РУБРИКИ

Доклад: Религия и человек

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Доклад: Религия и человек

Доклад: Религия и человек

Структура религии.

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке

таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех

ученых котоые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое

религия, то в большинстве случаев он ответит: ‘’Вера в Бога.’’

Слово ‘’религия’’ буквально обозначает, связывание, запрягание, повторное

обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало

привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это

слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и

политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому

термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое

верование).

Слово ‘’религия ‘’ вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало,

что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная

система.

Религия может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии

человека, с исторической, социальной, с какой угодно, но определение этого

понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания

существования или несуществования высших сил, т. е. Бога или богов.

Религия — очень сложное и многоплановое явление. По­пытаемся выделить ее

главные элементы.

1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Верующим может быть

человек образованный, много знаю­щий, но может быть и не имеющий никакого

образования. По отношению к вере первый и второй будут равны. Вера, идущая от

сердца, многократно ценнее для религии, чем идущая от разума и ло­гики! Она

предполагает в первую очередь религиозное чув­ство, настроение, эмоции. Вера

наполняется содержанием и питается от религиозных текстов, изображений

(например, икон), богослужений. Важную роль в этом смысле играет об­щение

людей, так как представление о Боге и «высших силах» может возникнуть, но не

сможет быть облечено в конкретные образы и систему, если человек находится в

изоляции от со­общества себе подобных. Но подлинная вера всегда проста, чиста

и обязательно наивна. Она может рождаться стихийно, интуитивно, из созерцания

мира.

Вера вечно и неизменно пребывает с человеком, но в про­цессе общения верующих

людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется.

Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия

и атрибуты (свойства) и появляется возможность общения с Ним или с ними,

утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных

истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и

священства.

Вера всегда была и остается важнейшим свойством чело­веческого сознания,

важнейшим способом и мерилом его ду­ховной жизни.

2. Наряду с простой чувственной верой может существо­вать и более

систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность

принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или

Боге, об отношениях Бога и мира. Бога и человека, о правилах жизни и

поведения в обществе (этики и морали), о церковном искус­стве и т.п.

Создатели религиозного учения — специально об­разованные и подготовленные

люди, многие из которых обла­дают особыми (с точки зрения данной религии)

способностями общаться с Богом, получать некую высшую информацию,

не­доступную остальным. Религиозное вероучение создается философами

(религиозная философия) и теологами. В русском языке может при­меняться

полный аналог слова «теология» — богословие. Если религиозные философы

занимаются наиболее общими вопро­сами устройства и функционирования божьего

мира, то бого­словы излагают и обосновывают конкретные аспекты данно­го

вероучения, изучают и толкуют священные тексты. Богословие, как и всякая

наука, имеет отрасли, например, нравственное богословие.

3. Религия не может существовать без какой-либо религи­озной деятельности.

Миссионеры проповедуют и распрос­траняют свою веру, теологи сочиняют научные

труды, препо­даватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень

религиозной деятельности — это культ (с лат. возделыва­ние, уход, почитание).

Под культом понимается вся совокупность действии, которые совершают верующие

с целью покло­нения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это

обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

Обряды и другие культовые действия могут быть магичес­кими (от лат.-

чародейство, колдовство, волшеб­ство), т.е. такими, с помощью которых особые

люди или слу­жители культа пытаются таинственным, непознаваемым способом

воздействовать на окружающий мир, на других лю­дей, изменить природу и

свойства тех или иных предметов. Иногда говорят о «белой» и «черной» магии,

то есть колдов­стве с привлечением светлых, божественных сил и темных сил

дьявола. Однако магические колдовские действия всегда осуждались и осуждаются

большинством религий и церквей, где считаются «происками нечистой силы».

Другая разновид­ность культовых действий — символические обряды (от гр.

зилЬоюп — условный вещественный опознавательный знак), которые только

изображают или имитируют действия ка­кого-либо божества с целью напоминания о

нем.

Можно выделить также определенную группу обрядов и других религиозных

действий, которые явно не относятся к колдовству или волшебству, но, с точки

зрения верующих людей, содержат сверхъестественный, таинственный и

непо­стижимый элемент. Они обычно направлены на то, чтобы «раскрыть Бога в

себе самом», соединиться с ним путем «ра­створения в Боге» собственного

сознания. Такие действия обычно называют мистическими (от гр. ггизикоз —

таин­ственный). Мистические обряды могут воздействовать не на всех, а только

на посвященных во внутренний смысл данного религиозного учения. Элементы

мистики присутствуют во многих религиях, в том числе и великих мировых.

Некоторые религии (как древние, так и современные), в учении которых

преобладает мистический элемент, религиоведы так и называ­ют — мистическими.

Для того, чтобы осуществлять культ, необходимы церков­ное здание, храм (или

молитвенный дом), церковное искусст­во, предметы культа (утварь, облачения

священства и т.п.) и многое другое. Для совершения культовых действий в

боль­шинстве религий требуются специально подготовленные свя­щеннослужители.

0ни могут восприниматься как носители особых свойств, приближающих их к Богу,

например обладать божественной благодатью, как православные и католические

священники (см. темы VI, VII, IX, X), а могут быть и про­сто организаторами и

руководителями богослужений, как в протестантизме или исламе (см. темы VIII,

XI). Каждая ре­лигия разрабатывает свои правила отправления культа. Один

культ может быть сложным, торжественным, детально утвер­жденным, другой —

простым, дешевым, а возможно и допус­кающим импровизацию.

Любой из перечисленных элементов культа — храм, пред­меты культа, священство

— может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где

культу придается столь малое значение, что он может быть практически

неза­метен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно вели­ка: люди,

осуществляя культ, общаются друг с другом, обме­ниваются эмоциями и

информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи,

слушают молитвен­ную музыку, священные тексты. Все это на порядок

увеличи­вает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении

высшей духовности.

4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди

объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями* (необходимо

отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в

значении цер­ковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не

религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат.

прилагательного сопГеззюпаПз — церков­ный, вероисповедальный). В русском

языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят,

на­пример, «человек православного вероисповедания»).

Смысл и суть объединения верующих по-разному понима­ются и трактуются в

разных религиях. Например, в православ­ном богословии церковь — это

соединение всех православных:живущих ныне, а также уже умерших, т. е.

пребывающих в «жизни вечной» (учение о видимой и невидимой церкви). В этом

случае церковь выступает в качестве некоего вневре­менного и

внепространственного начала. В других религиях под церковью понимается просто

объединение единоверцев, признающих определенные догматы, правила и нормы

пове­дения. Некоторые из церквей делают акцент на особую «по-священность» и

изолированность своих членов от всех окру­жающих, другие, наоборот, открыты и

доступны для всех.

Обычно у религиозных объединений существует организа­ционная структура:

органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия

и т.п.), монаше­ство со своей специфической организацией; иерархия

(сопод­чинение) духовенства. Существуют религиозные учебные за­ведения,

готовящие священников, академии, научные подразделения, хозяйственные

организации и т.п. Хотя все пе­речисленное абсолютно не обязательно для всех

религий.

Церковью обычно именуют крупное религиозное объеди­нение, имеющее глубокие

духовные традиции, проверенные временем. Отношения в церквях упорядочены

веками, зачас­тую в них имеется деление на священнослужителей и простых

мирян. Последователей у каждой церкви, как правило, очень много, в основной

своей массе они анонимны (т.е. учет церко­вью не ведется), их религиозная

деятельность и жизнь посто­янно не контролируется, за ними остается

относительная сво­бода мыслей и поведения (в рамках учения данной церкви)*.

От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную

окраску, хотя в буквальном переводе с гре­ческого оно означает всего лишь

учение, направление, школа. Сектой может являться оппозиционное течение

внутри какой-либо церкви, которое может превратиться со временем и в

гос­подствующее, а может бесследно исчезнуть. На практике сек­ты понимаются

более узко: как группы, складывающиеся вокруг

какого-либо лидера-авторитета. Они отличаются замкнутостью,изолированностью,

строгим контролем за своими членами, рас­пространяющимся не только на их

религиозную, но и на всю частную жизнь. Бывает, что секты требовали и требуют

права на имущество своих последователей, превращают последних в постоянных

профессиональных миссионеров и вербовщиков новых членов секты.

С каких позиций изучают религию.

Может ли существовать объективная и беспристрастная наука, а вслед за ней и

учебная дисциплина, изучающая рели­гию? Не спешите говорить «да» или «нет»:

этот вопрос не имеет однозначного ответа.

Среди научных подходов к изучению религии выделяются три:

1. Конфессиональный (от лат. сопГеззюпаИз — церков­ный, вероисповедальный),

т.е. религиозный. Так как ученые, придерживающиеся такого подхода,

принадлежат к конкрет­ным конфессиям (церквям, религиям), то они, выстраивая

картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные ре­лигиозные учения,

имеют своей конечной целью утвердить ис­тинность своей религии, доказать ее

превосходство над дру­гими. Иногда бывает так, что, рассматривая историю

религий

как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о

«своей» религии, считая, что она должна рас­сматриваться отдельно, вне общего

течения истории, по осо­бой методологии. Такой подход можно назвать еще

апологе­тическим (от гр. аро1о§е11коз — защитительный).

2. Атеистический или натуралистический*, рассмат­ривающий веру людей в Бога

как ошибку, временное, прехо­дящее, но занимающее определенное место в

истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама

религия, сколько история ее изживания в человеческом созна­нии. Как правило,

исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание

социальной, экономи­ческой, политической стороне религиозной жизни, тонкости

же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже

отвлекают и раздражают как что-то незначитель­ное и даже смешное**.

3. Феноменологический (от гр. рЬашотепоп — явление, данность) подход, с точки

зрения которого религия описыва­ется и изучается вне связи с проблемой бытия

или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее

можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологичес­ком изучении религий

сыграли историки культуры, археоло­ги, этнографы, искусствоведы, т.е. все

исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с

религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее вре­мя. Их может

интересовать историческая роль церкви, кото­рую они считают на каких-то

этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и

прогрессивной , либо нейтральной к нему.

Все эти подходы имеют свои слабые и сильные стороны, но не следует думать,

что они так уж непримиримы. Ученые историки, этнографы, культурологи,

принадлежащие ко всем трем группам, создали замечательные и очень ценные

труды, которые помогут нам при изучении курса.

Вам следует четко осознать, что существуют две различ­ные вещи: изучение

религии и обучение религии. Данный учебный курс предполагает именно изучение

религии. Но это абсолютно не противоречит тому, чтобы и вы обучались

кон­кретной религии. А обучаться ей можно в воскресных школах, в церкви, у

священнослужителей и проповедников. Идти или не идти к ним — это дело вашего

свободного выбора, вашей совести.

Роль религии в жизни человека и общества.

Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших

факторов человеческой истории. Можно, в за­висимости от ваших взглядов,

утверждать, что человек без ре­лигии не стал бы человеком, можно (и это тоже

существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее

че­ловек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность че­ловеческой

жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и госу­дарств неодинакова.

Достаточно сравнить двух человек: одно­го — живущего по законам какой-либо

строгой и изолирован­ной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и

абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными

обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим,

ислама), другие предла­гают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и

во­обще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих рели­гия может

находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же

стране может менять­ся. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии отнюдь не

одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих

правилах поведения и кодексах морали. Ре­лигии могут объединять людей либо

разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к

бездей­ствию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и

развитию искусства и в то же время ограничи­вать какие-либо сферы культуры,

накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии

все­гда необходимо рассматривать конкретно как роль данной ре­лигии в данном

обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной

группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свой­ственно выполнять по

отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов,

взглядов, идеалов и убеждений, объясняет чело­веку устройство мира,

определяет его место в этом мире, ука­зывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду,

духовное удовлетворение, опору. Совер­шенно не случайно люди чаще всего

обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне

меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и

справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не

обра­щая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Ко­нечно, доброе

начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому

пути религиозные авторите­ты сами чисты душой, нравственны и стремятся к

идеалу.)

В-четвертых, религия управляет поведением человека че­рез свою систему

ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на

большие сообщества и це­лые государства, живущие по законам данной религии.

Конеч­но, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой

религиозно-нравственной системе не всегда

удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от

безнравственности и преступности. Это печаль­ное обстоятельство есть

следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы

последователи мно­гих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).

В-пятых, религии способствуют объединению людей, по­могают складыванию наций,

образованию и укреплению госу­дарств (например, когда Русь переживала период

феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших дале­ких

предков объединяла не столько национальная, сколько ре­лигиозная идея — «все

мы — христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к

разделению, распа­ду государств и обществ, когда большие массы людей

начина­ют противостоять друг другу по религиозному принципу. На­пряженность и

противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется

новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с

протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).

Среди последователей разных религий периодически воз­никают крайние течения,

члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно

исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими

ме­тодами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный

экстремизм (от лат. ехп-етиз — крайний), к сожалению, остается и в XX в.

довольно распространенным и опасным явлением — источником общественной

напряжен­ности.

В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняю­щим фактором духовной

жизни общества. Она сберегает об­щественное культурное наследие, подчас

буквально преграж­дая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно

неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой

город или в чужую страну, вы навер­няка одним из первых мест посетите храм,

который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само

слово «культура» восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний

спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью

культуры (сре­ди философов бытует и та, и другая точка зрения), но

совер­шенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности

лежали в основе многих сторон творческой деятель­ности людей, вдохновляли

художников. Конечно, в мире су­ществует и светское (внецерковное, мирское)

искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церков­ное

начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны

(правила) мешали самовыражению. Фор­мально это так, но, если проникнуть в

глубину столь непрос­того вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее

и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его

самовыражению.

Философы предлагают четко различать два понятия: куль­тура и цивилизация,

относя к последней все достижения на­уки, техники, расширяющие возможности

человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ

жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое мож­но употребить во

благо, а можно превратить в средство убий­ства: в зависимости от того, в чьих

руках оно находится. Куль­тура, как медленная, но могучая река, вытекающая из

древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с

цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, — один из

главных факторов, который предохра­няет человека и человечество от распада,

деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели — то есть

всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.

Таким образом, религия выполняет в истории созидатель­ную культурную функцию.

Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в

конце IX в.

Христианская культура с многовековыми традициями утвер­дилась и расцвела

тогда в нашем Отечестве, буквально пре­образив его.

Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из

человеческой истории можно извлечь и совершен­но противоположные примеры. Вы,

вероятно, знаете, что пос­ле утверждения христианства государственной

религией Рим­ской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было

разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению

и закреплению определенных обще­ственных порядков, традиций и законов жизни.

Так как рели­гия более консервативна, чем любой другой общественный институт,

она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и

покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.) Если вы

помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение

консерватизма, у его истоков стояли деятели церк­ви. Религиозные партии

находятся, как правило, в правой ох­ранительной части политического спектра.

Их роль в каче­стве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным

преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность

очень нужны сейчас и нашему Отечеству...


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.