РУБРИКИ

Язык детского рисунка. Этапы развития. Задачи развития ребёнка в рисовании

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Язык детского рисунка. Этапы развития. Задачи развития ребёнка в рисовании

Язык детского рисунка. Этапы развития. Задачи развития ребёнка в рисовании

Язык детского рисунка. Этапы развития. Задачи развития ребёнка в рисовании.

Язык рисунка

В любом рисунке ребёнок проявляет свои мысли, эмоции, внутренний мир, поэтому детский рисунок нельзя оценивать с взрослой точки зрения. Он не может быть правильным или неправильным, он проявляет развитие ребёнка, уровень формирования характера, момторики, эмоций и разума. У детей выделяют четыре этапа, которые проходит ребёнок, овладевая искусством рисунка. (по материалу МАМА ИНФО №4 2001)

Произвольное черкание Ребёнок опробует карандаши (фломастеры, мелки) и их взаимодействие с бумагой и другими поверхностями. У малыша пока не очень развита координация движений между мозгом, глазом и рукой, поэтому он черкает на любой доступной поверхности - скатерти, стене, собственном животеке и ножках. Малыш не придаёт значению размерам страницы, линия прерывистая, создаётся впечатление, что он не стремится ничего изобразить, просто рисование - ещё одна функция его рук. На этом этапе ни одна рука не является доминантной, выбор цвета тоже произвольный.

Организованное черкание Теперь можно заметить влияние мышления на воспроизводимые ребёнком линии. Малыш может решить, что он хочет изобразить, его черточки и точки уже не случайны. Инстинктивно малыш подбирает удобное положенеи карандаша в руке так, чтобы можно было управлять им. Более развитая моторика проявляется в том, что он следит за границами листа. это является также признаком того, что малыша можно начинать приучать к порядку. Во время работы ребёнок может останавливаться и рассматривать рисунок, пытаясь раскрашивать его детали в разные цвета. Так закладывается основа аналитического мышления в будущем. Ребёнок учится выделять части целого, это подвигает его разбирать разные предметы на части.

Этап структурирования Теперь он может соединить фигуры в целую композицию, выдержать пропорции, сделать их симметричными. От анализа он переходит к синтезу. Лист становится местом действия, это является признаком социальной зрелости малыша. На этом этапе он готов к освоению сложных слов и многословных предложений.

Этап графических символов Теперь главное - работа воображения. Этот период у каждого ребёнка наступает индивидуально. Некоторые дети обладают развитой моторикой задолго до достижения необходимого уровня интеллектуального развития, у других умственные способности намного превосходят мышечные, а иногда они развиваются практически одновременно. Но рано или поздно малыш сообразит, что его малевание что-то обозначает, то есть он постигнет значение символики. Происходит это так: ребёнок не собирается изобразить что-то конкретное, но в процессе творчества что-то 9цвет, форма) напомнит ему знакомый предмет или явление. Ребёнок пытается передать самую суть изображаемого предмета, поэтому нам не всегда понятно, что же кроется за необычной фигурой. В этом, наверное, кроется секрет детской гениальности рисунков.

Рисунок может многое рассказать специалистам, но родителям следует помнить, что ребёнок не обязан соответствовать их представлениям о его развитии, кроме того, рисунок отображает настроение своего создателя, а оно меняется час от часу. не вмешивайтесь в работу своего ребёнка, не навязывайте свою точку зрения. Дети мыслят совершенно иначе, чем мы взрослые и изображают свои детские мысли. Также не должно быть критики относительно работ ребёнка, ему нужна похвала и признание и не любит, когда мы судим его достижения. И конечно, нельзя заставить ребёнка рисовать, любовь к рисованию, скорость работы и количество рисунков глубоко индивидуальны.

Как появляется и развивается детский рисунок

15 месяцев. Может держать карандаш и оставляет "следы" на бумаге. Ребёнок совершает "открытие", что "карандаш (фломастер) рисует". Первый шаг включает знакомство с карандашом как предметом, который, двигаясь, оставляет "следы". Малыш рассматривает карандаш, находит заостренный конец, постукивает им и двигает по бумаге.

18 месяцев. Чёркает спонтанно, увлеченно. След от карандаша служит стимулом, поддерживая желание увлечённо чёркать. Наличие спонтанного чёрканья показывает, что складывается комплексное умение руки, когда воедино связывается карандаш как инструмент, бумага и результат чёрканья.

21 месяц. Чёркает в пределах листа. Это первый шаг в овладении "техникой" доизобразительной деятельности. Ребёнок ещё неумело держит карандаш, однако новый момент в том, что чёрканье совершается под контролем зрения. Способность контролировать движения позволяет малышу проводить линии только в пределах листа (разумеется, поначалу это нужно показать и закрепить). Постепенно спонтанная деятельность превращается в регулируемую.

24 месяца. Подражая, проводит вертикальные и горизонтальные линии. Ребёнок выходит из периода хаотичных каракуль и начинает проводить отдельные линии. Их может быть много или мало, но важно, что он способен уже провести отдельные линии, напоминающие вертикальные и горизонтальные - в зависимости от заданной модели. Способность малыша проводить отдельные линии по подражанию показывает, что он может создать рукой то, что делает кто-то другой. Рука формируется и совершенствуется.

30 месяцев. Проводит кривую замкнутую линию. Этот показатель выявляет значительно более высокую ступень доизобразительной деятельности. Кривую замкнутую линию можно провести только при помощи сложного движения руки по кругу под контролем зрения. Особенно важно то, что ребёнок может прекратить движение в определенный момент.

36 месяцев. Рисует круг, яблоко, мячик и т. д. Ребёнок с помощью приобретённых умений проводит прямые и кривые замкнутые линии и наполняет их конкретным смыслом (яблоко, воздушный шарик). Основной смысл показателя не в умении проводить кривую замкнутую линию, а в способности понять, что, проводя прямые и кривые линии, можно изобразить предметы окружающего мира.

Из базисной программы развития ребенка-дошкольника "Истоки" научно-методического центра "дошкольное детство" им. А. В. Запорожца Раздел "Изобразительная деятельность" Характеристика возрастных возможностей

Дети второго года жизни еще не могут изображать предметы. Этот период исследователи называют доизобразительным. Деятельность носит характер манипуляций с карандашом. Ребенок перекладывает его, стучит по столу, прислушивается к стуку, шуршанию листа бумаги. В процессе этих действий у него случайно возникают на листе линии, штрихи, точки.

Иногда он действует карандашом, наблюдая, как взрослый пишет. Ему интересно повторять эти действия. Возникающие на бумаге линии постепенно меняются: от штрихов ребенок переходит к неотрывным круговым движениям (на листе появляются спирали, круги разных форм и размеров), стремится заполнить весь лист. Первые каракули имеют зигзагообразный характер.

У детей от полутора до двух лет постепенно исчезает хаотичное нагромождение линий и появляются округлые и удлиненные изображения форм. Ребенка привлекает протяженность линий. Получившиеся изображения он ассоциирует по форме, цвету с известными ему предметами. Возникают первые попытки назвать изображение.

Доизобразительный период очень важен для развития изобразительной деятельности. От манипуляций карандашом ребенок постепенно переходит к изображению простейших предметов и явлений.

У детей третьего года жизни появляется интерес к процессу рисования. Они увереннее держат карандаш, более свободно рисуют. Наступает новый этап - узнавание. В рисунке ребенок узнает и с удовольствием называет предмет, так как ему становится интересным результат. Изображенный предмет имеет некоторые черты, которые помогают узнать и сказать, кто или что это. Так, в изображении прямоугольной формы малыш узнает "машину" или "дом", а в изображении круглой формы - "мячик" или "солнышко". Он вновь и вновь повторяет эти изображения, испытывая огромное удовольствие.

Но в изобразительной деятельности пока еще нет замысла -рисование имеет характер игры. Возникающий образ становится для ребенка "живым" - он "кормит" птичку (ставит на листе точки), гладит ладошкой котенка.

Ребенок осваивает пространство листа, оно становится местом действия ("машина едет по дороге", "на полянке растут красивые цветы" и т.д.). От непроизвольных действий переходит к произвольным, стремясь еще и еще раз увидеть изображение на листе. К трем годам дети все чаще создают изображения предметов разных очертаний, овальных, прямоугольных. Очень своеобразно передают динамику - изменением самого рисунка. Например, ребенок рисует зайчика, а потом густо зачеркивает его карандашом - "зайчик убежал в лес" или "спрятался".

Узнаваемость получаемых в рисунке образов изменяет характер деятельности: возникает связь движений руки с графическим или пластическим изображением. Это уже не те случайно возникшие ассоциации, которые были ранее. Преднамеренность действий помогает ребенку передать элементарное сходство с предметом, явлением ("листопад", "дождик", "одуванчики растут", "жучки бегают в травке"). Появление разнообразных форм и цветовых сочетаний придает особую выразительность первым детским рисункам.

Задачи развития ребенка в рисовании

Поддерживать желание всматриваться в очертания форм, поощрять создание ассоциативных образов. Постепенно подводить к передаче преднамеренных изображений.

Развивать сюжетно-игровой замысел, дающий "живой образ": "зажжем огоньки в доме", "нарядим елку", "угостим белочку".

Создавать условия для самостоятельного выбора детьми цвета карандашей, фона и формы листа бумаги (прямоугольник, квадрат, круг, силуэт рукавички или сарафана) для создания свободных композиций. Учить передавать образы ритмом штрихов и разнообразных линий ("листья летят", "снег падает", "звери ходят по лесу", "солнышко светит").

Учить простейшим техническим навыкам рисования карандашами, фломастерами, мелками (правильно держать карандаш, не прорывать лист бумаги, проводить линии, закрашивать рисунок или его части). Поддерживать экспериментирование - самостоятельное освоение свойств бумаги и карандаша.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eti-deti.ru/




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.