РУБРИКИ

Я-концепция

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Я-концепция

Итак,  первый момент - это , что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне . Область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия.  Второй момент  -  ведущая роль ценностей для формирования личности.  Ценность обретается личностью, поскольку  « ... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует» . Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя.  И третий момент  -  выделяемые функции смысловых образований:  создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

Ценностные ориентации   -  это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека.  Система ценностных ориентаций выступает «свернутой» программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение.

Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры.  Ценности  -  это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия.  Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания. Цели мoгут воздействовать на человеческую деятельность как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом.

Как мы видим, представление о собственном будущем связано с ценностями.  Ценности, будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к роду  (родовым человеческим способностям), тем самым позволяя преодолеть конечность  (временность) человеческого существования.  Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни , которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.

Итак, мы отметили, что самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее, Теперь мы можем сформулировать эти связи более конкретно, Определение  человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции)  относительно социокультурных ценностей, и тем самым  -  определение смысла своего существования, Определение себя как личности - личностное самоопределение  -  имеет ценностно-смысловую природу.

Нет такого исследования старшего подросткового возраста, в котором не подчеркивалось бы, что основной потребностью подростка является стремление занять определенное место в обществе. Однако само по себе стремление занять определенное место в обществе вовсе не является специфической особенностью подросткового возраста.  Как явствует из  работ Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина,  Л.И.Божович,  стремление занять новую социальную позицию характерно для всех межвозрастных переходов и представляет собой, собственно, один из механизмов этих переходов. Специфику следует искать не в самом стремлении к обретению место в обществе  (социальной позиции), но в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в данном возрасте между ребенком и обществом. 

В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения.  Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого  «я».  Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности.  Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить.  Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «я»          ( «Кто я?», «Какой я?», «Каковы мои способности?», «За что я могу себя уважать?»), а с другой - осознание своего положения в мире  ( «Каков мой жизненный идеал?»,»Кто мои друзья и враги?», «Кем я хочу стать?», «Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»).  Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток.  Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения

 Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения.  Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности.  Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты).

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Итак, в основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования. 

Ценностно-смысловая ориентация подростка очень сильно отличается от ценностно-смысловой ориентации взрослого.  Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению. Но диалектика здесь такова, что личностное самоопределение выступает основание собственного развития.

Такое понимание позволяет нам выстроить целостную картину самоопределения в подростковом и юношеском возрастах, в рамках которой обретает смысл пестрая мозаика различных «самоопределений», встречающихся в литературе.  Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределения.

На основе изложенных позиций можно объяснить  двойственный характер самоопределения, на который указывала Л.И.Божович. 

Итак, выделим основные положения по проблеме  личностного самоопределения , которые нашли отражение в работе:

1)   личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста;

2)  потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;

3)   личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования;  обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире - самоопределение;

4)  существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее;

5) личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитие всех других видов самоопределения  (социального и профессионального).




На основе всего вышеизложенного  можно определить соотношение понятий  “Я-концепция” и “личностное самоопределение”.  Так как наиболее емким определением личностного самоопределения будет процесс формирования единой смысловой системы в которой слиты  обобщенные представления о себе и обобщенные представления о мире, то мы можем говорить о том, что  Я-концепция  ( как динамическая система представлений о самом себе, сопряженная с их оценкой)  является фактором процесса личностного самоопределения.  именно в этом качестве мы и рассматриваем Я-концепцию в практической части нашего исследования.




















 ГЛАВА  3.   ПРАКТИЧЕСКОЕ   ИЗУЧЕНИЕ   Я-КОНЦЕПЦИИ                       

 КАК ФАКТОРА  ЛИЧНОСТНОГО  САМООПРЕДЕЛЕНИЯ                 

В   РАННЕЙ  ЮНОСТИ.

Цель исследования   состоит в том,  чтобы  установить взаимосвязь между содержанием Я-концепции  и  процессом  личностного самоопределения в раннем  юношеском возрасте.

Объектом исследования: Юноши и девушки в возрасте 15-16 лет (48 чел.)  

Предмет исследования : Взаимосвязь  Я-концепции и личностного самоопределения в ранней юности.

Гипотеза исследования :  Существует  корреляционная связь между  содержательными характеристиками Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.


Для достижения цели исследования и проверки гипотез в практической части работы решались следующие задачи :

1.  Определить показатели для оценки характеристик  процесса  личностного самоопределния в ранней юности.

2.  Исследовать содержательные характеристики Я-концепции и  личностного самоопределения  юношей и девушек  15-16 лет.

3. Выявить корреляционную связь между Я-концепцией юношей и девушек и  процессом их  личностного самоопределения.

4.       Определить различия в характере связи Я-концепции и личностного самоопределения  между юношами и девушками.

5.     Определить различия в характере связи Я-концепции и личностным самоопределением  у юношей и у девушек.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования :

-  сравнительный метод;

-  тестирование;

- методы первичной и вторичной обработки данных.

Исследование проводилось в феврале-марте 2003 года среди учащихся   10-11х классов средних школ  г.Краснотурьинска :  юношей (19 человек )  и девушек ( 29 человек)  в возрасте 15-16 лет.

Учитывая важное значение мотивации к участию в исследовании для получения достоверных результатов, юноши и девушки были заинтересованы тем, что :

а) участие в исследовании могло быть анонимным (в этом случае указывались только инициалы испытуемого);

б)  после обработки данных результаты были доведены до сведения каждого участника исследования (каждому мы раздавали листочки с его результатами и проводили групповую консультацию по  их интерпретации).

В)Все методики проводились в один день, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов.

Эти организационные мероприятия позволили повысить достоверность полученных результатов.

В исследовании применялись следующие методики :

1.  Методика “Личностный дифференциал” (ЛД);

2.  Методика “Полярные профили” (ПП);

Теперь  определим те показатели, по которым оценивалось содержание Я-концепции и личностного самоопределения и обоснуем  выбор  методик исследования.                                          

В самом начале исследования мы сталкиваемся с тем, что единой теории самоопределения в подростковом и юношеском возрасте нет. Изучение личностного самоопределения как психологического явления предполагает наличие определенных критериев для оценки его содержания, тех показателей,  по которым  можно судить об успешности или неуспешности его протекания. 

Потому первая задача, с которой сталкиваемся в нашем исследовании - это определить показатели, по которым мы оценивали содержание структурных составляющих  Я-концепции

.

              Изучение   Я-концепции   в  ранней юности.

Показатели по методике ЛД позволяют получить данные самоописаний выраженности в образе Я юношей и девушек  21  личностных качеств. которые соответсвуют трем классическими факторам семантического дифференциала Ч.Осгуда :  оценки , силы и активности..   

Методика ПП  позволяет более полно изучить содержательные характеристики образа Я,  через данные оценок выраженности у себя 16-ти личностных качеств.

По фактору  оценки  (методика ЛД)  мы могли судить об уровне самоуважения.Кроме того, некоторые характеристики Я-концепции  по методике ПП предполагают оценку своего поведения.


                  Методика  личностного  дифференциала

Методика личностного дифференциала (ЛД)  разработана по принципу семантическго дифференциала  Ч.Осгуда на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуру  представления о структуре личности.  Методика ЛД  адаптирована сотрудниками психоневрологического института им.В.М.Бехтерева.  Целью  ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений .

ЛД  используется во всех тех тех случаях, когда необходмо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого  с себе или другим людям.  В этом отношении  ЛД с двумя другими категориями психодиагностических методов - с личностными опросниками и социометрическими шкалами.  От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания.

В ЛД  отобрана  21 личностная черта,  представленные в виде антонимичных пар.  Шкалы  ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности  ( 7-балльные шкалы).

                                Бланк к методике ЛД и ключ

         Ф.И.О.___________________ возраст____ пол____ дата________

            О +      Обаятельный          3  2  1  0  1  2  3    -     Непривлекательный

            С -         Слабый                  3  2   1  0  1  2  3  +          Сильный

            А  +   Разговорчивый         3  2  1  0   1  2  3  -         Молчаливый

            О  -  Безответственный      3  2  1  0  1  2  3   +      Добросовестный

            С +         Упрямый               3  2  1  0  1  2  3   -         Уступчивый

            А -         Замкнутый             3  2  1  0  1  2  3   +         Открытый

            О +         Добрый                 3  2  1  0  1  2  3   -         Эгоистичный

            С -       Зависимый               3  2  1  0  1  2  3   +       Независимый

            А +       Деятельный             3  2  1  0  1  2  3   -          Пассивный

            О  -        Черствый                3  2  1  0  1  2  3   +       Отзывчивый

            С  +    Решительный             3  2  1  0  1  2  3   -      Нерешительный

            А -            Вялый                   3  2  1  0  1  2  3   +        Энергичный

            О +     Справедливый           3  2  1  0  1  2  3   -      Несправедливый

            С -      Расслабленный          3  2  1  0  1  2  3   +       Напряженный

            А +         Суетливый             3  2  1  0  1  2  3   -          Спокойный

            О -        Враждебный            3  2  1  0  1  2  3   +       Дружелюбный

            С  +        Уверенный             3  2  1  0  1  2  3   -          Неуверенный

            А -         Нелюдимый            3  2  1  0  1  2  3    +       Общительный

            О +          Честный                3  2  1  0  1  2  3   -        Неискренний

            С  -   Несамостоятельный    3  2  1  0  1  2  3   +     Самостоятельный

            А +      Раздражительный     3  2  1  0  1  2  3    -        Невозмутимый

                  

В исследовании каждая личностная черта выступала как отдельная шкала.  Кроме того, данные черты личности могут быть сгруппированы как характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического  дифференциала  (общие шкалы):

1. Фактор  Оценки (О).  Результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик. Низкие значения  указывают на критичное отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя.

2.  Фактор  Силы (С).  Свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности расчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.

3.  Фактор  Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности.  Высокие значения указывают на активность, общительность, импульсивность  низкие -  на инравертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.

Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале. Максимальное значение каждого фактора - 9 баллов,  минимальное  -  7  баллов.

При интерпретации данных, полученных с помощью методики ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные,  эмоционально-смысловые представления человека о самом себе, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел,  но в рамках нашего исследования именно они сами по себе  имеют первостепенное значение для изучения  Я-концепции.

После первичной обработки данных получены следующие результаты.

                Средние значения по методике  ЛД

                                                                                              Таблица 1.

 Название шкалы

Средние значения

           Сигма

 

 

  девушки

  юноши

   девушки

   юноши

1

обаятельный

5,97

5,73

0,95

1,09

2

сильный

5,27

5,67

1,54

1,27

3

разговорчивый

5,48

5,66

1,62

1,74

4

добросовестный

5,32

4,6

1,49

1,53

5

упрямый

4,82

4,66

1,65

191

6

открытый

5,26

5,39

1,79

1,54

7

добрый

5,15

5,27

1,40

1,87

8

независимый

4,38

4,38

1,75

1,82

9

деятельный

5,65

5,56

1,16

1,53

10

отзывчивый

6,43

5,71

0,78

1,39

11

решительный

5,33

5,22

1,48

1,59

12

энергичный

6,07

5,86

0,94

1,27

13

справедливый

5,65

5,47

1,18

1,55

14

напряженный

4,29

3,52

1,67

1,61

15

суетливый

3,87

3,06

1,99

1,86

16

дружелюбный

6,13

5,36

0,95

1,53

17

уверенный

5,36

5,34

1,36

1,63

18

общительный

6,15

5,75

0,97

1,53

19

честный

5,29

4,84

1,37

1,68

20

самостоятельный

5,97

5,68

1,32

1,49

21

раздражительный

4,52

4,22

1,84

1,68

О

фактор Оценки

40

37,1

4,63

7,29

С

фактор Силы

35,4

34,4

5,81

5,55

А

фактор Активности

38,9

35,8

6,16

6,71

 

По полученным данным  девушки   более склонны себя осознавать как носителя позитивных, социально желательных характеристик (фактор Оценки). Они оценивают себя более доброжелательными, добросовестными и отзывчивыми.  Для юношей характерно восприятие себя как менее активных, суетливых и более враждебных., чем для девушек.


                           Методика    “ Полярные  профили”

Данная методика  создавалась по распрастраненному в  экспериментальной психологии  методу полярных профилей, принцип которого был также использован при создании методики ЛД.    Достоинством методики ПП является возможность самостоятельного выбора личностных качеств для оценивания  со стороны экспериментатора. В нашем исследовании мы воспользовались вариантом, предложенным  Н.Р.Битяновой  .

Данный вариант методики ПП содержит  16  антонимичных пар личностных качеств, каждая из которых выступает как отдельная шкала в нашем исследовании.  Шкалы ПП заполнялись испытуемыми с       инструкцией оценить степень выраженности своих личностых качеств  ( по 10-балльной шкале).                                    

   

                                                Бланк  к  методике  ПП         

    

        Ф.И.О. _____________________возраст______пол _____дата_______


Замкнутость, скрытность                 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10       Общительность, открытость

Низкий интеллект                             1  2  3  4  5  6  7  8  9  10       Высокий интеллект

Эмоциональная неустойчивость    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10       Эмоциональная устойчивость

Склонность к подчинению ,             1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Склонность к доминированию          

покорность, мягкость                                                                       твердость, упрямство

Сдержанность, рассудительность,  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10       Восторженность, импульсив-

внимательность, серъезность                                                         ность, беспечность

Недобросовестность, игнориро-      1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Совестливость, высокая нор-

вание общественных норм                                                             мативность поведения

Робость, застенчивость, осторож-   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Смелость, склонность к  рис-

ность                                                                                                 ку, предприимчивость

Жесткость, суровость                        1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Мягкость, чувствительность

Доверчивость                                     1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Подрозрительность

Практичность, объективная              1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Непрактичность, богатое

оценка реальности                                                                            воображение

Прямолинейность, непосредст-        1  2  3  4  5  6  7  8  9  10     Дипломатичность, расчет-                 

венность поведения                                                                         ливость

Тревожность, неуверенность,           1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Спокойствие, уверенность

чувство вины                                                                                    в себе 

Консерватизм                                      1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Склонность к новому

Зависимость от группы, ориенти-     1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Независимость от мнения  ок-

ровка на социальное одобрение                                                      ружающих, стремление дейст-

 (конформизм)                                                                                   вовать исходя из собственных

                                                                                                             убеждений

Низкий самоконтроль, недисцип-     1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Высокий самоконтроль,

линированность                                                                                самодисициплина

Расслабленность, низкая мотива-      1  2  3  4  5  6  7  8  9  10      Напряженность, возбужден-

ция                                                                                                      ность, вызванная большим

                                                                                                             стремлением к успеху





 

  После первичной обработки результатов для  групп юношей и девушек по каждой шкале получены следующие результаты   (см. табл.)

             

Средние значения по методике ПП

                                                                                       Таблица

     Названия шкал

   Средние значения

          Сигма

 

   девушки

   юноши

  девушки

  юноши

 

22

открытость

7,84

7,18

1,89

2,21

 

23

интеллект

6,68

7,66

1,65

2,19

 

24

эмоц. устойчивость

7,19

6,43

1,75

2,47

 

25

доминирование

7,03

6,68

2,14

2,21

 

26

импульсивность

5,11

4,75

2,16

2,27

 

27

совестливость

7,13

6,00

1,93

2,49

 

28

смелость

7,23

6,89

2,08

2,26

 

29

мягкость

7,57

6,52

1,61

2,06

 

30

подозрительность

5,73

5,23

2,79

1,89

 

31

непрактичность

5,94

5,75

1,82

2,24

 

32

дипломатичность

5,81

6,96

2,02

1,87

33

спокойствие

7,13

6,52

1,82

2,01

 

34

склонность к новому

8,48

7,25

1,43

2,29

 

35

независимость

6,63

6,77

2,40

2,21

 

36

самоконтроль

7,27

6,75

1,89

2,30

 

37

возбужденность

7,39

6,98

1,72

2,17

 

По  данным методики ПП девушки склонны воспринимать себя как более непосредственными и прямолинейными, более совестливыми (высокая нормативность поведения) и чувствительными, чем юноши. Юноши же оценивают себя более интеллектуально развитыми, жесткими и суровыми, более консервативными, дипломатичными, расчетливыми, чем девушки.

                                  




             

                                         В Ы В О Д 


Периодом возникновения сознательного  «я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и ранний юношеский возраст.

В период ранней юности  (14,5-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции.  К  16 - 17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином  “самоопределение”.

Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:

· В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу;  активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования.

· Наиболее емким определением  личностного самоопределения является процесс формирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о себе и о мире.

· Я-концепция может быть рассмотрена как фактор личностного самоопределения в ранней юности.

В практической части работы проведено изучение  Я-концепции как фактора личностного самоопределения в ранней юности с целью выявления взаимосвязи этих двух психологических феноменов на практике

По данным исследования, на успешность личностного самоопределения  девушек в раннем юношеском возрасте  значимое влияние оказывает осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения окружающих, самооценка развития волевых сторон своей личности, своей привлекательности и интеллектуального развития . 

Для юношей успешность личностного самоопределения связана с осознанием себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, обладающего определенными деловыми качествами: смелость, склонность к риску, предприимчивость, сдержанность, рассудительность, дипломатичность, расчетливость. 

Отличия между юношами и девушками в содержательных характеристиках Я-концепции, оказывающих влияние на их личностное самоопределение обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чем для девушек, в   личностном самоопределении, оказывает осознание себя как носителя таких  позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость, доброта.

 Таким образом,  гипотеза исследования о том, что содержательные характеристики  Я-концепции , оказывающие влияние на личностное самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек подтвердилась.

Полученные результаты исследования позволяют определить взаимосвязь  содержательных характеристик  Я-концепции и успешности  личностного самоопределения в ранней юности, поэтому они могут быть использованы в работе психолога по оказанию психолого-педагогической помощи  юношам и девушкам этого возраста. 

                                    

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Абульханова-Славская К.А.  Деятельность и психология личности. М.,1989.

2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.С. Социально-психологические методы исследования. М., 1987. С. 91-114.

3. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития де тского самосознания.- вып.18.18,М.,1948.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986.

5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе  //  Вопросы  психологии.1979.№4.С.23-24.

6. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.,1979.

7. Бороздина Л.В. Притязания личности и самооценка //  Вестник МГУ,серия 14, №3,1986.

8. Братусь Б.С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. 1977. №2.С.121-124.

9. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В.Петровского. М..1979.

10. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, №2.

11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, №3.

12. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. //  Ценностные ориентации и интресы школьников.,1983, с. 27-36.

13. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпусников средней школы. Ростов н/Д, 1972.

14. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. М.,1976.

15. Кон И.С. Категория “я” в психологии // Психологический журнал.1981. Т.2.№3.

16. Кон И.С. Психология ранней юности.М.,1989.

19. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М..1975.

20. Мудрик А.В. В поисках своего “Я” // Семья и школа.1998.№10.

21. Мудрик А.В. Современный старщеклассник: проблемы самоопределения. М.,1977.

22. Психологические тесты. М.,1996.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989.

24. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65-74.

25. Чеснокова И.И.  Проблема самосознания в психологии. М..1977.


  

              


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.