РУБРИКИ |
Зрительно-кинестетическая диссоциация |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Зрительно-кинестетическая диссоциацияЗрительно-кинестетическая диссоциацияИнститут Современных Психологических Технологий Реферат по дисциплине: Нейро-лингвистическое программирование Тема: Зрительно-кинестетическая Подготовил: Александр Зубравский Группа 15В Москва 2009 Оглавление Современный подход к проблеме.. 5 Поддержание состояния «здесь и сейчас». 10 Описываемый в реферате прием был изначально предложен Р.Бендлером в книге «Используйте ваш мозг для изменений» (Using Your Brain for a Change) в 1985 году. Прием позволяет диссоциировать (отделить) сознание клиента от травмирующего аффекта, который не может переноситься каким-либо иным способом. Для этого используется техника просмотра фильма в воображаемом кинотеатре, описание которой будет дано в основной части реферата. В результате, клиент снова обретает способность осознанно воспринимать события, вызывавшие ранее психическую травму. Травматический опыт интегрируется в область сознательного эго и перестает беспокоить своими психосоматическими проявлениями повседневную жизнь человека. За счет высвобождения энергии, ранее направленной на инкапсуляцию «невыносимых» переживаний, клиент получает доступ к дополнительным ресурсам, которые обогащают его опыт и открывают новые возможности восприятия. В своей работе терапевты нередко наталкиваются на особо сильные сопротивления клиентов, когда речь заходит о травматических аффектах, неконтролируемых страхах и фобиях. В этих случаях традиционная психоаналитическая модель, основанная на когнитивном осознании негативных факторов, оказывается неэффективной. Еще Зигмунд Фрейд отмечал, что даже многократное донесение до клиента результатов психического анализа поведения не приносит ожидаемого эффекта. Вопреки всем ожиданиям, сознание клиента отказывалось принимать кажущуюся очевидность внутренних психических процессов. Для объяснения этого феномена Фрейд в своих поздних работах ввел понятие Танатоса – стремления к смерти. В противоположность либидо – стремления к удовольствиям. Однако в рамках этой концепции многие феномены так и остались не до конца понятыми, да и сам Фрейд не чувствовал удовлетворенности в этом вопросе. Современные юнгианские аналитики склонны рассматривать психику человека, как взаимосвязь более сложных факторов, уходящих корнями в «архаические типические явления» или архетипы. О происхождении архетипов подробно писал в своих работах К.Г. Юнг, а для нашего исследования важна такая характеристика архетипов, как нуминозность. Нуминозность означает характер явлений, который может быть кратко описан, как божественный, имеющий непереносимую природу для человека в силу своей значительности и обширности. Следующий важный элемент психики в рамках описываемой модели – наличие у человека системы самосохранения. Эта система отвечает за то, чтобы непереносимые переживания больше никогда не повторились, так как это может привести к полной аннигиляции психики. При возникновении травмирующих аффектов эти переживания инкапсулируются – помещаются в отдельный «контейнер», который перестает осознаваться и может воздействовать на сознание косвенно. Ночные кошмары, неконтролируемые страхи, фобии, пугающие образы и неконтролируемые фантазии – все это суть проявления одних и тех же процессов.
Первоначально, еще до изобретения Фрейдом своей техники свободных ассоциаций, для решения вопросов такого рода применяли гипноз. Суть метода предельно проста: в состоянии гипнотического транса человек заново переживает травмирующие события. Затем, после выведения из гипноза память восстанавливается, и человек обретает возможность спокойно воспринимать опасные ранее ситуации. Сам Фрейд на начальном этапе относительно успешно применял этот метод, однако, в последствии, от него отказался. Как поговаривают из-за того, что не владел в совершенстве этой техникой. Дальнейшие исследования показали наличие негативных факторов в самом гипнозе, как методе воздействия и сейчас его стараются не использовать. В настоящее время существует достаточно большое количество техник, направленных на извлечение бессознательного материала в обход непосредственного влияния системы самосохранения. Например, значительная часть этих методик работает через проекцию непосредственного травматического опыта в другие, менее «опасные» для эго формы. Сюда относится арт-терапия, танцевально-двигательная терапия, всевозможная работа с образами метафорами – например сказкотерапия. Описание всех существующих методов выходит за рамки этого исследования, однако в заключение этого сводного описания добавим, что все они направлены на ослабление блокирующего действия охранительной системы с помощью диссоциации эго от травмирующего аффекта. Как же работает диссоциация и почему она оказывается настолько эффективной? В ее основе лежит эмпирическое наблюдение о том, что для человека события, которые происходят не непосредственно с ним, являются менее травматичными. Проще говоря, действует правило – «раз это случилось не со мной – мне нет до этого никакого дела». При более детальном рассмотрении внутренних процессов оказывается, что травматичные явления тем легче переносятся эго, чем «дальше» они от него отстоят по шкале диссоциированности. Итак, метод работы. В настоящем исследовании мы рассмотрим метод (технику) «зрительно-кинестетической диссоциации», которую предложил Р.Бендлер в рамках своей модели «нейро-лингвистического программирования». Диссоциация является основой успешного применения этого метода. Следовательно, задача терапевта - научить клиента полностью диссоциироваться от стимулов и воспоминаний, вызывающих нежелательную реакцию. Терапевт отвечает за защиту клиента. Если у клиента интенсивная реакция, настоятельно рекомендуется перед началом работы вызвать ресурсное состояние и стабилизировать его с помощью кинестетического якоря. Терапевты часто пользуются двойной диссоциацией, чтобы еще эффективнее защищать клиента. Метафора, используемая в методике, может показаться необычной на первый взгляд, но дальнейшее описание полностью раскроет смысл и целесообразность ее применения. Наиболее ясно ее суть раскрывает воображаемый диалог клиента и терапевта, который может быть взят за основу для собственной работы. Терапевт: "Я хочу, чтобы вы вспомнили какой-нибудь знакомый вам кинотеатр и представили себе, что вы сейчас находитесь там. Пусть глаза будут открыты. На экране черно-белая фотография Нади. Когда вы это себе представите, следующим шагом будет оставить свое тело сидящим здесь и перенестись в будку оператора. Вы знаете, что это такое, не правда ли?" Клиентка: "Да". Терапевт: "Хорошо. Потому что в будке оператора вы в сохранности. Здесь есть маленькое стеклянное окошечко, через которое вы можете посмотреть и увидеть Надю, как она сидит и смотрит на свою черно-белую фотографию на экране. И я хочу, чтобы вы оставались в будке оператора, чувствуя себя уютно, пока вы смотрите сцену из фильма, потому что скоро вы увидите со стороны, как Надя реагировала, когда оказывалась рядом с собакой". Клиентка: "Я не знаю, с чего начать. Я должна вспомнить самый первый раз?" Терапевт: "Нет, это может быть любой запомнившийся момент, когда она (терапевт указывает рукой на Надю на экране) впадала в панику при виде собаки. Здесь важно, чтобы по мере того, как вы смотрите из будки, сцена была черно-белая и начиналась до появления собаки. Так что в начале она в сохранности, потом появляется собака, и она впадает в панику, а сцена просто прокручивается до самого конца, не останавливаясь, до того момента, когда опасность миновала". Клиентка: "То есть, она в сохранности в начале и в конце, страшно только в середине?" Терапевт: "Да. И даже когда ей страшно, вы в сохранности наблюдаете из будки оператора". Здесь важным моментом является создание ресурсного состояния у клиента путем помещения его образа в обстановку безопасности из которой будет затем производиться наблюдение. Поддержание состояния Очень важно поддерживать сознание клиента в состоянии «здесь и сейчас», которое является наиболее ресурсным во многих аспектах, а в частности – из него возможны изменения паттернов психики. Исходя из этого, терапевт должен быть предельно внимателен ко внешним признакам состояния «здесь и сейчас», поддерживать их, не давая клиенту уйти в область бессознательных фантазий, одновременно поддерживая диссоциацию от травмирующего опыта. Показателями фиксации на «здесь и сейчас» являются · Взгляд прямо вперед, а не в стороны · Ровное и неглубокое дыхание · Естественный цвет лица Если терапевт замечает изменение этих показателей, его задачей является вернуть клиента в «реальность». Терапевт убедительно настаивает на том, чтобы клиент открыл глаза, увидел комнату, услышал голос терапевта, встал и предпринял любые другие меры. Например: Терапевт: "Надя, встань и послушай меня (терапевт заставляет клиентку подняться). Открой глаза и посмотри на меня. Заметь, что ты со мной и ты в сохранности. И поскольку ты здесь, ты не можешь быть там". Когда клиент придет в себя, терапевт снова вызывает у него ресурсное состояние и снова стабилизирует его с помощью якоря (просто взять клиента за руку часто может быть эффективным якорем), прежде чем снова начать. Терапевт также может использовать субмодальности, чтобы помочь клиенту оставаться диссоциированным. Например, представление можно сделать меньше или отодвинуть его подальше, сцена может быть черно-белой, клиент может смотреть сверху После того, как клиент «досматривает» свой фильм в состоянии диссоциации, терапевт переходит к следующему шагу. · В конце «просмотра» терапевт предлагает клиенту вновь ассоциироваться со своим образом. Затем находясь «здесь и сейчас» произвести как бы перемотку своего фильма от начала к концу. То есть с момента «опасность миновала» через травматическую ситуацию и к исходному состоянию безопасности перед возникновением аффекта. Терапевт: "Надя, следующий шаг может показаться немного необычным, и я не хочу, чтобы вы его делали до тех пор, пока вы не поймете полностью мое объяснение. Хорошо?" Клиентка: "Хорошо". Терапевт: "Теперь, когда та сцена на экране закончилась, вы можете увидеть стоп-кадр с Надей после того, как все закончилось. Опасность миновала, она в сохранности. Так что вы можете войти прямо в стоп-кадр, и стать Надей после того, как травматический момент закончился. И когда вы окажитесь там, все будет цветным и фильм быстро перемотается назад. Вы когда-нибудь видели, как фильм перематывают назад?" Клиентка: "Да". Терапевт: "И все просто несется задом наперед. Если кто-то в этой сцене уронил яйцо, когда фильм перематывают назад, бесформенная масса подпрыгивает с пола и снова превращается в целое яйцо. Именно это и произойдет. Вы можете уделить все время, которое вам необходимо, чтобы оказаться в конце этой сцены, но помните, что когда фильм начнет перематываться назад, это произойдет очень быстро, так что примерно через секунду вы окажетесь в моменте до того, как что-либо произошло. Это понятно?" Клиентка: "Вы имеете в виду, что я буду внутри фильма, когда он будет перематываться назад?" Терапевт: "Да, именно так. И не останавливайтесь, пока вы не окажетесь в моменте до травматического эпизода". Терапевт внимательно наблюдает за физиологией клиента, чтобы убедиться, что он точно следует инструкциям. Если у терапевта есть какие-либо сомнения, он может проинструктировать клиента, чтобы тот повторил процесс. Терапевт: "Вы оказались в моменте до начала?" Клиентка: "Да". Терапевт: "Хорошо. На этот раз я хочу, чтобы вы сделали то же самое, вошли в сцену в конце, но теперь фильм будет перематываться назад даже еще быстрее". Процесс повторяется до
полного исчезновения негативных симптомов. В результате применения техники «зрительно-кинестическая диссоциация» решаются три задачи. 1. Сознание клиента фиксируется на состоянии безопасности, которое существовало до и после травмирующего аффекта, а не на неприятном опыте. Таким образом, создается позитивная установка. 2. Травмирующий опыт интегрируется в область сознательного и становится доступным для восприятия эго. За счет этого становится возможной выработка новых паттернов поведения («избавление от неприятных переживаний») 3. Происходит дополнительная настройка на состояние «здесь и сейчас», которое оказывает положительный эффект на функционирование эго. В конце терапевтической сессии очень желательно делать проверку на закрепление новой реакции клиента, для того чтобы убедиться в эффективности своих действий. Терапевт: "А теперь, Надя, представьте себе, что собака вошла через ту дверь и подошла прямо к вам. Как вы отреагируете, когда она начнет лаять?" Будет ли это реальный стимул, или воображаемый, или стимул из воспоминаний, по физиологии клиента можно определить, какая у него реакция: фобическая или нормальная. Если фобическая реакция существовала много лет, клиент мог не научиться другим, более разумным способам защиты. Например, если клиент с детства страдал агорафобией, у него, быть может, не было шанса научиться тому, насколько близко можно подходить к краю, чтобы не подвергать себя опасности. Опытный терапевт поможет клиенту прорепетировать разные варианты поведения, чтобы он мысленно приобрел достаточно опыта самозащиты, несмотря на отсутствие старой фобической реакции. Техника «зрительно-кинестическая диссоциация» в целом показывает достаточно хорошие результаты при работе со страхами, фобиями и другими непереносимыми вытесненными аффектами, однако, конечно же, не является панацеей от всех бед. Мировой опыт показывает, что эффективность применения той или иной техники сильно зависит от личностных особенностей конкретного субъекта. Таким образом, в арсенале опытного терапевта-аналитика должно быть как можно больше средств, которые применяются по необходимости и в зависимости от ситуации. Этот подход и обеспечивает эффективность терапии в целом. 1. R.Bandler – «Using Your Brain for a Change» 2. З. Фрейд – «По ту сторону принципа удовольствия» 3. К.Г. Юнг - «Обзор теории комплексов», «Архетип и символ» 4. Д. Калшед «Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа» 5. http://aboutnlp.ru/tech/ веб-ресурс «техники НЛП» |
|
© 2010 |
|