РУБРИКИ |
Значимость восточного учения и способы приобретения отдельных культурных навыков духовного развития для европейской личности |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Значимость восточного учения и способы приобретения отдельных культурных навыков духовного развития для европейской личностиМежду христианской и буддийской мандалами имеется тонкое, однако, огромное различие. Христианин никогда не скажет по ходу созерцания: «Я – есмь Христос», но вместе с Павлом признает: «И уже не я живу, но живёт во мне Христос». В нашей же сутре сказано: «Ты узнаёшь, что ты - Будда». В основе своей оба исповедания тождественны, поскольку буддист достигает этого знания, лишь когда он уже «анатман», то есть лишён самости. Но в формулировке содержится и безграничное отличие: христианин достигает своей цели в Христе, буддист узнаёт, что он – Будда. Христианин выходит из преходящего и привязанного к «Я» мира сознания, буддист же остаётся на вечном основании своей внутренней природы, единство которой с божеством или универсальной сущностью. Восточная культура изначально пришла из Индии, перекочевала сначала в Китай, а затем и в Японию. Айкидо – это японское боевое искусство, но корни его, как нам видно, пришли из Индии, вот почему говоря о Востоке и его искусстве, мы всегда должны помнить откуда оно возникло. Продукт развития медитации, что входит в процесс обучения восточными боевыми искусствами, в западном варианте весьма трудно сравнивать с тем, что представляет собой медитация в Индии. Дело в том, что восточное учение встретилось на Западе с особой ситуацией, с таким состоянием умов, которого Индия не знала ранее. Для этой ситуации характерно строгое размежевание между наукой и философией, которое в той или иной мере существовало на протяжении примерно трёхсот лет до того времени, как «медитация» стала известна Западу. Начало этого раскола – специфически западного феномена – в действительности относится к Возрождению, к XV в. Именно в это время пробуждается широкий и страстный интерес к античности, вызванный падением Византийской империи под ударами ислама. Впервые в Европе не осталось, пожалуй, ни одного уголка, где бы не знали греческий язык и греческую литературу. Великая схизма в Римской церкви была прямым результатом этого вторжения так называемой языческой философии. Появился протестантизм, который вскоре охватил всю Северную Европу. Но даже такое обновление христианства не могло удержать в рабстве освобождённые умы европейцев. Протестантские секты, своими атаками на авторитет Римской церкви в значительной мере разрушили веру в Церковь, как необходимое орудие божественного спасения. Вся тяжесть авторитета была возложена, таким образом, на индивида, а вместе с тем и невиданная ранее религиозная ответственность. Отсутствие исповеди и отпущения грехов обострило моральный конфликт, отяготило индивида проблемами, которые ранее за него решала церковь. На Востоке люди обходились всегда без всякой исповеди – путём медитации и, решая все свои проблемы через себя, внутри себя – «встретившись с Буддой», Запад же, в настоящее время нашёл более простой и эффективный метод для того, чтобы решить какие-либо внутренние и внешние конфликты или просто выговориться, освободившись тем самым от накопившихся навязчивых идей или просто «внутреннего груза» - люди посещают психолога. В самом деле, таинства, в особенности церковная месса, гарантировали индивиду спасение посредством священного ритуала, имеющего силу, благодаря священнослужителям. Единственное, что требовалось от индивида - это исповедь, покаяние, епитимия. Теперь же, с распадом ритуала, осуществлявшего за индивида всю эту работу, он вынужден стал обходиться без божественного отклика на свои поступки и мысли. Вот этой-то неудовлетворённостью индивида и объясняется спрос на системы, которые обещали бы хоть какой-то ответ, явную или хотя бы поданную знаком благосклонность к нему иной силы (высшей, духовной или божественной). С точки зрения Карла-Густава Юнга для конфликта между верой и знанием нет никакой почвы, обе стороны необходимы, ибо по отдельности нам недостаточно ни только знания, ни одной лишь веры. Поэтому, когда «религиозный» метод, например, медитация, занятия восточными боевыми искусствами, изучение культуры, истории Востока, в то же время рекомендуется в качестве метода «научного» (влияние восточного боевого искусства на умственные, физиологические способности европейской личности), можно быть уверенным, что он найдёт на Западе широкую публику. Восточное искусство вполне отвечает этим чаяниям. Помимо притягательности всего нового и очарования полупонятного, есть ещё немало причин тому, что к восточному искусству стекаются поклонники. Прежде всего, оно не только предлагает долгожданный путь, но также обладает непревзойдённой по глубине философией. Кроме того, Восточное искусство содержит в себе возможность получать контролируемый опыт, например, в Айкидо, так как это искусство является зеркалом гармонии интеллекта, физиологии и духа, то сразу можно определить по ученику, что он из себя представляет, также как и сам ученик может дать себе самооценку, а тем самым удовлетворяет страсть учёного к «фактам». Более того, глубокомысленность Айкидо, её почтенный уровень интеллектуальности, покрывающий все сферы жизни, - всё это обещает неслыханные возможности, каковые не устают подчёркивать миссионеры. Отсутствие у нас на Западе духовной ориентации граничит, со слов Юнга, с психической анархией, поэтому, говорит Юнг, - «любая религиозная или философская практика равнозначна хоть какой-то психологической дисциплине», - иными словами, это метод психической гигиены. Многие число физические процедуры Айкидо представляют собой также средство физиологической гигиены, намного превосходящие обычную гимнастику или дыхательные упражнения, так как Айкидо представляет собой не просто механику, но имеет философское содержание. Тренируя различные части тела, Айкидоист соединяет их в единое целое, подключает их к сознанию и духу, как то с очевидностью следует из упражнений пранаямы, где прана – это и дыхание, и универсальная динамика космоса. Если любое деяние индивида является одновременно событием космическим, то «лёгкое» состояние тела (инервация) сочетается с подъёмом духа (всеобщая идея), и благодаря такому сочетанию рождается жизненное целое. Его никогда не произвести никакой «психотехнике», будь она даже самой что ни на есть научной. Занимаясь таким восточным боевым искусством, как Айкидо, - его практика немыслима и неэффективна – без тех идей, на которых она базируется. В Айкидо удивительно совершенным образом сливаются воедино физическое и духовное. На Востоке, где лежат источники этих идей и этой практики, где непрерывная традиция на протяжении более четырёх тысячелетий создавала необходимые состояния духа, занятие медитацией является превосходным методом слияния тела и сознания. Такое их единение вряд ли можно поставить под сомнение. Тем самым создаются предрасположенности, делающие возможным интуитивное видение, трансцендирующее само сознание. Восточное мышление с легкостью оперирует такими понятиями, как прана (дыхание). Иное дело – Запад. Обладая дурной привычкой верить и развитым научным и философским критицизмом, он неизбежно оказывается перед дилеммой: либо попадает в ловушку веры и без малейшего проблеска мысли заглатывает такие понятия, как прана, атман, чакра, самадхи и т.п., либо его научный критицизм разом отбрасывает их как «чистейшую мистику». Раскол западного ума с самого начала делает невозможным сколько-нибудь адекватное использование возможностей медитирования в чистом виде. Она становится либо исключительно религиозным делом, либо чем-то вроде гимнастики, контроля за дыханием, сосредоточения внимания на собственном сознании для решения поставленной задачи. Мы не находим здесь и следа того единства и той природной целостности, которые столь характерны для практикующего восточного человека. Восточный человек никогда не забывает ни о теле, ни об уме, тогда как европеец всегда забывает то одно, то другое. Благодаря этой забывчивости он завоевал сегодня весь мир. Восточному человеку и в голову не пришло, чтобы изобретать ядерное оружие, потому, что он помнит не только о собственной природе, но также о том, что он и сам принадлежит природе. Европеец, наоборот, располагает наукой о природе и удивительно мало знает о собственной сущности, о своей внутренней природе. Для восточного человека знание метода, позволяющее ему контролировать высшую силу природы внутри и вовне самого себя, представляется дарованным свыше благом. Для европейца же подавление собственной природы, и без того искажённой, добровольное превращение себя в некое подобие робота показалось бы чистейшим адом. В легендах говорят, что восточные мастера боевых и не только, искусств, могут двигать горы, хотя было бы, пожалуй, затруднительно найти тому доказательства. Европеец тот способен поднимать горы на воздух, и Мировая война принесла горькое осознание того, на что он может быть способен, когда интеллект, сделавшийся чуждым природе, утрачивает всякую узду. Карл-Густав Юнг как европеец сказал: - «Я не пожелал бы другим европейцам ещё больших «контроля» и власти над природой, будь она внутренней или внешней. К стыду своему, я должен признаться, что самые светлые мои прозрения (бывали среди них и совсем недурные) обязаны своим появлением тому обстоятельству, что я всегда поступал как раз противоположно предписаниям восточной практики медитации». Пройдя свой путь исторического развития, европейская личность настолько удалилась от своих корней, что ум её в конце концов раскололся на веру и знание; подобно тому, как всякое психологическое преувеличение всегда разрывается на внутренне ему присущие противоположности. Восточное боевое искусство, созданное Морихеем Уэсибой менее чем сто лет назад, является на наш взгляд тем самым элементом которое помогает европейской личности вновь соединить такие состовляющие как веру и знание, так как Айкидо это гармония этих составляющих и не соединив их ученик никогда ничего не достигнет в этом виде. Юнг считает, что европейцу нужно возвращаться не к Природе – на манер Руссо, - а к своей собственной натуре. Он должен заново открыть в себе естественного человека. Однако вместо этого европеец обожает системы и методы, способные лишь ещё более подавить в человеке естественное, которое всё время становится европейцу поперёк дороги. Поэтому европейская личность наверняка станет употреблять медитацию во зло, ибо психические предрасположенности у него совсем иные, нежели у человека Востока. Так и в Айкидо, когда учитель говорит, что нужно ограничиться, например, «дыханием», значит так и надо поступать, не стоит лезть в своё подсознание – это не для европейца. В Айкидо, а именно в техниках айкидо, уже заложено всё то, что нужно для развития любой личности будь то европейская или азиатская, не имеет никакого значения, так как эти техники являются универсальными и всё это носит название – искусство Мира. И невольно хочется предположить, что это искусство было создано, хоть и в Японии японцем, но всё таки не только для японцев, а для всех людей любой национальности, для нас. Юнг говорит – «Изучай йогу, медитируй, и ты многому научишься, но не пытайся применять её, поскольку мы, европейцы, попросту не так устроены, чтобы правильно употреблять эти методы. Индийский гуру всё тебе объяснит, и ты сможешь во всём ему подражать. Но знаешь ли ты, кто применит йогу? Иными словами, знаешь ли ты, кем являешься, как ты сам устроен?» Анализируя происходящее в настоящее время можно сказать, что сила науки и техники в Европе столь велика и несомненна, что нет нужды упоминать всё то, что благодаря им сделано или может быть сделано, перечислять всё изобретённое. Перед лицом таких изумительных возможностей можно лишь содрогнуться. Сегодня совсем иной вопрос приобретает тревожный смысл: кто применяет всю эту технику? В чьих руках находится эта сила? Временным средством защиты в настоящий момент является государство – ведь это оно охраняет гражданина от огромных запасов ядовитых газов и всяких адских машин разрушения, каковые можно изготовить к любому необходимому моменту времени. Наши технические навыки сделались настолько опасными, что самым настоятельным является вопрос не о том, что ещё можно сделать, но о том человеке, которому доверен контроль над всеми этими достижениями. Это и вопрос о том, каким образом изменить сознание западной личности, чтобы она смогла избавиться от чувства привычности этих ужасающих возможностей техники. Куда важнее лишить его иллюзии всевластия, нежели ещё более усиливать в нём ложную идею, будто всё ей доступно, всё, чего она ни пожелает. В Германии можно услышать: «Там, где есть воля, найдётся и путь» - этот лозунг уже стоил однажды жизни миллионам людей. Цитируя Юнга, можно сказать, что западная личность не нуждается в большем господстве над природой, внешней или внутренней. Господство над обеими достигло у него чуть ли не дьявольского совершенства. К сожалению, при этом отсутствует ясное понимание собственной неполноценности по отношению к природе вокруг себя и к своей внутренней природе. Европеец должен понять, что не может делать всё, что ему заблагорассудится. Если он не дойдёт до осознания этого, то будет сокрушён собственной природой. Он не ведает того, что против него самоубийственно восстаёт его собственная энергия. Конечно, между восточным боевым искусством и Индийской йогой ничего общего нет. Но всё-таки отдельные похожие элементы встречаются, например, для сосредоточения внимания на успокоении нервной системы и правильности дыхания, это необходимо. Для безошибочного выполнения элементов самообороны, используя при этом силу и энергию противника против него самого – спокойствие и невозмутимость является здесь самым главным качеством. В отличии от йоги в Айкидо при медитации дальше этих границ не заходят, Айкидоистам это просто не нужно. Но как говорится «научи дурака молиться он и лоб расшибёт». По этому необходимо ещё раз с помощью швейцарского – психотерапевта К.Г. Юнга, дать пояснение, чем может грозить злоупотребление йогой для европейского человека. Много говорят и пишут об опасностях, которые заключает в себе йога, особенно пользующаяся недоброй славой кундалини – йога. Искусственно вызванное психотическое состояние, которое у некоторых предрасположенных индивидумов при определённых обстоятельствах очень просто может перейти в настоящий психоз, и есть эта опасность, к которой следует относиться со всей серьёзностью. Здесь и впрямь речь идёт об опасных вещах, с которыми – говоря на западный манер – не следует иметь «дела». Это было бы вмешательством в судьбу, доходящим до последних глубин человеческого бытия и способным распечатать источник таких страданий, о которых в здравом уме и не грезилось. Им соответствуют адские мучения состояния чоннид, которые описаны в знаменитой тибетской книге мёртвых – «Бардо Тходол». Текст в этой книге написан задом на перёд и читать её надо с конца. А отрывок перевода из этой книги выглядит таким образом: Бог смерти набросит верёвку на твою шею и потащит тебя; (он) отрубит тебе голову, вырвет себе сердце, выпустит потроха, высосет твой мозг, выпьет твою кровь, пожрёт твою плоть и обгложет тебя до костей: а ты не сможешь умереть. Даже когда твоё тело будет разрублено на куски, оно вновь восстанет. Раз за разом разрубаемое, оно готовит тебе ужасную боль и муку. Эти мучения лучше всего передают характер опасности тела бардо, которое в качестве «subtle body»* являет собой видимый облик души умершего. Психологическим эквивалентом этого расчленения выступает психическая диссоциация в своей губительной форме – шизофрения (расщепление сознания). Эта наиболее часто встречающаяся душевная болезнь заключается главным образом в выраженном неадекватном агрессивном состоянии, с одной стороны упраздняющем нормальное торможение, которое исходит от сознания, а тем самым с другой стороны, запускающем ничем не сдерживаемую игру бессознательных доминант. Этот переход от состояния сидпа к состоянию чоннид представляет собой, таким образом, опасное изменение направлений и ориентаций сознательного состояния в обратную сторону, принесение в жертву безопасности, которую даёт сознательное ощущение себя как Я, и отпускание себя в крайне рискованную игру хаотически возникающих фантастических образов. Фрейд, сказав, что Я – это «единственное гнездилище страха», выразил тем самым очень верную и глубокую интуицию. Страх перед самопожертвованием таится внутри и за спиной любого Я, ведь этот страх – не что иное как часто лишь с трудом подавляемое требование бессознательных сил получить полное господство. Любому самостановлению (индивидуации) приходится преодолевать этот опасный узкий проход, ибо в целокупности «самости» есть и ужасное, нижний или верхний миры душевных доминант, от которых Я с трудом и лишь в известной степени эмансипировалось некогда, получив более или менее воображаемую свободу. Это освобождение – конечно, необходимое героическое предприятие, хотя и отнюдь не нечто окончательное, ибо представляет собой лишь порождение субъекта, которому для полноты нужна ещё встреча с объектом. Поначалу кажется, будто этот объект – мир, с такою-то целью раздутый при помощи проекций. Ищут и находят себе проблемы, ищут и находят себе недруга, ищут и находят любезное сердцу и дорогое, и сладко сознавать, что всё это плохое и хорошее – там, в зримом объекте, где можно побеждать, наказывать, уничтожать или давать счастье. Но сама природа не всегда позволяет этому состоянию райской невинности сохраняться долго. Есть и всегда были люди, которые не могут удержаться от интуитивного понимания того, что мир и переживание мира имеют одну и ту же природу и отражают, в сущности, что-то такое, что сокрыто в глубинах самого субъекта, в его собственной транссубъективной действительности. Эту-то глубочайшую интуицию и предполагает, по ламаистическому учению, состояние чоннид, почему Чоннид Бардо и имеет подзаголовок «Бардо переживания действительности.» А та действительность, которая переживается в состоянии чоннид, есть действительность мысли. «Формы мысли» выступают в качестве действительности, фантазия принимает реальный облик. Только эти «формы мысли» - это категории не рассудка, а силы воображения. Поскольку построения фантазии в самом широком смысле всегда наглядны, то её формы априори носят характер образов, а именно типических образов, которые Юнг по этой причине вслед за Августином и назвал архетипами. Так как западный человек с легкостью обращает всё в технику, то, в принципе, верно, что все, имеющее видимость метода, для него или опасно или бесполезно. Поскольку йога есть форма гигиены, она столь же полезна, как и всякая другая система. Однако в более глубоком смысле йога означает нечто совсем иное, куда большее. Йога – это освобождение сознания от всякого порабощения, отрешение от субъекта и объекта. Но так как мы не можем отрешиться от того, что является для нас бессознательным, то европеец должен для начала знать, что он собой представляет как субъект. На Западе мы называем его бессознательным. Техника йоги применима исключительно к сознательному уму и воле. Такое предприятие обещает успех лишь в том случае, если бессознательное не обладает заслуживающим внимания потенциалом; иначе говоря, если в нём не содержится значительная часть личности. В противном случае сознательные усилия останутся тщетными. Все судороги ума породят карикатуру или вызовут прямую противоположность желаемому результату. Богатая метафизическая и символическая мысль Востока выражает важнейшие части бессознательного, уменьшая тем самым его потенциал. Когда йог говорит «прана», он имеет в виду нечто много большее, чем просто дыхание. Слово «прана» нагружено для него всею полнотой метафизики, он как бы сразу знает, что означает прана и в этом отношении. Европеец его только имитирует, он заучивает идеи и не может выразить с помощью индийских понятий свой субъективный опыт. Мы более чем сомневаемся в том, что европейская личность станет выражать свой соответствующий опыт, даже если она способна получить его посредством таких интуитивных понятий, как «прана».* Первоначально «йога»-«дзен», или просто медитация, на Востоке это означает одно и то же, и переводится как – «учение без писания, где слова и мысли не имеют смысла», представляла собой естественный интровертивный процесс, в котором имеются различные вариации. Интроверсия ведёт к своеобразным внутренним процессам, которые изменяют личность. На протяжении нескольких тысячелетий интроверсия организовывалась как совокупность достаточно сильно отличающихся друг от друга методов. Сама индийская йога принимает многочисленные и крайне разнообразные формы. Причиной этого является изначальное многообразие индивидуального опыта. Не всякий из этих методов пригоден, когда речь идёт об особой исторической структуре, каковую представляет собой личность европейца. Скорее всего, соприродная европейцу йога имеет неведомые Востоку исторические образцы. Сравнимые с йогой методы возникли в двух культурных образованиях, которые на Западе соприкасались с душой, так сказать, практически – в медицине и в католическом целительстве души. Что же касается мидицины, то ближе всего к йоге подошли бы методы современной психотерапии. Психоанализ Фрейда возвращает сознание пациента во внутренний мир детских воспоминаний, к вытесненным из сознания желаниям и влечениям. Его техника – это логическое развитие исповеди, искусственная интроверсия, целью которой является осознание бессознательных компонентов субъекта. Несколько отличается метод так называемой аутогенной тренировки, предложенный профессором Шульцем,** - этот метод сознательно сочетается с йогой. Главная цель – сломать перегородки сознания, которые служат причиной подавления бессознательного. Метод Карла-Густава Юнга, подобно фрейдовскому, основывается на практике исповеди. Как и Фрейд, Юнг уделяет особое внимание сновидениям, но стоит подойти к бессознательному как их пути расходятся. Для Фрейда оно представляет собой какой-то придаток сознания, куда свалено всё то, что несовместимо с сознанием индивида. Для Юнга бессознательное есть коллективная психическая предрасположенность, творческая по своему характеру. Столь фундаментальное различие точек зрения ведёт и к совершенно различной оценке символики и методов её истолкования. Процедуры Фрейда являются в основном аналитическими и редукционистскими. Юнг добавляет к этому синтез, подчёркивающий целесообразный характер бессознательных тенденций развития личности. В этих исследованиях обнаружились важные параллели с йогой – особенно с Кундалини-йогой, а также с символикой тантрической, ламаистской йоги и параллели с китайской йогой даосов. Эти формы йоги со своею богатой символикой дают Юнгу бесценный сравнительный материал при истолковании бессознательного. Но в принципе Юнг, как он сам говорил, не применял методов йоги, поскольку на Западе «ничто не должно насильно навязываться бессознательному».* «Нашему сознанию присущи ущербные интенсивность и узость действия, а потому эту, и без того доминирующую тенденцию нет нужды ещё более усиливать». Юнг считал, что напротив, нужно делать всё для выхода бессознательного в сознание, для освобождения от жёстких препон сознания. С этой целью Юнг использовал метод активного воображения, заключающийся в особого рода тренировке способности выключать сознание (хотя бы относительно), что представляет бессознательному возможность свободного развития. Именно по такому же методу, основатель Айкидо, восточного боевого искусства, Морихей Уэсиба создал уникальную методику, заключающуюся в особой технике, где бессознательное произвольно переходит на передний план и на такой именно базе практиковал и преподавал своё учение. Он объяснял своим ученикам, насколько важно «чистое» сознание или хотя бы отключённое во время боя и к каким последствиям может привести «рабочее», (затуманенное) сознание. И в этом он был абсолютно прав, ведь при работе сознания, в боевом искусстве, могут возникнуть какие угодно мысли, эмоции, страх, а это на прямую ведёт к моментальному поражению и даже смертельному. Ученики должны были тренеровать в первую очередь отключать частично своё сознание от посторонних внешних раздражителей, чтобы быть абсолютно спокойными при отработке, изо дня в день, различных техник, нарабатывая мастерство до интуитивного уровня, то есть другими словами говоря, отражение отаки противника или нескольких противников, должно осуществляться на бессознательном уровне. Если результат был достигнут и имобилизация противников осуществлялась спокойно, без каких-либо усилий то есть бессознательно, Морихей Уэсиба присваивал квалификацию мастера айкидо. Глава II. Методики Айкидо и их психологическое и психофизиологическое объяснение. 2.1 Объединение «УМА» и «ТЕЛА» Айкидо – это не только набор определенных элементов и боевых техник, это и скрытая, но эффективная методология.Большинство людей, не разобравшись как следует в предмете, принимают видимое за реальное – это большая ошибка. Так, на примере с айсбергом, можно рассмотреть ситуацию, когда люди видят айсберг большим куском льда, который плавает на поверхности. Поскольку они не видят 85 процентов основной массы, скрытой под водой, у людей складывается иллюзорное представление о реальности. Подобным примером может послужить то, что многие люди измеряют силу человека его физической силой, и это также считается иллюзорным заблуждением. На самом деле, точно так же, как у айсберга есть основная скрытая часть, истинная сила человека, заключающаяся в объединении силы и ума, только так, мы сможем использовать на 100% всю силу и энергию человека. Например, в одной старинной японской сказке, рассказывается о немощной старушке, у которой загорелся дом. Когда она увидела происходящее, она схватила огромный сундук, наполненный наиболее ценными для неё вещами, и вынесла его из горящего дома. Когда огонь был погашен, она попыталась вернуть сундук обратно, но не смогла сдвинуть его с места. Психологически это можно объяснить тем, что даже у старушки в экстремальной ситуации отключилось сознание того, что она больная, слабая и старая, её ум и тело объединились бессознательно, что выдало такой эффект. Тот самый эффект, который Юнг хотел «поставить на производство», и при котором каждый человек, умея произвольно отключать сознание и давать бессознательному выходить тогда когда ему это требуется, тем самым управлять скрытым энергетическим потенциалом в полном объёме, расширяя его с каждым разом. Каждый из нас прекрасно сознаёт разницу между состоянием разделённых ума и тела и состоянием, когда они согласованы. И эта разница огромна. Но если это так, то почему так мало людей упражняются в их объединении? Потому что, независимо от того насколько важным или волнующим кажется им объединение ума и тела, оно находится за пределами их привычных возможностей. Ум не имеет ни цвета, ни формы, ни границ. Тело же материально и конечно. Объединение столь различных вещей кажется невозможным, во всяком случае в повседневной жизни. Заботы и проблемы (внешние и внутренние раздражители), которые окружают нас со всех сторон, закрывают от нас эту цель. И тем не менее объединение УМА и ТЕЛА вовсе не такая сложная вещь. Она кажется сложной потому, что люди упорно сохраняют об УМЕ и ТЕЛЕ представление как о противоположностях. Однако оба они берут своё начало от энергии (Ки) и в конечном счёте представляют одно целое. 2.2 Успокоение «УМА» Если рассматривать УМ как осознанный иллюзорно приобретённый опыт + интеллект, которому всегда мешают эмоции или внешние и внутренние раздражители, то с бессознательным умом (восточное состояние «НЕ УМА»)*, всё гораздо проще. Вот как нам это состояние «не ума» преподносит восточная философия: водная гладь – суть поверхность массы воды. В своём естественном состоянии она не имеет ряби. Зачерпните немного ковшом, не потревожив её, и вода останется спокойной. Если же, насмотревшись на штормовые волны, которые разрушают морскую гладь, вы решите, что естественное состояние воды – это беспокойное движение, проведите ещё один опыт. Опустите руку в потревоженную воду, чтобы её успокоить. Поверхность воды возмутится ещё больше, в противоположность тому, к чему вы стремились. То же самое происходит и с УМОМ. Мозг всё время посылает электромагнитные колебания, которые принято называть «энцефалограммой мозга». Эти колебания продолжаются до тех пор, пока мозг жив. Если мы будем исходить из допущения, что наш мозг по своей природе беспокоен, его колебания не смогут стать равномерными, сколько бы мы ни прилагали усилий к тому, чтобы их успокоить. Приказ мозгу успокоиться создаёт свои собственные колебания. Когда же мы думаем о том, что полностью спокойны, сама эта мысль тоже создаёт колебания. Мы не можем объединить ум и тело, или стать одним целым с энергией Вселенной, если мы своими мыслями постоянно вносим возмущения в энцефалограмму мозга. Что же делать в этом случае? Прежде всего, мы должны решить, что первичным состоянием нашего ума является покой. Неплохо подумать о колебаниях, успокоив их на половину (отбросить те мысли и эмоции, которые легче всего уйдут из сознания). Затем таким же делением и отниманием продолжить процесс и свести его к минимуму, - колебания станут бесконечно спокойными. Однако надо всегда помнить, что они никогда не станут равными к нулю. Энергия Вселенной лежит на бесконечном, никогда не кончающемся пути к нулю. Если мы остановим колебания на их пути к нулю, они утратят своё динамическое движение – они станут нулём, а это покой смерти, - о чём всегда предупреждал нас Юнг. Другими словами сознание нужно сводить к минимуму, т.е. концентрируя внимание на чём-то одном, например, дыхании, тогда не будут мешать ненужные мысли и эмоции, и это состояние покоя будет благотворно влиять на организм человека. Живой покой всегда в движении и содержит бесконечную энергию. Покой смерти не содержит ни живой силы, ни энергии. Эти два покоя совершенно различны. Мы должны поддерживать свой ум на пути к бесконечно малому. Это и есть покой и объединение ума и тела. Однако это легко только на словах, особенно для европейца, с его совершенно отличным фундаментом от восточного человека, разница которого составляет более трёх тысяч лет; - Юнг К.Г., в выше приведённых примерах и пояснениях. Совсем другое – делать. Наш век не даёт времени на то, чтобы лет десять или двадцать просидеть в горах, предаваясь медитации. Дисциплина ума и тела, которая не может быть применена в повседневной жизни, бесполезна. Создатель и основатель боевого искусства Айкидо Морихей Уэсиба посвятил годы метафизическим наукам и экспериментам, которые позволили ему вывести четыре основных метода, которых, по ево мнению, будет достаточно каждому желающему, чтобы объединить ум и тело в повседневной жизни и расширить свои возможности в любой области, где присутствует интерес и желание. Первый метод: сосредоточение внимания на одной точке (или чём-то одном, например, дыхании). В этом методе необходимо принять правильную и удобную позу и сосредоточить внимание на низе живота, это обеспечивает правильное и ровное дыхание, за счёт приспускания диафрагмы лёгких. Хотя ещё до сих пор некоторые считают, что сила должна находиться в нижней части живота, на самом деле это место для концетрации ума, а не для помещения силы. Если мы сосредоточиваем внимание на одной точке в нижней части живота, ум автоматически концентрируется на так называемом третьем глазе (именуемом в Японии тэнтэй). С психологической точки зрения, сосредоточение внимания на чём-то одном, особенно малом это ни что иное, как отвлечение сознания от насущных и глобальных проблем – (внешних раздражителей), а также от эмоциональных переживаний – внутренних раздражителей, и это на самом деле очень полезно, так как дыхание становится спокойным и ровным, чуть замедленным, происходит релаксация организма, хотя это уже относится ко второму методу, но это не столь важно, так как все четыре метода – это одно целое. В третьем методе рекомендуется заняться мысленными командами с целью поддерживания центра тяжести в нижней части тела, это легко можно осуществить с помощью обычных представлений, (развивается воображение), например мы можем представить, что мы тетраэдеры (пирамиды), и сразу почувствуем хорошую устойчивую позицию. Этот метод часто практикуется в Айкидо, так как в айкидо не занимаются бессмысленным наращиванием силы физическим путём, результат достигается более интеллектуальным и более результативным методом представления и воображения, например, если мастер вытянет руку и представит себе, что она у него железная, то на ней запросто сможет повиснуть человек, также можно разломать об неё деревянную палку, при этом на руке никогда не останется никаких следов ушиба – феномен человеческого организма в целом, определяющий тренировку не физических упражнений, а мыслей. 2.3 Расширение «Ки» В четвёртом методе предлагается расширить свою Ки (энергию). Как это можно объяснить с психологической точки зрения? Начнём с того, что люди со слабой энергетикой в жизни очень вялые, пассивные, по ним сразу можно увидеть присутствие этого фактора и сказать – у них слабая Ки. Чтобы расширить свою Ки (энергию), в первую очередь, нужно верить в то, что вы делаете это. Другими словами, мы должны использовать свой ум положительно. Например, звук свободно распространяется в пространстве, распространяется беспрепятственно и свет. Нет никаких причин для того, чтобы наша умственная энергия не могла вести себя так же. Подобно воде, стремительно извергающейся из пожарного шланга, энергия течет или даже брызжет из нас, если мы в это искренне верим то умеем управлять ею. Подобная мысль может показаться странной, но это только потому, что энергия невидима, но она действительно реально присутствует и каждый из нас её когда-нибудь ощущал, нужно только подумать и вспомнить, как в какой-то момент, когда-то, вы, в своём внутреннем ощущении готовы были свернуть и переделать весь мир в один миг, - вот сколько энергии в вас, в тот момент, пресутствовало! А для достижения этой цели достаточно всево лишь думать о Ки, собирать её с положительно рассматриваемых любых предметов и обмениваться ей с Ки Вселенной используя эти четыре метода. Подводя итог этим методам можно сказать, что хотя для согласования ума и тела существует четыре метода, нет необходимости использовать все четыре одновременно. Скептик может сказать: «Я не могу держать своё сознание бесконечно далеко и концетрироваться на одной точке в нижней части живота в одно и то же время – сознание у меня только одно». И он, конечно, прав. Невозможно делать две противоположные вещи одновременно. Например, никому ещё не удавалось стоять, когда он лежит, или стоять и лежать одновременно. Однако совсем иначе обстоит дело с четырьмя методами, потому что оказывается, что все они говорят об одном и том же. Если мы удовлетворим любой из них, мы удовлетворим всё. Если мы потерпим поражение с одним, мы не справимся и со всеми остальными. Условно говоря, первый и четвёртый – это методы ума, а второй и третий – методы тела. Но так как ум и тело в конечном счёте одно и то же, то все четыре метода имеют дело с одним и тем же. В Айки-до не обязательно сосредоточивать внимание на точке и сидеть или лежать в удобной позе, в самой технике этого боевого искусства заложены эти все методы. Не удивительно то, что по началу освоения только самых первых, простых ступеней, даже если ты был хорошо физически подготовлен и имел квалификацию по какому-то другому боевому искусству, новичку они даются с большим трудом, но проходит время и ты, не замечая для себя самого удивляешься, заглядывая назад и вспоминая свои первые шаги. И уже совсем по другому смотришь на происходящее вокруг самого себя. Всё изменилось. Ведь Айкидо, это не только отражение гармонии твоего тела, ума и духа, не только твоё истинное зеркало, это и искусство Мира. И если ты постоянно практикуешь, твоё мировоззрение меняется в лучшую, положительную сторону, оно преображается, и тебе хочется большего, и так до бесконечности. Глава III. Анализ исследования 3.1 Значение айкидо Изучение – это процесс обретения знания и усвоение этого знания на уровне практического применения. Результатом обучения является приобретение навыков. Так, в айкидо базовые техники предполагают методики влияющие на развитие и совершенствование личности. Для познания необходимо изучить законы движения собственного тела и научиться применять эти законы не только в спортивном зале но и в повседневной жизни. Мы узнаём, что эффективность – следствие более глубокого осознания самих себя в этом мире и понимания силовых линий противника. Мы узнаём, что дыхание поддерживает наши движения. Мы начинаем постигать тонкости еле заметных мускульных усилий, структурной и нервной деятельности и учимся воплощать эти знания в практике. Мы осознаём всю мощь крупных мускулов нашего тела и обретаем власть над более мелкими мышцами конечностей. Мы постигаем свой центр, ту область в нижней части живота, которая и есть исток и начало каждого движения. Практические занятия любым искусством служат зеркальным отражением нашего отношения к окружающему миру и способом взаимодействия с этим миром. В этом смысле длительное изучение такого искусства, как айкидо, приобретает особое значение. Постигая его принципы вне безопасных стен тренировочного зала, мы постоянно наращиваем потенциал для духовного роста. Как известно, тело играет роль своего рода механизма взаимодействия и общения. Оно многое говорит о нашей природе и контактах с другими людьми. Есть немало технических возможностей для того, чтобы определить, насколько особенности нашего ЭГО приближаются к нашему истинному «Я» или соответствуют ему. Развитие восприимчивости порождает навыки более гармоничного общения с окружающими. Мы начинаем чувствовать намерения и предвосхищать поступки противника или партнёра, что позволяет вести более конструктивный диалог. Живя в настоящем времени, человек не уравновешен, замкнут от новых концепций и перспектив, не способен трезво и непредвзято выбирать варианты ответов на вечно меняющиеся вопросы, которые задаёт нам жизнь через айкидо постигается ценность межличностных контактов и многое узнаётся о природе истинной силы. Получая сигналы от противника, практикующие айкидо развивают способность гармонизировать силу и в конечном счёте устанавливать контроль над энергией взаимодействия. В итоге, конфликтная ситуация подчиняется нашей воле. Способность к более продуктивному самовыражению укрепляет человека в стремлении продолжать служение искусству. Однако все цели предполагают завершение, конец; в нашем случае истинной целью является поступательное движение вверх по спиральному пути эволюции духа. С практикой приходят сила и радость освобождения от пут условностей и привычных стереотипов. Именно тогда проявляется истинное «Я» человека. Приобретённая с опытом способность проникновения в суть вещей поддерживает процесс познания и саморазвития, что, в свою очередь, ведёт к спонтанному, интуитивному восприятию потока жизни. 3.2 Этапы развития Закон цикличности распространяется как на природу в целом, так и на человеческую жизнь. Процесс познания также цикличен. В начале обучения внимание сосредоточено на изучении технических приёмов и демонстрации способности контролировать противника. Если партнёр по тренировке благожелателен, то может возникнуть ложное чувство собственного превосходства. Если же по той или иной причине партнёр оказывает жестокое сопротивление, мы начинаем задумываться о правильности применения технических приемов или начинаем сомневаться в собственных способностях. В любом случае наше внимание сосредоточено на внешнем контроле за партнёром. Техника исполнения приёмов может быть большой и малой. В начале обучения, когда мы полны энтузиазма, движения могут быть внешне энергичными, размашистыми и достигать большой амплитуды. С приобретением первых навыков создаётся впечатление, что нам всё по плечу, а весь мир лежит у наших ног. Каждое движение дышит задором и самоуверенной юностью. На следующем этапе обучения становится очевидным, что для исполнения тех или иных приёмов не требуется столь значительных энергетических затрат, а внешняя отвага вовсе не означает фактической эффективности. Энергетические затраты сводятся к минимуму, пространство для выполнения приёма сужается, и наше внимание переключается от конечностей к энергетическому центру (Ки) тела. Техника остаётся по сути той же, но исполнение приёмов приобретает новые черты. Затем мы начинаем осознавать, что внешнее исполнение – это лишь грубое средство достижения контроля над противником. Однако в рамках этой «грубой оболочки» имеется немало способов для личного самовыражения. Всё это напоминает Т-тренинг Бихевиористического направления или знаменитую психодраму Якоба Морэна, протекающие невербально. Цикличность подразумевает возможность выбора. Сами циклы редко повторяются, но дают возможность осознать, что гибкое и творческое отношение к любой комбинации обогащает нас неповторимым личным опытом. Циклы дают нам возможность раз от раза улучшать результаты и на основе предыдущего опыта формировать новое многомерное миропонимание. 3.4 Язык движений Наши движения отражают наши привычки – то, как мы думаем, взаимодействуем, воспринимаем внешние раздражители и реагируем на них. На татами можно многое узнать о собственных привязанностях. Работа с разными партнёрами позволяет общаться без слов. И всё же даже без вербального общения можно почерпнуть многое в процессе взаимообмена чувственными импульсами, облачёнными во внешние формы атаки и защиты. Стэн Роубел – мастер Айкидо говорит - «Движения говорят о том, кем мы являемся и как взаимодействуем с окружающим миром. В то же время точность послания искажается личным восприятием адресата. Подобно движению, восприятие обусловлено ожидаемой реакцией. Ощущения говорят о том, как мы видим и трактуем возможности и противодействие внешнего мира и как мы определяем свою принадлежность к этому миру». При движении наше восприятие впитывает в себя буквально поток альтернативных возможностей. Это напоминает сцену, на которой установлены многочисленные зеркала. То, что мы видим, представляет собой многослойный информационный пирог. Иными словами, воспринимаемая информация имеет отношение не только к тому, что находится перед нами, но и ко всем окружающим нас объектам. Мы сами выбираем объект наблюдения и объект взаимодействия. Мы сами выбираем нашу реальность. 3.5 Наблюдение На протяжении четырёх лет мы наблюдали за тем, что привлекает людей в айкидо. Их мотивировки и приоритеты были разными, но всех объединяло одно – стремление обогатить собственную жизнь чем-то существенным. Одни хотели обрести навыки самообороны, другие просто поддерживать физическую форму, третьи изучить медитативные аспекты движения в потоке или получить от занятий нечто большее – то, что трудно высказать словами.На основе опыта наблюдения за собственными движениями мы пытались выяснить особенности движений новичков.Их способность к кинестезическому (получению информации о движении и положении собственного тела) восприятию разнообразна. Одни демонстрируют спортивную удаль, другие не могут отличить левую руку от правой. Одни полностью выкладываются на тренировках, других пугают даже незначительные физические усилия. Происходит своего рода процесс естественного отбора, во время которого одни ученики продолжают совершенствовать свои навыки, а другие больше не появляются в тренировочном зале. По поводу последних можно сказать, что этот опыт не пришёлся им по нраву, так как они ожидали более быстрого эффекта. Но мы хотим напомнить, что айкидо – это интеллектуальное и очень сложное боевое искусство и требует постоянной работы над самим собой, поэтому здесь нечему удивляться – «каждому своё». На самом деле мы не знаем истинную причину их ухода, так как знакомство с ними было непродолжительным. Поведение самих учеников и их взаимодействие друг с другом вызывают несомненный интерес. В этой связи возникают вопросы: заложен ли потенциал дальнейшего постижения в структуре личности человека? Способствуют ли тренировки самовыражению личности? Хочет ли он выглядеть более привлекательным, сексуальным или ему всё равно, лишь бы быть приобщённым к чему-либо значимому, и заводить новые, нужные знакомства. Движения являются отражением внешних факторов, определяющих качества нашей личности. Люди становятся людьми в процессе «окультуривания», на который влияют общество, родители, школа, семья, события повседневной жизни. Этот процесс формирует реакцию человека на внешние раздражители. Ответная реакция может быть преходящей или может прочно укорениться в сознании как базовый принцип самовыражения. Если стремление к самовыражению в движении заложено в каждом из нас, то чем отличается спортсмен от нетренированного человека? Вероятно, разница их потенциалов не так уж велика. Скорее всего, различие следует искать в их способности к восприятию. В самом деле, учебные методики продиктованы современными подходами к обучению. Движения не ограничиваются исполнением технических приёмов, уклонением от ударов или преднамеренными падениями. Они тесно связаны с техникой дыхания, способами структурного и функционального совершенствования, отношением к окружающей среде и тем, как мы чувствуем и познаём окружающий мир на уровне внутреннего восприятия. Движение – это результат и одновременно причина внешнего самовыражения. Исходя из того, что у каждого человека существует некий нереализованный потенциал, может быть, следует сосредоточить усилия на поиске истинного «Я», вместо того чтобы акцентировать внимание на внешней форме боевого искусства, т.е. сводить все свои сознательные мысли к минимуму, для высвобождения бессознательного с чем бы обязательно согласился доктор Юнг, так как именно только таким путём для европейской личности можно достигнуть совершенства в айкидо, а значит и возвратить утраченную духовность. Внешняя форма айкидо, может стать своего рода посредником в процессе самопостижения. Она способствует становлению личности и её самореализации. Следовательно, если человек готов к восприятию новой информации, методы айкидо дадут возможность познать самого себя и встать на путь самосовершенствования. 3.6 Барьеры самовыражения личности и освобождение от них В определённом смысле наши поступки в значительной степени предопределены. Влияние родителей формирует самосознание ребёнка, его отношение к людям и окружающей среде. Школа, церковь, соседи, общество и культурные традиции устанавливают барьеры, ограничивающие свободу действий. Это продиктовано соображениями общего блага и общественного порядка. Конформизм и общественная мораль подавляют свободу выражения индивидуума и ограничивают выбор моделей поведения набором привычных стереотипов. В процессе становления личности ограниченные возможности реализуются согласно раз и навсегда установленным правилам. На уровне подсознания свобода приносится в жертву во имя контроля над другими людьми и собственного влияния на окружающих. Негласные запреты настолько ограничивают выбор, что не оставляют места для неординарный поступков и способов самовыражения. Например, если кто-то схватил вас за руку и вы считаете, что для освобождения от захвата вам следует потянуть руку на себя, то каковы будут ваши действия, если этот приём не сработает? Если удар направлен вам в голову, а за спиной стена, что вы предпримете, не имея возможности для отступления? Запреты ограничивают способы самовыражения и применения силы. Внутренние и внешние факторы формируют предубеждённость, существенно ограничивающую способность познавать, думать, экспериментировать и действовать. Стереотипы поведения настолько укоренились в нашем сознании, что их предательская сущность часто остаётся незамеченной. Практика боевого искусства айкидо бросает вызов нашему восприятию, способности к критическому мышлению и ответной реакции на ограничения. Его тайна скрыта в неограниченном многообразии различных техник, основанных на манипулировании силы противника, можно сказать издевательство над агрессией. С осознанием функционального многообразия исчезает категоричность суждений. Более не существует правильных или неправильных путей; для эффективного взаимодействия при любых жизненных обстоятельствах открыты все дороги. Подобно тому как существует множество технических приёмов и вариантов их использования, есть немало возможностей взаимодействия с партнёром. «Растворяясь» в своём противнике, вы обнаружите новые возможности для ведения боя даже в том случае, если ваша первая реакция была традиционной. Непрерывный и осмысленный диалог позволяет проявлять гибкость в любой ситуации. Например: иногда мы попадаем под влияние внешней силы, позволяя ей устанавливать над нами контроль, не осознавая, что подобное влияние есть не что иное, как призыв к самоконтролю. Так же как страх порождает новый взгляд на вещи, внешние силы несут новое знание, способное сломать барьеры внутренней закрепощённости. Итак, кто и что влияет на сознание, наделяя его силой закрепощать, подавлять и управлять? Слияние – это интуитивный ответ, выработанный в процессе длительных тренировок, свободный от ограничений словесного выражения и вовлекающий в поток, несущий не созидание, но единение. Этот процесс имеет одну цель – освобождение от внутренней скованности и действий, обусловленных рефлекторным защитным механизмом. Слияние подразумевает соотнесение собственной энергетики с силой противника. При этом противостояние трансформируется в непрерывный поток движения. Заключение Используя описательный метод исследования мы пришли к выводу, что соучаствовать в творческом развитии, такого восточного боевого искусства, как айкидо – значит приобретать новые навыки, стремиться к более глубокому пониманию духовной мудрости. С обретением этих качеств практикующий становится опытным и знающим мастером, а значит также становится значимой личностью. Развитие искусства не предполагает демонстрацию глубокой физической силы и волевых установок. Подобная порочная практика препятствует самосовершенствованию на пути к более высоким уровням мастерства.Самосознание и осмысление собственных отношений с другими людьми помогают свернуть с проторённой дороги самовыражения. Открываются новые возможности для изучения сенсорного восприятия, наблюдения за характерными жестами и привычками и применения новых методов взаимодействия между собственным эго и окружающей средой.Изменение является естественным результатом исследования, проверки и взятия на вооружение новых методов. Когда у человека есть выбор, он избавляется от тревожных мыслей, страха и чувства беспомощности, на смену которым приходят самообладание и умиротворённость. Предвзятость суждений исчезает, по мере того как вы начинаете понимать и воспринимать как должное множественность путей постижения одного и того же явления. Одновременно у вас появляется выбор способа ответных действий. Вы более не связаны по рукам и ногам и меньше тревожитесь по поводу правильности собственных действий, так как варианты боевого взаимодействия многочисленны. Наличие выбора позволяет действовать наилучшим образом и постоянно совершенствовать своё мастерство.Мышцы тела хранят воспоминания о былой напряжённости, структурных и организационных особенностях прошлого опыта. Эти воспоминания определяют уникальность каждого индивидуума. Они влияют на то, как мы видим, думаем, чувствуем, осязаем и действуем. Они формируют наш облик и то, какими мы видим самих себя как участников драматических событий собственной жизни. Считается, что мышечное напряжение и нервно-мышечная активность создают предпосылки для всей деятельности индивидуума и становятся своего рода «кинестезическими отпечатками пальцев». Эти воспоминания сродни привычным моделям поведения, которые, в свою очередь, формируют представления человека о самом себе.Ментальная проекция собственной личности внушает чувство комфорта и заставляет нас действовать соответствующим образом. С восприятием нового на кинестезическом уровне, например в случае адаптации самосознания к новой стойке, структурная функциональность обретает зримые черты. Новые ощущения оставляют свой след и на внутреннем уровне.Айкидо располагает определёнными средствами, с помощью которых мы можем посмотреть на себя со стороны глазами других людей. Эти средства способствуют нашему единению с другими людьми. Взяв их на вооружение, личность познаёт себя на всех уровнях: физическом, биомеханическом, интеллектуальном, эмоциональном и духовном. Они подобны двусторонним зеркалам, позволяющим одновременно видеть партнёра, наблюдать за собственным поведением и контролировать намерения партнёра.Стен Роубел, мастер айкидо сказал: «Айкидо – это процесс. Предубеждённость и стремление к заранее предопределённому результату принижают ценность поступка и самого искусства жить. Результат взаимодействия с противником может быть нейтральным, вдохновляющим или жестоким. Он может вызвать всплеск эмоциональной энергии либо принести умиротворение и покой. Период между началом и концом и есть жизнь с её впечатлениями, опытом и уроками. Исток подразумевает возникновение потока, течение которого дарует нам жизненный опыт со всеми его возможностями».В айкидо существует система проверок, включающая как официальные испытания, проводимые в процессе обучения, так и непосредственный жизненный опыт вне стен тренировочного зала. Во время тренировочных спонтанных схваток (рандори) многократно демонстрируется способность «сохранять своё лицо», равно как и эмоциональная, духовная и физическая зрелость участников. Иными словами, проверка качеств личности осуществляется ежесекундно и непрерывно, то есть в потоке. Частью потока, или процесса, наблюдения, эмоционального переживания, обучения и практического опыта, является оценка личных достижений, которые постепенно приближаются к уровню истинной сущности человека. В этом смысле практика боевого искусства с целью самообороны гармонизирует физические, интеллектуальные аспекты личности. В результате отношения с другими людьми и с окружающей средой также становятся более гармоничными. Таким образом, изучение восточного боевого искусства является средством постижения нашей истинной природы. Происходит непрерывное совершенствование личности и её подсознательных мотивировок. Спиральные циклы постижения повторяются по мере эволюционного развития индивидуума, а сам процесс обучения с каждым новым циклом наполняется новым знанием и мудростью. Литература 1. Юнг Карл-Густав О психологии восточных религий и философий пер. с швейц. изд-во «Медиум», М.: 1994 2. Киссёмару Уэсиба Айкидо – искусство мира пер. с япон. изд-во «София», Киев: 1997 3. Роубел Стэн Айкидо для самопознания пер. с англ. изд-во «ФАИР-ПРЕСС», М.: 2002 4. Конфуций Суждения и беседы пер. с кит. изд-во «Азбука-классика», Санкт-Петербург: 2005 5. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному; Страх; Тотем и табу. пер. с нем. изд-во «Попурри», Минск: 1999 6. Морено Я. Психодрама пер. с англ. изд-во «ЭКСМО-Пресс», М.: 2001 7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах перевод с франц. изд-во «Мир», М.: 1996 8. Дружинин В.Н. Психология изд-во «Питер», Санкт-Петербург: 2002 9. Аристотель Трактат о душе изд-во «Питер» С.-П.: 2002 10. Веллер М. Ввё о жизни изд-во «Пароль», Санкт-Петербург: 2004 11. Карамов С. Оружие ушу: Практика владения традиционным китайским оружием изд-во «Гранд-Фаир», М.: 2000 12. Рольф Бранд Айкидо: Учение и техники гармоничного развития перевод с немецкого, изд-во «Гранд-Фаир», М.: 2000 13. Ким Су Тэквондо: Ча Ён Рю – естественный путь перевод с английского, - М.: 2001 14. Ларин А. Кабудо: Искусство работы с традиционным японским холодным оружием изд-во «Гранд-Фаир», М.: 2000 15. Мастер Чой. Хапкидо: Базовый курс пер. с англ., изд-во «Гранд-Фаир», М.: 2001 16. Мастер Чой. Хапкидо: Практическое руководство пер. с англ. - М.: 2001 17. Мао ДжаВэн. Оздоровительная китайская гимнастика пер. с англ., изд-во «Гранд-Фаир», М.: 2001 18. Вольф Х. Дзюдо: Техника самообороны пер. с нем., изд-во «Гранд-Фаир», М.: 2001 19. Иванов-Катанский С. Базовая техника каратэ изд-во «Гранд-Фаир», М.: 2001 20. Иванов-Катанский С. Комбинационная техника каратэ изд-во «Гранд-Фаир», М.: 2000 21. Иванов-Катанский С. Высшая техника каратэ изд-во «Гранд-Фаир», М.: 2001 22. Иванов-Катанский С. 400 приёмов будзюцу. изд-во «Гранд-Фаир», М.: 2001 23. Фолке А. Айкибудо пер. с фр., изд-во «Гранд-Фаир», М.: 2000 24. Ояма М. Это каратэ пер. с англ., изд-во «Гранд-Фаир», М.: 2001 25. Вон Кью-Кит. Тай-цзи цюань: Полное руководство по теории и практике пер. с англ., изд-во «Гранд-Фаир», М.: 2000 26. Суино Н. Искусство японских мастеров меча: Руководство по Иайдо Эйсин-Рю пер. с англ., изд-во «Гранд-Фаир», М.: 2001 27. Сиода. Динамика Айкидо пер. с англ., изд-во «Гранд-Фаир», М.: 2001 28. Судзуки Дайсэцу Основы Дзэн-Буддизма пер. с англ., изд-во «Одиссей», Бишкек: 1993 29. Кацуки Сэкида Практика Дзэн пер. с англ., изд-во «Одиссей», Бишкек: 1993 30. Джеймс М. Рождённые выигрывать пер. с англ., изд-во «Мир», М.: 1995 31. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. пер. с англ., Минск: 1992 32. Рушман Э.М. Физкультура и спорт. Надо ли убегать от стресса? изд-во «Прогресс», М.: 1990 33. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности М.: Политиздат, 1989. – 319 с. 34. Ильенков Э.В. Что такое личность? изд-во «Мир», М.: 1991 35. Хьел Д., Зиглер Д. Теории личности изд-во «Прогресс», М.: 1997 36. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. /Психология личности/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. изд-во МГУ, - М.: 1982 37. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. изд-во «Мир», М.: 2000 38. Выготский Л.С. Психология искусства. изд-во «Прогресс», М.: 1987 39. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. изд-во «Мир», М.: 1994 40. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб: 1999. 41. Юрч У. Преодолевая «НЕТ». изд-во «Прогресс», М.: 1993. 42. Саотома М. Айкидо и гармония в природе пер. с англ., изд-во «Шамбала» София: 2002 43. Азими К.С. Учебник медитации изд-во «Армита-Русь», М.: 2005 44. Болдорев М. Антология Дзэн изд-во «Аркаин», М.: 2004 45. Сарангерол Зов шамана, древние традиции и духовные практики пер. с англ., изд-во «Гранд», М.: 2003 46. Рошаль В.Н. Энциклопедия символов изд-во «Сова», Санкт-Петербург: 2005 47. Хамфрис Крисмас Дзэн-Буддизм пер. с англ., изд-во «Гранд», М.: 2003 48. Нобуёси Панура Айкидо и передача традиции пер. с франц., София: 2002 49. Коментарии – Фримантл Ф., Тунгпа Чогьян Тибетская книга мёртвых (Бардо Тходол) перевод София: 2003 50. Коваль С.Н., Холин Ю.Е. Философия и практика дзэн для карьеры и успеха изд-во «Феникс» Ростов-на-Дону: 2006 51. Рама Шарака Жизнь души пер. с инд. изд-во «Амира-Русь», М.: 2004
Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|