РУБРИКИ |
З. Фрейд. Тотем и табу |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
З. Фрейд. Тотем и табуЗ. Фрейд. Тотем и табуНет, наша наука - не иллюзия. Но иллюзией было бы верить, что мы откуда-нибудь могли получить то, чего наука нам дать не может. (З. Фрейд «Будущее одной иллюзии») Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Австрии, во Фрейнберге, в семье мелкого торговца. З. Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и обычаи уже утратили силу. Его отец придерживался либерально- просветительских взглядов и еще до рождения сына перестал посещать синагогу, а впоследствии и вовсе отказался от культовых и бытовых предписаний иудаизма. З. Фрейд получил типичное для выходца из мелкобуржуазной еврейской семьи образование: частная школа, гимназия, университет. В гимназические годы мировоззрение З. Фрейда формировалось под
влиянием идей европейского рационализма и естественнонаучного эмпиризма. Он
свято верил во всемогущество человеческого разума и конечную победу
научного мировоззрения. Религия же в его представлении была главным
источником человеческих заблуждений, врагом просвещения и прогресса. Фрейд решил посвятить себя науке, по его словам, он испытывал в тот
период "непреодолимую потребность разобраться в загадках окружающего мира
и по возможности сделать что-либо для их решения". Но осуществлению его
честолюбивых замыслов препятствовала государственная политика буржуазной В 1873 году он поступил на медицинский факультет Венского
университета и через 8 лет получил степень доктора медицинских наук. В 1874-1875 гг. он прослушал цикл лекций немецкого философа-идеалиста После 1881 года Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. В 1885 году, пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии В возрасте 36 лет он становится профессором Венского университета и вскоре окончательно встает на путь разработки психоанализа. Его творческую эволюцию в области психоанализа можно условно разделить на три периода: . ранний период (1895-1905) . период 1-ой психоаналитической системы (1905-20) . период 2-ой психоаналитической системы (1920-39) До самой своей смерти, наступившей в 1939 г., Фрейд занимался активной научной деятельность, опубликовав за это время много научных статей и монографий. Зигмунд Фрейд не считал себя философом. Однако «сумма психологической информации», собранной им эмпирическим путем, постепенно складывалась в научную дисциплину мировоззренческого характера. Ему казалось, что его открытия приложимы к различным областям общественной жизни – культуре, религии, искусству. Такая экспансия психоаналитического метода уже не обеспечивалась чисто научным мышлением. Фрейд вступал в сферу догадок, предположений, интуиции. Иначе говоря, невольно становился философом. Задаваясь вопросом о том, что и почему ограничивает человека в проявлении его врожденных биологических инстинктов, Фрейд обращается к истокам культуры, к возникновению религиозных верований. Обнаруженные закономерности влияния внешней среды на мышление, поведение, деятельность человека позволили Фрейду дать свою трактовку таким важнейшим вопросам как генезис и предназначение культуры, соотношение природных и культурных начал в структуре личности, истоки нравственности и т.д. Понятие «культура» содержит целый комплекс значений, так и не обретших законченного бесспорного определения. Очевидно лишь, что механизм культуры есть путь отвлечения от природы. Чем дальше развивается человечество, тем основательнее его отрыв от органической основы жизни. Таким образом, Фрейд рассматривал культуру в этом узком смысле как систему ограничений и запретов («культурных запретов»), которые вытесняют известные влечения человека в сферу бессознательного, упорядочивают отношения людей между собой, распределяет достигаемые материальные блага. Он видел параллелизм онтогенетического и филогенетического развития и в духовной жизни человека и предполагал, что обратившись к истокам культуры, к анализу ее архаических признаков, можно разглядеть тайну происхождения культуры. Изучая жизнь племен патриархального уровня развития, еще сохранившихся
в Азии, Австралии Африке и Америке, Фрейд сделал поразительное открытие. Врожденное бессознательно влечение вызвало грех, который оказался
поворотным пунктом в антропогенезе, перводвигателем человеческой истории. Рассмотрим культурно-исторический контекст эдипова комплекса. Эдипов
комплекс, в основе которого лежат инцестуозные либидиозные желания,
является краеугольным камнем психоаналитической теории. Когда мы говорим Инцест (incestus) по-латыни значит "нечистый" - в смысле "порочный, недозволенный". Это слово у древних римлян обозначало не только инцест в современном смысле (то есть "кровосмешение", сексуальную связь между кровными родственниками), но и вообще всякое прелюбодеяние. В библейских книгах "Левит" и "Второзаконие", где установлены точные и подробные правила сексуального поведения, запрет на инцест не выделяется особо среди запретов на внебрачные и гомосексуальные связи - и то, и другое, и третье карается смертной казнью. В Европе термин "инцест" был осмыслен как "кровосмешение" достаточно
поздно - в христианскую эпоху. Греческое слово haimomixia (эмомиксия),
буквальным переводом которого является древнерусское и современное русское Первоначально - в самую раннюю эпоху и, очевидно, в эпоху матриархата Первая ступень на лестнице социального развития - это разделение хозяйственных и религиозных функций между мужчиной и женщиной. Женщина стала хранительницей очага и распорядительницей продовольствия. Можно сказать, что это была первая гендерная революция ("гендер" - социальная и культурная функция пола, своего pода "социокультурный пол") - установление женской власти, матриархата. Женщина-матриарх была жестокой царицей и одновременно жрицей первоначального женского божества. Тогда также не наступило время осознания связи между сексом и деторождением. Мужчины брались матриархальными владычицами для сексуального удовлетворения и, как правило, раз в год приносились в жертву. Родословная в этот период велась, естественно, по материнской линии. Промискуитет (и инцест в том числе) был в порядке вещей. Итак, это мы будем называть примитивным (т.е. первоначальным) инцестом. Далее наступила новая стадия в социальном развитии человечества. В эту эпоху - которая, с некоторыми оговорками, длится и по сей день - началась упорная и жестокая борьба с инцестом. Но здесь начинается интересная культуpно-истоpическая динамика. Запрет
на инцест, как представляется, менее всего связан с безличной,
надчеловеческой тенденцией к "улучшению породы". Признать это - значить
принять довольно архаичную, почти богословскую точку зрения о некоей
целесообразности происходящего в природе и человеческом сообществе. Кроме
того, с точки зрения "улучшения породы" инцест, возможно, как раз необходим Гонения на инцест - это, вероятнее всего, гонения победившего
патриархата на матриархат и связанный с ним промискуитетный (то есть весьма
часто инцестуозный) брак. В некотором смысле это гонения победившей
революции на идеи и институты старого режима. Однако всякая революция
относится к этим вещам весьма амбивалентно. Институты старого режима
оказываются необходимы для придания устойчивости новому порядку (тому есть
множество примеров из нашей истории советского периода, когда символы и
ритуалы царской России осваивались коммунистической властью: ордена,
погоны, присяги, образ жизни правящей верхушки). К этим атрибутам
матриархального режима относился и инцест, и не только в силу своей
изначальной психологической привлекательности. Инцест оказался необходимым
для царей-мужчин, для подтверждения их права на престол. Дело в том, что в
период разложения матриархата наследование престола шло по женской линии. В мифологии инцест стал образом жизни богов. Вся древняя мифология
полна инцестуозных и промискуитетных сюжетов. Например, Крон и Рея были
братом и сестрой. Их дети Зевс и Гера также поженились. При этом Зевс
изнасиловал свою мать Рею. Вся история Зевса - это цепь любовных
похождений, также порождающих инцестуозные связи: например, на дочери Зевса В реальности инцест стал прерогативой царей. В особенности это
свойственно египетским фараонам, которые весьма часто женились на сестрах. Итак, на смену примитивному, первоначальному инцесту пришел сакральный инцест, символ царственной вседозволенности, символ пренебрежения главным моральным запретом. Такой инцест практиковали римские императоры (особенно популярны в этом смысле Нерон и Калигула). Надо отметить, что биографы, современные этим императорам, осуждали такое поведение - и вместе с тем упоенно его описывали, как описывали и прочие императорские распутства. Наиболее яркие и вместе с тем концептуальные описания "сакрального
инцеста" (равно как и "сакрального промискуитета") мы видим в книгах
маркиза де Сада. Интересна смысловая двойственность инцеста у маркиза де Итак, инцест является одновременно пугающим и притягательным Также отвратительно-привлекательным является и промискуитет как контекст, в котором инцест становится естественным. Страх перед инцестом в произведениях искусства становится страхом
перед судьбой. Тут надо вспомнить трагедию об Эдипе, где его грех был
осуществлением предсказания, был роком - и только, а не проявлением его
свободной (допустим даже, преступной) воли. Страх перед инцестом как
судьбой читается, напpимеp, в рассказе Мопассана "Фpансуаза", который в Но вместе с тем в художественной литературе прослеживаются феномены привлекательности инцеста. Чаще всего это квази-инцест и промискуитет (еще раз подчеркну, что промискуитет привлекателен как "оправдательный контекст" для инцеста). Под квази-инцестом имеется в виду одновременная связь с матерью и дочерью или отцом и сыном (либо как с любовницами/любовниками, либо с женой/мужем и тещей/тестем), с сестрами или братьями (либо как с любовницами/любовниками, либо с женой/мужем и свояченицей/деверем). Так называемое "снохачество" является трансформацией инцеста, равно как и связь с падчерицей и пасынком. Описанная в трагедии Евpипида "Федpа" любовь царицы Федpы к своему пасынку Ипполиту традиционно pассматpивается как инцест. Существует даже выражение "комплекс Федpы", то есть сексуальное влечение матери к сыну. Но, как указывалось выше, в классической Греции не было специального понятия для инцеста в современном смысле. В трагедии Евpипида поступок Федpы осуждается как вообще греховный, как всякое прелюбодеяние. От промискуитета квази-инцест отличается наличием кровно-родственных
связей с одной партнерской стороны. Ступень от квази-инцеста к собственно
промискуитету - это "любовь втроем" или "любовь вчетвером". Известна
картина немецкого художника Филиппа Рунге (1777-1810) под названием "Мы
втроем" (1805), изображающая женщину, которую обнимают двое мужчин. Но чистый пpомискуитет связан с инцестом как культурным мотивом лишь тогда, когда круг сексуальных связей ограничен сообществом более или менее близких людей, вследствие чего все тайные связи легко могут стать явными - таким образом реализуется их запретная привлекательность. Иначе речь пойдет о феномене Дон-Жуана, где на первый план выходят нарушения в доэдиповом периоде развития (несфоpмиpованность постоянного либидинозного объекта). Квази-инцестуозные и собственно промискуитетные мотивы обуславливают
глубинную привлекательность т.н. "мыльных опер" в латиноамериканском
варианте. Там все оказываются "тайными родственниками" друг друга - авторы
умело балансируют на грани инцеста как такового. Мистико-инцестуозные
мотивы используются в кино и литературе ужасов: всевозможные вампиры и
оборотни часто находятся друг другом в инцестуозной связи. В повести Гоголя Сейчас мир постепенно вступает в третью гендерную революцию, то есть в
эпоху становления социального и духовного равноправия мужчин и женщин. Всевозможные правила для предотвращения любого, даже случайного инцеста, подробно описаны в книге Фрейда "Тотем и табу" и еще подробней в работе Джеймса Фрэзера "Тотемизм и экзогамия".1 Рассматривая племена туземцев Австралии, которые этнографы считали самыми дикими, несчастными и жалкими, Фрейд заметил с какой тщательной заботливостью и мучительной строгостью они избегают инцестуозных половых отношений. Более того, вся их социальная организация направлена на избегание инцеста или с ним как-то связана. Вместо всех отсутствующих религиозных и социальных установлений у
австралийцев имеется система тотемизма. Австралийские племена распадаются
на маленькие семьи или кланы, из которых каждая носит имя своего тотема. Тотем передается по наследству по материнской или отцовской линии;
весьма вероятно, что первоначально повсюду был первый тип передачи и только
затем произошла его замена вторым (первая и вторая гендерные революции). Почти повсюду, где имеется тотем, существует закон, что члены одного и
того же тотема не должны вступать друг с другом в половые отношения,
следовательно, не могут вступать между собой в брак. Это и составляет
связанную с тотемом экзогамию. Но остается загадкой, каким же образом произошла при этом замена настоящей семьи кланом тотема, и разрешение этой загадки совпадает, может быть, с разъяснениями самого тотема. Надо иметь в виду, что при известной свободе сексуального общения, переходящей границы брака, кровное родство, а вместе с ним и предупреждение инцеста становиться настолько сомнительным, что является необходимость в другом обосновании запрета. Опубликованные теории происхождения тотемизма Фрейд разделил на 3 группы: а) номиналистические, в) социологические. с)психологические. К проблеме табу Фрейд так же подошел со стороны психоанализа, то есть исследования бессознательной части индивидуальной душевной жизни. «Табу» полинезийское слово, которое трудно перевести, потому что у нас нет больше обозначаемого им понятия. Для нас значение табу разветвляется в двух противоположных направлениях. С одной стороны, оно означает – святой, священный, с другой стороны – жуткий, опасный, запрещенный. Таким образом с табу связано представление чего-то, требующего осторожности, табу выражается, по существу в запрещениях и ограничениях. Ограничения табу представляют собой не что иное, как религиозные или моральные запрещения. Табу жестко регулирует все стороны жизни и господствует над ними. Краткий очерк культурологической теории Фрейда не отражает всего ее
богатства и сложности постулатов (Объем информации слишком велик, чтобы
осветить все вопросы данной тематики в одинаковой мере). Достаточно
сказать, что учение Фрейда лежит в основе современной культурологии. Однако
в контексте данной публикации уместно высказать несколько критических
замечаний в отношении этой теории. Прежде всего, следует признать, что -----------------------
|
|
© 2010 |
|