

Выводы по второй  главе ...………………………………………………...…...36

Заключение ............................................................................................................37

Список литературы ...…………………………...……………………………….39

Приложения ...………………………...……………..…………………………..43


 

Введение

       Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. В условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность; уметь самореализовываться.

       Стадия конкретно-наглядных представлений о мире труда и профессий берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно формировать его представления о различных профессиях и о труде. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.

       На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире труда и профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

       Проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

       Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий».

       Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические пути и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

       Объект исследования: процесс формирования представлений о мире труда и профессий.

        Предмет исследования: педагогические пути и средства формирования представлений младших школьников  о мире труда и профессий.     

        Гипотеза исследования: формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий будет эффективным, если:

- осуществляется ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий;

- используются разнообразные  методы  и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения.

Задачи исследования:

1.     Определить психолого-педагогическую сущность формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

2.     Проанализировать практический опыт решения проблемы формирования представлений о мире труда и профессий в начальной школе.

3.     Разработать диагностику уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

4.     Разработать педагогические пути и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий.

Методы исследования:

·     анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

·        анализ практики работы педагогов в данном направлении, знакомство с учебными и внеклассными планами педагогов.

·        педагогическое наблюдение;  

·        тестирование.

















Глава I. Теоретические основы  формирования  представлений о мире труда и профессий  у младших школьников.

1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования представлений о мире труда и профессий у  младших школьников.

       В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.

       Перед младшими школьниками не  стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

       Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

       Е.А Климов считает, что внеклассные мероприятия, посвященные формированию представлений о мире труда и профессий, должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения. Информация о профессиях и мире труда, поданная в доступных и интересных формах, поможет детям в выборе книг для чтения, кружков, секций, творческих коллективов для внешкольных занятий [10, c.233].

       На наш взгляд, такое руководство восприятием процесса труда позволит детям проследить весь процесс профессионального труда от начала до конца, установить логические связи между компонентами, осмыслить значимость каждого компонента, то есть понять сущность того или иного конкретного вида профессионального труда.

       А.И. Кочетов отмечает, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. «Мой педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, старается осознать свое будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодежи» [12, c.12].

         С.Н. Чистякова определяет формирование у младших школьников интереса к профессиональной деятельности  как основную цель пропедевтики профессионального самоопределения. Достижение этой цели предполагает выполнение следующих задач:

– формирование осознанных представлений о мире труда  и профессий;

– развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы;

– развитие рефлексии и обучение навыкам самопознания;

– развитие реалистической самооценки [34].

       А.Д. Сазонов считает, что основная задача педагога – использовать все возможности учебно-воспитательного процесса, чтобы на максимальном уровне сформировать представления о мире труда и приблизить ребенка к профессиональной деятельности, учитывая при этом возрастные особенности. «Для младших школьников характерны восприимчивость, любознательность и эмоциональность. Они стремятся быть хорошими учениками, получают удовлетворение даже от незначительных успехов, радуются самому процессу познания. Взрослые, особенно учителя, имеют достаточно высокий авторитет у младших школьников» [23, c.23].

       Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи.

       Вторая важная особенность детей этого возраста — мотивация достижений, и, конечно, прежде всего, в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии [8]. Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.

       Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности. Все эти особенности облегчают работу учителя.

       Но, как и любой возрастной период, младший школьный возраст имеет свои проблемы. Они в основном связаны с эмоционально-ценностным отношением к себе.

       В первую очередь, каждый ребенок сталкивается с проблемой компетентности. Перед ним ежедневно возникают разнообразные познавательный задачи, которых невозможно избежать, какими бы трудными они ни были; у ребенка нет свободы действий, которая есть у взрослых. Поэтому Е.Н. Прошицкая выделяет задачу для учителей и родителей. «Они должны помочь ребенку научиться воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не дефект личности или признак неминуемой неудачи» [18].

       Г.В. Резапкина считает, что учителю необходимо учитывать особенности самооценки младших школьников:

чем младше дети, тем более они склонны оценивать свою работу не по реальным достижениям, а по величине приложенных усилий;

сначала формируются критерии оценки по отношению к другим, затем по отношению к себе;

младшему школьнику легче оценить результаты учебной работы, качества, наблюдаемые в поведении, чем личностные качества. Например, первоклассник способен оценить такие качества, как «сильный», «ловкий», «вежливый». Но в то же время затрудняется в оценке качеств «добрый», «хороший», из-за неясности критериев их оценки [22].

       «С развитием личности младшего школьника его знание о себе становится более точным, растет умение разбираться в своих силах возможностях, возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Самооценка становится более обоснованной и охватывает более широкий круг качеств» [23].

       Психологические особенности младшего школьника производны от ведущего вида деятельности – учебы. По словам Божович Л.И., для младшего школьника учение не просто деятельность по усвоению знаний, оно осознается и переживается как его собственная трудовая деятельность. «Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность к самосознанию; ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте» [24]. Кроме того, учение – первый вид социальной деятельности, с которой сталкивается школьник. Поэтому активность в обучении представляет собой одновременно и условие, и результат, и средство формирования личности младшего школьника.

       Своеобразно развивается и мышление в этот период. Психологи и педагоги отмечают, что для учащихся 1-2 класса характерно наглядно-действенное мышление, специфика которого заключается в тесной связи мыслительных и практических действий. Только примерно к 3-му классу конкретный, предметный характер мышления обогащается наглядно-образным, дающим возможность обобщения, абстрагирования, возможность представлять предмет, не оперируя им.

       А.И. Кочетов [12] считает, что психофизиологические особенности и возможности детей младшего школьного возраста определяют целевые установки профориентационной работы: воспитание трудолюбия, дисциплинированности, умение и желание работать сообща.

       Работа педагога, психолога-практика по профориентации и профконсультации неизбежно предполагает то или иное понимание категорий «труд», «профессия», «специальность». Следует отметить, что и в научной литературе, и в практическом словоупотреблении они понимаются в разных случаях по-разному.

       Так, употребляя слово «профессия», имеют в виду либо объективную область приложения сил человека [9], либо общность людей, занятых определенным видом труда [18], либо систему подготовленности, присущую данному человеку [7], либо разновидность деятельности [36].

       Все указанные варианты значений этого понятия правомерны, если ясно помнить, о чем в каждом случае идет речь. Основным значением будем считать следующее: профессия – род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки (приобретение соответствующих знаний и практических навыков) [36].

       Что касается слова «труд», то мы сталкиваемся со значительным разнобоем в его понимании. Чаще всего трудом считают так называемый физический или производственный труд. «А под производством часто понимают только самое основное его звено – материальное производство» [9, с.45]. Здесь возникает теоретическая трудность, поскольку деятельность, например организатора, разработчика проектов, работа художника как бы невольно противопоставляется труду. Что же касается трудового воспитания, то «оно фактически суживается до подготовки школьников к материально-производственному труду» [9, с.46].

       Подготовленность учащихся к труду, к жизни – результат работы школы в целом [9, c.52]. На наш взгляд, это вполне логично, так как воспитание – это прежде всего воспитание такого человека, который ориентирован на общественные ценности, то есть человека, который может, в частности, сознательно и самостоятельно планировать и активно строить свой конкретный жизненный и трудовой путь. «Для младших школьников выбор профессии связан со стремлением участвовать в жизни взрослых и обычно выступает как элемент ролевой игры, своеобразно удовлетворяющей эту потребность» [22].

       А.Д. Копытов считает, что основная задача педагога младших классов – сформировать представления детей о профессиях и труде взрослых, учитывая их интересы, склонности, индивидуальные особенности и потребности общества в кадрах. «Учитель должен воспитывать интерес к будущей профессии для того, чтобы впоследствии этот интерес перерастал в склонность и увлеченность» [11, c.23]. На наш взгляд, такой подход очень актуален в наше время, так как он означает, что школьникам нужно дать знания о профессиях вообще и о предпочитаемой в частности; помочь в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении.

       По мнению А.И. Кочетова, школа и учителя не располагают отлаженными методиками, посредством которых можно было бы, если не безошибочно, то с большой вероятностью выявить способности и склонности школьников к профессиям. «Такие методики, как карта интересов, диагностические опросники, требуют много времени на сбор и обработку данных; они чаще используются специалистами-консультантами» [12, c.28]. Также А.И. Кочетов отмечает, что в массовой школьной практике основными методами диагностирования склонностей и способностей школьников является беседа, письменные сочинения, наблюдения. «Они направлены на выявление любимого предмета, занятия, общественного поручения» [12, c.30]. Поэтому о способностях и склонностях школьника к гуманитарным, естественным наукам, к организаторской деятельности, к рабочим профессиям судят в основном по успехам в учении и участию в общественной работе.

       Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников.

















1.2. Анализ практического опыта формирования представлений о мире труда и профессий у младшего школьника в воспитательно-образовательном процессе.

       В работе педагогов начальной школы существует определенный практической опыт формирования представлений о мире труда и профессий у младшего школьника в воспитательно-образовательном процессе. В ходе исследования были проанализированы публикации по данной теме, представленные в журналах «Начальная школа»,  и «Школьный психолог», на основе которых был выявлен следующий опыт.

       Основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе: формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитее интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.

        Е.Н. Землянская (г. Москва) [6] предлагает в структуру уроков начальной школы включать профориентационные игровые процедуры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными.

       Например, на уроке природоведения детям предлагается решить кроссворд, у которого по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала. 

1. Какой плод до зимы доживет? (Рябина)

2. На тонкой гибкой ветке

Выросли конфетки

Для мальчика и девочки,

И для рыжей белочки. (Орех)

3. Зубастую муравушку всяк сторонится:

И царь и царица,

И думный дьяк,

И Иван-дурак. (Крапива)

4. Был цветок

Как медок молодым.

А когда постарел,

Стал как дым. (Одуванчик)

5. Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги. (Подорожник)

6. Похож на музыкальный инструмент,

Но звука музыкального в нем нет. (Колокольчик)

       Таким образом, отгадав предметы труда данного профессионала, дети по вертикали получают слово, обозначающее его профессию: ботаник.

       На уроках по развитию речи Е.Н. Землянская предлагает давать школьникам игру-сочинение «Начинающий журналист». Готовя материал для сочинения, школьник выступает в роли журналиста, готовит вопросы и интервьюирует взрослого (кого-нибудь из родителей, соседей): чем тот занимается на своей работе, в каких условиях он трудится, что производит, как получил свою профессию.

       Значительным профориентационным потенциалом, по мнению Е.Н. Землянской, обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок краеведения). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается и дидактическая задача (закрепление навыков устного счета), и воспитательная (культура общения).

       К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).

       В игре «Отдел кадров»  учитель объясняет детям, что наилучших результатов добиваются люди (существа), чьи индивидуальные качества наилучшим образом соответствуют требованиям профессии. В этой игре школьникам предлагается подобрать профессию для инопланетян, посетивших нашу планету, а также придумать и рассказать об образе жизни этих существ. (Вариант задания: он выглядит как человек, но может изменять свою форму, почти как пластилин. Он способен читать мысли и любит, когда его хвалят. Варианты ответа: манекен; полицейский; дрессировщик; воспитатель, проходчик в узких тоннелях; разведчик, актер в мультфильма или ужастиках.)

       Профориентационная игра «О, счастливчик!» содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о труде и качествах профессионалов.

Пример:

       Какой современный профессионал соответствует старинному названию «ростовщик»?

       а) овощевод, б) банкир, в) воспитатель.

       Дерево ценят по плодам, а человека по ...

       а) деньгам, б) делам, в) глазам.

       Какое профессионально важное качество необходимо бухгалтеру?

       а) музыкальный слух, б) ловкость рук, в) аккуратность [6].

       Анализ данного опыта позволяет сделать вывод о том, что подобные уроки показывают учащимся, какие профессии существуют, какими предметами труда пользуются представители различных профессий, в каких условиях они трудятся. В дальнейшем эти представления учащихся, развиваясь и обогащаясь, закладывают основу выбора своих будущих профессий.

       Немаловажное значение в формировании у учащихся представлений о мире труда и профессий имеет развитие у них таких важных качеств, как самостоятельность, самоанализ, самоконтроль, а также развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления).

      Т.В. Васильева делится опытом развития у детей таких качеств как самостятельность и самоконтроль, а также развития у детей познавательных процессов. Учитель предлагает использовать профориентационную игру «Путешествие по городу Мастеров» [2], в процессе которой происходит знакомство детей с миром труда и профессий. Игра проводится в виде путешествия по районам вымышленного города. Коллективная форма занятий с элементами соревновательности усиливает обучающий эффект. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и помогают развивать самостоятельность, произвольность поведения, самоконтроль, элементы самоанализа, познавательные процессы (память, внимание, мышление). Игра носит пролонгированный характер, поэтому возможны различные варианты ее организации: в форме факультативного курса (например, для группы продленного дня); в качестве сквозной процедуры в процессе изучения некоторых учебных предметов (технологии, окружающего мира, экономики); возможно также использование фрагментов игры для проведения утренников и КВН.

       Для систематизации знаний о мире труда и профессий  в данной игре используется игровой сюжет – путешествие по городу, состоящему из шести районов. Каждый район соответствует одной из профессиональных сфер, выделенных на основе классификации Дж. Голланда [19]. В процессе изучения каждого района города детям предлагается задание исследовать жизнь его обитателей:

- составить план района;

- придумать названия улиц и переулков;

- продумать, какие предприятия и учреждения должны находиться в этом районе, разместить их на плане;

- «заселить» дома известными сказочными персонажами;

- рассказать об их образе жизни;

- описать типичный день жителя района.

       Помимо этого, школьники вовлекаются в диагностические и развивающие упражнения, соответствующие логике данного района.

1. Район «Умелые ручки» (практическая профессиональная среда в терминологии Дж. Голланда [19] )

2. Район «Знайки» (исследовательская профессиональная среда).

3. Район «Помогай» (социальная профессиональная среда).

4. Район «Канцелярский» (конвенциональная профессиональная среда).

5. Район «Предприимчивый» (предпринимательская профессиональная среда).

6. Район «Артистический» (артистическая профессиональная среда) [2].

       Особое место в педагогическом опыте занимает работа по формированию представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения.

       С.В. Яковлева (г. Москва) [39] делится опытом формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий на уроках чтения. Учитель использует в своей работе неоконченные фразы, которые должны продолжить учащиеся, а в итоге получается стихотворение. Например:

Трактор водит... .

Электричку – ... .

Стены выкрасил ... .

Доску выстругал ... .

В доме свет провел ... .

В шахте трудится ... .

В жаркой кузнице – ... .

Кто все знает – ... .

       На уроках русского языка С.В. Яковлева предлагает детям придумать 10 профессий, например на букву П (плотник, пекарь, продавец, писатель, повар, почтальон и т.д.). Также на уроках русского языка учитель выдает детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.).

       Т.В. Тамбовкина (г. Калининград) предлагает в начальной школе проводить классные часы, посвященные формированию представлений учащихся о мире труда и профессий, например такие, как «Кем я хочу быть» (цель: формировать у детей первоначальный интерес к какой-либо профессии), «Профессии родителей» (цель: расширить представления детей о профессиях), «Новые профессии» (цель: познакомить детей с новыми профессиями) и другие.

Анализ педагогической литературы показывает, что в формировании представлений о мире труда и профессий у младших школьников в воспитательно-образовательном процессе имеются богатые возможности, которые находят свое воплощение в работе педагогов начальной школы.














1.3. Критерии, показатели и средства диагностики уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у  младших школьников.

       В педагогическом процессе  существует необходимость в исследовании достигнутого учащимися уровня сформированности. С этой целью используется диагностика, которая  представляет общий способ получения опережающей информации  об изучаемом объекте или процессе.

       По словарю С.И. Ожегова [13] критерий определяется как мерило оценки, суждения.

       Показатель – то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь.

       Уровень – степень величины развития, значимости чего-нибудь.

       Н.С. Пряжников [17] считает, что ведущими критериями является когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно-практический. По его мнению проявлениями критериев сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников являются:

·        когнитивный – наличие знаний учащихся о мире труда и профессий, представление о собственных качествах и возможностях, умение производить самооценку на определенном уровне;

·        мотивационно-потребностный – наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности, отношение к труду людей и профессиям, желание овладеть какой-либо профессией;

·        деятельностно-практический – проявление трудолюбия на уроках, дисциплинированности, активности, добросовестности, ответственности в учебном труде.      

       Каждый из критериев включает в себя ряд показателей, конкретизирующих проявление критерия. Измерение уровня сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий осуществляется посредством использования методик диагностики.

       В данном исследовании использовались критерии, показатели и методики диагностики, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников


Критерии

Показатели

Методы диагностики

1. Когнитивный

1. Знания о мире труда людей;

2. Знания о мире  профессий людей;

Тестирование.


2. Мотивационно-потребностный

1. Наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности;

2. Отношение к труду людей и профессиям;

3. Желание овладеть какой-либо профессией

Наблюдение.

Методика неоконченных предложений.


3. Деятельностно-практический

1. Проявление трудолюбия на уроках;

2. Активность, добросовестность, ответственность в учебном труде.

Наблюдение.

Анализ продуктов трудовой деятельности.


       С.В. Яковлева [39] выделяет следующие средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников:

·        Тестирование

Тест «Знаешь ли ты профессии?» включают в себя вопросы и три варианта ответа, из которых учащиеся выбирают один, который более всего соответствует их представлениям. Каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов. Полученный средний  балл позволяет отнести учащегося по данному критерию к одному  из трех уровней проявления когнитивного критерия (Приложение 1).

·        Беседа

 Проводится индивидуально. Учащемуся предлагается рассказать о том,

какую бы профессию он хотел выбрать, что он знает об этой профессии, каковы ее особенности.

·        Методика неоконченных предложений 

       Учащимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны продолжить. Выявляется отношение учащегося к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности участвовать в трудовой деятельности (Приложение 2).

·        Анализ продуктов деятельности

 Анализ продуктов деятельности осуществляется на уроках трудового

обучения, в общественно полезном труде и включает в себя оценку следующих трудовых навыков детей:

    -  аккуратность выполнения работы;

    -  соответствие продукта деятельности предложенному образцу;

    -  наличие элементов творчества в продукте деятельности;

    -  проявление трудолюбия в процессе работы.

·        Наблюдение

Наблюдение осуществляется на уроках трудового обучения, в процессе общественно полезного труда. Обращается внимание на активность участия младших школьников в общественно полезном труде, работе на уроках трудового обучения. Отмечается проявление добросовестности, трудолюбия, самостоятельности, инициативы, проявления творческого подхода к работе, ответственности, умения работать в коллективе.

       В процессе исследования нами  были определены три уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у  младших школьников: высокий, средний, низкий.

Характеристика уровней сформированности представлений о мире труда и профессий у  младших школьников

1. Высокий уровень.

       У учащихся имеются осознанные знания о трудовой деятельности людей. Учащиеся  знают основные профессии, предлагаемые тестом, их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся положительно относятся к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, а также у детей выражены  интересы  к учебной и профессиональной деятельности, они мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут объяснить свой выбор. Учащиеся активно участвуют в труде, проявляют трудолюбие на уроках. Дети активны, ответственны, помогают одноклассникам в процессе труда.

2. Средний уровень.

       Учащиеся имеют знания о трудовой деятельности людей. Учащиеся  называют профессии, предлагаемые тестом, но не всегда знают основные их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, но их интересы к учебной и профессиональной деятельности неустойчивы, неглубоки. Учащиеся мечтают в будущем получить какую-то профессию, но не могут объяснить свой выбор. Учащиеся участвуют в труде, когда этого требует учитель. Добросовестно выполняют поручения, но не проявляют инициативы, активности,  творчества.

3. Низкий уровень.

       Учащиеся имеют незначительные  представления о трудовой деятельности людей. Учащиеся  не могут охарактеризовать основные особенности профессий, предлагаемых тестом, не понимают значимости данной профессии для людей. Учащиеся не проявляют интереса к учебной и профессиональной деятельности, а также к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям. Учащиеся участвуют в общественно полезном труде при контроле  учителя. Трудятся недостаточно добросовестно, не имеют простейших навыков трудовой деятельности.

Констатирующий эксперимент

Цель: выявить уровень сформированности представлений о мире труда и профессий у  младших школьников.

         Экспериментальная база исследования: средняя школа № 102 города Новокузнецка.

Эксперимент проводился в 3 «Б» классе. В классе обучаются 26 человек. Констатирующий эксперимент проводился в соответствии с критериями, показателями и средствами измерения, представленными в таблице 1. Результаты эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий

Уровни

Когнитивный критерий

Мотивационно-потребностный критерий

Деятельностно-практический

критерий

Высокий

26,9%

38,4%

15,4%

Средний

53,9%

46,2%

57,7%

Низкий

19,2%

15,4%

26,9%

Как показывают результаты констатирующего эксперимента, более половины учащихся обладает средним уровнем сформированности представлений о мире труда и профессий.

Наиболее высокие результаты выявлены по мотивационно-потребностному критерию, наиболее низкие результаты - по деятельностно-практическому критерию, что позволяет сделать вывод, что у учащихся более всего развит интерес к трудовой и профессиональной деятельности, положительное отношение к ней, но недостаточно сформированы трудовые навыки, недостаточно развитое трудолюбие.






Выводы по первой главе

       В ходе теоретического анализа литературы были сделаны следующие выводы:

       1. Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения. Формирование представлений о мире труда и профессий у детей осуществляется путем познания учащимися о трудовой жизни людей, о разнообразии мира профессий взрослых, и сопровождается формированием таких качеств личности как трудолюбие, честность, ответственность.    Возрастные особенности младшего школьника, которые состоят в эмоциональности, любознательности, особой восприимчивости, способствуют формированию представлений о мире труда и профессий.

       2. Анализ практического опыта формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в воспитательно-образовательном процессе, показывает богатые возможности различных учебных предметов в данном направлении.  В работе педагогов начальной школы широко используются проблемные ситуации, игровые формы обучения, развивающие задания и другие.

       3. С  целью выявления уровня сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий используется диагностика, которая  представляет общий способ получения опережающей информации  об изучаемом объекте или процессе. Диагностика осуществлялась по определенным критериям: по когнитивному, мотивационно-потребностному и деятельностно-практическому. Определены  средства измерения сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий – тестирование, методика неоконченных предложений, наблюдение, анализ продуктов деятельности. Определены уровни сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий – высокий, средний, низкий - и составлены их характеристики. На базе 3 «Б» класса средней школы №102 был проведен констатирующий эксперимент, который показал преобладание у учащихся среднего уровня сформированности представлений о мире труда и профессий.




























Глава II.  Педагогические пути и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения.

2.1. Ознакомление младших школьников с миром труда и профессий.

       В процессе обучения учащиеся получают разнообразные знания о мире труда, о разнообразных профессиях, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом. Богатый материал в этом направлении содержат учебные предметы в начальных классах.      Учитывая особенности содержания предметов в начальной школе, можно  осуществлять  ознакомление учащихся с  миром труда и профессий на уроках чтения, естествознания, трудового обучения, а также включать профориентационный материал в содержание уроков русского языка и математики.

       Так, на уроках чтения, благодаря особой эмоциональности, которое несет в себе художественное слово, учащиеся приобретают определенный нравственный опыт положительного отношения к людям труда,  честно и профессионально выполняющим свои трудовые дела. Обращая  внимание учащихся на  то, что любимые герои сказок, рассказов, изучаемых на уроках,  добиваются успеха в жизни, счастья и благополучия благодаря своим высоким нравственным качествам, и прежде всего – трудолюбию, учитель способствует (благодаря особой восприимчивости младших школьников, их стремления к подражанию) развитию у школьников стремления к труду, положительного отношения к людям труда [28].

       Особенно благодатный материал для развития у учащихся уважительного отношения к труду содержат произведения устного народного творчества. Необходимо обращать внимание детей на отношение народа к честному,  добросовестному труду «Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали, хлеб засевали» (Сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»).

       На уроках чтения учащиеся знакомятся с произведениями, герои которых - люди   определенной профессии. Учитывая то, что у младших школьников еще небогатый жизненный опыт и их представления о мире профессий ограничены, учитель расширяет их знания о профессиях в процессе знакомства с художественными произведениями [25].

       При анализе произведений учитель обращает внимание учащиеся на то, как автор характеризует этих людей, как профессия отражается на их облике, поведении, манере говорить, разъясняет непонятные слова, термины.

       Особенностями содержания изучаемых на уроках чтения произведений является то, что в большинстве своем они не содержат выраженной профориентационной направленности. Поэтому учитель расширяет, дополняет изучаемый материал.

       Читая произведения, в которых действуют представители разных профессий, учитель выясняет, знакома ли учащимся эта профессия, как они ее себе представляют. Представления учащихся ограничены их еще небогатым жизненным опытом – они знают в основном о работе родителей, о труде учителя, воспитателя, врача, продавца. Поэтому изучение некоторых произведений является  своеобразным знакомством учащихся с миром разнообразным профессий. При чтении стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» учащиеся знакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка, при чтении произведений В.Бианки, М. Пришвина – с профессиями лесника, егеря.

       Широкие возможности для ознакомления с миром профессий содержат уроки русского языка. Учебники по русскому языку содержат множество терминов и понятий профессионального характера, названия различных профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, инструментов [29].

       И.Н. Скударнова отмечает, что большие возможности для подготовки детей к жизни и труду дают такие разделы русского языка, как «Орфография», «Лексика», «Культура речи». При изучении лексики, можно предложить учащимся, пользуясь словарем, составить словарь профессий родного края, записать профессии людей, которые трудятся на стройке, фабрике, заводе и т.д. [25].

       С  целью развития представлений учащихся о мире труда и профессий могут быть использованы различные задания.  Например,  подобрать к слову, обозначающему профессию, ряд прилагательных, обозначающих свойства, качества, необходимые представителю данной профессии:

водитель –  внимательный, ответственный, зоркий;

врач – добрый, заботливый, милосердный;

продавец – вежливый, предупредительный, знающий.

       При этом обращается внимание учащиеся на то, почему данные качества необходимы представителю характеризуемой профессии.

       Можно предложить учащимся задание, с помощью которого они глубже знакомятся с содержанием труда распространенных профессий:

       - Как образованы следующие слова: телеграфист, телефонист, стеклодув, стекловар?  Выделите корни и суффиксы. Выпишите слова, обозначающие профессии, представители которых помогают людям обмениваться между собой информацией [25].

       На уроках  русского языка можно использовать материал для ознакомления учащихся с трудовой деятельностью людей при изучении различных тем. Например, во время повторения алфавита учащимся предлагается  упражнение – соревнование в знании не только алфавита, но и профессий на каждую букву алфавита:

       А – агроном, б – бухгалтер, в – водитель и т.д.

       Осуществляя профориентацию на уроках русского языка, необходимо учитывать краеведческую направленность, обращать внимание на то, какие профессии наиболее распространены в своей области, городе, селе. Можно предложить учащимся составить предложения, включающие знания о профессиях родного края, подобрать слова для разбора и т.д.

       Особое место на уроках русского языка и чтения занимают творческие работы. Это могут быть сочинения «Труд вокруг нас», «Где работают наши папы и мамы?», «Кем я хочу быть?», «Профессия моих родителей», сочинения о своих впечатлениях после  экскурсии профориентационной направленности. [29]

       Важная роль в формировании положительного отношения учащихся к миру труда и профессий принадлежит  урокам естествознания. На уроках учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью людей в различных природных зонах, рассматривают основные профессии различных природных зон, их особенности. Целесообразно вести речь о профессиях, распространенных в данном экономическом регионе, а также профессиях ближайшего производственного окружения школы.

       Развитие представлений учащихся о мире труда и профессий может осуществляться на уроках математики при решении текстовых задач. Это задачи, содержание которых отражает трудовую деятельность людей и подготовку к ней, достижения науки и техники. В целях ознакомления учащихся с миром труда и профессий можно использовать краткую беседу. Задачи типа: «По плану завод должен выпускать 84 швейные машины в день. Но рабочие повысили производительность труда и стали выпускать…» - являются основой для психологической подготовки детей к труду, помогают понять его созидательную силу. Решая задачи о сельскохозяйственном производстве, учащиеся знакомятся с понятиями, имеющими отношение к технике производства, заготовке кормов, обработке почвы. Им прививается уважение к труду хлеборобов, например: «Колхоз продал государству 364 тонны пшеницы… На хлебозаводе из 171 кг муки испекли хлеб…» и др. Во время решения таких задач в течение 2-3-х минут можно провести с учащимися небольшую беседу, направленную на расширение понятий о труде, о профессиях [10].  

       На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с произведениями известных художников, с их жизнедеятельностью, осваивают навыки художественного творчества. На уроках музыки учащиеся получают представления о музыкальной деятельности. То есть данные предметы способствуют развитию у учащихся  элементарных представлений о профессиях искусства. Учитель может дополнить содержание урока сведениями о таких профессиях, как художник-оформитель, дизайнер, художник-модельер, концертмейстер, преподаватель музыки и других.

       Программа   трудового   обучения   в    начальной   школе   включает в

себя разнообразные виды труда, в процессе которого учащиеся занимаются обработкой различных материалов. Учитель может дополнить знания учащихся рассказом о профессиях, связанных с данными материалами, показом рисунков, слайдов и т.д.[29]

       Т.Л. Денисова считает, что каждый урок трудового обучения в начальных классах должен содержать определенные профориентационные сведения. Это ознакомление учащихся с различными материалами, способами их обработки, приемами работы, различными инструментами. Дети получают начальные сведения о профессиях, производственных процессах, о названиях и назначении машин и механизмов. Важно, чтобы эти сведения были верными и объем их был посильным для данного возраста. [3]

       Таким образом, содержание различных уроков позволяет осуществлять развитие понятий о труде людей, о мире различных профессий.






2.2. Методы  и средства  формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения.

       Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий осуществляется в процессе обучения при помощи различных методов и средств обучения.

       Это могут быть рассказ, беседа, дискуссия, в ходе которых учащиеся усваивают некоторые понятия, явления, связанные с трудовой, профессиональной и профориентационной темой. Например, на уроке русского языка учащиеся выполняют словарную работу, в ходе которой они знакомятся с написанием слова «столяр». Учитель, обращая внимание на написание данного слова, предлагает учащимся краткий рассказ о профессии столяра, о том, чем занимается человек данной профессии, насколько она востребована в современном обществе.

       Беседа – это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки системы вопросов подводит учеников к пониманию содержания материала. Например, при чтении стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» учитель ставит перед учениками вопросы:

       - О каких профессиях вы узнали из стихотворения?

       - Какая профессия вас более всего привлекла? Почему?

       - Ставили ли вы перед собой вопрос: кем быть? Как вы его решили? И т.д.

       Учитывая такие особенности учащихся начальной школы, как наглядность познавательных процессов, недостаточность внимания, эффективны наглядные методы обучения. С точки зрения подготовки младших школьников к жизни и труду использование иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, демонстрация опытов, кинофильмов и т.п. позволит учащимся не только более прочно усвоить необходимые понятия, но и создаст более яркий образ того будущего, которое ожидает учащихся.

       Наиболее эффективен процесс формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий при сочетании отдельных методов и средств обучения. Например, при изучении на уроке естествознания темы «Дерево в жизни человека » может быть проведена беседа «Труженики леса», сопровождаемая слайдами, диапозитивами с видами леса, фонограммой лесных звуков.

       Особое значение в процессе формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий имеет использование игровых методов. Игра близка и понятна младшему школьнику, он по-прежнему отдает ей немало свободного времени. Поэтому рассказ учителя о профессиях может быть дополнен игрой профориентационного характера. Например, учащимся предлагаются слова, относящиеся к данным профессиям: лоцман, скальпель, рубанок, стамеска, кубрик, автопилот, иллюминатор, абордаж,  микстура, электрокардиограмма, пропеллер.  Им необходимо разделить их на  группы в соответствии с профессией и объяснить их значение. Победителем в игре становится тот, кто первый успешно справился с заданием [7].

       Профориентационные игры могут включаться в уроки трудового обучения. Это могут быть нетрадиционные уроки типа «Час профессии на телеэкране», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем быть?» и др. Так, в форме профориентационной игры может быть проведен нетрадиционный урок трудового обучения на тему «Все профессии важны». Класс делится  на несколько групп, каждая из которых представляет профессии в различных видах деятельности. Это могут быть  работники аэропорта (летчик, диспетчер, бортинженер, стюардесса), работники медицинской отрасли (хирург, педиатр, медсестра), работники железнодорожного транспорта (машинист, путевой обходчик, проводники), работники металлургического предприятия (сталевар, подручный сталевара, программист).  Предварительно учащимся предлагается познакомиться ближе с профессиями, которые они будут представлять на уроке. Игра может проходить в форме пресс-конференции, телепередачи, встречи с интересными людьми и др. 

       В процессе урока одна группа сменяет другую, в результате учащиеся имеют возможность познакомиться с несколькими профессиями – не только с теми, которые они представляют. Учитель выступает в роли тележурналиста, задавая учащимся различные вопросы. Например:

      -Что самое трудное в вашей профессии?

      -Чем привлекает вас ваша профессия?

      -Каких результатов вы достигли в своей деятельности?

      -Какие качества необходимы людям вашей профессии? И т.д.

       Учащиеся не только отвечают на вопросы журналиста, но и общаются

между собой как представители одной профессиональной отрасли, дополняя, уточняя ответы друг друга.

       При ознакомлении учащихся с профессиями,  связанными с взаимодействием в системе «человек-человек» (профессии учителя, воспитателя, продавца, милиционера и др.), особенно эффективно использование проблемных ситуаций, деловых игр. Трудности данных профессий связаны с тем, что их представителям приходится много общаться с самыми разными людьми, при этом быть всегда вежливыми, доброжелательными, уметь разрешать конфликтные ситуации. Можно предложить учащимся попробовать себя в роли представителей данных профессий и разрешить сложные ситуации.

       Например, в ситуации «Продавец и покупатель» учащиеся могут смоделировать общение с покупателем, который никак не может выбрать покупку, в ситуации «В больнице» - объяснить упрямому больному, что ему необходимо лечение, посоветовать, как организовать закаливание, соблюдение режима дня, выразить надежду на выздоровление и т.д. [7].

       Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий эффективно осуществляется на уроках нетрадиционного типа. Это может быть интегрированный урок на тему «Профессии родного края», включающий в себя материал естественнонаучного и  гуманитарно-художественного содержания. Взаимосвязь различных отраслей знаний, осуществляемая в процессе интегрированных уроков, помогает не только развивать представления учащихся о тех или иных профессиях родного края, но и воспитывать у школьников интерес к трудовой жизни своего региона, к его основным профессиям.  Представляют интерес такие уроки нетрадиционного типа, как уроки КВН, уроки-путешествия, уроки-праздники.

       Важное образовательное, воспитательное, развивающее значение имеют профориентационные экскурсии, которые не только конкретизируют представления учащихся о труде взрослых, о различных профессиях, но и углубляют их знания, расширяют  кругозор,  оказывают влияние на  эмоциональную сферу учащихся, воспитывают нравственное отношение к труду.

       Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов  и непосредственного ознакомления с ними  [10].

       Особая роль экскурсий в формировании представлений младших школьников о мире труда и профессий состоит в том, что они наиболее доступны учащимся, в процессе их осуществления реализуется принцип наглядности, имеющий особое значение в обучении детей данного возраста.  У младших школьников преобладает наглядное мышление и память, а в процессе экскурсии они могут  наглядно познакомиться с различными производствами, техникой, увидеть воочию, как трудятся люди.

Экскурсии выполняют следующие функции:

·        реализация принципа наглядности обучения.

·        повышение уровня научности обучения и укрепления его связи с жизнью, практикой.

·        знакомство учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и в сельском хозяйстве.

·        профессиональная ориентация учащихся [29].

       Для того чтобы экскурсия стала действенным средством в формировании представлений младших школьников о мире труда и профессий, необходимо учитывать ряд условий. Многие педагоги, организуя экскурсию, используют в ее содержании занимательный материал, стихи, загадки, пословицы, что делает экскурсию более увлекательной, эмоционально насыщенной. В процессе экскурсии необходимо организовывать встречи с людьми различных профессий, дать возможность учащимся, задать им вопросы. Учитель может дополнить информацию, данную людьми, работающими на данном предприятии, рассказать об тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий.

       За годы обучения в начальной школе учащиеся должны побывать на расположенных недалеко от школы предприятиях района - на почте, в автобусном парке, на стройке, в библиотеке и т.д. [20].

       Таким образом, в процессе обучения младших школьников могут быть использованы самые разнообразные методы и средства, способствующие расширению    представлений о трудовой деятельности взрослых.           Успех использования тех или иных методов, средств формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников во многом зависит от творчества учителя, от его умения доступно и содержательно представить перед детьми необходимую информацию.











Выводы по второй главе


       Анализ педагогических путей и средств формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников позволил сделать следующие выводы:

       1. Ознакомление младших школьников с миром труда и профессий. В процессе обучения учащиеся получают разнообразные знания о мире труда, о разнообразных профессиях, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом.  Необходимо усиливать данный аспект в процессе обучения на уроках чтения, русского языка, естествознания, трудового обучения, математики, используя для этого специфические особенности данных предметов.

       2.  Методы  и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения. С целью формирования у младших школьников представлений о мире труда и профессий могут быть использованы рассказ, беседа, дискуссия, в ходе которых учащиеся усваивают некоторые понятия, явления, связанные с трудовой, профессиональной и  профориентационной темой. Эффективно использование иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, демонстрация опытов, кинофильмов и т.п. позволит учащимся не только более прочно усвоить необходимые понятия, но и создаст более яркий образ того будущего, которое ожидает учащихся. Особое значение в процессе формирования у учащихся представлений о мире труда и профессий имеет использование игровых методов, нетрадиционных уроков, проблемных ситуаций. Важное образовательное, воспитательное, развивающее значение имеют профориентационные экскурсии, которые не только конкретизируют представления учащихся о труде взрослых, о различных профессиях, но и углубляют их знания, расширяют  кругозор,  оказывают влияние на  эмоциональную сферу учащихся, воспитывают нравственное отношение к труду.

Заключение


       Актуальность проблемы формирования представлений  младших школьников о мире труда и профессий обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль представлений учащихся о профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

       В ходе исследования выдвинута цель: выявить и научно обосновать педагогические пути и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

       Объектом исследования определен процесс формирования представлений о мире труда и профессий, предметом исследования – педагогические пути и средства формирования представлений младших школьников  о мире труда и профессий

         В ходе исследования была определена психолого-педагогическая сущность формирования представлений о мире труда и профессий у  младших школьников, выяснилось, что формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения; проведен анализ практического опыта формирования представлений о мире труда и профессий у младшего школьника в воспитательно-образовательном процессе, в работе педагогов начальной школы находит отражение использование игровых форм обучения, проблемных ситуаций,  развивающих заданий, творческой деятельности.

       С  целью выявления сформированности представлений учащихся о мире труда и профессий разработаны   критерии, показатели, определены  средства измерения, уровни сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий. Анализ результатов диагностики позволил сделать вывод о том, что уровень сформированности представлений о мире труда и профессий у учащихся средний.

       Анализ путей  и средств формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения позволил выявить, что процесс формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения будет эффективным, если осуществляется ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий;  используются разнообразные  методы  и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения.

        Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза исследования в ходе теоретического анализа  подтверждена.












Список литературы

1.     Антоненко, А. А.  Подпрограмма «Самореализация и самоопределение школьников» [Текст] / А.А. Антоненко, С.Н. Лавринова, Н.Г. Гайнутдинова // Начальная школа. - 1996. - № 4. - С. 48-59.

2.     Васильева, Т.В. Путешествие по городу мастеров: Экспериментальная программа. III класс [Текст]/Т.В. Васильева. –  Кемерово: ОблИУУ, Институт общего среднего образования, 1996. – 83 с.

3.     Денисова, Т.Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах[Текст] /Т.Л. Денисова //Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза/ Отв. ред. Т.И. Шалавина.- Новокузнецк: НГПИ, 221.- С.34-36

4.     Елькина О.Ю. «Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии» [Текст]/О.Ю. Елькина. – Кемерово, 1997. – 46 с.

5.     Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика: Учеб.пособие для высшей школы [Текст]/Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192с.

6.     Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст]/Е.Н. Землянская// Начальная школа. – 2002. -№ 12. – С. 40-43

7.     Игумнова, Е.Л. Банкир, фермер иль портной... Кто же я буду такой?       [Текст]/Е.Л. Игумнова. – Новосибирск: Призвание, 1994. – 174 с.

8.     Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст]/Л.А. Йовайша. –  М.: Педагогика, 1983. – 129 с.

9.     Климов, Е.А. Как выбирать профессию  [Текст]/Е.А. Климов. – М., 1990. – 158 с.

10.  Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]/Е.А. Климов.  – Ростов-на-Дону, 1996. – 509 с.

11.  Копытов, А.Д. Формирование профессиональных интересов учащихся школ и ПТУ [Текст]/А.Д. Копытов. – Томск, 1993. – 80 с.

12.  Кочетов, А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников [Текст]/А.И. Кочетов. – Минск, 1984. – 160 с.

13.  Ожегов, С.А. Словарь русского языка: около 57 000 слов [Текст]/под ред. Чл.-корр АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с.

14.  Осовская, С.Н. Город мастеров [Текст]/С.Н. Осовская// Школьный психолог. – 2006. -№ 13. – С. 12-15

15.  Профессиональная ориентация школьников в условиях рыночной экономики: Межвузовский сборник научных трудов. – Ленинск-Кузнецкий: НГПИ, 1994. – 186 с.

16.  Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. – М., 1993. – 88 с.

17.  Пряжников, Н.С. Работа по профориентации в младших классах [Текст]/ Н.С. Пряжников // Педагогика. – 1993. - № 5. – С. 33 – 37.

18.  Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию [Текст]/Е.Н. Прошицкая. – М., 1991. – 143 с.

19.  Прошицкая, Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии [Текст]/Е.Н. Прошицкая// Школа и производство. – 1993. -№ 4. – С. 22-25

20.  Прощицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии [Текст]/Е.Н. Прошицкая. – М., 1995. – 152 с.

21.  Пряжников, Н.С. Профориентационные игры. Проблемные ситуации, задачи, карточные методики: Учеб. пособие. [Текст]/Н.С. Пряжников – М.: МГУ, 1991. – 87 с.

22.  Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов [Текст]/Г.В.Резапкина – М.: Генезис, 2000. – 128 с.

23.  Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для пед. ин-тов [Текст]/А.Д. Сазонов. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.

24.  Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе: Тезисы Всерос. науч. – практ. конф. – Кемерово: ОблИУУ, 2001. – 289 с.

25.  Скударнова, И.Н. Профессиональная ориентация учащихся 4-5 классов на уроках русского языка и литературы[Текст] /И.Н. Скударнова //Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза/ Отв. ред. Т.И. Шалавина.- Новокузнецк: НГПИ, 221.- С.31-33.

26.  Тамбовкина, Т.В. Мир профессий [Текст]/Т.В. Тамбовкина// Начальная школа. – 1999. -№ 21. – С. 12-13

27.  Тихоненко, А.В. Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач [Текст] /А.В. Тихоненко// Начальная школа.- 2001.- №8.- С.76-83.

28.  Фукуяма, С. Теоретические основы профессиональной ориентации [Текст]/С. Фукуяма. – М.: МГУ, 1989. – 108 с.

29.  Чернышенко, И.Д. Трудовое воспитание школьников [Текст]/И.Д. Чернышенко. – М.: Педагогика, 1981. – 326 с.

30.  Чистякова, С.Н. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» [Текст]/С.Н. Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуканов.– М.: Просвещение, 1999

31.  Чистякова, С.Н. Методика профессиональной ориентации школьников [Текст]/С.Н. Чистякова, М.Л. Кондюрина. – Петрозаводск, 1991. – 131с.

32.  Чистякова, С.Н. Основы профориентации школьников [Текст]/С.Н. Чистякова. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

33.  Чистякова, С.Н. Твоя профессиональная карьера [Текст]/С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина. – М.: Просвещение, 1997. – 191 с.

34.  Чистякова, С.Н. Школа и выбор профессии [Текст]/С.Н. Чистякова. – М.: Педагогика 1987. – 114 с.

35.  Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление [Текст]/С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.

36.  Шалавина, Т.И. Мир труда и профессий: Учебно-методическое пособие [Текст]/Т.И. Шалавина. – Кемерово: ОблИУУ, 1995. – 196 с.

37.  Шалавина, Т.И. Профориентация и методика профориентационной работы с младшими школьниками: Программа спецкурса для подготовки учителя-профориентолога начальных классов [Текст]/Т.И. Шалавина. – Новокузнецк: НГПИ, 1994. – 42 с.

38.  Щегорцев, В.А. Организация профориентационной и профконсультационной работы [Текст]/ В.А. Щегорцев. – М., 1998.

39.  Яковлева, С.В. Мир профессий [Текст]/С.В. Яковлева// Начальная школа. – 1998. -№ 29. – С. 12-13















Приложения

Приложение 1.

Тест «Знаешь ли ты профессии?»

1. Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?

а. Художник

б. Оформитель

в. Маляр – 1 балл

2. Чем занимается хлебороб?

а. Печет хлеб

б. Выращивает хлеб – 1 балл

в. Сеет зерно

3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?

а. Строитель

б. Чертежник

в. Архитектор – 1 балл

4. Представитель какой профессии лечит животных?

а. Врач

б. Животновод

в. Ветеринар – 1 балл

5. Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих профессий?

    Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Высокий уровень – 15 и более баллов

Средний уровень – 10-14 баллов

Низкий уровень – 9 и менее баллов

Приложение 2.

Методика неоконченных предложений.

       Дополни предложения своими взглядами и отношениями к труду и профессии.

       Я считаю, что люди должны трудиться, потому что___________________ __________________________________________________________________.  

       Труд должен приносить людям____________________________________ __________________________________________________________________.

       Я хотел(а) бы выбрать профессию ___________________________ потому, что________________________________________________________ __________________________________________________________________.

       Высокий уровень. Учащийся понимает, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения себе.  У учащегося имеются определенные профессиональные интересы.

       Средний уровень. Учащийся представляет  трудовую деятельность как средство достижения материального благополучия. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы.

       Низкий уровень. У учащегося отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.











Приложение 3.

«Строим дом!»

(экскурсия)

       Экскурсия проводится на стройке жилого дома.

      Подготовительная работа. За несколько дней до экскурсии учитель выбирает маршрут экскурсии, места остановки для пояснений, бесед, объекты, которые будут наблюдать ученики. Учитель встречается с людьми нескольких строительных профессий, которые потом покажут детям строительную площадку и расскажут им о своих профессиях (рассказы предварительно обсуждаются с учителем).

       Ребята получают задание – подобрать стихи, загадки, иллюстрации, интересные сведения о строительстве и строителях.

       Учитель рассказывает детям о технике безопасности.

       Сценарий экскурсии:

1. Вводное слово учителя (повторение техники безопасности и правил поведения на стройке).

2. Знакомство со строительными объектами, наблюдение за работой строителей.

       Учитель проводит беседу, используя следующие вопросы, стихи и загадки:

- Первый объект для наблюдения – разровненная строительная площадка, ведь именно с нее начинается строительство дома. Площадку подготавливают с  помощью специальной техники.

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он – станет гладко,

Будет ровная площадка. (Бульдозер)

Учитель: - Как называют человека, работающего на бульдозере? (Бульдозерист)

Ребята наблюдают за работой бульдозера.

Учитель: - Бульдозер – это маленький трактор. Впереди у него стальной щит, острая часть которого врезается в землю и разравнивает площадку.

       После бульдозера на строительной площадке требуется другая машина:

К нам во двор забрался кот,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

«Ложкой» с зубьями копает. (Экскаватор)

       К детям подходит экскаваторщик. Он рассказывает о своей работе и машине, отвечает на вопросы ребят. Школьники идут по стройке к месту, где хорошо видна работа подъемного крана.

Учитель: - Какие строительные машины вы видели, пока шли?

Ребята называют, затем учитель вместе с ними читает об этих машинах стихи, интересные факты, вспоминают загадки.

Во дворе стоит машина –

Ростом с дом ее кабина,

А колеса – выше двери...

Не увидишь – не поверишь! (Самосвал)

       Когда школьники рассматривают подъемный кран, учитель может предложить им такую загадку:

Длинной шеей поверчу –

Груз тяжелый подхвачу,

Где прикажут – положу,

Человеку я служу. (Подъемный кран)

Учитель дает задание: - Посмотрите и скажите, как может передвигаться подъемный кран? (Вперед, назад, поворачиваться, поднимать и опускать стрелу)

В ходе наблюдения учитель и строители задают ребятам вопросы:

·        Зачем нужен на стройке кран? (Краном разгружают строительные материалы, подают детали и другие материалы для сборки здания.)

·        Из каких частей состоит башенный кран? (Стрела, механизмы для ее перемещения; башня, закрепленная в верхней части стрелы; кабина для машиниста крана)

Учитель может сообщить следующую  информацию:

- С помощью рычагов управляет краном машинист или иначе – крановщик. Он работает, сидя в кресле. Машинист должен хорошо знать устройство крана, уметь устранять неисправности.

Учитель выясняет, какими, по мнению детей, качествами должен обладать машинист башенного крана. Затем он дополняет ответы ребят: работа крановщика требует хорошего зрения, слуха, устойчивости вестибулярного аппарата (не должно быть боязни высоты), хорошего глазомера, умения быстро реагировать на команды строителей.

Ребята наблюдают за работой крановщика.

       Заключительная беседа. Ребятам предлагают написать и оформить рисунками домашние сочинения о работе на стройке, о понравившейся им профессии.





Приложение 4.

Профессии легкой промышленности

(КВН)

Подготовка.

1. Из учащихся класса организуется две команды.

2. Команды готовят домашнее задание:

·        название, девиз, приветствие;

·        визитную карточку

·        музыкальный номер;

·        члены команд находят информацию о профессиях в легкой промышленности (разрисовщики ткани, портные, модельеры, закройщики и др.)

3. Готовятся все необходимые предметы для конкурсов, табло.

4. Выбирается жюри.

5. Готовятся награды.

Примерный ход игры:

1. Представление команд (максимальная оценка – 3 балла)

2. Визитная карточка (3 балла)

Каждая команда представляет своих членов: разрисовщики ткани (4 чел.), портные (4 чел.), модельеры (4 чел.), закройщики (4 чел.).

3. Разминка (5 баллов)

Команды обмениваются вопросами о профессиях, которые представлены в командах. Например:

·        определите, какая из тканей расписана вручную (батик), а какая с помощью машин;

·        назовите инструменты и материалы, которыми пользуется разрисовщик тканей (кисти, стеклянные трубочки, анилиновые и масляные красители, воск и др.);

·        что такое эскиз? (предварительный рисунок фасона);

·        перечислите виды одежды (плащ, пальто, куртка и др.)

·        когда появились первые швейные машины? ( в XVIII веке);

·        какими инструментами работают портные? (игла, ножницы, мел, лекало, линейка, циркуль, картон, швейная машина, утюг, булавки, нитки, зеркало);

·        какую пословицу должен знать каждый закройщик? (семь раз отмерь, один раз отрежь)

4. Конкурс капитанов (5 баллов)

Капитаны должны обвинить противника в том, что его команду составляют неквалифицированные работники, и защитить свою ( в юмористической форме).

5. Конкурс для членов команд

«Разрисовщики ткани» (5 баллов, учитываются качество и художественность). Задание: за 3 мин. придумать рисунок для ткани и нанести его на ткань (бумагу).

«Портные» (5 баллов). Задание: каждый портной получает пуговицу и лоскуток, иголку с ниткой; кто быстрее и правильнее пришьет пуговицу.

«Модельеры» (5 баллов). Задание: модельеры каждой команды создают эскизы моделей школьной формы (4 мин.). Модельеры представляют с комментариями свои эскизы жюри.

«Закройщики» (5 баллов). Задание: закройщики выкраивают из бумаги «на глаз» детали моделей, представленных модельерами. Портные помогают им сколоть булавками на манекенщике полученную модель.

6. Демонстрация моделей

7. Аукцион песен, стихов (музыкальный футбол)

Команды по очереди исполняют строчки из песен, в заголовки которых вынесены названия профессий. Например, «Люди в белых халатах», «Монтажники-высотники», «Три танкиста» и др. Побеждает команда, исполнившая строчку последней.

8. Подведение итогов, награждение победителей.





© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.