РУБРИКИ

Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

4.

 Стать мягче вместе со всеми  (сделать мир добрее)

н

н

11,3

6,8

           

          В - волевые качества;  Н - нравственные качества.


Как мы видим, большинство юношей и девушек хотели бы развивать волевые стороны своей личности: силу воли, выдержку, уверенность; причем преобладает стремление утвердиться в более мягком окружении ( чтобы окружающие стали добрее, искреннее, сочувственее).

Как показывает опыт использования данной методики  тип утвердиться самому в более мягком окружении”  является наиболее распрастраненным среди людей различного возраста.

Включив данную методику в наше исследование мы не преследовали задачу констатации, что эта закономерность находит подтверждение для девушек и юношей 15-16 лет. Наша задача была другая.  Еще  С.Л.Рубинштейн указывал на необходимость педагогизации психологического эксперимента, что психолог-исследователь должен не только изучать, но изучая, обучать и воспитывать.

После проведения методики и самостоятельного определения своего типа психологического совершенствования, мы произносили примерно следующую речь: “ Итак, вы определили тип своего психологического совершенствования.  Теперь еще раз обратите внимание на то качество, которое Вы выбрали , чтобы его развивали окружающие Вас люди.  Самое интересное здесь то, что человек обычно желает другим, сам того не осознавая,  чтобы они развивали те качества, которые не хватает ему.  Задайте себе вопрос:  “А достаточно ли у меня развито это качество, чтобы я мог требовать от других, чтобы они его развивали так же как и я ?  Или может быть мне его тоже не хватает, просто я этого как-то не замечал раньше?   Подумайте над этим...”

По обратной реакции многих юношей и девушек мы могли судить, что олбнаруженный факт действительно имеет место .  Данная методика позволяет, на наш взгляд, направить внимание юношей и девушек на осознание возможности разрыва, неадекватности субъективного представления о себе и реального положения делю  Рефлексия содержания своего образа Я  “со стороны”  может послужить точкой опоры для  дальнейшего саморазвития и самовоспитания.




                



                                         В Ы В О Д Ы

Периодом возникновения сознательного  “я”, как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и ранний юношеский возраст.

В период ранней юности  (14,5-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции.  К  16 - 17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином  “самоопределение”.

Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:

· В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу;  активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования.

· Наиболее емким определением  личностного самоопределения является процесс формирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о себе и о мире.

· Я-концепция может быть рассмотрена как фактор личностного самоопределения в ранней юности.

В практической части работы мы провели изучение  Я-концепции как фактора личностного самоопределения в ранней юности с целью выявления взаимосвязи этих двух психологических феноменов на практике

 В начале практической части  исследования, на основе факторного анализа движущих сил развития личности в ранней юности, нами были определены показатели личностного самоопределения в этом возрасте, которые могут быть использованы как тестовые для измерения характеристик этого явления : 1) наличие целей в жизни  (цели в жизни),  2) общее мировоззренческое убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь  (локус контроля - жизнь),  3) вера в собственную возможность осуществить такой контроль  (локус контроля-Я),  4)  принятие себя как личности, одобрение себя в целом и позитивная самооценка  (самоприятие).  Причем для юношей наиболее значимым для личностного самоопределения является общее мировоззренческое убеждение в  том , что человеку дана возможность контролировать свою жизнь, а для девушек наиболее значимым для успешности личностного самоопределения является наличие в своей жизни целей в будущем.

В результате проведенного нами корреляционного анализа мы обнаружили  корреляционную взаимосвязь некоторых содержательных характеристик Я-концепции с показателями личностного самоопределения. .  Таким  образом, основная гипотеза о том, что существует корреляционная взаимосвязь между содержанием  Я-концепции и   процессом  личностного самоопределения  подтвердилась.

Полученные данные позволяют выделить определенный набор личностных  характеристик, от характера самовосприятия которых зависит успешность личностного самоопределения девушек и юношей.

По данным нашего исследования, на успешность личностного самоопределения  девушек в раннем юношеском возрасте  значимое влияние оказывает осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения окружающих, самооценка развития волевых сторон своей личности, своей привлекательности и интеллектуального развития .  Успешность личностного самоопределния девушек предполагает приписывание себе определенных эгоистических черт характера, направленности на себя, склонности к соперничеству  и  стремления  к  доминированию и успеху.

Для юношей успешность личностного самоопределения связана с осознанием себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, обладающего определенными деловыми качествами: смелость, склонность к риску, предприимчивость, сдержанность, рассудительность, дипломатичность, расчетливость.  Также имеет место значимость развития  эмоционально-волевых сторон своей личности - самоконтроль и самодисциплина, эмоциональная устойчивость.

Отличия между юношами и девушками в содержательных характеристиках Я-концепции, оказывающих влияние на их личностное самоопределение обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чем для девушек, в   личностном самоопределении, оказывает осознание себя как носителя таких  позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость, доброта.

 Таким образом, рабочая гипотеза нашего исследования о том, что содержательные характеристики  Я-концепции , оказывающие влияние на личностное самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек подтвердилась.

Сравненительный анализ данных полученных при  изучении  различий в  содержании характеристик Я-концепции юношей и девушек  и данных значимости  определенных характеристик  Я-концепции  для  успешности личностного самоопределения обнаружил следующую интересную закономерность :  как  для девушек  так и для юношей имеет место снижение в самооценках степени выраженности тех личностных качеств, которые  оказывают влияние на их личностное самоопределение.

Психологическая интерпретация этого феномена, на наш взгляд, может заключаться в том, что наиболее значимые личностные характеристики для успешности личностного самоопределения осознаются как менее выраженные в своей личности с учетом задачи дальнейшего их развития, т.е. происходит снижение оценки уровня развития значимого качества в своей личности для возможности его развития в перспективном будущем.

Реализуемый нами подход к практическому изучению характеристик личностного самоопределения в ранней юности через показатели осмысленности жизни личности  представляется нам достаточно перспективным  для  дальнейших  разработок программ исследований по этой проблеме.

Полученные результаты нашего исследования позволяют определить взаимосвязь  содержательных характеристик  Я-концепции и успешности  личностного самоопределения в ранней юности, поэтому они могут быть использованы в работе практического психолога по оказанию психолого-педагогической помощи  юношам и девушкам этого возраста. 

                                     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.


1. Абульханова-Славская К.А.  Деятельность и психология личности. М.,1989.

1а. Алексеев В.А.  Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М., 1984. С. 103-107.

2. Алексина Т.А., Донченко А.П.  Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени //  Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1985, №3. С.43-52.

3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.С. Социально-психологические методы исследования. М., 1987. С. 91-114.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968.

5. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития де тского самосознания.- Изв.АПН РСФСР, вып.18.18,М.,1948.

5а. Бахтин М.М. стетика словестного творчества. М.,1979.

6. Бахур В.Т. Это неповторимое “Я”. М.,1982.

7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986.

8. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.

9. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком.М.,1982

10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.М.,1968.

11. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе  //  Вопросы  психологии.1979.№4.С.23-24.

12. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.,1979.

13. Бороздина Л.В. Притязания личности и самооценка //  Вестник МГУ,серия 14, №3,1986.

14. Братусь Б.С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. 1977. №2.С.121-124.

15. Братусь Б.С., Сидоров П.И.  Психологическая клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.,1984.

16. Визгин А.В., Столин Т.В.  Внутренний диалог и самоотношение // Психологический журнал, 1989. №6.

17. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В.Петровского. М..1979.

18. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в  6 т. Т.4.С. 5-220; С. т .,1983. 244-269.

20. Гегель Г. Философия духа. - Соч., М.,1956. Т.3.

21. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, №2.

22. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, №3.

23.  Гозман Л.Я., Кроз М.В.  Измерение уровня самоактуализации личнсоти  //

24. Джеймс У. Психология. М.,1991.

25. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. //  Ценностные ориентации и интресы школьников.,1983, с. 27-36.

26.  Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.,1991.

27. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпусников средней школы. Ростов н/Д, 1972.

27а. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. М.,1976.

28. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.,1980.

29. Иванова Н.Я. Смысл жизни личности как ее практический способ бытия. Вологда, 1987, Деп. в ИНИОН, №17012.

30. Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи : Докт.дис. Тарту.,1985.

31. Кон И.С.  Открытие “Я”. М.,1978.

32. Кон И.С. Категория “я” в психологии // Психологический журнал.1981. Т.2.№3.

33. Кон И.С. Психология ранней юности.М.,1989.

34. Кон И.С Какими они себя видят? М.,1975.

35. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // психологические особенности формирования личности школьника. М..1983. С. 4 - 15.

36. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс,1981.

36а. Кузнецова И.К. Проблема психологического консультирования старшеклассников в школе // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М.,1987.

37. Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск.1976.

38. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М..1975.

39. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э.  Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал, 1993, №1.

40. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.,1996.

41. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,1986.

42. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.,1985.

43. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избр. психол. труды. М.,1996.

44. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. // Ученые записки Пермского Пед.ин-та.,1970., Т.77, с. 8-12.

45. Мудрик А.В. Время поисков и решений. М.,1990.

46. Мудрик А.В. В поисках своего “Я” // Семья и школа.1998.№10.

47. Мудрик А.В. Современный старщеклассник: проблемы самоопределения. М.,1977.

48. Новоприходько А.К.  К проблеме соотношения образа Я и самосознания  // Вопросы психологии, 1992, № 1-2.

48а. Обуховский К. Психология влечений человека. М.,1972.

49. Осницкий А.К. Определние характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога, 1998, №1.

50. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся  // Вопросы психологии, 1992, №№1,2.

51. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. М.,1972. С.149-154.

52. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М.,1979.

53. Платонов К.К . К теории личности. М.,1978.

54. Прихожан А.М.  К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание,обучение и психическое развитие. М.,1984.

С.76-88.

55. Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984. С.76-88.

56. Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.Н.Пузырея. М..1982.

57. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М..1987.

58. Психологические тесты. М.,1996.

59. Психология формирования и развития личности. М.,1981.

60. Психология юношеского возраста. М.,1989.

61. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. М.,1991.

62. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.,1994.

63. Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного “я” // Вестник МГУ. Серия Психология,1981, №1, с. 14-22.

64. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.

65. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.,1957.

66. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989.

67. Рубинштейн С.Л.  Проблемы общей психологии. М.,1973.

68. Руткевич М.Н.  Роль социально-профессиональной ориетации молодого поколения в изменении социальной структуры советского общества. - В кн.:.

69. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми. - В кн. Изучение мотивации поведения детей и подростков /под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежиной. М..1972.

70. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65-74.

71. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии, 1975, №3.

72. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии,1982,№1. С.69-75.

73. Сафин В.Ф. Профессиональные намерения учащихся и устойчивость их самооценки. В кн. Вопросы подготовки школьников к жизни и труду. Пермь,1976.

74. Снеткова М.В. Локус контроля в структуре жизненной позиции. Дипл.работа. М.,1988.

75. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.М.,1989.

76. Социальная и профессиональная ориентация молодежи. Таллин,1977. С.18-

77. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М..1972.

78. Столин В.В. Самосознание личности. М..1983.

79. Толстых Н.Н Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологиии.,1984,№3.

80. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.,1980.

81. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности.- В кн. Проблемы сознания. М.,1968.

82. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе //  Вопросы психологии, 1985, №6.

83. Филиппов А.А., Кондратьева Л.Л. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личнсоти. - В книге: Активность личности в общении и профессиональное самоопределение. М.,1976. С.65-76.

84. Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи // Молодежь: интересы, стремления, идеалы. М.,1969.

85. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983.

86. Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1989.

87. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.

88. Фрейд З. Я и Оно. Кн.1,2. Тбилиси,1991.

89. Фромм Э. Душа человека. М.,1992.

90. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

91. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. - В кн.: Проблемы сознания. М., 1968.

92. Чеснокова И.И.  Проблема самосознания в психологии. М..1977.

93. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания // Вопросы психологии, 1984, №5.

94. Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема // Культура и мировоззрение. Вып.11. М.,1981.

95. Шибутани Т.  Я-концепция как персонификация / Т.Шибутани. Социальная психология. Пер. с анг. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д.,1988. С. 193-212.

96. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.,1979.

97. Шорохова Е.В. Проблема “Я” и самосознания. - В кн. Проблемы сознания. М..1966

98 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. Толстых А.В. М.,1996.



  

              

                   

                                 П Р И Л О Ж Е Н И  Я

                 Средние значения  и    t-критерий  по тесту СЖО

                                                                                           Таблица


Название субшкал

  Средние значения

     Дисперсия

  t-критер

 

 девушки

юноши

девушки

юноши


Ц

 Цели в жизни

28,7

29,4

7,62

7,55

-0,5

Пр

 Процесс жизни

34,9

29,8

4,09

6,54

0,93

Л-Я

Локус контроля-Я

20,2

19,5

4,28

5,27

0,64

Л-ж

Локус контроля-жизнь

29,1

28,4

5,86

6,6

0,55

ОЖ

 Осмысленность жизни

97,1

96,7

15,42

18,21

0,12

 

Для степеней свободы  100  граничные значения  t-критерия   1,948 при уровне значимости 5% ;   2,626 при уровне значимости  1%.



      Средние значения   и  t-критерий   по опроснику СПА

                                                                                               Таблица 4

Название шкалы

  Средние значения

     дисперсия

t- критерий



   девушки

 юноши

девушки

юноши



Самоприятие

71

68,5

12,61

14,88

0,92


Приятие других

68,2

66,2

9,48

13,56

0,83


 Эмоционал. комфорт

63,6

63,9

10,9

17,7

0,12


Интернальность

61,1

65,9

10,7

14,1

0,92


Стремление к доминир.

52,9

53,5

10,2

10,9

0,42


Для степеней свободы  100  граничные значения  t-критерия   1,948 при уровне значимости 5% ;   2,626 при уровне значимости  1%.







                                 Коффициенты линейных  корреляций  

                         показателей  теста СЖО  и  опросника  СПА

                                                        (девушки)

                                                                                         Таблица 

 

 

    Ц

   П

 Л-Я

  Л-Ж

 S

L

E

I

D

 Ц

 

0,150

0,811

0,640

0,659

0,363

0,438

0,430

0,191

П

 

 

0,277

0,245

0,267

0,299

0,256

0,200

0,119

Л-Я

 

 

 

0,609

0,548

0,233

0,472

0,453

0,141

Л-Ж

 

 

 

 

0,613

0,395

0,475

0,496

0,088

S

 

 

 

 

 

0,562

0,639

0,659

0,301

L

 

 

 

 

 

 

0,477

0,440

0,189

E

 

 

 

 

 

 

 

0,558

0,190

I

 

 

 

 

 

 

 

 

0,357

D

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Для числа степеней свободы  60  граничное значение коэффициента линейной корреляции Пирсона  p = 0,253 при уровне значимости  5%;   p= 0,333 при уровне значимости 1%.

   

                                 Коффициенты линейных корреляций

                            показателей  теста СЖО  и  опросника  СПА

                                                              (юноши)

                                                                                         Таблица 

 

 

    Ц

   П

 Л-Я

  Л-Ж

 S

L

E

I

D

 Ц

 

0,713

0,841

0,812

0,670

0,596

0,604

0,481

0,137

П

 

 

0,706

0,760

0,609

0,561

0,478

0,354

0,203

Л-Я

 

 

 

0,846

0,605

0,614

0,569

0,471

0,099

Л-Ж

 

 

 

 

0,582

0,590

0,532

0,380

0,151

S

 

 

 

 

 

0,723

0,688

0,585

0,11

L

 

 

 

 

 

 

0,668

0,555

-0,043

E

 

 

 

 

 

 

 

0,623

-0,026

I

 

 

 

 

 

 

 

 

0,209

D

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для числа степеней свободы  40  граничное значение коэффициента линейной корреляции Пирсона  p = 0,310 при уровне значимости  5%;   p= 0,407 при уровне значимости 1%



                                          Факторные нагрузки

                        показателей  теста СЖО и опросника СПА

                                                   (девушки)

                                                                                  Таблица

              до   VARYMAX   вращения                  после   VARYMAX

    Факторы

Шкалы

1

2

общий

1

2

Цели

0,81

-0,38

0,796

0,84

0,31

Процесс

0,30

0,13

0,105

0,12

0,30

ЛК-Я

0,77

-0,42

0,768

0,84

0,25

ЛК-Ж

0,74

-0,08

0,551

0,67

0,37

S

0,85

0,18

0,756

0,47

0,73

L

0,57

0,36

0,455

0,14

0,66

E

0,69

0,21

0,514

0,33

0,64

I

0,69

0,22

0,517

0,33

0,64

             Диперсия в            86,51                13,49                                         50,71               49,29


Критерий уровня значимости для двух факторов - факторная нагрузка  0,6, для одного  факторный вес 0,551

                                             Факторные нагрузки

                           показателей  теста СЖО и опросника СПА

                                                       ( юноши )

                                                                                        Таблица


                      до   VARYMAX   вращения                     после   VARYMAX

    Факторы

шкалы

1

2

общий

1

2

Цели

0,88

0,19

0,804

0,78

0,44

Процесс

0,77

0,24

0,650

0,73

0,34

ЛК-Я

0,87

0,25

0,819

0,82

0,39

ЛК-Ж

0,85

0,34

0,836

0,86

0,31

S

0,81

0,25

0,714

0,43

0,72

L

0,77

0,24

0,657

0,42

0,69

E

0,75

0,32

0,662

0,34

0,74

I

0,61

0,36

0,508

0,22

0,68

        Дисперсия в                 85,62          14,38                                             54,51                  45,49

Критерий уровня значимости для двух факторов - факторная нагрузка  0,6, для одного  факторный вес 0,714.

       Матрица линейных корреляций между показателями

 Я-концепции  и личностного  самоопределения   ( девушки)


                                                                                Таблица

Шифр

Название шкалы

 Цели

ЛК-Я

S

ЛК-Ж

20

самостоятельный

0,401

0,518

0,322

0,402

35

независимый

0,377

0,430

0,372

0,380

С

фактор Силы

0,403

0,368

0,275

0,349

1

обаятельный

0,345

0,331

0,390

0,303

23

интеллект

0,354

0,326

0,262

0,362

л2

эгоистичный

0,342

0,338

0,204

0,314

25

доминирование

0,333

0,291

0,242

0,270

37

возбужденность

0,321

0,295

0,203

0,264

11

решительный

0,299

0,335

0,273

0,198

36

самоконтроль

0,306

0,270

0,213

0,185

л4

подозрительный

-0,234

-0,264

-0,379

-0,203

О

фактор Оценки

0,235

0,225

0,432

0,320

5

уступчивый

0,271

0,215

0,203

0,096

7

честный

0,215

0,239

0,291

0,218

10

добросовестный

0,184

0,238

0,402

0,218

13

агрессивный

-0,182

-0,115

-0,304

-0,123

л8

альтруистический

0,216

0,220

0,291

0,193


Для числа степеней свободы  60  граничное значение коэффициента линейной корреляции Пирсона  p = 0,253 при уровне значимости  5%;   p= 0,333 при уровне значимости 1%.







 

         Матрица линейных корреляций между показателями

 Я-концепции  и личностного  самоопределения    ( юноши)

                         

                                                                                   Таблица      


Шифр

 Название шкалы

ЛК-Ж

ЛК-Я

  Ц

S

17

уверенный

0,560

0,466

0,530

0,453

12

энергичный

0,512

0,541

0,389

0,366

28

смелый

0,429

0,461

0,420

0,403

13

справедливый

0,460

0,459

0,371

0,428

О

фактор Оценки

0,453

0,378

0,465

0,354

10

отзывчивый

0,450

0,409

0,347

0,361

7

добрый

0,415

0,399

0,371

0,353

26

импульсивный

-0,415

-0,409

-0,374

-0,269

36

самоконтроль

0,408

0,386

0,369

0,271

С

фактор Силы

0,418

0,378

0,221

0,361

20

самостоятельный

0,402

0,384

0,281

0,315

л1

авторитарный

0,328

0,335

0,285

0,291

9

деятельный

0,333

0,312

0,295

0,281

32

дипломатичный

0,322

0,318

0,301

0,291

1

обаятельный

0,215

0,224

0,431

0,318

22

открытый

0,281

0,254

0,293

0,324

24

эмоц. устойчивость

0,215

0,218

0,198

0,332

37

возбужденность

0,235

0,254

0,321

0,273

Для числа степеней свободы  40  граничное значение коэффициента линейной корреляции Пирсона  p = 0,310 при уровне значимости  5%;   p= 0,407 при уровне значимости 1%.



 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.