РУБРИКИ

Является ли коммуникабельность профессионально важным качеством для преподавателя в вузе?

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Является ли коммуникабельность профессионально важным качеством для преподавателя в вузе?

Является ли коммуникабельность профессионально важным качеством для преподавателя в вузе?

Является ли коммуникабельность профессионально важным качеством для преподавателя в вузе?


На мой взгляд, коммуникабельность является профессионально важным качеством для любого преподавателя, в том числе преподавателя в вузе, так как деятельность преподавателя, в какой бы форме она ни проходила, в первую очередь связана с общением с людьми, что требует в любом случае коммуникабельности. Даже письменная речь при написании учебника требует некоторой коммуникабельности, но этот случай рассматривать не будем, т.к. это уже не совсем деятельность преподавателя в вузе, во всяком случае, большинства преподавателей она не касается. Что же касается рядового преподавателя, то у него можно условно выделить две группы видов деятельности, которыми он занят именно как преподаватель: непосредственно преподавание и контроль. В рамках первого выделяются лекции и семинары, которые связаны с разными видами общения. На лекции общение в основном монологично. Здесь требуются некоторые из сторон коммуникабельности (об этом речь пойдет ниже). Семинары могут протекать в разной форме. Иногда они дублируют лекции (т.е. преподаватель просто читает еще одну лекцию без активности студентов). В этом случае требования к коммуникабельности как в случае лекций, с учетом того, что аудитория гораздо меньше. Другой случай, когда преподаватель вступает в диалог со студентами и в той или иной степени отдает им инициативу. В этом случае требуется развитие других сторон коммуникабельности. Хочется добавить, что, возможно, стиль ведения семинара находится в какой-то связи с развитием коммуникабельности.

Виды контроля многообразны. Можно однозначно сказать, что контроль письменных работ либо не требует коммуникабельности вообще, либо требует, но в небольшой степени (если преподаватель должен давать обратную связь). Остальные виды контроля требуют большой степени коммуникабельности, т.к. общение происходит небольшими группами или один на один, но это уже другие стороны коммуникабельности.

Кроме того, коммуникабельность требуется для личного общения со студентом в качестве научного руководителя. Эта деятельность требует самой большой степени коммуникабельности. Чтобы хорошо работать вместе со студентом в учебно-исследовательской деятельности в течение нескольких лет, надо вступить с ним в более тесный контакт, чем простое общение в рамках предмета, а это в большей степени зависит от преподавателя, чем от студента.

Можно рассмотреть отдельно разные стороны коммуникабельности по следующей схеме: умение быстро устанавливать контакт по своей инициативе с незнакомыми людьми; вежливое располагающее общение; умение убеждать; умение выступать публично; потребность в общении; хорошо поставленная речь; грамотная речь; умение слушать и адекватно реагировать в течение разговора.

Что касается умения быстро устанавливать контакт, то оно необходимо преподавателю во всех тех случаях, когда он общается со студентами в форме диалога, т.е. во всех случаях кроме лекции. Преподавателю в любом случае будет гораздо легче выполнять свою деятельность, если у него будет контакт со студентами, а так как все студенты изначально незнакомы ему, то, значит, это качество необходимо. Что касается лекции, то на ней тоже иногда бывает необходимо входить в контакт со студентами (например, при демонстрации какого-нибудь небольшого эксперимента на одном человеке), так что здесь это качество не будет лишним.

Вежливое располагающее общение необходимо при любом виде преподавательской деятельности. Оно создает эмоционально положительный образ преподавателя у студента, что повышает интерес к материалу, процессу обучения вообще и создает дополнительную мотивацию. Кроме того, оно само по себе является образцом и учит студента вести себя подобным же образом, что необходимо ему будет в жизни вообще и в его профессиональной деятельности тоже может пригодиться (если это студент психологического, педагогического вуза, юридического и т.д.). Особенно это качество необходимо при всех устных формах контроля, и чем ответственнее экзамен (зачет, коллоквиум и т.д.), тем более оно необходимо. Правда, не все преподаватели согласны с такой точкой зрения, некоторые думают, что наоборот, надо ввести студента в ситуацию стресса. Но это вопрос более широкого характера о том, в какой степени надо строить обучение на отрицательном подкреплении.

Умение убеждать необходимо в первую очередь при монологичных формах общения, т.е. когда преподаватель объясняет студентам какой-либо учебный материал. Надо отметить, что умение убеждать именно убеждение, а не внушение, т.е. студенту предлагается не готовое мнение, а цепочка доказательств. Познакомившись с точкой зрения, студент может согласиться с ней или нет, т.е. подвергнуть ее критической оценке.

Умение выступать публично необходимо при ведении семинаров, но особенно – при проведении лекций. Работа с большой аудиторией – это особое умение, без которого очень сложно обойтись при чтении лекций.

Потребность в общении у преподавателя просто должна быть хоть в какой-то степени, т.е. общение с людьми не должно вызывать у него негативных чувств. Это касается всех видов преподавательской работы.

Хорошо поставленная и грамотная речь – несомненно, должны быть присущи преподавателю в вузе. Во-первых, такую речь легче воспринимать и понимать. Во-вторых, как выше уже указывалось насчет вежливого располагающего общения, студент в той или иной мере обучается сам правильно говорить. Отработанная речь необходима при любом виде преподавательской деятельности, но особенно при монологичных формах общения, в первую очередь, на лекциях.

Умение слушать и адекватно реагировать необходимы при диалогичных формах общения, в частности, на семинарах и, особенно, при устных формах контроля. Эти два умения дают возможность преподавателю давать адекватную обратную связь студенту. А это дает ему возможность правильно оценивать свою работу.

Таким образом, в разных видах деятельности преподавателя в вузе необходимы разные стороны коммуникабельности, но она в любом случае является профессионально важным качеством для него.



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.