РУБРИКИ |
История развития ЭВМ и практическое применение в обучении |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
История развития ЭВМ и практическое применение в обученииИстория развития ЭВМ и практическое применение в обучении[pic] ДОКЛАД ТЕМА: «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭВМ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ» г. Москва Средняя школа № 536 9 «В» класс Капустников Вячеслав [pic] г. Москва 1996 г. Еще не так давно, всего три десятка лет назад, ЭВМ представляла
собой целый комплекс огромных шкафов, занимавших несколько больших
помещений. А всего и делала-то, что довольно быстро считала. Нужна была
буйная фантазия журналистов, чтобы увидеть в этих гигантских арифмометрах Тогдашняя переоценка возможностей человека объяснима. Что же говорить о современных компьютерах, компактных,
быстродействующих, оснащённых руками - манипуляторами, экранами дисплеев,
печатающими, рисующими и чертящими устройствами, анализаторами образов,
звуков, синтезаторами речи и другими «органами»! На всемирной выставке в Да компьютеры многое могут. Но, конечно, далеко не всё. Прежде
всего, «умные» машины способны эффективно помочь школьнику в учебе. Почему-
то считается, что компьютеры нужны прежде всего на уроках математики,
физики, химии, т.е. при изучении тех наук, которые вроде бы поближе к
технике, а на уроках русского языка достаточно, мол, традиционных Конечно, язык неизмеримо сложнее любой математической, химической
или физической системы условных знаков. Язык охватывает все без исключения
области человеческих знаний, и сами эти знания без него невозможны. Язык -
оформитель и выразитель нашего мышления, а мышление - самое сложное из
всего, что только известно нам, во всяком случае до сегодняшнего дня. Семейство компьютеров - электронных технических приспособлений для
переработки информации - довольно велико и разнообразно. Есть маленькие
счетные устройства - микрокалькуляторы, которые помещаются в наручных
часах, шариковых ручках: крохотные кнопки-числа, которые нужно нажимать
иголкой или остриём карандаша, и несколько операций - четыре действия
арифметики, вычисление процентов, возведение в степень, извлечение корня. Компьютеры побольше - размером с карточку - календарь и такие же
плоские. На них и кнопок никаких нет, и вообще нет никаких движущихся
деталей. Все просто напечатано, а цифры индикатора - на жидких кристаллах. Есть калькуляторы величиной с записную книжку, с книгу среднего формата. Увеличиваются их возможности: аппарат выполняет целый набор сложных алгебраических операций, у него появляется оперативная память, так что работу уже можно легко программировать. Есть даже модели карманных калькуляторов с внешней памятью - целый набор ферромагнитных пластинок, на которых можно записать довольно сложную программу с большим количеством исходных данных. По мере необходимости пластинки вводятся в приемник машинки, она «глотает» их и перерабатывает информацию не хуже, чем первые вычислительные шкафы- мастодонты. А ведь кроха - в кармане помещается! Так незаметно из простого электронного счетчика вырастает
настоящий компьютер с широкими возможностями. И вот уже появляется
настольная ЭВМ с солидной внешней памятью, экраном дисплея и алфавитной
клавиатурой. Это уже персональный, индивидуальный компьютер, возможностей
которого вполне достаточно для работы с языком. А удобства - лучше не
придумаешь: программа записана на небольшой пластинке- дискетке, информация
вводится прямо с клавиатуры, где есть цифры и алфавит (русский или
латинский), все, что вам нужно, высвечивается здесь же на экране дисплея. Есть индивидуальные компьютеры с памятью на компакт-диске. Это небольшой радужно отсвечивающий диск размером с маленькую пластинку для проигрывателя, только «проигрывается» он не с помощью иглы, а с помощью лазерного луча. На одном таком диске умещается столько информации, что если её напечатать в книге, то понадобятся целые тома. Но если возможностей индивидуального компьютера все же не хватает, приходится обращяться к большим ЭВМ. Правда сейчас даже самые мощные ЭВМ - размером с небольшой шкаф или даже тумбу письменного стола. Зато разрослись её «органы», и к одной машине можно подключить десятки дисплеев. Так оборудуется дисплейный класс - на каждом столе установлены управляющая клавиатура и дисплей, а все столы подключены к одной машине. Есть ли преимущества в работе с компьютером по сравнению с работой по учебнику? Судите сами. Прежде всего - и это самое главное - компьютер осуществляет обратную
связь: он может спрашивать и оценивать ваши ответы, может отвечать на ваши
вопросы, контролировать вас, помогать, подсказывать. Ничего этого учебник
не может - он только спрашивает, а как вы отвечаете - ему безразлично. Кроме того, компьютер экономит ваше время: он берет на себя неприятную работу по отысканию нужной информации. Если в учебнике нужно порыться, чтобы найти необходимое, то компьютер сам дает вам все сведения, да ещё и подчеркивает, на что следует обратить особое внимание. Как видим, уже сейчас компьютер на уроке русского языка нужен нисколько не меньше, чем на уроке математики. Хотя, конечно, у той аппаратуры, которая появляется сейчас в школе, есть и существенные недостатки. Например, её немобильность. Учебник взял под мышку и выбирай место для занятий по вкусу: дома, в школе, в библиотеке. А с компьютером будь добр работать только в школе, только в дисплейном классе и только в отведенное время. Плохо, конечно, и то, что компьютер молчун - «разговаривать» с ним
приходится «по переписке» через экран дисплея. Вот если бы компьютер
понимал нашу речь, да ещё и сам бы говорил! А ведь это пожелание не так уж
и фантастично. Ещё несколько лет назад был выпущен удивительный компьютер. Сейчас разрабатывается основательный вариант «карманного учителя». До сих пор мы беседовали с вами по сути дела о кмпьютеризации учебника, о том, как приспособить компьютер к сложившейся практике изучения языков, как обрядить старое содержание в модную «электронную форму». А ведь современный компьютер - это принципиально иное техническое средство обучения, чем привычные магнитофоны, проекторы или даже видеомагнитофоны. Принципиальная разница вот в чем. Все без исключения технические средства обучения являются пассивными, однонаправленными, демонстрационными. Они способны лишь демонстрировать образцы речи или видеосюжеты, нисколько не заботясь о нас, не поддерживая с нами никакой обратной связи. Нужна ли их информация, понятна ли, усвоена ли нами - им нет до этого никакого дела. Строго говоря это вовсе не средства обучения, а средства демонстрации, иллюстрирования. Компьютер с дисплеем и синтезатором речи - первое техническое средство именно для обучения. Это и демонстратор, и информатор, и учитель, и советчик, и собеседник и даже партнёр по обучению. Он активно работает с нами, не только поддерживая обратную связь, но и вызывая нас на неё. Аппаратуру с такими свойствами было бы неразумно использовать лишь как подсобное дополнение к учебнику. Она способна на большее. В идеале компьютер должен вести диалог с учебником на нормальном, естественном, живом русском языке. Технические возможности для этого есть уже сейчас: компьютер умеет говорить и слушать. Но он не способен понять сказанное или хотя бы имитировать понимание. Вот это и есть основная проблема современной кибернетики, от решения которой будет зависеть её дальнейшее развитие. |
|
© 2010 |
|