РУБРИКИ

Задачи и трудности подросткового периода глазами подростка

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Задачи и трудности подросткового периода глазами подростка

Задачи и трудности подросткового периода глазами подростка

Управление образования Кичменского-Городецкого муниципального района.

МОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа.

Районный этап краеведческой олимпиады

«Мир через культуру».

Направление: психология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа.

Задачи и трудности подросткового периода глазами подростка


Чупина Ирина Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Кичменгский Городок 2010 год

 


Содержание


1.                 Введение. Тернистый путь от детства к взрослости

2.                 Основная часть. Трудности и задачи развития и воспитания

2.1 Уже не ребенок, но ещё и не взрослый. Отношения с родителями

2.2 Скажи мне, кто твой друг? Подросток и его друзья

2.3 Школа- ведущий институт воспитания

2.4 Первая любовь

2.5 Мир вокруг

2.6 На пороге юности

3. Заключение

4. Литература

5. Приложение



1. Введение. Тернистый путь от детства к взрослости


Подростковый возраст(10-15 лет), с точки зрения педагогики и психологии - время бурного и во многом противоречивого развития. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребёнка, играющие исключительную важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж.-Ж. Руссо назвал подростковый возраст «вторым рождением».В этом возрасте происходят важные физиологические изменения, которые влекут за собой определенные психологические изменения: появляются новые, ранее не знакомые ему чувства, влечения, переживания, возможны резкие перепады настроения, порой даже не понятные самому подростку, появляется влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую без причины, появляется склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчёркнутое стремление к независимости и самостоятельности, именно поэтому возникает множество проблем в этом возрасте, также у подростка в это время формируется характер, взгляды, определение будущего и перед ним возникают задачи, которые необходимо решить. Личность человека, и растущая личность тоже всегда особенна, индивидуальна. Отрываясь от мира детства, подростки постепенно, шаг за шагом, идут по пути, ведущему в мир взрослого человека. Именно поэтому подростковый возраст называют переходным. Своеобразное положение подростка в обществе (уже не ребёнок, но ещё не взрослый) порождает многие трудности в семье, в школе, в обществе. Возраст подростка - переломный. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Каждый ребёнок неповторим, и неповторимость эта не просто порождена любящим родительским взглядом; личность человека, и растущая личность тоже всегда особенна, индивидуальна.

Почему мне интересна тема – Еще год назад я входила в состав подростков, а познание себя и себе подобных, всегда интересно.

Актуальность-Проблема подготовки к взрослости стояла перед человеческим обществом всегда. Другое дело, что на более ранних этапах исторического развития такая подготовка могла не быть и не была задачей самостоятельной: ребёнка, как только появлялась физическая возможность для этого, непосредственно вовлекали в трудовые занятия. Помогая взрослым, он овладел орудиями труда, трудовыми операциями, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Но не только этим - одновременно ребёнок постигал и те отношения, которые существуют между взрослыми в труде. Сейчас, конечно, все более сложно, даже осознавая проблемы, решения приходят с трудом.

Объектная область - психология.

Объект - психологические особенности подросткового периода.

Предмет исследований - трудности подросткового периода.

Тема исследования - задачи и трудности подросткового периода глазами подростков.

Гипотеза: Подростки хорошо осведомлены о своих проблемах, но не могут воспользоваться этим.

Цель- помочь подросткам и старшему поколению найти общий язык.

Задачи:

1.                 Изучить материал о трудностях подросткового периода.

2.                 Провести анкетирование.

3.                 Изучить мнение подростков о психологических особенностях подросткового периода.

4.                 Проанализировать и найти решение проблем.

5.                 Создать научную работу и представить на научных форумах.

Методика исследования: Общие и частные методы научных исследований, а также принципы подходов к различным типов объектов действительности и к разным классам научным задач изучает методология науки.

Метод – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений

Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование

Эмпирических методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация.

Математические методы

l    Статистические методы

l    Методы и модели теории графов и сетевого моделирования

l    Методы и модели динамического программирования

l    Методы и модели массового обслуживания

В ходе исследований и создания научно-исследовательской работы я использовала следующие методы: сеть «Интернет»: психологические сайты, связанные с подростком, материалы и книги по подростковому возрасту. В ходе работы я производила статистическую обработку данных тестов для подростков. Я использовала такие методы:

Теоретические:

- библиографические

- информационно-коммуникативные

Эмпирические: математические (статистические)



2. Основная часть. Тернистый путь от детства к взрослости


2.1 Уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Отношения в семье


Каждая семья - это целый мир, кажущийся маленькому человеку простым и ясным, здесь его окружает тепло и забота. К сожалению, этот мир не ребёнок выбирает, он дан ему судьбой. Здесь господствует не только природное, но и социальное - нередко как раз враждебное растущему человеку. Пороки семьи - будь то разлад отношений между родителями, непорядочность, пьянство, хамство - приводят детей к разным реакциям. Одни не сопротивляются, не пытаются что-то изменить и тем самым как бы проигрывает себя к повторению далеко не лучших домашних образцов; другие, возненавидев этот мир - будь то бесчестная нажива, разврат, цинизм, - стараются из него вырваться, тянутся к добру, к свету, а дальше либо уход из дома в школу без стен и парт - школу жизни, развитие вопреки законов, существующих в семье.

Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Но неизмеримо более драматичны будут последствия для детей, в частности, для подростка, если их родителям не удастся сохранить гармонию в семейных отношениях, дело дойдёт до глубокого конфликта, тогда выражение «страдают всегда дети» становиться абсолютно верным. Количество детей, ежегодно лишающихся полноценной семьи из-за развода, составляет значительное число.

Как показывают исследования причин подростковой преступности, большая часть подростков - из неблагополучных или распавшихся семей. Такие же результаты возникают при изучении связи между успехами в учёбе и положением в семье.

Часто конфликты родителей и подростка возникают из-за простого непонимания. Казалось бы, что в этом страшного? Но эти конфликты позже могут вылиться в стресс, разочарование в родителях, замкнутость. У ребёнка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, ведь подросток, как не крути, нуждается в этом, поскольку он ещё не совсем сформировавшаяся личность. Если ребёнок вырван из-под защиты, он меняет своё поведение. Он теряет чувство безопасности и уверенность в том, что справится с трудностями. Рождается страх, а вместе с ним возникают агрессивность и чувство противоречия. У некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми. Подобные черты характера создают предпосылки для дисгармоничного развития личности и осложняют отношения подростка со сверстниками, а в некоторых случаях подросток входит в «плохую компанию». Родители зачастую сами виноваты в том, что падает их авторитет, они замечают это с удивлением и неодобрением. «Взрослые должны осознавать, что агрессивные черты характера ребёнка, которые они критикуют, развились в нем вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны, для самозащиты» таким образом, теряет основание «оборонительный аргумент» родителей: «я взрослый, я знаю лучше. Ты должен привыкать, что не всё в жизни так гладко, ты должен быть подготовлен к трудностям жизни», который они часто используют в ответ на критику своего поведения.

Впрочем, существуют и иные отношения между родителями и детьми. Одни из самых распространённых, в противоположность равнодушию к словам и поступкам подростков - своеобразная родительская агрессия, гипертрофия любви и участия, лишающая ребёнка самостоятельности.

Непоколебимая убежденность в своей правоте, юношеское самолюбие или амбиции старшего, глухота к чужому мнению или привычка слушать и слышать только себя.

Никто не знает лучше ребёнка, чем родители, на глазах у которых он рос, учился, развивался. Да и кого лучше знает подросток, как не членов своей семьи, общающихся с ним круглосуточно - чувствами и сознанием. И всё-таки не всё так просто и ясно. Родители действительно много знают о своём чаде, но чем старше становится ребёнок, тем больше сторон его жизни закрыты для родителей.


2.2 Скажи мне кто твой друг? Подросток и его друзья


«Дружба - это взаимная привязанность двух и более людей, тесную связь, их бескорыстную стойкую связь, основанную на любви и уважении».

(Толковый словарь В. Даля.)

Всё же главное: взаимность, привязанность, как будто присоединенность к другой душе, связь, бескорыстие, приязнь, доброжелательное принятие таким, каков ты есть, любовь и уважение. Вот уж поистине полное, необходимое и достаточно широкое объяснение, к которому не прибавить, не убавить, вот почему у каждого человека множество приятелей и знакомых, а друзей несколько.

Казалось бы, проблем нет, а на самом деле они есть и существенные.

Ориентиром, образцом для подростка нередко становится друг.

Вопрос о том, каким должен быть друг, - один из самых насущных для подростка. Друг нужен не только для здорового эмоционального самочувствия. Ища задушевного друга, подросток пристально всматривается в поступки и отношения людей. В дружбе обогащается общественный опыт подростка, укрепляются общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, готовность помочь в беде. И всё зависит от друга, каков друг, таков и подросток.

Отношение подростка к другу становятся всё более и более взрослыми: к другу он предъявляет высокие человеческие требования. Если перевести на взрослый язык мысли и чувства подростка, то они звучали бы так: друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, более того, должен всегда и во всём быть как бы частицей моего «я». Ребята ищут то, что соответствует их новым потребностям. В этих поисках возникают увлечения и разочарования, загораются и рушатся надежды, в значительной степени, складываются, испытываются и оттачиваются идеалы подростков. Идеалы создают для подростка как бы психологическую перспективу, а дорога к ней прокладывается по более близким ориентирам, доступным непосредственному наблюдению, подражанию. Эти близкие ориентиры, образцы - или окружающие его взрослые, или товарищи по учёбе, интересам и увлечениям.

Вот мнения подростков о хорошем друге: во всем помогает, никогда не отказывает в просьбе, не бросит в беде, заступится за слабых, сочувствует при неприятностях, не сваливает вину на других, не подведёт, не предаст, добросовестно относится к делу, не жадный, может дать толковый совет, не ссорится из-за пустяков, хранит тайну, откровенен и, наконец, вообще, «умеет дружить по-настоящему».

Не правда ли солидный список? Но с одной стороны, это качества, говорящие о высоком моральном облике, это своеобразный моральный кодекс. С другой стороны, эти качества непосредственно касаются отношений ребят друг к другу и проявляются в отношениях, в дружбе. К другу предъявляются очень большие требования: подросток ведь во всём максималист, ему надо всего и сразу.

Каждому подростку очень важно добиться уважения, признания товарищей, важно быть «не последним» среди них, знать, что тебя ценят, с тобой считаются и уважают. Но не всегда легко сделать это самостоятельно. Один не видит своих недостатков, другой не может проявить свои достоинства, третий робок и излишне застенчив, необходимо, чтобы подростка поддержали родители, дали совет, и не оставались равнодушными к ссоре ребёнка с другом, ведь ему тяжело это пережить без поддержки.

Нормальное развитие невозможно без общения со сверстниками. Друзья –

это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. У друзей он находит столь необходимую ему оценку его знаний и умений, качеств, способностей и возможностей. У друзей он находит сочувствие, сопереживание, отклик на все свои душевные радости и невзгоды, которые взрослым так часто кажутся незначительными.


2.3 Школа – ведущий институт воспитания


Школа, как и родители, принимает огромное участие в формировании личности подростка и имеет большое значение в его жизни.

Вступление в отрочество несёт с собой - об этом никто, и спорить не будет - серьёзные перемены в отношении ребёнка к школе, к учению. Сила, дающая движение психическому развитию ребёнка, порождается изменением его реального места в жизни. Известный русский психолог А. Н. Леонтьев писал: «прежнее место, занимаемое ребёнком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает сознаваться им как не соответствующее его возможностям, и он стремиться изменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребёнка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни». Так что же происходит с этой точки зрения со школьниками, вступающими в подростковый возраст?

Изменились, прежде всего, условия школьной жизни ребёнка уже не один учитель, как было в младших классах, а несколько учителей; учебный материал усложняется, по-иному идёт работа на уроке. Далее, значительно расширяется весь практический опыт ребёнка-это касается разнообразных занятий вне школы, контактов с взрослыми и сверстниками.

Как ранее уже говорилось: главные трудности с подростком возникают из-за того, что его требования забегают вперед по сравнению с его жизненным опытом, с его возможностями использовать предоставляемую ему самостоятельность. Поэтому-то взрослым приходиться ограничивать самостоятельность, вводя её в какие-то берега, придавая ей реальные и разумные формы. Однако эти ограничения должны быть реальными и разумными! Невозможно забывать о главной задаче – чтобы постоянно развивать у подростка потребность во взрослости, вовлекать его в такие все усложняющие виды деятельности, которые как раз и формировали бы у него недостающие навыки самостоятельности, саморегуляции, самоконтроля.

Большим достоинством подростка является его готовность «ко всем видам учения, учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах». Беда же подростка в том, что «готовность он не умеет ещё воплотить в дело, он не владеет новыми способами самостоятельного овладения знаниями». Подвести его к этим способам - важная задача школы.

В подростковом возрасте у ребёнка снижается общий интерес к учебе, к школе, школа перестаёт быть центром духовной жизни. Это следствие «мотивационного вакуума»: те мотивы, которые побуждали ребёнка к учёбе в начальных классах, уже удовлетворены, а новые мотивы, отвечающие условиям средней школы и возрастным особенностям, не сложились. Возникают даже конфликты с учителями, порой серьезные из-за разочарования, непонимания, а потом и внутри класса, ситуации, подобные рассказу Лии Симоновой «Круг».

«В отрочестве налицо благоприятные условия для того, чтобы выработалось саморегуляции в учении: общая широкая активность подростков, стремление к «взрослым» формам учения. Плохо, когда это стремление не учитывается, когда ни в школе, ни дома не поощряется поиск и выработка способов самостоятельной учебной работы. Сказанное определяет и другую причину снижения интереса к учёбе, к школе - подросток не всегда получает здесь возможность самоутверждения. Любому человеку свойственна потребность утверждаться в том деле, которым он занят, стремление добиться успеха - и в своих глазах и в глазах других. В особой мере это характерно для подростка сего бурно развивающимся самосознанием, обострённым чувством собственного достоинства. Всякий неуспех порождает нежелание учиться

Неуспех может быть вызван рядом обстоятельств.

Прежде всего, это может быть связано с усложнением материала: ведь теперь надо усваивать систему научных понятий, уметь соотносить отвлечённый и конкретный материал. Не все справляются с этим уровнем сложности.

Плохая успеваемость может быть связана и с отношением в коллективе. Сейчас протекают сложные отношения подростка с окружающими, а это отзывается и на учёбе. Главное, что акцент перемещается с взрослых на сверстников; именно их оценка приобретает для подростка решающее значение. Для подростка же самым тяжёлым наказанием является не порицание учителя, а осуждение сверстников. Так вот, показное безразличие подростка к отметкам бывает вызвано нежеланием: выглядеть «маленьким» в глазах одноклассников. Бывает, подросток из тех же соображений скрывает от товарищей то, что он тщательно готовиться к урокам.

И, наконец, трудности учения могут быть вызваны пороками семейного воспитания - ослаблением контроля за учёбой подростка, более редкими встречами родителей с учителями или, напротив, мелочной опекой, сковывающей инициативу и самостоятельность подростка.


2.4 Первая любовь


Отношения между представителями мужского и женского пола существовали всегда, еще в детском саду возникает интерес к противоположному полу. А что уж говорить о подростковом возрасте, когда ребенок развивается и морально и физиологически. Именно в этом возрасте в жизнь человека и вторгается это самое чувство, осмысленное и важное.

Сложно описать чувства подростка, когда он любит. У всех она разная, каждый проходит через это, у кого-то, может быть, она безответна, у кого-то напротив ответная. Когда любовь приходит к подростку, он, скорее всего, не будет склонен говорить о ней направо и налево, он будет хранить свое чувство от других. «Ведь та любовь, что на слова щедра, столь ненадежна, столь красноречива», - давно писал Тирсо де Молина. А Сухомлинский писал, что лучший разговор юных о любви - это молчание.

У каждого человека постепенно складывается внутренняя «идеальная модель» представителя другого пола, и каждый конкретный человек с ней более или менее осознанно сопоставляется. В некоторых случаях наблюдается своеобразное «впечатление» первого впечатления - наступает состояние влюбленности без дальнейшего критического анализа. С возрастом идеальная модель становится все более абстрактной, ожидается все большее соответствие ей конкретного человека, что не всегда реально.

Высшей и специфической формой полового влечения является любовь. Любовь - глубоко индивидуальное чувство, в отличие от других проявлений полового влечения она обязательно направлена на конкретного человека. Это чувство значительно расширяет горизонты восприятия человеком всего окружающего, придает ему способность многое увидеть с новой стороны,

лучше почувствовать красоту и ритм жизни. В любви проявляется как общий уровень развития человека, так и нравственный его потенциал, а также его духовная зрелость.

Есть такое выражение, что «любовь-это половой инстинкт, облагороженный разумом». Как это понимать? В чем именно заключается облагороженный характер любви? Во-первых, в том, что объект любви воспринимается во всем богатстве качеств, черт, свойств человека. Во-вторых, происходит осознание своего психического состояния: и себя как субъекта любви, и ее как объекта любви, и характера своего отношения к нему. В результате любовь накладывает отпечаток на все вообще отношения с этим человеком, а также и на взаимоотношения с другими людьми восприятие всего окружающего.

Общение девушек и юношей нередко вызывает осуждение взрослых. При этом они стараются всячески это общение ограничить. Однако таким путем ничего хорошего достигнуть нельзя, и прежде всего потому, что, с одной стороны, половое влечение в норме нельзя подавить, и это было бы противоестественно, а с другой - потому, что девушек и юношей лишают возможности научиться понимать и оценивать друг друга. Взрослых смущает и даже шокирует, например, отвлечение от учебы, возможность беременности, экономическая несамостоятельность. Нельзя лишать юных права на чувства, иначе это может обернуться тяжелыми последствиями, которые трудно будет исправить, а иногда и невозможно. Так в произведении «Честное комсомольское», трагедией оборачивается отношение матери к чувствам подростка. Ужасно, когда подросток встречает равнодушие со стороны взрослых или даже насмешки, и некому помочь будет ему в случае чего. Большинство взрослых убеждены, что подросток не умеет любить, не может, и не понимает, что такое любовь, значит, он не может чувствовать, значит, он не человек, только такие выводы приходят в голову. Нет, это человек, и он может чувствовать, и чувствует, у него есть душевно-интеллектуальная жизнь, побуждаемая физиологическими потребностями, естественными, как голод.

Многие взрослые склонны ругать современную молодежь. Грех это не новый, даже и в древние времена звучали осуждающие молодежь высказывания старших. Думается, однако, основное, что должно сделать взрослым - это постараться правильно понять подростка. Если последующие поколения были бы хуже предыдущих, не было бы никакого общественного прогресса. Мешает взрослым в отношениях с подростками отсутствие готовности взглянуть тот или иной вопрос с разных точек зрения. Родители как бы изначально убеждены в том, что истина всегда одна и взрослый - её признанный носитель. В результате взрослые оказываются неспособными хотя бы на время встать на другую точку зрения, понять мотивы поведения. Мешает и тот факт, что многие родители не могут или не хотят вспоминать себя в таком же возрасте, а если и вспоминают, то лишь для того, чтобы подчеркнуть, что они «были не такими» (подразумевается: лучше).

Больно подростку, когда он видит, что человек, которого он любит, уделяет ему меньше внимания, чем другим, вот и возникает ревность. По сути, ревность - это боязнь чужого авторитета. Это всегда сравнения себя с кем-то. Ревность ограничивает возможности человека и того, кого ревнуют, и того, кто ревнует. И если без неё не обойтись совсем, то, по крайней мере, формы проявления её должны быть цивилизованными, не унизительными для обоих.

Важно научиться цивилизованно решать проблемы, когда любовь ушла или встретилась новая. И сразу возникает вопрос, была ли любовь? Была, но прошло ослепление, а ответственность не пришла, но возникла привязанность. Или встретилось действительно свое, подлинное, когда без этого человека жизнь кажется невозможной. Некоторые ищут всю жизнь, находят все более, с их точки зрения, подлинное, настоящее и делают это совершенно искренне.

Я не стала проводить никаких опросов и анкетирования на эту тему, даже, наверное, не надо объяснять почему, этот вопрос очень личный, тем не менее, все выше сказанное, по-моему, мнению, верно и обоснованно моим маленьким личным опытом.

Любовь- это высшее проявление человеческой жизни. Взрослые должны уважать это чувство, трепетнее относиться к нему, понимать и поддерживать подростка, когда тот переживает. Любовь это важно, и хотя бы иногда подросток обязан посмотреть на человека, которого он любит, разумом, главное, не ошибиться, а то, опять же, последует разочарование. Любовь - это составляющая жизни человека, но нужно помнить, что есть и другие важные ценности .


2.5 Мир вокруг


Увлечения у подростков составляют категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами – с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью.

Личко А.Е. выделяет следующие типы увлечений:



Суицидальное поведение.

С 60-х годов XX века суицидальное поведение подростков стало актуальной проблемой. В детском возрасте сознательных самоубийств практически не бывает, а с 12-13 лет начинается суицидальная активность, достигающая своего апогея к 15-18 годам. У подростков чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-либо примера. А превышение количества попыток количества осуществленных более чем в 50 раз, позволяет сделать вывод о том, что многие из них носят демонстративный характер. Покушения на самоубийство в подростковом возрасте часто не желание умереть, а крик о помощи. Подростки говорят о своих желаниях, 80% суицидальных попыток совершается дома, иногда они адресованы кому-то конкретному, а порой можно говорить о суицидальном шантаже.

Наркотизм.

Употребление алкоголя и других психотропных веществ у подростков достаточно распространено. Это обусловлено многими причинами, но в данном случае будут рассмотрены лишь те, которые обусловлены особенностями этого возрастного периода.

Прежде всего, это возможность почувствовать себя взрослым. Особенно это касается легализованных наркотиков, алкоголя и никотина. Часто подобные инициации происходят намного раньше установленного взрослыми возраста. Так по данным исследования проведенного в 2002 году в Волгоградской области в восьмых и девятых классах лишь 5% подростков никогда не пробовали алкогольные напитки, 50% часто употребляют слабоалкогольные напитки, а 27% часто употребляют крепкие спиртные напитки.

Второй причиной подросткового наркотизма является стремление к экспериментированию, поиску новых, необычных ощущений и переживаний. Этот мотив является ведущим при употреблении не легализованных наркотиков. Им очарования в глазах подростка придает запретность.

Влияние группы можно назвать третьей причиной. Стремление походить на своих сверстников и чувство групповой солидарности приводят подростков к употреблению наркотиков. У них отмечается феномен групповой психологической зависимости, когда тяга к спиртному возникает исключительно в своей компании. В научной литературе давно обсуждается вопрос злокачественности подросткового алкоголизма. Однозначного ответа нет, в последнее десятилетие предполагается, что злокачественное течение отмечается только у подростков с преморбидной отягощенностью.

Что касается других психотропных веществ, то в зависимости от частоты потребления и класса вещества, можно говорить о последствиях этого опыта для подростка. Помимо вреда для здоровья, последствием может стать вовлечение подростка в криминальную субкультуру.


2.6 На пороге юности


Дорога в мир взрослого человека очень тяжела, перед тем как подросток станет самостоятельным, состоявшимся человеком с определенными чертами характера, желаниями и своим местом в жизни, ему необходимо решить множество задач, которые и определят его дальнейшую судьбу.

Прежде всего, это выбор: выбор профессии, выбор человека, с которым подросток, возможно, будет формировать семью. Проблема выбора очень трудна и интересна в современном мире. И в первую очередь она важна в детском и особенно юношеском возрасте, когда личности приходится делать многие и многие выборы. «Выбор - мгновенный, импульсивный акт по двоичной системе (да или нет) или цепочка размышлений, борение страстей, преодоление противоречий». Можно долго размышлять и в какой-то момент принять решение; есть ситуации, позволяющие не спеша перебирать варианты, но отнюдь не реже в жизни и такие моменты, когда решение необходимо немедленно. Важно только не перепутать, а еще важнее захотеть и суметь найти тот или иной путь. Выбор-это, конечно же, сложнейший, разноплановый акт сознания. И включает он в себя многое, происходящее то на протяжении времени, то в сжатый момент. Всякий выбор вынужден целесообразностью, т.е. ведет к цели, поставленной человеком перед собой. Конечно, можно поступить, а то и жить просто так, по инерции, пассивно и дотянуть до взрослости, но такое прозябание не свойственно юности. Возможно и иное: цель возникает рефлексивно, как острое желание чего-то добиться. Но она все равно присутствует, ибо выражает собой главный движитель нашей активности - потребность. Чем цель тверже, осознанней, тем сильнее ее влияние в споре сомнений, тем большая вероятность победить в нем. Все зависит от того, какой человек, от этого зависит и возможность ошибки. Кто-то скор на решения, другой – тугодум, кто-то любит обсудить проблему с друзьями, другой выносит решение в себе, кто-то скептик, пессимист, а кто-то оптимист. Но и с каждым выбором человек меняется сам, даже если он ошибся, то от этого только накапливается опыт, и это непременно сказывается на других ситуациях. Есть же подростки, которые ошибаясь, замыкаются, у них возникают комплексы, и тут накапливается опыт, только отрицательный - опыт сомнений, разрешившихся неверным выбором. И как раз здесь возникает вопрос о признании ошибки. Хватит ли истиной принципиальности мужества признать ошибку? Если нет - беда: болезнь уйдет вглубь и станет чертой характера, когда в любой своей неудаче винят других. Если да - важнейшая из побед - победа над собой; тогда опыт ошибок становится фундаментальным приобретением человека, точнее не опыт ошибок, а опыт их сознания, понимания причинно следственных связей, опыт, который помогает не робеть перед жизнью, а все более сознательно принимать решения, ведущие к наименьшим издержкам, т.е. самому управлять своей жизнью, не боясь трудностей, но стремясь к их преодолению.

Выбор профессии или выбор учебного заведения - это важнейший вопрос, который возникает у ребят после 9 и 11 класса. Многие подростки выбирают профессию по разным факторам:

-подросток выбирает профессию за компанию, т. е. куда и друг

-подросток выбирает профессию, руководствуясь мнением родителей

-подросток выбирает профессию, потому что она престижна или имеет высокую заработную плату, или и то и другое

-подросток выбирает профессию, потому что он имеет расположенность к ней (в школе предмет более удавался в этой сфере, она для него интересна и увлекательна).

По сути, точность выбора зависит от того, насколько в его основании лежит предвидение, предполагаемый результат. Но ведь и предвидение всегда носит вероятностный характер, а степень вероятности, опять же, обусловлена опытом. Круг замыкается... И этот круг разрешить помогут взрослые, они могут помочь выявить какую-то расположенность к профессии. Плохо, если взрослые не приемлют решения подростка, оно кажется незначительным для них, заслоняющее что-то важное для взрослых, в том числе и для подростков, их настоящего и особенно будущего.

Так же не менее важный вопрос-выбор спутника жизни, хотя немного рано об этом задумываться, но подросток в конце переходного возраста уже чувствует полноценно и искренне. Конечно, чувство половой принадлежности приходит много раньше, и влюбленность может появляться даже с детского сада, но при переходе в юность подросток воспринимает окружающих людей более остро, и любовь неизбежно настигает его.

Многообразие ситуаций и обстоятельств определяет выбор. Только эти обстоятельства вне человека, это его среда, вызывающая мысли и чувства, рождающая отношение и общение, к которым ни один из людей не должен быть безответным. Но – какими бы они не были - одни они не могут и не должны жестко предопределять наши поступки. Их совершает сам человек!

Литератор Татьяна Толстая как-то высказала мысль: «Думаю, наступило страшное время, когда все решать нужно самому. Никакая соборность тут не поможет». Самое прекрасное и самое страшное - неотвратимость выбора, решения. Прекрасное – как ожидание леденящий в первый момент бодрости после прыжка жарким днем в реку, т.е. чего-то сулящего потом радостную свежесть новизны, ощущения владения своим телом, победы над собственным страхом. Страшное - неизбежность, страх перед будущим, отказ от иных вариантов, принятие на себя полной, в сущности, ответственности за последствия, за большие и малые потери, всегда, в общем - то, неизбежные. И никакая соборность (группа, семья, коллектив, компания) ничего в момент решения не изменит, потому что оно принято.

Из всего неповторимого многообразия жизненных явлений, процессов, человеческих чувств и поступков, и, правда, нелегко выпутаться. Обществу нужно, чтобы каждый непременно нашел себя там, где полнее всего раскроются богатства его личности, способности и дарования, где он окажется незаменимым именно благодаря неповторимости своей индивидуальности, стремлению вести за собой других. Но всеобщая гармония вряд ли будет на земле, все зависит от рождающейся взрослой личности.



3.Заключение


Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Кроме обычных школьных, существуют и другие задачи, которые приходится решать каждому из нас. Их так и зовут - жизненные задачи. Американский психолог Роберт Хэвигхерст выявил восемь задач в своей книге «Задачи развития и образование»:

1.                 Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом.

2.                 Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола.

3.                 Принятие мужской и женской роли.

4.                 Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

5.                 Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость.

6.                 Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

7.                 Появление желания нести ответственность за себя и общество.

8.                 Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

От решения этих задач не уйти некуда. Чуть запоздал, отложил напоследок, как это люди привыкли делать, пиши - пропало. Не выполнил восемь задач, считай, что не успел на поезд с названием «Взрослая жизнь». Все задачи жизни надо решать в свое время. Таково неписанное правило общественной жизни. Так или иначе, мы затронули эти задачи.

Решения задач, стоящих перед подростком, требует преодоления немалых трудностей. Важно выработать правильную стратегию. Такая стратегия необходима при столкновении с новыми требованиями, с которыми нельзя справиться при помощи ранее усвоенных и привычных форм поведения. Процесс преодоления трудностей протекает следующим образом:

-сначала происходит « первичная оценка» ситуации;

-затем оцениваются собственные возможности, включая возможную со стороны окружающих;

-наконец, на основе неудач или новой информации можно прийти к оценке проблемы, включающей новую постановку задачи и новые варианты поведения.

В благоприятном случае наступает желанный исход, т.е. овладение ситуацией. Последовательные ее оценки не должны быть независимыми друг от друга. Они могут переходить одна в другую или испытывать взаимное слияние.

Ответив на вопрос «что мне нужно?», подросток выбирает средства для достижения цели. Если цель реальна, достижима, определена - средства отыскиваются. Цель может только объяснить, но никак не оправдать, иначе налицо полное отсутствие моральных норм, внутренних тормозов: украл, чтобы сделать другому человеку подарок; бил, чтобы убедить в своей правоте. Нет, для того человек и живет среди людей, чтобы научиться соизмерять цели и средства. Цель без определения средств и способов ее достижения - такая же основа пассивности, как и наличие сил, ума, знаний, не ищущих применения.

Ребенка окружает сложный мир человеческих отношений. Как разобраться, что хорошего, а что плохого в этом мире? Как выработать систему взглядов и убеждений? Это очень сложный, длительный процесс идет под влиянием всей окружающей обстановки. Семья, школа, книги, которые подросток читает, фильмы, которые он смотрит, беседы, которые ведет он со старшими, - все это закладывает отпечаток на его взгляды, развивает его как личность.

Вместе с тем очень важно, чтобы получаемые подростком знания прошли через непосредственный опыт его собственных переживаний, через опыт его отношений с людьми. Ему надо все испытать самому, надо все проверить опытом собственных отношений. А их подростки строят по заимствованному образцу: мир отношений подростков можно назвать своеобразной моделью отношений взрослых. Отмечая и усваивая те или иные стороны отношений взрослых, воспроизводя их в отношениях с товарищами, подросток «учиться на взрослого», т.е. учится по-взрослому строить свои отношения. Мир сверстников тем и привлекателен, что здесь можно проверить, применить к себе, глубже понять мир взрослых, приобщиться к нему.

«Кристиан Готлиб Зальцман, филантроп из Шнепфенталя, писал 170 лет назад, относится и к современным родителям: «Причины всех ошибок и пороков воспитанников воспитатель должен искать в себе... Это не значит, что причины всех недостатков и пороков воспитанников действительно находятся в воспитателе. Но значит только, что он должен искать их в себе...

Возможно, ты страдаешь несварением желудка или вследствие простуды мучаешься насморком, или расстроен неприятным происшествием, или прочел что-то, что тебя все еще занимает. Каждая из этих случайностей может превратить тебя в совершенно иного человека...

Вчера ты входил к своим малышам с бодрой душой и пламенным взором... а сегодня... ах! ты больше не тот человек, что был вчера. Твоя душа печальна, твой взгляд мрачен и не приветлив, твои воспоминания сухи, каждая детская шалость вызывает у тебя гнев... Ну, так будь искренним и признайся сам себе, что причина того, почему твои воспитанники сегодня не так хороши, как они были вчера, - в тебе».

«Воспитание-это не только воздействие на детей, но и развитие их самостоятельности, собственной активности и конечно соответствующая организация жизни детей».

Итак, время взрослых поступков приходит к каждому человеку, а в жизнь вступают все новые поколения.

Слово к отрочеству: старайтесь, если можете, чаще прислушиваться к себе, спрашивать себя, думать над своими поступками, внимая голосу собственной совести и разума, но при этом не упускайте того, что происходит с другими людьми. Избавиться от себя трудно, да, к счастью, и не нужно. Но и ограничить свое существование самим собой не стоит, это обедняет жизнь: ведь истинно взрослый поступок не может быть бесчеловечным, направленным против окружающих.

Слово к родителям: по возможности, сопротивляясь трудностям быта, старайтесь больше знать о детях, смелее доверять им, скорее одобрять, чем осуждать. Чаще приглашать ребят в свой мир, в семейные радости и огорчения, и тогда, быть может, взрослеющие дети пустят вас в свой мир, пусть не весь, но в какие-то ранее вам не известные сферы. Зная и понимая друг друга, легче преодолевать сложности, которых отнюдь не становится и в обозримом будущем не обещает стать меньше.

Слово к учителям: вам после детей труднее всех, а потому, требуя от подростков внимания, старайтесь быть внимательными к ним, работая в связке с другими педагогами школы, больше взаимодействуйте с ними.

Всем, кто озабочен настоящим и будущим, кто представляет разные поколения, которым довелось жить в одно время, хочется пожелать: давайте больше доверять друг другу, помогать и требовать, уважать традиции и нравы, искать поводы и пути сближения, не теряя себя, своего лица.

И пусть оно никогда не кончается - время взрослых поступков!

4. Литература

1. Л. Антипина « Мы и наша семья». Издательство «Молодая гвардия» Москва 1988 год.

2.Линда Анзорт «Дети и семейный конфликт». Издательство «Просвещение» Москва 1988 год.

3. М. Безруких «Почему учиться трудно?». Издательство «СЕМЬЯ и ШКОЛА» 1996 год.

4.Б.З.Вульфов, И.В.Гребенников «Мир детства. Подросток». Издательство «Педагогика» Москва 1989 год.

5. Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов «Время взрослых поступков».

Диалоги о школьной юности и её проблемах. Издательство «Новая школа» Москва 1993 год.

6.А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание». Издательство «Русское слово» Москва 2003 год.

7.В.Н. Столетов. «Диалоги о воспитании». Издательство

«Педагогика» Москва 1978 год.

8.Хельмут Штольц «Каким должен быть твой ребёнок? Издательство «Просвещение» Москва 1998 год.

9. #"Рисунок 1" src="1.files/image002.jpg">

Интерпретация

20—30 баллов. Ты действительно хороший друг. Tвои друзья верят в тебя и восхищаются тобой. С полным правом можешь надеяться, что они при необходимости придут тебе на помощь, разумеется, если и ты будешь поступать так же. *(Цит. по: Социально-психологические проблемы общения / Со< 3. Н. Лукьянова. Барнаул, 1992.)

15—20 баллов. У тебя есть друзья, но, как большинство из нас, ты иногда не проявляешь в отношениях с ними должного понимания. Когда не знаешь, как реагировать, попытайся поставить себя на место другого человека. 10—14 баллов. Ты склонен больше внимания обращать на себя, чем на окружающих. Эта твоя черта — барьер перед подлинной дружбой. Чтобы стать хорошим другом, нужно проявлять больше интереса к другим людям и их проблемам.

Результаты тестирования.

По результатам тестирования получилось, что 36 ребят т.е. 97% имеют от 15 до 20 баллов, т.е. имеют качества хорошего друга, но …. А 3% от 20 до 30, это люди, а точнее человек, который обладает настоящими качествами друга.

П. Психодиагностические методики

Данные методики используются для определения уровня тревожности и самооценки у детей подросткового возраста.

Рекомендуется проводить диагностическую процедуру в начале (для отбора детей в группу) и в конце (для определения результатов групповой работы) социально-психологического тренинга. В случае необходимости можно провести дополнительные оценочные процедуры в середине года.

Выявление уровня тревожности у подростков

Методики подобного рода построены так, чтобы человек не выявлял у себя тревожность или ее отсутствие, а оценивал ситуации, вызывающие ту или иную степень тревоги, и выявлял сферы действительности, являющиеся для него основными источниками тревоги.

Инструкция

На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1,2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите

цифру «О».

Если она немного волнует, беспокоит вас, обведите цифру «1».

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру «2».

Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру «3».

Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру «4».

Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызывать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

Текст методики.

1.   Отвечать у доски. 0 12 3 4

2.   Пойти в дом к незнакомым людям. 0 12 3 4

3.   Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах. 0 12 3 4

4.   Разговаривать с директором школы. 0 12 3 4

5.   Думать о своем будущем. 0 12 3 4

6.   Учитель смотрит в журнал, кого бы спросить. 0 12 3 4

7.   Тебя критикуют, в чем-то упрекают. 0 12 3 4

8.   На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи). 0 12 3 4

9.   Пишешь контрольную работу. 0 12 3 4

10. После контрольной учитель говорит отметки. 0 12 3 4

11. На тебя не обращают внимания. 0 12 3 4

12. У тебя что-то не получается. 0 12 3 4

13. Ждешь родителей с родительского собрания. 0 12 3 4

14. Тебе грозит неудача, провал. 0 12 3 4

15. Слышишь за своей спиной смех. 0 12 3 4

16.  Сдаешь экзамены в школе. 0 12 3 4

17.  На тебя сердятся (непонятно почему). 0 12 3 4

18.  Тебе нужно выступить перед большой аудиторией. 0 12 3 4

19.  Предстоит важное решающее дело. 0 12 3 4

20.  Не понимаешь объяснения учителя. 0 12 3 4

21.  С тобой не согласны, противоречат тебе. 0 12 3 4

22.  Сравниваешь себя с другими. 0 12 3 4

23.  Проверяются твои способности. 0 12 3 4

24.  На тебя смотрят, как на маленького 0 12 3 4

25.  На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0 12 3 4

26.  Замолчали, когда ты подошел (подошла). 0 12 3 4

27.  Оценивается твоя работа 0 12 3 4

28.  Думаешь о своих делах 0 12 3 4

29.  Тебе надо принять для себя решение 0 12 3 4

30.  Не можешь справиться с домашним заданием0 12 3 4


Данные о распределении пунктов шкалы:


Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

Самооценочная

Межличностная

1 4 6 9 10 13 16 20 25 30 ' 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29

2 78 И 15 17 18 21 24 26


Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются как показатели уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.

Особое внимание надо обратить прежде всего на учащихся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо действительным неблагополучием школьника в наиболее значимых сферах деятельности, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.


Уровень тревожности

Группа учащихся

Уровень различных видов тревожности, баллы


Класс

Пол

Общая

Школьная

Самооценочная

Межличностная

1. Нормальный

8

ж

30-62

7-19

11-21

7-20



м

17-54

4-17

4-18

5-17


9

ж

17-54

2-14

6-19

4-19



м

10-48

1-13

1-17

3-17


10

ж

35-62

5-17

12-23

5-20



м

23-47

5-14

8-17

5-14

2. Несколько повышен

8

ж

63-78

20-25

22-26

21-27



м

55-73

18-23

19-25

18-24



9

ж

55-72

15-20

20-26

20-26



м

49-67

14-19

18-26

18-25


10

ж

63-76

18-23

24-29

21-28



м

48-60

15-19

18-22

15-19

При данном тестировании нужно было выявить уровень тревожности семиклассников. Их общая тревожность составляет: 55% - нормальный(19 человек) 45% - несколько повышенный(16 человек).

Школьная тревожность: 37% - нормальный уровень(13 человек), 63% - несколько повышенный(22 человека).

Самооценочная тревожность: нормальный уровень тревожности – 51%(18 человек), несколько повышенный уровень – 49%(17 человек)

Межличностая тревожность: 68%(24 человека) – нормальный уровень тревожности, 32%(11 человек) – несколько повышенный.

Тест для родителей семиклассников «Семья»:

1.                 По вашему мнению, какое место Ваш ребенок занимает в семье:

-опекаемый(за него все решают)

-опекун(он несет ответственность за семью)

-не замечаемый(с его мнением не считаются)

-равноправный член семьи(решения принимаются сообща)

2. С кем он делится проблемаи?

-с Вами

-с друзьями

- с учителями

-ни с кем

3. Если он расскажет о своей проблеме, Вы скорее всего:

-дадите ему совет

-посмеётесь над ним, говоря, «мне бы твои проблемы»:

-не придадите этому значения

-поможете решить проблему

4. Как Вам кажется, понимаете ли Вы ребенка?

-да, конечно

-чаще всего

-иногда

-нет

Результаты:

1.                 81% - равноправный

13% - опекаемый

6% - опекун

2.                 65% - с родителями

25% - с друзьями

10% - ни с кем

3.                 59% - дадите совет

41% - поможете решить проблему

4.                 75% - чаще всего

19% - да, конечно

6% - иногда

Тест для семиклассников «Семья».

1.По вашему мнению, какое место Вы занимаетесь семье:

-опекаемый(за Вас все решают)

-опекун(Вы несете ответственность за семью)

-не замечаемый(с Вашим мнением не считаются)

-равноправный член семьи(решения принимаются сообща)

2. С кем Вы делитесь проблемами?

-с родителями

-с друзьями

- с учителями

-ни с кем

3. Если Вы расскажете о своей проблеме родителям, они, скорее всего:

-дадут Вам совет

-посмеются над Вами, говоря, «мне бы твои проблемы»:

-не придадут этому значения

-помогут решить проблему

4. Как Вам кажется, понимают ли Вас родители?

-да, конечно

-чаще всего

-иногда

-нет

1. 92% - равноправный

6% - не замечаемый

2% - опекун

2.                 48% - с родителями

40% - с друзьями

12% - ни с кем

3.                 59% - дадут совет

38% - помогут решить проблему

3% - посмеются над Вами

4.                 32% - конечно

35% - чаще всего

30% - иногда

3% - нет



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.